Значение слова: храм. Русское слово: храм, сродное с храмина, хоромы, хранить, заключает в себе понятие хранения, укрывания, помещения под кровом. Соответственно сему понятию древние переводчики св. Писания на славянский язык употребляли это слово для обозначения всякого ограждённого и укрытого места, Жилище ли это человеческое: и не обретше куде внести его (расслабленного) народа ради, влезше на храм (επ τ δμα). ( Лк. 5:19 ); место ли для хранения сокровищ: виде Иисус вметающия в храм набдящий имения (γαζοφυλακαν) дары своя ( Лк. 21:1 ); здание ли общественного богослужения: Соломон же созда Ему храм (οκον) ( Деян. 7:47 ). Судя по столь обширному употреблению слова: храм, можно думать, что слово это уже в позднейшее время получило тот исключительный смысл, какой мы ему усвояем. Вместо храм издревле общеизвестно было другое название для зданий общественного христианского богослужения, глубоко вкоренившееся в употребление во время перевода св. Писания на славянский язык, название церкви. Этим одним словом (и никогда словом: храм) славянские переводчики Библии переводили греческие слова: νας, κκλησα, ιερν. Напр. Вышний не в рукотворенных церквах (ναοις) живет ( Деян. 7:48 ). Слич. ( Ин. 2:14 ). Сходящимся вам в церковь (ν τ κκλησα), слышу в вас распри ( 1Кор. 11:18, 22 ). Аз всегда учах на сонмищах и в церкви (εν τω ιερω) ( Ин. 18:20 ). Равно и в других древнейших памятниках, когда идёт речь о храмах, они называются всегда церквами, и никогда храмами. – Церковь, по мнению одних происходит от греческого: κυρικιον – дом Господень (κριος и οκος). При переходе греческого слова на славянский язык допущен латинский выговор греческой буквы к как ц. Пример подобного выговора представляет греческое κασαρ, которое в Остромировом Евангелии читается по латинскому произношению (caesar) цесарь, отсюда цесарствие 15 . По мнению других, более вероятному, церковь есть слово славяно-болгарское (црькы), которое значит собрание, сходка, и потому вполне соответствует греческому κκλησα, выражая понятие и об обществе верующих (не столь удовлетворительно выражаемо производством церкви от κυρικιον), и ο месте их собраний. Иногда храмы назывались домами, напр. Успенский Московский собор – домом Пресвятыя Богородицы 16 . Из вопросов Кирика 17 , Новгородского диакона, видно, что в России в 12-м веке вместо церковь говорилось ещё – божница, тогда как впоследствии это слово употреблялось собственно для храма языческого, или, по крайней мере, для храма неправославного 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Изъяснение молитвословия «Богородице Дево, радуйся» В состав сей молитвы вошли слова, какими приветствовали пресвятую Деву архангел Гавриил и праведная Елизавета. Когда архангел предстал пред Девою Марией с благовестием о воплощении от неё Сына Божия, то первые его слова были: радуйся благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах ( Лк.1:28 ). А праведная Елизавета, обрадованная пришествием к ней будущей матери Господа, между прочим приветствовала ее словами: благословен плод чрева твоего ( Лк.1:42 ). Остальные слова молитвы: Богородице Дево, и: яко Спаса родила еси душ наших, дополнены к словам Архангела и Елизаветы Церковью . Судя по употребленному здесь выражению: Богородице, справедливо полагают, что молитва сия, в настоящем её составе, введена во всеобщее употребление со времени третьего Вселенского собора, на котором вопреки Несторию, называвшему пресвятую Деву Христородицей, утверждено за нею наименование Богородицы, и что составителем сей молитвы был едва ли не св. Кирилл Александрийский , обличитель нечестивого Нестория. Богородице. Пресвятая Дева Мария именуется Богородицей в том смысле, что Родившийся от неё в самом зачатии и рождении от неё был, как и всегда есть, истинный Бог (правосл. катихиз. чл. 3). Иначе: она родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия в утробе её, воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое, так что и в воплощении от неё был, и, по воплощении, неизменно остается единым Божеским лицом, каким от века существовал до воплощения. Еще иначе: Она родила Господа Иисуса не по Божеству Его, а по человечеству, которое однако же с самой минуты стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, с самой минуты Его воплощения было обожено Им, и соделалось собственным Божескому лицу Его, так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неё, принадлежали собственно Божескому лицу Его (Макар. Догм. Богосл. ч. 3). По сему святая Церковь достойно и праведно именует матерь Господа Иисуса Богородицей а не Христородицей, как называл ее Несторий, учивший, будто Она родила простого человека, с которым уже по рождении Его соединился Бог Слово и соединился только нравственно, а не ипостасно, т. е. не приняв в единство своей Божеской ипостаси естество человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иисус Навин Испытай, душе, и смотряй, якоже Иисус Навин, обетования землю, какова есть, и вселися в ню благозаконием. В первый год по выходе из Египта евреи достигли южных пределов земли обетования. По повелению Господа посланы были в нее по числу колен двенадцать соглядатаев (разведчиков), чтобы собрать сведения о ее состоянии. В числе их был Иисус Навин. Сорок дней продолжался осмотр земли Ханаанской. По возвращении в стан все они единогласно объявили, что в ней подлинно течет мед и млеко, и в доказательство ее плодоносия показали принесенную ими из долины Есхол виноградную ветвь с кистью ягод, столь тяжелую, что ее надобно было нести на шесте двум человекам ( Чис.13 ). Но десятеро из них с таким малодушием отзывались о силе и воинственности ее жителей, что народ отчаялся завладеть ею и поднял возмущение против Моисея, за что был осужден Господом на сорокалетнее странствование в пустыне. Из всех соглядатаев только Иисус Навин и Халев, рискуя быть убитыми от рук мятежников, обнадеживали народ в помощи Божией, за что оба удостоились счастья вступить в обетованную землю, тогда как все участвовавшие в возмущении, начиная с двадцатилетних юношей, должны были, по приговору Божию, перемереть в пустыне ( Чис.14:29–38 ). Земля обетованная была образом Царства Небесного. Как земля обетованная была для народа землей успокоения после тревог долговременного странствования, так и для нас в Иерусалиме Небесном уготованы обители вечного успокоения, ничем не возмутимого мира и блаженства ( Евр.4:1–3 ; Ин.14:2 ). Земля обетованная текла медом и млеком – и Царство Небесное обилует благами, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Подобно Иисусу Навину, бывшему в земле обетованной для ее предварительного осмотра, и ты, душа христианская, испытай и виждь, что это за блага, какие уготованы любящим Бога в Царстве Небесном, чтобы разбудить в себе ревность к их исканию. Любящие Бога еще в настоящей жизни предвкушают их, ибо и здесь испытывают сладость общения с Богом в молитве, в Таинствах, в чтении и изучении словес закона Господня, сладчайших меда и сота. Но в ком еще не раскрылся вкус к этому духовному наслаждению, тот может получить, по крайней мере, теоретическое понятие о благах Царства Небесного, читая их описания в Священном Писании . Из него он узнает, что блаженство в Царстве Небесном состоит в лицезрении Господа, в общении со святыми, в чувстве успокоения, естественно следующего за удовлетворением потребностей в истине, добре и блаженстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иконы и другие священные изображения в русской Церкви (Краткий археологический очерк). Чествование икон издревле. – Краткий обзор иконоборческих мнений в России. – Предметы иконописания. – Характер византийского иконописания в отличие от западной церковной живописи. – Греческие иконы в России – Спасителя, Богоматери и святых. – Иконописный подлинник. – Греческие иконописцы в России. – Иконы Корсунские. – Состояние греческого иконописания в России. – Киевское иконное письмо. – Новгородское. – Московское. – Строгановское. – Суздальское. – Академическая церковная живопись. – Символические и олицетворительные изображения. – Об иконах Софии. – Символические атрибуты на иконах. – Значение пятиярусного иконостаса. – Изображения светских лиц в некоторых храмах. Чествование икон издревле. Иконы, т. е. собственно изображения на досках, равно мозаические, ценинные (на финифти) и стенописные 69 изображения Господа, Богоматери и святых, всегда были предметом благоговейного употребления и чествования в православной русской церкви. В знак благоговейного усердия к иконам, издревле пред ними возжигают свечи и масло, кадят фимиамом, совершают поклонения, благоговейно лобызают их, совершают празднества в благодарственное воспоминание благодеяний Божиих чрез ту или другую икону, обносят их в крестных ходах, украшают богатыми окладами 70 . Особенное благоговение издревле привлекали иконы чудотворные, напр. иконы Владимирской Богоматери, Казанской, Иверской и проч., иконы Николая Чудотворца и других святых 71 . Многие из чудотворных икон составляют в России не только церковную, но и государственную святыню, ибо с ними связаны судьбы земли Русской, её областей и городов. Так Владимирская икона Богоматери неоднократно была свидетельницей обетов русских святителей и государей, и была орудием неоднократного чудесного спасения Москвы от нашествий татарских (при Василии Дмитриевиче от нашествия Тамерлана, при Иоанне от нашествия Ахмета и от нашествия крымского хана Махмед-Гирея в 1521 году). Икона Тихвинской Богоматери дана была порукою при заключении Столбовского мира со Швецией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иоанн Предтеча В пустыню вселися благодати предтеча, и Иудея вся и Самариа слышавше течаху (стекались слушать его) и исповедаху грехи своя, крещающеся усердно, ихже ты не подражала еси, душе. Прошло 30 лет по рождении Христа Спасителя. Настало время вступить Ему в открытое служение всемирного искупления. Надлежало, по плану домостроительства спасения, приготовить людей к принятию Христа. К этому готовили народ ветхозаветные пророки. Но голос их замолк за 400 лет до Рождества Христова. Пророк Малахия, заключивший собой ряд ветхозаветных пророков, указывает уже на Предтечу Завета Нового и именует этого Предтечу Ангелом, или вестником (вестовым), которого Господь пошлет пред самым лицем Христа, чтобы приготовить путь Ему ( Мал.3:1 ; Мф.11:10 ; Мк.1:2 ). И вот в год крещения Христова, незадолго до него, действительно является Предтеча Христов, который поистине есть Предтеча благодати, ибо призван был возвестить о явлении Того, через Которого упразднилось господство ветхозаветного закона, строгого и беспощадного к грешникам, и от полноты Которого на все человечество излилась обильная благодать Божия, прощающая и очищающая, освящающая и соединяющая с Богом. Этот Предтеча – Иоанн, сын священника Захарии, назорей от рождения и житель пустыни. Он упредил Христа своим рождением на шесть месяцев, и он же спустя 30 лет, как заря перед восходом солнца, предварил торжественное явление Христа, Солнца Правды, своей проповедью о Его Царстве и о том, как надобно встретить Его. Покайтесь, говорил он народу, ибо близко Царство Небесное ( Мф.3: 2 ), то есть Царство Христово. С этой проповедью Иоанн явился в пустыне Иудейской, к западу от Мертвого моря. Слушать его стекались весьма многие из жителей Иудеи и всей окрестности Иорданской (следовательно, и самаряне). Помимо содержания проповеди их привлекала личность проповедника, его суровый образ жизни. Но главным образом внимание к нему объясняется содержанием его проповеди. Он говорил об открытии в скором времени Царства Мессии – но этого события с нетерпением ожидали тогда все иудеи. Дело только в том, что иудеи надеялись видеть в Мессии земного царя, который освободит их от иноплеменного владычества, даст им власть над язычниками, осыплет их земными благами. Мечтам их, однако, не благоприятствовала проповедь Предтечи. Царство Мессии он называл Небесным в том смысле, что оно хотя должно открыться на земле, но отнюдь не есть земное и мирское, а духовное, с небесным характером, ибо и Царь этого Царства не земной, а Небесный, и цели Его не на земле, а на небе, и члены Его должны смотреть на себя, пока живут на земле, как на пришельцев и странников, имеющих настоящее жительство на небесах. Посему и об условиях вступления в Царство Мессии Иоанн учил не так, как хотелось бы иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Истинное человеколюбие и ложное Слово в 18-ю годовщину братства святителя Николая чудотворца 12 . Чадца моя, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною. ( 1Ин. 3:18 ). Святой апостол и Евангелист Иоанн, именуемый Богословом по возвышенности содержащегося в его писаниях учения о Таинствах веры, например о Боге Слове, о духовном возрождении, о Таинстве Причащения и т. д., принадлежит также к числу величайших нравоучителей. В области нравоучения он есть по преимуществу учитель любви. Никто из апостолов в такой мере не усвоил заповеди Христа Спасителя о любви к ближним, как возлюбленный ученик Его Иоанн; никто с такою силою и убедительностью не раскрыл значения любви в деле спасения, как он. Излагая в своём Евангелии прощальную беседу Христа, он обратил преимущественное внимание на Его заповедь о любви, как заповедь новую ( Ин. 13:34 ). В его соборных посланиях преобладает учение о любви. И не только письменно, но и устно он с особою ревностью напоминал верующим о любви. В последние годы своей жизни он часто произносил одно наставление: «Дети, любите друг друга». – «Зачем ты повторяешь одно и то же»? спросили его ученики. – «Это самая необходимая заповедь, отвечал он; если её исполните, то весь закон исполните». Но как же именно должно её исполнять? Ответ на это содержится, между прочим, в его же словах из первого соборовало послания: «Чадца моя, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною». Углубимся в значение этих слов. Любить словом или языком значит уверять кого-нибудь в своей приязни, доброжелательстве, преданности, уважении, готовности ко всяким услугам. Но вот представился случай доказать на деле искренность этого уверения, и ничего не делают, – выручить ближнего из беды, помочь ему в нужде – отказываются. Извинительно это, если щедрые на слова и обещания неожиданно поставлены бывают в такие неблагоприятные обстоятельства, что лишаются возможности, при всём искреннем желании, оказать действительные услуги ближнему. К сожалению, ласковые слова и великолепные обещания нередко оказываются праздными словами и обещаниями потому, что или произносятся в порыве минутного, быстро исчезающего, увлечения и легко забываются, или служат покровом одного лицемерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Алексий Зосимовский января 1846 – †2 октября 1928 Прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г. 105 . Память празднуется 19 сентября/2 октября Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родился в Москве 17 января 1846 года в семье протоиерея Алексея Петровича Соловьева, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, профессора Вифанской Духовной Семинарии. Начальной грамоте Федор обучался у будущего своего тестя диакона Павла Смирнова. С малых лет мальчик отличался серьезностью, уклонялся от веселого общества и мирских развлечений. У Федора был отличный голос и слух, он очень любил музыку и с малых лет пел в церковном хоре. Научившись играть на рояле, он исполнял церковные песнопения. Поститься он начал с самого раннего возраста, как себя помнил. По окончании Андрониевского духовного училища он поступил в Московскую Духовную Семинарию. Учеба давалась ему нелегко и отнимала почти все время. Свой день юноша начинал с главы Евангелия и Апостола и только затем приступал к занятиям. В 1866 году Федор Соловьев завершил семинарское образование по первому разряду вторым в списке выпускников. 12 февраля 1867 года он обвенчался с Анной Павловной Смирновой, через неделю состоялось его рукоположение во диакона в Чудовом монастыре епископом Игнатием. Святитель Московский митрополит Филарет назначил его служить в храм святителя Николая в Толмачах, о котором он имел особое попечение. Настоятелем этого храма в то время был протоиерей Василий Нечаев, будущий епископ Виссарион, который стал первым духовным наставником новорукоположенного диакона Феодора. 27 января 1872 года в семье отца Феодора случается большое горе – умирает его матушка Анна Павловна, и отец Феодор остается с маленьким сыном Мишей на руках и живет вместе с тещей и свояченицей. Для отца Феодора это был страшный удар. Когда отпевали Анну Павловну, у него не было сил служить. Он стоял у гроба, неотрывно смотрел на любимое лицо, и слезы катились по его щекам. Начиналась иная, одинокая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коринфская церковь , в послании к которой содержатся сии слова, основана была апостолом Павлом. По отбытии его из Коринфа явились здесь учители не одинакового достоинства. Одни из них, например Аполлос, были достойными продолжателями дела Павлова: насаждённое Павлом семя истины Аполлос поливал и своими трудами, споспешествовал утверждению её в умах и сердцах. Он и ему подобные благоустрояли Коринфскую церковь на положенном проповедью Павла основании, которое есть Христос и Его Евангелие, – безукоризненно и правильно, в духе Павла. О других же учителях нельзя было сказать это. Не видно, чтобы они проповедовали еретическое учение, искажали догматы веры. Не видно также, чтобы они преподавали несогласные с евангельским учением правила нравственности. Ни в том, ни в другом не упрекает их Павел; но он даёт видеть, что в изложении христианского учения они давали слишком много места соображениям человеческой мудрости и пускались в изысканное красноречие. В их речах не было той простоты и прямоты веры, которою дышала проповедь Павла. Он боялся мудростью слова, отвлечённостью суждений, силою красноречия упразднить Крест Христов ( 1Кор. 1:17 ), т. е. ослабить учение о спасении мира Крестными страданиями и смертью Христа. Напротив, они изо всех сил бились блеснуть своею мудростью и красноречием и достигали того, что слушатели, увлекаемые их мудрованием и красноречием, о достоинстве предлагаемого им учения судили по личности учителей. Последние удовлетворяли свойственной греческому духу пытливости и пристрастию к красному слову. В их речах незаметно было отступления от евангельской истины, но вместе не было ничего такого, что могло бы укреплять и совершенствовать веру христиан. Речи их были благовидны, но легковесы и бесплодны. Это были сухие дрова, солома и сено, – вещества удобовозгораемые и быстро обращающиеся в пепел. Такими эти речи являлись пред судом строгой христианской истины; но ещё яснее должна обличиться их несостоятельность на суде Божием, в жизни загробной. Этот суд поистине есть огненное испытание и тогда откроется, кто из учителей веры на основании Христовом полагал золото, серебро и драгоценные камни, и кто дрова, сено и солому, т. е. чьё учение имело великую цену пред Богом, и чьё не имело никакой цены, хотя блеском своим увлекало слушателей. Сено и солома не выдержат огненного испытания правды Божией. На суде Божием не только окажутся несостоятельными человеческие мудрования и человеческое красноречие, их непригодность в деле веры, но вместе обнаружатся тайные сердечные побуждения, руководившие мудрователями и краснобаями. Люди, услаждавшиеся их речами, могли не замечать в них славолюбия и тщеславия, могли не догадываться, что они проповедуют о Христе не для славы Его имени, а собственно для прославления себя, для того, чтобы все говорили о их глубокомыслии и о силе их слова. Но на суде Божием все это будет обличено и посрамлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

МАЛЫЙ ВХОД НА ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ В заключение пения стихов третьего антифона на литургии оглашенных совершается торжественный обряд входа в алтарь с Евангелием, называемого малым, в отличие от великого входа со Святыми Дарами во время Херувимской песни на литургии верных. Малый вход совершается так: отверзаются Царские врата. Священник и дьякон перед святым престолом творят три поклона. Потом священник, взяв с престола книгу Евангелия, вручает ее дьякону. Начинается шествие. Впереди идет свещеносец со светильником. За ним следуют дьякон с Евангелием и священник. Они обходят престол с правой стороны, выходят из алтаря северной дверью и, став напротив отверстых Царских врат, преклоняют главы. Дьякон говорит: Господу помолимся , и священник про себя читает молитву входа. В ней он просит Господа, чтобы с их входом Он сотворил вход святых Ангелов, сослужащих им и славословящих благость Божию. По окончании молитвы священник восклоняет главу, и дьякон, указуя ему правой рукой на восток, говорит тихо: благослови, владыко, святый вход . Священник благословляет рукой на восток, произнося: благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков , – и целует Евангелие, находящееся в руках дьякона. Затем дьякон становится впереди священника лицом к востоку, и, дождавшись окончания третьего антифона, несколько возвышает Евангелие, и, делая им небольшой крест, возглашает: премудрость, прости . Затем он вступает в алтарь и полагает Евангелие на престоле. За дьяконом, поклонившись, входит священник. Оба целуют край святой трапезы. Между тем певцы поют: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий поющие ти: аллилуиа , – и к этому присовокупляют пение разных тропарей и кондаков. Затем следует пение Трисвятого, соединяемое с тайной молитвой священника в алтаре, чтобы Господь, внемлющий трисвятой песни от Серафимов, принял ее и от людей. Таков устав малого входа. Теперь надлежит изъяснить значение его в составе литургии оглашенных. Надобно заметить, что устав малого входа на литургии сходен с уставом входа на вечерне, положенного в воскресные и праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ» ж., издававшийся в 1860-1911 и 1915-1917 гг. в Москве, в 1912-1914 гг. в Сергиевском Посаде. В 1860-1865 гг. выходил с подзаголовком «Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания», в 1866-1914 гг.- «Ежемесячное издание духовного содержания». Инициатором издания был свящ. Алексий Ключарёв (впосл. архиеп. Харьковский Амвросий ), ставший соредактором-издателем вместе со свящ. Василием Нечаевым (впосл. еп. Костромской Виссарион ) и свящ. Василием Лебедевым . Митр. Московский св. Филарет (Дроздов) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о разрешении издания. После смерти свящ. В. Лебедева и выхода из состава редакции свящ. А. Ключарёва с окт. 1865 по дек. 1889 г. журнал редактировал свящ. (впосл. протоиерей) В. Нечаев. В 1890 г. он передал редактирование своему зятю, проф. МДА прот. Димитрию Касицыну , оставшись постоянным автором журнала. После смерти прот. Д. Касицына редакторами были в 1902-1907 гг. проф. МДА А. И. Введенский , в 1908-1911 гг. свящ. Михаил Фивейский, в 1912-1913 гг. прот. Иоанн Соловьёв , в янв.-мае 1914 г. Можайский еп. Василий (Преображенский) , в июне-дек. 1914 г. ген.-майор Н. П. Касаткин, в 1915-1917 гг. Серпуховской еп. Арсений (Жадановский) и епархиальный миссионер И. Г. Айвазов . Издателями до 1902 г. были редакторы, в 1902-1913 гг.- вдова прот. Димитрия О. В. Касицына, в янв. 1914 г.- еп. Василий, в февр.-дек. 1914 г.- Касаткин, в 1915-1917 гг. журнал издавался Чудовым в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рем . В 1860-1914 гг. 12 книжек за каждый год составляли 3 части, в 1915-1917 гг. выходило по 6 номеров в год, последние 2 выпуска 1917 г. были сдвоенными. В круг сотрудников и авторов в основном входили представители московского духовенства, профессора МДА. Перед журналом была поставлена задача «служить духовно-нравственному наставлению христиан», поэтому печатались назидательные и доступно изложенные научные статьи. В нач. XX в. журнал стал иллюстрированным и еще более популярным.

http://pravenc.ru/text/180721.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010