Можно было видеть после того, как дивный юноша вышел обнаженным от одежд, но облеченным в одеяние целомудрия, и как он бежал, как бы от огня и пламени, не потерпев никакого вреда, и не только не будучи опален, но став еще более чистым и светлым. Подумай при этом, как человеколюбив общий всех людей Господь. Как прежде Он избавил Иосифа от желавших убить его братьев, и устроил так, что прежде, по совету Рувима, он был брошен в ров, а потом, по совету Иуды, продан купцам, дабы исполнение сновидений убедило праведника, что не напрасно и не без цели это было ему открыто, так и теперь рука Вышнего удержала чужеземца, и не допустила его тотчас устремиться на убийство юноши. В самом деле, что препятствовало ему это сделать, когда он узнал, что юноша покусился даже обесчестить его ложе? Но благопромыслительный Бог так устроил, что господин оказал такую кротость, чтобы, будучи брошен в темницу и здесь опять показав свою добродетель, Иосиф достиг таким образом управления (египетским) царством. “ Воспылал гневом , - сказано, - и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя ” (ст. 19,20). Однако же, если он не верил, то не следовало заключать его в темницу; а если поверил тому, что слова египтянки правдивы, то Иосиф заслуживал уже не заключения в темницу, а смертной казни и самого высшего наказания. Но когда вышняя десница являет свое промышление, тогда все делается легким и сносным, и люди жестокие оказываются кротчайшими. А помощь свыше приходит с щедростью тогда, когда и мы покажем много добродетели. Так как этот (праведник) много подвизался, то много получил воздаяния. И после такого мужественного подвига, он отведен был в темницу и все переносил безмолвно. Вы знаете, как люди, не знающие за собою ничего худого, подвергаясь осуждению, как виновные, сохраняют всю твердость духа, говорят свободно, и выступают с сознанием своего достоинства против тех, которые возводят на них невиновных обвинение. Но этот не так; он молчит, и все принимает с кротостью, и ожидает с великим терпением помощи Божией. И посмотри, как и в самой темнице он опять получил всю власть от темничного стража; и справедливо, потому что, говорит Писание, “ Господь был с Иосифом, и простер к нему милость ” (ст.21). Что значит – “ простер к нему милость ”? Значит: Господь преклонил к состраданию начальника темницы и расположил оказывать ему большое благоволение. “ Даровал ему благоволение ” пред ним. Подлинно, нет блаженнее человека, пользующегося благоволением свыше. “ И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников ” (ст. 22). Вот как темничный стражу уступает (свои права), дает ему самостоятельность и всем заключенным в темнице повелевает быть под его властью. “ Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с [Иосифом], и во всем, что он делал, Господь давал успех ” (ст. 23). Замечай, как всегда была с ним благодать Божия, и как все, что он ни делал, было исполнено благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Мф.1:17 . 23 :   Мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. Слыша слово «мужа», ты не подумай вдруг о браке, но припомни обыкновение Писания называть женихов мужьями, а невест – женами. Мф.1:17 .  И от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Пересчитай от Иехонии до Иосифа и найдешь тринадцать рождений. Таким образом четырнадцатым рождением представляется рождение Иисуса Христа. Мф.1:18 .  Рождество Иисуса Христа было так. Прилежный читатель станет допытываться и скажет: «Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа?» Такому мы прежде всего ответим, что обычаю Писаний не свойственно, чтобы в родословие вводился ряд женщин. Затем, Иосиф и Мария были от одного колена, поэтому согласно предписанию закона он должен был принять ее как близкую родственницу и быть записанным 24 вместе с ней в Вифлееме, потому что они были происходящими из одного и того же колена. Мф.1:18 .  По обручении Матери Его Марии с Иосифом. Почему Он зачинается не просто от Девы, но от обрученной мужу? Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка 25 ; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы. «Прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.» Только Иосифом, а не другим кем-либо она найдена была имеющей 26 во чреве; он, конечно, по праву законного супруга, знал все, что касается его будущей жены. Когда же говорится: «Прежде чем они сошлись 27 " , то из этого не следует, что они сошлись потом: Священное писание показывает здесь на то, чего не было. Мф.1:19–20 .  Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,– се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы помним, что юного Иосифа продали в Египет в рабство. Один из древних истолкователей говорил, что его продали – он был очень молодой, очень красивый – для блуда, чтобы торговать им в публичном доме в Египте. Но Господь позаботился об Иосифе. Мы читаем 39-ю главу: « Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей » (Быт, 39, 1). В конце 37-й главы мы видим, что он был в руках мадианитян, а здесь он уже находится в руках измаильтян. То есть, его перепродавали – говорят, что до четырех раз. И вот он не попал в публичный дом, его купил египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей, то есть очень богатый человек, приближенный к фараону. « И был Господь с Иосифом (Господь не оставляет Иосифа, хотя он и в рабстве! – О. С.) : он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина » ( Быт.39:2 ). Знаете, вот эти две истории: история про Иуду, который решил свое вдовство утешить с проституткой, и поведение Иосифа, как он будет себя вести в доме царедворца, – это две противоположности. Нам дается два образа: в одном случае – обман, блуд и только потом раскаяние. Но к чести Иуды надо сказать, что Иуда сознался: ведь Фамарь никому бы не рассказала, что произошло, она только ему послала эти самые вещи, она не хотела позорить свекра. А он сознался! Почему он сознался? Истолкователи говорят: потому что он боялся наказания в будущей жизни больше, чем стыда в этой жизни. Он сделал правильный вывод. А теперь история Иосифа: он в этом блудилище, в Египте оказался. О Египте же пророки говорят такие грубые слова: египтяне, как ослы, похотливы на разврат (Езк. 23, 8). И вот Иосиф оказался в этом оккультном центре. « И был Господь с Иосифом » – Господь этого юношу не оставляет! « Он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним 27 , и, что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех » ( Быт.39:2–3 ). Как понять « в руках его дает успех »?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Нав.17:17 .  Но Иисус сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии: ты многолюден, и сила у тебя велика; не один жребий будет у тебя: Нав.17:18 .  и гора будет твоею, и лес сей; ты расчистишь его, и он будет твой до самого конца его; ибо ты изгонишь хананеев, хотя у них колесницы железные, и хотя они сильны, [ты одолеешь их]. И это заявление не могло, понятно, расположить Иисуса Навина к тому, чтобы увеличить удел одноплеменных ему колен. Борьба с ханаанитянами, остававшимися в их уделе, представляла, конечно, большую трудность, которую испытали потом и другие колена ( Суд.1:19 ), но эта трудность не могла быть непреодолимой после того, как главная сила ханаанитян была сломлена. Ей нужно было противопоставить полное напряжение сил, которыми располагали эти колена, и неодолимое мужество с уверенностью в успехе. На это и указал Иисус Навин «дому Иосифову» , обращаясь к нему со словами: «ты многолюден и сила у тебя велика; не один жребий будет у тебя». Выраженную в последних словах надежду на расширение удела Иисус Навин раскрывает затем с большей определенностью, предрекая своим одноплеменникам, что они вполне будут владеть доставшимся им уделом со включением лесистых местностей и «исходов их» (по-еврейски «тоцеотав»), т.е. равнин, которыми оканчиваются горы, и что они изгонят ханаанитян из своего удела, несмотря на их железные колесницы. 162 В древнем Ватиканском списке Нав.17 читается: Κα σται Μανασση ν Ισσαχαρ κα ν Ασηρ. Βαιθσαν κα α κμαι ατν κα τος κατοικοντας Δωρ κα τς κμας ατς κα τος κατοικοντας Μαγεδδω κα τς κμας ατς κα τ τρτον τς Μαφετα κα τς κμας ατς. 164 Правда, у LXX оно переведено иначе, через τ τρτον τγς Μαφετ (в Ватиканском списке) или Ναφετα (в Александрийском и других списках), что значит «и третья часть Нафефа». Но на исключительной точности этого перевода, принятого и блаженным Иеронимом (tertia pars urbis Nopheth), нет оснований настаивать ввиду трудности представить город, разделенный на три части так, что одна из них принадлежала одному колену, а другие – другому или двум другим. Замечательно, что Острожские справщики не удовлетворились греко-славянским переводом «третью часть Нафефа» и к нему прибавили: «три страны» (В. К. Лебедев, 311), что представляет новый перевод приведенного выражения еврейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не Иосифов ли это сын? (Лк. 4, 22). Не плотник ли Он? (Мк. 6, 3). Откуда придет Мессия — никто не будет знать; а мы знаем, что Иисус жил в Назарете, среди нас; мы знаем Его Мать, Его братьев и сестер; поэтому Он не может быть Мессией». Так рассуждали руководители еврейского народа. (О том, что так называемые братья и сестры Иисуса не были в действительности Его родными братьями и сестрами — смотри объяснение выше, в главе 7). И соблазнились о Нем (Мк. 6, 3). Соблазнились, конечно, не фарисеи и вожди народные; соблазниться — значит поколебаться в вере, а они и не начинали верить в Иисуса. Соблазнились те из бывших в синагоге, которые уже засвидетельствовали Иисусу, что ныне исполнилось слышанное ими Писание пророка Исайи, которые удивлялись Его премудрости и благодати Его учения. Слова фарисеев — не Иосифов ли это сын? (Лк. 4, 22), не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? (Мк. 6, 3) — подействовали и на них; и они усомнились в том, чтобы их согражданин мог быть Мессией. Видя такое колебание в вере, скоро перешедшее в неверие, Иисус прекрасно понимал, что назаретяне ждут от Него доказательств Его мессианства, ждут чудес. Но так как неверие недостойно того, чтобы перед ним и по Его требованию совершались чудеса (см. другое изречение Иисуса — не бросайте жемчуга вашего перед свиньями... (Мф. 7, 6)), то Иисус, конечно, не прибег к такому способу вразумления Своих слушателей, а привел им два примера из ветхозаветной истории, наглядно поясняющие, что они недостойны тех знамений, на которые, быть может, рассчитывают. Как все вдовы-еврейки оказались недостойными принять пророка Илию, и он был послан к язычнице в Сарепту, как все прокаженные евреи времен пророка Елисея оказались недостойными получить исцеление, и пророк исцелил одного только язычника Неемана (см. 3 Цар. 17; 4 Цар. 5), — так недостойны и назаретяне видеть совершаемые Иисусом чудеса. Изгнание Иисуса из синагоги и намерение назаретян сбросить его со скалы Услышав такую горькую, и потому никогда не принимаемую спокойно, правду, убедившись, что их соотечественник, плотник Иисус, ставит их, горделивых евреев, ниже язычников, все находившиеся

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Но Господь был с Иосифом и благословлял все начинания его. Пентефрий полюбил своего невольника и вверил ему управление всем домом своим. Иосифу наступал двадцать седьмой год, когда жена Пентефрия своими речами и поступками стала склонять его ко греху, но он отвечал ей: «нет больше меня в этом доме, и господин мой не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему, как же я сделаю это великое зло, и согрешу перед Богом?» Много раз образумливал её Иосиф; но однажды она схватила его за одежду его, а он оставил одежду свою в руках её и выбежал вон. Тогда лицемерка кликнула домашних своих и оклеветала Иосифа перед ними и перед мужем своим. Разгневанный вельможа велел заключить Иосифа в тюрьму, в которой содержались государственные преступники. Но Господь был с Иосифом и простёр к нему милость, и начальник темницы благоволил и доверял ему. Случилось вскоре, что двое вельмож, виночерпий и хлебодар при дворе фараона, прогневали государя и были заключены в темницу. Через несколько времени видели они сон в одну ночь, предзнаменовавший каждому будущую судьбу. Виночерпию представлялись три сухие виноградные ветви, вдруг покрывшиеся листьями и принесшие зрелые гроздья; чаша была в руках его; он взял спелую виноградную кисть, выжал сок в чашу и поднёс фараону. Когда он рассказал свой сон Иосифу, то этот сказал: «через три дня фараон возвратит тебе сан твой, но прошу тебя вспомнить обо мне в счастье твоём и заступиться за невинного». Тогда и хлебодар рассказал свой сон Иосифу. Снилось ему, что он нёс на голове три корзины с хлебом; вдруг появились птицы и расклевали хлеб. И сказал Иосиф: «через три дня снимут с тебя голову твою и повесят тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою». Так и случилось; но виночерпий не вспомнил о Иосифе, не замолвил фараону слова о нём. После сего прошло два года, и царь смущён был странным видением. Спилось ему, что стоял он при реке Ниле, и вдруг из реки вышли семь тучных коров и паслись по берегу; но вслед за ними вышли семь коров тощих, и устремившись пожрали тучных, хотя сами остались тощими.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но для Бога этот праздник начинался совсем не так радостно. Это мы выходим из тьмы на свет, а Ему надлежало войти в мир оледенелый от греха и жестокости. С первых минут воплощения уже встал вопрос о совместном труде Бога и человека, о синергии. С первых минут жизни Христу возникла опасность быть убитым и отвергнутым. Рождество Иисуса Христа было так: …по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее… Праведный Иосиф Обручник, приняв в свой дом отроковицу, почти ребенка, обязан был сохранить ее в чистоте.  Увидев ее не праздной он должен был пойти с ней на суд к старейшинам. Они были обязаны осудить ее на смерть. Как например: Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Иуда (Быт.38) То есть, Мария и плод чрева ее должны были быть убиты в первые дни Его воплощения. Это можно было бы  назвать чудом, если бы это на самом деле, не являлось бы нормой. Просто мы забываем о основах устройства этого мира и такие происшествия нам кажутся чудом. Праведность, душа открытая Богу легко слышит Его голос! Такие люди легко слышат Небо.  Иосиф – эта крепость и украшение Закона, отверг Закон права ради Закона любви легко приняв чистой душой слова ангела. Праведность открыла ему волю Божию ясно и просто: «О Иосиф, почему не хочешь принять ты Марию, жену свою? »   Так же тонко и деликатно Мария, свято любя праведника, Мария не напрягала Иосифа Вместе с Иосифом страдала душой и Пресвятая Дева: не могла же Она не заметить его сердечной боли, в то время, когда он своим молчанием старался облегчить Ее затруднительное положение и искал средства, чтобы прекратить свое затруднение. Как переплелась в них многообразная любовь. Как тонко восхитительно благородство любящих душ! И далее простирается над Богомладенцем трепетная защита волхвов Каспара, Мельхиора и Бальтазара, рисковавших жизнью перед лицем коварного Ирода. Они продолжают линию соучастия человека в промысле Бога. Также ложится в канву гостеприимство людей, пустивших Святое семейство в пещеру , умильная жертвенность нищих пастухов, принесших свою простую жертву Младенцу – поклон. Ангелы принесли пение. Мы видим три вида деятельности человека: прагматику приносящую золото, ладан и смирну, творчество – ангельское пение и просто поклон, как воплощение любви всей своей жизнью. Три дара Божиих, развитые трудами, принесли свою особенную жертву, как прообраз обширного и многообразного служения людей.

http://pravmir.ru/vot-stal-adam-kak-odin...

Но Потифар был женат. На это должно сказать, что слово «евнух» могло обозначать, ведь, только должность (о женатых евнухах упоминается в «романе двух братьев»), а не указывать непременно на физические особенности. В Халдее все воины, состоявшие при царе, назывались евнухами. Может быть, у евреев это слово и было приложено к важному египетскому сановнику (в русском переводе Библии Потифар не называется евнухом, а начальником телохранителей). О Потифаре рассказывается, что, приобретя Иосифа, он увидел, «что Господь с ним» (39, 3). Это выражение заставляет думать, что начальник царских телохранителей имел довольно правильное понятие о Боге. Неудовлетворенная страсть женщины ввергла Иосифа в темницу, однако и здесь то обстоятельство, что «Господь был с Иосифом», улучшило его положение, и начальник темницы относился к нему хорошо. Но кто относится хорошо к людям Божиим, тот, конечно, не против Бога. В темнице Иосиф истолковал сны хлебодару и виночерпию и затем по указанию последнего он был призван истолковать сны Фараону. Все это повествование о пророческих снах показывает нам, что откровения Бог подает и не знающим Бога, но не непосредственно Он открывает Себя и Свою волю, а направляет их к познанию последней, побуждая обращаться к избранным им людям. В повествовании об Иосифе мы видим, как сны посланные от Бога создавали события и оправдывались ими. За сны, увиденные Иосифом, братья возненавидели его и продали в Египет, за сны, истолкованные им фараону, он был возвеличен более всех людей Египта. Когда Иосиф истолковал фараону значение семи жирных и тощих коров и семи полных и худых колосьев в смысле семи лет урожая и семи лет голода и предложил меры, как предотвратить гибельные последствия последнего, Фараон признал за самое лучшее, исполнение этих мер поручить Иосифу. «И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? и сказал Фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова будет держаться весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» (41, 38–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Но такое толкование данного текста противоречит истине. Выражение: «прежде нежели я буду взят от тебя» вовсе не означает того, что пророк Илия запрещает обращаться к нему с просьбой после взятия его на небо. Здесь слово «прежде» поставлено вместо «сперва». Таких выражений в Св. Писании можно найти очень много ( Мф. 6:33 ; Иак. 5:12 ; Мф. 5:24 ; 1Тим. 3:8 ). «Проси, прежде нежели я буду взят от тебя» не означает того, что «проси теперь, сейчас, а потом, когда буду взят на небо, не проси, не помогу», но означает, что проси сперва, а затем Бог поможет тебе. И только. Но пророк Илия не запрещает здесь ученику своему Елисею обращаться к нему с просьбами по отходе Илии в потусторонний мир. Возьмем такой текст из Св. Писания ( Мф. 1:18 ): «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого». Если рассуждать по данному тексту так, как рассуждают сектанты, то можно прийти к выводу: Пресвятая Дева Мария имела во чреве плод от Св. Духа, но, как только она сочеталась с Иосифом, то уже не имела в себе плода от Св. Духа, потому что там сказано «прежде, нежели сочетались они...» Но Православная Церковь так не рассуждает; она учит, что можно обращаться с молитвами ко святым, как при их жизни на земле, так и по переходе их на небо. 5) Напрасно вы, православные, умоляете Деву Марию, чтобы она ходатайствовала за вас пред Богом. Сами ваши святые говорят, что нужно просить о помощи одного только Бога. Вот что говорит Иоанн Златоуст : «У Бога нет ничего такого; Его можно упросить без посредника» (Твор. св. Златоуста, т. 2, стр. 336). У тебя нет нужды в посредниках к Богу,– говорит Златоуст в другом месте, ни во многом обращении... Ты, призвав Бога сам собою, устроишь все вполне. Он обыкновенно склоняется не столько тогда, когда другие призывают Его за нас, сколько тогда, когда мы сами просим» (стр. 328, т. 3; также стр. 329, 465). 5) Во всех местах, в которых читают нам сектанты о превосходстве личной молитвы, ни слова нет о том, чтобы предстательство за нас святых было бесполезно, или, что вовсе не следует обращаться к Деве Марии, Пресвятой Матери Божией и св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Ну а что происходило внутри этого ковчега в те времена? От Авраама до Христа прошло почти две тысячи лет. И главнейшие события этой истории являются, как всегда, и прообразами истории последующей. Так, одного из двенадцати сыновей Иакова–Израиля звали Иосифом. Он был особенно одарен Богом, и отец особенно любил его, а братья, из зависти, чуть его не убили, и продали в рабство в Египет (вечные Каин и Авель!). Иосиф стал великим в Египте, и позже не только спас от голодной смерти зложелателей–братьев, но и переселил их в Египет, на самые лучшие земли. Можно сказать, что род Иакова–Израиля спасся, сделав величайшее зло: фактическое братоубийство. Как и впоследствии, весь род человеческий спасется, предав на смерть единого безгрешного, Агнца Божия, Иисуса Христа. Разумеется, деланье зла не является заслугой. Просто Бог способен и величайшее зло превратить в величайшее благо. Когда, спустя примерно триста лет, египтяне стали угнетать евреев, Бог вывел Свой народ из египетского рабства, чтобы ввести в землю, где «течет молоко и мед». Вождем был избран Моисей. Его история тоже преобразовательна. Как евреи продали в рабство лучшего из них, Иосифа, так они отвергли и лучшего из них, Моисея, когда он захотел послужить своему народу. Он сначала защитил еврея от египтянина, а потом захотел помирить двух евреев. Он сказал «обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался» ( Исх. 2:13–14 ), и убежал в чужую землю. Там он женился, дожил до восьмидесяти лет. Но с Моисеем вышло так же, как с Иосифом: «камень, который отвергли строители, сделался главою угла» ( Пс. 118:22 ). Именно отвергнутого и смирившегося Моисея призвал Бог , чтобы через него спасти Своих людей. Моисею, который был«кротчайший из всех людей на земле» ( Чис. 13:3 ), придется много претерпеть от «жестоковыйных» ( Исх. 32:9 ) и упорных соплеменников. Сколько злобы поднимется на него, и сколько раз он своей молитвой будет их же спасать от заслуженного гнева!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010