Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. И. Введенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Дмитрий Иванович (8.02.1873, с. Новое Клинского у. Московской губ.- 7.07.1954, Н. Новгород), рус. ученый, библеист. Род. в семье священника Крестовоздвиженской ц. с. Нового. Окончил Заиконоспасское ДУ, МДС (1894), МДА (1898); оставлен в академии в звании профессорского стипендиата при кафедре Свящ. Писания; преподавал церковную и библейскую историю в Вифанской ДС (1899-1905), затем древнеевр. язык, словесность и историю рус. лит-ры в МДА (1906-1909). Сначала доцент МДА по кафедре библейской истории (окт. 1909), затем профессор. В 1906 г. В. являлся членом редакционной комиссии Московских ЕВ, в 1915 г.- зав. редакцией Московских ЦВ. В 1916 г. становится членом правления МДА, с 31 дек. того же года директор приюта для сирот офицерских чинов. В 1918 г. подвергался кратковременному аресту по подозрению в связях с прот. Иоанном Восторговым . В 1919-1922 гг. преподаватель и зав. Городского уч-ща (впосл. 5-й средней школы) г. Сергиева (ныне Сергиев Посад). В мае 1928 г. В. был повторно арестован по обвинению в антисоветской деятельности. По постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ от 8 июня 1928 г. сослан в Казахстан. После освобождения с 1931 г. В. жил в Н. Новгороде. В 1933 г. работал научным сотрудником Горьковского краевого НИИ промышленности. С 1935 г. зам. директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума. 15 авг. 1991 г. реабилитирован. В 1901 г. В. защитил магист. дис. «Учение Ветхого Завета о грехе», в к-рой систематизировал весь находящийся в ВЗ материал, отражающий представление о грехе. Прекрасное знание комментариев на ВЗ (принадлежащих Ланге, О. Цёклеру, Францу Деличу и др.) и специальных работ по данной теме (О. Краббе, К. Клемена) позволило автору сочинения вступать в полемику с зап. исследователями, однако В. не смог полностью преодолеть влияние зап. традиции библейского богословия, что вызвало справедливую критику рецензентов. В. Н. Мышцын считал, что В. придерживался принципов библейского богословия, сформулированных И. Ф. Габлером и отражавших протестант. взгляд на Свящ. Писание как на единственный источник Откровения. После назначения В. на кафедру библейской истории МДА его первой печатной работой стало «Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов» (1910) - исследование, в основе к-рого лежит апологетическая концепция необходимости согласования данных науки и библейского Откровения. С этого времени сфера научных интересов В. смещается в область библейской археологии (напр., соч. «Сокровища ветхозаветного храма»).

http://pravenc.ru/text/149993.html

У Черниговской поклонились чудотворной иконе Черниговской Божией Матери. — Старец о. Варнава, — спрашиваю, — дома? — Дома-то, — отвечают, — он дома, только его сейчас нет в келье. — А где же он? — У генеральши Кротковой. — Это где ж? — За Вифанией. Домой часа через два-три будет. — Видно, — говорю сыну, — не придется нам видеть старца. А про себя думаю: и получить его фотографию. Почему явилась у меня такая мысль, не знаю, тем более, что ни у кого из духовных знакомых мне лиц я никогда портретов в то время не просил. Помню, я даже осудил себя за такой помысл: точно, мол, у мирской знаменитости просить хочешь — какие у монаха могут быть фотографии!… Так и отъехали мы от Черниговского скита, не повидав отца Варнавы. В Вифании, куда мы приехали от Черниговской, кроме нас никого не было. У святых ворот стоял один послушник, а другой, там же встреченный, взялся нас водить по Вифанским святыням. Поклонились мы гробу Преподобного Сергия и только что успели положить поклон последнему на земле жилищу митрополита Платона — его гробнице, как увидали бегущего к нам послушника, кличущего нас: — Батюшка Варнава вас обоих к себе требует! Мы подхватились что есть духу бежать к св. воротам. Бежим и спрашиваем: — Как он о нас узнал? — Ничего, — отвечает, — не знаю; велел позвать, а сам вас дожидается у святых ворот. У святых ворот стояла запряженная в одну лошадь, крытая, с поднятым верхом, плетеная пролетка; на козлах сидел кучер, из-под верха пролетки, нагнувшись вперед, выглядывала на нас седенькая головка старичка монаха с необыкновенно живыми, добрыми и ласковыми, проницательными глазками. Это и был всероссийски известный православному люду старец Варнава от Черниговской… — Вам, — встретил он нас такими словами, — мое благословение нужно; а тебе, — обратился он непосредственно к сыну, — благословение нужно на новый путь; так езжайте за мной, я домой сейчас еду. Посмотрел пристально на меня и неожиданно спросил: — А ваше здоровье-то как? Я был совершенно здоров и по самочувствию, и по виду.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священноисп. Николай Порецкий, прот. Фотография. 1916 г. Андреевич Порецкий (8.03.1865, с. Поречье Калязинского у. Тверской губ. (ныне Калязинский р-н Тверской обл.) - 27.07.1933, г. Шенкурск Северного края (ныне Архангельская обл.)), священноисп. (пам. 14 июля, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи псаломщика. В 1879 г. окончил Кашинское ДУ, в 1885 г.- Вифанскую ДС. 6 февр. 1886 г. назначен псаломщиком в ц. во имя св. вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду в Москве. 24 июня 1888 г. рукоположен во иерея к ц. Влахернской иконы Божией Матери в с. Кузьминки Московского у. (ныне в черте Москвы). С 1894 по 1896 г. был наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Московского у. В 1897 г. избран постоянным членом Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, с 1902 по 1909 г. был заведующим Николо-Перервинской школой, с 1903 по 1915 г.- вновь наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты. В 1906 г. избран товарищем председателя Московского уездного отд-ния Совета Кирилло-Мефодиевского братства, в 1908 г. на епархиальном съезде благочинных - членом правления Перервинского ДУ, в 1913 г.- членом Московского училищного совета и депутатом в Московское уездное земское собрание. В том же году он прослушал миссионерские курсы в Москве, организованные прот. сщмч. Иоанном Восторговым . С 1914 г. состоял членом Московской уездной комиссии Комитета вел. кнг. Елисаветы Феодоровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны. В 1915-1916 гг. проводил религ. беседы и исполнял требы для одного из запасных полков в Москве. В 1913 г. Н. выпустил кн. «Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына». Книга была написана на основе архивных разысканий и снабжена множеством фотографий, позволивших впосл., несмотря на то что храм был разрушен почти до основания, восстановить его в 90-х гг. XX в. в прежнем виде. В 1916 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/2565928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий Воинов. Таганская тюрьма. Фотография. 1937 г. Александрович Воинов (Войнов; 26.01.1875, с. Никольское Рузского у. Московской губ.- 8.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших ), прот. Из семьи псаломщика. Окончил в 1898 г. Вифанскую ДС; служил учителем и воспитателем в московском Сергиевском ремесленном приюте и в церковноприходской школе при храме Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот в Москве. 27 июня 1900 г. рукоположен во иерея к Троицкой ц. с. Троицкое Московского у. С 20 сент. 1919 г. одновременно работал делопроизводителем на Московском капсюльном заводе. 7 мая 1922 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации» за то, что во время кампании по изъятию церковных ценностей просил оставить серебряный крест, пожертвованный храму в XVII в. Был в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке, затем в Лефортовской и Таганской тюрьмах. Являлся одним из обвиняемых на 2-м московском процессе 1922 г . (27 нояб.- 13 дек.) против духовенства и мирян. Виновным себя не признал. Приговорен Московским революционным трибуналом к 3 годам заключения. По решению ВЦИК от 16 февр. 1923 г. срок наказания был сокращен по амнистии, и Г. освободили. Вернулся к иерейскому служению в Троицкой ц. в Троицком. В 1928 г. возведен в сан протоиерея. 20 июня 1931 г. переведен в Михаило-Архангельский храм в с. Кубинка Звенигородского р-на Московской обл. Награждался набедренником (1907), скуфьей (1912), камилавкой (1916), наперсным крестом (1924). 27 нояб. 1937 г. арестован и помещен в Таганскую тюрьму после доноса, что он демонстративно покинул митинг по выдвижению наркома НКВД Н. И. Ежова кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Не признал предъявленных обвинений в «контрреволюционной деятельности». 3 дек. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 22 февр. 2002 г.

http://pravenc.ru/text/166561.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВАССИАН (ПЯТНИЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Мичуринский Вассиан (Пятницкий). Фотография. 1935 г. Вассиан (Пятницкий) ( 1879 - 1941 ), архиепископ б. Тамбовский и Козловский , священноисповедник Память 14 декабря в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Рязанских святых В миру Пятницкий Владимир Васильевич, родился 10 марта 1879 года в Москве в семье купца 2-й гильдии, рано потерял мать, вместе с двумя сестрами воспитывался у бабушки. В 1898 году окончил Московскую классическую гимназию и поступил на юридический факультет Московского Императорского университета, был одним из лучших учеников юриста проф. Ф. Н. Плевако. В годы учебы пришел к почти полному отрицанию веры. В результате тяжелой болезни вновь уверовал, стал очень религиозен. По окончании университета в 1902 году, по приглашению Плевако работал в группе молодых помощников присяжных поверенных, за короткое время стал известен в Москве. По настоянию отца женился, но вскоре брак распался по желанию жены. Осенью 1909 года, не поставив в известность никого, кроме самых близких друзей, Пятницкий оформил денежные дела в пользу сестер и поступил послушником в пустынь Параклит при Троице-Сергиевой лавре , где был вверен старческому окормлению иером. Серапиона. В анкете арестованного в рязанском деле Вассиана приводятся др. сведения: там сказано, что молодой человек был послушником у старца Товии в Вифанском скиту под Сергиевским посадом. Весной 1910 года Владимир Васильевич перешел послушником в Троице-Сергиеву лавру , где был определен в канцелярию, позднее - в академическую библиотеку. В 1913 году поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию . 6 октября 1913 года был пострижен в монашество в Параклите ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) , с наречением именем в честь прп. Вассиана Константинопольского . 13 октября того же года был рукоположен в сан иеродиакона в Смоленской Зосимовой пустыни тем же архиереем, а 15 августа 1914 года рукоположен в сан иеромонаха в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

http://drevo-info.ru/articles/15322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Виноградов, прот. Фотография. Тюрьма. 1937 г. Иванович Виноградов (21.04.1876, г. Дмитров Московской губ.- 27.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., церковный писатель. Род. в семье диакона. В 1891 г. окончил Дмитровское ДУ, в 1897 г.- Вифанскую ДС со званием студента. 16 февр. 1898 г. Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) был назначен на должность надзирателя за воспитанниками Вифанской ДС, 4 нояб. 1898 г. определен учителем образцовой школы при этой семинарии. 5 июля 1901 г. еп. бывш. Архангельским Нафанаилом (Соборовым), управляющим московским Спасо-Андрониковым монастырем, рукоположен во иерея к Покровской ц. на Городне с. Покровского Московского у. Состоял законоучителем земской школы в дер. Покровской в Выселках и одноклассной школы Мин-ва народного просвещения на ст. Бирюлёво Рязанско-Уральской железной дороги (1903-1904). В 1907 г. Н. поступил в МДА, которую окончил в 1911 г. с присвоением ученого звания кандидата богословия за соч. «Книга пророка Аггея: Исагогико-экзегетическое исследование» (работе была присуждена премия проф. И. Н. Корсунского). 1 дек. 1914 г. за свое значительно переработанное кандидатское сочинение Н. был удостоен Советом МДА ученого звания магистра богословия и 10 марта 1915 г. награжден премией Курского еп. Михаила (Лузина) . Н. был автором неск. научно-богословских статей и брошюр. С 3 нояб. 1911 г. служил инспектором классов и законоучителем Костромского епархиального женского уч-ща. 1 янв. 1913 г. он был переведен на должность законоучителя Московского женского Александровского ин-та, также стал священником домового институтского храма во имя св. кн. Александра Невского. Состоял секретарем педагогической и воспитательной конференций (с 1 сент. 1914) и членом Совета Александровского ин-та (с 7 мая 1917). Одновременно являлся лектором Свящ. Писания на Московских пастырских курсах, руководимых прот. сщмч. Иоанном Восторговым . Также был законоучителем 1-го Мариино-Слободского городского женского уч-ща (с 1 сент. 1913), старших классов жен. гимназии Л. О. Вяземской (с 17 сент. 1917), 1-го педагогического Московского (женского) уч-ща ордена св. Екатерины (с 8 февр. 1918).

http://pravenc.ru/text/2565680.html

Всею толпой отправились мы в фотографию и устроились группой, имея у себя в центре П. С–ча на особом кресле. Работа фотографа шла что-то не особенно успешно, так что нам пришлось усаживаться несколько раз, а Петр Симонович по этому поводу благодушно шутил, что ему с фотографией не везет так же, как с диспутом. В конце концов, группа вышла удачной и дней через десять мы, в полном составе нашего церковно-исторического отделения, торжественно отправились для ее поднесения П. С–чу в доме его на Вифанской улице. Растроганный старец радушно принял наш привет и подарок, в немногих прочувственных словах выразил свою благодарность и затем предложил нам небольшое угощение, во время которого сердечно беседовал с нами о наших текущих делах и приближающемся окончании академического курса. Каждый из нас приобрел себе экземпляр этой группы и мой неизменно висит до сих пор на стене моего кабинета, напоминая о давно минувших днях хороших юношеских настроений. Одним из наиболее эффектных в годы нашего студенчества был диспут Н. И. Субботина , как по живости и общедоступности предмета его исследования – «История Белокриницкой иерархии» – так и по особенной оживленности и интересу прений. Оппонентами Николая Ивановича выступали и такие солидные ученые, как о. ректор и Е. Е. Голубинский , и такой художник науки и речи, как В. О. Ключевский , и такие специалисты – знатоки раскола, как П. И. Мельников и прот. И. Г. Виноградов. Несмотря на атаку стольких сильных противников, изящный во внешности и в слове докторант показал себя хозяином своего предмета и вышел из испытания с полным достоинством. Диспут Н. И. Субботина , состоявшиеся 18-го апреля, был последним академическим ученым торжеством для нас – студентов 29-го курса, так как недели через две после него у нас уже начались выпускные экзамены, а вслед за ними наступил и конец нашего студенчества. В виду предстоящей разлуки с товарищами, у всех нас естественно явилось желание закрепить у себя в памяти дорогие черты тех, с которыми так дружно и хорошо прошли наши студенческие годы, не без основания, конечно, всегда считающиеся лучшими годами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Синода в 1910 г. : «Воскресенская церковь каменная, снаружи оштукатурена цементом портландским, покрыта железом, окрашена слоновой костью, длина церкви, считая и колокольню, 14 сажень, наибольшая ширина 15 аршин 5 вершков, высота до верха карниза 11 аршин 8 вершков, на церкви имеется одна главка, больших окон 13 высота 3 аршина, ширина 1 аршин 8 вершков, дверей наружных железных 2, деревянных сплошных створчатых 4, внутренних стеклянных створчатых 3. Церковь имеет духовое отопление. Колокольня в 2 яруса, общей всоты до верха карниза 7 сажен 2 аршина». В 1911 г. вместо старого дома священника, построенного в 1870 г., были построены новый деревянный дом с сенями и бревенчатый сарай. Так же при храме упоминался дощатый сарай для церковной утвари, построенный в 1899 г. Страховые документы подписали настоятель Платон Преображенский и церковний староста П. Коврайский. В фонде Императорской Археологической Комиссии ( ИИМК РАН, ф. 1 ) за 1914 г. представлены уникальные фотографии иконостаса и фрагментов настенной живописи Знаменской церкви села Рыгина (приписного храма к церкви Воскресения Христова в селе Мерзлово), выполненные по требованию специалистов Комиссии в связи с предполагаемыми работами промывки живописи и икон. С 1916 г. вместо ушедшего за штат священника Платона Преображенского настоятелем Воскресенского храма в Мерзлом по благословению митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) назначили псаломщика Тихвинской церкви села Редина Клинского уезда, выпускник Вифанской духовной семинарии Алексей Александрович Смирнов (1867-1937). В ранние годы советской власти село Мерзлое состояло в Вертлинской волости Клинского уезда с одноименным «Мерзловским» сельсоветом. В 1920 г. волостными властями была создана Комиссия, включающая работников советского аппарата и представителей верующих по проверке имущества церквей волости. Материалы Вертлинского ВИКа представлены только в составе Клинского уездного исполкома (отдельного фонда ВИКа в Центральном государственном архиве Московской области нет).

http://sobory.ru/article/?object=20969

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Ряшенцев Николай Степанович; 10.11.1883 (по др. данным, 1874 или 1876), Тамбов - 15.09.1937, Сыктывкар), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Вязниковский. Из семьи купца 2-й гильдии, брат Пермского архиеп. Варлаама (Ряшенцева) , рано лишился отца. По окончании тамбовской гимназии поступил в 1902 г. в КазДА. В 1903 г. пострижен в монашество, в 1905 г. рукоположен во иерея. В 1906 г. окончил ДА со степенью канд. богословия. С 17 авг. 1906 г. преподаватель, с 1 дек. 1907 г. инспектор Псковской ДС. 30 янв. 1910 г. переведен в Вифанскую ДС, 22 июня 1912 г. назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Благодаря усилиям Г. был предпринят капитальный ремонт здания семинарии. 24 мая 1916 г. Г. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В июле-авг. 1915 и апр.-авг. 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Г. обладал даром проповедника. После закрытия Вифанской ДС Г. в 1918 г. переехал в Данилов московский муж. мон-рь , где вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил акафист блгв. кн. Даниилу. 27 сент. 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК. Г. был арестован 19 февр. 1921 г., содержался в московской Бутырской тюрьме вместе с митр. Сергием (Страгородским) , с к-рым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апр. 1921 г. Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к 2-летней ссылке, к-рую отбывал в Зап. Сибири, в Тобольском окр.: до дек. 1924 г. в с. Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до авг. 1925 г. в дер. Чучелинские Юрты. По окончании срока ссылки вернулся в Москву, где 30 нояб. 1925 г. вновь был арестован. Обвинялся вместе с др. архиереями в создании нелегального Синода при Патриаршем Местоблюстителе митр. Крутицком сщмч. Петре (Полянском) . 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в Каракалпакской автономной обл.: сначала в г. Турткуле, с февр. 1927 г. в г. Ходжейли. 7 окт. 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли «Декларацию 1927 г.» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода .

http://pravenc.ru/text/164721.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРТОБОЛЕВСКИЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Портрет настоятеля храма св. апостолов Петра и Павла при Московском сельскохозяйственном институте священника Ивана Алексеевича Артоболевского, фото Придворной фотографии Г.В. Трунова. Январь 1914 года. ГИМ 115190/39 Иван Алексеевич Артоболевский. Пенза, 1895. Пензенский государственный краеведческий музей, КП-21518/1 В 1896 году стал помощником секретаря Совета и Правления Московской духовной академии и преподавателем Священного Писания и еврейского языка в Вифанской духовной семинарии . В 1899 году он был удостоен звания магистра богословия за работу " Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия " . Женился, известен сын - академик Артоболевский И. И. 6 июля 1905 года был рукоположен в сан священника ко храму святой равноапостольной Марии Магдалины при московском Императорском коммерческом училище; в храме он сразу был назначен настоятелем, а в училище — законоучителем. В 1907 году был назначен настоятелем Александро-Невского храма при Усачевском училище. В 1911 году получил звание профессора богословия и был назначен заведующим кафедрой богословия при Петровской сельскохозяйственной академии, а также священником домового академического храма святых апостолов Петра и Павла. Церковь стояла на том месте, где сейчас памятник Вильямсу. Ее снесли в середине 1920-х годов. В 1916 – 1917 годах он читал лекции по богословию студентам Рижского Политехнического института, эвакуированного в это время в Москву. Был одним из наиболее " прогрессивных " членов Общества любителей духовного просвещения . В 1917 году епархиальный съезд избрал отца Иоанна членом Поместного Собора от Московской епархии. На Соборе он принимал активное участие в работе отделов богослужения и преподавания богословия в высших учебных заведениях. После революции, в марте 1918 года, кафедра богословия в Петровской сельскохозяйственной академии была упразднена; отец Иоанн продолжал служить в храме при академии, с марта 1918 года он её настоятель. В 1919 году он был возведен в сан протоиерея.

http://drevo-info.ru/articles/3309.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010