Иез.37:17 .  И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно. Как легко пророку соединить два жезла в одной руке, так легко Богу соединить разделенные доселе и с начала политического существования Израиля две его части. Иез.37:18 .  И когда спросят у тебя сыны народа твоего: «не объяснишь ли нам, что это у тебя?», Ср. Иез.24.19 . Следовательно, символические действия Иезекииля совершались на деле; ср. гл. IV. Иез.37:19 .  тогда скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и при­ложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей. «Жезл Иосифов, который в руке Ефрема». Ефремово колено занимало первенствующее, господствующее положение в северном царстве. Из него был и Иеровоам. – «И приложу их к нему (послед. сл. нет у LXX), к жезлу Иуды». Ненормальное самостоятельное существование северного царства не будет иметь места: оно подчинится, как и следует, Иуде, составив с ним одно царство. – «И будут одно в руке Моей». LXX: «в руце Иудине» (одна евр. рук. «в руке его», т. е. Иуды), что, в сущности, одно, потому что Бог будет править через Иудина потомка – Мессию. Иез.37:20 .  Когда же оба жезла, на которых ты напишешь, будут в руке твоей перед­ глазами их, «Когда… будут», слав. точнее: «и будут». Во все время следующего предсказания пророк должен держать в руке соединенными два жезла. «Драматическое впечатление от символа было несомненно» (Сменд). Иез.37:21 .  то скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находят­ся, и соберу их отовсюду и при­веду их в землю их. Объяснение символического действия излагается подробнее и пополняется другими предсказаниями. Иез.37:22 .  На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед раз­деляться на два царства. «Царь», евр. мелех. Только здесь и в 24 ст. этим словом назван у Иезекииля Мессия (в др. случаях всегда наси, князь), потому что здесь речь об объединении 2 Царств под его властию. Предсказание относится ближайшим образом к послепленному Израилю; но на нем исполнилось несовершенно (царей из дома Давидова не было, если не считать таким Зоровавеля), но полнее исполнилось на духовном царстве Христовом; а вполне – на будущей церкви, царстве славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч. «Иссахар» означает «награда». Это получающие великую награду за добродетельное житие на земле. Не видели ли уготавливающуюся им на небесах награду первомученик Стефан и апостол Павел ( Деян. 7:56 ; 2Тим. 4:8 )?! Не великой ли наградой было святому Сергию игумену Радонежскому обетование от Бога, что, как великое множество птиц, распространятся иноки его обители?! Велика награда небесная детей Божиих. Откр.7:8 Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. «Завулон» означает «жилище силы» или «благоухание». Это люди, ставшие жилищем Божией силы, как и Христос говорил, что «облечетесь силою свыше» ( Лк. 24:49 ). Это ставшие, как говорит апостол Павел, «Христовым благоуханием Богу» ( 2Кор. 2:15 ). Не обителью ли силы Божией и духовным благоуханием в земной долине плача были многие монастыри, многие угодники Божии? Вспомним преподобного Серафима Саровского , который открыл Н.А. Мотовилову даже физическое восприятие благоухания и света Духа Святого. Это такие, о которых, как о Мардохее, может быть сказано, что он был «великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему» ( Есф. 10:3 ). Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. «Иосиф» означает «приложение». Это те, кто вместе с Царством небесным получили многие земные блага по слову Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Так, Иосиф искал только верности своему Богу, а Бог дал ему быть вторым после фараона в Египте – величайшей державе того времени. Иные Христа ради оставляли все, что имели. Другие обильно благословлялись земными благами, стояли у кормила земных государств, оставаясь верными Христу. Таковы святая царица Елена, мать императора Константина, король франков Карл Великий, равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, благоверный князь Александр Невский, московская княгиня Евдокия (в монашестве Ефросинья), по смерти своего мужа Дмитрия Донского втайне под пышными княжескими одеждами носившая вериги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Измаильтяне отвели Иосифа в Египет и там продали его Пентефрию, начальнику телохранителей фараона. Бедный Иосиф! Любимый сын богатого отца сделался рабом и стал одиноким на чужой стороне. Но Господь оставался с Иосифом, потому что он был юноша богобоязненный и старался жить по заповедям Божиим. Пентефрий, видя, что Иосиф отличается усердием и честностью и все идет у него благоуспешно, полюбил его и вскоре вверил ему управление своим домом. Иосиф был статен и красив и очень понравился жене Пентефрия. Неверная своему мужу, она старалась склонить Иосифа к неверности его господину; но Господь был с Иосифом, и он всякий раз отвечал ей: «Как сделаю я такое великое зло и согрешу пред Богом?» Наконец, когда она, в отсутствие мужа, решительно потребовала от него исполнения ее желания, и Иосиф решительно отказал ей в том, тогда оскорбленная госпожа решила отомстить ему. Как только Пентефрий возвратился домой, жена, притворившись встревоженной, сказала ему: «Еврей, которого ты привел к нам, пришел ко мне, чтобы оскорбить меня; но, когда я стала кричать, он испугался и убежал, а в испуге забыл свою одежду». Пентефрий воспылал гневом и тотчас отослал Иосифа в темницу. Но Господь не оставил верного раба Своего. Начальник темничного дома, узнав прекрасные качества ума и сердца Иосифа, полюбил его и поручил надзор над всеми заключенными в темнице. В это время там содержались двое из придворных сановников, главный виночерпий и главный хлебодар. Однажды Иосиф, войдя к ним, нашел их в задумчивости и унынии и спросил, отчего у них такие мрачные лица. Они сказали ему: «Нам виделись сны, а истолковать их некому». – «Объяснять сны может один Бог, – сказал Иосиф, – впрочем, расскажите мне их». Виночерпий сказал: «Мне снилась виноградная лоза с тремя ветками: она росла, на ней показались цветы и созрели ягоды. У меня в руках была чаша, я взял ягод, выжал в нее сок и подал фараону». Иосиф сказал ему: «Три ветки означают три дня; через три дня фараон вспомнит о тебе и поставит тебя на прежнее место – и ты снова будешь подавать ему чашу. Когда тебе будет хорошо, то вспомни обо мне и выведи из темницы: я невинно заключен в нее».

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

Ин.1:43–44 .  На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Во утрий [же] восхоте изыти в Галилею, и обрете Филиппа и глагола ему: гряди по Мне. Бе [же] Филипп от Вифсаиды, от града Андреова и Петрова. На другой день Иисус Христос хотел идти, но не на другой день находит Филиппа, а потом, именно после призвания Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, как это можно узнать у других евангелистов. Но почему же этот евангелист не упомянул о том, как Иисус Христос привлек их, ходя при море Галилейском? Потому что это передали Матфей и Марк; а так как они пропустили то, что относилось к Филиппу, то этот евангелист рассказывает. Сказал ему Иисус Христос: «гряди по Мне». Зная, что и Филипп сильно желает последовать за Ним, услышав о Нем от последовавших прежде, но боится, Иисус Христос уничтожает его страх. А евангелист говорит, и из какого города он происходил, именно из Вифсаиды, города малого и незнатного, чтобы ты знал, что «немощная» мира этого избрал Бог. Ин.1:45 .  Филипп находит Нафанаила... Обрете Филипп Нафанаила... конечно, после того, как последовал за Христом. Ин.1:45 .  ...и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки,... ...и глагола ему: егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом... Познакомившись с Иисусом Христом, он тотчас делается провозвестником Его и, зная, что Нафанаил сведущ в законе и Писаниях пророческих, и что он весьма осторожен в этом отношении, как это и Христос засвидетельствовал, и самое дело показало, – отсылает его к Моисею и пророкам, чтобы этим сделать свое свидетельство об Иисусе Христе более достоверным. Ин.1:45 .  ...Иисуса, сына Иосифова,... ...Иисуса сына Иосифова,... так как доселе еще думали, что Он был сын Иосифа. Ин.1:45 .  ...из Назарета. ...иже от Назарета. Говорили: от Назарета, потому что Он там был воспитан. Ин.1:46 .  Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?: И глагола ему Нафанаил: от Назарета может ли что добро быти?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Ин.1:43 .  На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Отсюда и до конца главы идет речь о призвании Филиппа и Нафанаила. Филиппа Христос призывает следовать за Собой только двумя словами κολοθει μοι (следуй за Мною, т.е. будь Моим учеником, – ср. Мф.9:9 ; Мк.2:14 ). Нужно, однако, помнить, что призвание Филиппа, как и других учеников, в этот раз не было еще призванием их к постоянному следованию за Христом или тем более призванием к апостольскому служению. Ученики после того первого призвания еще уходили домой и временами занимались своими делами (ср. Мф.4:18 ). Нужно было пройти некоторому времени, для того чтобы ученики Христа оказались способными стать Его постоянными спутниками и взять на себя тяжелое бремя апостольского служения. Ин.1:44 .  Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Упоминая, что Филипп происходил родом из того же города, Вифсаиды, откуда происходили Андрей и Петр, евангелист этим, конечно, хочет сказать, что Андрей с братом рассказали своему земляку Филиппу о Христе, почему тот и не обнаружил никакого недоумения, когда Христос призвал его следовать за Собою. Вифсаида, место рождения Андрея и Петра (жили они не в Вифсаиде, а в Капернауме, см. Мк.1:29 и сл.), был город на северо-восточном берегу Геннисаретского моря, обустроенный тетрархом Филиппом и названный им в честь дочери Августа Юлией. При городе этом, ближе к морю находилось селение, также называвшееся Вифсаидой («дом ловли»; о Вифсаиде см. тж. комментарий к Мк.6:45 ), и Филипп происходил собственно из селения, которое евангелист отожествляет с городом как его пригород. Ин.1:45   Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Нафанаил (богодарованный) имел другое имя – Варфоломей (см. Мф.10:3 ). «Моисей в законе и пророки» (см. Лк.24:27 ). «Сына Иосифова». Так Филипп называет Христа, потому что ему еще не была известна тайна происхождения Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иосиф подстраивает, что якобы братья — воры, и берет Симеона в заложники. Как братья будут действовать, а они ведь изменились, как поведут себя в схожих обстоятельствах? Вот что для него важно. Иосиф любит своих братьев, он их простил. Но можно ли им доверять? Возможно ли примирение с этими людьми, которые его в свое время бросили? У братьев-то процесс покаяния совершенно точно идет: «Мы наказываемся за грех против брата нашего». Братья возвращаются в Египет, обнаруживают, что у них там еще что-то, что они не брали с собой. Они в шоке: «Как же мы покажемся? Тем более от нас потребовали, чтобы мы еще и Вениамина привели сюда». Но голод — не тетка, приходится идти снова. Иуда берет на себя главную действующую роль и говорит отцу: Тот человек решительно объявил нам, сказав: «Не являйтесь ко мне на лицо, если брата вашего не будет с вами». Если пошлешь с нами брата нашего, то пойдем и купим тебе пищи, а если не пошлешь, то не пойдем» (Быт 43:3–5). Братья возвращаются к Иосифу, который теперь подстраивает, что якобы у него Вениамин украл кубок. И тут испытание уже для самого Иуды, ведь именно он в свое время предложил продать Иосифа в рабство. Иуда ходатайствует перед Иосифом : Я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: «Если не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими (Быт 44:32–33). Представляете, Иуда, зачинщик того, что произошло с Иосифом, насколько он изменился! Он готов пожертвовать собой для того, чтобы и отец, и его младший брат от жены-соперницы были спасены! Фактически мы можем говорить, что Иуда здесь выступает как искупитель. И тут мы вспоминаем эту странную 38-ю главу, где рассказывается об Иуде. Иуда должен был невестке своей отдать третьего сына по закону левиратного брака, но не захотел. Закон не исполнил. Тогда его невестка Фамарь притворяется блудницей и зазывает к себе Иуду. Иуда приносит знаки своего достоинства — печать и посох, входит к ней, а потом узнает, что Фамарь беременна.

http://blog.predanie.ru/article/kak-eto-...

«Ирод же...». Прежде чем перейти к повествованию о выступлении Иисуса Христа на общественное служение, евангелист Лука считает нужным заключить свою речь о судьбе Иоанна Крестителя. То, что он здесь говорит, у Матфея и Марка сказано в другой последовательности (см. Мф.14:1 и сл.; Мк.6:17 и сл.). Лк.3:21 .  Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, Лк.3:22 .  и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! «Когда же крестился весь народ». Это более определенное, чем у Матфея ( Мф.3:13 ) и Марка ( Мк.1:9 ), замечание о времени крещения Христа. «Это происходило, говорит евангелист Лука, тогда, когда в народе проявилось всеобщее стремление к принятию крещения от Иоанна». А это указывает на конец проповеднической деятельности Предтечи (Богословский, с. 63). «Молился». Об этом говорит только Лука, отмечающий этим, что крещение было особенным важным в жизни Христа событием (ср. Мф.26:36 ; Лк.9:28 ). «Отверзлось небо». У Матфея и Марка сказано, что отверзение неба было предметом видения ( Мф.3:16 ; Мк.1:10 ), и потому некоторые толкователи склонны представлять это «отверзение» не как нечто фактическое, а как только нечто кажущееся известным лицам. Но евангелист Лука отрезает всякий путь к таким перетолкованиям, говоря, что небо отверзлось и не прибавляя, что это было видение. Чудо это, а равно и последующее сошествие Святого Духа в виде голубя и глас Бога Отца – все это были действительные события. «Дух Святый...» (см. комментарии к Мф.3:16 ). «В телесном виде», т.е. Он явился в обыкновенном виде голубя. «Ты». Евангелист Лука в этом сходен с Марком (у Матфея – «Сей») см. Мк.1:11 . «В Тебе...». Евангелист Лука здесь опять передает глас Бога Отца как прямое обращение ко Христу (у Матфея и Марка – «в Котором»). Лк.3:23 .  Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Лк.3:24 .  Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давида, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, — они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос. Но каким образом от переселения Вавилонского до Христа четырнадцать родов, когда их оказывается только тринадцать? Если бы в состав родословия могла входить женщина, то мы причислили бы и Марию и восполнили число. Но женщина не входит в родословие. Как же это разрешить? Некоторые говорят, что Матфей поставил в счет переселение, как лицо. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом. Для чего Бог допустил, чтобы Мария была обручена, и вообще, зачем Он дал людям повод подозревать, что Иосиф познал ее? Для того чтобы она имела защитника в несчастьях. Ибо он заботился о ней во время бегства в Египет и спас ее. Вместе с тем она была обручена и для того, чтобы скрыть ее от дьявола. Дьявол, услыхав, что Дева будет иметь во чреве, наблюдал бы за ней. Итак, для того, чтобы лжец был обманут, Приснодева обручается Иосифу. Брак был только по виду, в действительности же его не было. Прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго. Прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго. Слово «сочетаться» здесь означает соитие. Прежде нежели сочетались они, Мария зачала, почему пораженный евангелист и восклицает: «оказалось», как бы говоря о чем-то необычайном.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Конечно, они возмущены, что после такой длительной совместной и дружественной трапезы их обвиняют в том, что они чашу украли. Казалось бы, все проблемы уже решены, казалось бы, все прояснилось, и Вениамина они привезли, как он просил, и Симеона вернули! Но как будто бы их нагоняет их прошлое, и опять какие-то неприятности… И опять это повод вспомнить, что они согрешили против Иосифа, своего брата. Прошлое – оно настигает нас, прежде содеянные грехи нагоняют нас и наносят предательский удар в спину, они не отпускают нас так просто. И братья это понимают. И вот слуга, посланный Иосифом, говорит: « хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты. Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок » ( Быт.44:10–11 ). Им нечего бояться, они уверены в том, что они правы. Но не все так просто! Ведь грех-то остался грехом: они продали своего брата. Здесь они себя чувствуют, как сейчас молодежь говорит, «стопудово», то есть «всё нормально»: вот мешки, вот, пожалуйста, смотри. Но не так-то всё просто! Грех затерян в их прошлом: мальчика семнадцати лет бросили в яму (зиндам), продали чужим людям непонятно для чего, зачем… « Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок. Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом » ( Быт.44:11–12 ). Они же клялись! Рувим клялся и Иуда клялся, что они вернут Вениамина! Рувим даже сказал: «Детей моих двух убей, если не вернется младший Вениамин!» « И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город » ( Быт.44:13 ). Видите, Египет не отпускает их! Он вцепился в них почему-то, этот Египет! А потому, что там проблема не разрешена еще с Иосифом! Они не примирились с ним, они и не похоронили его. Как иудеи – они же страдают постоянно! Я с одним разговаривал иудеем, он показал на мой крест и говорит: «Все плохое в нашей истории из-за Него!» И показывает на Иисуса Христа. Я ему объясняю: «Если бы вы поступили правильно, у вас бы не было никаких проблем! Вы считали, что Он – лжепророк, но если бы вы казнили лжепророка, вы получили бы награду от Бога! Но то, что у вас проблемы из-за Него – это значит, что Он Сын Божий! Поэтому у вас и проблемы из-за Него!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Лк.4:21 . И начáт глагóлати к ним, яко днéсь сбыстся писáние сиé во ýшию вáшею. (И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.) Днесь сбыстся Писание во ушию вашею (ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами), т. е. то, что предсказал пророк Исаия о Мессии и что сейчас было прочитано, это и творит Он, Иисус Христос. Со времени крещения Своего, когда Дух Святый исполнил Его и по человечеству Божественных даров, Он начал проповедывать Свое Евангелие Царствия людям, из которых бедные, уничиженные и нищие духом в особенности внимали Ему и делались Его учениками; начал исцелять сокрушенных сердцем в сознании их греховности; проповедывать плененным грехом освобождение от него и его последствий, лишь бы они каялись и веровали в спасительную жертву Христову; слепым духовно прозрение, т. е. разумение истины и закона, а равно и слепым телесно исцеление; измученных грехом и диаволом отпускать на свободу от сего состояния, вообще, устроять новое блаженное для истинно верующих и исполняющих закон Христов лето или время. Зач. 14-ое. Проповедь в Назаретской синагоге. (окончание). Читается в пяток 18-й недели по Пятидесятнице. Лк.4:22 . И вси свидетелствоваху емý, и дивляхуся о словесех благодáти, исходящих из ýст егó, и глагóлаху: не сéй ли éсть Сын Иóсифов? (И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?) Свидетельствоваху (засвидетельствовали) Ему (И. Хр.), т. е. соглашались, что Он верно истолковал слова пророка об ожидаемом Мессии Дивляхуся о словесех (дивились словам) благодати и пр., т. е. удивлялись. Его мудрости, сладости и силе Его речи (слич. Ин.7:46 ), – засвидетельствовали и дивились, но, как видно далее, не уверовали в Него, – не согласились с тем, что Он есть Самый Мессия. Им казалось странным признать за Мессию своего соотечественника, которого родителей, братьев и сестер они знали: не сей ли есть сын Иосифов? У еванг. Матфея и Марка прибавлено: откуда у Него такая премудрость и как такие чудеса совершаются Им? Не плотников-ли Он сын? Не Его ли мать Мария и братья, Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И соблазнялись о Нем. «Не извинительно, пишет св. Златоуст, блазнение назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей были знаменитые дети. Таковы были Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и придти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать. Но зависть лукава и часто противоречит сама себе: что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010