АНТИФОНЫ ВСЕДНЕВНЫЕ Вседневные антифоны поются в те седмичные дни, в которые не случится никакого праздника и не положено петь песней утреннего канона на так называемые блаженны (о них будет сказано далее). а) Первый антифон, или первую смену вседневных антифонов, составляют стихи из 91-го псалма, в котором прославляется премудрый Промысел Божий, разрушающий благополучие нечестивых и благоустрояющий жизнь благочестивых. Из этого псалма выбраны для антифона следующие стихи. Стих 2: Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний . Какое прекрасное занятие прославлять Господа хвалебными песнями, посвященными Его святому имени! Стих 3: Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь . Какое усладительное занятие начинать день исповеданием милости Божией, обновляемой с каждым днем нашей жизни, и с наступлением ночи, после благополучно проведенного дня, благодарить Господа за Его истину, т.е. за Его верность в исполнении обетований! Стих 16: Яко прав Господь Бог наш и несть неправды в Нем . Этот стих имеет связь с предшествующим 15-м стихом. В 15-м стихе сказано: праведники плодовиты и в старости сочны и зелены . «Долговечны подобно кедрам ливанским (14-й стих), цветут здоровьем и крепостью сил», и потом в 16-м стихе прибавлено: дабы возвещать, яко прав Господь и несть неправды в Нем , т.е. благосостояние праведников, истинных почитателей Господа, ясно свидетельствует, как правосуден Господь, не оставляющий без награды благочестие и добродетель, и как безрассудно и нечестиво приписывать Ему какую-нибудь неправду. В настоящей жизни не всегда примечается равновесие между заслугой и воздаянием, зато оно будет восстановлено в жизни будущей. За каждым стихом этого антифона следует припев: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас , и потом этот припев повторяется в заключение антифона на Слава, и ныне. б) В состав второго антифона входят стихи из 92-го псалма, который прославляет Господа, всемогущего Царя вселенной и Защитника избранного народа. Из псалма взяты для антифона следующие стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

АНТИФОНЫ НА ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ Антифоны, положенные на литургии оглашенных для великих праздников, состоят из стихов, выбранных из псалмов, содержащих в себе смысл, схожий с празднуемым событием. За каждым стихом первого антифона следует припев: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас . За каждым стихом второго антифона припев: Спаси ны, Сыне Божий , с прибавлением: рождейся от Девы, во Иордане крестивыйся, или на горе преобразивыйся 27 и т.д., смотря по празднику, – поющие Ти: аллилуиа . В заключение второго антифона поется: Единородный Сыне . За каждым стихом третьего антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны, именуемые в церковном уставе праздничными, поются в праздники: а) Рождества Христова; б) Богоявления; в) Ваий; г) Пасхи; д) Вознесения; е) Пятидесятницы; ж) Преображения; з) Воздвижения. Антифоны на Рождество Христово Первый антифон составлен из 1-го, 2-го и 3-го стихов 110-го псалма, прославляющего благодеяния Божии к израильскому народу. Стих 1: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, в совете правых и в сонме . «Буду прославлять Господа от полноты благодарного за Его благодеяния сердца, буду прославлять и в тесном кругу немногих почтитателей истинного Бога в совете правых , и в многочисленном собрании их в сонме ». Стих 2: Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его . Буду говорить: «Велики дела Господни по совершенству и многочисленности и представляют строжайшее соответствие с Его благими и премудрыми намерениями – изыскана во всех волях Его» . Стих 3: Исповедание и велилепие дело Его (т.е. достойно прославления и прекрасно все, что Он делает), и правда Ея пребывает в век века . То есть справедливость в распределении благ, в воздаянии за добро и зло всегда одинакова в Боге, не изменяется со временем и обстоятельствами, так что на нее смело можно полагаться всякому, с твердой уверенностью, что лучше того, как Он поступает с нами, нельзя поступить. Святая Церковь в праздник Рождества Христова словами этого антифона учит нас исповедывать величие дел Божиих преимущественно в воплощении Сына Божия. Через это воплощение открылись любовь и правда Божия. Любовь Божия открылась в том, что целью воплощения было спасение от погибели человека; правда Божия – в том, что эта цель могла быть достигнута не иначе как через удовлетворение правосудию Божию за грехи человека, а для этого надлежало Самому Сыну Божию уничижить Себя до образа раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В память Макария, митрополита Московского 9-го июня 1882 года Господь посетил великою скорбью Московскую Церковь . Не стало её великого архипастыря, внезапно восхищенного от ней смертью. Не долго, всего три года, он святительствовал в Москве, и половину этого времени проводил не в Москве, а в Петербурге, куда ежегодно вызываем был для заседаний в Св. Синоде. Во всяком случае память его священна не для Московской только паствы, но для всей русской Церкви ради его великих заслуг для Церкви и для науки. Он был великим богословом. Составленное им обширное изложение православного вероучения есть такое творение, подобного которому по обстоятельности, ясности, точности не являлось не только в русской, но и вообще в Православно-Восточной Церкви. За сей труд его можно назвать поистине правилом веры, образом Православного богословствования. Им так много сделано в области Православного богословия, что после него другим деятелям в этой области стало гораздо легче трудиться, – им остаётся идти по проложенному пути, подвигаться вперёд по указанному направлению. – Не менее знаменит он, как повествователь о судьбах Отечественной Церкви. Он не успел довести до конца своей Истории Русской Церкви; но и то, что он сделал для неё, остаётся вековечным, несокрушимым памятником его учёности и любви к Святой Церкви. Повествования его о состоянии веры и Церкви в нашем Отечестве в минувшие времена одушевлены глубоким благоговением к путям Промысла Божия в судьбах её и совмещают в себе достоинства строго научного исследования с общедоступностью и художественностью изложения. Нет ни одной стороны в жизни церковной, которую бы он опустил из вида в своём валиком творении, которой бы не дал надлежащего освещения и места в ряду явлений; нет ни одного вопроса, по части распространения и сокращения пределов Церкви, по части дух. просвещения, богослужения, церк. управления и нравственной жизни русского общества в минувшие времена, на который бы нельзя было найти ответа или руководства к решению его в его многотомном историческом труде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В подлежащей рассмотрениию паремии (1 Пет. 2:21–25; 3:1–9) содержится учение о неповинном, по примеру Христа, страдании, о поведении жен в отношении к мужьям и об общих христианских обязанностях. Ст. 21. Возлюбленнии, Христос пострада за нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Христиане должны помнить, что Христос пострадал невинно, ибо пострадал за нас, не за Свои вины, которых не имел, а за наши. Как наш Глава и Началовождь, Он подал пример, чтобы мы шли по следам Его, подвергаясь страданиям не за вины. Стт. 22, 23. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его, Иже укоряемь противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же Судящему праведно. Чтобы яснее показать, что Христос представляет для нас пример неповинного страдания и вместе безропотного терпения, Апостол сперва изображает Его невинность, затем Его терпение. О невинности Его свидетельствует то, что Он, по слову пророка Исаии ( Ис. 53:9 ), «греха не сотвори, не обретеся лесть во устех Его». Он не согрешил ни делом, ни словом. Сам о Себе Он говорил: «кто обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ). Он представляет образец совершеннейшей святости и в жизни и в речах, в которых нельзя было найти (не обретеся) никакой лести, вообще чего-либо лживого и нечистого, как бы кто ни старался найти у Него что-либо таковое. «Таков и должен быть у нас, – говорит Апостол Павел, – первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр. 7:26 ). О безропотном терпении Его среди неповинных страданий свидетельствует то, что Он укоряем не укоряше. Во время последних страданий Он подвергался многим злословиям от судей, от народа, от исполнителей казни; но или совсем не обличал злословящих, или кротко отвечал им. Будучи жертвой возмутительной несправедливости, достойной строгой кары, Он во время страданий удерживался от угроз (стражда не прещаше), и хотя на вопрос судившего первосвященника: «Ты ли Христос?» – заявил Себя судьею, имеющим придти на суд на облаках небесных ( Мф. 26:64 ), но это была угроза не мщения, но предостережения, с целью страхом суда удержать врагов от неправды. Он не только никому не грозил, но молился о прощении Своих распинателей, и дело Свое предавал Отцу Своему, судящему праведно, от Него ожидая праведного суда врагам Своим. В этом смысле Он еще до страданий говорил о Себе: «Я не ищу Моей славы; есть Ищущий и Судящий» ( Ин. 8:50 ). В качестве грозного Судьи, Он явится в конце веков, во второе Свое пришествие, а о цели первого Своего пришествия Он сказал, что Бог «Отец послал Его не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В праздники в честь св. Иоанна Предтечи, 29 августа, 24 февраля, 25 мая Малахия был последним пророком Ветхого Завета, потому что следующий за ним пророк Иоанн Креститель стоит на рубеже обоих заветов: он не только пророчествует о грядущем Мессии, но и видит Его. – Малахия проходил пророческое служение за 400 лет до Р. Христова во дни Неемии, когда Иерусалим был восстановлен и храм был построен. В книге своей, состоящей из четырех глав, Малахия обличает Евреев в том, что они, хотя по возвращении из Вавилонского плена отстали от идолопоклонства, преданы были жестокости, корыстолюбию, лицемерию и другим порокам. В ответ ропщущим на то, будто Господь поступает неправедно, будто благоволит к порочным людям, Малахия предрекает, что скоро явится Мессия, Который спасение принесет только достойным того и строго покарает беззаконников, и что явление Мессии предварено будет явлением Предтечи Его. Это пророчество о Мессии и о Предтече Его составляет содержание паримии, заимствованной из книги Малахии для чтения в праздники в честь Иоанна Крестителя. Мал.3:1 Тако глаголет Господь Вседержитель: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою и приидет в храм Свой Господь Егоже вы ищете. Иудеи, жаловавшиеся на безнаказанность злодеяний людей нечестивых, ожидали от одного Мессии избавления от всех зол и благополучия. Мессия был предметом их пламенных желаний. Они Его искали, всем сердцем к Нему стремились и с часу на час готовились встретить Его. Господь Вседержитель обещает исполнить их желания и ожидания. Внезапу, говорит Он, приидет в храм Свой Господь, Егоже вы ищете. Лице, о Котором здесь идет речь, именуется Господом, или Богом ( Ис. 9:6 ), и еще в дальнейших словах библейского текста Ангелом завета 1 , т.е. установителем и вестником Нового Завета, новых отношений между Богом и людьми ( Иер. 31:3–34 ). Такие наименования не могут приличествовать никому кроме Мессии. Знаменательно и то, что этот Господь придет в храм Свой: так нельзя сказать ни о ком кроме Бога и Мессии. Равно о Мессии только можно было сказать, что Он есть предмет исканий (Егоже ищете). – Господь, или Ангел завета, придет внезапно. Явление Его однако будет предварено явлением Предтечи. О сем Предтече Господь Вседержитель так говорит, обращаясь к Мессии: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим 2 , иже уготовит путь Твой пред Тобою. Что имя Ангела в сем обетовании относится к Предтече и Крестителю Иоанну, это видно из того, что и Евангелист ( Мк. 1:2 ), и Сам Христос ( Мф. 11:10 . Лк. 7:27–28 ) указывают исполнение этого обетования в лице именно Иоанна Предтечи. – Он называется Ангелом Господним в смысле чрезвычайного посланника Божия. Он уготовал путь Христу проповедью о покаянии и крещением, также указанием народу на Христа, как на Агнца Божия ( Ин. 1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В сегодняшнее Воскресенье святая Церковь прославляет жен мироносиц, которые так-называются потому, что для помазания погребенного Христа приготовили миро, драгоценную душистую жидкость, и принесли ее ко гробу Христову. Им однако не пришлось употребить это миро согласно их намерению и желанию: они не обрели Христа во гробе: Он воскрес и стал являться ученикам в разных местах. Тем не менее святое предприятие, которое жены мироносцы намерены были совершить, но не совершили, есть дело богоугодное и не перестает быть богоугодным от того, что не было совершено, по независящим от них причинам. Господь взирает не только на дела, но и на добрые намерения. Вспомним Авраама, принявшего твердое решение по повелению Господа принести Ему в жертву единственного своего сына Исаака. Все было приготовлено для исполнения сего повеления. Сам Исаак принес на место жертвы дрова, дал себя отцу связать и возлег на дрова. Оставалось заколоть его, и Авраам уже занес жертвенный нож, чтобы умертвить Исаака и таким образом буквально исполнить повеление Божие, но Господь в это мгновение удержал его руку. Ему нужна была не кровь Исаака, Ему угодно было дать Аврааму случай засвидетельствовать беспрекословное послушение воле Господа. Оно в поразительном виде открылось, ибо он не пожалел единственного своего сына, чтобы угодить Господу. Господь доволен был одною готовностью Авраама собственноручно заклать сына, и он уже мыслью своею заколол его; в очах Божиих одна эта мысль, одно намерение имело значение дела. Господь, приемлющий благоволительно не одни дела, но и намерении целующий, в награду Аврааму за послушание излил на него полноту Своих благословений: Он изрек с клятвою обетование умножить потомство Авраама, как песок на берегу моря, даровать ему господство над супостатами и одного из потомков его, то есть Христа, сделать источником благословения для всех народов. Есть нечто сходное в показанном отношении между Авраамом и святыми женами мироносицами, вознамерившимися почтить погребенного Христа пролиянием на тело Его драгоценного мира. Пусть им не пришлось исполнить свое намерение, – дело не в этом, а в том, что они показали любовь к Господу Иисусу, столь сильную и бескорыстную, что ее не могла поколебать смерть Господа Иисуса. Они не ожидали этой смерти, уверены были, что Он не попустит восторжествовать над Ним своим врагам. Ожидание их однако не исполнилось, и это нисколько не охладило их усердия и любви в Нему: они продолжали любить Его мертвого, как любили живого. Любовь их была в высшей степени бескорыстная и потому хотя им не удалось привести в исполнение свое намерение помавать Его миром, оно было Ему также угодно, как и самое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В сегодняшнем апостольском чтении повествуется об успехах евангельской проповеди в языческом городе Антиохии и при этом упоминается, что ученики Христовы в Антиохии в первый раз стали называться христианами ( Деян. 11:26 ). Во дни апостолов это название не было в таком обширном употреблении, как впоследствии. Тогда более употребительны были другие имена: учеников, святых, то есть отделенных от мира, братий и верующих. По крайней мере, так называли себя христиане. От кого произошло наименование: христиане, от них ли самих, или от не принадлежащих к их обществу, язычников и иудеев, неизвестно. Во всяком случае имя: христианин в высшей степени знаменательно. Оно значит: верующий во Христа, следственно указывает на сущность христианства, как такой религии, в которой эта вера составляет главное отличие от всех других религий и безусловное превосходство ее пред всеми другими религиями. Если, по слову апостола Петра, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало нам спастись, кроме имени Христова ( Деян. 4:11 ), то само-собой разумеется, что с именем христианина соединяется значение величайшего блага, какого только может пожелать себе человек; ибо что может быть на свете дороже спасения, даруемого Христом христианам по Вере в Него? Вот почему мученики и многие святые, когда их спрашивали кто они? в ответ именовали себя исключительно христианами. В этом именовании, они поставляли величайшую честь и предпочитали его всем другим именам и титулам. Но дело не в одном имени, а в том, соответствует ли этому имени личное достоинство, всякий ли именующий себя христианином есть истинный христианин, а не по одному имени. Как не все израильтяне, хвалившиеся своим именем, были настоящими израильтянами ( Рим. 9:6 ) и только в своем лице позорили принадлежность свою к избранному народу, вели себя так, что ради их имя Божие хулилось у язычников ( Рим. 2:24 ): так именующие себя христианами, но живущие не по-христиански только подают повод неверующим хулить то святое имя, которое они недостойно носят. Что же нужно для того, чтобы быть истинным христианином, а не именоваться только? Нужно устроят свою жизнь соответственно тому, что сделал Христос для нашего спасения. Что же Он сделал? Нас ради человек и нашего ради спасения Он, будучи Богом, Единосущным Отцу и Духу, соделался человеком и, живя во плоти среди людей, просветил их светом истины, преподал им заповеди в руководства для нравственной жизни и в себе самом показал образец ревности к исполнению ид, даровал благодатные силы и средства в святых таинствах соответственно нуждам нашим духовным и телесным, пострадал за нас и умер на кресте, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и обещал неотступно пребывать в созданной Им Церкви, которая есть тело Его. Вот что сделано Христом для нашего спасения. Что же требуется с нашей стороны, чтобы усвоить это спасение?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вековечный памятник Поучение в день освящения в Москве храма Христа Спасителя 26-го мая 1883 года. Праздник Вознесения Господня совпал ныне с торжеством освящения храма Христа Спасителя. Продолжавшееся насколько десятилетий сооружение этого храма приведено к окончанию и сегодня завершается освящением, чрез которое он делается мостом таинственного присутствия Божия, общественной молитвы и священнодействий. Много великолепных храмов красуется в Первопрестольном городе; но о новом храме должно сказать, что более великолепного по внешнему виду и по внутреннему устройству и украшениям не найдётся не только в Москве, но и в целой России. Не в художественном совершенстве заключается, впрочем, главное достоинство нового храма, а в том, что он есть один из вековечных памятников событий Двенадцатого года, каменная проповедь о путях промышления Божия в судьбе Москвы и всей России. Нельзя не усматривать в событиях Двенадцатого года действий с одной стороны гнева Божия, с другой стороны милости к нам Божией. О гневе Божием свидетельствуют великие бедствия, причинённые нам вторжением в наши пределы полумиллионного многоплемённого полчища, опустошением городов, селении и полей, сожжением Москвы, разорением семейств, истощением казны, бесчисленными смертями и увечьями защитников отечества. Враг не пощадил даже святынь наших, – грабил и обращал в стойла и казармы наши храмы, издевался над св. иконами и мощами. Современники сих бедствий справедливо видели в них наказующую руку Божию. Перед врагами нашими, внёсшими в наши пределы огонь и меч, мы были правы, – война с их стороны была объявлена нам незаконно, единственно по честолюбию и страсти к завоеваниям их предводителя. Но мы были неправы пред Богом и заслужили гнев Его. Чем же заслужили? Тем, что «не убоявшись прещения преступающим Его заповеди и вознерадев о милосердии Его, оставили путь правды и ходили в волях сердец наших». Но особенно за то прогневался на нас Господь, что многие из нас, увлёкшись пристрастием к иноземному лжеимённому образованию и иноземным обычаям, ни во что вменили отеческие предания, презрели родной язык и употреблением чуждого языка и принятием чужих обычаев отделили себя от народа, а иные даже уклонились к образу мыслей, враждебному Православной вере и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Верность Христу до смерти Слово пред отпеванием протоиерея Московской Воскресенской, в Кудашеве, церкви Иоанна Стефановича Маргаритова, 28-го апреля 1882 г. Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота. ( Откр. 2:10 ). В один из воскресных дней, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, находясь в заточении на о. Патмос за имя Христово, сподобился быть зрителем неизреченных Божиих тайн, открытых ему в видении самим Христом и изложенных им в книге Апокалипсис. В первой части сей книги содержатся откровения, относящиеся к семи малоазийским церквам. Господь Иисус является в славе своему апостолу и исповеднику и повелевает ему написать от Его лица послания к предстоятелям каждой из этих церквей. В сих посланиях надлежало начертать похвалы, ободрения и утешительные обетования одним церквам, обличения, вразумления и угрозы другим. К числу первых относилась церковь Смирнская. Обращаясь к ней в лице её предстоятеля, Господь Иисус объявляет, что Ему известно, какие наветы и злословия терпит сей предстоятель от иудеев, и предсказывает ему с его пасомыми ещё большие озлобления и темничное заключение от врагов имени Христова. Но не бойся, говорит Христос предстоятелю Смирнской церкви, – буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота. Быть верным до смерти значит соблюдать до конца жизни постоянство и твёрдость в вере, надежде и любви ко Христу. Никакие соблазны, искушения и угрозы не сильны поколебать в верной и преданной Христу душе ревности к жизни в духе этой веры, надежды и любви. – Истинно верный Христу ученик до конца жизни не только в глубине души хранит сокровище веры, но и всегда готов исповедать её пред людьми, пред которыми не безопасно её исповедать. Есть души, которыми, по учению Христовой притчи о сеятеле, семя веры, посеянное словом Божиим, принимается с радостью; но оно пало не на глубокую почву и потому, едва даст росток, погибает. Приходит скорбь или гонение за слово истины, – вера колеблется, человек соблазняется и отступает от ней. Не таков истинно верующий: скорби и гонения только укрепляют в нём веру, закаляют его христианские убеждения; он остаётся верен им до смерти и самую смерть за них готов принять с радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вечный покой праведников Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет. ( Прем. 4:7 ). Блаженна участь праведника, – ревнителя благочестия и добродетели! Чем дольше проживёт он на свете в подвигах исполнения закона Господня, тем блистательнейшая награда ожидает его на Небесах. Но если и рано умрёт он (постигнет скончатися), если преждевременно похищен будет смертью насильственною или естественною, – он и тогда не лишится награды по смерти; он в покои будет, – достигнет того состояния, в котором не будет знать ни болезни, ни печали, ни воздыхания, а будет наслаждаться невозмутимым довольством и миром в общении с Господом и святыми Его. Такова участь праведника, в ранних ли, или в поздних летах постигнет его смерть. Его ожидает в вечной жизни покой после перенесённых им в здешней жизни трудов, искушений и напастей. Истинному праведнику свойственно всю жизнь проводить в трудах для достижения нравственного совершенства. Он не ослабевает в этих трудах, прилагает труд на труд, подвиг на подвиг, чтобы угодить Господу исполнением Его святых заповедей. Он знает, что заповедь Господня широка зело, что все мы призваны к тому, чтобы быть святыми, как Бог свят ( Лев. 19:2 ), быть совершенными, как Отец Небесный совершен ( Мф. 5:48 ). Ввиду этого требования он никогда не может быть доволен своими успехами в духовной жизни. Как бы ни были значительны эти успехи, как бы ни далеко по-видимому, он ушёл по пути заповедей Господних, он никогда не остановится на этом пути, ибо убеждён, что достигнутые им успехи в духовной жизни слишком незначительны в сравнении с тем, чего требует от него предуказанный ему идеал нравственного совершенства. Потому, не оглядываясь самодовольно назад на пройдённое им поприще, он с возрастающим рвением подвигается вперёд, – следуя примеру апостола, говорящего о себе: «заднее забываю и простираясь вперёд, стремлюсь к цели» ( Флп. 3:13–14 ). Один из великих подвижников христианских сказал перед смертью : «я ещё и не начинал идти путём спасения». Подобное смиренное сознание своего недостоинства свойственно каждому истинному ревнителю христианской жизни. Потому, хотя бы совесть не упрекала его в неверности закону Господню, он никогда не признает себя совершенным и никогда не скажет себе: «я довольно потрудился в исполнении его, – пора отдохнуть, пора дать себе некоторые льготы». Нет, – об отдыхе, о покое в этой жизни он всего менее помышляет, ожидая успокоения от своих трудов духовного преспеяния только в будущей жизни. Там он действительно в покои будет, – там не будет трудов, a только воздаяние за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010