Прости, по буквальному переложению с греческого языка, значит: прямо стойте. И этим возглашением, подобно как и предшествующими, присутствующие приглашаются к благоговейному предстоянию, так чтобы и тело их удерживаемо было в прямом, чуждом всякой небрежности, положении, и душа хранила себя от всякой рассеянности и суетного помышления, исполнена была трезвенности и целомудрия и вся устремлена была к Богу. Когда святая церковь указанными возглашениями призывает нас к внимательному и благоговейному предстоянию при богослужении, она имеет в виду не только предостеречь нас от невнимательности и неблагоговения, но и обличить многих из нас за несоблюдение надлежащей внимательности и благоговения. Пусть поймут это обличение и устыдятся те из нас, которые, хотя соблюдают внешнее приличие в храме, питают однакоже в душе суетные и нечистые помыслы, и занятые ими, или совсем не обращают внимания, или обращают холодное, ленивое и скучающее внимание на священнодействия, на чтение, пение и молитвы. Пусть поймут это обличение те, которые празднословием, смехом, рассеянными и блуждающими по сторонам взорами и небрежностью в движениях не только себя отвлекают от благоговейного участия в церковной службе, но и другим присутствующим в храме препятствуют спокойно, без смущения, предаваться богомыслию и молитве. Пусть устыдятся те, которые, к немалому также соблазну и нарушению благочиния в храме, поздно приходят в церковь , а равно и те, которые позволяют себе без всякой нужды преждевременно выходить из церкви, поступая в сем случае подобно неразумным детям, тогда как святая церковь , желая научить христиан, как нужно благоговейным и постоянным вниманием углублять в сердце все виденное и слышанное при богослужении, перед самым отпуском церковной службы устами диакона возглашает: премудрость. (См. «Сборник для любителей духовного чтения» прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа Костромского). 7. Беседа на слово: «аминь» Ныне, возлюбленные братия, я объясню вам, что значит слово аминь, произносимое в заключение многих церковных молитв, поучений, благословений. Слово аминь – еврейское; оно значит истинно или да будет, и употребляется как выражение нашего соучастия в богослужении и нашей веры во все то, что содержится в том или другом молитвословии, поучении, священнодейственном слове и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С. 893–968. Был отдельный оттиск. Расширенный и переделанный вариант статьи из «Московских ведомостей» 379 [Глубоковский Н. Н.] Возрождение папства и его настоящее положение по сравнению с прошлым. СПб., 1891. С. 42. 381 Журналы Совета Московской Духовной Академии 1891 года. М., 1891. С. 109. Отзыв А. П. Лебедева о сочинении H. H. Глубоковского. Впрочем, в рукописи Глубоковского, на обороте последнего листа «Заключения» сделана помета: «кончено писанием 1889 года 7 декабря в субботу...» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 41). 383 Кроме того, была опубликована часть главы из 2-го тома: «Апологетический труд Феодорита, еп. Киррского, как один из последних замечательных памятников литературной борьбы христианства с язычеством»//ЧОЛДП. 1890. 1. С. 81–137. 384 ЦГИА СПб. Ф. 2162. Оп. 1. 3. Типографские счета за печатание книги «Блаженный Феодорит, епископ Киррский». Т. 1. (22½ л.) – 662 руб. 72 коп.; Т. 2 (32½ л.) – 986 руб. 82 коп. (Там же. Л. 3). 385 Димитрий Федорович Касицын (1838–3 дек. 1901), выпускник Вифанской духовной семинарии (1854–1860) и МДА (1860–1864), магистр богословия (1867), с 1867 г. преподавал в МДА, с 1884 г. занимал кафедру истории и разбора западных исповеданий. 20 августа 1890 г. назначенный настоятелем Московской Николо-Толмачевской церкви, он собирался оставить службу в Академии, но передумал и продолжал служить в МДА до мая 1893 г. Прежним настоятелем Николаевской в Толмачах церкви был протоиерей Василий Петрович Нечаев (13 марта 1822–30 мая 1905) – выпускник (1848) и профессор МДА, магистр богословия, редактор журнала «Душеполезное чтение»; после потери жены, 8 июня 1889 г., пострижен в монашество с именем Виссариона, 30 июля хиротонисан во епископа Дмитровского, с 14 декабря 1901 г. епископ Костромской, автор многочисленных духовных сочинений (Корсунский И. Н. Преосвященный Виссарион, епископ Костромской (По поводу его 50-летнего юбилея, 5 ноября и с приложением его портрета)//ДЧ. 1898. 10. С. 212–235). Касицын был женат на дочери В. П. Нечаева , Ольге Васильевне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С какого времени вошло в употребление при богослужении изречение аминь? Со времен ветхозаветных. Так по завещанию Моисея, евреи, по вступлении в землю обетованную, должны были засвидетельствовать верность закону торжественным проклятием нарушителям его и благословением исполнителям. Слова проклятия должны были произносить левиты, а народ на каждое проклятие должен был отвечать – аминь. ( Втор. 27:11–26 ). Точно так же, конечно, надлежало отвечать на слова благословения. Некогда, после плена вавилонского, священник Ездра, приступая к чтению закона, изрек перед собравшимся народом торжественное славословие Господу, и народ ответствовал: аминь, аминь ( Неем. 8, 6 ). От церкви ветхозаветной богослужебное употребление слова аминь перешло в новозаветную. Молитву Отче наш и проч., которую Господь Сам преподал апостолам и всем верующим, Он заключил словом – аминь. Употребление сего речения при богослужении во времена апостольские мы видим из послания святого апостола Павла к коринфским христианам. Многие из членов церкви коринфской обладали даром языков и имели обычай в богослужебных собраниях произносить перед всеми хвалы и славословия Богу на непонятном для других языке. Святой апостол внушает таковым, чтобы они старались быть удобовразумительными для всех, и изъясняли свои молитвы в понятной для всех речи; в противном случае, говорит апостол, – стоящий на месте простолюдина как скажет аминь, при твоем благодарении, ибо он не знает, что ты говоришь ( 1Кор. 14:16 ). Сами небожители, как видно из откровения святого Иоанна Богослова, заключают свои славословия Богу возглашением: аминь ( Апок. 5:14; 7:11, 12 ). Таким образом, обычай – произносить аминь в известных случаях – дошел до нас, братия-христиане, от глубокой древности, освященный употреблением церкви ветхозаветной, Самого Иисуса Христа и первых христиан. Удержался в употреблении доселе самый звук, которым издревле принято заключать молитвы и славословия. Остается желать, чтобы звук этот не был звуком кимвала, чтобы мы не только знали то, что он значит по-русски, но и чтобы, согласно с его значением, принимали живое участие во всем том, что подтверждаем словом аминь. В противном случае, слово это в устах наших не будет иметь никакой силы. Блаженный Феодорит говорит: «простолюдин, после возгласных молитв ответствуя: аминь, бывает участником награды молений, ничем не менее того, кто оные в собрании произносит» (Толк. на 2Кор. 1:20 ). Но сия награда достается не всякому: ее лишает себя тот, кто прослушал то или другое молитвословие без надлежащаго внимания и благоговения. Посему обычай употреблять аминь в известных случаях обязывает нас к внимательному и благоговейному участию во всем, что подтверждаем словом аминь. (Сост. по «Сборник для любителей духовного чтения» прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа Костромского) 8. Беседа на слово: «аллилуиа»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Садись! – сказал он. Я медлю и говорю: – Владыка, мне совестно сидеть перед Вами. – Садись, ныне такое время – повторил он. Я сел. Не увидит ли читатель в этих словах святителя, что его обращение с подчиненными соображалось со временем. Приглашение молодого священника садиться началось с царствования Александра II, чего не было в строгое царствование Николая I. В шестидесятых годах я открыл при своей приходской церкви первый попечительный совет о приходских бедных. Когда я представил Владыке прошение о разрешении на это учреждение, он сказал: „Этот способ благотворения по приходам я предлагал еще при Александре I”. Потом с грустью прибавил: „Вот время, когда можно бы дело делать, но уже сил нет». Свой приходский совет, по неопытности я не сумел организовать как должно и поддержать его, за что потом и упрекнул меня митрополит. Теперь эти учреждения процветают в Москве. Столь же замечательные слова сказаны были митрополитом, когда он благословил меня на издание Душеполезного Чтения в 1860 году. Приняв милостиво программу издания и дав ему название, он сказал: „Я на тебя надеюсь; но есть ли у тебя сотрудники?» Я назвал рекомендованных мне А. В. Городским, в качестве соредакторов, священников: Василия Ивановича Лебедева (умершего в 1863 году) и Василия Петровича Нечаева, ныне преосвященного Виссариона, епископа Костромского. Он спросил от нас пробных статей, целый день читал их, как потом сказал мне его секретарь, и затем, отдавая их с одобрением, сказал:,, Я готов служить вам, чем могу, но вы свободны«. Сравните, читатель, эти слова с отзывом С. М. Соловьева об угнетении талантов митрополитом Филаретом. Ясно, что великий архипастырь знал что делал, когда остерегался давать свободу писательства духовенству в царствование Императора Николая Павловича, и строго наблюдал за его поведением для охранения его и своей чести. Приведу несколько примеров, чтобы показать какую свободу слова митрополит Филарет позволял в разговоре с ним тем из духовенства, которых удостаивал своего доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Сердца поющих или слышащих аллилуиа, должны исполняться теми же чувствами благоговения перед величеством Божиим и благодарности к Господу за Его безмерные милости, какими проникнуты псалмы, имеющие аллилуиа. Величественное спокойствие и преданность Богу Отцу явил Спаситель перед наступлением Своих страданий. По совершении тайной вечери, идет Он в Гефсиманию; знает Он, что идет сюда на встречу врагов Своих, и однако ж идет с пением аллилуиа и хвалебных пасхальных псалмов. Подобно сему поступали и мученики: не с жалобами и ропотом, а с хвалебною песнею к Богу встречали они мучительную и поносную смерть. Не должны ли и мы благословлять и славословить Господа песней – аллилуиа не только тогда, когда Он благословляет нас счастьем, но и тогда, когда посещает нас скорбями и лишениями и тем испытует нашу любовь к Нему? Восторженно было пение аллилуиа, какое слышал святой тайнозритель Иоанн из уст небожителей; не можем мы по немощи нашей, пока обложены плотию, воспевать аллилуиа с такими же чистыми помыслами и расположениями, с какими они поют; но и мы должны, образуя тайно херувимов, отложить по возможности всякое житейское попечение, чтобы воспевать Богу трисвятую песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Только при таком отрешении нашего сердца от всего земного, мы можем достойно славословить Господа песней: аллилуиа, и сим славословием угодить Ему. (См. «Сборник для любителей духовного чтения» прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа Костромского) В заключение мы должны заметить, что ревнители старины, незнакомые с еврейским языком и неведующие истинной древности церковных богослужений, и в пении аллилуиа уклонились от православных. Именно: вместо трех, они поют два раза аллилуиа и прибавляют: слава Тебе, Боже. По их толкованию и аллилуиа и слава Тебе, Боже, значат одно и то же. И мало того уклонились, – упрямо держатся своего заблуждения, соглашаясь верить лучше какому-нибудь закоренелому невежде, чем вполне знакомому и с словами и с действиями богослужебными. Уж таково несчастное свойство нас, грешных: стоит сбиться с толку однажды, особенно в деле верования, – кончено: самолюбие, упрямство, а особенно дух тьмы – не выпустят на Божий свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Стояние при богослужении есть знак нашего благоговения пред Богом. Если слуга в знак почтения к господину стоит перед ним, а не сидит, то тем паче долг благоговения к Господу неба и земли требует от нас, как от рабов Его, чтобы мы стояли при молитвенном служении Ему. Если Небесные Силы со страхом и трепетом предстоят Престолу Божию, – мы ли дерзнем поступать иначе? в) Впрочем, святая Церковь не почитает грехом, если кто, по немощи или болезни, не может стоять во время богослужения, а молится или слушает чтения и поучения сидя. Кроме того, епископы и пресвитеры, в знак их достоинства, имеют право сидеть при богослужении в известных случаях, для чего устрояются для них седалища в церкви. Притом, ради продолжительности церковной службы, Церковным Уставом разрешается всем садиться во время чтений 10 и поучений, положенных на утрени после стихословия кафизм и после третьей песни канона 11 , также во время стихов, положенных перед сими чтениями, и оттого называемых седальнами 12 . III. Само собой разумеется, что дозволением садиться при богослужении в показанных случаях христиане могут пользоваться только тогда, когда служба бывает действительно продолжительна при строгом соблюдении устава касательно чтений. Но где служба не так продолжительна, как следовало бы ей быть по уставу, там, очевидно, не следует совсем садиться (Сост. по: «Сборник для любителей духовно-назидательного чтения» прот. В. Нечаева ныне Виссариона, епископа Костромского, изд. 1884 г.). Беседа О коленопреклонениях. I. Ветхозаветные верующие имели обычай молиться не стоя только, но и в положении коленопреклонном. Так, Соломон, при освящении устроенного им храма, произнес о нем молитву и «встал с колен от жертвенника Господня» ( 3Цар.8:54 ). Святой пророк Даниил «три раза в день преклонял колени и молился своему Богу, и славословил Его» ( Дан.6:10 ). Обычай ветхозаветный освящен примером Иисуса Христа и апостолов. В Гефсиманском саду Господь пред наступлением страданий «преклонив колени, молился» ( Лк.22:41 ). Святой апостол и первомученик архидиакон Стефан, «преклонив колени», молил Господа о прощении своих врагов, побивавших его камнями ( Деян.7:60 ). Святой апостол Петр пред воскрешением Тавифы, «преклонив колени, помолился» ( Деян.9:40 ). Святой апостол Павел, при прощании с ефесскими пастырями на острове Милите, «преклонил колени свои и со всеми ими помолился» ( Деян.20:36 ). Он же со своими спутниками, при расставании с жителями Тира, молился на берегу моря, «преклонив колени» ( Деян.21:5 ). Святой Иоанн Богослов видел коленопреклоняющихся пред Седящим на престоле небесном ангелов и старцев ( Откр.4:10, 7:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так, должно молить Господа и о причетниках, как о лицах, необходимых при богослужении. Дай, Господи, чтобы они тщательно исполняли свои обязанности и внятным, благоговейным чтением и пением возбуждали и поддерживали дух благоговения и молитвы в присутствующих в храме. – И людех, т.е. мирянах. Дай, Господи, чтобы они находились в близком духовном общении с священноначалием, дорожили законными пастырями церкви и под руководством их успешно содевали свое спасение. «О благочестивейшем, самодержавнейшем, великом государе нашем императоре, супруге его, наследнике и всем царствующем доме, о всей палате и воинстве их». Нужно молиться о Благочестивейшем Государе нашем Императоре всея России. Св. апостол Павел, заповедуя ученику своему Тимофею молиться за всех людей, преимущественно и прежде всего говорит о царе, о котором должно молиться, и это апостол говорит о царях своего времени, которые были язычниками, гонителями христиан. На сколько же больше, братия, мы должны молиться о своем Благочестивейшем Царе, который, как первый преданный сын Святой церкви православной, есть и первый защитник и покровитель ее? Нелегко служение царское. Целых сто миллионов вверено Богом Его отеческому попечению, в управлении которыми Господь потребует от него отчета. Не даром же поэтому нет службы церковной, в которой бы св. церковь не приглашала нас помолиться о Царе нашем. Молясь о Царе, мы должны молиться и о Супруге Его и о Наследнике Его, как будущем царе нашем, и о всем Царствующем Доме, чтобы никогда не прекращался у нас Царский род и царское правление, ибо много горя и бед от врагов внутренних и внешних испытало наше отечество, когда, 250 лет тому назад, прекратился у нас царский род, происходивший от св. князя Владимира, пока не восшел на престол новый род царей из дома Романовых, ныне благополучно царствующий. Не дай Бог , чтобы эти времена безначалия когда-либо возобновились в нашем отечестве. За молитвою о Царе и о всем Царствующем Доме должна быть наша усердная молитва и о всей «палате», т.е. о государственных сановниках и правителях, как ближайших слугах и помощниках Государя, и о всем воинстве Его. Нужно молиться о том, чтобы государственные сановники, правители и начальники были добросовестными и полезными слугами Государя; ибо как бы ни был хорош Государь, сколько бы он ни радел о благе своих подданных и отечества, но если у Него не будет честных, рачительных и любящих свое отечество слуг, – не будет порядка в государстве. Нужно молиться и за воинство царское: оно кровь свою проливает за веру нашу православную, за Царя, Отца нашего, и безопасность дорогого для нас отечества нашего; нужно молиться, чтобы это воинство было верно своему долгу и с терпением и любовью переносило все тягости своей службы. (См. «Обозрение употреб. церк. молитв», прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа Костромского)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так, еще при Петре I было издано «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в Церкви святой совершати и приготовляться к священству, особенно же к Божественной литургии» (М., 1705). В конце XVIII века вышла книга митрополита Гавриила (Петрова; 14801) «О служении и чиноположениях Православной Греко-Российской Церкви» 416 , в начале XIX века – книга архиепископа Феоктиста (Мочульского; 11817) 417 и обстоятельное руководство архиепископа Вениамина (Краснопевкова-Румовского; 11811) «Новая скрижаль» 418 . Эта книга, содержащая объяснение всех православных церковных служб, храма, его устройства и утвари на основании свидетельств древних отцов Церкви, за сто лет после своего появления выдержала 18 изданий и доныне пользуется огромным уважением среди православного духовенства 419 . 1.1.2. Русские литургисты – исследователи и толкователи Божественной литургии и других церковных служб Наибольшее внимание русские исследователи и толкователи церковных служб уделяли толкованию Божественной литургии. В этой связи следует отметить – в хронологическом порядке – книги Ивана Дмитревского 420 , Алексея Морева 421 , протоиерея Иакова Воскресенского 422 , Василия Нордова 423 , протоиерея Стефана И. Гумилевского 424 . Большими достоинствами отличаются «Изъяснение Божественной литургии» митрополита Киевского Арсения (Москвина ; † 1876) 425 . Особо следует остановиться на труде протоиерея Василия Нечаева (впоследствии епископа Виссариона): «Толкование на Божественную литургию по чину святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого » 426 . Автор исследования ставил перед собой догматико-экзегетическую задачу – «раскрыть ближайший смысл составных частей литургии, насколько он виден в самом тексте ее». В отличие от большинства прежних истолкований богослужения, старавшихся проследить в различных частях литургии последовательное изображение событий земной жизни Христа от Рождества до Вознесения, протоиерей Василий (епископ Виссарион) считал, что вся литургия и каждая ее часть в равной степени есть проповедь о Христе и воспоминание о Нем, особенно о последних днях Его жизни, но отнюдь не хронологическое повествование о ней 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Таким образом, справедлива немецкая поговорка: «Легче од­ному отцу пропитать шестерых детей, чем шестерым детям – одного отца». («Очерки христианской жизни» протоиерея В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа Костромского) К детям Слушайте, дети, отца вашего и следуйте ему, чтобы быть сча­стливыми; ибо Господь поставил отца над детьми и дал матери суд над сыновьями. Кто почитает отца, тот умилостивляет Бога за свои грехи; и кто почитает свою мать, тот подобен человеку, собирающему сокровища. Кто уважает своего отца, тот будет иметь радость в своих детях и в день молитвы своей будет услышан. Кто почитает своего отца, тот будет долголетен, и кто по­слушен Господу, тот успокоит свою мать. Кто боится Бога, тот станет почитать своего отца и будет служить своим родителям, как раб своему господину. Почитай своего отца словом и делом, чтобы снизошло на тебя его благословение: ибо благословение отца утверждает дома детей, и проклятие матери разрушает их до основания. Сын мой! Прими своего отца в старости и не огор­чай его, доколе он жив. Если он становится слаб умом, то имей снисхождение и не презирай его в полноте твоей силы. Милость, оказанная отцу, не будет забыта и пойдет в плату за твои грехи. В день скорби твоей ты будешь помянут, как лед в ясную погоду растают грехи твои. То же, что богохульник, тот, кто оставляет своего отца, и проклят Господом, кто оскорбляет свою мать. Пример нежной детской любви Примеры нежной детской любви нередки, но они остаются часто незамеченными, не записываются на память другим; и это нисколько не удивительно: любовь к родителям, хотя бы со­единенная с пожертвованиями, составляет приятный долг каж­дого из нас и не требует похвал и всеобщего внимания. При всем том нам всегда приятно вспомнить и поговорить о таких примерах детской привязанности, которые выходят из ряда обыкновенных. Один из них, самый трогательный и назидатель­ный, представляет девица Прасковья Григорьевна Лупулова, история которой относится к началу царствования Александра I и сделалась историческим сказанием. Участь этой девицы возбу­дила живое участие тогдашнего общества; о ней писали почти во всех европейских журналах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

тип., 1865/протоиерея, проф. Василия Ивановича Добротворского (1822–1894); многие работы Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова (1828–1891), проф. Московской духовной академии («Религия, ее сущность и происхождение», «Чтения по философии религии», «Бессмертие души» и др.); «Умозрительная психология» протоиерея, профессора Московской духовной академии, Федора Александровича Голубинского (1797–1854)/посмертное изд.: М.: Унив. тип. Каткова, 1871/; психологией насквозь пронизан трехтомный труд епископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) «Позитивная философия и сверхчувственное бытие»/СПб., 1875–1888/; «Учебник психологии» священника Александра Константиновича Гиляревского/Новочеркасск, 1883/; магистерская работа «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности»/СПб., 1888/иеромонаха, впоследствии митрополита, Антония (Храповицкого) (1863–1936); «Грехи чувств»/М., 1888/протоиерея, впоследствии епископа, Виссариона (Нечаева) (1823–1905); «О невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека»/Харьков, 1890; 2-е изд.: СПб., 1894/архимандрита Бориса (Плотникова) , ректора Киевской духовной семинарии; разнообразные работы протоиерея, проф. Университета св. Владимира Павла Яковлевича Светлова (1861–?); «Психология»/Харьков, 1893/и другие работы Вениамина Алексеевича Снегирева (1842–1889), профессора Казанской духовной академии; работы профессора С.-Петербургской духовной академии Виталия Серебренникова; «Наука о человеке» Виктора Ивановича Несмелова (1863–1937), профессора Казанской духовной академии; «Психология веры»/Сергиев Посад, 1899/профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Введенского (1861–1913). Начало XX века до Октябрьской революции было достаточно плодотворным с рассматриваемой нами точки зрения: именно в это время появилось много религиозно-психологических исследований, которые вдвойне интересны для современных психологов тем, что носят характер объективной и широкой критики материалистических и редукционистских (антипсихологических) тенденций, которые все больше набирают силу и в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010