Преосвященнейший Виссарион, в мире Василий Петрович Нечаев, сын диакона Тульской губернии, Крапивенского уезда села Коледина, родился 13 марта 1822 года. Получив начальное и среднее образование в пределах Тульской епархии, он в 1844 году выпущен был из Тульской духовной семинарии студентом, с засвидетельствованием от семинарского начальства о способностях его, как «очень хороших», прилежании – «постоянно ревностном» и поведении – «весьма честном». Как один из лучших воспитанников семинарии, он в том же году, вместе с двумя товарищами своими – Гр. Як. Успенским и Александром Никаноровичем Ивановым 1 , – послан был на казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую духовную академию. Здесь, сдав приемные экзамены весьма хорошо 2 , он был принят и затем во все четыре года академического образования стоял в числе лучших студентов. Курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , которое он писал на четвертом году этого образования, завершило дело и окончательно решило участь его: отличные достоинства этого сочинения доставили В. П. Нечаеву третье место по списку в числе магистров XVI курса (выпуска 1848 года), давшего России многих доблестных деятелей на поприщах церковном и гражданском, по большей части уже скончавшихся, а частию и доселе здравствующих. Так, из 24-х магистров сего курса 3 три были архиереями: Василий (Левитов), епископ Пензенский († 1892 г.); Григорий (Медиоланский); епископ Пензенский же († 1881 г.) и Вениамин (Карелин), епископ Рижский († 1874 г.). Затем протоиереи Московские: В.М. Сперанский – первенец курса, весьма даровитый, обладавший обширными и основательными познаниями, но в то же время весьма скромный (сконч. в 1878 г.); – С. Г. Вишняков († 1892), М.С. Боголюбский, И.Н. Александровский († 1886 г.), Д.И. Языков, Π.М. Волхонский († 1893 г.); иногородние: Г.П. Первухин, с честию подвизающийся на церковно-общественном поприще в Твери, в сане кафедрального протоиерея; М.А. Германов, бывший уже в 1850-х годах кафедральным протоиереем в Томске; A. Н. Иванов , выше упомянутый; Н.А. Барский, И.Г. Поспелов и иные. Заслуживают упоминания также – Η.П. Гиляров-Платонов, кончивший курс вторым магистром, бывший бакалавром академии (в 1848–1855 годах), впоследствии редактор Современных Известий (сконч. в 1887 г.); К. И. Снитко, бывший директором Виленских народных училищ и членом Виленской археографической комиссии и публичной библиотеки; В.И. Лествицын, известный писатель-археолог (сконч. в 1890 г.) 4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

К читателям Книга, под именем: Очерки христианской жизни, предлагаемая вторым изданием благосклонному вниманию читателей, составилась из статей, помещенных в издаваемом нами журнале «Душеполезное Чтение» за ранние годы его существования. Статьи подобраны, относящиеся к положению христианина в житейском, особенно домашнем быту. В них указываются разные благоприятные и неблагоприятные стороны этого положения и предлагаются на основании Слова Божия и практических опытов советы, как должно вести себя христианам в положении жениха и невесты, в безбрачном состоянии, в сиротстве, во вдовстве, в отношении к мачехам, к пасынкам, к братьям и сестрам, к убогим, при многочадии и бесчадстве, в бедности, в старости и т. под. Мы желали возбудить внимание к нашей книге не одним содержанием ее, весьма близким к жизни, но также отсутствием отвлеченности в изложении. Удалось ли нам это, пусть судят читатели. Прот. В. Нечаев. Окт. 9, 1885 г. Женихи и невесты Именем жениха и невесты называются лица сговоренные или помолвленные, иногда лица ищущие себе невесту или жениха, а иногда лица достигшие совершеннолетия, брачного возраста. Мы будем говорить о женихах и невестах в первом смысле. Положение жениха и невесты в продолжение времени между помолвкой и свадьбой не всегда бывает приятным положением. Иногда люди решаются вступить в брак не по личному расположению к той особе, которую называют своим женихом, или своей невестой, а либо по расчету, либо по принуждению, и потому, естественно, отношения их к этой особе, на самых первых порах сближения, бывают натянуты, или лишены той нежности, какая свойственна лицам, чувствующим личную привязанность к кому-либо. Эта натянутость, этот недостаток нежности обыкновенно не укрываются от взора людей посторонних и подают повод одним к сожалению, другим к пересудам и насмешкам. Совсем не таково положение жениха и невесты, которых соединило личное расположение. И со стороны приятно смотреть на их радость, на их довольство, на их поэтическое настроение духа. Радость, которой бывают исполнены любящие сердца жениха и невесты, отражается и на их отношениях ко всему окружающему: она заставляет их смотреть светло на мир Божий и быть ко всем добрыми и ласковыми даже тех из них, которые до тех пор всего дичились, на все смотрели мрачно, недоверчиво, всех убегали. Такова могущественная сила личной привязанности. Она производит на душу жениха и невесты такое же благотворное влияние, какое производят весенние лучи солнца на почки растений, – она согревает, умягчает их душу, производя в ней те радостные ощущения, каких дотоле они не знали. Самые заботы об устроении будущего хозяйства и разные приготовления к свадьбе делаются для них легкими и нечувствительными под влиянием господствующего в них радостного настроения души. Время и опыт, без сомнения, могут ослабить его, но молодость не смотрит в будущее, – она любит жить настоящим, и не любит, если ей напоминают о возможности разных неприятностей в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

I. Паримия на вечерне в понедельник первой седмицы Великого поста. Притч. I, 1–20. В сей паремии сначала говорится о писателе притчей, о цели и сущности их, за тем предлагается наставление юношам слушаться родителей и избегать общения с людьми нечестивыми и беззаконными. Гл. 1 ст. 1. Притчи Соломона, сына Давидова, иже царствова во Исраили. Под притчами, составляющими содержание книги Притчей, разумеются отрывочные, иногда же связные, в последовательном порядке изложенные изречения, в которых предлагаются то разнообразные правила благоразумия и благоповедения в жизни религиозной, нравственной, общественной, семейной и хозяйственной, то умозрительные истины, то опытные наблюдения над ходом дел человеческих. В церковно-славянской Библии эти изречения именуются притчами, в Греческой паримиями ( παροιμιαι). Смысл обоих наименований одинаков. Паримия, по объяснению св. Василия Великого (Бес. на притчи Соломона), значит припутное ( παρα – при и οιμος – путь) изречение, т.е. такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, сообщая ему нужные сведения для благополучного движения по этим путям. Церковно-славянское слово притча состоит из двух слов: при и тча (теча). Корень последнего слова: теку (бегу, поспешаю), – тот же самый, который слышится и в слове предтеча 2 . Стало быть притча значит то же, что греческое паримия, именно путеуказательное изречение, такое, которое полезно и нужно помнить человеку, чтоб на отмеренном ему Провидением поприще жизни не сбиться с пути и благополучно пробежать это поприще. – Приточные изречения отличаются от других однородных с ними по содержанию наставлений и правил тем, что заключают в себе суждения, выраженные языком, напоминающим народные присловия, поговорки и загадки. – От притчей ( παραβολαι) Христовых притчи Соломоновы отличаются тем, что имеют вид суждений, тогда как притчи Христовы суть рассказы, представляющие истину под образом предметов и событий, взятых из окружающей природы и житейского быта. Многие из притчей Соломоновых представляют истину тоже в подобиях и образах, но без повествовательной формы и в этом отношении с ними сходны краткие приточные изречения Христовы, например: «слепец слепца аще водит, оба в яму впадут» ( Мф. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы (Исход. I, 1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. Исх. 1:1–5 . Сие имена сынов Исраилевых, входящих в Египет вкупе со Иаковом отцем их, кийждо со всем домом своим внидоша: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир. Иосиф же бяше во Египте. Бяше же всех душ, исшедших из Иакова, седмьдесят пять. Имена сыновей Иакова, водворившихся в Египте, перечисляются как имена родоначальников отдельных колен, происшедших от каждого из них; перечисление сынов Израиля делается не по порядку рождения, а по матерям; сперва мы видим имена сынов Иакова от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон; за ними следуют сын Иакова от Рахили Вениамин, младший между братьями, наконец сыновья Иакова от служанок Лии и Рахили: Дан, Неффалим, Гад и Асир. Иосиф, сын Рахили, не поминается наряду с братьями, но о нем замечается только, что он бяше во Египте, т.е. прежде них водворился в Египте и тем предуготовил им переселение в страну, где их потомство возрасло в народ. – Кийждо со всем домом своим, т.е. со всем семейством – женами детьми и внуками, также со всем имуществом, именно рабами, скотом и прочим хозяйством. Такое обширное значение, в сем случае, дома подтверждается свидетельством книги Бытия, где ясно сказано, что «с Иаковом пришли в Египет сыны его и сыны сынов его, и весь род его, дочери его и дочери сынов его, и что они взяли с собою скот свой и все имущество свое» ( Быт. 46:6–7 ). В той же книге перечисляются поименно члены рода Иаковлева, которые вместе с Иаковом, как там сказано, пришли в Египет. Но как надобно понимать употребленное о них выражение пришли или переселились вместе с Иаковом? Так ли, что все они лично переселились вместе с Иаковом в Египет? Нет. Ибо известно, что один из них, именно Иосиф, поселился в Египет задолго до переезда Иакова, а другие из обозначенных в помянутом перечислении книги Бытия членов рода Иаковлева, например, дети Иосифа Ефрем и Манассия ( Быт. 46:27 ), внуки его (20), внуки Иуды от Фареса (12), и внуки Вениамина (21), – родились уже в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Возвратитеся, сынове возвращающиеся, и исцелю сокрушения ваша ( Иер. 3, 22 ). С каким трогательным увещанием обращается Господь к сынам Израиля! Они отвратились от Него, променяли служение Ему на служение ложным богам и за сие навлекли гнев Его, сокрушены были тяжкими ударами от врагов (ассириан), опустошивших страну их и жителей ее пленивших. Но Господь не оставляет их своей милостью, призывает их к себе, и с какою отеческой любовью призывает! „Возвратитеся, сынове возвращающиеся“ (отвращающиеся от Меня) 1 . „Ведь вы сыны Мои, хоть и мятежные. Мне жаль вас. Вспомните, какими милостями Я ущедрял вас, когда вы сохраняли верность Мне; устыдитесь вашей неблагодарности, вашего отпадения от Меня; вразумитесь хоть теми бедствиями, какими Я наказал вас, предав вас во власть иноплеменников. Тяжело жить под их ярмом, но если обратитесь ко Мне с раскаянием в неверности Мне, Я исцелю сокрушения ваши, уврачую раны, нанесенные вам гневом Моим, возвращу вас на родину“. – С подобным трогательным воззванием Господь обращается к новозаветным верующим. Все они тоже сыны Его по благодати возрождения, но не все сохранили верность Ему, какую обещали в крещении. Называют они Бога отцом своим, но не слушают Его и святой церкви Его, заповеди Его преступают и своим нехристианским житием радуют диавола, от служения которому отреклись в день крещения. Но милосердый Господь готов простить им все, если только они обратятся к Нему с раскаянием; готов с любовью принять их в свои отеческие объятия, как принял блудного сына отец, по сказанию евангельской притчи; готов исцелить их греховные раны, как бы ни были они многочисленны, застарелы и мучительны; готов излить на них свою благодать, оправдывающую, освящаемую, умиротворяющую и спасающую. Итак, обратись же к Нему, грешная душа, и повергни себя в Его отеческое лоно, если дорожишь твоим спасением. Господь долготерпит на нас, не хотяй, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Петр. 3, 9 ). Поразительный пример долготерпения Божия к грешникам представляет история всемирного потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Есть теория, которая утверждает, что человеческий род начал историю своего существования с дикого состояния, близкого к жизни бессловесных, и что он стал выходить из этого состояния медленным путем постепенности. Прошло несколько тысячелетий, прежде чем животные инстинкты сменились в людях разумными и нравственными потребностями, прежде чем они дошли до состояния, которое принято называть культурным или цивилизацией. Само собой разумеется, что по смыслу этой теории у первобытных людей не было понятия о браке как о союзе не физическом только, но и нравственном. Возможно было одно дикое половое совокупление с кем попало. Сношения полов были чисто случайные, непрочные и кратковременные: в основании их не лежало никакого нравственного обязательства. Дети, рождавшиеся от таких родителей, не знали, кто у них отец; знали одну мать и то до тех пор, пока находились на ее руках, пока питались ее молоком. Как только они становились на ноги и начинали жить сами по себе, у них, как и у бессловесных, порывалась всякая связь с матерью. Так проповедует теория, опираясь на то, что и в настоящее время у некоторых племен, не вышедших из дикого состояния, брака тоже нет. Но так ли говорит история – не та история, которая созидается на основании данных, допускающих разнообразное до противоречия толкование, на основании археологических открытий и геологических исследований, доказывающих, якобы неоспоримо, будто дикость была первоначальным состоянием человечества, но история подлинная, сообщающая сведения о начале человеческого рода не догадочные, не предположительные, но твердые и положительные? К счастью, мы имеем такую историю; до нас из глубины тысячелетий дошел письменный исторический памятник, значения которого можно не ценить только под влиянием предвзятых мнений не в пользу его. Что же открывается при знакомстве с этим памятником? Открывается, что дикость, которую почитают первоначальным состоянием людей, отнюдь не есть первоначальное состояние; что ей предшествовало высокое духовное совершенство. Человек ниспал с этой высоты и, падая глубже и глубже, дошел до дикости, точнее – до одичания, в котором утрачены были первоначальные воззрения на брак как на союз нравственный и сменились владычеством грубых животных инстинктов. Раскрываем книгу Бытия и вот что узнаем на первых страницах ее. Создание жены и установление брака как духовно-нравственного союза

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Источник греха заключается собственно в душе, а не в теле с его чувствами. Не захочет она уступить греховному искушению, никакие впечатления от внешних предметов не увлекут ее на грех . Силою воли, при помощи благодати Божьей, она может избегнуть всех внешних поводов к греху и при неизбежной встрече с греховным искушением от вне стать выше его: она может, видя, не видеть, слыша, не слышать, т.е. не увлекаться теми впечатлениями, которые доходят до неё чрез зрение и слух. Посему, приступая к рассмотрению грехов чувств, мы имеем в виду не то, будто в чувствах заключается причина греха, а то, что душа пользуется чувствами, как орудиями греха, злоупотребляет ими, или что не употребляет их согласно их назначению. Кроме внешних чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса – к грехам может подавать повод также и внутреннее чувство. Начнем с внешних чувств. Зрение Значение зрения в духовной жизни весьма велико. Оно служит проводником в душу добрых впечатлений от мира видимого. «Через него душа наша познает чудеса премудрости, благости и всемогущества Божия, являющиеся повсюду в делах мироздания» ( Рим.1,20 ). Открытия в области наук естественных суть большею частью плод наблюдений через чувство зрения. Умилительное действие на душу обрядов богослужения, благоговейного участия в ней верующих, благолепия храмов Божьих, производится на душу через зрение. Но оно же проводит в душу впечатления греховные: 1)  Через зрение возбуждаются и питаются нецеломудренные помыслы, о преступности, которых можно судить по словам Христовым: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце» ( Мф.5,28 ). 2)  Путем зрения проникают в душу впечатления от зрелищ, растлевающих душу. Таковыми в языческой древности были гладиаторские игры; в наше время с этим характером является у испанцев бой быков и у всех народов потешная травля зверей, особенно предосудительная, когда затравливают десятками псов одного бессильного зверька, бесстыдные театральные представления, в которых действующими лицами являются полуобнаженные лица женского пола, нескромные живые картины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Книга Левит занимает третье место в Пятокнижии Моисеевом. В Еврейской Библии она надписывается начальным словом и воззвал, которое указывает на связь этой книги с заключением предшествующей ей книги Исход. В этом заключении говорится, что Моисей во время явления славы Божией при освящении скинии свидения, не мог войти в нее. Когда же он вошел в нее? Когда Сам Господь из скинии воззвал его для сообщения ему новых откровений. С указания на это воззвание и начинается книга Левит. В ней излагаются законы о жертвах, правила левитского служения в скинии и вне скинии, законы о праздниках, о чистоте жизни священников, с присовокуплением рассказа о посвящении Аарона и сыновей его, и обетований и угроз обращенных ко всему народу Наименование Левит, дано третьей книге Моисеевой в Греческой ( Δεβυτιλν, т-е ββλιον) Библии и из нее перешло в Славянскую потому, что законы относительно левитского служения составляют преимущественное ее содержание Из книги Левит для церковных чтений взята одна только паримия, именно часть 26 главы, в которой содержатся обетования Господа исполнителям законов Господних и угрозы нарушителям. Эта паримия положена на празднование новолетия 1-го сентября, и на 27 июня на праздник Полтавской победы Лeb. XXVI:3–4 . Глагола Господь сыном Исраилевым, глаголя: аще в повелениих Моих ходите и заповеди Моя сохраните и сотворите я: и дам вам дождь во время свое, и земля даст плоды своя, и древа сельная отладят плод свой. Обетования наград за исполнение закона, равно как и следующие затем угрозы, какие обращаются здесь ко всему Еврейскому народу, носят чувственный характер, имеют предметом своим блага и бедствия земные. Это потому, что народ находился на невысокой ступени духовного развития и нуждался в поощрениях к исполнению закона осязательно-чувственных. До бескорыстного служения Богу, без поощрения земными наградами и без страха земных лишений и бедствий, он в большинстве не мог возвыситься, – хотя и ему, этому чувственному народу, дана была заповедь любить Бога всем сердцем, всею душею и всею мыслию (Второзак VI, 5), и следовательно, не скрыто от него высшее побуждение к исполнению прочих заповедей Божиих

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Кто из христиан подражает Анании и Сапфире (V, 3–4) Прот. В. Нечаева, ныне Еп. Виссариона Пример Анании и Сапфиры, обличенных и наказанных за двоедушие и лицемерие, содержит вразумление для всех. Если нельзя не признать справедливым суда Божия, покаравшего этих несчастных супругов, то да устрашится каждый из нас подражать им в преступлении, за которое они подверглись сему суду. Пусть каждый из нас спросит совесть, не виновен ли он в грехе, подобном тому, за который заслужили обличение и наказание Анания и Сапфира, не подражаем ли мы их примеру? Ах, как много среди нас найдется таких подражателей! Есть люди благочестивые только по видимому, постники и богомольцы только напоказ; они заботятся не о том, чтобы другие прославляли Отца небесного, видя свет их благочестия, а о том собственно, чтобы другие любовались зрелищем их благочестия и прославляли не Отца небесного, а их одних. Они подражают Анании и Сапфире. Есть люди, которые или по ложному стыду, или по отсутствию страха Божия, дерзают лицемерить на самой исповеди, когда или совсем утаивают и отрицают свои грехи, или легкомысленно извиняют их, уменьшают их важность, несмотря на то, что Сам Христос невидимо стоит перед ними в сии священные минуты и приемлет исповедание их, несмотря на то, что утаением и извинением своих грехов они усугубляют свою виновность перед Богом. Они подражают Анании и Сапфире. Есть любители благотворении, которые расточают огромные суммы на построение и украшение храмов, на устроение и поддержание школ, больниц, богаделен, не скупятся на пожертвования на нужды общественные, особенно в крайних случаях, например, во время неурожая, войны, повальной болезни, но которые, к сожалению, все это делают не по ревности к славе Божией, не по христианскому состраданию к ближним, а по своекорыстным расчетам, с целью, чтобы про них все говорили, с надеждой получить награду, в виде, например, высокого чина, ордена и т.п., а иногда с целью отвести глаза от своих нечистых дел (например, благотворители – скопцы). Они подражают Анании и Сапфире.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

По смерти Иисуса Навина и современных ему старейшин история Израильтян в течении 450 лет представляет ряд преступлений и следовавших за ними общественных бедствий, по прошествии которых они опять поспешали к преступлениям. Преступления состояли в том, что сыны Израилевы, вместо того, чтобы по повелению Божию истреблять Хананеев, щадили их, довольствуясь их подданством, вступали с ними в близкие житейские сношения, даже в супружеские союзы, и перенимали у них идолопоклонство, вместе с ними кланялись Ваалу и Астарте. Идолослужение вело к нравственному растлению. С религиозным и нравственным упадком соединялась утрата общественного духа, терялось сознание государственного единства, колена раздираемы были взаимною завистью и распрями, и вследствие того легко подвергались неоднократному порабощению от соседних народов. Господь предавал Свой народ в руки иноплеменников в наказание за его нечестие и развращение. Эти бедствия обыкновенно вразумляли виновных и заставляли их обращаться с раскаянием к Богу Отцев. И тогда Господь возвращал им Свою милость, и для спасения их от врагов посылал одного за другим людей, которые назывались судиями. Они назывались так потому, что служение их состояло не в том одном, что они спасали народ силою оружия, но и в том, что они, по окончании борьбы с внешним врагом, принимали на себя судебную власть над всем Израилем, что они в качестве верховных судей творили суд и расправу во всех коленах Израильских, и тем поддерживали в них государственное единство, пока не установлена была над ними царская власть. Не все впрочем из этих верховных судей известны военными подвигами, – но все они заботились о прекращении общественных нестроений, а главное – о восстановлении и поддержании истинного богопочтения. – Первым судьей был Гофониил, последним Самуил. Всех было 13, если не включать в их число Илия, который в лице своем соединял власть судьи с званием первосвященника. Они следовали один за другим не в непрерывном порядке, а большею частью после промежутков безначалия и общественных неурядиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010