Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Бегство в Египет Иисуса Христа с Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом описано Евангелистом Матфеем: «Когда же они отошли, се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» ( Мф.2:13-15 ). После ухода волхвов Иисус Христос с Матерью и праведным Иосифом отправляются в Египет. После смерти царя Ирода Иосиф получил вновь во сне откровение от ангела идти в Галилею, но теперь уже не в Вифлеем, а в Назарет.  ( Мф.2:23 ). Описание На гравюре Святое семейство спешно покидает Вифлеем, опасаясь преследования Ирода. Праведный Иосиф шествует пешком, ведя на привязи осла, на котором восседает Богоматерь с Младенцем. Оглядываясь назад, Иосиф испытывает тревогу: предчувствуя опасности своего путешествия, он всматривается в даль, чтобы убедиться в отсутствии погони.  Взор Богородицы, всецело вверившей Себя Промыслу Божию, устремлен вверх к небу. Она крепко прижимает к себе Младенца Иисуса, закрывая его собой. Действие происходит в бескрайней пустыне, с ее однообразным пейзажем, простирающимся на сотни километров. Вдали брезжит первый луч восходящего солнца, символизирующего надежду на спасение.  Впереди Святое семейство ждет чужая и далекая Египетская страна, а  позади смертельная опасность от нечестивого Ирода.  В этом долгом и тяжелом шествии мы видим прообраз будущего Крестного пути, который суждено пройти ради спасения рода человеческого Иисусу Христу. История Гюстав Доре работал над иллюстрацией Библии 2 года, с 1864 по 1866 год. Всего было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. После окончания столь сложной и кропотливой работы в 1866 г. французский издательский дом  выпустил Библию с иллюстрациями художника.  С 1866 по 1870 гг. Библия Доре выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России Библию с иллюстрациями в трех томах в 1876 году издал известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/begstvo-v-egipet/

«Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут». Одних предал огню, а над другими не было обычнаго плача, потому что каждый занят был собственными своими бедствиями. А священники Офни и Финеес, несшие самый кивот, убиты, научаемые самым делом, что живущие в беззаконии не должны надеяться на Божие о них попечение. Пс.77:65 .  Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином. Пс.77:66 .  И поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их. «И воста яко спя Господь». Впрочем, подвергая их сим наказаниям, и врагам их показал причины совершившагося. «Яко силен и шумен от вина:» «И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им». Как бы некий сон отложив долготерпение, нанес иноплеменникам такой удар, по которому у всех стали они достойными осмеяния. Разумеет же Пророк болезнь на седалищах, о которой повествует и история ( 1Цар. 5, 9 ). Сие же выразило и пророчество; ибо сказано: «порази враги Своя вспять», означив приличным выражением часть тела, которой нанесена язва. Сном же назвал Пророк долготерпение, а шумом от вина – негодование; так как Богу и праведно налагать наказание на прегрешающих есть нечто привходящее для Него. Пс.77:67 .  И отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал. «И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра». Опять Пророк, оставив прочия колена, упоминает одно Ефремово, провидя будущее похищение власти, потому что из него происшедший Иеровоам отторг десять колен от царства Давидова. Иосифом же и Ефремом называет одно и то же колено, потому что Ефрем – сын Иосифов. Сказует же, что колено сие отринуто, потому что не осталась скиния в Силоме, но прешла благодать божественнаго кивота в Иерусалим, где после того Соломон воздвиг божественный храм. Пс.77:68 .  А избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. «И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби». Колено Иудино избрал ради жезла, который, как ожидали, должен был процвесть от Иессея. О сей леторасли предвозвестил и Патриарх Иаков, благословляя Иуду. Упоминает же о ней и божественный Павел, говоря так: " яве же, яко от колена Иудова возсия Господь наш Иисус Христос » ( Евр. 7, 14 ). Поэтому ради сея леторасли Бог предпочел прочим коленам колено Иудино. Но, поскольку тайна сия для многих была некоторым образом неведома, то Пророк для большей ясности присовокупил: «гору Сионю, юже возлюби», чтобы утушить зависть в других коленах, как бы так говоря: никакого предлога к зависти не имейте для себя в этом; потому что ради горы Сиона избрал Бог колено Иудино. Сверх того Пророк хочет показывать досточтимость горы, по причине храма, какой будет создан на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скажи нам, что чувствовала душа Твоя, когда держала Ты на руках Своих дивного Малютку? Как воспитала Ты Его? Как болела душа Твоя, когда Ты с Иосифом три дня искала Его в Иерусалиме? Какие муки переживала Ты, когда Господь был предан на распятие и умирал на кресте? Скажи нам, какая радость была у Тебя о Воскресении, или как скучала душа Твоя по Вознесении Господа? Души наши влекутся знать о жизни Твоей с Господом на земле. Ты же не пожелала предать всего этого писанию, но молчанием покрыла тайну Свою. Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу. Что воздам я Пресвятой Владычице за то, что Она не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Я не видал Ее, но Дух Святой дал мне познать Ее из слов Ее, исполненных благодати, и радуется дух мой, и влечется душа моя к Ней любовью, так что и одно призывание имени Ее сладко сердцу. Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там произноситься. А однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии, и при словах: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16), подумал: «Быть может Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью». И дивно, в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее. Но во время земной жизни и у Нее была некоторая неполнота и безгрешные ошибки несовершенства. Это видно из Евангелия, когда Она, возвращаясь из Иерусалима, не знала, где Ее Сын, и потом вместе с Иосифом три дня искала Его. (Лк. 2, 44-46). Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери. Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие. Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы ангелов и архангелов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Спаситель Иисус Христос год от году возрастал по-человечески под попечением Пресв. Матери Своей и праведного Иосифа. С возрастом телесным увеличивались в Нем разум и все другие способности (дарования) человеческой души Его. Конечно, они укреплялись в Нем и от учения; но при этом Он получил от Небесного Отца Своего особые дары; в самых молодых летах Своих Иисус. Христос показывал в Себе необыкновенный разум, дивную святость во всех Своих поступках и чудную божественную силу. Пресв. Матери Своей и праведному Иосифу, который был для Него вместо отца земного (попечителем Его), И. Христос повиновался, был послушен им и помогал им в их трудах. Но уже в детстве Своем Он показал им однажды, что Он послан на землю от Небесного Своего Отца для другого великого дела и что это дело Он почитает выше всего. Иосиф и Пресв. Дева Мария каждый год ходили на праздник Пасхи для богомолья в Иерусалим, в тамошний храм Божий. Когда И. Христу было 12-ть лет, они и Его взяли туда с собой. Кончился праздник; Иосиф и Дева Мария отправились домой, а Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Богоматерь с Иосифом и не заметили этого; не видя Его с собою, они подумали, что Он идет с другими людьми, которые вместе с ними возвращались в Назарет из Иерусалима. Так прошли они целый день. 12 Вечером, когда нужно было остановиться ночевать, Дева Мария с Иосифом стали искать Иисуса между родными и знакомыми, но не нашли Его. Тогда они в великой тревоге поспешили воротиться в Иерусалим и там искали Отрока Иисуса. Уже на 3-й день нашли Его в храме и удивились: Он сидел посреди ученых людей, – учителей иудейского народа, слушал их учение и Сам давал им вопросы; необыкновенный разум Его и ответы приводили всех в изумление. Пресв. Матерь Его сказала Ему: «Дитя Мое! что Ты сделал с нами? Отец Твой (Иосиф) и Я с великою скорбью искали Тебя.» Иисус Христос ответил Ей: «Зачем же вам было искать Меня? Разве вы не знаете, что Мне надобно заниматься тем, что назначено Мне Отцом Моим?» Он называл Отцом Своим Бога и говорил про то Божье дело, для которого послал Его на землю Отец Небесный; но Его Матерь и Иосиф не поняли Его слов. Впрочем, Пресв. Дева сохраняла в душе Своей все слова Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Ст. 21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. У Иосифа было два сына: Манассия и Ефрем. И однако Иаков, предвидя чувством веры далекое будущее, предпочел благословением младшего сына Иосифова, т. е. Ефрема, старшему – Манассии. И окончивши предсмертные отеческие благословения внукам и сыновьям своим, Иаков, утомленный, уже готовый сойти в гроб, яко же пшеница созрелая во время пожатая ( Uob. V, 26 ), в чувстве благодарности к Богу и с верою в спасительную силу крестных заслуг Христа ( Uc. LIII гл.), Который у пророка называется Жезлом от Израиля ( Чuc. XXIV, 17 ), поклонился наверх жезла своего ( Быm. XXXXVII, 33 ), т. е. склонил свою голову, отдал свою судьбу загробную под покровительство величайшего своего потомка – Мессии, нашего Спасителя. Ст. 22. Верою Иосиф, при кончине своей, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих, чтобы их вынесли из земли Египетской в землю обетованную, на которой и явится Спаситель мира. Иначе не для чего было бы Иосифу делать завещания о своих останках, если бы он не веровал в лучшую жизнь для своей души и для своих потомков. Это завещание было исполнено при Моисее ( Ucx. XIII, 19 ). Ст. 23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, весьма красиво лицом (а красота лица как дар Божий не без цели же дается человеку); и поэтому родители Моисеевы не устрашились царского повеления бросить рожденного в реку ( Ucx. I, 22 ). Они надеялись, что их сын – младенец, наделенный такою красотою тела, вероятно одарен и душевными силами и, следовательно, взыскан от Бога особенными милостями, а потому и со своей стороны заботились о сохранении его жизни. Ст. 24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, Ст. 25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, т. е. с еврейским, нежели иметь временное, греховное наслаждение, Ст. 26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Такое свидетельство врача действительно имеет неоценимое значение. На Девственном зачатии Марии святой Лука останавливается более, нежели прочие Евангелисты. Сперва он долго описывает нам беседу архангела Гавриила с Пресвятою Девой (Лк.1:26-38). Теперь он сообщает нам, что Иосиф пошел в Вифлеем, дабы записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая уже была беременна. Говоря о родословии Господа Иисуса Христа, он повествует нам: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев (Лк.3:23). То есть: как думали люди, в действительности же Он был не сын Иосифов, но Сын Божий. Воистину, предивно и человеколюбиво Провидение Божие! Ради Домостроительства спасения человеческого Оно обращает гонителя Христианства Савла в величайшего защитника Христианства Павла, а телесного врача Луку - в величайшего в мире свидетеля события духовного. И хотя Иосиф - от колена Давидова, а Давид - из города Вифлеема, ни у Давида, ни у Иосифа, его последнего потомка, нет в Вифлееме ни одного сродника. Иосиф приходит в Вифлеем, в свой город по истории и по духу, но ни по чему более. Нет ни единого родственника, который бы его принял; нет ни единого друга, который оказал бы ему гостеприимство. Не было им места в гостинице. Частные дома - чужие дома, в коих чужие люди принимают своих родных и друзей. Туда-сюда, нигде не было места, кроме как в одной пещере, в которую пастухи загоняют свои стада! Иудея полна таких пещер. Тут пещеры пророков, пещера Манассии, пещера преподобного Саввы Освященного, пещера святого Харитона Великого, пещера святых братьев Хозевитов, пещеры над Мертвым морем, в коих Давид скрывался от Саула, пещеры под Горою Искушения. А кроме этих и иных пещер, ради славы вифлеемского вертепа осиянных славою святых, существуют и другие многочисленные пещеры, куда бедуины-пастухи до сего дня загоняют свой скот, в чем может лично удостовериться всякий, путешествующий по Святой Земле. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Фото: Екатерина Елизарова Как хорошо, как приятно, как радостно быть христианином! Если ты христианин, то ты всегда с Богом, и Бог всегда с тобой. Где бы ты не находился, куда бы ни направился, везде своим спутником будешь иметь Самого Бога. Божественная благодать привлекает благословение на всю деятельность христианина. Христианин, по заповеди Спасителя, ищет, прежде всего, «Царства Божия и правды Его», и все остальное «прилагается ему» (Мф. 6, 33). Если же случаются какие-нибудь неприятности и скорби, то и здесь христианин остается спокоен и благодушен. Если стал он жертвой обмана, несправедливости, то пусть, вздыхая, но говорит: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – и вот уже вместо благ земных получает оставление грехов и сугубое богатство небесное (при том, что и земная потеря часто в полной мере компенсируется). Претерпел ли он унижение или даже насилие – и здесь христианин вместо уныния испытывает радость, по примеру апостолов, которые «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5, 41). Подражая Самому Спасителю, христианин молится о своих обидчиках, и временные неприятности и скорби, вместо того чтобы нести депрессию, обращаются для него исповедническим венцом, а душа наполняется миром, обещанным Христом Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). Попал ли он в зависимость от кого-то, в плен или в заключение, он знает, что, потеряв внешнюю свободу, не потерял Бога, Который не оставляет его и помогает преодолеть любые трудности. Так, преданный и проданный родными братьями, оклеветанный и брошенный в темницу, праведный Иосиф не оставляет веры в благого Бога. Поэтому и в рабстве, и в тюрьме он не лишается не только Божией заботы, но и человеческого благоволения. «И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина… И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы» (Быт. 39, 2; 21). И эти же вера и надежда на Бога, в конце концов, возводят святого Иосифа в соправителя фараона.

http://pravoslavie.ru/147678.html

...что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати... Однако возникает вопрос: было ли погребение, упомянутое в этой формуле тем же событием, что и погребение Иисуса Иосифом Аримафейским? Ответ на этот вопрос очевиден, если сравнить четыре строчки формулы Павла с евангельскими повествованиями и с проповедями в Деяниях апостолов: 1Кор. 15:3–5 : Христос умер… Он погребен был... Он воскрес... Он явился... Деян. 13:28–31 : ...не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. ...сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. Мк. 15:37–16:7 : Иисус же, возгласив громко, испустил дух. Он [Иосиф], купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе... «...Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен». «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Это поразительное соответствие независимых друг от друга преданий является убедительным доказательством того, что четырехстрочная формула представляет собой краткий конспект основных событий страданий и воскресения Иисуса, включая Его погребение в могиле. Таким образом, факт погребения Иисуса в могиле подтверждают два из самых ранних, независимых источников Нового Завета. Но это еще не все! Другие независимые свидетельства того, что Иисус был погребен Иосифом, мы находим в источниках, лежащих в основе Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна, не говоря уже о внебиблейском Евангелии от Петра. Различия между повествованием Марка и повествованиями Матфея и Луки указывают на то, что последние пользовались иными источниками, нежели Марк. Объяснение этих различий тем, что Матфей и Лука редактировали текст Марка, нельзя признать убедительным в силу их спорадического и неравномерного характера, необъяснимого умолчания о таких событиях, как допрос сотника Пилатом, а также словесного соответствия текстов Матфея и Луки в отличие от текста Марка. Более того, у нас есть еще один независимый источник, подтверждающий факт погребения, в Евангелии от Иоанна. Наконец, у нас есть ранние проповеди апостолов в книге Деяний, которые, вероятно, не являются целиком сочинением Луки, но сохраняют ранние слова апостолов. В них также упоминается погребение Иисуса в могиле. Таким образом, у нас есть замечательно много – как минимум, четыре, а возможно, и больше – независимых упоминаний о погребении Иисуса, часть которых датируются необычайно ранним временем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

11-13). Они пришли купить (хлеба) и имели в нем нужду. Что же он? Он не только в этой нужде проявил им человеколюбие, но и объявил о том фараону и переселил их туда. " И известен стал фараону род Иосифов. Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа " (ст. 13-18). Еще новая неожиданность: первая голод, вторая та, что они впали в руки брата, а третья та, что царь издал повеление умерщвлять (потомков их); и, однако они спаслись от всего этого. Показывая (в этом) премудрость Божию, (Стефан) говорит далее: " в это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом " (ст. 20). Если удивительно, что Иосиф был продан братьями, то еще более удивительно, что царь воспитал того, кто впоследствии ниспроверг царство его, (воспитал) сам, долженствовавший погибнуть от него. Видишь ли, как в (Писании) почти везде предъизображается воскресение мертвых? Подлинно, не все равно, совершается ли что-нибудь от самого Бога, или происходит от воли человеческой. А это произошло не от воли человеческой. " И был силен в словах и делах " (ст. 22). Этими словами выражает, что он был их избавитель, а они неблагодарны к благодетелю. Как тогда (братья) были избавлены пострадавшим Иосифом, так и теперь они избавлены пострадавшим, т.е., Моисеем. Что из того, если они не умертвили его самим делом? Они, подобно тем, умертвили его словом. Те продали (Иосифа) из своей страны в другую, чужую: а эти изгоняют (Моисея) из страны чужой в чужую; там принесшего пищу, а здесь руководившего их к Богу. Так и в этих событиях открывается справедливость сказанного Гамалиилом: " если от Бога, то вы не можете разрушить его " (Деян.5:39). Ты же видя, как гонимые бывают виновниками спасения гонителей, удивляйся премудрости и разуму Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1672...

11. Верою и сама Сара силу к восприятию семени получила, и не по времени возраста, уже безплодная, родила: то есть силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это все совершилось с нею потому, что она, живя среди Хананеев язычников, верным почитала того, Кто обещал ей дать это (Быт.17:19). 13. По вере умерли все они, не получив (исполнения) обетований, но из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, - как и Авраам сказал сынам Аморреев: странник и пришлец я у вас (Быт.23:4). 14. Ибо те, кои это говорили, находясь в наследии своем, являли тем самым, что они другого отечества ищут, не в Харане или собственнаго своего отечества в Халдее, откуда вышел Авраам. 15. И если бы они стремились к тому именно отечеству, из коего вышли, и о нем вспоминали, то имели бы ведь в течении долгой жизни своей время возвратиться. 16. Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, - то этим самым ясно показали, что гораздо лучшаго желали, то есть небеснаго. Посему не стыдится Бог называться Богом их: разумеются слова, сказанные Моисею: Я - Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, - это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род (Исх.3:15). 17-19. Верою искушаем был Авраам и в жертву принес Исаака (Быт.22:10 сл.), коего по обетованию он получил, чтобы в нем названо было ему семя (Быт.21:12). Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу получил, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, - и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него. 20. Верою в будущее благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава: то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого (Быт.27:27 сл.). 21. Так и Иаков верою благословил каждаго сына Иосифова: хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось наконец благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поелику веровал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. (Быт.47:29-31; 48:15 сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010