Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Пословицы и поговорки как составляющая идиостиля проповедей епископа Виссариона (Нечаева) Читателям портала предлагается статья аспиранта МДА, иерея Дионисия Денисова о языке текстов владыки Виссариона, епископа Костромского и Галичского, основателя духовно-назидательного журнала " Душеполезное чтение " . Доктор богословия и преподаватель духовных учебных заведений, он писал замечательные проповеди, в которых говорил с паствой, используя малые жанры фольклора — пословицы и поговорки. Статья Святитель Николай Сербский отмечает: «Слово сильно, как гром. Оно поражает грешника, оно бальзам для больного и скорбящего, оно исправляет развратного и предостерегает богатого. Хорошая проповедь — это рельефная картина душевного состояния праведника или грешника, наказания или награды Божией, или Его великих благодеяний роду человеческому», и далее: «В таких наглядных картинах христианин часто видит образ, наглядный образ своей души» . Одним из способов воздействия на верующего с целью пробудить его совесть, утешить или поддержать, обличить или оправдать служат пословицы и поговорки.  Как показал анализ проповедей владыки Виссариона, во многих его гомилетических произведениях они используются. Вопрос разграничения пословиц и поговорок долгое время оставался открытым и вызывал дискуссии среди лингвистов. Некоторые языковеды XIX — начала XX века (Ф.И. Буслаев (1854), А.А. Потебня (1894), Е.А. Ляцкий (1897), И.И. Иллюстров (1915) рассматривали эти малые формы народного поэтического творчества как явления одного порядка. Так, например, Е.А. Ляцкий отмечал, что «провести вполне определенную границу между пословицей и поговоркой положительно невозможно» .

http://bogoslov.ru/article/5295954

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Епископ Виссарион (Нечаев, 1822–1905) – неоткрытый великий писатель Серебряного века В статье кандидата богословия, докторанта Общецерковной аспирантуры имени святых Кирилла и Мефодия протоиерея Дмитрия Сазонова дается нравственная оценка эпохе Серебряного века в русской литературе. На примере творческой и литературной деятельности епископа Костромского и Галичского Виссариона показана подлинная, нравственная литература того времени – литература, призывающая человека к духовно-нравственному возрождению, о которой незаслуженно умалчивается. Статья Выдающийся английский этнограф Дж. Фрезер утверждал: «Вся культура – из храма, из культа» . Действительно, проанализировав, можно сказать, что вся мировая, в том числе и русская, литература вышла из храма. Она носит в себе корни той религиозной традиции, к которой принадлежат ее лучшие писатели и читатели. Говоря о русской литературе конца XIX –  начала XX вв., о «Серебряном веке» русской литературы, нельзя не упомянуть имени столь яркого и, к сожалению, незаслуженно забываемого, как имя епископа Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева). Имя его вряд ли у нас ассоциируется с такими писателями того «знаменитого Серебряного века», как А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, В. Розанов, о. С. Булгаков, Вл. Соловьев, Д. Мережковский, В. Вышеславцев, Г, Федотов, Б. Зайцев, М. Новоселов, П.Струве. Наследие русского культурного ренессанса, представленного Н. Бердяевым, П. Флоренским, В.В. Розановым, О.С. Булгаковым, Н. Федоровым, Г. Федотовым, Л. Шестовым, оригинально и значительно. Но было бы несправедливым не поставить рядом имя того, кто оказал на своих современников не меньшее влияние, чем вышеперечисленные представители светской литературы.

http://bogoslov.ru/article/3927527

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание В. Н. Мышцын. Фотография. Нач. XX в. Василий Никанорович (21.01.1866, с. Волынь Рязанского у. и губ.- 02.08.1936, г. Загорск, ныне Сергиев Посад), д-р церковного права, правосл. богослов, библеист, канонист. М. род. в семье священника Преображенской ц. с. Волынь. Окончил Рязанское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), МДА (1890), последнюю 2-м по списку, с правом защищать магистерскую диссертацию без нового экзамена. В степени кандидата богословия был утвержден 19 июня 1890 г. после защиты диссертации по теме: «Учение Святого ап. Павла о законе дел и законе веры». В 1891 г. диссертация была удостоена премии митр. Иосифа (Семашко) как лучшее кандидатское сочинение. Был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Свящ. Писания НЗ под рук. проф. М. Д. Муретова . По окончании стипендиатского года указом обер-прокурора Синода от 4 июля 1891 г. был назначен в Симбирскую ДС преподавателем греческого языка, с 12 нояб. 1891 по 29 февр. 1892 г. преподавал там же Свящ. Писание. Приказом обер-прокурора Синода от 19 марта 1892 г. М. был переведен по собственному желанию в Рязанскую ДС на сверхштатную кафедру Свящ. Писания, 2 сент. 1892 г. занял там же кафедру греч. языка; преподавал также арифметику в Рязанском епархиальном женском уч-ще. Решением Совета МДА от 28 янв. 1894 г. был приглашен к занятию должности доцента по кафедре Свящ. Писания ВЗ и после прочтения 10-11 марта 2 пробных лекций: «Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих» и «Очерк содержания Книги Екклезиаст» - занял кафедру в статусе и. д. (исполняющего должность) доцента. 12 мая 1894 г. защитил на степень магистра богословия переработанную канд. дис. «Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры»; офиц. оппонентами выступили ординарный профессор по кафедре Свящ. Писания НЗ Муретов и экстраординарный профессор по кафедре греч. языка и словесности И. Н. Корсунский . В магистерской степени М. был утвержден указом Синода от 20 сент. 1894 г. на основании отзыва рецензента от Синода еп. Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева) ; 23 окт. был утвержден в должности доцента. 9 июня 1898 г. был избран экстраординарным профессором. Летом 1900 г. участвовал в поездке студентов и преподавателей МДА во главе с ректором академии еп. Арсением (Стадницким) по Палестине, Сирии, Греции. В Иерусалиме составил описание музея древностей книгохранилища архим. Антонина (Капустина) . В 1904 г. изучал античные древности в Риме и Неаполе, а затем в других европейских музеях. В 1905-1906 гг. в ж. «Богословский вестник» вел отдел по церковным и общественным вопросам.

http://pravenc.ru/text/2564538.html

Содержание Предварительные замечания Проскомидия Литургия оглашенных Начальные моления Антифоны на Литургии оглашенных Антифоны вседневные Антифоны воскресные Антифоны на великие праздники Антифоны на Рождество Христово Антифоны на Богоявление Антифоны на праздник Ваий Антифоны во дни Пасхи Антифоны на Вознесение Господне Антифоны на Пятидесятницу Антифоны на Преображение Господне Антифоны на Воздвижение Честного Креста Малый вход на Литургии оглашенных Чтение Апостола и Евангелия Прокимны Прокимны дня Прокимны Апостола Аллилуиа, аллилуарии, каждение и тайная молитва перед чтением Евангелия Вонмем, мир всем, премудрость, прости Благословение на чтение Евангелия, свеча перед Евангелием, горнее место Ектения сугубая и ектения об оглашенных Литургия верных Приготовление к святому возношению Святое возношение Приготовление к причащению Святых Тайн Причащение Святых Тайн Заключительные действия Приложение. Слово святого праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии     В книге известного учёного, проповедника и педагога епископа Виссариона (Нечаева) (1823–1905) просто и доступно объясняется смысл и значение самого важного православного богослужения – Божественной литургии. Предварительные замечания Божественной литургией называется церковная служба, на которой под видом хлеба и вина, освящаемых в Тело и Кровь Христовы, приносится Богу Таинственная жертва и предлагается для вкушения верным Таинственная спасительная пища и питие 1 . В просторечии эта служба называется обедней, в связи с тем, что Тело и Кровь Христовы, предлагаемые на ней для вкушения верующим, у апостола Павла называются трапезой Господней и вечерей Господней ( 1Кор. 10:21, 11:20 ). Литургия имеет преимущество перед всеми церковными службами. Ко всем церковным службам относится обетование Христово: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18, 20 ), потому что каждой церковной службе свойственно привлекать собрание молящихся. Христос невидимо присутствует в каждом молитвенном собрании верующих, и не в только церковном, но и в домашнем, внимая их молитвам, во имя Его возносимым, и просвещая их святым Своим словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Кто из христиан подражает Анании и Сапфире (V, 3–4) Прот. В. Нечаева, ныне Еп. Виссариона Пример Анании и Сапфиры, обличенных и наказанных за двоедушие и лицемерие, содержит вразумление для всех. Если нельзя не признать справедливым суда Божия, покаравшего этих несчастных супругов, то да устрашится каждый из нас подражать им в преступлении, за которое они подверглись сему суду. Пусть каждый из нас спросит совесть, не виновен ли он в грехе, подобном тому, за который заслужили обличение и наказание Анания и Сапфира, не подражаем ли мы их примеру? Ах, как много среди нас найдется таких подражателей! Есть люди благочестивые только по видимому, постники и богомольцы только напоказ; они заботятся не о том, чтобы другие прославляли Отца небесного, видя свет их благочестия, а о том собственно, чтобы другие любовались зрелищем их благочестия и прославляли не Отца небесного, а их одних. Они подражают Анании и Сапфире. Есть люди, которые или по ложному стыду, или по отсутствию страха Божия, дерзают лицемерить на самой исповеди, когда или совсем утаивают и отрицают свои грехи, или легкомысленно извиняют их, уменьшают их важность, несмотря на то, что Сам Христос невидимо стоит перед ними в сии священные минуты и приемлет исповедание их, несмотря на то, что утаением и извинением своих грехов они усугубляют свою виновность перед Богом. Они подражают Анании и Сапфире. Есть любители благотворении, которые расточают огромные суммы на построение и украшение храмов, на устроение и поддержание школ, больниц, богаделен, не скупятся на пожертвования на нужды общественные, особенно в крайних случаях, например, во время неурожая, войны, повальной болезни, но которые, к сожалению, все это делают не по ревности к славе Божией, не по христианскому состраданию к ближним, а по своекорыстным расчетам, с целью, чтобы про них все говорили, с надеждой получить награду, в виде, например, высокого чина, ордена и т.п., а иногда с целью отвести глаза от своих нечистых дел (например, благотворители – скопцы). Они подражают Анании и Сапфире.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Епископ Виссарион (Нечаев). Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского. — М.: «Отчий дом», 2008. — 480 с. 23 сентября 2008 г. 12:25 Издательством «Отчий Дом» выпущена книга церковного иерарха и просветителя конца XIX — начала XX века епископа Костромского Виссариона (Нечаева) «Уроки покаяния», в которой изложено толкование Великого покаянного канона святого Андрея Критского. В книге читатель найдет объяснение многих непонятных выражений, слов и образов, лучше узнает священную историю Ветхого Завета, сможет настроить свою душу на деятельную жизнь по заповедям Христовым. Текст приближен к современным нормам стилистики, орфографии и пунктуации, снабжен указателем толкуемых стихов Великого покаянного канона и словарем малопонятных слов. Справка Епископ Виссарион (Василий Петрович Нечаев) (1822-1905) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Тульской губернии в семье диакона. В 1848 году Василий Нечаев окончил Московскую духовную академию в числе лучших студентов. Магистр, с 1850 года профессор, Нечаев по 1855 год преподает в духовных учебных заведениях Священное Писание, греческий язык, церковную и библейскую историю, церковную археологию, психологию и другие дисциплины. Профессор Василий Нечаев в декабре 1853 года был рукоположен в сан священника, после чего продолжил преподавать в МДС, одновременно являясь и законоучителем 1-го Московского кадетского корпуса. Но в 1855 году священник Василий Нечаев оставил преподавательскую деятельность и всецело посвятил себя пастырскому служению — святитель Филарет, митрополит Московский, назначил его священником московского храма Николы в Толмачах, где отец Василий прослужил свыше 30 лет. С 1859 года он полностью взял на себя заботы о издании журнала «Душеполезное Чтение», определив главной задачей журнала «служить духовно-нравственному наставлению христиан, удовлетворять потребности общеназидательного и общенародного духовного чтения». В 1877 году скончалась супруга отца Василия Варвара Никифоровна, и с того момента овдовевший протоиерей полностью посвятил себя служению Богу — он был пострижен в монашество с именем Виссарион, возведен в сан архимандрита, а 30 июля 1889 года, в возрасте 67 лет, рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/463534.htm...

Собираюсь особороваться. Прощайте братья, други, срод­ники и знаемии. Буди воля Господня. Мир всем». И не только из этих строчек приснопамятного епископа Висса­риона мы узнаем, сколь дорого было для него дело духов­ного просвещения и образования вплоть до самой кончины: 15 мая 1905 года святитель совершил богослужение в Ко­стромском Ипатьевском монастыре и заложил камень в основание фундамента здания женского епархиального училища – своего последнего начинания, а 30 мая 1905 года епископ Виссарион мирно отошел ко Господу. Погребен епископ Виссарион [Нечаев] в приделе пре­подобного Сергия Богоявленского кафедрального собора города Костромы, рядом с могилой архиепископа Костром­ского Платона [Фивейского]. Предлагаемая ныне нами для внимательного прочте­ния книга епископа Виссариона [Нечаева] «Толкование на паремии из книги Бытия» (Москва, 1871) является первой из ряда его трудов, посвященных изъяснению Священного Писания . Здесь следует особенно отметить, что выдающий­ся иерарх и педагог не ставил перед собой задачи толкова­ния всех библейских книг, цель его писаний – церковно-учительная. Иными словами, епископ Виссарион произво­дит детальный разбор только тех мест из Библии, которые предлагаются Церковью во время богослужебных чтений, то есть ветхо- и новозаветных паремий. Другие, не менее выдающиеся современники епископа Виссариона – епископ Михаил [Лузин] и прославленный Церковью святитель Феофан Затворник также занимались истолкованием Священного Писания , а по объему своего творчества они, быть может, и превзошли своего собрата-иерарха. Но следует иметь в виду, что епископ Михаил [Лузин] и тем более святитель Феофан никогда не были приходскими священниками, поэтому их экзегетические труды носят пространный, отвлеченный характер и могут быть полезны для изучающих Библию в научном и просве­тительском отношении. Прослуживший же в сане священ­ника тридцать с лишним лет епископ Виссарион [Нечаев] как никто другой понимал исключительную значимость для спасения во Христе именно тех отрывков из слова Божия, что звучат для назидания прихожан во время все­нощного бдения или вечерни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Василий прослужил свыше тридцати лет. Имени священника Василия Нечаева [впоследствии епископа Виссариона] так и суждено было бы остаться скрытым под толщей почти полутора столетий, прошед­ших во времени его служения в Толмачевском приходе, если бы в 1859 году он не присоединился к издателям журнала «Душеполезное Чтение», который редактировали тогда два московских священника – В.И. Лебедев и A.M. Ключарев (будущий архиепископ Харьковский Амв­росий;  1901). Но первый издатель вскоре скончался, второй принял монашество и епископство, – и таким образом все труды издания «Душеполезного Чтения» пол­ностью легли на плечи священника Василия Нечаева, поставившего главной задачей журнала «служить духов­но-нравственному наставлению христиан, удовлетворять потребности общеназидательного и общенародного духов­ного чтения». Как и на пастырском поприще, так и в благом деле духовного просвещения он подвизался почти трид­цать лет, что ничуть не мешало ему по-отечески заботиться о своих прихожанах и ревностно относиться к обязаннос­тям приходского священника [впоследствии протоиерея и настоятеля Никольского храма]. В 1877 году скончалась супруга о. Василия, Варвара Никифоровна, и с того момента овдовевший протоиерей полностью посвятил себя служению Богу – он был постри­жен в монашество с именем Виссарион, возведен в сан архимандрита и 30 июля 1889 года в возрасте 67 лет руко­положен во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. В 1891 году епископ Виссарион [Нечаев] был назначен правящим архиереем Костромской епархии, а в 1894 году Святейший Синод Православной Российской Церкви ут­вердил его в степени доктора богословия. Архипастырское служение не прервало связей еписко­па Виссариона с его детищем – «Душеполезным Чтением». Будучи уже престарелым и больным, он не переставал писать. За несколько дней до смерти Костромской владыка отправил в редакцию «Чтения» последнюю статью, снаб­див ее горестным послесловием: «Посылаю статью для июльской книжки, и, кажется, последнюю. Я очень болен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Он не отказывался выступать оратором и на открытых собраниях Общества, причем его чтения были близки к церковной жизни и свободны от скучных схоластических приемов рассуждения 3 . Но и на закрытых, так называемых, очередных собраниях Общества он обращал всегда должное внимание на общественные вопросы, волновавшие тогда умы и сердца русских людей. Такие вопросы затрагивались на них весьма часто. И из тех рассуждений, которые происходили во время тогдашних заседаний Общества любителей духовного просвещения, выходило нечто согласное и ценное относительно задуманного какого-либо предприятия среди московского духовенства. Они – эти рассуждения – приводили всегда к добрым результатам. Так, например, не там ли, не в Петровском ли монастыре, в зале Епархиальной библиотеки, на заседаниях Общества любителей духовного просвещения, возник вопрос о внебогослужебных собеседованиях с народом, так широко распространившихся теперь, не только у нас в Москве, но и во всей России? Эти беседы, по почину некоторых членов, решено было завести сначала в зале Епархиальной библиотеки по воскресным дням, а потом эти беседы вместе с общенародным пением распространились мало по малу и по другим местам нашей столицы. Что касается самого живого и деятельного члена Общества Любителей Духовного Просвещения, прот. В. П. Нечаева , то он, как известно, обратил на этот предмет все свое пастырское внимание и приложил к нему все свое пастырское усердие. И, хотя в приходском Николотолмачевском храме, где он был настоятелем, им не было заведено особых внебогослужебных бесед с народом, но за то живая пастырская проповедь , раздававшаяся под сводами этого храма за каждым почти богослужением церковным, заменяла, можно сказать, эти беседы вполне. А одно время, именно в 1858 году, он говорил, по распоряжению духовной консистории, катехизические поучения в своей приходской церкви. Но деятельность прот. В. П. Нечаева , как проповедника, не ограничивалась стенами своего храма или, вообще, районом своего прихода. Нет, она далеко выходила за пределы их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

 Его талант пастыря-проповедника и писателя развился во время приходского служения в московском Никольском храме в Толмачах. Сам он пишет об этом: «Истинный пастырь не уклоняется от проповеднического труда. Он знает, что пастырь не учительный – то же, что немой (Ис.56,10)» .  Темы поучений, способы раскрытия христианских истин в них многообразны и неисчерпаемы, как и сама жизнь. Подготовка к произнесению проповедей требует огромной работы. Рукопись проповеди может по многу раз переделываться и переписываться, изменяться и дополняться мыслями автора. Почти за каждой службой отец Василий произносил краткое, но глубокое и назидательное поучение. Жизненная сила духовного слова объединяла вокруг толмачевского батюшки не только прихожан, людей в основной массе из простого народа, но и многочисленных представителей московской интеллигенции. Его собеседниками и единомышленниками в эти годы были: П.М. и С.М. Третьяковы (основатели знаменитой галереи), Н.П. Гиляров-Платонов, с которым его связывала дружба по МДА., Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков, князь В.А. Черкасский, братья Васильчиковы, П.И. Бартенев и другие. Все эти люди были широко известны своим умом, талантами, образованностью, а так же истинной преданностью Православной Церкви и Отечеству.  Литературная деятельность будущего епископа Костромского неразрывно связана с началом издания духовного журнала «Душеполезное чтение». Первый номер журнала вышел по инициативе московского священника о. Алексея Ключарева (впоследствии архиепископ Амвросий), пригласившего в сотрудники и соредакторы о. Василия Нечаева и о. Василия Лебедева.  Сорок шесть лет (с 1860 по 1905 гг.) издавался журнал, в каждом номере которого была одна или нескольких статей, написанных вначале священником, архимандритом, а затем епископом Костромским Виссарионом.  Двадцать четыре года он, будучи главным редактором журнала, нес все заботы, связанные с изданием журнала, ставшего одним из девяти центральных церковных журналов, возникших в рамках церковных тенденций, вызванных реформами государя Александра II (1855–1865 гг.). Журнал был задуман как душеполезное, образовательное и просветительское чтение для крестьян, однако, нашел обширный круг читателей и среди всех слоев общества. «Благодаря многогранности содержания этот журнал находил все новых подписчиков всех степеней образованности. В нем публиковались проповеди (главным образом редактора), короткие рассказы и жития святых, небольшие статьи по вопросам церковной жизни, а помимо этого то, что делает журнал ценным для церковно-исторического исследования: письма и мемуары значительных церковных личностей» .

http://bogoslov.ru/article/3927527

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010