А с фолк-роком у Церкви вообще никаких проблем не было и нет. — А на попсовом концерте Вы сможете выступить? — Пока я не могу себя представить на попсовом концерте. Это, конечно, не запрещённая зона для проповеди, но, видимо, надо быть проповедником более талантливым, чем я. А попсовые концерты… Как там священник может не показаться пошлым — не знаю. Может, ему для этого надо быть просто святым. Очевидно святым. Как преподобный Виталий. В начале Vll века этот инок жил в Александрии. Он трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером Виталий покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: «Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем». Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других. Когда он скончался, его нашли стоящим на коленях перед иконой, а в руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия». Вот такой человек может придти куда угодно. Может, ему даже не нужно составлять проповедь — ему достаточно не скрывать своих глаз… Я же избрал более легкий путь — дружбу с роком — потому, что мир рок-музыки изначально думающий и протестный. Православные тоже в известном смысле маргиналы в современном мире, своего рода «юродивые», и поэтому союз одних «юродивых» с другими более или менее понятен. Когда речь идёт о качественном рок-концерте с качественным подбором аудитории, где люди знают тексты песен, сопереживают, думают, то обратиться к ним несложно. Но главное и здесь — остаться самим собой. Недавно на одном рок-концерте на проповедь вышел местный священник. Он твердо усвоил, что с эллинами надо быть как эллин, а с рокерами как рокер. Но поскольку до этого дня опыта дружбы с рокерами у него не было, то он счел, будто несколько порций коньяка приблизят его к их миру. В итоге на сцене было кривляние плохого массовика-затейника, а Шевчук мне потом с ужасом звонил: «Да что же это такое? Рокеры были трезвые, а батюшка пьяный!».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

- Проходите, братья, - Гость приветствовал вошедших кивком головы и пояснил юноше и монаху: - Это святой генерал Георгий привел Власа. Десять лет назад мы с Власом в камере смертников встретились. Он Меня приютил. Садитесь, братья, - Гость указал на стулья, стоявшие у стола. - У нас еще одной души не хватает, - продолжал Гость, - но она скоро будет. Уж очень, Влас, она желала твоего друга навестить. Влас не понял, о чем речь, но уточнять не решился. - И отца Серафима, хозяина этого богохранимого дома, тоже пока нет. За полчаса до нашего прихода, его позвали умирающую пособоровать и причастить. А это отсюда далеко. Благо он сделал, что не поленился, поехал к больной на ночь глядя. Хотя она и не умрет сегодня. Ничего, Влас, с отцом Серафимом ты еще познакомишься. - А я думал, что это отец Серафим, - Влас указал на монаха. Гость, взирая с любовью на старца, объяснил: - Нет, это не отец Серафим. Это наш преподобный Виталий, монах. Я его специально пригласил, хотя сегодня здесь вечеря смертников, а не преподобных. У тебя, Влас, с отцом Виталием есть нечто общее. И Я просил его помогать тебе. Монах, не поднимая глаз, согласно кивнул головой. - Отче, - обратился Гость к монаху, - будь добр, расскажи Власу свою историю. Ему будет интересно. И пусть твой рассказ откроет эту нашу скромную вечерю. - Я жил на земле в седьмом веке, - начал свой рассказ отец Виталий. - Свой монашеский путь я проходил в обители преподобного Серида. В шестьдесят лет, по благословению старцев, я вышел из монастыря для служения Христу в миру. Мой путь лежал в Александрию. Город встретил меня суетой базарных площадей, криками погонщиков верблюдов, безжизненным блеском желтых каменных плит, отшлифованных стопами александрийских толп. Было жарко и душно. После тишины и приятной прохлады монастырских келий Александрийское пекло показалось мне сущим адом. В основной массе александрийцев я, к своему великому сожалению, не замечал и тени христианских добродетелей. Напротив, в этом городе справедливость и порядочность очень часто были попираемы у всех на глазах, а порок и зло торжествовали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2105...

Тимофей Александрийский не запретил сестрам причастие, а сошел к их немощам и признал такой случай уважительной причиной освобождения от " долга " причастия, установленного вышеназванными правилами. В этом случае 7 правило полностью согласуется с 6 книгой апостольских постановлений (27п.), с Григорием Великим и другими документами Виталий Мигузов, Воронеж 03 октября 2022г. 10:06 Искажение понимания 7 правила епископа Тимофея появилось в 14 веке из-за ошибки Матфея Властаря (который размышления толкователя Зонары выдал за правило епископа Тимофея, и когда о ежедневном причастии полностью забыли). Спрашивали у епископа Тимофея про женщин потому, что отсутствующих на причастии надо отлучать Причастие было ежедневным, что хорошо видно из " правила еп. Тимофея для бесноватого " , которому причащаться//довольно для него только по воскресеньям//. Вот официальные документы которые нарушались женщинами в случае не причастия , и при этом не дается никаких исключений: 2 правило Антиохийского собора (341г.) гласит: «отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения». Объясняя это правило Зонара пишет: «А уклонением отцы назвали здесь не то, если кто ненавидит Божественное Причащение и поэтому не приступает к Приобщению, но то, если кто избегает его, может быть из благоговения и как бы по смиренномудрию. Ибо если бы по ненависти и по отвращению к святому Причастию уклонялись от Него; то были бы подвергнуты не отлучению, а конечному отсечению от Церкви и анафеме». 9 апостольское правило. «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». Зонара: «Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались… . Посему и настоящее правило подвергает отлучению не прибывающих на молитве и святом причащении, как нарушающих порядок. И второе правило антиохийского собора говорит об этом». Виталий Мигузов, Воронеж 03 октября 2022г. 10:09 Апостол Петр сказал: «но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или НЕЧИСТЫМ». Деян.10:28. Крещёный человек не может быть порочным по физическим характеристикам. Об этом Мф15:18; послание Афанасия Великого к Аммуну монаху; 4 правило Дионисия Александрийского; 12 правило Тимофея Александрийского, правило 8 Иоанна Постника. 77 апостольское правило гласит: «Ибо телесный недостаток не оскверняет, но душевная скверна». Эти правила универсальны, а если сестрам надо каяться в том, что они родились сестрами, то и братьям, подобно иудеям следует благодарить Бога за то, что Он не создал их женщиной. Письмо 89 (93) свт. Василия Великого, где он говорит о причащении 4 раза в неделю обращено к ЖЕНЩИНЕ - «к Кесарии, жене Патриция». И святитель никак не обмолвился об ограничении именно для женщин.

http://bogoslov.ru/article/6166284

иером. Даниил (Сычёв) Скачать epub pdf 20/7 января (ст. ст.) – день кончины (расстрела) высокопреосвященного Венедикта (Алентова) , архиепископа Тамбовского и Мичуринского. «Весьма добрый и благоговейный святитель». Из письма епископа Дометиана (Горохова) Виталий Александрович Алентов родился 18 апреля 1880 года в селе (погосте) Векшеньга, Шуйской волости, Тотемского уезда, Вологодской губернии в семье диакона, впоследствии священнослужителя. При крещении его нарекли в честь преподобного Виталия Александрийского (память 22 апреля/5 мая по н. ст.). По окончании в 1903 году Вологодского Духовного училища и в 1909 году Вологодской Духовной семинарии, Виталий Алентов поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, в которой по окончании в 1913 году получил степень кандидата богословия за сочинение «Чин таинства Елеосвящения: Историко-археологический очерк». В это же время его оставили в Академии профессорским стипендиатом по кафедре литургики. В Успенской Почаевской Лавре 22 августа 1913 года Виталия Александровича постригли в монашество (мантию) в честь преподобного Венедикта Нурсийского (память 14/27 марта). Высокопреосвященнейший Антоний (Храповицкий ; 1863–1936), архиепископ Волынский и Житомирский в августе того же года рукоположил его в сан иеродиакона, затем иеромонаха, и отец Венедикт поступил в число братии Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Здесь он преподавал литургику в Духовной академии. 19 сентября 1914 года иеромонаха Венедикта назначили преподавателем гражданской истории (по другим данным – Священного Писания ) Московской Духовной семинарии. 28 марта 1916 года его наградили наперсным крестом, выдаваемым от Святейшего Синода. В 1917 году отцу Венедикту присвоили ученую степень магистра богословия за диссертацию на тему «О таинствах». После закрытия семинарии, с 1919 года, иеромонах Венедикт находился в числе братии Московского Данилова мужского монастыря. В октябре 1920 года отец Венедикт переехал в Смоленск, где исполнял должность секретаря Епархиального управления при преосвященном Филиппе (Ставицком; управлявшем кафедрой в 1920–1924 гг.), епископе Смоленском и Дорогобужском.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Епископ Лаодикии Сирийской, Аполлинарий был строгим «староникейцем». Для него недостаточно православными были ни Мелетий, ни Павлин Антиохийский. В 375 ⁄ 6 году в Антиохии Аполлинарий основал свою юрисдикцию, поставив во епископы Виталия. Виталий прежде был перебежчиком от Мелетия к павлинианам. Отвергнутый павлинианами, он примкнул к Аполлинарию. Сам Аполлинарий, будучи очень образованным человеком, занимался литературным творчеством, писал в прозе и стихах. При императоре Юлиане он пытался заменить поэмы Гомера стихотворным переложением Библии в гекзаметре. Именно его считают автором поэмы «Страждущий Христос», которую одно время приписывали Григорию Богослову. Отцом Аполлинария был александрийский пресвитер сирийского происхождения. Для Аполлинария был характерен александрийский тип образованности. Это был универсально образованный человек, глубоко вживленный в эллинистическую традицию. Аполлинарий поддерживал отношения с языческими философами и софистами, за что его укорял Феодот Лаодикийский. В силу своей образованности, выучки он стремился, чтобы его вера имела геометрически правильные формы, соответствовала логическим категориям. Аполлинарий хотел представить свое учение непротиворечивым. Арианский историк Филосторгий ставил Аполлинария в один ряд с Василием Великим и Григорием Богословом. С благоволением относился к нему Афанасий Великий. Василий Великий находился в переписке с Аполлинарием, но остался им недоволен и прекратил с ним отношения. Василия не удовлетворила чрезмерная склонность Аполлинария к диалектике и игре слов. Можно предположить, что христологические воззрения Аполлинария сложились во второй половине 60х годов. Александрийский собор 362 г. осудил учение о том, что Сын Божий воспринял только человеческую плоть. Утверждение о том, что «Христос принял человеческое тело не бездушное и безумное», подписали и монахи Аполлинария. Возможно, что это постановление было направлено против ариан. Сам Аполлинарий никогда осужден не был. Его последователей осудил Второй Вселенский собор и эдикт императора Феодосия 383 г., в котором они были приравнены к евномианам и македонианам, которые не могли иметь иерархию и церковные собрания.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Заметим, что „несогласие с законом» в приведенном мнении противников, с которыми имел дело Аполлинарий, он предполагает в том, что заклание пасхального агнца, означая самую смерть Искупителя мира, по времени должно было совпадать с нею; отнесением же смерти Господа к пятнадцатому дню нарушается соответствие прообразующего закона с прообразуемым событием.·А разноречие между Евангелиями, по замечанию того же святителя, открылось бы при соображении понимаемых в указанном смысле слов Евангелия Матфея с повествованием евангелиста Иоанна, по которому Господь пострадал, когда иудеи только еще готовились к совершению пасхальной вечери. Но такого разноречия этот древнейший учитель Церкви не допускает, и уже самое предположение его во мнении противников считает достаточным опровержением неосновательности этого мнения. Современный Аполлинарию, епископу иерапольскому, Климент, пресвитер александрийский, в сочинении о Пасхе говорит: „в предшествовавшие годы Господь праздновал Пасху и вкушал закаляемое у иудеев; но когда возвестил Он ( Мф. 26:2 ), что сам Он есть Пасха, Агнец Божий, яко овча на заколение ведомый ( Ис. 53:7 ), тогда научил учеников таинству образа (т. е., пасхи прообразовательной); это было в тринадцатый день, когда спрашивали Его ученики: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху ( Мф. 26:17 )? В сей день совершалось освящение опресноков и приготовление к празднику. Сообразно с сим Иоанн повествует, что в тот же день, Господь, какбы в приготовление, омыл ноги учеников. А пострадал Спаситель наш в следующий день, быв принесен в жертву иудеями». Относя смерть Спасителя к четырнадцатому нисана, Климент александрийский ссылается на известное обстоятельство, упоминаемое евангелистом Иоанном: „в четырнадцатый день», говорит он, „когда Господь пострадал, – рано утром – архиереи и книжники пришли к Пилату, но не вошли в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху ( Ин. 18:28 ) ввечеру безпрепятственно. С этим определением дня», – прибавляет Климент, – „согласны все писания, согласны и Евангелия; оно подтверждается и воскресением. Господь воскрес в третий день, который был первым в седмице жатвы, в который по закону должен был иерей приносить сноп». 86

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Однако когда представители Александрийского Собора, еп. Евсевий Верцелльский и Астерий, еп. Петры Аравийской, прибыли в Антиохию, то обнаружили, что ситуация в городе изменилась. Еп. Луцифер Каральский, ранее сосланный на Восток и получивший право вернуться из ссылки по распоряжению имп. Юлиана Отступника , в 362 г. прибыл в Антиохию, когда еще продолжались заседания Александрийского Собора. Здесь еп. Луцифер обнаружил единственную, по его мнению, правосл. общину евстафиан и рукоположил ее главу П. во епископа Антиохии. Т. о. схизма в Антиохийской Церкви усугубилась ( Sozom. Hist. eccl. V 12-13; Socr. Schol. Hist. eccl. III 6, 9; Theodoret. Hist. eccl. III 4-5). П. был признан законным епископом Александрии, поскольку свт. Афанасий уже ранее находился в общении с П.; спустя некоторое время П. признали и в Риме. В силу своего характера и из-за малочисленности общины П. не вмешивался в крупные церковные дела своего времени. Большинство паствы объединил свт. Мелетий. Когда в 365 г. имп. Валент начал преследование мелетиан и передал управление Антиохийской Церковью арианам-омиям, община П. осталась нетронутой. Тем не менее, как признанный в Риме Антиохийский епископ, П. оказался в центре событий 375-376 гг., связанных с возникновением ереси еп. Аполлинария Лаодикийского. П. был другом еп. Аполлинария. Тот посоветовал своему стороннику пресв. Виталию, который не разделял взглядов еп. Мелетия, присоединиться к общине П. Пресв. Виталий даже прибыл в Рим, где был принят в церковное общение и выхлопотал рекомендательное письмо к П. ( Greg. Nazians. Ep. 102//PG. 37. Col. 193-202). Однако вслед за отъездом пресв. Виталия папа Римский свт. Дамас I направил послание к П. В нем содержались открытое осуждение арианства и утверждение Никейского Символа веры, а также осуждение аполлинарианства . Также в послании свт. Дамас оставлял на усмотрение П. принимать кого-либо в свою общину, но просил требовать от всех присоединявшихся подписи под этим посланием ( Damas. Ep. 3-4//PL. 13. Col.

http://pravenc.ru/text/2756974.html

Вот движется погребальная процессия, направляющаяся к кладбищу 528 , вот шумит γορ или δρóμος (рынок-толкучка), где под прохладными портиками между колонн так любили проводить время разные люди, не имевшие уюта в своих бедных каморках, и где всегда была возможность узнать свежие новости, или вообще обменяться впечатлениями со встречным 529 . Здесь на рынке сосредоточивалось большинство распивочных и закусочных заведений (καπλεια), где можно было выпить и закусить, и где с самого раннего утра утоляли голод рабочие, и сидели за вином трактирные завсегдатаи, вроде того сбившегося с пути монаха, о котором рассказывает Палладий 530 . Здесь же на рынке среди живой, шумной и впечатлительной восточной толпы так легко вспыхивали уличные бунты и мятежи, доставлявшее византийской Александрии столь печальную славу 531 . Особенная наклонность александрийской толпы к восстаниям, помимо национального характера, объясняется ещё обилием в этом громадном городе всякого рода рабочего и нищего пролетариата. В Александрии процветали, упоминаемые ещё в письме Адриана, различные мануфактуры, где находил скудный заработок беднейший многочисленный класс населения, вечно полуголодный и вечно недовольный, вечно стоявший перед перспективой нищенства или разврата. Рассказы о том, как монах Виталий, трудясь целый день, зарабатывал всего 11 оболов 532 , как бедная гетера Мария Египетская, продававшая себя за гроши, всё же была должна прирабатывать на прядильном ремесле на пропитание 533 , достаточно ясно вскрывают наличность в Александрии настоящего пролетариата больших городов. С другой стороны, обилие этого пролетариата объясняет чрезвычайную многочисленность александрийских нищих, столь хорошо засвидетельствованную агиографией. Житие пр. Иоанна Милостивого сообщает, что, когда святой, желая правильнее организовать раздачу милостыни в Александрии, приказал экономам патриархии переписать александрийских нищих, то последних оказалось более 7.500 534 . Ими кишели все площади и улицы огромного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы находимся в лоне поместной Русской Православной Церкви и не имеем права оставить Матерь- Церковь в тяжкой ее болезни. Но и послушать нынешних официальных Ее возглавителей не можем. Мы находимся в таком же положении, как Апостолы пред иерусалимскими первосвященниками, и на требование Московской Патриархии не можем ответить иначе, как словами Апостолов Петра и Иоанна: «Судите, справедливо ли перед Богом – слушать вас более, нежели Бога» ( Дeяh. IV, 19 ). Мы не нуждаемся в созыве нового Вселенского Собора для решения этой нашей тяжбы с нынешней иерархией нашей Матери Церкви. Этот суд уже имела и решение вынесла уже Вселенская Церковь . Это решение записано в принятом Вселенскими Соборами послании Святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского к Руфиниану. Послание сие написано по случаю прекращения гонения поддерживаемых светской властью Ариан на Православных. Арианствующая иерархия при помощи светской власти тогда так же утесняла и насиловала Православных Епископов, как теперь поддерживаемая большевиками московская патриархия насилует нас. Вот выписка из этого правила: «Ведай, господине мой вожделеннейший, яко в начале, по прекращении бывшего (от ариан) насилия, был собор епископов, сошедшихся из заграничных стран: был также и у сослужителей в Элладе, равным образом и у находящихся в Италии и в Галлии: и постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстоятелями (арианского) нечестия, являти снисхождение кающимся, но не давати им места в клире: а не бывшим самовольными делателями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давати прощение, и имети им место в клире, наипаче, когда и они принесли достойное веры оправдание, и сие учинено, невидимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не расстроили церквей, почли за лучшее уступити насилию, и понести бремя, нежели погубити народ. Говоря сие, они, и по нашему мнению, говорили достойное приятия: ибо в извинение себя представляли и Аарона Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет, и не остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что, пребывая в пустыне, он может престати от нечестия: но, вошедши в Египет, усилит и возрастит в себе нечестие. По сей причине разрешено допустити таковых в клир, так как порабощенным и насилие претерпевшим, дается прощение». ( Афанасия Александрийского 3-е правило) (поэтому и мы, объединившись в Русскую Православную Зарубежную Церковь под главенством нашего Первоиерарха Митрополита Анастасия, должны поразному судить о прежнем поведении каждого епископа, находившегося под большевиками) Русская Православная Церковь до и после революции, доклад епархиальному съезду

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

214. См.: Там же. - с.137. 215. Виталий (Устинов) первоиерарх РПЦЗ, в 1951 г. рукоположен в Лондоне в епископа Монтевидеосского (Канада), до 2000 г. был Председателем Синода Зарубежной Церкви. 216. Там же. - с.157. 217. См.: Там же. - с.163-226. 218. См.: Православная Русь. 1960. с.3; 1961. с.4. 219. Рей-Лохмач. У подножья Атласа. Касабланка. От нашего корреспондента. -//РМ, 1952, - с.4. 220. В Касабланке (от нашего корреспондента). -//РМ, 1952, - с.7. 221. Там же. 222. В.Б. Марокко. Русские спектакли. -//РМ, 1952, - с.6. 223. Марокко, успехи русской молодежи. -//РМ, 1952, - с.6. 224. Там же. 225. Там же. 226. Там же. 227. Там же. 228. См.: Р.Л. Русские волейболисты в Касабланке. -//РМ, 1952, - с.4. 229. Рей Лохмач. У подножья Атласа. Из русской жизни. -//РМ, 1952, - с.4. 230. Рей-Лохмач. У подножья Атласа. Касабланка. -//РМ, 1952, - с.4. 231. Там же. 232. Рей-Лохмач. У подножья Атласа. " Скетч " в пустыни. -//РМ, 1952, - с.4. 233. Там же. 234. Там же. 235. Историческая записка - ВХРМ. 236. Ярославцев М. Тетради. - ВХРМ. 237. Кончина архимандрита Варсануфия. Некролог. -//ВРЗЕПЭ. - с.26. 238. Зноско-Боровский М. Предисловие. - В кн.: Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. 2 изд. - Св. Троице-Сергиева лавра, 1992. - с.3. 239. Отзыв на обращение Ук. соч. - ВХРМ. 240. Там же. 241. Церковные дела в Рабате. -//РМ, 1954, (16.02). 242. Архимандрит Хасапис Елпидис упоминается в качестве экзарха Александрийского патриархата, настоятеля Троицкого храма-подворья в Одессе в 1960 г. - См.: Петлюченко Виктор, протоиерей. Двадцати пятилетие Александрийского подворья в Одессе. -//ЖМП, 1981, 38. - с.30. 243. Протокол Приходского собрания от 25.02.1958 г. - ВХРМ. 244. Там же. 245. Письмо Общины РПЦЗ в Касабланке, 1952.29.4. - ВХРМ. 246. Письмо настоятеля Воскресенского православного русского прихода в Рабате, 1952.09.5. - ВХРМ. 247. Гитлер (Шинкльгрубер Адольф) (1889-1945 гг.), фюрер Национал-социалистической партии Германии с 1921 г., глава фашистского немецкого государства, инициатор второй мировой войны. С 1933 г. немецкое правительство принудило русские приходы в Германии перейти из подчинения митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в юросдикцию карловацкого Берлинского епископа Тихона (Ляшенко). В 1938 г. правительство оказало помощь в ремонте 19 карловацких храмов в Германии (См.: Ципин Владислав, прот. История Русской Церкви 1917-1997. m.IX. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - с.583.). Тогда же митрополит Анастасий (Грибановский) назвал Гитлера вождем " в мировой борьбе за мир и правду " (Троицкий С.В., проф. О неправде карловацкого раскола. - Париж, 1960.). Зарубежный митрополит Серафим (Лядэ) именовался в Германии " вождем всех православных в III империи " (Поспеловский. Русская Православная Церковь. - М.: Издательство " Республика " , 1995. - 203.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010