Вода из камня Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене (камню, содержащему в себе жилу), из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия (боговедения). По переходе через Чермное море израильтяне по указанию Божию держали путь по направлению к Синаю, которого и достигли в начале третьего месяца по исходе из Египта. На этом пути для ободрения народа совершено было несколько поразительных чудес. Одно из них произошло вблизи Синая, в пустыне Рефидим. Израильтяне почувствовали в этой пустыне недостаток в воде и стали роптать на Моисея: зачем он вывел их из Египта и морит жаждой их, детей их и стада их? – и настойчиво требовали у него воды. Моисей по повелению Божию взял свой чудодейственный жезл, подошел к скале хоривской, ударил по ней жезлом, и из нее брызнула вода в таком обилии, что ее достало для утоления жажды всего народа ( Исх.17:1–6 ). По толкованию апостола Павла, эта скала, или камень, был Христос, то есть она предызображала Христа, а вода, чудесно изведенная из камня, которую пили израильтяне, была образом духовного пития ( 1Кор.10:4 ). Господь Иисус Христос – действительно источник духовной воды, утоляющей наши духовные потребности. Среди этих потребностей есть потребность истины и преимущественно религиозной – боговедения. Господь Иисус Христос открыл эту истину в такой полноте, в какой она неведома была до Его Пришествия не только язычникам, но и иудеям. Он возвестил о Боге все, что нужно нам знать для нашего просвещения и спасения, а для большего утверждения людей в религиозной истине Он послал от Отца Святого Духа, Который есть Дух истины. Наученные Христом истине и в обильной мере принявшие в День Пятидесятницы дары духовной мудрости и ведения, апостолы пронесли слово истины по всей земле. Воспринятая ими от камня-Христа через Святого Духа благодать Божественной мудрости из их душ, как из переполненной чаши, разлилась по всему миру рекой и напоила умы, жаждущие истины, струями боговедения в такой мере, что даже младенцы стали теперь больше знать о Боге, чем знали о Нем языческие мудрецы. Эта река Божественной мудрости до сих пор течет и до скончания века будет течь в Христовой Церкви, ибо до скончания века будет существовать Святая Церковь с ее просветительными средствами, заключающимися в Слове Божием, в котором дышит Дух истины, в учении Вселенских Соборов, отцов и учителей Церкви, в богослужебных книгах, в проповеднической деятельности пастырей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Год издания сорок первый. Часть первая Непреложность и незаменимость Новозаветного откровения Поучение в Новый год Несть иною имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися ( Деян. 4:12 ). Празднование Нового года соединяется с празднованием Обрезания Христова. Обряд обрезания совершен над Иисусом Христом по закону в восьмой день после рождества Его, и в этот же день наречено было Ему имя Иисус, преднареченное ангелом прежде чем Он зачался во чреве Марии. Имя Иисус означает Спаситель, указуя на то, что Он пришел спасти людей от грехов и от пагубных последствий виновности в них – проклятия и смерти. Как же Он спас нас от этих бедствий? Учением Своим, озаряющим умы светом истины и развевающим мрак заблуждений, жизнию Своею безгрешною и святою, наипаче же страданиями и крестною смертью, подъятою единственно за наши грехи, ибо Сам Он лично ни в чем не был виноват. Таково значение имени Иисус, и несть иного имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися. Так говорит ап. Петр. Эту самую истину исповедует и апостол Павел другими словами: един есть Бог и един ходатай (посредник) Бога и человеков человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим. 2:5,6 ). Сила Его ходатайства простирается на все времена до скончания века. Вследствие сего новый завет или новый союз между Богом и человеком называется вечным ( Евр. 13:20 ), в противоположность завету ветхому, который дан был только на время и служил только приготовлением к вступлению в новый завет. Он приготовлял людей к принятью Христа обетованиями, пророчествами и прообразованиями. К числу последних относились жертвы. Проливаемая на жертвеннике кровь бессловесных животных сама по себе не имела никакой силы, а только предуказывала имеющую пролиться на кресте жертвенную кровь Богочеловека, который заклан был не га свои вины, подобно тому как бессловесные животные не были виновны ни в чем и приносимы были за вину человека. Как единственный наш Спаситель, Христос есть вечный наш первосвященник, ибо однажды принесши жертву на кресте, «приобрел вечное искупление» ( Евр. 9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Год издания сороковой О приветствиях Поучение в неделю 13-ю по Пятидесятнице Целуйте друг друга лобзанием святым ( 1Кор. 16: 20 ). Сии апостольские слова, обращенные к Коринфским христианам, составляют заключительную часть сегодняшнего апостольского чтения. Целуйте значить: приветствуйте. Приветствиями обыкновенно выражается благожелание при свидании с кем-либо или при расставании, также поздравление с тем или другим полученным благом. Есть приветствия духовные, религиозные, и есть приветствия житейские. Апостол как сам имел обычай обращаться к людям с духовными приветствиями, так и от них требовал того же. Так как спасение души есть главное благо и потому должно быть главною целью наших стремлений, то все его приветствия суть не что иное, как выражения желания этого блага другим. Достигнуть этого блага не иначе можно, как при помощи благодати Божией, под условием преуспеяния в духовной жизни. Потому все свои послания Апостол начинает желанием благодати, потребной для успехов в вере и благочестии, и духовного мира. Приветствие благодатью и миром часто слышится в церковных службах. Оно исходит из уст священнослужителя и сопровождается тем же приветствием со стороны верующих. Подобное благожелание следовало бы нам выражать в наших приветствиях и вне богослужения. Всякий христианин, если он не стыдится своего христианского звания, мог бы приветствовать каждого словами: «милость Божия да будет с тобою», – «спаси тебя Христос». К сожалению, подобные приветствия очень немногие употребляют, а произносят только житейские благожелания, именно желают другим здоровья, долголетия, счастья, удачи в делах, веселья, доброго дня и тому под. Все земные благожелания, такие, которые можно слышать и от неверующих. Конечно в них нет ничего предосудительного, потому что блага, составляющие предмет житейских благожеланий, вожделенны сами по себе, преимущественно же в связи с духовными благами. Так здоровье нужно, как условия для подвигов покаяния и благочестия, насколько в этих подвигах участвует тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Год издания тридцать восьмой 1 . Часть первая Сила благодати и сила Поучение в праздник Богоявления Лейся благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит. 2:11 ). Что это за спасительная благодать Божия? Это благодать искупления Господом Иисусом Христом грешного человечества. Со времени грехопадения прародитей люди подпали гневу Божию, осуждены на смерть телесную, сделались пленниками диавола. Всем людям грозила вечная погибель, – не только жившим вне закона, но и под законом. Ясно сказано: елины беззаконно (не имея закона) согрешиша, беззаконно (вне закона) и погибнут, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут ( Рим. 2:12 ). В первом случае идет речь о язычниках, которые не знали закона откровенного и жили только по закону совести. Они будут судимы по этому закону и погибнут за то, что поступали вопреки совести. Во втором случае разумеются Иудеи, которым дан был закон писанный, и за нарушение этого закона они подвергнутся осуждению, Пред лицом Праведного Бога те и другие безответны, и непременно все погибли бы; но милосердый Господь, никому не желающий погибели, но всем желающий спасения, послал Сына своего Единородного в мир для искупления людей, для избавления их от вечной погибели. Гнев Божий приложился на милость. Не по делам, не по заслугам каким либо, а единственно по милости Божией даровано спасение людям. Явися благодать Божия, то есть благодать искупления, спасительная всем человеком. Она излилась не на один какой-либо народ, но на все народы. Все народы должны составить вселенскую Церковь в противоположность церкви ветхозаветной, к которой принадлежали только потомки Авраама. Правда, христиан в настоящее время гораздо меньше, чем язычников, магометан и иудеев; но дело не в наличном количестве христиан, а в постепенном возрастании их числа, так что рано или поздно наступит время, когда христианство сделается единственною Верой на земле, когда все другие веры и вероисповедания уступят место единой истинной Вере, и будет едино стадо и един пастырь ( Ин.10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Год сорок третий. Часть первая Промышление Божие о мир и о церкви Поучение на Новый год Слава и благодарение вседержавному Владыке времен и вечности, сподобившему нас дожить до нового года. Это величайшая для всех нас милость Божия. Жизнь есть драгоценное благо и сама по себе и потому, что дает возможность пользоваться во славу Божию другими благами. Посему несомненно, что с умножением дней жизни умножаются к нам милости Божии. Мы не можем вперед загадывать будущее, не можем наперед сказать, что случится с нами; но что ни случилось бы, во всяком случае, мы должны быть уверены, что нас осеняет своим покровом святое провидение Божие, что не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля ( Пс. 102:5 ), Христову Церковь и всякую христианскую душу, что Он есть не только Творец мира и человека, но и Вседержитель, что на всех простирается Его благотворная власть и сила, что ни один волос с главы нашей не падает без воли Его, что все устрояет Он к нашему благу. Есть люди, которые не признают промышления Божия о мире и человеческом роде, утверждая, что все на свете происходит случайно или по слепой необходимости, не разбирающей добра и зла, без всякого участия в жизни мира и человека премудрой и всеблагой воли Божией, и предубеждение которых против истины промышления Божия так велико, что ничем их не вразумишь. Для нас в сем случае несравненно дороже учение Откровения, чем суемудрие человеческое. Вера в промышление Божие основывающаяся на учении Откровения, оправдывается событиями. История этих событий в мире и человеческом роде есть не что иное, как история промышления Божия. Возьмем, напр., всемирный потоп. Как он произошел? Случайно ли? Нет, а единственно по воле Божией. Господь за сто двадцать лет до потопа угрожал нечестивым людям этим бедствием и непрерывно устами праведного Ноя повторял эту угрозу, призывая их к покаянию. Они не вняли этой угрозе, и она исполнилась во всей силе по истечении назначенного для покаяния срока. Силы природы, произведшие всемирный потоп, совершили дело Божие, явились орудиями кары Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Давид дожил до глубокой старости. В лице Соломона, его сына от Вирсавии, уже готов был наследник его престола. Воля Божия о Соломоне, как наследнике Давида, объявлена была ему чрез пророка Нафана в то время, когда Давид задумал построить храм Богу Израилеву. Нафан, по повелению Божию, объявил Давиду, что задуманное предприятие суждено исполнить не ему, пролившему много крови, а преемнику его, имеющему от него родиться сыну его, человеку мирному, самое имя которого Соломон значит – «мирный» ( 1Пар. 22:7–10 ; 2Цар. 7:12–16 ). И Давид клятвой уверил Вирсавию, что после него сядет на его престол сын его Соломон ( 3Цар. 1:17 ). Но Соломон не был старшим сыном Давида. Старше его по смерти первых трех сыновей Давида был Адония, сын Давида от Аггифы, родившийся еще в то время, когда Давид был царем только над коленом Иудиным. Опираясь на свое старшинство и пользуясь старостью Давида, Адония еще при жизни отца вступил в заговор против него, и собрав сообщников, провозгласил себя царем. Но Давид, уведомленный немедленно о сем происшествии пророком Нафаном и Вирсавией, тотчас же повелел Нафану и первосвященнику Садоку помазать Соломона. Воля его была исполнена. Соломон помазан на царство в присутствии многочисленного народа. Народ ликовал. Сообщники Адонии, услышав народные восклицания с трубным звуком, рассеялись. Сам он побежал в скинию искать безопасности у рогов жертвенника. Соломон простил его и отпустил в свой дом. После помазания, Соломон был признан царем Израиля придворными и жителями столицы. Казалось, сделано было все, что нужно для упрочения власти государя. Но Давид признал это недостаточным. Помазание нового царя совершилось при исключительных обстоятельствах, поспешно и без предварительного оповещения о сем всего народа. Давиду хотелось с согласия всего народа передать царство Соломону. Кроме того он желал оставить завещание о построении храма не одному сыну, но и всем подданным, желал торжественно привлечь весь народ к участию в этом святом деле. И вот вскоре после первого помазания, –

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дар языков Слово на Духов день. И исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати». ( Деян. 2:4 ). Сошествие Святаго Духа на апостолов ознаменовалось тем, что они, природные галилеяне, говорившие только по-еврейски, и притом на худшем наречии еврейского языка – галилейском, заговорили вдруг на разных инородных языках. На праздник Пятидесятницы, в который произошло это чудо, собралось в Иерусалим множество богомольцев, природных иудеев и прозелитов (обращённых из язычников), – из Европы, Азии, Африки, с островов Средиземного моря. Все они чрезвычайно были удивлены, когда из уст простых галилеян услышали звуки языков, на которых сами говорили на своей родине, на латинском, на греческом, на халдейском, на египетском и т. д. – Что знаменовало это чудесное явление, этот мгновенно открывшийся в апостолах дар языков? – Он знаменателен в двух отношениях. 1) До пришествия Христова истинная вера была достоянием одного народа. Только в Иудее был ведом истинный Бог, в одном Израиле чтилось имя святое Его, хотя Он есть Бог всей земли, Владыка всей вселенной; только в избранном народе Божием заключена была церковь Божия, и за пределы его почти не выходила. Так было до Христа. Но Христос пришёл для искупления всех людей на свете, для создания Вселенской Церкви. Во дни земной жизни своей Он действовал среди одного избранного народа, но пред вознесением на небо Он заповедал апостолам: шедше научите вся языки. Исполнение этой заповеди началось в день сошествия Св. Духа. В сей день случилось противоположное тому, что произошло во время строения Вавилонской башни. Строители, говорившие на одном языке, вдруг позабыли природный свой язык, перестали понимать друг друга и должны были рассеяться и раздробиться на множество народов. Стали возникать новые языки, которые ещё более усилили обособление одних племён от других в нравах, обычаях, учреждениях, в вере. Истинная вера едва удержалась в одном из семитских племён; явилось множество ложных религий, у каждого народа была своя вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Духовное бодрствование Поучение пред отпеванием статского советника Алексея Ивановича Хлудова, сказанное 1882 г. 24-го марта, в среду Страстной седмицы. Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща. Так начинается песнопение, которым св. Церковь оглашает слух верующих в утренней службе первых трёх дней Страстной седмицы. Содержание песнопения заимствовано преимущественно из евангельской притчи о десяти девах. Эта притча научает нас духовному бодрствованию в ожидании Второго пришествия Христова, которое представляется в ней под образом явления в брачный чертог жениха. Вот жених ведёт свою невесту из дома её отца в свой дом. Его ждут здесь десять дев – подруг невесты со светильниками в руках. Но жених медлит прибытием: он приходит к своему дому в полночь. Ожидавшие его девы заснули и разбужены громким кликом: се жених грядет. Но не все из них оказались готовыми встретить жениха. Его надобно было встретить с зажжёнными светильниками. Светильники, или лампы, были у всех десяти дев, но у пяти из них недостало елея для возжжения светильников. Елея взять было негде, поздние попытки достать его оказались безуспешными, и неразумные, непредусмотрительные девы, не успев встретить жениха, как встретили его прочие подруги их, мудрые девы, не были допущены им в дом его для участия в брачном торжестве. На просьбу их: Господи, Господи, отвори нам, жених сказал: не знаю вас. – Смысл образов притчи, следующий: под брачным торжеством разумеется соединение со Христом, женихом церкви, истинно верующих в блаженной вечности. Десять дев – это христианские души, призываемые к тому, чтобы всегда готовы были к переходу в загробную жизнь, для теснейшего соединения со Христом в Его Небесном Царстве. Торжественное откровение Его Царствия последует в день Его Второго пришествия, в день всемирного суда над праведными и грешными. Но прежде, чем насутулит день явления Христа на всемирный суд, каждая душа должна быть готова предстать на суд Его по разлучении с телом. Лежит человеком единою умрети, потом же суд ( Евр. 9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ И ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШЕННЫХ В первые времена Церкви христовой на литургии, вслед за чтениями Апостола и Евангелия, народу были предлагаемы поучения, содержавшие объяснения этих чтений или общее изложение учения веры. Цель, для которой эти поучения надлежало произносить на литургии оглашенных, а не на литургии верных, на которой они предлагаются теперь, была та, чтобы их могли слушать оглашенные, кающиеся и даже еретики, иудеи и язычники, ибо все эти лица на литургии верных присутствовать не могли. С течением времени, когда разряд взрослых оглашенных по случаю умножения числа христиан крещенных в младенчестве уменьшился и в большей части христианских храмов стали присутствовать одни верные, постепенно терял силу обычай произносить поучения на литургии оглашенных и заменялся обычаем говорить их на литургии верных, и притом в конце литургии, для того чтобы удержать верных в храме до отпуста литургии. Ибо еще Иоанн Златоуст сетовал, что многие христиане его времени ходили в церковь только лишь для того, чтобы послушать красноречивых проповедников, и по выслушивании проповеди самопроизвольно, с нарушением церковного благочиния, уходили из храма, лишая себя той духовной пользы, которую могли бы получить от участия в молитвах при совершении Таинства Причащения. Впрочем, обычай в обязательном порядке говорить поучения прямо после Евангелия по местам держался до IX века 45 . Непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия в чинопоследовании литургии оглашенных следует сугубая ектения, вместе с ектенией об оглашенных составляющая заключение литургии оглашенных. Подобно тому, как сугубая ектения составляет заключение вечерни, с которой литургия оглашенных, как мы прежде замечали, сходна. Ектения, значит прилежное моление. Ектения сугубая называется так потому, что каждое ее прошение, или, лучше сказать, каждое возглашение, дьякона, призывающего вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением первых двух возглашений, не однократным, как в великой или мирной ектении, а троекратным припевом: Господи помилуй .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Есть мужчины и женщины, которые, лишившись один – нежно любимой жены, другая – нежно любимого мужа, дают обет не вступать в новый брак. „Нет, – говорят они, – не введу я в свой дом мачехи для моих детей; не дам я отчима моим детям. Я один, или одна, буду для них отцом и матерью вместе». И многим, при помощи Божьей, удается исполнить обет, данный в первые минуты горя об утрате дорогого существа. Мы знаем вдовиц, которые отвергли выгодные предложения нового супружества, и остаток дней своих посвятили делам благочестия, молитве о покойном муже и полным любви и самоотвержения заботам о детях. Мы знаем мужчин, которые, овдовев в молодых летах, не искали новой подруги жизни, редко показывались в свет, всячески стараясь избегать встреч и знакомств, которые бы могли их повести к нарушению обета верности в отношении к покойной жене, – и в уходе за детьми, в заботах об их воспитании и благополучии не уступали иной матери. Но не все овдовевшие остаются во вдовстве до конца жизни. По немощи в борьбе с плотью, по непривычке к одинокой жизни, по невозможности совместить со многими другими обязанностями и делами постоянный и бдительный личный надзор за детьми, многие вдовцы находят нужным искать себе – новой жены, для осиротевших детей – новой матери, а для дома – хозяйки. И многие овдовевшие матери охотно вступают во второй брак, чтобы в новом муже найти опору для себя и покровителя для детей своих. Священное писание отнюдь не относится строго к второбрачным Оно не почитает грехом, если один из супругов, по смерти другого, вступит в новый брак. Святой апостол Павел говорит: „Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор. 7:39 ). Он же, предлагая епископу Тимофею избирать в диакониссы старых вдовиц (60-летних), находит неблагонадежными для этой должности молодых вдовиц, и говорит о последних: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» ( 1Тим. 5:14 ). В ветхом завете написана целая книга в похвалу благочестивой Руфи, бывшей во втором браке по смерти первого мужа, и в этом втором браке сделавшейся праматерью царя Давида, от племени которого родился Христос. Сам Давид был женат на Авигее, вдове Навала. Таким образом, в писании не только ничего не говорится против второго брака, но он еще одобряется. Следственно ничего нельзя сказать и против того, если дают согласие на брак со вдовцами или вдовицами юноши или девицы. Напротив, они даже делают доброе дело, если вместе с этим принимают на себя обязанность заменить осиротевшим детям отца или мать, сколько это для них возможно. К таковым отчимам и мачехам могут быть отнесены слова Спасителя: «Кто примет одно из таковых детей во имя Мое, тот принимает Меня» ( Марк. 9:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010