Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. И. Горский-Платонов. Фотография. Нач. XX в. Павел Иванович (2.01.1835, Москва - 21.10.1904, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), библеист, гебраист. В 1854 г. окончил Вифанскую ДС, в 1858 г.- МДА со степенью магистра (1-й магистр курса) за соч. «История Тридентского Собора». Оставлен в академии бакалавром по классу Свящ. Писания, преподавал древнеевр. язык. С окт. 1867 г. экстраординарный профессор древнеевр. языка и библейской археологии, с 7 нояб. 1883 г. заслуженный экстраординарный профессор. С 28 апр. 1878 по 17 окт. 1886 г. инспектор МДА. В 1895 г. ушел в отставку, в 1899 г. избран почетным членом МДА. Занимался составлением древнеевр. лексикона, к-рый не был опубликован. Участвовал в переводческой деятельности академии, в 1862-1867 гг. провел основную работу для перевода Псалтири на рус. язык: сличение имеющихся переводов, новый перевод 2-й ч., начиная с 75-го псалма. В 1876 г. в С.-Петербурге участвовал в III Международном съезде ориенталистов. С 1884 по 1891 г. принимал активное участие в издании «Прибавлений к Творениям святых отцов в русском переводе» , был одним из инициаторов учреждения при МДА ежемесячного ж. «Богословский вестник» , с 1 янв. 1892 по апр. 1893 г.- первым редактором журнала. Являлся автором научных исследований в области древнеевр. языка и библейской археологии, полемических и публицистических статей, много занимался переводами, комментировал переведенные им тексты и анализировал труды др. переводчиков. Подверг критике сочинения архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский) по библеистике, считая их компиляцией исследований зап. ученых. На страницах ж. «Православное обозрение» дискутировал с Владимирским еп. свт. Феофаном (Говоровым) , отстаивал достоинства древнеевр. текста ВЗ как основы для перевода. Ст. Г.-П. «Голос старого профессора по делу профессора А. П. Лебедева с покойным профессором о. протоиереем А. М. Иванцовым-Платоновым» (М., 1900; то же: Лебедев А. П. Из истории Вселенских соборов IV и V вв. СПб., 2004. С. 301-349) явилась своеобразным подведением итогов его академической деятельности, содержала рассказ о внутренней жизни МДА в 50-90-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/166271.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Введенский. Фотография. 1911 г. Алексей Иванович (14.05.1861, г. Серпухов Московской губ.- 23.02.1913, Москва), богослов, историк философии. Из семьи священника. Окончил Волоколамское ДУ, затем Вифанскую ДС. В 1882-1886 гг. учился в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 25 авг. 1886 г. назначен преподавателем лат. языка в Вологодскую ДС. В 1887 г. избран советом МДА на кафедру истории философии в должности исполняющего обязанности доцента (с сент. 1891 доцент). В 1891 г. защитил магист. дис. «Вера в Бога, ее происхождение и основания» (М., 1891). В 1892 г., после смерти проф. В. Д. Кудрявцева-Платонова , В. занял в МДА кафедру метафизики и логики. 23 февр. 1892 г. был избран экстраординарным профессором МДА, с янв. 1905 г. ординарный профессор МДА, с 24 окт. 1912 г. заслуженный ординарный профессор. В 1906-1913 гг. член правления МДА. В 1909-1910 гг. представитель МДА в комиссии при Святейшем Синоде по разработке нового устава духовных академий. С 1911 г. читал также лекции в Московском педагогическом ин-те. Отпевание В. 27 февр. 1913 г. в московском храме во имя свт. Василия Великого возглавили Серпуховской еп. Анастасий (Грибановский) и ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . В. похоронен на Миусском кладбище в Москве. Религиозно-философское мировоззрение В. было основано на принципах рус. духовно-академической традиции (прот. Ф. А. Голубинский , Кудрявцев-Платонов и др.) и ориентировано на синтез богословского и философского знания. Ученый полагал, что философия каждого народа представляет собой раскрытие его религ. представлений. В понимании религ. сущности философского познания он был близок к идеям Вл. С. Соловьёва и рус. религ. философов нач. XX в. (прот. Сергия Булгакова , свящ. Павла Флоренского и др.). По мнению свящ. П. Флоренского, для В. церковная наука - это «величественный идеал духовного опознания всей действительности», «цельное жизнепонимание, опирающееся на начала церковности» (Собр. соч. в 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 190).

http://pravenc.ru/text/149991.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Ф. Каптерев. Фотография. Нач. ХХ в. Николай Федорович (8.07.1847, с. Клёново Подольского у. Московской губ.- 31.12.1917, посад Сергиевский Дмитровского у. Московской губ., ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), церковный историк. Род. в семье священника ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Клёнове. Фамилия К. «восходит к греческому прозвищу Кафтор одного из уроженцев Македонии, который приехал в Москву около 1688 года и жил здесь «своим двором» под именем Егора Иванова сына Каптерева (по переписи 1708 года греков, живших в Москве)» ( Каптерева-Шамбинаго. 2006. С. 17). К. окончил Звенигородское ДУ, в 1868 г.- Вифанскую ДС, был направлен в МДА, к-рую окончил в 1872 г. 3-м магистрантом. Ректор МДА прот. А. В. Горский предложил Совету академии оставить К. приват-доцентом кафедры рус. церковной истории. Тему магистерской работы К. «Светские архиерейские чиновники в Древней Руси» предложил проф. Е. Е. Голубинский . Защита магистерской диссертации состоялась 15 окт. 1873 г. на 1-м в истории МДА публичном диспуте (по новому уставу 1869 г.). Офиц. оппонентами были Голубинский и проф. В. О. Ключевский , неофициальным - проф. П. С. Казанский . К. исследовал явление, характерное исключительно для допетровской России,- управление подчиненным архиерею духовенством через светских чиновников: владычных бояр и детей боярских. К. отметил появление светских архиерейских чиновников на Руси в XIII в., описал формирование этой прослойки из людей, свободно поступавших на службу, выделил их разряды, отметил роль Стоглавого Собора в положении этой категории служилых людей (после Собора царь назначал бояр к архиереям из числа чиновников царского двора), проследил постепенную ликвидацию такого порядка управления духовенством. Основные положения работы К. выдержали испытание временем (см.: Флоря Б. Н. Отношения государства и Церкви у вост. и зап. славян: (Эпоха средневековья)// Он же. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 92-101, 114-116).

http://pravenc.ru/text/1470365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Никон (Пурлевский). Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. (Пурлевский Николай Александрович; 5.02.1886, Житомир Волынской губ.- 9.01.1938, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Из семьи чиновника. Сын статского советника А. Н. Пурлевского, управляющего губ. Палатой гос. имуществ. Брат еп. Омского Фотия (Пурлевского) . Сильное влияние на Н. Пурлевского оказало знакомство с Волынским и Житомирским еп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит). По окончании Житомирской 1-й гимназии поступил в Волынскую ДС, к-рую окончил в 1906 г. по 1-му разряду. В том же году поступил в КазДА. 18 окт. 1907 г., во время учебы в академии, пострижен в монашество с именем Никон. 25 мая 1910 г. рукоположен во иерея. В том же году окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Святейший патриарх Никон как церковный деятель». 16 авг. 1910 г. назначен преподавателем Житомирского пастырского училища. Одновременно был преподавателем Волынской ДС в Житомире. С 3 нояб. 1911 г. состоял помощником смотрителя Кременецкого ДУ Волынской епархии, с 23 авг. 1913 г.- смотрителем Бельского ДУ Смоленской епархии. 12 авг. 1914 г. назначен помощником начальника Пастырской миссионерской семинарии при Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Таврической епархии. С 11 нояб. 1916 г. служил инспектором Вифанской ДС Московской епархии. В 1918 г., после закрытия семинарии, назначен наместником Донской иконы Божией Матери московского монастыря . В этот период Н. был одним из ближайших помощников патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина). 14 апр. 1920 г. патриарх Тихон возглавил хиротонию Н. во епископа Рыльского, викария Курской епархии. В 1921 г. (по др. данным, в 1920) Н. был назначен епископом Белгородским, викарием Курской епархии. В янв. 1921 г. отказался подписать протокол об изъятии мощей свт. Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского и был за это избит чекистами.

http://pravenc.ru/text/2577555.html

Мои родные Ивановские, не находя удобным посетить меня, но желая, между тем, видеть меня в новом украшении, просили сделать фотографический портрет и прислать им. Надобно было удовлетворить столь естественному желанию ближайших родных. Подобного желания, думаю, не чужды и вы, и потому, посылая при сем мой портрет и несколько карточек, надеюсь доставить вам некоторое удовольствие; портрет собственно для вас, а карточки разделите между детьми. Не могу не поделиться с Вами и избытками моего достояния. Посылаю Вам вместе с сим 200 рублей». 11-го числа писал мне из Москвы Ив. Ив. Четвериков: «Для 25ти церквей Витебской епархии в память Матфия Ивановича Титова назначено послать вашему преосвященству: 25 Потиров с принадлежностями. 25 Дарохранительниц. 25 Дароносиц. 25 Водосвятных чаш. 25 Всенощных блюд. 25 Кадил. Что уже заказано и будет послано в сентябре месяце». 14-го июля совершилось в Москве в Ставропигиальном Донском монастыре торжество, сходное по существу, но далеко неодинаковое по форме, по внешней обстановке, с торжеством, бывшим 5-го августа минувшего 1867 г. в Троицкой Сергиевой Лавре 113 . Разумею празднование пятидесятилетия архиерейства, управлявшего означенным монастырем, члена Св. Синода, Преосвященного Архиепископа Евгения. Преосвященный Евгений (Казанцев) священнический сын, род. в селе Беляницыне Юрьевского уезда Владимирской губернии 30 июля 1778 г. Оставшись 5ти лет сиротою, лет десяти отдан был в Троицко-Сергиевскую Семинарию и кончил в ней учебный курс в 1800 году. По окончании курса, был учителем и затем профессором в Новоучрежденной митрополитом Платоном Вифанской Семинарии; в 1808 г. вместе с иеродиаконом Филаретом (в последствии Митрополитом Московским) вызван был в Петербург и определен в новооткрытую там Дух. Академию Инспектором; в 1810 г., по ходатайству митрополита Платона, возвращен был назад и назначен Ректором Вифанской Семинарии. В 1818 г., 14-го июля, рукоположен был в Московском Большом Успенском Соборе архиепископом Августином 114 во Епископа Курского; в 1822 г. был переведен на кафедру Псковскую с саном Архиепископа; оттуда в 1825 г. перемещен в Тобольск; из Тобольска в 1832 г. в Рязань; из Рязани в 1837 г. в Ярославль. 24-го декабря 1853 г., по причине слабости зрения, уволен на покой с званием члена Св. Синода и с назначением присутствовать в Московской Синодальной Конторе, и вместе с тем управлять Ставропигиальным Донским монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—219— ховной Академии воспитанник Иркутской Духовной Семинарии Прокопий Летяев, также не изучавший в Семинарии греческого и латинского языков. При сем препровождаются документы Бунтина: аттестат от 25 мая 1907 г. за 469, свидетельство об отсрочке отбывания воин. повинности от 19 июня того же года 697, метрическая выпись о рождении от 18 декабря 1899 г. за 165, а также медицинское свидетельство, подписка и фотографическая карточка Бунтина». г) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что все лица, явившиеся для поступления в состав нового академического курса по собственному желанию, в качестве волонтеров (44 студента духовных семинарий, из коих: 1 иеромонах, 16 семейных священников, 1 семейный диакон и 1 (студент Вифанской духовной семинарии Валентин Смородин) семейный псаломщик, давший письменное обязательство по выдержании приемных испытаний принять священный сан; кроме них: состоявшие в минувшем учебном году вольными слушателями академических лекций 2 воспитанника классических гимназий и 2 воспитанника реальных училищ, представившие удостоверения от Правлений Вифанской и Волынской духовных семинарий об успешном выдержании ими при означенных семинариях испытаний по всем богословским предметам семинарского курса учения, и 2 сербских уроженца, окончившие курс Призренской семинарии, – иеромонах Ириней Вуянович и священник Савва Иванович – на основании разрешительных указов Святейшего Синода от 6 апреля и 15 мая сего 1907 года за 4105 и 5655), были допущены им к приемным испытаниям. – Последние, согласно определениям Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186 и 27 февраля 1907 года за 1275, произведены были, в пределах семинарского курса, – по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета (как двум отдельным предметам), догматическому богословию, всеобщей церковной истории (до разделения церквей) и по одному из древних языков, по выбору экзаменующихся. – Независимо от сего экзаменующиеся писали на заданные темы сочинения по основному богословию, философии и поучение. – От испытания по одному из древних языков освобождены были: рекомендованный

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1830 г. курс обучения в семинарии состоял из низшего, среднего и высшего отд-ний, в к-рых преподавались словесность, всеобщая история, греч., лат., древнеевр., нем. и франц. языки, математика, физика, философские и богословские науки, библейская и церковная история. Изменения в системе духовного образования, проведенные в 1840 г. по инициативе обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова , привели к усилению церковно-исторических дисциплин и придали семинарскому образованию более практическое направление. Однако все это не изменило радикально обучение в В. с., поскольку в ней, согласно еще инструкции митр. Платона, и ранее большое внимание уделялось истории. Исключение из преподавания философии компенсировалось тем, что на уроках лат. языка учащиеся переводили «философские системы». Начиная с 1840 г. преподавание велось на рус. языке. Реформа, начатая после принятия нового устава духовных семинарий в 1867 г., вновь едва не привела к закрытию В. с. Состояние ее зданий не соответствовало предъявляемым требованиям, средств на реконструкцию не было. Кроме того, в 60-х гг. уменьшилось количество приходов и на нек-рое время вообще отпала нужда в новых священнослужителях. На съезде московского духовенства 30 авг. 1869 г. обсуждался вопрос о необходимости сохранения В. с. Заступничество выпускников семинарии и рядовых граждан спасло ее от закрытия. Большую роль в сохранении В. с. сыграло ее значение для подготовки сельского духовенства. Семинарский корпус. 1829 г. Фотография. 2004 г. Семинарский корпус. 1829 г. Фотография. 2004 г. До 1872 г. в В. с. выпуски проходили раз в 2 года. В 1870/71 г. произошел переход к учебным программам с 6 одногодичными курсами. К 70-м гг. число учеников в В. с. уменьшилось (в 1878 - 249 воспитанников). В 1886 г. в соответствии с уставом духовных семинарий 1884 г. при В. с. открылась образцовая начальная школа. На жизни В. с. отразились революционные события 1905-1907 гг. Представители семинарии присутствовали на нелегальном Всероссийском общесеминарском съезде (Москва, 25-27 дек. 1906). В апр. 1907 г. учащиеся В. с. подписали петицию против распоряжения правления семинарии об увольнении неск. учеников. В ответ в семинарии было проведено массовое отчисление студентов, выпуск 1908 г. не состоялся.

http://pravenc.ru/text/158878.html

Вторая дочь Нечаева, Анастасия, была замужем за профессором А. П. Лебедевым . 20 октября 1889 г. Касицын принял на себя редактирование и издание журнала «Душеполезное чтение». Был действительным членом Общества любителей духовного просвещения (с 1892) и одним из видных представителей московского духовенства (Протоиерей Д. Ф. Касицын (Некролог)//Моск. ЦВед. 1901. 50, 16 дек. С. 594–595). Глубоковский написал рецензию на изданный в 1902 г. в Москве «Сборник статей» Д. Ф. Касицына (ЦВ. 1902. 25, 20 июня. Стб. 778–779). 386 Глубоковский Н. Н. По поводу письма проф. Н. И. Субботина ... С. 9. Глубоковский подробно рассказал о нескольких своих попытках получить место в Вифанской семинарии (Там же. С. 9–13). Как первый магистрант он имел преимущества при определении на службу в духовном ведомстве: получение места в семинарии в академических центрах или поблизости. 387 Лебедева Анастасия Васильевна (19 нояб. 1859–15 февр. 1945), дочь протоиерея Василия Петровича Нечаева и его жены Варвары Никифоровны (28 нояб. 1833–18 нояб. 1887), которая в свою очередь была дочерью протоиерея Никифора Ивановича Потапова и его жены Ирины Александровны, сестры известного профессора Федора Александровича Голубинского. Таким образом, А. В. Лебедева была внучатой племянницей Ф. А. Голубинского и двоюродной племянницей профессора Д. Ф. Голубинского . Она была замужем за Лебедевым с 17 апреля 1877 г. (Глубоковский H. H. Из ненапечатанного архива... С. 168–169). 389 ОР РГБ. Ф. 249. М. 4198. 6. Письмо от 8 авг. 1909 г. Впоследствии Розанов оставил следующую запись, сделанную после визита к Глубоковскому (на фотографии от 1 июля 1914 г.): «...Кухарка сбежала, и он ставил самовар, я толокся около него, и мы болтали. Никто не знает нравственного чуда, а оно таково: когда я пришел, и мы оглядывали квартиру, из спальни донеслась веселая шансонетка или «Волузях». Он сказал: «Жена не одета, сейчас оденется, выйдет». И она вышла, едва поздоровалась, и продолжала напевать шансонетку. Она сумасшедшая: но он ее (привычка и постепенность) принимает за «нервно-расстроенную», и живет одиноко и глухо много лет с сумасшедшей, лет 45 женщиной, которая, разочаровавшись в муже, кажется его профессор – кажется Лебедев – перешла к нему жить. И он чтит и Лебедева и ее, почтил его память () и бережет и сторожит ее. Она была вся раздетая, когда вышла. И вот «любовник любовницы», скольких мужей он чище и выше!!!. Господь И. Христос его встретит и обнимет» (Цит. по: Ломоносов А. О письмах ближних и дальних//Роман-газета XXI век. 1999. 6. С. 83).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Хорошо помню крохотную комнатку, бывшую комнату прислуги, в коммунальной квартире на четвертом этаже 4-го Дома Совета по проспекту Красной Армии, где Волков жил до самой своей смерти. Это была настоящая келья – четыре метра в длину и около двух метров в ширину. Дверь из коридора открывалась направо и внутрь, упираясь в полки с книгами. По правой стене стеллажи тянулись почти до окна, оставляя место лишь для крохотного столика, на котором стояла лампа со стеклянным зеленым абажуром, чернильница и вазочка с карандашами. Тут же лежали стопки тетрадей, книги, а позднее стояла еще и старая пишущая машинка со сбитым шрифтом, появлению которой особенно радовался хозяин. Над столиком висели фотографии П.А. Флоренского, с семьей которого Волков был дружен и близок, С.И. Огнёвой, несколько фотографий друзей молодости – А.П. Дурнова, В.П. Жалченко с С.А. Волковым на берегу Вифанского пруда, портрет А.С. Пушкина... Слева от входа стояла узкая железная кровать, едва втиснувшаяся между стеной и притолокой двери, застеленная тонким шерстяным одеялом. Она упиралась в секретер карельской березы, откидная крышка которого служила хозяину и его редким гостям обеденным столом. За секретером оставалось место только для узкого и высокого шкафа. Справа, в его большом отделении, висел выходной костюм и несколько рубашек; полки слева были заняты бельем, скудной обеденной посудой, но больше книгами, которые не предназначались для глаз случайных посетителей: Ф. Ницше, Л. Шестов, Н. Бердяев , М. Гершензон, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Д. Философов, Р. Штейнер, Е. Блаватская, В. В. Розанов . ам же лежали тоненькие книжечки стихов Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама и Вяч. Иванова. Над кроватью, в изголовье, висели гравюра Хиросиге из серии «Виды города Эдо», несколько рисунков карандашом и маслом его учеников, в том числе изображавший А.С. Пушкина в Тригорском, и цветные репродукции П. Гогена из «Ноа-ноа», изданного Я. Тутенхольдом. А на секретере, на столе в вазах и между стекол окна зимой цвел осенний сад из красных и желтых листьев, которые хозяин так любил собирать во время прогулок, сушить и закладывать в книги вместе с лепестками цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

О. наместник вчера призывал Кирилла 290 и объявил ему о Вашем предложении, допросив его, как он знает Вас и входил ли в предварительные сношения? Не знаю переписывался ли о. наместник с Владыкою, но как бы не оскорбился Владыка, если Вы без него будете брать иеромонаха. Никодиму 291 пришло уже назначение в Ректоры семинарии Вифанской, а Сергию 292 в инспекторы Московской семинарии. Кудрявцев воротился из Петербурга, но ещё в Москве. Наследник подарил ему фотографический свой портрет с надписью: „в память наших занятий в 1861 г. Николай“. Обещался летом быть в академии нашей. Уроки его по разным отраслям военным и юридическим будут ещё продолжаться долго. Митрополит утвердил в Москве существование публичной епархиальной библиотеки. Опасаясь отобрания денег, обещал дать академии на её нужды 10,000, ещё на издание Богословского Словаря тысяч 10 и ещё отделить на премию сумму. Московское дворянство имеет открытые прения в зале собрания, куда допускаются и посторонние. Говорят все резко. Ждали, что в четверг после речи Безобразова 293 о конституции и возвращении всей земли в собственность дворянству, закроют собрания дворян. Собственно выбора в председатели ещё не было до сих пор. На университетский праздник митрополита и викария только накануне пригласили письмом по городской почте. Митрополит сказал, что обер-прокурором будет или Ахматов или Урусов. А если оба они не согласятся, то Исаков 294 , но что он желал бы видеть обер-прокурором первого. 1862 г., января 22. Митрополит не признал доказательными обвинения на Ректора и инспектора, возводимые Порфирием 295 . Действия Нектария не одобрены не только в Дивеевой, где Иоасаф 296 , покровительствуемый, им выставлен виновником разврата, но и в Ардатовой, тоже женской общине, где он без причины хотел сменить начальницу-учредительницу и поставить на её место Уфимскую игуменью, выгнанную оттуда Антонием. Не знаю, какая партия одерживает верх в дворянстве, кажется ретроградная. Уездным предводителем Московского дворянства избран Николай Гаврилович Головин вместо Рябинина. Под ретроградною разумею ту партию, которая восстаёт против освобождения крестьян с землёю.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010