От Русской Православной Церкви в работе Совещания приняла участие делегация в следующем составе: член Священного Синода, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим – глава делегации, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий, епископ Таллинский и Эстонский Алексий, доцент Ленинградской духовной академии протоиерей В.М. Боровой. Советники делегации: секретарь Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии А.С. Буевский и член Отдела И.В. Варламов. (Журнал Московской Патриархии. 1961. 10. С. 5) Список делегатов совещания От Константинопольской Церкви: 1) митрополит Филиппский, Неапольский и Фасосский Хризостом – председатель Совещания; 2) митрополит Сардский Максим – глава делегации; 3) митрополит Имврский и Тенедосский Мелитон; 4) митрополит Мир-Ликийских Хризостом, проф. богословской школы на о. Халки – секретарь Совещания; 5) священник Георгий Анастасиадис, проф. богословской школы на о. Халки, великий эконом Патриархии; 6) Эммануил Фотиадис, проф. богословской школы на о. Халки, великий протонотарий Патриархии; 7) Василий Анагностопулос, проф. богословской школы на о. Халки. От Александрийской Церкви: 1) митрополит Пилусийский Парфений; 2) митрополит Леонтопольский Константин; 3) митрополит Нубийский Синесий; 4) митрополит Карфагенский Парфений; 5) митрополит Западной Африки Евстафий; 6) архимандрит Никодим Галиатсакос. От Антиохийской Церкви: 1) митрополит Епифанийский Игнатий; 2) митрополит Эмесский Александр; 3) митрополит Алеппский Илия; 4) профессор Евгений Михаилидис; 5) архимандрит Афанасий Скаф. От Иерусалимской Церкви: 1) архиепископ Филадельфийский Епифаний; 2) архиепископ Кириакупольский Аристовул; 3) архимандрит Герман, настоятель храма Гроба Господня; 4) профессор Василий Веллас; 5) профессор Панагиотис Трембеллас. От Русской Церкви: 1) архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим; 2) архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий; 3) епископ Таллинский и Эстонский Алексий; 4) протоиерей Виталий Боровой, доцент Ленинградской духовной академии; 5) А.С. Буевский, секретарь Отдела Внешних Церковных Сношений; 6) И.В. Варламов, член Отдела Внешних Церковных Сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ну и еще ( 2) о последнем суде и вечности наказания . «Все восстанут из мертвых, потому что всей природе дана благодать воскресения… Одни, почившие с верою во Христа и во время и во время земной жизни получившие залог Духа, восприимут совершеннейшую благодать… А другие, не уверовавшие во Христа и ни во что не вменившие столь славное мздовоздаяние, будут изобличены снова гласом Его и, унаследовав вместе с другими одно только оживление, получат наказание за стольо продолжительное неверие. Они низойдут в ад для наказания, с бесполезным поздним раскаянием, ибо будет, сказано, там плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12)» (Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 6. Гл. 1//Творения Кн. 3. Москва, 2002. С. 349. И здесь нам на помощь придет наш выдающийся догматист (Пар. 271 (Т. 2, с. 656-662), – разумеется с самыми точными ссылками. Впрочем, хватило бы и слов Самого Спасителя – но для Вас, судя по Вашим ответам, даже они ничего не значат. Такое вот «православие»… Виталий Мигузов, Воронеж 05 марта 2013г. 19:44 // Причина одна - известное учение Церкви об этом вопросе.//   Феодор, Вы удивляете вновь. Как может быть причиной бесспорного бессмертия – чьё-то учение. И ладно Вы бы привели это учение, а Вы вновь приводите своё заблуждение. //…души не уничтожаются вместе с телами от земли//- да это же бесспорно. Но как Вы смогли сделать из этого вывод//…отделение бессмертной души от смертного тела.//. Откуда вдруг появилось слово «бессмертной»???   Отцы учат о бессмертии души – без тела, и все Ваши ссылки с Киприаном – только об этом. Но ведь никто и не сомневается, что после смерти тела душа продолжает существовать. Никто не сомневается, что «Все восстанут из мертвых…» Душа находится согласно свщмч. Иринею – между телом и духом: «Совершенный человек состоит из трех частей — плоти, души и духа» Поэтому после страшного Суда – праведники получают тело, и становятся совершенными, а у «козлищ» действие смерти продолжится, и после плоти погибнет и душа, т.к. учит свщмч. Ириней: «« Дух … сообщает безсмертную жизнь душе ».   душа тоже не безсмертна , она «не есть жизнь и участвует в жизни , пока это угодно Богу ». Начав с тела, смерть распространится и на душу, но только на души " козлищ " .

http://bogoslov.ru/article/3123502

Что в указанном месте евангелия Иоанна ( Ин. 4:44 ) под именем отечества Иисуса Христа разумеется именно Иудея, где была его родина – Вифлеем, утверждает и один из древних отцов Церкви (S. Seripturae curs. compl. t. XXIII, pag. 16). Впрочем, при разногласии касательно этого вопроса во мнениях отцов Церкви в настоящем случае нужно более обращать внимание на последовательность текста евангельского. А с нею не сходится ни мнение св. Иоанна Златоуста , что «отечественным городом» Иисуса Христа «здесь именуется Капернаум», где Он большею частию пребывал (Бес. на ев. Иоан., 45, 2, стр. 423), ни мнение св. Кирилла Александрийского , что под отечеством Его «здесь разумеется Назарет, где Он воспитан (S. Cyrill. in Jon. IV, 44), потому что тот и другой город принадлежит к Галилее, и ни из чего не видно, чтобы евангелист Иоанн в указанном месте выделил жителей Капернаума либо Назарета из числа прочих жителей Галилеи, как выделяют в своих толкованиях упомянутые св. отцы, которые однако же всех вообще галилеян восхваляют за принятие Христа, в противоположность иудеям. Тем менее можно согласить с последовательностию евангельского текста мнение блаженного Феофилакта, который под отечеством, не оказавшим Иисусу Христу чести, разумеет у евангелиста Иоанна всех вообще галилеян и рассуждает так: «Чтобы кто-нибудь не стал недоумевать, почему Он (Господь) не пребывал тогда в Галилее, но приходил в оную с промежутками, между тем как и происходил, по-видимому, из Галилеи, евангелист говорит: «потому не жил Он в Галилее, что галилеяне не оказывали Ему никакой чести». А напротив, евангелист Иоанн непосредственно за изречением о свидетельстве самого Иисуса Христа, что пророк не пользуется честию в своём отечестве, говорит: «Когда пришёл Он в Галилею, то галилеяне приняли Его ( Ин. 4:43–44 )». За это похваляет их далее и блаженный Феофилакт, подобно св. Златоусту рассуждая так: «Смотри, почитаемые отверженными повсюду отличаются верою, – разумею самарян и галилеян, – а почитавшиеся избранными, как были иерусалимские иудеи, отвергаются». «Подлинно, – продолжает святитель, – справедливо приняты и мы, язычники. Ибо в собственном отечестве, по разумению иного, в синагоге иудейской, Пророк Христос не имеет чести, как называет Его Моисей: Пророка восстановит Господь наш ( Втор. 18:15 . (Благов., ч. 4, стр. 117–118, Казань, 1870 г.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Жизнеописатель (в полном житии) говорит о себе (п. 124.), что он родился от безплодных родителей, по благословению св. Феодором поясов их; потом, быв отдан в его монастырь на воспитание, выучился грамоте, жил при нем двенадцать лет монахом и был самовидцем его чудес. Так напр. (п. 120.) был свидетелем того, как Феодор смирил надменного Проконсула Боноза, насильно заставивши его с преклоненною головою внимать молитвам об нем; с умилением и благоговением видел чудесное возношение безкровной жертвы при священнодействии Феодора (п. 110.). Что же касается до других деяний святого, которых сочинитель не мог быть свидетелем, он говорит (п. 124.), что слышал об них или от очевидцев, служителей Преподобного, или от изцеленных им; сведения о жизни его в юности почерпал от его сверстников и соучеников (п. 22.); о многом узнал от него самого. В наших четьих-минеях такие признаки современности по большей части сглажены. 22. Житие Преподобнаго Виталия монаха (7 в.). Не сказано, откуда заимствовано. – Тоже в «Деяниях Святых» 11 января, стр. 702 из жизни св. Иоанна Милостивого, во время которого жил Виталий, – написанной Леонтием, Епископом Неапольским. О житии св. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, сказано выше под 12 ч. ноября. 26. Страдание Священномученика Василия, Епископа Амасийскаго (ок. 322 г.). От Иоанна пресвитера Никомидийскаго и от Метафраста сокращенно. – В «Деяниях Святых» апреля 26. греческий подлинник, в прибавлении стр. 56., и латинский перевод тех же актов стр. 416. У Метафраста тоже самое (Сурия, апреля 26.). Повествователь Иоанн пресвитер Никомидийский под конец говорит (п. 23.), что сам посещал Священномученика в темнице Никомидийской для разрешения недоумений, какие возбуждало тогда возникавшее арианство; но более подробные сведения о последнем подвиге святого и обстоятельствах за тем последовавших получил от Елпидифора, который был ближе всех к Святителю при жизни. Значительный отрывок из сего жития приводится в сочинении Евстратия (6 в.), «о душах умерших» (Bibl. Pair. ed. 1677. Т. XXVII. р. 373.). Май

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Напрасно старец упрашивал меня священнодействовать по Одесски и тем утешить братий, давно не видавших архиерейского служения. Воля моя была непреклонна. Я согласился только надеть митру. Виталий уступил моей настойчивости и обещался приготовить самую лучшую утварь и ризницу. По поводу сего обещания зашла речь о сокровищах монастырских. Ризничий не похвалился ими, то ли по скрытности, то ли по правде, и примолвил, что предшественник его, во время долговременной болезни своей, говаривал ему, что некоторые сокровища закладены им в стене, но в какой, не сказал сего и с этою тайною скончался. Веря и не веря земляку, я замолчал, мало пожалев о том, что он не хочет, или затрудняется показать мне старинные сокровища. А не велико было сожаление мое, потому что я не чаял найти слишком древних, священных вещей, зная из истории Синайской обители, что эти вещи в начале XI века отданы были клеврету Египетского Султана Хакема Гагиатию, дабы он не раззорял пустынного убежища отшельников. После же этой утраты св. обитель, в тяжкие времена крестовых походов и в последующия за ними, не могла обогатиться, и едва существовала милостынями. При том, известная долговременная тяжба Синайских архиепископов с Александрийскими патриархами была весьма убыточна для ней. А Российские Венценосцы жаловали ей одни милостынные грамоты. При Алексие Михаиловиче был в Москве Синайский архиепископ Анания; но сей Государь не любил его за любочестие. А кого не любят, того и нежалуют ни деньгами, ни вещами. Приношение же царей, Иоанна, Петра и Софии, имянно, среброкованную раку для мощей св. Екатерины я видел в 1845 годе. 17. Суббота. Сего дня утром Господь сподобил меня отслужить литургию в Приделе неопалимой Купины. Жертва хваления принесена была мною с благоговением и в велией тишине духа. С восходом солнца заблаговестили к обедне, и когда я пошел в Соборную церковь , зазвонили во все колокола. Их гул громко и приятно раздавался в горах. У входа в святилище ожидали меня четыре служащие иеромонаха и иеродиакон мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вторая мысль высказана так: «Венчался еси, Долготерпеливе, тернием, посекая страстей терние» 35 . «Тернием венчався, иже венчавый цветы всю землю, страстей моих терние из корене сечеши, Слове, и насаждаеши во мне Твой разум». «Славы Ты Господь еси, иже славою венчавый человека, тернием венчался еси, яко да терноносное естество наше сотвориши плодоносно, Садителю божественных деяний» 36 . Вот выражение и третьей мысли: «Досаждение претерпел еси, Спасе, тернием, яко Царь, волею, Христе Боже, венчаваем». «Венцом терновным увязлся еси, якоже Царь царствующих Христе, лукаваго потребляя царствия, на спасение нас поющих, Избавителю Боже, благословен еси» 37 . Иисус Христос облекается в багряницу – яко Победитель диавола и Искупитель, прикрывающий грехи человеческие, и восприемлющий царство мира. «Когда», говорит св. Афанасий Великий , «совлекали с Господа одежды и облекали Его в багряницу, то чрез это самое невидимо воздвигался трофей над диаволом. Чудо новое и неимоверное, знамение величайшей победы! Кого в посмеяние и поругание били и облекали в триумфальные украшения, багряную ризу и венец терновый, Тот посему самому, облеченный такого рода одеждою, шел на смерть, для того, чтобы явить, что Он одержал победу, и не тщетно, но ради нашего спасения, яко Искупитель!» 38 «Своею багряницею», замечает блаженный Иероним , «Он прикрывает кровавые дела язычников» 39 . «Чрез багряную ризу», прибавляет св. Кирилл Александрийский , «как бы ознаменовалось, что Христос посредством веры восприимет царство мира» 40 . Иисус Христос приял в руки трость, чтобы написать нас в книге живота, и укрепить своей божественной силой нашу слабость, которой символ – трость, а с другой стороны, – для того, чтобы написать святотатство иудеев и сокрушить врагов своих: «Рукама Твоима трость прием, воспевает Церковь , »в горней книзе написал еси всех нас, в Тя веровавших» 41 . «Трость приемлет Христос в руки», говорит св. Амвросий, «для того, чтобы слабость человеческая уже не колебалась, подобно трости, ветром колеблемой, но, подкрепленная делами Христовыми, была бы тверда, или, по сказанию св. Марка, тростию били Его по голове, – для того, чтобы от сильнейшаго соприкосновения нашего состава» (изображаемого тростью) «к Божеству, не мог он уже поколебаться» 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

22 мая 1945 года впервые за всю историю России Патриарх Московский отправился в паломничество на Святую Землю. Среди лиц, сопровождавших Святейшего в этой поездке, были митрополит Крутицкий Николай, архиепископ Тульский Виталий, протопресвитер Н.Ф.Колчицкий. Православные арабы встречали гостей из Москвы с ликованием. Патриарх Иерусалимский Тимофей, приветствуя гостя, сказал: «Эту счастливую встречу двух Патриархов во всечестном храме Воскресения Христова принимаем как дар Божий. Это первый раз, когда Российский Патриарх приезжает как поклонник Живоносного гроба Господня. За это мы от всего сердца благодарим Бога». Патриарх Алексий поклонился святыням Иерусалима и его окрестностей, побывал на Масличной горе в Гефсимании. Из Палестины русская церковная делегация направилась в Кипр, где состоялась встреча с Александрийским Патриархом Христофором. В Александрии Патриарх Алексий был гостем русской колонии. В день Вознесения Господня состоялось принятие александрийской православной общины в юрисдикцию Московской Патриархии. Во время поездки по Ближнему Востоку Патриарх Алексий посетил Бейрут и Дамаск, беседовал с Патриархом Антиохийским Александром III, выпускником Киевской духовной академии, верным другом России, прекрасно знавшим русский язык. Из Сирии Патриарх возвратился в Москву, а сопровождавший его митрополит Николай отправился в Англию, где встречался с королем Георгом VI, архиепископом Кентерберийским и с эмигрантской русской общиной. Важнейшей заботой священноначалия в первые послевоенные годы было окончательное преодоление внутренних расколов. В 1945-46 годы последние обновленческие приходы переходят в ведение Патриархии. В Москве позже всех принесли покаяние перед Матерью-Церковью клирики храма преподобного Пимена Великого. Под омофор Патриарха возвращаются и многие из тех, кто отделился от Патриархии после издания знаменитой «Декларации 1927 года». Епископ Афанасий (Сахаров), имевший особенно высокий авторитет среди оставшихся в живых «непоминающих» клириков, находясь тогда кратковременно на свободе, узнав об избрании и интронизации Патриарха Алексия, вместе со своим духовником иеромонахом Иераксом поздравили Святейшего и просили принять их в общение. Своим пасомым епископ Афанасий писал: «Помимо Первоиерарха Русской Церкви никто из нас - ни миряне, ни священники, ни епископы - не может быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего Первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь».

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

При этом мы всегда должны помнить, что не все, что кажется нам очевидным, является таковым. Лишь один Господь является Сердцеведцем каждого человека. Яркий пример тому — преподобный Виталий Александрийский . Достигнув шестидесяти лет, святой взял на себя трудный подвиг молитвы за всех блудниц Александрии. Кроме того, он продолжал каждый день трудиться, отдавая заработанные деньги этим несчастным женщинам. Приходя в публичные дома, он покупал на ночь девушку и просил ее провести хотя бы эту ночь без греха, укладывал ее спать и слезно молился за ее душу до утра. Его поведение вскоре стало известно окружающим — многие стали его осуждать и оскорблять, на что святой лишь усиливал свои молитвы. И только после смерти инока блудницы, которых ему удалось увести с пути погибели, рассказали о его подвиге. Другой пример — равноапостольный царь Константин . Когда ему принесли жалобы и подметные письма на священство и епископов, участвовавших в первом вселенском Соборе , император сжег бумаги, даже не читая их. Объясняя свой поступок, он заметил: «Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха». Господь видит грехи каждого из нас, и каждому из нас он всегда дает шанс покаяться, как бы глубоко мы ни пали. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей книге «„Несвятые святые“ и другие рассказы» приводит интересный рассказ о нерадивых монахах-пьяницах, которых большевики хотели заставить попрать крест и Евангелие, а затем отпустить на все четыре стороны. Вперед вышел игумен с испитым лицом и сказал: «Ну что же, братия, жили как свиньи, так хоть умрем как христиане». И ни один из монахов-пьяниц не сдвинулся с места. В тот же день все они были зарублены шашками. Отечество земное и небесное Когда я был совсем еще юношей и учился в школе, то искренне полагал, что самое важное в жизни человека — это патриотизм и любовь к родине. Через какое-то время после прихода в храм я стал невольно переоценивать это свое убеждение. Нет, не перестал я любить родину, которая дарована мне творцом, не забыл и слова святого Митрополита Филарета Московского : «Худой гражданин земного отечества и небесного отечества недостоин». Но стал понимать, что в жизни христианина высшая любовь — это любовь к Богу. И предназначение государства — служить Церкви, помогая ей в проповеди Христовой, а не наоборот. Общаясь с людьми разных возрастов и убеждений, иногда приходится сталкиваться с христианами, которые пришли в Церковь лишь потому, что считают ее единственной силой, которая может спасти страну. С одной стороны, это кажется верным. Ведь каждый священнослужитель непрестанно говорит о вреде пьянства, наркомании, пытается отговаривать женщин от абортов. С другой стороны, нужно помнить, что главная задача Церкви — спасение человеческой души, воссоединение падшего человека с творцом.

http://azbyka.ru/fiction/karmannye-zapis...

21. Эти доносы, в преувеличенном виде, представил Феликсу Симеон, посланный Кириллом, монах обители неусыпающих. Он обвинил Мизина и Виталия в общении с еретиками, 213 так как (при них) имя Петра было всенародно провозглашаемо в священных диптихах, и говорил, что еретики много людей простых ввели этим в обман, разглашая, что Петр принят в общение и римским престолом. На разные вопросы Симеон отвечал, что бывшие с Мизином не хотели входить в сношения ни с одним из православных, не дозволяли, чтобы последние подавали им какие-нибудь грамоты, и не производили никакого следствия о том, что было дерзко допущено против правой веры. Приведен был и пресвитер Сильван, находившийся при Мизине и Виталии в Константинополе, и подтвердил слова монахов; было также прочитано послание Акакия к Симплицию, в котором сказано, что Петр давно отлучен и стал сыном ночи. По этим причинам Мизин и Виталий были лишены священства и отлучены от святого общения, о чем приговор всего собора состоялся слово в слово такой: «Петра, как еретика, давно осужденного определением священной кафедры, отлученного и преданного анафеме, церковь римская не принимает. Да если бы он и не был виновен ни в чем другом, все не мог бы управлять православными даже потому, что получил рукоположение от еретиков». К этому было присоединено и следующее: «из самого дела видно, что Акакий Константинопольский заслуживает величайшую укоризну; так как в письме к Симплицию, назвав Петра еретиком, он не объявил об этом царю; хотя должен был сделать это, если только имел расположение к Зенону. Впрочем, он гораздо более любит Зенона, чем веру ». Но обратимся к дальнейшим событиям. Акакий написал послание к египетским предстоятелям, клирикам, монахам и всему народу, пытаясь тем прекратить раскол. Об этом он писал и александрийскому епископу Петру. 22. С усилением раскола в Александрии Петр не замедлил предать анафеме – как послание Льва и деяния Халкидонского Собора, так и тех, которые не принимали сочинений Диоскора и Тимофея, и стал убеждать некоторых епископов и архимандритов – присоединится к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Если это мое предположение о 8-летнем вдовстве антиохийской кафедры правильно, то это сообщение Сократа дает возможность установить дату антиохийского собора, низложившего св. Евстафия: собор этот был не в 330 году, и не раньше, а в 332 году. X Ход событий в Тире и Антиохии в 323–333 гг. [Год кончины Филогония]. Тирские епископы: Павел, Виталий и Ураний. – 12 тезисов. Список епископов тирских и антиохийских за 311–381 гг. Ход событий в Тире и Антиохии в 323–333 гг. представляется мне в следующем виде: Когда возгорелся в Александрии догматический спор, епископом – митрополитом города Тира, столицы Финикии, был престарелый Павлин, преемник епископа-мученика Тиранниона, бывший антиохийский пресвитер, – тот самый Павлин, при котором построен был в Тире великолепный храм, при освящении которого Евсевий кесарийский говорил длинную речь 148 . Этому же Павлину знаменитый историк посвятил 10-ю книгу своей церковной истории и 4 сочинения по географии Палестины 149 . Епископом – столицы Востока – Антиохии в это время был Филогоний, преемник Виталия, уже 2-й епископ по прекращении гонения. На епископскую кафедру он возведен был прямо из адвокатов 150 . Однако, ни откуда не видно, что, сделавшись епископом, он очутился не на месте. Он докончил постройку церкви ν τ Παλαι, начатой Виталием, и во дни Ликиния показал свою ревность по вере 151 . А в арианском споре он самым решительным образом стал на сторону св. Александра александрийского . Когда, вынужденный удалиться из Александрии, Арий обратился в Палестину и Сирию, он, по его словам, встретил там сочувствие со стороны всех восточных епископов, в особенности же со стороны Евсевия кесарийского , Феодота лаодикийского, Павлина тирского, Афанасия аназарвского, Григория виритского и Аетия лиддского, за исключением только троих «еретиков-неучей», νθρπων αρετικν κατηχτων: Филогония антиохийского, Елланика трипольского и Макария иерусалимского 152 . «Один из них» – говорит Арий – «называл Сына ρυγ, другой προβολ, третий сонерожденным. Этих нечестивых изречений мы даже и слушать не можем, хотя бы тысячей смертей угрожали нам еретики 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010