С празднованием наступившего новолетия совпадает празднование Обрезания Господа Иисуса, совершившегося по закону в восьмой день после рождения Его. Обрезание, установленное Богом при Аврааме и подтвержденное законом Моисеевым, служило знаком вступления в завет с Богом и соединено было с обязательством со стороны людей исполнять условия этого завета, т. е. соблюдать веру в единого истинного Бога, Ему единому служить и Его святые заповеди исполнять. Только под этим условием Господь Бог обещался оказывать особое покровительство Аврааму и его потомкам, иметь тесное общение с ними, как избранными из среды всех народов в особый удел или достояние Его. В этом отношении ветхозаветное обрезание имело для обрезанных тоже значение, как новозаветное крещение для крещенных, ибо как обрезание вводило людей в завет с Богом, так и крещение есть, необходимое условие для вступления в завет с Богом а Христе Иисусе с принятием обязательства верности Христу яко Царю и Богу. Для чего Иисус Христос, установитель Нового Завета, подчинился ветхозаветному закону обрезания? Для того, чтобы исполнить обязательство верности завета с Богом, которое возлагалось на каждого обрезанного и которое мог исполнить в совершенстве только» Он Господь Иисус, чем за всех удовлетворил требованиям правды Божией. Ветхозаветное обрезание совершалось в осьмой день после, рождения и в этот день нарекалось имя. Подобно сему устав церковный требует, чтобы каждому крещенному имя христианское нарекалось в осьмой день по рождении и чтобы нарекаемое имя было именем того святого, память которого совершается в этот именно день, благозвучно ли оно или не благозвучно. К сожалению, это требование устава редко исполняется и чрез то оскорбляется честь многих святых, имена которых не нарекаются, потому что кажутся не благозвучными. Христу в день обрезания дано было имя, преднареченное Ангелом, прежде чем Он зачался во чреве Марии, имя Иисус. Оно означает Спаситель и указывает на то, что Он пришел спасти людей от грехов и от всех пагубных последствий их. И несть иного имени, по слову апостола Петра, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам ( Деян. 4: 12 ). Посему имя Иисус, как имя Спасителя, есть сладчайшее из всех имен человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Святые места, которые были поприщем великих дел нашего Спасителя, или которые прославлены мощами святых и разными памятниками их подвигов и чудес, – всегда были предметом благоговения верующих, и обычай путешествовать к сим местам становится известным с древних времен христианства. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Скажи мне, где могила Александра. Укажи ее и скажи день смерти его. Напротив, всем известны гробницы рабов Христовых, и оне находятся в царственном граде; весьма памятны и дни кончины их, они торжественны для целого мира. Могилы Александровой не знают и свои, а гроб Христов известен даже и чуждым народам. И гробницы рабов Христовых гораздо блистательнее царских палат, не по огромности и великолепию зданий (хотя и в сем отношении первые превосходнее последних), но, что гораздо важнее, – по усердию к ним притекающих. Даже и тот, кто облечен в порфиру, приходит к сим гробницам, чтобы лобызать оные, и, отложив гордость, молит святых о ходатайстве за него пред Богом: и скинотворца, и рыбаря, уже умерших, молит как своих покровителей, пришедший сюда в диадиме». 1 Путешествия ко святым местам палестинским умножились преимущественно со времени прекращения гонений на христианство в IV веке, когда с большею свободою и безопасностию могли предприниматься такие путешествия. С сего времени начинают посещать Гроб Господень и такие знаменитые лица, как, например, царица Елена, мать императора Константина Великого . Царственный пример ее должен был сильно подействовать на современников и потомков, возбудить их к подражанию и возвысить важность христианских путешествий. В первые три века христианства, когда враги с ожесточением преследовали христиан на всех путях, путешествия к святым местам, конечно, не могли быть так многочисленны, как впоследствии, но и тогда они бывали нередки. Любовь ко Христу, нетерпеливо жаждавшая лобызать следы Богочеловека, поборала все препятствия, чтобы достигнуть освященных этими следами мест. Блаженный Иероним говорит: «Слишком долго было бы следить за тем, сколько во все века, начиная от Вознесения Господня до настоящего дня, перебывало во Иерусалиме епископов, мучеников и учителей Церкви, которые думали, что они менее бы имели благочестия и богомудрия, не достигли бы совершенства добродетелей, если бы не поклонялись Христу в тех местах, где впервые воссияло благовестие о Христе». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Святый Димитрий, митрополит Ростовский († 28 октября 1709 г.) Мощи его находятся в г. Ростове, в обители Св. Иакова. Обретение их (1752 г.) празднуется 21 сентября Жизнь святого Димитрия, с ранних лет посвященная Богу и Его св. Церкви, представляете весьма много назидательного и поучительного. Ищущий назидания в благочестии найдет в ней пример и наставление, как нести иго Господне благое не утомляясь, доколе не призовет Господь к блаженному покою, – как, одушевляясь чистою любовию к Господу Иисусу Христу, постоянно взирая на Его крестный путь, во всех делах имея в виду единое на погребу, не терять ни одной минуты для вечности и, тру­дясь для спасения других, в то же время, при помощи благодати Божией, устроять собственное спасение. С дру­гой стороны, подвизающийся в благочестии увидит, как Господь возбуждает и подкрепляет Своими Божествен­ными посещениями желающих искренно работать Ему, открывает новые пути для их деятельности, вспомоществует им в трудах, превышающих, провидимому, силы одного человека, – и как чрез сих избранных служите­лей Своих устрояет благо своей Церкви. Ученый исследователь судеб Церкви Христовой в нашем отечестве, рассматривая жизнь и труды св. Димитрия сперва в Малороссии, потом в великой России, может познакомиться с особенными обстоятельствами Церкви в то время. Для Церкви малороссийской тогда оканчивался период ее отдельного существования. Сливаясь с Церковью великороссийскою, она принимала новое ограждение своему православию и более строгий порядок управления; в то же время передавала сама зачатки духовной учености, возник­шей из особенных потребностей того края. Св. Димитрий был один из первых Святителей в Великороссии, по своему происхождению, воспитанию и продолжительному слу­жению принадлежащих Церкви малороссийской. Его просвещенный взор скоро открыл потребности вверенной ему паствы; его ревность не истощалась никакими пожертвованиями для ее блага. В его ученых трудах находим твер­дое защищение догматов благочестия. «Жития Святых», им изложенные, сделали доступным для всей Церкви российской сокровище духовной жизни и опытности, собранное веками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Священномученик Алексий родился 5 октября 1883 года в го­роде Буй Костромской губернии в семье секретаря городского управления Александра Николаевича Дроздова. Алексей окончил Галичское духовное училище и три курса Костромской духовной семинарии и поступил на должность учителя церковно-приход­ской школы в селе Судай Чухломского уезда. 22 октября 1904 года в Ипатьевском монастыре он был рукоположен во диакона к Ни­кольской церкви села Никольское-Горицких Нерехтского уезда ; за литургией епископ Костромской Виссарион (Нечаев), рукопо­лагавший его, сказал слово, проникнутое большой тревогой за победу в шедшей в то время войне и вообще за будущее России, обратив внимание слушателей на причины возможных бедствий. «В среде так называемых образованных людей, – сказал он, – го­сподствует неверие, неуважение к Церкви, ее заповедям, священ­ноначалию. Не только на словах, но и в печати безнаказанно до­пускается отрицание различия между добром и злом, грехом и негрехом. Что, например, гнуснее плотских грехов, осквер­няющих тело и душу? Но нашлись лжеучители, которые прослав­ляют плотоугодие как святое дело и плоть, орудие плотских гре­хов, называют святой плотью, всячески унижают воздержание от распутства и глумятся над законным браком. Приходится слы­шать и читать, как дерзко осмеивается любовь к Отечеству, преданность правительству, уважение к судебным учреждениям, пре­подавание Закона Божия в училищах, подвергаются поруганию основы жизни церковной, семейной, общественной. Для пропо­ведников всех подобных лжемудрований нет ничего священного. Нельзя не признать виновным и то общество, среди которого терпимы эти учения, ибо чем объяснить успех и широкое распространение их в обществе? Ничем иным, как сочувствием к ним общества и отсутствием противодействия им или крайне слабым противодействием с его стороны. Милосердый Господь долго тер­пел это зло. К прискорбию, оно дошло до такой степени, что терпеть его долее оказалось невозможным. И вот Господь попу­скает на нас беды и напасти...»

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/536/Alek...

Сими словами, составляющими начало сегодняшнего апостольского чтения, апостол Павел предостерегает Коринфских христиан от колебаний в вере. Сей опасности они подвергались со стороны врагов своих. Главным предметом его проповеди был крест Христов. Мне да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашею Иисуса Христа ( Гал. 6: 14 ). Учением о кресте Христа соблазнялись Иудеи, ибо оно противоречило их мнению о Мессии, как о славном земном царе, – они не допускали мысли об уничижении, крайнюю степень которого составляет крестная казнь, присуждаемая за уголовное преступление. Над учением о спасительной силе крестных страданий и смерти Христовой глумились язычники: оно казалось им безумием. В противоположность тем и другим врагам креста Христова Павел утверждал, что для верующих Христос есть Божия сила, потому что крестною смертью Он смерть попрал, избавил людей от власти диавола и примирил с ними Господа, разгневанного их грехами. Таковою спасительною силою крест Христов мог сделаться только потому, что он был делом премудрости Божией. Крестная жертва есть сочетание бесконечного милосердия Божия к людям с бесконечным правосудием Его. Милосердие Божие требовало спасения людей от гнева Божия, а правосудие Божие требовало должного воздаяния за грехи, без которого дело милосердия было бы только потворство грешникам и поощрением их к новым грехам по надежде безнаказанности. Только одна премудрость Божия могла придумать такое средство спасения людей, как крест Христов – проповедник любви Божией и вместе правды Божией. Вот почему Павел именует распятого Христа не только Божиею силою, но и Божиею премудростью, вопреки врагам креста. Были и другие враги веры, которые, например, отвергали догмат воскресения мертвых. От всех подобных врагов надлежало предостеречь Коринфскую Церковь . Члены ее, как недавно обращенные к вере Павлом, еще не на столько утвердились в ней, чтобы им не грозила опасность увлечения всяким ветром лжеучений, и вот он с апостольскою ревностью и любовию увещавает их твердо стоять в той вере, какой он научил их. Бодрствуйте, говорит он им, то есть не давайте врагам веры усыпить и ввести вас в заблуждение своими хитрыми злокозненными речами; стойте в вере, хорошенько помните ту истину, которую я возвещал вам, и ни на шаг не отступайте от ней; мужайтеся, утверждайтеся, то есть хотя бы нам пришлось претерпеть гонение от врагов веры, не уступайте врагам веры, мужественно исповедуйте ваше убеждение в истине с готовностью умереть за нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Скачать epub pdf Часть первая. Ветхозаветное Писание Введение в часть первую – Ветхозаветное Писание Моисеево приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя, от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога (против Бога) согрешивши. Святой Андрей Критский в своем Великом каноне собрал из истории ветхозаветной черты жизни праведной и грехолюбивой. Указание на примеры ветхозаветных праведников и грешников он начал с первых дней мира, то есть с Адама, провел через историю Церкви патриархальной и подзаконной по писаниям Моисея и прочим ветхозаветным книгам и довел до вавилонского плена. Христианской душе дана возможность сличить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем она идет, путем ли ревнителей праведности, неуклонно исполнявших ее требования, – либо падавших, но каявшихся, – или пагубным путем грешников, не заботившихся о покаянии и спасении души. Быть может, беспристрастное сличение оставит в нас горькое убеждение, что мы идем больше последним, чем первым путем, что подражаем больше ветхозаветным грешникам, чем ветхозаветным праведникам. Но, подражая ветхозаветным грешникам, новозаветный верующий подлежит настолько большей ответственности перед Судом Божиим в сравнении с ними, насколько новозаветный закон выше ветхозаветного; " ибо, – говорит Апостол, – если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?» ( Евр. 2, 2–4 ). Слово, возвещенное через Ангелов, – это закон Моисеев, данный Богом при посредстве Ангелов (см. Втор. 33, 2 ; Гал. 3, 19 ; Деян. 7, 53 ), которые, по повелению Божию, передавали Моисею многие подробности закона и истолковывали оный. Закон ветхозаветный строго карал преступников его. «Проклят всяк, – изрекал он, – кто не исполнит всего написанного в законе " (см. Втор. 27, 26 ; Гал. 3, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Словом радоватися писатель послания приветствует тех, к кому пишет. Сим приветствием он выражает желание им такого блага, которое для всех не меньше вожделеет, как здоровье, котораго мы желаем тем, кого приветствуем. Писатель послания называет себя Иаковом. Разумеется не Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, так как он рано, спустя 10 лет по вознесении Господнем, скончался мученически ( Деян. 12:1–2 ), следственно, прежде, нежели далеко могла распространиться вера Христова и вкрасться злоупотребления, какие представляются в сем послании. В книгах новозаветных, кроме Иакова Зеведеева упоминается еще Иаков Алфеев и Иаков, брат Господень ( Гал. 1:19 ). Но что Иаков, брат Господень, есть одно лице с Иаковом Алфеевым (Это тождество признается в Библейской истории м. Филарета 1866 г., стр. 441, 479.), заключают из того, что последний именуется сыном Марии, дочери Клеоповой ( Мф. 27:56 ), которая была двоюродною сестрою Богородицы Марии ( Ин. 19:26 ). Стало быть Иаков, сын ея, по отцу Алфеев, был действительно братом Иисуса. В отличие от Иакова Зеведеева он называется у Марка ( Мк. 15:40 ) Иаковом малым, т. е. младшим. Апостол Павел, говоря о свидании своем с Апостолами в Иерусалиме, ставит Иакова на ряду с Апостолами Петром и Иоанном и замечает, что все трое почитались столпами ( Гал. 2:9 ). О великом значении Иакова в Церкви свидетельствует то, что он, присутствуя на первом апостольском Соборе в Иерусалиме, принимал главное участие в решении вопроса о том, обязателен ли для христиан обрядовый Моисеев закон. Соборное постановление об отмене сего закона состоялось на основании мнения Иакова ( Деян. 15:6, 13–21 ). По свидетельству Евсевия (Ист. 4, 22), он был первым епископом Иерусалимской Церкви. По другому свидетельству (Егезип), он пользовался великим уважением в народе, который назвал его праведным. Он приял мученическую смерть от Иудеев по наущению первосвященника Анны. Весьма достоверно, что сим Иаковом, а не Иаковом Зеведеевым, написано послание, известное под именем Иакова. Оно начинается словами: «Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб». Он называет себя рабом Богу и Господу И. Христу в том смысле, что призван служить Богу Отцу и Единородному Сыну Его Иисусу Христу в качестве Апостола, с рабскою покорностию исполнять возложенное на него дело Евангельской проповеди , в каковом смысле и другие Апостолы именуют себя рабами Иисуса Христа ( Флп. 1:1 , Иуд. 1:1 ). – Те, к которым Иаков обращается с посланием, суть «двенадцать колен, находящихся в разсеянии», т. е. христиане из Евреев, живущие не в одной Палестине, но и вне ея, в разных странах, где поселены были Евреи после плена Ассирийского и Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Содержание I. Паримия в Великий понедельник (Иезек. I, 1–20) II. Паримия в Великий вторник III. Паримия во вторник Страстной седмицы (Иезек. II, 3–10, III, 1–3) IV. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иезек. XXXVI, 24–28) V. Паримия в Великую субботу утром (Иезек. XXXVII, 1–14) VI. Паримия на Богородичные праздники (Иезек. XLIII, 27, XLIV, 1–5)     Святый пророк Иезекииль был сын священника Вузия (I, 1). Родился в царствование Иосии, царя Иудейского и ранние годы своей жизни провел в Иудее. Затем он вместе с царем Иехониею и с лучшею частью населения Иерусалимского, за 11 лет до разрушения Иерусалима, в 599 году до Рождества Христова, переселен был Навуходоносором в Месопотамию и здесь на берегах реки Ховара в пятый год переселения призван был к пророческому служению видением славы Божией. Пророческое служение его продолжалось около 22 лет. Он предсказал совершенное разрушение Иерусалима и храма (VII. IX. XX. XXI. XXIV), несчастную судьбу Иерусалимлян, из коих часть истребится моровою язвою, часть умрет голодною смертью , часть падет от меча и часть рассеется по лицу земли (V). Подобною участью он грозил соседним народам от Вавилонян 1 . – Кроме обличений и угроз в его речах содержатся утешительные предсказания. Он пророчествовал об окончании Вавилонского плена и возвращении Иудеев в отечество, о восстановлении Иерусалимского храма, о соединении царств Иудейского и Израильского в одно царство и под одну власть (XXXV и след.). Но венец его утешительных пророчеств составляет предсказание о рабе Божьем Давиде, едином истинном князе и пастыре, имеющем привести род человеческий в царство Божие (XXXIV, 23–25; XXXVII, 24–26; XVII, 22–24); о благодати Евангелия, последователям которого сообщится сердце новое и дух новый вместо сердца каменного и дана будет сила ходить в заповедях Божиих, хранить и творить их (XXXVI, 26–27; XI, 19–20); о блаженстве в Церкви Христовой, в которой откроется источник живой воды (благодати), оживляющей и питающей мертвое грехами человечество (XLVII, 1–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Содержание I. Паримия в Великую субботу (Гл. III, 8–15) II. Паримия в субботу Ваий на вечерне (Софон. III, 14–19)     Софония, по его словам (I, 1), проходил пророческое служение во дни Иосии, благочестивого царя Иудейского, царствовавшего 31 год, с 642 по 611 год до Р. Христова. Пророческие речи Софонии относятся к первой половине царствования Иосии, когда Иудея еще не была очищена от идолопоклонства (I, 4–5; 2Nap. XXXIV, 3, 8, 33 ), и Ниневия, которой пророк угрожает разрушением, произошедшим на 18 году Иосии, еще не была разрушена (III, 13). – В книге Софонии, состоящей из трех глав, содержатся, кроме обличений современного нечестия и пороков, предсказания о разрушении Иудейского царства (I) и угрозы соседним, враждебным Иудее, языческим народам и Ассириянам. Мессия, по пророчеству Софонии, принесет спасение Израильтянами и язычникам (III). Из книги Софонии извлечены две паримии: одна читается в Великую субботу, другая в неделю Ваий. I. Паримия в Великую субботу (Соф. III:8–15) В сей паримии предрекается суд над народами, затем возрождение Израиля и распространение повсюду истинного Богопочтения. Соф.3:8 Тако глаголет Господь: потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой, весь гнев ярости Моея, зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля. В предшествующих стихах Господь обличает сынов Израиля в неверности Ему и в крайнем развращении и примером наказанных Им Египтян и Хананеев предостерегает их от постигшей сии народы участи. К сожалению, эти примеры не вразумляли обличаемых. Правда, думали они, Господь покарал Египтян и Хананеев, зато прочие народы, не менее их нечестивые, благоденствуют. Надлежало отнять у виновных повод оправдывать свое нечестие примерами безнаказанности нечестивых языческих народов. И вот Господь уверяет Израиля, что не оставит эти народы без наказания. Потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, говорит Господь Израилю, т.е. не соблазняйся тем, что Я не спешу наказывать нечестивые языческие народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Содержание I. Паримия в праздник Преполовения (Гл. IV, 2–3. 5, VI, 2–4. 8, V, 4) II. Паримия в навечерие Рождества Христова на первом часе (Мих. V, 2–4)     Пророк Михей, как видно из начальных слов его книги, жил в города Морасфе, принадлежавшем колену Иудину (И. Hab. XV, 14 ); пророческое служение проходил при Иудейских царях Иоафаме, Ахазе и Езекии (758–690 гг.), до первых лет царствования Езекии судя по тому, что о разрушении Самарии, которое последовало на 6-м году сего царствования, говорится в книге Михея, как о будущем (VII, 5–8). Современниками Михея были пророки Исаия и Осия. – В книге Михея кроме обличений, направленных против пороков, господствовавших в царстве Иудейском и Израильском, содержатся предсказания о разрушении Самарии, столицы Израильского царства (I, 6–7; VI, 13–17) и Иерусалима (III, 12; VII, 13), о переселении Иудеев в Вавилон (IV, 9–10), о возвращении из Вавилонского плена и собрании остатков Израиля (II, 12–13), о превознесении горы дома Господня, или о славе Христовой Церкви (IV, 1–5), и о Владыке Израилевом, имеющем родиться в Вифлееме, т. е. о Христе (V, 2). Из книги Михея заимствованы две паримии. I. Паримия в праздник Преполовения (Мих. 4:2–3, 5, 6:2–4, 8, 5:4) В сей паримии содержится предсказание о всемирном торжестве Евангельского закона и обличение Израиля в неблагодарности Господу. Мих.4:2–3 . Тако глаголет Господь: от Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима, и разсудит среде людей многих и изобличит языки крепки даже до земли дальния. Это пророчество о славе Сиона и Иерусалима почти буквально сходно с пророчеством Исаии. Оба пророка созерцают последние дни ( Мих. 4:1 ; Ис. 2:2 ), т.е. дни явления в мир Христа, с наступлением которых окончится период ветхозаветной Церкви. Оба предрекают, что в Иерусалим, к горе храма Господня, будут стекаться со всех сторон многие народы, и здесь, как в средоточии истинного Богопочтения, учиться познанию истины, ибо действительно от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. Под законом и словом Господним разумеется учение Евангельское о спасении людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010