Лк.3:25 .  Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Лк.3:26 .  Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Лк.3:27 .  Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Лк.3:28 .  Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Лк.3:29 .  Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Лк.3:30 .  Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Лк.3:31 .  Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Лк.3:32 .  Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Лк.3:33 .  Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Лк.3:34 .  Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Лк.3:35 .  Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Лк.3:36 .  Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Лк.3:37 .  Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Лк.3:38 .  Еносов, Сифов, Адамов, Божий. Здесь указывается год выступления Христа на общественное служение. «Иисус, начиная Свое служение...» – правильнее: «а Он Сам – о Ком был глас Божий (стих 22) – именно – Иисус, был, при начатии Своей деятельности ( ρχμενος), в возрасте около тридцати лет». Началом служения Христа евангелист Лука очевидно полагает «помазание» Христа Духом Святым во время крещения. Отсюда можно приблизительно указать и год общего летосчисления, в который совершилось это выступление. Как мы уже приняли (см. стих 1), пятнадцатый год правления Тиверия есть 779 от основания Рима. Но Иисус Христос крестился, вероятно, на следующий год по выступлении Иоанна Крестителя, имевшем место в этом 779 году, следовательно, примерно в 780. Отсюда же можно вывести, – опять, конечно, приблизительно, – и год рождения Христа. Отсчитывая от 780-го года лет 30 лет, мы получаем 750 год для рождества Христова. Между тем, наш счет годов от Рождества Христова, основание которому положил монах Дионисий, предполагает, что Христос родился в 752 году – двумя или тремя годами позже против установленного срока. «Лет тридцати». Обыкновенно в этом возрасте, как возрасте полной зрелости, левиты вступали в отправление своей должности ( Числ.4:3, 23 ). «И был, как думали, Сын Иосифов, Илиев».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лук в дусе ярости 156 . «В таинственном смысле, – говорит св. Ефрем Сирин , – указывает это на учеников Господа нашего, и на тех раздаятелей благ, ниспосылаемых многоразличной благодатью Божией, о которых упоминает и Божественный Павел ( 1Кор. 12:7–11 )». Ст. 5. И будут, яко ратницы, попирающе брение на путех в брани, и ополчатся, яко Господь с ними, и постыдятся всадницы коннии. С евр.: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях. Продолжается прежняя речь. Т. е., у Иудеев, со временем, будут свои воины, храбро и легко попирающие врагов, как попирают грязь на улице; при помощи Божией они храбро сразятся с врагами, так что постыдятся и всадники неприятельские «обратят хребет и, спасаясь бегством, будут поражаемы». (Бл. Феодорит). «Всадники – суть враги Иудеев – Греки, владевшие Сирией», говорит св. Ефрем Сирин . Ст. 6. И укреплю дом Иудов, и дом Иосифов спасу, и вселю я, понеже возлюбих я, и будут аки бы не отвратих их: зане Аз Господь Бог их, и услышу я. С евр.: И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов и возвращу их; потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их. Пророк показывает причину милостей к Иудеям. Причина эта та, что Господь Бог умилосердился над ними, снова возлюбил дом Иудин и дом Иосифов. Домом Иудиным пророк называет Иудеев и колено Вениаминово, а домом Иосифовым – все десять колен Израильских. Все сии колена, Бог, по любви Своей к ним, обещает сделать сильными и крепкими, освободить их от рабства и снова вселить в отечественной земле, сделать их настолько благополучными, счастливыми, что они забудут плен и рабство, будут, яко бы Бог не отвратих их, как бы Бог не отвергал, не наказывал их пленом, опустошением. «Яснее, – говорит бл. Феодорит, – перевел это Симмах: «и будут, как бы не изгонял Я их. Ибо приведу их в такое цветущее состояние, что не будут иметь и понятия о бывшем пленении, видя себя в первобытном благоденствии». Бл. Феодорит. А это потому, говорит Сам Бог, что Я, Господь и Бог милостивый, исполню все моления их, и сделаю их счастливыми и сильными. Сн. Ос. 14:5–9 ; Иоил. 3:20 ; Ам. 5:6; 9:11–15 . Авд. 1:17–21 ; Мих. 7:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

18. «По обручении матери его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого». Ближе к подлиннику было бы, кажется, такое чтение: «тотчас по обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде чем вступить им в совместную (под одним очагом, семейную) жизнь, обнаружилось, что она имеет во чреве от Духа Святого». Слово «тотчас» прибавлено на том основании, что в греческом языке главные предложения, в соединении с родительными самостоятельными, всегда указывают на такие обстоятельства, которые происходят или одновременно или непосредственно одно за другим; например: «во время царствования в Иудее Ирода родился Христос»; «лишь только окончил одно письмо (сейчас же по окончании одного письма), принялся за другое». А в настоящем случае эта непрерывность следования обстоятельств еще более скрепляется частицею γρ, указывающею в тоже время и на чрезвычайность события. 10 Глагол συνελθεν не значит «сочетаться», а значит «сойтись»; по отношению же к обрученным он будет означать: «сойтись под одним очагом», или: «начать совместную семейную жизнь». Потому-то Иосиф и мог незаметно для других отпустить Деву Марию, что они еще не вместе жили: «не бойся принять жену твою Марию», говорит Иосифу ангел. Ст. 19. «Иосиф же муж её, будучи праведен, и не желая огласить её, хотел тайно отпустить её». Заключающуюся в этом стихе мысль св. евангелиста было бы вернее, кажется нам, выразить так: «Иосиф же, муж её, быв кроток и не желая предать её позору, вознамерился незаметным образом отпустить её». Прилагательное: δκαιος, обязанное своим происхождением понятию о двух равных частях, значит не только: «праведный», «справедливый», но и: «всегда ровный», «не волнующийся». Παραδειγματζω происходит от παραδεκνυμι – показывать, доказывать, а у позднейших писателей – предлагать к наказанию, к посрамлению. Ст. 1. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода; пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят». При таком чтении этого стиха получается представление, что волхвы или мудрецы пришли с востока вскоре после рождения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

20. Верою о грядущих благослови Исаак Иакова и Исава. «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава». Исаак веровал, что Божеские обетования исполнятся, и по этой вере благословил сынов своих Иакова и Исава, младшему сыну Иакову усвоил высшие духовные блага, вместе с земными, а старшему только земные ( Быт.27:27,39 ). Иаков получил в благословение то данное Аврааму обетование, что из его потомства произойдет обетованный Спаситель мира. Повидимому Исаак хотел это благословение передать Исаву, как старшему сыну; но по особому устроению Промысла, передал его младшему, как более достойному, и утвердил свое благословение за Иаковом, не смотря на все просьбы Исава ( Быт.27:33,35,37 ). Без сомнения, Исаак утверждал преимущественное благословение за Иаковом, верою созерцая истину судов Божиих, и повинуясь им. 21. Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови; и поклонися на верх жезла его. «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова». Благословляя двух сынов Иосифа, Иаков младшего Ефрема предпочел старшему Манассии, созерцая преимущество младшего пред старшим в его потомстве: потому что из колена Ефремова произошел Иисус Навин, приведший евреев в землю обетованную, также Иеровоам, первый царь израильского царства, и его преемники в этом царстве. «И поклонился на верх жезла своего». Это было, когда Иаков клятвенно обязал Иосифа не хоронить его в Египте, а вынести тело его из Египта и похоронить во гробе, который Иаков выкопал себе в земле Ханаанской, и Иосиф клялся Иакову исполнить завещание ( Быт.47:29–31;50:5 ). Можно думать, что это поклонение было выражением благоговейного благодарения к Богу и его упования на исполнение Божеских обетований о водворении потомства его в земле обетованной и о ниспослании небесного благословения всему роду человеческому чрез обетованного Искупителя. Может быть, в минуту этого поклонения на верх жезла, душа изнемогающего телом патриарха исполнена была тем же чувством веры, которое выразилось, когда сказал он: Твоего спасения жду я, о Господи ( Быт.49:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

20Иуда послал козленка через своего друга–адулламита, чтобы забрать залог у той женщины, но друг Иуды не нашел ее. 21 И спрашивал он местных жителей: «Где жрица , что сидела при дороге в Энаиме?», а те отвечали ему: «Не было здесь никакой жрицы». 22Вернулся он к Иуде и сказал: «Не нашел я ее, да и жители того места мне сказали, что там и не было никакой жрицы». 23«Пусть мои вещи останутся у нее, – сказал Иуда, – иначе презирать нас станут. Я ведь действительно посылал ей козленка, да ты не нашел ее». 24 Месяца три спустя Иуде донесли: «Твоя сноха Фамарь живет распутно и вот уже беременна из–за распутства своего». «Выведите ее из селения и сожгите!» – закричал Иуда. 25Когда же пришли за ней, она попросила передать своему свекру: «Я беременна от того, кому принадлежат эти вещи. Посмотри, не узнаешь ли ты, чья эта печать, чей шнурок и чей посох?» 26Иуда узнал их и сказал: «Она вправе обвинять меня : я не исполнил своего обещания, не отдал ее в жены сыну своему Шеле». На том и закончилось сожительство Иуды с ней. 27Пришло время ей рожать, и оказалось, что у нее близнецы. 28Во время родов высунулась рука одного из младенцев, и повивальная бабка повязала на нее алую нить и сказала: «Этот вышел первым». 29Но он тут же втянул свою руку назад, и его брат первым появился на свет. «Как же ты прорвался?» – удивилась повивальная бабка и назвала его Парец . 30Затем родился его брат, тот, у которого на руке была алая нить . Его назвали Зарах . Иосиф и жена Потифара 39 Измаильтяне привели Иосифа в Египет. Купил его у них один египтянин по имени Потифар, сановник фараона, начальник дворцовой стражи. 2Господь был с Иосифом и помог ему проявить себя достойным образом, так что хозяин–египтянин оставил его жить в своем доме. 3 И видел хозяин, что Господь с Иосифом и что поэтому в руках его всё спорилось и ладилось. 4 Так Иосиф заслужил расположение Потифара и стал его личным слугой. Вскоре тот доверил Иосифу управлять всем домом своим и поручил ему смотреть за всем своим имуществом. 5С того самого времени, как Потифар поставил его над домом своим и над всем, что у него было, Господь даровал всякое благополучие дому египтянина – и всё это благодаря Иосифу. Благословение Господне пребывало на всем, что было у него – и в доме, и в поле. 6А потому всё, чем владел Потифар, он поручил заботам Иосифа, и единственное, о чем ему оставалось думать, – это лишь о трапезах своих .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

233 Первосвященники, и старейшины, и левиты взяли лист бумаги и написали Иосифу так: «Мир тебе. Знаем, что мы согрешили пред Богом и пред тобой, посему просим тебя: приди к нам, сынам своим, ибо мы очень удивились, когда, открывши двери, не нашли тебя. По истине говорим, что мы положили иудин совет против тебя. Но Бог, который видел, что мы замыслили злое против тебя, честнейший отец Иосиф, избавил тебя от рук наших. Приди же к нам, ты, честь нашего народа». И избрали из всего Израиля семь мужей, которые были друзьями Иосифа, и которых лично знал Иосиф, и сказали им (первосвященники, старейшины и левиты): «Если он возьмет и прочитает наше письмо, то знайте, что он придет с вами к нам, если же не прочитает, то увидите, что он гневается на нас, поэтому, оставивши его в мире, возвратитесь к нам». И, благословивши, отпустили их. Мужи же, пришедши к Иосифу, поклонились, и сказали ему: «Мир тебе». И он сказал: «Мир вам и всему народу израилеву». Они же подали ему письмо. Иосиф взял его, прочитал и, сложивши, возблагодарил Бога и сказал: «Благословен Господь Бог, что он не попустил израилю пролить неповинную кровь мою, и благословен Господь, который послал ангела своего и взял меня под кров крил своих». Потом приготовил им трапезу, и они ели, и пили, и переночевали у него. На другой день, Иосиф оседлал ослицу и отправился вместе с посланными во святой город Иерусалим. Встречая Иосифа, народ восклицал: «Мир вхождению твоему». И Иосиф сказал всему народу: «Мир всем», и лобызал его. Народ помолился с Иосифом и, поставивши его на место, смотрел на него. Никодим же ввел его в свой дом, устроил великую вечерю и позвал к себе Анну и Каиафу, старейшин, первосвященников и левитов. И они ели и пили с Иосифом и, после благодарственной молитвы, разошлись по домам своим. Иосиф же оставался у Никодима. На следующий день, который был днем приготовления, рано утром начальники синагоги, и священники, и левиты пошли в дом Никодима. Никодим встретил их и сказал: «Мир вам». И они сказали ему: «Мир тебе и Иосифу, мир всему твоему дому и дому Иосифа».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

23«Успокойтесь , вам нечего бояться, – сказал им управляющий. – Это, должно быть, ваш Бог, Бог отца вашего, положил для вас в мешки клад. А ваше серебро я получил сполна». Он привел к ним Симеона, 24пригласил их войти в дом Иосифа, дал им воды омыть ноги и распорядился дать корм их ослам. 25Ожидая прихода Иосифа к полудню, они разложили свои дары, ибо слышали, что им предстоит обедать здесь вместе с ним. 26Когда Иосиф пришел домой, они поднесли ему дары, что были при них, и поклонились ему до земли. 27Он приветливо спросил их о здоровье, а потом сказал: «Вы говорили мне о своем отце, старце, – жив ли он еще? Как его здоровье?» 28«Отец наш, раб твой, жив и здоров!» – ответили они и еще раз смиренно поклонились. 29Продолжая говорить с ними, Иосиф остановил взор на брате своем Вениамине, сыне матери своей. «Это и есть ваш младший брат, – спросил он, – тот, о котором вы говорили мне? Да явит Бог милость Свою тебе, сын мой!» – произнес он взволнованно. 30И, готовый зарыдать под наплывом нежных чувств к брату своему, поспешно удалился Иосиф в свою комнату и плакал там. 31 Потом, умывшись, он вышел и, держа себя в руках, велел подавать на стол. 32 Подавали отдельно ему, отдельно братьям и отдельно египтянам, которые обедали тут же (египтяне не едят за одним столом с евреями – считают это ниже своего достоинства). 33Братьев рассадили перед Иосифом одного за другим по старшинству, от первенца до самого младшего, это поразило их  – они смотрели друг на друга в изумлении. 34А когда им подавали угощенья со стола Иосифа, Вениамин получал в пять раз больше, чем остальные. Так вместе с Иосифом братья пили и пировали. Последнее испытание 44 П ока гости еще ели и пили, Иосиф сказал своему управляющему: «Наполни мешки их зерном, сколько взять с собой они смогут. И серебро их положи им обратно каждому в мешок, сверху. 2 И чашу мою, чашу серебряную, положи в мешок самого младшего из них вместе с серебром, которое он привез в уплату за зерно». Тот сделал всё, как велел Иосиф. 3 Когда рассвело, братьев с их навьюченными донельзя ослами отпустили домой; 4но не успели они еще уйти далеко от города, как Иосиф сказал своему управляющему: «Немедленно отправляйся в погоню, догони людей этих! И когда догонишь их, скажи им так: «Зачем вы отплатили злом за добро? 5Зачем похитили чашу серебряную, из которой пьет господин мой? Он и будущее предсказывает по ней. Поступили вы возмутительно!“»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2 . Евангелист Матфей начинает так: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф. 1:1 ). Этим своим началом он показал, что он намерен повествовать о рождении Иисуса Христа по плоти. Ведь по ней Христос есть сын человеческий, как и Сам Он весьма часто себя называет ( Мф. 8:20 ; Мф. 9:6 ). А то высшее и вечное рождение, по которому Он есть единородный Сын Божий прежде всякой твари, ибо все сотворено через Него, столь неизреченно, что пророк говорит о нем: «Но род Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:8 ). Итак, Матфей исследует человеческое рождение Христа, когда называет предков Его от Авраама, которых и доводит до Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус. Ибо он полагал, что не следует отделять его от супружества с Марией, хотя она и родила Его будучи девой, а не от союза с Иосифом. Этим примером прекрасно явлено всем верующим, находящимся в браке, что супружество может сохраняться и называться таковым даже и при соблюдении телесного воздержания по взаимному согласию, но с сохранением душевной склонности; ведь и у Иосифа и девы Марии родился Сын без всякого плотского соития, каковое должно иметь место только ради рождения детей. Поэтому не должно называть Иосифа отцом Христа, так как он не родил Его от плотского союза, хотя он поистине был и отцом Его, ибо усыновил рожденного от своей жены. 3 . Впрочем, Христа многие действительно считали сыном Иосифа, как будто Он в самом деле родился от его плоти; но это потому, что тогда мало кто знал о девстве Марии. В самом деле, Лука говорит: «Иисус... был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов» ( Лк. 3:23 ). Но и Лука нисколько не колеблясь называл обоих супругов Его родителями, а не одну только Марию, когда говорил: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» ( Лк. 2:41 ). А если кто-либо думает, что здесь идет речь о Марии и ее кровных родственниках, пусть прочтет там же у Луки: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк. 2:33 ). Итак, если он сам повествует, что Христос рожден не от союза с Иосифом, а от девы Марии, то почему этого последнего он называет отцом Его, как не потому, что и мужем Марии мы считаем его не по плотскому союзу, а по союзу супружескому. Поэтому и отцом Христа, родившегося от его супруги, он был более подходящим, чем если бы Он был усыновлен Иосифом откуда-то со стороны. Отсюда ясно, что слова «как думали, сын Иосифов» сказаны тем, кто воображал, что Он рожден от Иосифа подобно другим людям. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

3Цар.11:25 .  И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причиненного Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царем Сирии. Подобное же противодействие встретил Соломон и на северной, сирийской границе, в завоеванной Давидом провинции ( 2Цар.8:3–10 ), со стороны некоего Разона, который, по предположению И. Флавия, действовал против Соломона совместно с Адером Идумейским (ср. ст. 25). 3Цар.11:26 .  И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, – имя матери его вдовы: Церуа, – раб Соломонов, поднял руку на царя. 3Цар.11:27 .  И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего. 3Цар.11:28 .  Иеровоам был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Но наибольшая, притом внутренняя опасность для Соломона и всей его династии возникла со стороны неизвестного дотоле Иеровома – ефремлянина (евр. Ефрати, ст. 26, иногда означает: жители Ефрафы или Вифлеема, ( Руф.1:2 ; 1Цар.17:12 ); иногда, как здесь, в ( Суд.12:5 ; 1Цар.1:1 ): ефремлянин). Ефремово колено издавна тяготилось властью царя из колена Иудина, да и все прочие колена, в отличие от Иудина колена именовавшие себя Израилем, очень неохотно несли бремя власти царя иного колена (ср. 2Цар.19:41–43 ). В данном же случае ефремлянин Иеровоам быль поставлен (23 ст.) надсмотрщиком над рабочими из родного ему «дома Иосифова», т. е. из колена Ефремова и Манассиина ( Нав.17:17,18:5 ; Суд.1:22,35 ), на работах по реставрации крепости и других зданий Иерусалима (ст. 27), и эта рабская работа (ср. 3Цар.9:23 ) могла влить последнюю каплю в чашу давно копившихся чувств ревности и обид ефремлян в отношении Соломона; Иеровоам по своему личному честолюбию явился лишь подходящим выразителем недовольства своего колена династией Давида и стремления обособиться в самостоятельное царство (см. у проф. Ф. Я. Покровского. Разделение Еврейского царства, с. 280–281).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

II. Ибо Симеон, Дан и Гад приступили к Иосифу, чтобы убить его, и говорил он им со слезами, пав на лицо свое: 2. Пощадите меня, братья мои; пожалейте сердце Иакова, отца нашего. Не поднимайте рук ваших, дабы пролить кровь невинную, ибо не согрешил я против вас. 3. Если же и согрешил, наказанием накажите меня, но не поднимайте руки, чтобы убить брата вашего ради отца нашего Иакова. 4 . Когда же говорил он, скорбя, эти речи, не вынес я стонов его и начал плакать, и сотряслись внутренности мои, и все во мне ослабло. 5. И заплакал я с Иосифом и забилось громко сердце мое, и задрожали суставы тела моего, и не был я в силах стоять. 6. Когда же узрел Иосиф, что плачу вместе с ним, а они подступили и хотят убить его, спрятался за спину мою, умоляя помочь ему. 7. Тогда встал Рувим посредине и сказал: Братья мои, не будем убивать его, но бросим его в один из сухих колодцев, которые рыли отцы наши и не находили там воды. 8. Ибо для того не дал Господь подняться туда воде, чтобы спасся Иосиф. 9. И сделали они так до той поры, когда продали его Измаильтянам. 33 III. От платы за Иосифа не взял я своей части, дети мои. 2. Но Симеон, Дан, Гад и другие братья наши, взяв плату за него, купили обувь себе и женам и детям своим, говоря: 3. Пропитания не купим, ибо это цена крови брата нашего, но ногами потопчем ее за то, что говорил он, будто станет властвовать над нами; и увидим, что будет из его снов. 4. Оттого записано в законе Моисеевом: С нежелающего возместить семя брату своему да снимут обувь его и плюнут в лицо ему. 34 5. А братья Иосифа не хотели, чтобы жил он, и Господь снял с них обувь, которую носили они за брата своего Иосифа. 6. И когда пришли они в Египет, за воротами сняли с них обувь дети Иосифа, и так преклонились они пред Иосифом, словно пред фараоном. 35 7. И не только преклонились пред ним, но и оплеваны были в тот же час, пав пред ним, и опозорены были пред Египтянами. 8. Ибо Египтяне слышали обо всех злых делах, которые совершили они против Иосифа. 36 IV. И сделав это, сели братья мои есть и пить.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010