— но грязь, грехи, безобразие. Жалко. Один только — мы поём на Литургии — Един свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Христос зовётся Единый Безгрешный. На фоне талантливых грешников Христос сияет как Единый Безгрешный, это очень важно. — О. Андрей, здравствуйте, благословите. Виталий, Екатеринбург. Известно, что в святцы добавляются не только имена новых святых, но также происходит некое забвение тех угодников Божиих, которых раньше причислили к лику. И мы их и не видим уже в молитвословах, службы им практически не служатся. Скажем, у меня день рождения 12 ноября, а раньше была память святого Виталия, я сейчас не помню кто он — мученик, преподобный. Насколько возможно свои именины устраивать именно на 12 ноября, когда в своё время всё-таки совершалась память этого святого? — Конечно, можно. Я не знаю, в честь кого вы названы Виталием, я помню одного удивительного Виталия, — это Виталий Александрийский, только не знаю, он ли это — тот, которого вы празднуете. Это был человек, который пришёл из египетской пустыни в Александрию в возрасте шестидесяти лет, переписал всех блудниц в Александрии в толстую книжку, потому что там их были многие сотни, и начал за них молиться. Он уже был престарелый монах, он работал ежедневно: какие-то тяжести таскал, уголь грузил, что-то ещё делал. Получал за свою работу дневную плату и шёл в одно из блудилищных заведений, которых было в Александрии, очевидно, не одно и не два, а десятки и больше, и он там уединялся с некой очередной дамочкой, давал ей деньги, говорил: «Ложись спать, а я помолюсь за тебя». И она ложилась спать, а он молился за неё всю ночь. Потом утром он говорил: «Пожалуйста, никому не говори, что я к тебе не прикасался. Пусть никто не знает». И он так проводил очень долгие годы, ежедневно обходя блудилища города Александрии, и он вымаливал этих женщин. Там была очень драматическая история, когда его побили однажды, когда молодые люди видели как он выходил. Говорили: «Что ты, монах, делаешь здесь?» Ударили, оскорбили его, и там некоторые женщины пытались за него заступиться, сказать, что он ни при чём, и там бес на них напал, мучил, потому что они давали клятву никому не говорить. Только после смерти Виталия, когда открылось, что он великий человек, женщины развязали свои языки и стали рассказывать о нём, что он годами приходил к ним, они все знали его в городе, что он платил им деньги и клал их отдыхать, и сам молился о них. И многие из них оставили эти дома. Вот такой был Виталий Александрийский, удивительнейший человек. Потрясающая жизнь, неподражаемое особенное служение. Может быть, в честь его вы и названы. Может быть, и другой какой-то Виталий. Конечно, находите, читайте, празднуйте, помните, не давайте забыться тому, что для вас дорого и свято.

http://pravoslavie.ru/88679.html

Письмо, полученное Павлином 624 , было, мне кажется, доставлено ему Виталием, антиохийским пресвитером, который до последнего времени находился в клире Мелетия, но решился покинуть его, так как там оказались неприемлемыми его воззрения по вопросу о воплощении. Виталий был сторонником Аполлинария. Я уже излагал, в чем заключалась доктринальная особенность этого ученого человека. Со времени Александрийского собора (362 г.) борьба между двумя направлениями, представленными Аполлинарием и Диодором, не прекращалась. В церкви Мелетия аполлинарианство энергично отвергалось. Хотя Аполлинарий был епископом Лаодикийским, он, однако, имел в Антиохии свою школу. Между его слушателями находился в последние годы один весьма образованный латинский монах, по имени Иероним. Пройдя науки в римских школах и предавшись затем аскетической жизни с аквилейскими клириками, он решился испытать отшельническую жизнь в восточных пустынях. Раньше, чем углубиться в нее, он гостил некоторое время в Антиохии, где изучал экзегетику под руководством Аполлинария, решительно остерегаясь, впрочем, его богословских идей. Он не счел себя обязанным сделать выбор между двумя соперничавшими церквами и ограничился церковным общением с египетскими исповедниками, изгнанными в Сирию за кафолическую веру. В Риме тоже долго шло колебание между Мелетием и Павлином, но неизбежно должно было случиться, что александрийские связи последнего направят весы в его сторону. Так и случилось в том году (375). Через посредство «сына своего» Виталия папа Дамас послал официальное письмо Павлину, поручая ему уладить вопрос об общении церквей. Дамас был плохо осведомлен; в то время он не знал, что Виталий был приверженцем Аполлинария. Вероятно, через Дорофея получив сведения об этом, он одумался. В то время как Павлин хвалился в Антиохии, что он признан Римом, к нему были посланы новые курьеры: первый – чтобы предупредить его о возникших затруднениях 625 ; другой 626 , – чтобы преподать ему относительно Виталия более полные инструкции. Виталий и его сторонники должны быть приняты лишь после ясного отречения от того учения, по которому Христос не был совершенным человеком, так как божественный Логос заменил в Нем разумную душу (sensus, νος). Аполлинарий не был назван. Рим и Александрия хранили еще почтительное отношение к знаменитому богослову 627 . Дело Виталия способствовало уяснению положения. Мелетиане уже и раньше смотрели на Аполлинария и на Виталия как на еретиков, а после письма Дамаса и Павлину было невозможно допускать их в свою церковь . Тогда они основали особую церковь, и сам Виталий сделался её епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Гречулевич), еп. Могилевский. Фотография. 1883-1885 гг. (РГИА) Виталий (Гречулевич), еп. Могилевский. Фотография. 1883-1885 гг. (РГИА) (Гречулевич Василий Васильевич; 1.01.1823, мест. Тульчин Брацлавского у. Подольской губ.- 14.05.1885, имение Печерск близ Могилёва), еп. Могилёвский и Мстиславский. Род. в семье свящ. В. Я. Гречулевича, талантливого проповедника (его проповеди и поучения были изданы: Беседы катихизические. СПб., 1852; Беседы к простому народу. СПб., 1870-1872. 3 т.; Праздники богородичные в рассказах. СПб., 1908). В 1843 г. В. В. Гречулевич окончил Подольскую ДС, в 1847 г.- СПбДА со степенью магистра богословия, защитив дис. «О молитве Манассии» (СПб., 1848), был назначен законоучителем в имп. Гатчинский сиротский ин-т. 7 авг. 1849 г. рукоположен во иерея и определен законоучителем в с.-петербургский Николаевский сиротский ин-т и Александрийский сиротский дом. 11 дек. 1860 г. переведен на должность законоучителя при Имп. воспитательном об-ве благородных девиц (Смольный ин-т), где служил до выхода в отставку в 1874 г. 13 апр. 1862 г. возведен в сан протоиерея. О. Василий был основателем и редактором ж. «Странник» (изд. в 1860-1876), содействовавшего утверждению правосл. ценностей в об-ве, в 1863 г. прот. Василий начал издание ежедневной газ. «Современный листок» (впосл. «Современность») для сельского духовенства и газ. «Мирское слово» для крестьян. 9 мая 1875 г. был избран членом С.-Петербургского цензурного комитета. В 1864 г. на собранные пожертвования священник открыл на своей родине уч-ще для девиц духовного звания. 8 окт. 1876 г. прот. Василий принял монашеский постриг, 22 окт. возведен в сан архимандрита. 13 мая 1879 г. В. был хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. В 1880 г. учредил Свято-Николаевское братство при кременецком Богоявленском мон-ре Волынской губ., задачами братства были просветительская деятельность и благотворительность.

http://pravenc.ru/text/158834.html

Феофилакт Болг. Умным людям не нужно слушать всякого рода беседы, но только те, кои приносят пользу, кои ведут к познанию воли Божией, ибо она есть путь, коим люди опять возвращаются к жизни и свету вечному. Преп. Антоний Вел. Главный недостаток людей, ищущих превозношения, состоит в том, что они готовы занять всякое место, которое обещает удовлетворение сему желанию, а того не знают, что первый же труд, который на этом месте выпадет на их долю, приведёт их в изнеможение, первая опасность обратит в бегство. Чем более кто имеет истинного познания о себе, тем менее почитает себя способным устоять в таковом испытании; а потому и приемлет в закон своего поведения правило Мудрого: вышних себе не ищи. ( Сир. 3:21 ). Митр. Филарет м. Заставьте человека, ищущего созерцания, заняться чем-либо другим, – может случиться, что он выкажет удивление или даже недовольство. Наоборот, душа, которая приобрела истинную свободу, выкажет веселое лицо и доброе расположение тому, кто ей помешал, ибо для такой души все одно – служить ли Богу в созерцании, или в оказывании любви к ближнему. Ф. С. 22-го апреля Несомненным милосердием отличался монах Виталий, избравший для себя один из наиболее тягостных видов подвижничества. Преподобный до 60 лет пробыл в глубоком безмолвии в пустыни Египетской. Затем, не без внушения свыше, пришёл в Александрию. Здесь он днём нанимался на подённую работу за 12 медных монет, из которых лишь одну тратил на своё пропитание, а остальные раздавал падшим женщинам, заставляя их хоть одну ночь проводить в воздержании. Он навещал каждую из них, уговаривал бросить своё позорное ремесло; пока они спали, проводил время в пении псалмов и, уходя, брал с них клятвенное обещание никому не говорить о цели его посещения. Многие несчастные приходили в умиление от проповеди самоотверженного старца, бросали свою худую жизнь и принимались за честный труд. Жители Александрии, видя монаха, входящего каждый вечер в места непотребные, издавались над ним и осыпали бранью. Но смиренный Виталий всё переносил в глубоком молчании с молитвой за обидчиков. Даже патриарху Иоанну Милостивому пробовали выставить неблаговидное поведение монаха, но Иоанн хорошо знал Виталия, никому не поверил и не возбранял ему продолжать свой тяжелый подвиг. Однажды Виталий долго не выходил из своей келии. Когда к нему вошли, увидали преподобного, стоящего на коленях, как бы на молитве; в руке у него был свиток, на котором написано: мужи александрийские! не осуждайте никого прежде времени, пока не придет Господь праведный Судия! Так скончался милосердый Виталий. Пришли отдать ему последний долг и те женщины, которых он спас от погибели, они со стыдом рассказывали о своей прежней греховной жизни и о том, как голос доброго пастыря воззвал их к иной. А ранее он не могли никому о том поведать, потому что старец с великими клятвами убеждал их молчать. Это было в VII веке. 23-го апреля

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

1/14 декабря празднование св. Филарета. 5.  ВИТАЛИЙ МОНАХ В то время, когда патриархом Александрийским был Иоанн Милостивый, в пустыне Египетской подвизался монах, по имени Виталий. Много лет он обитал в оставленной гробнице, и питался травою, собирая её тут же на склонах. Даже рукоделием не развлекал он духа, а пребывал всегда в богомыслии и молитве, уделяя только два часа в сутки на отдых. Достигнув же преклонной старости и поднявшись на большую высоту богопознания, был он, как бы, совсем лишён страстей земных. Огнём молитвы, попалил он плевелы душевные. Постом сковал грешную плоть. Созерцанием небесного, ослепил себя к созерцанию земных благ. И когда достиг он совершенной любви к Господу, то было сердце его пронзено жалостливой любовью к ближнему своему, — скорбящему человеку. Но меньше всего он думал о тех, кто идёт великим и трудным путём подвига, потому что всегда предстояли его оку те, кто подвига не знал и влечётся несвободным путём греха. Почувствовал он тяжёлую плоть мира, и заболело сердце его мукою уязвляющей об человеческом падении. Тогда по слову Апостола, захотел он для всех стать всем, чтобы спасти хоть некоторых. И было это слово апостольское указанием его сострадательному сердцу, что лежит его дальнейший путь в мир. А мир пребывает во зле. Начал он из пределов своей нищей пустыни оплакивать богатые города. Ночуя под каменным сводом гробницы, молиться за тех, кто живёт во дворцах, — питаясь травою, жалел вкушающих мясо и елей. Неимущий монах соболезновал миру, копящему великие богатства. Потому что перед единой жемчужиной- все жемчужины мира не имеют цены. Всего сильнее, он был уязвлён мукой о грехе. И по причине греха имел он к миру такую жалость, что не мог уже оставаться в пустыне на молитве. И когда наконец, созрела в его сердце любовная жалость и стало ему не по силам носить в себе зрелый плод её, то решил он искать воплощения любви и применения жалости. Виталий оставил гробницу и ушёл из пустыни в город Александрию. Так оставляет жнец дом свой и, взяв серп выходит на жатву. И было ему в то время более шестидесяти лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=799...

Учитесь, друг мой :) Виталий, Краснодар 05 апреля 2016г. 07:26 Предлагаете вернуться к этой сомнительной практике? И всё же речь не совсем об этом. Подготовка к причащению в X веке была несколько иной. Не было нынешнего последования, например. Виталий, Краснодар 05 апреля 2016г. 07:36 У вас Русь просто страна новаторов, которые стали придерживаться практики, которая в Византии возникла только через несколько столетий. Виталий, Краснодар 05 апреля 2016г. 08:13 Михаил, я не знаю, по каким источникам вы заключили о трехкратном причащении в древней Руси. Почитайте " Вопрошания Кирика Новгородца " , которые изучают в семинариях. Там Нифонт цитирует правило святого Тимофея Александрийского о том, что если верный станет бесноватым, при условии того, что он не хулит тайны, ему достаточно причащаться раз в неделю. Там же говорится о епитимье - отлучении от причастия на месяц. Это епитимья, заметьте, а не " тысячелетняя практика, переданная от отцов " . Митрополит Киевский Иоанн II в конце XI века говорит о причащении в праздники и во все воскресенья Великого поста. Он перечисляет более 20 дней причащения в год. Симеон Новый Богослов (кстати примерно период крещения Руси): « А кто все это делает (приносит должное покаяние) и в воздыханиях и в слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин быть причастником Божественных таин, и не только в праздник, но и каждодневно и даже – хотя и дерзновенно скажу – с самого начала покаяния и обращения своего». Т.е. минимум в праздники причащались, никакого ограничения постами и в помине не было. Симеон Солунский в XV веке пишет: «У кого довольно силы и внимания, такой пусть приступает к причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении – наша жизнь и сила». Так что норму трех-четырехкратного причащения вы выдумали сами. Изучайте литургику, Михаил. Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 09 апреля 2016г. 20:34 " Я преподавал литургику "  Значит, Вы готовили определенный курс лекций по литургике. Если не секрет - скажите, какую литературу (каких авторов) для этого Вы использовали из области исторической литургики и общецерковной истории?

http://bogoslov.ru/article/4875122

Виталий до шестидесяти лет прожил в Серидовой обители в строгом подвижничестве. Однажды он вдруг покинул обитель и переселился в торговую и богатую Александрию. Тут он узнал и записал по имени всех блудниц в городе и повел образ жизни такой. Целый день с утра до вечера он работал в городе, как поденщик, и за работу получал двенадцать монет. Из этих денег на одну монету он покупал бобов, и, по захождении солнца, съедал их, вечером же шел в дом разврата. Там он входил к одной из женщин, отдавал ей остальные деньги и говорил: «Вот тебе деньги; прошу тебя, соблюди себя эту ночь в чистоте». Затем он затворялся с нею в комнате. Она спокойно спала, а старец, став в углу, всю ночь простаивал на молитве. Утром, уходя от этой женщины, он просил ее никому не говорить, что он тут делал. Следующую ночь старец проводил у другой женщины и, таким образом, обойдя всех, снова начинал с первой. В сердцах несчастных невольно пробуждалось доброе, чистое чувство. Видя, как он целую ночь молится об их спасении, они стыдились спать, вставали рядом с ним и присоединялись к его молитве. Старец уговаривал их бросить гнусный образ жизни и обнадеживал милосердием Божиим. Многих он навсегда вывел таким образом из гнусных притонов: иные поступили в монастырь, другие вышли замуж, третьи жили трудами рук своих. Но все это оставалось в тайне; для всех же явным было посещение старцем домов разврата. Над ним стали смеяться и провожали по вечерам бранью: «Иди, окаянный, ждут тебя блудницы!» На брань и насмешки Виталий отвечал: «Разве я не такой же человек, как и все, не тою ли же плотью обложен? Неужели черноризцев Бог создал бесплотными? Поистине и черноризцы – люди!» Когда ему говорили: «Отец, отец, что ты делаешь!? Сними лучше с себя иноческий образ, чтобы он не бесчестился твоим поведением, возьми одну из блудниц себе в жены и живи, как все честные люди!» – Виталий с гневом отвечал: «Вот тоже! Что мне за выгода – взять жену, заботиться о детях, о доме и проводить дни в хлопотах и трудах! Что вы судите меня? Ведь не вам за меня отвечать Богу! Думайте каждый о себе, а меня оставьте в покое. Один всем Судия – Бог , Который воздаст каждому по делам его!» На Виталия и его поведение донесли, наконец, патриарху александрийскому Иоанну. Но патриарх не поверил обвинителям: при нем был такой случай, когда в таком же поведении был оклеветан один инок, оказавшийся евнухом от природы. Патриарх приказал обвинителям молчать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он же, как бы сердясь, отвечал им: — Не желаю вас слушать; что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о доме и все дни проводить в заботах и в трудах? Зачем вы осуждаете меня? Ведь не вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте. Есть один Судия всех, Бог, Который и воздаст каждому по делам его. Так преподобный Виталий утаивал свою добродетель от людей. Некоторые из клириков оклеветали его пред святейшим патриархом александрийским Иоанном Милостивым, говоря, что один старец соблазняет весь город, каждую ночь входя в дома блудниц. Но святейший патриарх не поверил клеветникам, так как он уже раньше был введен клеветниками в заблуждение, когда одного целомудренного и святого инока, бывшего притом евнухом [ 3 ], крестившего еврейку, невинного, предал побоям, поверив оклеветавшим его. Помня тот случай, патриарх не послушал доносивших на Виталия и сказал им: — Перестаньте осуждать, а особенно не осуждайте иноков. Разве вы не знаете, что произошло на первом Вселенском Соборе [ 4 ], когда блаженной памяти императору Константину Великому [ 5 ] некоторые из епископов и клириков отдали написанные друг на друга доносы о грехах? Император, повелев принести зажженную свечу, сжег их писание, даже не прочитав их, и при этом сказал: — если бы я своими собственными глазами увидал епископа или инока, совершающих грех, то покрыл бы такового своею одеждою, дабы никто не увидал его согрешающим. Так святейший патриарх пристыдил доносчиков. Раб же Божий Виталий не переставал заботиться о спасении грешных душ, и никто не знал о таковой его добродетельной жизни до самой его кончины. Однажды, когда преподобный Виталий на рассвете выходил из дома блудниц, его встретил один юноша блудник, который шел к блудницам, чтобы согрешить с ними. Увидав Виталия, юноша сильно ударил его по щеке и сказал: — Окаянный и нечестивый, доколе ты не покаешься и не отстанешь от своей нечистой жизни, чтобы еще более не было поругано тобою имя Христово? Святой ответил ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Он же, как бы сердясь, отвечал им: — Не желаю вас слушать; что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о доме и все дни проводить в заботах и в трудах? Зачем вы осуждаете меня? Ведь не вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте. Есть один Судия всех, Бог, Который и воздаст каждому по делам его. Так преподобный Виталий утаивал свою добродетель от людей. Некоторые из клириков оклеветали его пред святейшим патриархом александрийским Иоанном Милостивым, говоря, что один старец соблазняет весь город, каждую ночь входя в дома блудниц. Но святейший патриарх не поверил клеветникам, так как он уже раньше был введен клеветниками в заблуждение, когда одного целомудренного и святого инока, бывшего притом евнухом крестившего еврейку, невинного, предал побоям, поверив оклеветавшим его. Помня тот случай, патриарх не послушал доносивших на Виталия и сказал им: — Перестаньте осуждать, а особенно не осуждайте иноков. Разве вы не знаете, что произошло на первом Вселенском Соборе когда блаженной памяти императору Константину Великому некоторые из епископов и клириков отдали написанные друг на друга доносы о грехах? Император, повелев принести зажженную свечу, сжег их писание, даже не прочитав их, и при этом сказал: — если бы я своими собственными глазами увидал епископа или инока, совершающих грех, то покрыл бы такового своею одеждою, дабы никто не увидал его согрешающим. Так святейший патриарх пристыдил доносчиков. Раб же Божий Виталий не переставал заботиться о спасении грешных душ, и никто не знал о таковой его добродетельной жизни до самой его кончины. Однажды, когда преподобный Виталий на рассвете выходил из дома блудниц, его встретил один юноша блудник, который шел к блудницам, чтобы согрешить с ними. Увидав Виталия, юноша сильно ударил его по щеке и сказал: — Окаянный и нечестивый, доколе ты не покаешься и не отстанешь от своей нечистой жизни, чтобы еще более не было поругано тобою имя Христово? Святой ответил ему: — Поверь мне, человек, что за меня смиренного получишь и ты удар по щеке такой, что сбежится вся Александрия на твой крик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию. Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: " Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик " . Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: " Вот тебе удар от монаха Виталия " . Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа. Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: " Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя " . У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: " Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия " . В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею. Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого. Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого. Days.ru - православный церковный календарь

http://zavet.ru/kalendar/ludi/vitaliy-al...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010