Все это можно относить и к еретикам в том смысле, что они, оставив заблуждение, измышленное ими, должны возвратиться в церковь и возненавидеть прежние учения, и возлюбить истину в церкви Господней, и восстановить правосудие в воротах пороков и добродетелей, оставив первые и перешедши ко вторым, и те, которые будут в состоянии избавиться от пасти диавола, могут надеяться на помилование. Применительно же к переводу LXX можно, изменив порядок, следующим образом сделать чтение этого места более ясным: так как вы сказали: мы возненавидели зло и возлюбили добро, то ищите добра, а не зла, чтобы вам быть живыми, и так как Господь Бог всемогущий с вами, то восстановите правосудие в воротах, чтобы Господь Бог всемогущий помиловал остаток Иосифов. Ам.5:16–17 . Поэтому так говорит Господь Бог, воинств Владыка: на всех улицах плач, и на всех [местах], которые вне, будут говорить: горе, горе! И призовут земледельца сетовать и знающих плачевные песни (plangere) – плакать. И во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. LXX: Поэтому так говорит Господь Бог всемогущий: на всех улицах плач, и на всех дорогах будут говорит: увы, увы! Призовут земледельца к плачу и знающих оплакивание – к плачу. И на всех дорогах плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. Я заповедал вам искать добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и чтобы Господь был с вами. И Я еще прибавил (чтобы вы не сказали, что вас один только раз предупредили): возненавидьте зло, и возлюбите добро, и восстановите правосудие в воротах, вы, возненавидевшие обличающего в воротах, чтобы Господь помиловал остаток Иосифов. Но, так как вы не хотели этого делать, попирали Мои заповеди и обратились спиной ко Мне, удаляющемуся; то так говорит Господь Бог всемогущий, который есть Господь воинств: повсюду плач, повсюду скорбь. Призовут земледельцев для плача и призовут тех, которые умеют по обычаю страны вызывать слезы чрез свое пение 37 , чтобы не на всех улицах, как выше сказано, но в виноградниках были плач и сетование, и чтобы то, что служило поводом к радости, было источником слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 39 Иосиф в доме Потифара Быт.39:1 . Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе ( Быт. 37:36 ), священнописатель продолжает историю последнего. Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны, позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся евреями и другими номадами, Быт. 43:32 ), сумели сохранить свою национальную цельность и чистоту религиозного наследия. Быт.39:2 . И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее притчу Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В доме господина», т.е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам. Быт.39:3–4 . И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора язычника – господина его (ст. 3), как благословение Бога над Исааком было примечено филистимлянами ( Быт. 26:28 ); над Иаковом – Лаваном ( Быт. 30:27 ), и он облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis; надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских скульптурах, ср. Мф. 24:45–47 ; Лк. 12:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Диавол часто искушает верующих именно блудом. Когда не может одолеть телесно, то пытается одолеть через сплетни, вывести человека из душевного равновесия. В житийной литературе описан такой случай. Рядом с городом жил один юный монах, каждое утро приходивший на берег реки за водой. Там же брала воду одна девица. Монах видел эту девицу, но никогда с ней не разговаривал, брал молча воду и уходил в келью. Девица же эта, согрешив с одним юношей, забеременела. Родители стали требовать, чтобы она назвала имя этого человека. Побоявшись назвать имя юноши, она обвинила монаха в том, что он силой взял ее. И вот разъяренная толпа жителей этого города врывается в келью к монаху с криками: «Блудник! Злодей!» Избивают и тащат несчастного монаха в центр города, чтобы там публично казнить его. В этот момент у нечестивой женщины начинаются родовые схватки. В родах она умирает, успев признаться, что оклеветала невиновного. Родственники бегут остановить расправу над иноком и спрашивают его: «Почему же ты не сказал нам, что не виноват?» Я думаю, что инок с радостью воспринимал эти гонения. Может быть, он даже подумал, что наступили времена, когда только за одно имя христианина будут истязать. Да и разве поверила бы ему разъяренная толпа? И было великое наказание той девице за клевету – она погибла в родах. А монах был окружен почитанием и, чтобы не впасть в грех тщеславия, ушел из этой местности. Есть другой пример из русской житийной литературы. Одного Новгородского владыку обвинили в блудных грехах. А это бесы в образе блудниц специально вылезали из окон его жилища, чтобы весь город возмутился. И когда жители, поверив бесам, бросили его на плот, то плот поплыл против течения реки. Это был знак людям от Бога, что поступили они неправильно. Иосифа бросают в тюрьму. Но и здесь Господь не оставляет его. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех ( Быт.39:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Для начала Иосиф объявил братьям, что подозревает в них шпионов. Если они честные люди, пусть подробно расскажут о своей семье. И они рассказали: и про отца, и про Вениамина, и про исчезнувшего Иосифа… «Я испытаю вас, – сказал им по-египетски Иосиф. – Один из вас останется здесь, а вы пойдите и приведите ко мне младшего брата. Если вы говорите правду, я отпущу всех». «Это наказание за то, что мы сделали с Иосифом!» – стали говорить друг другу по-еврейски братья. Они же не подозревали, что этот вельможа сам говорит на их языке! Иосифу пришлось выйти из комнаты, чтобы унять нахлынувшие слезы. По крайней мере они помнят, они признают свой грех… Но как же они поступят в следующий раз? Предадут ли брата? Он снова вошел в зал и приказал взять под стражу одного из братьев – Симеона. Изумленные братья вернулись домой и всё рассказали отцу. Нет, ни за что не хотел он отпускать своего любимца Вениамина в Египет: Иосиф погиб, Симеон в плену, а если еще с Вениамином что-нибудь случиться … Но голод становился всё сильнее, и у семьи просто не оставалось другого выхода, кроме как покупать зерно в Египте. Братья снова отправились в путь, захватив с собой Вениамина и богатые дары для странного египтянина. Им оставалось только положиться на его милость, довериться его слову. Но сам он не торопился раскрыть свой секрет, продолжая испытывать братьев. Он усадил их за стол, отдельно от себя, и посылал со своего стола кушанья, причем «доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них». Полюбуйтесь-ка на любимчика, – словно говорил он братьям. Но и этого было мало. Он отпустил всех домой, а сам велел подложить в мешок Вениамина свою серебряную чашу. Обнаружив «кражу», братьев догнали, обыскали, чашу нашли… Приговор Иосифа был суров: «тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему». Остановимся и здесь на минутку и представим себя на месте братьев. Легче всего было бы согласиться со «справедливым» приговором. Вениамин остался бы жить с Иосифом в Египте, наверняка старший брат рассказал бы ему всё и позаботился бы о нем. Остальные мирно вернулись бы домой. Никто бы не пострадал… кроме безутешного отца и семейного мира. Словом, Иосиф дал братьям выбор: уйти восвояси, предав брата, или решить ту же задачу по-новому. И тогда слово взял Иуда: «Пусть я останусь твоим рабом, а отрок пусть идет с братьями своими. Как пойду я к отцу, когда отрока не будет со мною?»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Для начала — представьте себе, что сделалось с лицом Иосифа, когда он узнал, что годившаяся ему в дочери Мария беременна. Ведь Иосиф и Мария лишь именовались мужем и женой, на деле же Та, Которой предстояло родить Христа, еще в детстве принесла обет девства и жила в доме Иосифа только потому, что тот обещал заботиться о Ней и хранить Ее чистоту. У них, безусловно, не могло быть детей — и тем не менее Мария зачинает Ребенка! На иконе Рождества Христова  среди прочего изображен Иосиф, сидящий в глубоких раздумьях, а перед ним — какой-то старик в козьих шкурах. Этот старик — аллегорический образ сомнений и искушений, одолевавших праведного Иосифа. Из Евангелия мы знаем, что, не пожелав прилюдно обличить Марию в грехе (как требовал иудейский закон в случае раскрытия супружеской неверности), Иосиф хотел тайно отпустить Ее.  Передумал он после того, как ему самому явился Ангел и возвестил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их  (Мф 1:19–21). А до того Марии, безусловно, пришлось пережить очень тяжелый момент, связанный с сомнениями Иосифа, честного и доброго человека… Следующий эпизод, который мы находим в Евангелии, — это само Рождество Младенца Иисуса. Происходит оно вовсе не в комфортабельной больнице под присмотром опытных врачей, и даже не дома, куда можно было бы пригласить помощницу. Рожать Марии приходится в самых неподходящих условиях, тотчас по прибытии в Вифлеем, куда они с Иосифом были вынуждены отправиться для участия в объявленной переписи населения. Гостиницы Вифлеема все заняты, и путники останавливаются буквально в первом подвернувшемся им месте, где в обычное время держали скот, фактически в хлеву! Просто представьте себе, как чувствовала бы себя на месте Богородицы и в Ее положении любая женщина… Мария и Иосиф в пещере. Евгений Демаков Но вот Христос родился, проходит немного времени — и Марии с Иосифом нужно срочно бежать, бежать без оглядки вместе с Новорожденным. А все из-за того, что иудейский царь Ирод, узнав от волхвов о рождении нового Царя Иудейского, посылает в Вифлеем войско с диким приказом: избить  (то есть убить, уничтожить. — Прим. ред. ) всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже  (Мф 2:16). Бегство в Египет, наверняка полное тягот (есть предание, что по пути Святому Семейству встретились два разбойника и чуть не ограбили их), жизнь на чужбине, скитания в пустыне и возвращение через несколько лет обратно в Палестину — все это было трудно и физически, и морально.

http://foma.ru/chto-prishlos-perezhit-ma...

Евр.11:17 .  Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного. Евр.11:18 .  О котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. «Верою приведе Авраам Исаака искушаемь, и единороднаго приношаше, обетования приемый», «к немуже глаголано быст: яко о Исааце наречется тебе семя». Бог обетовал множество потомков Исааковых соделать подобными песку морскому, и Сам повелел Исааку стать жертвою. Посему патриарх, осаждаемый двумя противоположными помыслами, когда, притом, и естество терзало его жесточае всякого исполнителя казни, все преодолел без труда и принес жертву. Но Апостол показывает и тот помысл, водясь которым Авраам рассеял все другие помыслы. Евр.11:19 .  Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. «Помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог». Патриарх преоборол родившийся в нем помысл о множестве потомков, уверовав, что и умерщвленному, по Божию изволению, можно стать живым. «Темже того и в притче прият», то есть как бы в знамение и прообраз воскресения. Ибо Исаак, умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. Но в нем предначертан и образ спасительного страдания; почему и Господь сказал иудеям: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася» ( Ин. 8, 56 ). Евр.11:20 .  Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. «Верою о грядущих благослови Исаак Иакова и Исава». Ибо не дал бы невидимых благословений, если бы не веровал, что за словами последует дело. Евр.11:21 .  Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. «Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови и поклонися на верх жезла его». Ибо предзнаменовал царскую власть Ефрема и подчинение ему десяти колен; посему самим собою предобразует их поклонение. Евр.11:22 .  Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. «Верою Иосиф умирая о исхождении сынов Израилевых памятствова и о костех своих заповеда». Ибо не дал бы заповеди о костях, если бы не веровал Божиим обетованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Еще прежде, чем они стали жить вместе, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф был мнимым мужем Марии, а в действительности хранителем посвященной Богу девической чистоты Ее и очевидцем Ее непорочной жизни. Ибо Господу угодно было утаить от диавола тайну Своего воплощения от пречистой Девы, и для сего Он покрыл девство Матери Своей супружеством, чтобы враг не знал, что это та Дева, о Которой предрек Исаия: «се, Дева во чреве примет» (Ис. 7:14). Об этом свидетельствует святой Афанасий, архиепископ Александрийский в следующих словах «Иосиф должен был послужить таинству, чтобы Дева, как бы имеющая мужа, славилась и чтобы самая истина вещи осталась сокрытою от диавола, дабы он не знал имеющего совершиться, каким образом Бог благоизволит пребывать с людьми» (Слово на Рождество Христово). И святой Василий Великий говорит: «Обручение с Иосифом совершилось для того, чтобы утаить от князя века сего (т. е. диавола) воплощение Сына Божия» (Слово на Рождество Христово). То же говорит и святой Иоанн Дамаскин «Иосиф обручается Марии как муж, чтобы диавол, не зная о безмужнем Рождестве Христовом от Девы, отступил, т. е. перестал возбуждать Ирода и подстрекать иудеев к зависти. Ибо диавол с самого того времени, когда Исаия предрек, что «се, Дева во чреве примет и родит» (Ис. 7:14), зорко следил за всеми девицами, как бы которая из них не зачала без мужа и не родила, оставаясь девою. Божие смотрение устроило Обручение Девы Марии с Иосифом, дабы от князя тьмы утаилось и девство Пречистой Богородицы, и воплощение Бога Слова». Еще прежде совершения супружеской тайны, Пречистая Дева Мария оказалась имеющею во чреве от Духа Святого, и возрастало святое чрево Ее, вмещающее в себе невместимого Бога. Особенно же обнаружилась Ее беременность тогда, когда, по прошествии своего трехмесячного пребывания у Елисаветы, Она возвратилась в дом свой (Лк. 1:56), и Божественный плод внутри Ее с каждым днем возрастал, а день рождения младенца Христа все более и более приближался. Увидев это, Иосиф был в великом недоумении и печали, ибо он думал, что Она нарушила обет девства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Злат.). – В Египет: откуда бы до отца его не мог дойти слух о нем. Они сделали все возможное, чтобы удалить Иосифа из семьи навсегда и его, так сказать, уничтожить, но оставленного всеми Бог не оставил его и сделал его спасителем от голода всей его фамилии. Дальнейшее сказание Стефана об Иосифе все точно основывается на сказаниях книги Бытия. – Мудрость: явленную Иосифом особенно в толкованиях снов, бывших виночерпию и хлебодару Фараона и самому царю Фараону ( Быт.40 ; Быт.41 ). – Семьдесят пять душ: Стефан следует в этом счете переводу LXX, который считает именно 75, тогда как в подлинном еврейском тексте считается только 70, каковому счету следует и Флавий (Annt. 2, 7. 4. 6, 5. 6). Число 70 по еврейскому тексту вышло так, что к 66 душам, происшедшим из чресл его, по Быт.46:26 , причисляются еще в ст. 27 Иосиф, два его сына и сам Иаков. Перевод же LXX, вероятно, причисляет к ним еще внуков и правнуков Иосифа, упоминаемых в Быт.46:20 – числом 5 – и потому считает не 70, а 75, исчисляя таким образом не только переселившихся в Египет членов семейства Иаковлева, но и тех из членов его, которые пребывали в Египте, т.е. всю фамилию Иакова, за исключением женского пола. 15. Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; 16. И перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. 17. А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, 18. До тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. 19. Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. И отцы наши: т.е. сыновья Иакова, выше названные патриархами, как родоначальники 12 колен израилевых. – И перенесены были в Сихем и положены во гробе и пр.: речь идет собственно только об отцах или 12 сыновьях Иакова, а не о самом Иакове, так как Иаков погребен был Иосифом и братьями его близ Хеврона в пещере, которую Авраам вместе с полем купил там для погребения Сарры ( Быт.50:13 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И много дней Иаков оплакивал Иосифа. Все сыновья и дочери Иакова собрались вместе утешать его, но он не хотел утешиться и сказал: — С печалью я сойду в преисподнюю к сыну моему! Тем временем, измаильтяне поспешно вели Иосифа в Египет надеясь получить за его красоту много золота от какого-либо вельможи. Когда они шли по египетскому городу, их встретил царедворец фараона Пентефрий. Он увидел Иосифа и обратился к измаильтянам с такими словами: — Купцы, скажите мне, откуда у вас этот юноша? Он нисколько не похож на вас, потому что среди вас, измаильтян, нельзя найти такого красивого юношу. Они ему отвечали: — Этот отрок очень умен и принадлежит к знатному роду. Пентефрий охотно купил у них Иосифа и заплатил столько, сколько им было угодно. Царедворец ввел его в свой дом и всячески старался узнать его прежнюю жизнь. Потомок праведных Авраама, Исаака и Иакова жил у Пентефрия в добродетели и большой кротости, и Господь был с ним. Иосиф вел честную и непорочную жизнь. По лицу и словам его было видно, что он целомудрен и боится Бога: он никогда не забывал Всевидящего Бога отцов своих, Который избавил его от смерти во рву и от ненавистных братьев. Иосиф горевал только об отце своем Иакове. Живя у Пентефрия, Иосиф снискал к себе его благоволение и понравился ему. Пентефрий, видя, что с Иосифом находится Господь, Который успешно устраивает все в его руках, поставил его начальником над всем домом и отдал в его руки все имущество: имения, села, рабов и домашнее хозяйство. Сам Пентефрий при Иосифе не знал ни о чем, кроме той пищи, которую ел за своим столом: он ясно видел, что Иосиф честен и что имущество в руках его растет все больше и больше. Ради Иосифа Бог благословил дом египтянина. Все рабы и рабыни были очень довольны Иосифом, потому что при нем им жилось хорошо и вполне безбедно, во всяком довольстве. Иосиф имел хорошую внешность и красивое лицо. Супруга Пентефрия была поражена красотой его, и сердце ее загорелось к нему сатанинскою любовью. Она всячески старалась соблазнить невинного Иосифа и сильно желала побыть с ним. Чтобы прельстить Иосифа, жена Пентефрия прибегала ко многим хитростям: каждый час переменяла одежды, умывала и намазывала лицо и навешивала на шею ожерелья. Кроме того, она обольщала праведную душу Иосифа разными телодвижениями, мерзким смехом и прелюбодейными словами. Но всеми этими хитростями она губила только себя. Иосиф не смотрел на ее украшения и не думал грешить с ней. Мысль о Боге и страх перед Ним защищали его от всяких искушений. Когда же жена Пентефрия увидела, что все ее украшения не действуют, она еще больше воспылала огнем прелюбодеяния и не знала, чем бы ей еще подействовать на целомудренного юношу. После она еще раз задумала совратить его на грех своими бесстыдными словами; змеиный яд, находящийся в ней, открыл ее уста, и она сказала Иосифу:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Ибо подошли Симеон, и Дан, и Гад к Иосифу, чтобы убить его, и он говорил им со слезами: 2. «Помилуйте меня, братьи мои! пожалейте внутренности Иакова, отца нашего! Не налагайте рук ваших, чтобы пролить кровь невинную, потому что я не согрешил против вас. 3. Если же и согрешил, наказанием накажите меня, братья мои, руку же вашу не поднимайте для убийства брата вашего ради Иакова, отца вашего». 4. Когда же он говорил, рыдая, слова эти, я, не вынося воплей, начал плакать; и печени мои излились, и весь состав внутренностей моих расслабел. 5. Плакал же я с Иосифом, и трепетало сердце мое, и суставы тела моего дрожали, и я не мог стоять. 6. Видя же Иосиф меня, соболезнующего ему, и их, подходящих убить его, забежал за меня, прося защиты за него. 7. Став же промежду, Рувим сказал: «Послушайте, братья мои, не будем убивать его, но бросим его в один из тех сухих колодцев, которые выкопали отцы наши и не нашли воды». 8. Ибо для того воспрепятствовал Господь забить воде в них, чтобы он стал спасением для Иосифа. 9. И сделали они так, пока не продали его измаильтянам. Глава 3 Ибо в цене его я не имел части, дети мои. 2. Но Симеон, и Дан, и Гад, и дети, взяв цену его, купили обувь себе, и женам своим, и детям своим, говоря: 3. «Не будем съедать ее, потому что это цена крови брата нашего, но попранием будем попирать ее за то, что он сказал, что он будет царствовать над нами; и мы увидим, что такое сны его». 4. Ради сего в писании закона Моисея написано: у нежелающего восставить семя брату своему (должно) снять обувь его и плюнуть (ему) в лицо. 5. И братья Иосифа не желали (сохранить) жизнь брата своего; и Господь снял у них обувь, которую они носили против Иосифа, брата своего. 6. Ибо, пришедши в Египет, они были разуты рабами Иосифа вне врат, и таким образом преклонились пред Иосифом по образу царя Фараона. 7. Но не только преклонились пред ним, а и были заплеваны тотчас, как только пали пред ним, и были посрамлены от египтян. 8. Ибо они слышали, сколько они оказали ему злого. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010