Третья паримия из соборного послания Апостола Иакова. Гл. II, стт. 1–13. В сей паремиии содержится обличение лицеприятия и учение о любви к ближним, простирающейся на всех без изъятия. Гл. II, ст. 1. Братие моя, не на лица зряще имейте веру (в) Господа нашего Иисуса Христа славы. Вера в Иисуса Христа уравнивает всех. Верующие во Христа Иисуса все суть чада Божии по благодати возрождения, следственно братья между собою. Во Христе Иисусе нет различия между знатными и незнатными, между богатыми и бедными. Это различие существует в житейском быту, но ему нет места в Христовой Церкви. Посему ко всякому верующему должно относиться с одинаковым почтением, и любовно, кто бы он ни был, знатный или незнатный, богатый или бедный. Предпочтение в сем случае одних другим было бы лицеприятием, которое нетерпимо в обществе верующих во Христа Иисуса, Господа славы. Пред величием Его славы меркнет всякая человеческая слава, всякое внешнее превосходство одних пред другими. Стт. 2, 3, 4. Аще бо выйдет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищ в худе одежди, и воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре (тебе хорошо сесть здесь), и нищему (бедному) речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем: и не разсмотристе (не разделились ли) в себе, и бысте судии помышлений злых? Если с верою во Христа несовместно лицеприятие, если она всех уравнивает пред Господом славы, всех связует узами духовного братства и потому требует одинакового почтения и любви ко всем, без различия званий и состояний, то, очевидно, заслуживают строгого обличения поступающие вопреки сему требованию. В обличение их Апостол Иаков говорит: «не разделились ли вы между собою» («не разсмотристе в себе»), забыв духовное братское единение во Христе Иисусе, и «не сделались ли судьями с худыми мыслями», когда, например, в церковных собраниях («в сонмище») для одних отводите почетныя места, других же уничижаете пред ними? Войдет в церковь человек в богатой одежде и с золотым перстнем на руке, вы услужливо предлагаете ему где-нибудь на видном месте особое седалище («сяди зде добре»), на котором он может покойно сидеть всю службу, или, по крайней мере, во время чтений и поучений; а войдет в церковное собрание бедный христианин, вы ставите его где-нибудь вдали от места совершения богослужения («стани тамо») и, когда позволяется во время службы садиться, сажаете его у вашего подножия на полу. Подобная разборчивость в обращении с богатыми и бедными наблюдаема была в еврейских синагогах. Христиане из Евреев не вдруг могли отрешиться от еврейских обычаев и продолжали следовать им в местах своих церковных собраний, которыя по сему Апостол называет синагогами («внидет в сонмище ваше муж»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Три Вселенских святителя и один из Московских Слово в день трёх святителей 30-го января 1883 г. Праздник трёх Вселенских святителей установлен в конце века, по случаю происшедшего из-за них спора в народе. Спорили о том, кому из них надобно отдать первенство. Одни ставили выше обоих Василия, указывая на его твёрдость духа и основательное рассуждение; другие провозглашали преимущество Григория за высоту и глубину богословствования; третьи восхищались в Златоусте красноречием и любовью к грешникам. Разногласие в суждениях о достоинствах трёх святителей дошло до того, что одни стали называться Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Распря эта наконец прекращена самими святителями, послужившими поводом к ней. Все они явились в видении Иоанну, митрополиту Евхаитскому, сначала каждый порознь, а потом вместе, и заповедали ему объявить всем, что они имеют одинаковое достоинство пред Богом, что между ними нет первого, нет второго. «Итак скажи, присовокупили святители, чтобы спорящие перестали спорить, и устрой нам троим праздник в один день, в показание нашего единомыслия!» – Заповедь святителей была исполнена, общий им праздник, сверх особенных для каждого, назначен 30-го января, и канон на сей праздник написан Иоанном Евхаитским. Таково происхождение настоящего праздника. Установлением совокупного празднества трём святителям воздаётся им церковью величайшая честь. Но не меньшая честь для них выражается в том, что они в ряду святителей именуются Вселенскими. Смысл именования тот, что они суть, по слову церковной песни в честь их, Учители Вселенной. Их учение, содержащееся в оставшихся от них богомудрых творениях, служит образцом для всех Учителей Вселенской Церкви, правилом веры для всех чад Вселенской Церкви. В этом отношении их авторитет, после апостолов, имеет преимущество пред авторитетом прочих Отцов и Учителей Церкви, хотя все они имеют вселенское значение по своему учению, а некоторые, например Афанасий Великий , не уступают им по достоинству учения и по заслугам для Вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Уста праведного каплют премудрость». Под праведным, уста которого каплют премудрость, разумеется истинный праведник, а не мнимый, подобный фарисеям, которые только назывались и слыли праведниками. Они ревновали о внешнем исполнении заповедей закона, без заботы об очищении сердца, без искреннего благочестия; иногда ограничивались исполнением предписаний одного обрядового закона, забывая обязанности в отношении к ближним. Они казались праведными пред людьми, но перед Богом, зревшим в них внутреннюю нечистоту и нечестие, являлись лицемерами. Истинно-праведный, ревнуя об исполнении заповедей Господних, старается не о том только, чтобы быть неукоризненным по внешнему поведению, но вместе о воспитании в себе внутреннего благочестия, любви к Богу и ближним, о непорочности перед Богом и своею совестью. Кроме того, истинному праведнику, для того чтобы не погрешить в разумении и исполнении заповедей Господних, свойственно изучать их, размышлять о них. Он поучается в законе Господнем день и нощь, – или сам читает слово Божие, или внимательно слушает читающих, признавая это занятие необходимым, чтобы правильно руководствоваться законом Господним. Он не только не тяготится поучением в законе Господнем, но находит в сем занятии величайшее удовольствие, ибо видит в законе Господнем источник утешения в скорбях, просвещение для ума, вразумление в недоумениях. «Как сладки, – говорит он, – слова Твои (Господи)! Лучше мёда устам моим. – Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей. – Утешение в бедствиях моих в том, что слово Твоё оживляет меня. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моём. – Откровения, которые Ты заповедал, правда и совершенная истина. – Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. – Я стал разумнее учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих; сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню» ( Пс. 18, 50. 92. 98. 99.100. 103. 138 ). Таким образом истинно-праведный ревнует об усвоении закона Господня не только волею, упражняясь в исполнении его, но и умом, размышляя о нём непрестанно. С чистотой и святостью жизни соединяется в нём мудрость, – не мирская, не житейская мудрость, с недостатком которой он примиряется без всякого сожаления и стыда за своё невежество, – но мудрость духовная, почерпаемая в законе Господнем. Она дороже для него всяких мирских и научных познаний, ибо истины и правила, составляющие предмет её, открыты самим Богом, суть плод ума Божественного, всеобъемлющего и непогрешимого, настолько превосходящего ум человеческий, насколько свет солнечный светлее горящей свечи, стоящей на столе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Церковный стих: С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, – и далее. Слово в 1-й день августа 1883 года. Сегодня совершается два празднества: одно в честь Креста Христова, известное под именем «происхождения (предъисхождения) честного и животворящего Креста Господня»; другое известно под именем празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Первое празднество соединяется с крестным ходом на реки и источники для водосвятия в подражание отчасти обычаю, издревле существовавшему в Константинополе, износить на 1-е августа из царских чертогов древо Животворящего Креста Христова в соборную Софийскую церковь и по совершении здесь водосвятия обносить сию святыню по улицам столицы для освящения её и избавления от заразительных болезней, обычных в ней в это время года. Второе празднество установлено в XII веке при греческом императоре Мануиле и при великом русском князе Андрее Боголюбском, с общего их согласия, по случаю победы греков над сарацинами, русских над Волжскими болгарами. И царь Мануил, и князь Андрей Боголюбский во время сражения с помянутыми неприятелями усердно взывали ко Христу Спасу пред пречистым Его образом о помощи против врагов и, получив её молитвами Богородицы, положили память о сем событии запечатлеть установлением церковного празднования, соединив оное с давним праздником в честь Креста Господня, 1-го августа. В службе Кресту и Всемилостивому Спасу положено петь – Кресту Христову тропарь: «Спаси Господи люди Твоя»; в честь же праздника Всемилостивому Спасу – следующий тропарь: «С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость». Посвятим несколько минут на размышление о сем песнопении. В этом песнопении исповедуется безмерное снисхождение Христа Спаса к людям и призывается Его помощь к озлобленным грехами. 1) Безмерное снисхождение и милосердие всемилостивого Спаса исповедуется в словах: с вышних призирая, убогия приемля. Как ничтожны люди пред величеством Голода, призирающего на них с высоты святыя своея! Ибо что такое они в безмерной области Его владычества? Пространство вселенной наполнено бесчисленными и громаднейшими мирами, известными под именем звёзд и планет с их спутниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Церковными мы называем те молитвы, которые приняты и одобрены церковью для употребления при богослужении в храме, дома и на всяком месте. Св. Церковь , научая нас употреблять определенные ею молитвы, без сомнения, тем не стесняет нашей свободы в излиянии молитвенных чувствований к Богу и святым Его: она не того хочет, чтоб мы молились только по памяти и не смели употреблять другие выражения в молитве кроме тех, какие она однажды навсегда приняла и утвердила. Нет, Церковь не может требовать этого от тех, которые именуют Бога Отцом своим, а себя Его чадами. Можно ли запретить сыну свободно беседовать с отцом? Можно ли требовать от него, чтобы он в беседе с отцом произносил одни заученные выражения, а не те, которые подсказывает ему сердце? Что же это была бы за беседа? – А молитва есть именно беседа с Богом, как учат отцы и учители Церкви. «Когда молишься, говорит св. Иоанн Златоуст , – скажи мне, не с Богом ли беседуешь» 1 ? Итак свободно, со всею детскою откровенностью, как родной сын перед родным отцом, изливай пред Богом твою душу, говори Ему о своих нуждах, скорбях и т. п., и будь уверен, что Отец небесный не отринет тебя, как бы ты ни был грешен: скорее отступится от тебя земной отец, чем Царь неба и земли, из любви к тебе, ради твоего спасения, пославший на землю Единородного Сына Своего и предавший Его на страдания и крестную смерть. Но с откровенностью и свободой в молитве соединяй осторожность, как бы ни проговориться пред Отцом небесным словом неприличным, Ему оскорбительным, для тебя не безвредным. Подобную осторожность должно соблюдать и перед земными родителями: ибо разве приятно им, если ты, пользуясь свободою своих отношений к ним, позволишь твоему языку произносить пред ними слова праздности, легкомыслия, недовольства, ропота против них, зложелательства и т. п.? Может ли же это быть приятно Отцу небесному? Может ли быть приятна Ему такая беседа с Ним, в которой мы от нечистого сердца износим нечистые помышления и желания? Может ли Он благоволительно внимать тем молитвенникам, которые например, стали бы жаловаться Ему на своих врагов и обидчиков, и призывать на них мщение Его, которые, забывая о нуждах и благах духовных, стали бы просить у Него одних благ телесных, – здоровья, богатства, почестей, мирских удовольствий, которые в молитве помнили бы только о себе, а не вместе о ближних, которые вместо того, чтобы за все благодарить и славословить Господа, стали бы обращаться к Нему со словами недовольства и ропота? Все это было бы не благоугодно Богу и оскорбительно для Него: а между тем, надобно признаться, многие из нас не боятся прибегать к Богу с молитвами именно о том, что Ему неблагоугодно и оскорбительно, и так. обр. сами навлекают на себя приговор Божеского правосудия: и молитва их да будет в грех. Мы и без того много грешим, зачем же еще святое дело молитвы обращать в грех?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Часть вторая Значение чудес в деле веры во Христа и Христову церковь Поучение в неделю о расслабленном В сегодняшнем апостольском чтении повествуется о двух чудесах, совершенных апостолом Петром в Финикийских городах – Лидде и Иоппии, во время его апостольского путешествия. В Лидде он исцелил расслабленного Енея, восемь лет неподвижно лежавшего на постели. Петр сказал ему: «Еней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал». В Иоппии Петр воскресил некую ученицу Христову Тавифу. Она была приготовлена к погребению и положена в горнице. Петр выслал всех из горницы и, преклонив колена, помолился и «обращен к телу рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои и видевши Петра седе». То и другое чудо произвело столь сильное впечатление в первом случае – на всех знавших расслабленного, что они «обратишася ко Господу», а о чуде воскрешения Тавифы уведано бысть по всей Иоппии и мнози увероваша в Господа ( Деян. 9:33–42 ). Таково вообще значение чудес в деле распространения веры Христовой, совершенных Христом, Его апостолами и прочими веропроповедниками. Они служили очевидными, для всех понятными, доказательствами истины веры Христовой. Учение Христово, содержащееся в евангелии и хранимое в Церкви Христовой, само за себя свидетельствует о происхождении своем от Бога, а не от естественного человеческого разума. О нем можно сказать тоже самое, что сказали слуги, посланные фарисеями схватить Иисуса. Они не посмели это сделать: вместо того, чтобы наложить руки на Иисуса, учившего в то время народ, они стали слушать Его и до того увлеклись Его учением, что ни с чем возвратились к пославшим их и на вопрос их: для чего вы не привели Его? ответили: никогда человек не говорил так, как этот человек ( Ин.6:46 ). К сожалению, не все настолько развиты умственно и отчасти нравственно, чтобы оценить учение Христово по внутреннему его достоинству. Для большинства гораздо вразумительнее и убедительнее чудеса, как наглядное, для всех очевидное свидетельство истины Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Часть вторая Тавифа и дела благотворения Поучение в неделю о расслабленном В сегодняшнем апостольском чтении ( Деян. 9:32–42 ) содержится повествование, между прочим, о чуде воскрешения Тавифы. Тавифа пользовалась великим уважением и расположением между христианами за добрые дела, особенно за дела милосердия. Она была рукодельница, шила белье и раздавала его или вырученные от продажи его деньги нуждающимся. Поэтому кончина ея вызвала всеобщее сожаление. Особенно плакали о ней вдовицы. И вот ея сограждане-христиане, движимые сожалением, по случаю пребывания апостола Петра в соседнем городе Иоппии, послали за ним в надежде, не воскресит ли он Тавифу. Надежда их оказалась не тщетною. Он пришел, помолился над телом Тавифы, и по его гласу: Тавифа восстании она воскресла к радости всех присутствовавших. Сочувствие к Тавифе по ее кончине выразилось чрезвычайным образом. Любящие души обратились за утешением к апостолу Петру, в надежде, не возвратит ли он ее к жизни. Сей случай представляет нечто достойное подражания для нас. Хотя Господь Бог всегда, яко Всемогущий, может творить чудеса, но мы не дерзаем требовать от Бога чуда воскрешения дорогих нам усопших лиц. Нам остается только молиться за тех отец и братий наших, которые скончались с надеждою воскресения и жизни вечной. Ничем лучше нельзя выразить нашу любовь к ним, как этою молитвою, и ни в чем столько они не нуждаются, как в неб. Но чтобы молитвы за умерших были благо-успешны, чтобы сподобиться милости Божией по смерти в силу этих молитв, надобно каждому из пас при жизни позаботиться о том, чтобы заслужить эту милость. Следуя примеру Тавифы, мы должны ревновать об угождении Богу особенно делами милосердия ближним. Чем больше добра делаем ближним при жизни, тем больше побуждений не только для облагодетельствованных нами, но и для всех, любящих нас за добрые дела, усердно молиться за нас по смерти. Христианин должен благотворить всякому нуждающемуся в помощи, наипаче же близким нам по плоти. Аще кто о своих, паче о присных (домашних) не печется, тот веры отверглся есть, и неверного горший. ( 1Тим. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Часть вторая Христианское терпение Поучение в день рождения Государя Императора Николая Александровича, 6-го мая Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господ и, щедр ( Иак. 5:11 ). Совершаемая сегодня память святого праведного Иова совпадает с днем рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. Святая церковь ублажает Иова за терпение, которое он проявил среди многообразных страданий, каким подверг его диавол по попущению Божию. Иов угодил Господу благочестием, смирением, делами человеколюбия и справедливости к подчиненным. Диавол оклеветал его пред Богом, утверждая, будто он чтит Бога за одни Его милости, за внешние блага дарованные ему от Бога в обилии, и перестанет чтить Его, когда этих благ у него не станет. Всеведущий Господь знал, что Иов чтит Его бескорыстно, и дал случай Иову засвидетельствовать эту бескорыстность, дозволив диаволу отнять у него все земные блага. И вот Иова постигли бедствия, одно другого тягчайшие. Иов внезапно лишился стад своих и детей: скот его угнали разбойники или истребила молния; рабы его перебиты теми же разбойниками. Дети его все до одного погибли под развалинами дома, опрокинутого бурею. И все эти бедствия случились в один день. Вскоре он сам поражен был жесточайшею проказою с головы до ног. Тело его сгнивало и распространяло смрад. В этой заразительной болезни он не мог оставаться дома, и вдали от него, вместо царского престола, сидел на гноище. Не только чужие бросили и презрели его, даже жена потеряла к нему сострадание. Но как ни велики и страшны были эти бедствия, Иов терпеливо переносил их. Он продолжал чтить Бога. Быстрый переход от благополучие к злополучию не только не поколебал в нем верности Богу, но вызвал из уст его благословение: буди имя Господне благословенно во веки, и когда жена его советовала ему отречься от Бога и наложить на себя руку для прекращения страданий, он с упреком отвечал ей: векую яко едина от безумных жен возглаголала ecu? Аще благая прияхом от руки Господней, злых ли не стерпим ( Иов. 2:9,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Часть вторая Чествование святых мощей и почести воздаваемые телесным останкам всякого христианина Поучение в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в город Бари Празднуем сегодня перенесение св. мощей Святителя и чудотворца Николая из Мир Ливийских в город Бар, в южной Италии. Это событие произошло, по изволению самого Святителя, для сохранения в безопасности его святых останков от набегов Турок на Ликию в конце одиннадцатого столетия. Праздник чествования мощей одного из знаменитейших Святых дает нам повод к размышлению вообще о значении святых мощей в жизни церковной. В обширном смысле на церковном языке мощами называются тела всех умерших христиан 49 . Чествование мощей началось в первые времена христианства, времена гонений на Христову церковь . Бесчисленное множество христиан пролило свою кровь за веру во Христа. Мучительна была их смерть, ибо предваряема была бесчеловечными разнообразными истязаниями. Но чем позорнее была такая смерть, тем почетнее было их погребение. Христиане с благоговением собирали останки мучеников и переносили их с честью в усыпальницы, устроенные в подземельях, куда укрывались христиане для совершения богослужения. Гробницы мучеников служили в сем случае престолами, на которых приносилась бескровная жертва тела и крови Христово! В память этого чествования до сих пор каждый престол в православной церкви снабжается частицами святых мощей, хранимыми в антиминсах на самом престоле, также и особых вместилищах под престолом. При совершении чина освящения каждой церкви сии частицы мощей торжественно обносятся вокруг храма с пением стихов в честь мучеников. Равно и внутри храма во всех молитвах освящения прославляются святые мученики. В чине рукоположения священнослужителей предписано при троекратном обхождении престола, прославлять престол пением трех стихов, из которых одним чествуются святые мученики, ради святых мощей их, возлежащих на престоле и под престолом. Спрашивается: на чем основывается столь великая честь, воздаваемая святым мученикам? На том, что по выражению одного из церковных песнопений, «кровью мучеников церковь украсилась, как порфирою и виссоном», то есть кровь мучеников составляет для церкви такое же великолепное украшение, каким для людей богатых, вельмож и царей служит великолепное одеяние, с тем различием, что внешнему великолепию не всегда соответствует внутреннее достоинство этих лиц, тогда как кровь мучеников служила свидетельством внутреннего достоинства церкви, величие христианского духа, одушевлявшего христианское общество.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов. В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст , установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней. Книги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала , подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Книга Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал. Одни из зачал распределены на все дни года (за исключением дней, когда не положена полная литургия), без применения к особенностям седмичной или праздничной службы, и читаются подряд, сперва из одного Евангелия и послания, потом из другого, так чтоб можно было прочесть в церковный год все Евангелие и весь Апостол. Такое чтение называется рядовым, дневным, Евангелием по ряду, Евангелием дне, Апостолом дне 38 . Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010