Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание В. Н. Мышцын. Фотография. Нач. XX в. Василий Никанорович (21.01.1866, с. Волынь Рязанского у. и губ.- 02.08.1936, г. Загорск, ныне Сергиев Посад), д-р церковного права, правосл. богослов, библеист, канонист. М. род. в семье священника Преображенской ц. с. Волынь. Окончил Рязанское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), МДА (1890), последнюю 2-м по списку, с правом защищать магистерскую диссертацию без нового экзамена. В степени кандидата богословия был утвержден 19 июня 1890 г. после защиты диссертации по теме: «Учение Святого ап. Павла о законе дел и законе веры». В 1891 г. диссертация была удостоена премии митр. Иосифа (Семашко) как лучшее кандидатское сочинение. Был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Свящ. Писания НЗ под рук. проф. М. Д. Муретова . По окончании стипендиатского года указом обер-прокурора Синода от 4 июля 1891 г. был назначен в Симбирскую ДС преподавателем греческого языка, с 12 нояб. 1891 по 29 февр. 1892 г. преподавал там же Свящ. Писание. Приказом обер-прокурора Синода от 19 марта 1892 г. М. был переведен по собственному желанию в Рязанскую ДС на сверхштатную кафедру Свящ. Писания, 2 сент. 1892 г. занял там же кафедру греч. языка; преподавал также арифметику в Рязанском епархиальном женском уч-ще. Решением Совета МДА от 28 янв. 1894 г. был приглашен к занятию должности доцента по кафедре Свящ. Писания ВЗ и после прочтения 10-11 марта 2 пробных лекций: «Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих» и «Очерк содержания Книги Екклезиаст» - занял кафедру в статусе и. д. (исполняющего должность) доцента. 12 мая 1894 г. защитил на степень магистра богословия переработанную канд. дис. «Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры»; офиц. оппонентами выступили ординарный профессор по кафедре Свящ. Писания НЗ Муретов и экстраординарный профессор по кафедре греч. языка и словесности И. Н. Корсунский . В магистерской степени М. был утвержден указом Синода от 20 сент. 1894 г. на основании отзыва рецензента от Синода еп. Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева) ; 23 окт. был утвержден в должности доцента. 9 июня 1898 г. был избран экстраординарным профессором. Летом 1900 г. участвовал в поездке студентов и преподавателей МДА во главе с ректором академии еп. Арсением (Стадницким) по Палестине, Сирии, Греции. В Иерусалиме составил описание музея древностей книгохранилища архим. Антонина (Капустина) . В 1904 г. изучал античные древности в Риме и Неаполе, а затем в других европейских музеях. В 1905-1906 гг. в ж. «Богословский вестник» вел отдел по церковным и общественным вопросам.

http://pravenc.ru/text/2564538.html

Милосердие к ближним Слово в 17-ю годовщину Братства святителя Николая 11 . Облецытеся, якоже избраннии Божии, святи и возлюбленнии, во утробы щедрот. ( Кол. 3:12 ). Братство святителя Николая, учреждённое для вспоможения бедному духовенству в содержании его детей во время воспитания их в духовно-учебных заведениях, сегодня празднует семнадцатую годовщину своего существования. Служение ближним в их нуждах – телесных и духовных; разного рода благотворительность, есть долг, который, в пределах возможности, должен быть исполняем каждым христианином, наипаче же людьми, добровольно принявшими на себя участие в сем служении в качестве членов благотворительных обществ. – Бывает иногда, что люди, соединившиеся для служения какому-нибудь доброму делу, сначала горячо принимаются за него, a потом ослабевают в усердии к нему, даже совсем устраняются от участия в нём, новые же деятели не являются взамен их, – и благотворительное общество расстраивается и иногда совсем прекращает своё существование за недостатком членов и средств. Ни того, ни другого, благодарение Господу, до сих пор не случилось с благотворительным Братством, приютившимся под сенью здешнего храма; но за будущее нельзя ручаться. Во всяком случае ревность к делам благотворения мы должны возбуждать и поддерживать в себе напоминаниями о их обязательности и спасительности. К числу сих напоминаний относится избранное нами на сей раз для размышления сильное слово апостола из послания к Колосским христианам: «Облецытеся, якоже избраннии Божии, святи и возлюбленнии, во утробы щедрот». Облецытеся во утробы щедрот. Под щедротами, к которым располагает христиан апостол, разумеется милосердие к ближним, или сострадательное участие к ним в их жалком положении, в их нуждах душевных и телесных. Те и другие нужды весьма разнообразны и сочувствие к ним должно быть выражаемо деятельным образом. Начнём с первых. Вот ближний твой недугует невежеством в деле веры, не понимает важности христианского звания, предан грубому суеверию. Ты же, напротив, богат духовным ведением, основательно и всесторонне усвоил христианское вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Молитва Господня Молитва Господня читается: Отче наш , иже еси на небесех и т. д. Она принята христианской церковью из уст самого Господа Иисуса Христа ( Мф.6:9 , Лк.11:2 ) и потому называется Господней. В Евангелии Луки читаем: «случилось, что когда Он (Иисус) в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите (или, как читаем в Евангелии Матфея, молитесь так): Отче наш и т. д. Нет сомнения, что каждый из нас непременно должен знать и буквально повторять эту молитву; не только неопытные, но также опытные и усовершившиеся в деле молитвы, все обязаны молиться по данному нам готовому образцу молитвы. От этой обязанности не освобождает нас то, что, по слову, Спасителя, «поклоняющиеся Отцу должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Данный Христом образец молитвы не есть буква убивающая, а дух животворящий, не есть что-нибудь преходящее, временное, несущественное и допускающее изменения, напротив, в ней выражается истинная, непреложная сущность молитвы. Св. Киприан так рассуждает об этом: «Христос предрекает, что грядет час, когда истинные поклонники поклонятся Отцу духом и истиною, и исполнил обетование, так что мы, которые прияли дух и истину по силе принесенного Им удовлетворения, поклоняемся истинно и духовно по Его также преданию. Ибо, какая молитва может быть духовнее той, которую дал нам Христос, пославший нам и Духа Святаго? Какое моление пред Отцом может быть более истинным, как не произошедшее из уст Сына, Который есть Истина? Молиться иначе, нежели как Он научил, есть не только невежество, но и преступление» 9 . – Таким образом, ревнители молитвы духовной напрасно стали бы уклоняться от употребления молитвы Господней под тем предлогом, будто оно несогласно с духовным служением Богу: она есть самое лучшее выражение молитвенных духовных расположений и лучшее средство для возбуждения и укрепления их. «Итак, – продолжим слова св. Киприана, – будем молиться так, как Учитель наш Господь научил. Любезна и приятна молитва того, кто просит Бога Его же словами, кто в уши Его возносит моление Христово. Знает Отец глаголы Сына. Когда молитву Сына воссылаем, то в сем гласе слышится Тот самый, Который обитает в персях Отца; и так как мы имеем в Нем Ходатая пред Отцом о грехах, то, прося о грехах, произносим слова Споручника нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Молитва ко Святому Духу «Царю небесный, Утешителю, Душе (Дух) истины, иже везде сый (везде сущий) и вся исполняяй, сокровище благих (сокровищница благ) и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Молитва ко Св. Духу взята из стихир в праздник Пятидесятницы. По церковному уставу она употребляется ежедневно в церковных службах с праздника Пятидесятницы, в который воспоминается сошествие Св. Духа на апостолов, до Пасхи, с праздника же Пасхи до пятидесятницы употребление её прекращается. Молитва к Св. Духу занимает место в начале всяких восследований церковных молитв конечно потому, что Дух Святый есть учитель и наставник молитвы. По слову Апостола, «мы не знаем, о чем молиться, как должно: но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Начиная наши молитвы молитвою ко Св. Духу, мы привлекаем Его благодать, возбуждающую дух молитвы и освящающую молящихся. Царю небесный. Почему Дух Святый называется Царем? Потому что Он, как третье Лице Св. Троицы, имеет одинаковую власть с Богом Отцом и Богом Сыном. Власть сию Он проявляет во всем мире, как Творец и Владыка его, но особенно во святой Церкви, в которой Он поставляет пастырей ( Деян.20:28 ) и «разделяет дары свои каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 ). Небесным Царем Дух Святый именуется и по отношению к небожителям, ангелам и святым человекам, из среды которых, как ближайших зрителей Его царственной славы, Он простирает власть на всю подсолнечную и на нашу грешную землю, и по отношению к благодатной церкви, которая есть царство небесное на земле. Царю небесный, Утешителю, Душе истины. Наименование третьего Лица Св. Троицы Утешителем, Духом истины, заимствовано в молитву из последней прощальной беседы Спасителя с учениками: «и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины» ( Ин.14:16–17 ). Апостолы, к которым относилось это обетование, так привыкли к личному общению с Иисусом Христом, что предстоявшая разлука с Ним могла бы сопровождаться пагубными для них и их дела последствиями, если бы не сошел на них Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Молитва Трисвятого Молитва Трисвятого читается так: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас». Очевидно, что наименование сей молитвы произошло от троекратного повторения в ней слова: Святый. К одному ли из Лиц св. Троицы, или ко всем Лицам св. Троицы мы обращаемся с молитвою Трисвятого? Ко всем Лицам, а не к одному. Так, а не иначе научает нас разуметь эту молитву св. Церковь , когда в праздник Пятидесятницы словами сей молитвы воспевает св. Троицу так: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа; Святый крепкий, имъже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир; Святый безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице святая, слава Тебе». В молитве Трисвятого, обращаясь ко всем Лицам св. Троицы, мы произносим: «помилуй нас», а не «помилуйте нас». Почему так? Потому, что все Лица св. Троицы, раздельные по личным свойствам (Отец не рождается, Сын от Отца рождается, Дух Святый от Отца исходит), нераздельны по божеству. Нечестиво было бы думать, что Отец, Сын и Св. Дух суть три отдельные божества, а не един Бог , во св. Троице покланяемый и славимый. И от сего-то нечестия св. Церковь предостерегает нас, научая нас взывать к трем Лицам св. Троицы о помиловании не в множественном, а в единственном числе: помилуй нас; обращаться к ним, не как к трем отдельным богам, а как к единому Божескому существу. Подобное предостережение заключается и в кратких возгласах священника: «яко твое (а не ваше) есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа. – Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем (Тебе, а не вам славу возсылаем), Отцу и Сыну и Святому Духу». По объяснению св. Иоанна Дамаскина , в состав молитвы Трисвятого вошли слова из серафимского славословия, слышанного пророком Исаией ( Ис.6:1–3 ): «свят, свят, свят Господь Саваоф». Серафимское славословие Исаия слышал во время того таинственного видения, которым он призван был к пророческому служению. Он удостоился видеть Господа, седящего в храме, или над храмом, на величественном престоле. Пред Ним были Серафимы, из которых каждый имел по шести крыл: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги, и двумя летали. И взывали друг к другу (т. е. попеременно, на два лика): «свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!». Стены здания потрясались от их восклицания; и по всему храму разносилось курение. Славословие чистых духов произвело скорбь в душе пророка. Он желал бы и сам принять участие в их славословии, но не дерзнул на это, помыслив, что его нечистые уста недостойны воспевать хвалу Богу вместе с чистыми голосами безгрешных певцов. «Жалкий я человек! сказал он: стою на краю погибели. Уста мои нечисты, и живу среди людей с нечистыми устами». Господь повелел одному из Серафимов очистить Исаию прикосновением к его устам горящего угля и послал его очищенными устами возвещать народу угрозы и обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Наше время, обильное всякого рода вопросами, с особенною настойчивостью выдвигает вопрос об отношении сектантства к Церкви. Говоря о сектантстве, мы имеем в виду не всех иноверцев, а собственно религиозные общества, отделившиеся от православной русской Церкви, – старообрядческие поповщинского и беспоповщинского толков с их многочисленными подразделениями, – общества с лжемистическим характером: духоборцев, хлыстов, скопцов, шалопутов, – общества с протестантским оттенком – молокан, штундистов, пашковцев и т. п. Давно известная истина, что для борьбы с сектантскими заблуждениями наипаче потребны духовные средства, именно обличение и вразумление заблуждающих словом устным и письменным, молитвою о просвещении их благодатью Св. Духа, и примером строго благочестивой жизни. – Но на ряду с духовыми способами действования на заблуждающих у нас существуют внешние церковно-гражданские узаконения, которыми предписываются, хотя не всегда употребляются, запретительные и карательные меры против сектантства. Так, закон повелевает не преследовать раскольников за мнения о вере, за приватное моление их по своему обряду; но закон строго запрещает им распространять свои заблуждения, совращать православных, совратителей и совращённых подвергает ответственности пред судом, не дозволяет раскольникам вновь строить церкви и часовни, переделывать старые, разводить скиты, частные жилища обращать в места публичных молений, вновь печатать и продавать свои богослужебные книги, беглых священников отсылать к епархиальному суду, запрещает браки раскольников с православными, молокан и духоборцев предписывает удалять от православных в особые места для поселения, запрещает им иметь в услужении православных, на скопцов смотрит, как на уголовных преступников. – Само собою разумеется, что этими мерами, которыми закон противодействует сектантству и ограждает от него церковь , не могут быть довольны те, против кого он направлен. Ограничение свободы в исповедании своего учения и в богослужении сектанты обыкновенно называют гонением за веру, не обращая внимания на то, что сущность законодательных мер против сект состоит главным образом в противодействии распространению их; раскол преследуется не за мнения, а за так называемое оказательство и иногда за преступления против государства; что если при царе Алексее Михайловиче строго потуплено было с раскольниками, запершимися в Соловецком монастыре и, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, с раскольниками неистовствовавшими в Московском Кремле, то это было укрощением мятежа, а не гонением за веру; что изуверы, преследуемые законом за уродование себя и других, также изуверы, которые под предлогом ревности по вере, бегают от исполнения гражданских обязанностей (странники, бегуны), не могут быть терпимы ни в каком благоустроенном обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Образ доброго человека Слово пред отпеванием протоиерея Московской Симеоно-Столпнической церкви, за Яузой, Алексея Петровича Соловьёва-Михайлова, произнесённое 25-го января 1882 года 95 . Св. Григорий Богослов , память которого церковь сегодня совершает, своё похвальное слово Афанасию Великому , архиепископу Александрийскому, начинает так: «хваля Афанасия, буду хвалить добродетель». Это означает, что жизнь Афанасия была воплощением добродетели, наглядным образом, по которому можно составить понятие о том, что такое добродетель, в чём сущность, какие свойства её. Изречение о св. Афанасии святого Григория напоминается нам предстоящим гробом. Есть поговорка: об умерших надобно говорить только хорошее, или лучше ничего не говорить. В новопреставленном протоиерее Алексее было много хорошего, много нравственных достоинств, так что нельзя не помянуть его добром, нельзя не отозваться об нём с похвалою. Но в ряду его нравственных похвальных качеств не было ли такого, которое бы составляло господствующую, средоточную черту его нравственного образа, определяло его характер? Мы знаем такую черту. Едва ли ошибёмся, если скажем, что это была сердечная доброта. Эта черта бросалась в глаза всякому, кто хоть сколько-нибудь был знаком с ним. На всякого она производила впечатление. Всякий после свидания и беседы с ним думал или говорил про него: что за душа человек, – какой добрый, симпатичный, мягкосердечный! – Да, он был поистине добрый человек, – до того добрый, что если нужно память его почтить похвалами, то восхвалять его значило бы восхвалять сердечную доброту. Она так сроднилась с ним, так отпечатлелась в его нравственном образе, что представление о его личности нельзя отделить от представления о ней, – подобно тому, как представление о великом Афанасии св. Григорий не мог отделить от представления о добродетели. Быть добрым, мягкосердечным, симпатичным человеком, – это такое достоинство, которого не может заменить богатое умственное развитие, но без сердечной доброты. Что толку в уме, когда сухо и чёрство сердце? И дух злобы – умнейшее существо; он отличный естествослов, отличный душеведец. Пред вторым Христовым пришествием он чрез антихриста, на удивление миру, покажет такие поразительные опыты своего искусства пользоваться силами природы, что их почтут за чудеса. Но что хорошего в таком блестящем и многосведущем уме, когда это – ум духа злобы и лукавства, изобретательный на одно зло? Что хорошего и в человеческом уме при недостатке сердечной доброты? Как тяжело было бы жить на свете, если бы всё приходилось иметь дело с людьми, которые на каждом шагу давали бы нам чувствовать своё превосходство в умственном отношении и не смягчали бы этого чувства добродушием, – с людьми, от которых веет холодом самолюбия, от которых не жди сочувствия в горе и радости, – с которыми нельзя сойтись по душе! – Общежитие держится не столько умными, сколько добрыми людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Паримии из 1-го соборного послания святого Апостола Петра, читаемая на вечернях во дни памяти Апостолов Петра и Павла, Филиппа, Матфея, Андрея Первозванного и Варфаломея. Самая значительная по размеру паримия из 1-го послания Петрова заключает в себе 1-ю главу этого послания (1–25) и начало 2-й (1–6). В сей паремии Апостол, после приветсвия верующим, благославляет Бога за благодать возрождения и спасения во Христе Иисусе (1–12), затем предлагает им увещание вести свято, любить друг друга (13–25) и преуспевать в духовной жизни (2:1–6). Гл. 1, стт.1, 2. Петр, Апостол Иисуса Христа, избранным пришельцем разсеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крови Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Свое послание Апостол начинает благожелательным приветствием. Какого же блага Апостол желает тем лицам, для которых предназначено послание? Он желает им «да умножится в них благодать и мир». Под благодатью разумеется сила Божия, служащая к нашему просвещению, к очищению, к освящению и спасению. Под миром разумеется свышний мир, или духовная радость, присущая причастникам благодати. Благодать и мир усвояются через веру. Желать верующим умножения благодати и мира значит желать, чтобы они, при помощи благодати Божией, более и более преуспевали в жизни духовной, более и более просвещались и освящались и чтобы вследствие сего живее ощущали духовную радость. Верующих, к которым Апостол обращается этими благожеланиями, он называет пришельцами разсеяния. Это название применяемо было обыкновенно к израильтянам, обитавшим вне отечества в чужих странах, где они были разсеяны в пленение Ассирийское и Вавилонское ( Иак. 1:1 . Ин. 7:35 ). Но Апостол пишет послание к верующим не из одних иудеев, но также из язычников, как ясно видно из указания в самом послании (2:10; 4:3). Посему наименование пришельцев разсеяния употреблено здесь не в собственном, а в переносном смысле: все верующие во Христа, где бы ни жили, на родине ли, или в чужих краях, должны взирать на земную жизнь, как на время странствования к небесному отечеству; должны исповедовать:«не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» ( Евр. 13:14 ); должны помнить, что настоящее «жительство их на небесах» ( Флп. 3:20 ), и сим памятованием удерживать себя от пристрастия к месту временного своего пребывания и к земным благам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Паримия из книги пророка Ионы, в Великую субботу В сей паримии, заключающей в своем составе все четыре главы книги пророка Ионы, содержится повествование о посольстве Ионы в Ниневию для возвещения гнева Божия на Ниневитян. Ион.1:1–2 . Бысть слово Господне ко Ионе сыну Амафиину, глаголя: востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем, яко взыде вопль злобы его ко Мне. Наименование Ионы сыном Амафииным указывает на тожество его с Ионою, также сыном Амафииным, о котором упоминается в повествовании 4-й книги Царств о царствовании Иеровоама II, царя Израильского. По свидетельству этой книги, Иеровоам II расширил пределы Израильского царства от входа Емафскаго (долина между горами Ливаном и Антиливаном) до моря Аравского (Мертвого), по глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, иже от Гефаховера ( 4Цар. 14:25 ), города в колене Завулоновом, в Нижней Галилее ( Нав. 19:3 ). Здесь идет речь об исполнении пророчества Ионы о восстановлении границ Израильского царства вследствие удачной войны Израильтян с Сирийцами, или о возвращении отнятых Сирийцами областей. Но когда произнесено было самое пророчество об этом, – неизвестно, в царствование ли Иеровоама II, продолжавшееся 41 год (835–791), или до вступления его на престол. Во всяком случае Иона является продолжателем деятельности пророка Елисея, по слову которого Иоас, отец Иеровоама II, победил Сирийцев в трех сражениях, но не поразил еще их окончательно ( 4Цар. 13:14–23 ). Последнее выпало на долю Иеровоама II, по слову пророка Ионы. Господь царь Израилев есть вместе царь всех народов. Избранный народ был предметом особенного Его попечения; но Он не несвидетельствованным Себя оставил и прочим народам, в качестве вседержавного Царя и Владыки, как это открывается между прочим из посольства Ионы в Ниневию. Господь повелевает Ионе идти в Ниневию, град великий. Ниневия, столица Ассирийского царства, основанная Нимвродом ( Быт. 10:11 ), находилась на левом берегу Тигра при слиянии его с рекою Ликом. Ниневия названа великим градом отчасти по необыкновенной громадности занимаемого ею пространства, о чем будет речь ниже ( Ион. 3:4 ) отчасти по многолюдству, отчасти по богатству, по обширности торговли, в ней процветавшей ( Наум. 3:16 ). – Господь посылает Иону в город Ниневии затем, чтобы возвестить ему: яко взыде вопль злобы его ко Мне. Как во всех богатых городах, так и в Ниневии господствовала злоба, т.е. великое развращение нравов. Пророк Наум обличает Ниневитян в кровожадности, вероломстве, хищничестве, чрезмерной роскоши, страсти к волшебству и гаданиям ( Наум. 3:1–4 ). Выражение: вопль злобы дошел до Господа означает, что грехи Ниневитян, умножаясь все более, наконец сделались вопиющими, т.е. такими, которые достигли крайней степени и громко, без слов, требовали праведного суда Господа, отмщения Его (сл. Быт. 18:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Правда и милость Слово в день перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского я всея Росси чудотворца, 3-го июля. От уст ея (премудрости) исходит правда, закон же и милость на языце носит. ( Притч. 3:16 ). Содержащееся в сих словах учение о премудрости, изрекающей закон и правду вкупе с милостью, входит в состав одной из паремий, положенных в церковной службе в честь празднуемого сегодня святителя Филиппа, равно как и других святителей. Под правдою и законом в рассматриваемых словах, судя по тому, что правда и закон сопоставляются в них с милостью, должно разуметь требования справедливости и согласного с законом поведения, собственно, в отношении к ближним. Уважай права других, каждому воздавай должное, не обижай никого; с другой же стороны никому не льсти, ни перед кем не лицемерь, с твёрдостью высказывай неприятную другим истину, восставай против неправды и беззакония, не стесняясь дружбою и родством, не увлекаясь корыстолюбивыми и честолюбивыми побуждениями, – вот требования правды в отношении к ближним, внушаемые чистою совестью и внешним законом, религиозным и гражданским. – Со справедливостью в отношении к ближним должна быть соединяема милость, т. е. с одной стороны готовность оказывать им больше услуг, чем сколько требует простая справедливость, с другой стороны снисходительность к их немощам и винам. – Есть люди, которые склонны руководствоваться в отношении к ближним исключительно требованиями справедливости и недоступны внушениям милости и любви; – и есть люди, которые, в противоположность первым, милость, снисходительность к ближним простирают до забвения справедливости, до нарушения требований долга и закона. В том и другом отношении к ближним видна крайность, свойственная людям нерассудительным. Люди могут поступать искренно, по добрым побуждениям, но не всегда разумно. Истинная мудрость избегает той и другой из упомянутых крайностей: она состоит в знании меры и учит совмещать правду с милостью, строгость законную с снисходительностью, подражая самому Господу, праведному и вместе милостивому. Истинный мудрец не только сам руководствуется сим правилом поведения в отношении к ближним, но и других научает тоже: от уст его вслух ближних исходят правда и милость. Он внушает поступать так в отношении к ближним в жизни семейной, церковной и общественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010