Эти слова содержатся в Первом послании ап. Павла к коринфянам. Сказал их апостол в заключение своих обширных обличений и вразумлений по поводу возникших среди них беспорядков в церковной жизни. Как свойственно новообращённым, Коринфские христиане вообще проникнуты были духом живой веры и благочестия, который был питаем и поддерживаем в них обилием многообразных чрезвычайных даров Св. Духа, – чудес, пророчеств, особенно дара языков. Это, конечно, утешало апостола; но были в их обществе некоторые нестроения, которые требовали сильных мер врачевания. Некоторые из этих нестроений касались внешнего благочиния и благоповедения в церковных собраниях. Так на вечерях любви, происходивших прямо после литургии, богатые люди упивались и объедались, a бедным ничего не доставалось, хотя эти вечери имели отчасти благотворительный характер. Женщины, вопреки принятому и доселе на Востоке соблюдаемому обычаю, стояли в церковных собраниях, как и мужчины, без покрывала, может быть по соображению, что во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский. Некоторые из женщин, по тому же вероятно соображению, позволяли себе в церкви, под наитием Св. Духа, произносить молитвы и наставления, вместо того чтобы делать это вне церковных собраний. Дар говорить на разных языках употребляем был многими без нужды и без истолкования, в присутствии непонимающих этих языков. Иногда в церковных собраниях многие вставали и в одно время, не дожидаясь очереди, говорили на разных языках. Также поступали и пророки, т. е. лица, которые получали от Духа откровение о будущем, также слово для наставления других в истинах веры и правилах нравственности. Пророки должны были говорить один после другого, дожидаясь очереди, ибо и дуси пророчестии пророком повинуются. Пророчество – от Духа Святаго, употребление же сего дара зависело от человека, и никто не должен был отговариваться неудержимостью Духа или вдохновения. Беспорядочное проявление силы вдохновения не могло быть допускаемо, ибо несть нестроения Бог, но мира ( 1Кор. 14:30–33 ). Обличив Коринфских христиан за помянутые беспорядки, апостол заключает: вся благообразно и по чину да бывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Преосвященнейший Виссарион, в мире Василий Петрович Нечаев, сын диакона Тульской губернии, Крапивенского уезда села Коледина, родился 13 марта 1822 года. Получив начальное и среднее образование в пределах Тульской епархии, он в 1844 году выпущен был из Тульской духовной семинарии студентом, с засвидетельствованием от семинарского начальства о способностях его, как «очень хороших», прилежании – «постоянно ревностном» и поведении – «весьма честном». Как один из лучших воспитанников семинарии, он в том же году, вместе с двумя товарищами своими – Гр. Як. Успенским и Александром Никаноровичем Ивановым 1 , – послан был на казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую духовную академию. Здесь, сдав приемные экзамены весьма хорошо 2 , он был принят и затем во все четыре года академического образования стоял в числе лучших студентов. Курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , которое он писал на четвертом году этого образования, завершило дело и окончательно решило участь его: отличные достоинства этого сочинения доставили В. П. Нечаеву третье место по списку в числе магистров XVI курса (выпуска 1848 года), давшего России многих доблестных деятелей на поприщах церковном и гражданском, по большей части уже скончавшихся, а частию и доселе здравствующих. Так, из 24-х магистров сего курса 3 три были архиереями: Василий (Левитов), епископ Пензенский († 1892 г.); Григорий (Медиоланский); епископ Пензенский же († 1881 г.) и Вениамин (Карелин), епископ Рижский († 1874 г.). Затем протоиереи Московские: В.М. Сперанский – первенец курса, весьма даровитый, обладавший обширными и основательными познаниями, но в то же время весьма скромный (сконч. в 1878 г.); – С. Г. Вишняков († 1892), М.С. Боголюбский, И.Н. Александровский († 1886 г.), Д.И. Языков, Π.М. Волхонский († 1893 г.); иногородние: Г.П. Первухин, с честию подвизающийся на церковно-общественном поприще в Твери, в сане кафедрального протоиерея; М.А. Германов, бывший уже в 1850-х годах кафедральным протоиереем в Томске; A. Н. Иванов , выше упомянутый; Н.А. Барский, И.Г. Поспелов и иные. Заслуживают упоминания также – Η.П. Гиляров-Платонов, кончивший курс вторым магистром, бывший бакалавром академии (в 1848–1855 годах), впоследствии редактор Современных Известий (сконч. в 1887 г.); К. И. Снитко, бывший директором Виленских народных училищ и членом Виленской археографической комиссии и публичной библиотеки; В.И. Лествицын, известный писатель-археолог (сконч. в 1890 г.) 4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

К читателям Книга, под именем: Очерки христианской жизни, предлагаемая вторым изданием благосклонному вниманию читателей, составилась из статей, помещенных в издаваемом нами журнале «Душеполезное Чтение» за ранние годы его существования. Статьи подобраны, относящиеся к положению христианина в житейском, особенно домашнем быту. В них указываются разные благоприятные и неблагоприятные стороны этого положения и предлагаются на основании Слова Божия и практических опытов советы, как должно вести себя христианам в положении жениха и невесты, в безбрачном состоянии, в сиротстве, во вдовстве, в отношении к мачехам, к пасынкам, к братьям и сестрам, к убогим, при многочадии и бесчадстве, в бедности, в старости и т. под. Мы желали возбудить внимание к нашей книге не одним содержанием ее, весьма близким к жизни, но также отсутствием отвлеченности в изложении. Удалось ли нам это, пусть судят читатели. Прот. В. Нечаев. Окт. 9, 1885 г. Женихи и невесты Именем жениха и невесты называются лица сговоренные или помолвленные, иногда лица ищущие себе невесту или жениха, а иногда лица достигшие совершеннолетия, брачного возраста. Мы будем говорить о женихах и невестах в первом смысле. Положение жениха и невесты в продолжение времени между помолвкой и свадьбой не всегда бывает приятным положением. Иногда люди решаются вступить в брак не по личному расположению к той особе, которую называют своим женихом, или своей невестой, а либо по расчету, либо по принуждению, и потому, естественно, отношения их к этой особе, на самых первых порах сближения, бывают натянуты, или лишены той нежности, какая свойственна лицам, чувствующим личную привязанность к кому-либо. Эта натянутость, этот недостаток нежности обыкновенно не укрываются от взора людей посторонних и подают повод одним к сожалению, другим к пересудам и насмешкам. Совсем не таково положение жениха и невесты, которых соединило личное расположение. И со стороны приятно смотреть на их радость, на их довольство, на их поэтическое настроение духа. Радость, которой бывают исполнены любящие сердца жениха и невесты, отражается и на их отношениях ко всему окружающему: она заставляет их смотреть светло на мир Божий и быть ко всем добрыми и ласковыми даже тех из них, которые до тех пор всего дичились, на все смотрели мрачно, недоверчиво, всех убегали. Такова могущественная сила личной привязанности. Она производит на душу жениха и невесты такое же благотворное влияние, какое производят весенние лучи солнца на почки растений, – она согревает, умягчает их душу, производя в ней те радостные ощущения, каких дотоле они не знали. Самые заботы об устроении будущего хозяйства и разные приготовления к свадьбе делаются для них легкими и нечувствительными под влиянием господствующего в них радостного настроения души. Время и опыт, без сомнения, могут ослабить его, но молодость не смотрит в будущее, – она любит жить настоящим, и не любит, если ей напоминают о возможности разных неприятностей в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К читателям Предлагаемая вниманию читателей книга «Духовный свет» составляет третий выпуск написанных нами статей назидательного содержания. Первый выпуск под именем «Христианские уроки» составлен из статей, первоначально напечатанных в издаваемом нами журнале «Душеполезное Чтение» за 1872,1873 и 1874 годы. Напечатанный в 1875 году, он уже разошёлся. Второй выпуск под названием «Сборник для назидательного чтения» был составлен из статей, первоначально появившихся в том же журнале за 1875, 1876 и 1877 годы, и напечатан в 1878 году. Статьи нового третьего выпуска извлечены из «Душеполезного Чтения» за 1878, 1879, 1880 и 1881 годы. Читатель найдёт, что по содержанию они не менее разнообразны, чем статьи первых двух выпусков. Автор касался предметов догматических, нравоучительных, изъяснял церковные песнопения, останавливался на примечательных событиях из жизни церковной и общественной. Но о чём бы он ни рассуждал, он всячески избегал отвлечённости в своих рассуждениях, старался каждую мысль выразить наглядно и общепонятно. Автор желал, чтобы его книга отвечала своему названию – «Духовный Свет». Он старался пролить на предметы не тусклый, а ясный свет духовной истины, чтобы при этом свете всякому видны были неприглядные стороны современной жизни. Автор почти в каждой статье указывает на эти неприглядные стороны, восстаёт против несогласных с учением и установлениями православной церкви воззрений и обычаев, против возмутительного легкомыслия, с каким люди века увлекаются новейшими учениями, нехристианскими порядками жизни и даже преступными в церковном и политическом смысле мнениями. Но давая свободу выражению горького чувства недовольства духом века, автор, однако ж, старался быть правдивым в своих обличениях, старался избегать резкого и сурового тона, который может только раздражать обличаемых, а не назидать. Протоиерей Василий Нечаев. Мудрость змеиная, простота голубиная. «Се, Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков: будите убо мудри, яко змия, и цели, яко голубие» ( Мф.10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

I. Паримия на вечерне в понедельник первой седмицы Великого поста. Притч. I, 1–20. В сей паремии сначала говорится о писателе притчей, о цели и сущности их, за тем предлагается наставление юношам слушаться родителей и избегать общения с людьми нечестивыми и беззаконными. Гл. 1 ст. 1. Притчи Соломона, сына Давидова, иже царствова во Исраили. Под притчами, составляющими содержание книги Притчей, разумеются отрывочные, иногда же связные, в последовательном порядке изложенные изречения, в которых предлагаются то разнообразные правила благоразумия и благоповедения в жизни религиозной, нравственной, общественной, семейной и хозяйственной, то умозрительные истины, то опытные наблюдения над ходом дел человеческих. В церковно-славянской Библии эти изречения именуются притчами, в Греческой паримиями ( παροιμιαι). Смысл обоих наименований одинаков. Паримия, по объяснению св. Василия Великого (Бес. на притчи Соломона), значит припутное ( παρα – при и οιμος – путь) изречение, т.е. такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, сообщая ему нужные сведения для благополучного движения по этим путям. Церковно-славянское слово притча состоит из двух слов: при и тча (теча). Корень последнего слова: теку (бегу, поспешаю), – тот же самый, который слышится и в слове предтеча 2 . Стало быть притча значит то же, что греческое паримия, именно путеуказательное изречение, такое, которое полезно и нужно помнить человеку, чтоб на отмеренном ему Провидением поприще жизни не сбиться с пути и благополучно пробежать это поприще. – Приточные изречения отличаются от других однородных с ними по содержанию наставлений и правил тем, что заключают в себе суждения, выраженные языком, напоминающим народные присловия, поговорки и загадки. – От притчей ( παραβολαι) Христовых притчи Соломоновы отличаются тем, что имеют вид суждений, тогда как притчи Христовы суть рассказы, представляющие истину под образом предметов и событий, взятых из окружающей природы и житейского быта. Многие из притчей Соломоновых представляют истину тоже в подобиях и образах, но без повествовательной формы и в этом отношении с ними сходны краткие приточные изречения Христовы, например: «слепец слепца аще водит, оба в яму впадут» ( Мф. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы (Исход. I, 1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. Исх. 1:1–5 . Сие имена сынов Исраилевых, входящих в Египет вкупе со Иаковом отцем их, кийждо со всем домом своим внидоша: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир. Иосиф же бяше во Египте. Бяше же всех душ, исшедших из Иакова, седмьдесят пять. Имена сыновей Иакова, водворившихся в Египте, перечисляются как имена родоначальников отдельных колен, происшедших от каждого из них; перечисление сынов Израиля делается не по порядку рождения, а по матерям; сперва мы видим имена сынов Иакова от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон; за ними следуют сын Иакова от Рахили Вениамин, младший между братьями, наконец сыновья Иакова от служанок Лии и Рахили: Дан, Неффалим, Гад и Асир. Иосиф, сын Рахили, не поминается наряду с братьями, но о нем замечается только, что он бяше во Египте, т.е. прежде них водворился в Египте и тем предуготовил им переселение в страну, где их потомство возрасло в народ. – Кийждо со всем домом своим, т.е. со всем семейством – женами детьми и внуками, также со всем имуществом, именно рабами, скотом и прочим хозяйством. Такое обширное значение, в сем случае, дома подтверждается свидетельством книги Бытия, где ясно сказано, что «с Иаковом пришли в Египет сыны его и сыны сынов его, и весь род его, дочери его и дочери сынов его, и что они взяли с собою скот свой и все имущество свое» ( Быт. 46:6–7 ). В той же книге перечисляются поименно члены рода Иаковлева, которые вместе с Иаковом, как там сказано, пришли в Египет. Но как надобно понимать употребленное о них выражение пришли или переселились вместе с Иаковом? Так ли, что все они лично переселились вместе с Иаковом в Египет? Нет. Ибо известно, что один из них, именно Иосиф, поселился в Египет задолго до переезда Иакова, а другие из обозначенных в помянутом перечислении книги Бытия членов рода Иаковлева, например, дети Иосифа Ефрем и Манассия ( Быт. 46:27 ), внуки его (20), внуки Иуды от Фареса (12), и внуки Вениамина (21), – родились уже в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

V. Паремия, положенная на вечерне в пяток первой седмицы Великого поста (Быт. 2:20–25, 3:1–20). В сей паремии содержится повествование о создании жены Адаму и о грехопадении их.   Быт.2:20 .  И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему. Обозревая животных и нарекая им имена, Адам не встретил между ними ни одного, с которым бы мог разде­лить владычество над земными тварями, предстоявшие ему труды телесные, также мысли и чувства. Все это были неразумные и бессловесные существа, ни одного между ними не было похожего на человека. Адам, нарекая имена животным, произносил членораздельные звуки, в которые облекал свои мысли и суждения; но эти звуки замирали в воздухе без разумного на  них отзыва, эти мысли оставались без обмена. Адам не мог не чувствовать своего одиночества и нужды в подобном ему существе. Чувство это могло в нем возбудиться с особенною силой под влиянием наблюдения, что животные, которых он рассматривал, сотворены по четам. При взгляде на эти четы естественно могло воз­никнуть в нем желание сожития с существом, не только подобным ему по природе, но и парным ему.   Быт.2:21 .  И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. Господь навел сон на Адама для того, чтоб он в сем состоянии не мог чувствовать боли при изъятии из его тела кости. Господь в сем случае поступил подобно врачам, которые искусственно усыпляют больного, когда хотят совершить над ним тяжелую хирургическую операцию. Но сон Адама не был обыкновенным и сопровождался не одним притуплением чувствительности к боли. В душе уснувшего Адама открылись видения, подобные тем, каких способлялись пророки и апостолы, когда приводимы были Духом Святым в восторженное состояние, и, находясь в сем состоянии, не могли дать себе ясного отчета, в теле ли они оставались, или были вне тела. Подобно им, и Адам введен был Богом в «изступление» ( εχστασις), или в востор­женное состояние, в котором душа его, при бездействии внешних чувств, видела ясно, что совершал Бог над его телом, и понимал значение творческого действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 18–29, 10, 1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.   Быт.9:18 .  Быша сынове Ноевы изшедшии из ковчега, Сим, Хам, Иафет: Хам же бяше отец Ханаань. Приступая к описанию происшествия, по поводу кото­рого произнесено Ноем пророчество о судьбе его потомков, бытописатель называет троих сыновей Ноя, потому что пророчество это к ним обращено. Но особенное внимание бытописатель обращает на сына Ноева Хама, и на Ханаана, младшего из четверых сыновей Хама ( Быт 10, 6 ). Это потому, что Хам принимал особенное участие в происше­ствии, описание которого следует, а Ханаан, как родона­чальник племен, обреченных Богом на истребление и на порабощение евреями, заслуживал преимущественного внимания читателей – евреев.   Быт.9:19 .  Трие сии суть сынове Ноевы: от сих разсеяшася [п][люди] по всей земли. Кроме троих названных сыновей были ли у Ноя другие, неизвестно. Если и были, они не оставили потомства, и род человеческий после потопа расплодился только от Сима, Хама и Иафета; других родоначальников после потопа не было, как и до потопа не было других родоначальников человечества, кроме Адама.   Быт.9:20 .  И начат Ное человек делатель [быти] земли, и насади виноград. «И начат Ное человек делатель быти земли: начал возделывать землю». Земледелие было и до потопа. Еще в раю человек должен был возделывать землю ( Быт 2, 15 ). По изгнании из рая человек осужден на тяжкие земледель­ческие труды ( Быт 3, 18 ). Каин был земделельцем ( Быт.4:2 ). После потопа трудности земледелия увеличились от того, что земля пропитана была соленой морской влагой, изрыта водой, покрыта наносными камнями и во многих местах обнажена от почвы. Нужда делает человека изобретатель­ным. Полагают, что Ной изобрел земледельческий плуг и первый приспособил к земледельческим работам волов, тогда как прежде человек возделывал землю заступом. – «И насади виноград» Вероятно и до Ноя люди питались виноградными ягодами, но виноградные деревья росли только в диком состоянии. Ной первый стал воспитывать их искусственным образом, в саду, и улучшать их естест­венные достоинства особенным уходом за ними, например очищением лишних побегов, прививанием и т. п. Он же первый сделал опыт приготовления вина из виноградного сока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт 14, 14–20). В сей паремии содержится повествование о походе Аврама против царей, захвативших в плен Лота, о победе его над ними и о торжественной встрече победителя.   Быт.14:14 .  Слышав Аврам, яко пленен бысть Лот братания [п][племянник] его, сочте домочадцы своя триста и осьмнадесять, и погна вслед их даже до Дана. Вскоре после того, как Лот поселился в Содоме, Ходоллогомор, царь Еламский (царь народа, принадлежавше­го к Симову потомству ( Быт 10, 22 ) и жившего на севере от Персидского залива), с тремя союзными царями вторгнулся во владения царей Содома, Гоморры, Адама, Севоима и Сигора, для наказания этих царей за то, что они отложились от него после двенадцатилетней покорности ему. Произошло сражение на долине Смоляной «[Сиддим]», где теперь Мертвое море, – и кончилось поражением отложившихся царей. Побежденные бросились бежать в горы, и в бегстве многие попадали в смоляные колодцы, которыми покрыта была долина. Победители взяли всю конницу у содомлян и гоморрян, все хлебные их запасы, множество людей захватили в плен, и в числе их Лота, племянника Аврамова, со всем его имуществом, и удали­лись к северу ( Быт 14, 1–13 ). Получив известие от одного из уцелевших в бегстве о плене Лота, Аврам по сострада­нию к близкому своему родственнику, которого несмотря на разлуку с ним продолжал любить, – решился освобо­дить его силой. Для сего он «сочте домочадцы своя триста и осьмнадесять». Домочадцы – это рабы, рожденные в доме господина; этих-то рабов, более верных и преданных господину, чем приобретенные куплею, – Аврам «сочте», т. е. собрал в числе 318 душ, приказал им вооружиться, и, став во главе этого отряда, «погна в след их [неприятелей] даже до Дана», т. е. пустился за ними в погоню и настиг их на северной границе Палестины, «у Дана» (Чтобы означить две самые крайние точки обетованной земли на севере и юге, Св  Писание часто употребляет выражение от Дана до Вирсавии.), местности, ле­жавшей при истоках Иордана. В походе участвовали с Аврамом союзники его: Мамврий с братьями Есхолом и Авнаном ( Быт 14, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт 17, 1–9)· В сей паремии повествуется о завете Божием с Аврамом.   Быт.17:1 .  Бысть Авраму лет девятьдесять девять: и явися Господь Авраму и рече ему: Аз есмь Бог твой, благоугождай предо Мною и буди непорочен. Божие откровение Авраму, бывшее на сотом году его жизни, – дано было ему спустя 24 года после переселения его в Ханаанскую землю, 13 лет после рождения у него от Агари, рабыни Сариной, сына Измаила, и 14 лет после откровения Божия, содержащегося в предыдущей рассмот­ренной нами паремии, – и, как увидим дальше, имеет с ним необходимую связь. – «Аз есмь Бог твой, – рек Господь Бог Авраму, благоугождай предо Мною и буди непорочен». Помни, что Я, будучи единым истинным Богом и Владыкою всего человеческого рода и всего мира, тебя одного из среды всех людей на свете взыскал особенным Моим благоволением и приблизил к Себе, тебя одного с твоим потомством избрал для хранения истинного Бого­почтения, – помни, что «Я твой Бог», и дорожи этой бес­примерной честью, а для сего «благоугождай предо Мною», т. е. веди себя как верный и во всем послушный Мой раб, непрерывно поставляя себя пред лице Мое, в присутствие Мое, – и «буди непорочен», т. е. ограждая себя непрестанной памятью Моего присутствия близ тебя, веди себя безупреч­но не только в поступках, но и в мыслях сердечных, ибо все открыто Моему всеведению, – человека можно обма­нуть лицемерием, но отнюдь не Меня.   Быт.17:2 .  И положу завет Мой между Мною и между тобою: и умножу тя зело. Завет, который Господь заключает теперь с Аврамом, служит подтверждением и вместе дополнением к тому завету, описание которого содержится в изъясненной нами предшествующей (XXIII) паремии. Разница между ними в том, что последний завет дан был Авраму в видении, а первый объявляется Авраму в обыкновенном его бодрственном состоянии, а не в восторженном, свойственном видению; потом-в том, что в прежнем завете только одна сторона, т. е. Господь, принимала на Себя обязательства в отношении к другой, т. е. к Авраму и его потомству, не требуя от нее взаимного обязательства, теперь же заклю­чается завет при взаимных обязательствах. Потому при описании сего завета сначала, до стиха 8-го, излагаются условия завета со стороны Бога, а в 9-м стихе и далее идет речь об обязательствах, возлагаемых на Аврама, вводимого со своим потомством в завет с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010