Его талант пастыря-проповедника и писателя развился во время приходского служения в московском Никольском храме в Толмачах. Сам он пишет об этом: «Истинный пастырь не уклоняется от проповеднического труда. Он знает, что пастырь не учительный – то же, что немой (Ис.56,10)» .  Темы поучений, способы раскрытия христианских истин в них многообразны и неисчерпаемы, как и сама жизнь. Подготовка к произнесению проповедей требует огромной работы. Рукопись проповеди может по многу раз переделываться и переписываться, изменяться и дополняться мыслями автора. Почти за каждой службой отец Василий произносил краткое, но глубокое и назидательное поучение. Жизненная сила духовного слова объединяла вокруг толмачевского батюшки не только прихожан, людей в основной массе из простого народа, но и многочисленных представителей московской интеллигенции. Его собеседниками и единомышленниками в эти годы были: П.М. и С.М. Третьяковы (основатели знаменитой галереи), Н.П. Гиляров-Платонов, с которым его связывала дружба по МДА., Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков, князь В.А. Черкасский, братья Васильчиковы, П.И. Бартенев и другие. Все эти люди были широко известны своим умом, талантами, образованностью, а так же истинной преданностью Православной Церкви и Отечеству.  Литературная деятельность будущего епископа Костромского неразрывно связана с началом издания духовного журнала «Душеполезное чтение». Первый номер журнала вышел по инициативе московского священника о. Алексея Ключарева (впоследствии архиепископ Амвросий), пригласившего в сотрудники и соредакторы о. Василия Нечаева и о. Василия Лебедева.  Сорок шесть лет (с 1860 по 1905 гг.) издавался журнал, в каждом номере которого была одна или нескольких статей, написанных вначале священником, архимандритом, а затем епископом Костромским Виссарионом.  Двадцать четыре года он, будучи главным редактором журнала, нес все заботы, связанные с изданием журнала, ставшего одним из девяти центральных церковных журналов, возникших в рамках церковных тенденций, вызванных реформами государя Александра II (1855–1865 гг.). Журнал был задуман как душеполезное, образовательное и просветительское чтение для крестьян, однако, нашел обширный круг читателей и среди всех слоев общества. «Благодаря многогранности содержания этот журнал находил все новых подписчиков всех степеней образованности. В нем публиковались проповеди (главным образом редактора), короткие рассказы и жития святых, небольшие статьи по вопросам церковной жизни, а помимо этого то, что делает журнал ценным для церковно-исторического исследования: письма и мемуары значительных церковных личностей» .

http://bogoslov.ru/article/3927527

Ангелы с материнскою заботливостию охраняют их от преткновения о камень, т. е. не допускают их до искушения и соблазна греховного. Иосиф, обрученник Пресвятой Девы, впадши в сомнение о Ее девственной чистоте, возымел намерение тайно прекратить условие обручения с нею, но удержан был от сей несправедливости Ангелом, и таким образом не преткнулся о камень соблазна. Охраняя чистоту душ наших, Ангелы оберегают и телесную нашу безопасность от врагов видимых и невидимых, от опасностей явных и тайных. Некогда многочисленный отряд войска, посланный царем сирийским схватить пророка Елисея, обступил город, где находил убежище пророк. При виде угрожавшей опасности, ученик его приведен был в великий страх, но был успокоен пророком, по молитве которого отверзлись очи ученику его, и он увидел сонмы Ангелов, ополчившихся вокруг пророка, для защиты его ( 4Цар. 6:17 ). Подобную защиту от искушений греховных и бед получают от Ангелов и все, подобно Иосифу, Елисею и другим святым, боящиеся Господа и на Него уповающие, хотя не все они сподобляются видений ангельских. В сей утешительной истине может удостоверить каждого из нас собственный опыт. Нередко и нам случается избегать опасностей, о которых узнаем уже по миновании их. Кто, как не Ангелы отвращают сии опасности, для нас незримые, а для их прозорливости очевидные? Чьи, как не их тайные внушения удаляют нас с дороги, на которой мы непременно преткнулись бы о пагубный для нас камень? 48 . (Извлеч. из «Сборника для любителей духов. чтения». Прот. В. Нечаева, ныне епископа Костромского, Виссариона. Москва, 1884 г. стр. 61–63). V. Ангелы принимают участие в человеке в час смерти его. Не оставляют нас св. Ангелы-Хранители и при нашем переходе из жизни временной в вечную. «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти, – говорит св. Феодор Студит , – размышляй о самом разлучении души от тела, – разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего Ангела» («Догм. Бог.» пр. Макария, стр. 432). Потому и св. церковь заповедует нам обращаться к Ангелу-Хранителю с такою молитвою: «Прежде оного (страшного) суда не забуди раба твоего, руководителю мой...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, кроме искренности, требуются и другия условия, чтобы эти приветствия были угодны Богоматери. Отец семейства может ли быть доволен выражениями любви и почтительности сына своего, хотя бы они исходили от искреннего сердца, если сын этот ведет жизнь порочную и худыми делами причиняет скорбь родительскому сердцу? И Богоматерь не может быть довольна нашим приветственным славословием, хотя бы оно казалось искренним, если это славословие исходит от души, погрязшей во грехах и не раскаивающейся. Не красна похвала в устах грешника. Доколе он не покажет исправления, славословия его только огорчат Богоматерь. Итак, если не хотим огорчать Богоматерь нашими хвалами, будем ревновать об исполнении заповедей Божиих и подражать Ее совершенствам. Подражание Ее непорочности, Ее смирению, Ее безграничной преданности в волю Божию, вот что паче всего Ей приятно. (См. «Обозрение употребительнейших церковных молитв», прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа Костромского). 2. Беседа, в которой изъясняется тропарь святителям «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче (или святителю) (имя рек), моли Христа Бога спастися душам нашим.» Этот церковный стих, поемый в честь святителя Николая, относится также ко всем святителям в общей службе им и воспевается также в честь некоторых, которым празднуется по особой службе. Столь обширное употребление этот стих (тропарь) имеет потому, что заключает в себе черты, свойственные всем прославляемым церковью святителям. Вот русский перевод этого стиха, не всякому, может быть, удобопонятного в церковно-славянском выражении: «Истина вещей явила в тебе перед стадом твоим правило веры, образ кротости, учителя воздержания. Посему достиг ты высоты смирением, богатства – нищетою. Отче священноначальниче! Моли Христа Бога о спасении душ наших». Первая часть стиха имеет в своей основе слова св. апостола Павла в послании к галатам. Апостол, противополагая в сем послании делам плоти плоды духовной жизни, говорит о последних: «плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22, 23 ). Итак, в числе плодов духовной жизни апостол поставляет «веру, кротость, воздержание». Эти добродетели, без сомнения, свойственны всем истинным христианам, тем паче пастырям церкви. Посему святая церковь , прославляя память святителей Христовых, угодивших Богу ревностью к стяжанию сих плодов духовной жизни и к утверждению их в других, именует их правилом «веры», образом «кротости», учителями «воздержания» и присовокупляет, что таковыми явила их «истина вещей». Это значит, что восписуемые им похвалы отнюдь не преувеличены: самое дело, самая истина вещей подтверждает их. Как Христос Спаситель, в доказательство того, что пришел от Бога, неоднократно ссылался на Свои дела, так и дела святителей Христовых, каждому давали видеть в них то, чем должны быть истинные пастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) Никого не должно отвергать, как погибшего, ибо от грешника всегда можно ожидать покаяния. Два старца шли из Эгов в Тарс, город киликийский. На дороге, по смотрению Божию, они зашли в гостиницу, чтоб успокоиться, потому что было весьма знойно. Тут нашли они трех юношей, идущих в Эги, с которыми была женщина дурной жизни. Старцы вели в разных местах: один из них вынул из своей сумки евангелие и читал. Женщина, бывшая с юношами, увидев читающего старца, подошла и села подле него. «Ты слишком уже бесстыдна, несчастная, с негодованием сказал ей старец: как не постыдилась ты подойти и сесть подле нас?» – «Не отгоняй меня, отец мой, отвечала женщина: хоть я и великая грешница, но Владыка всех, Господь и Бог наш, не отверг и блудницу, пришедшую в Нему». – «Но она, возразил старец, с того времени не была уже блудницею». – «Надеюсь на Сына Бога живого, воскликнула раскаивающаяся грешница, отныне и я оставлю этот грех», – и оставив юношей и все свое, пошла за старцами, которые привели ее в монастырь, именуемый Паклива. Там видели ее уже престарелою, проводящею жизнь в великих подвигах, и слышали это от нее самой. («В. чт.»). д) По несчастной кончине человека не суди о нравственном его достоинстве. Такой человек, может быть, гораздо выше нас в нравственном отношении, ибо есть примеры, что и святые люди подвергались подобному несчастию; например, праведный отрок Артемий Веркольский пал мертвым в поле во время грома, хотя молния не коснулась его. Люди сочли его состоящим под судом Божиим, и потому лишили его хрис6тианского погребения и положили в лесу, вдали от церкви; но чрез 28 лет тело его найдено нетленным, и он прославился чудотворениями и причислен к лику святых. В виду подобных случаев не спеши судить о каждом убитом грозой, что его постигла кара Божия за грехи. Не о чужих грехах при этом помышляй; а о своих говори Господу: «слава Твоему милосердию! поражая других, Ты, Господи, щадишь меня; несчастием с моими ближними Ты вразумляешь меня, возбуждаешь во мне помысл о моих грехах и покаянии в них для умилостивления Тебя. (Извлеч. из кн. «Христиан. уч.», прот. Нечаева, ныне Виссариона, еп. костромск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Награжден орденами св. Владимира 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 2-й степени. В 1996 г. еп. (ныне архиеп.) Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) передал архив И. в ОР РГБ. Впервые в новейшей истории в гос. архивохранилище был создан личный архивный фонд священнослужителя (862. Картоны 1-99). Соч.: Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири//ЖМП. 1965. 6. С. 73-77; Схиархим. Севастиан (Фомин)//Там же. 1966. 6. С. 37-39; Св. мч. Трифон//Там же. С. 59-63; Равноап. вел. кнг. Российская Ольга//Там же. 7. С. 56-66; Хранитель Церкви Русской: (Прп. Сергий Радонежский)//Там же. 1969. 9. С. 76-79; Заступник и светильник Отечества: (В связи с 750-летием со дня рожд. св. блгв. вел. кн. Александра Невского)//Там же. 1970. 9. С. 62-74; Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири чудотворец//Там же. 1971. 9. С. 69-78; Иеросхим. Амвросий (Гренков)//Там же. 1971. 11. С. 61-67; Библиогафия трудов архим. Леонида (Кавелина)//БТ. 1972. Сб. 9. С. 226-240; Памяти Лаврского духовника: К годовщине со дня кончины схиархим. Серафима (Семеновых)//ЖМП. 1972. 1. С. 24-27; Памяти еп. Виссариона Нечаева: (К 150-летию со дня рожд.)//Там же. 2. С. 70-78; О Таинстве Евхаристии//Там же. 3. С. 64-73 (псевд.: А. Вольгин); Из Жития свт. Григория Паламы//Там же. 10. С. 65-66; Схиархим. Паисий Величковский: (К 250-летию со дня рождения. 1722-1972)//Там же. 1972. 12. С. 62-64; Митр. Макарий (Булгаков) и акад. Е. Е. Голубинский: (Из истории рус. церк.-ист. науки)//Там же. 1973. 6. С. 66-78; В похвалу прп. Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу//БТ. 1973. Сб. 11. С. 210-215; Афон и Русская Церковь: Исслед.//ЖМП. 1974. 3. С. 2-25; 4. С. 5-15; 5. С. 8-12; 6. С. 12-28; На пути к диалогу с Древними Вост. Церквами//ЖМП. 1975. 2. С. 18-20; Пасхальные дни в Русском Пантелеимоновом мон-ре на Афоне//Там же. 8. С. 20-27; В Афонском Пантелеимоновом подворье в с. Лукино под Москвой//Там же. 10. С. 23-24; Афон и Русская Церковь: Библиография//БТ. 1976. Сб. 15. С. 185-256; Св. блж. Николай Псковский//ЖМП. 1976. 1. С. 70-71; Свт.

http://pravenc.ru/text/468751.html

Владыка подчеркивает отрицательный характер взаимоотношений и между такими родственниками, как невестки и их свекрови. В этой связи приводится целый спектр пословиц и поговорок в проповеди «Нечто о свекровях и невестках»: Свекровь кошку сечет, а невестке наветки дает. Свекор — гроза, а свекровь выест глаза. Свекровь на печи, что собака на цепи. Свекровь змея скорпея, шипит – не укусит, а к себе не припустит . Автор проповеди призывает слушателей и читателей обратить внимание на такие аспекты, как образ действий свекрови по отношению к невестке: дает наветки (говорит намеками), не допускает к себе близко, может выесть глаза. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова глагол выесть определяется через болезненное ощущение, которое вызывает едкое вещество при попадании в глаза. В переносном значении прилагательного едкий содержится указание на горе, страдание. Таким образом, свекровь сравнивается с едким веществом, которое вызывает болезненные чувства; свекровь причиняет своей невестке страдания. Свекровь сравнивается с собакой, змеей-скорпеей, то есть с животными, образ которых в русской лингвокультуре носит негативный характер. Примечательно, что свекор сравнивается с грозой, которая, в сущности, не приносит вреда человеку, в то время как «выеденные глаза» гораздо опаснее для духовного и телесного здоровья. Пословица С векровь кошку сечет, а невестке наветки дает требует отдельного рассмотрения, так как в ней отражен сложный механизм взаимодействия свекрови с окружающим миром. Если кошку она сечет физически, то невестка, получающая от свекрови наветки, испытывает духовные страдания, поскольку это «слова или выражения, содержащие скрытый смысл, который может быть понят только по догадке». Как правило, о хорошем люди говорят друг другу без намеков, прямо, а отрицательный скрытый смысл предпочитают выражать намеками. Со словом наветки коррелирует и  навет – «ложное обвинение, клевета». Блестящее образование и широта кругозора позволяют владыке Виссариону обращаться к кладовой мудрости других народов. Так, например, отношение свекрови к невестке видно в следующей немецкой пословице: мать мужа есть демон для жены .  Этими и другими пословицами владыка призывает свекровь быть мягче по отношению к невестке, а ту в свою очередь — быть внимательнее и осторожнее в отношениях со свекровью.

http://bogoslov.ru/article/5295954

Далее проповедник переходит от констатации факта тяжести положения к утешению вдов, используя при этом поговорки следующего плана: За вдовою, за сиротою Сам Бог с калитою. Вдовицу Бог бережет, а люди не берегут . Жалко положение вдовы, но она не должна предаваться унынию и отчаянию. С помощью первой поговорки проповедник утешает вдову, вселяет надежду. Во второй поговорке прослеживается противопоставление: Бог бережет, люди не берегут. На наш взгляд, здесь содержится определенный призыв: вдова должна уповать на Господа, при этом помня, что люди не всегда могут проявлять порядочность. К циклу пословиц и поговорок о вдовстве примыкают поговорки об отчимах и мачехах, пасынках и падчерицах. Епископ Виссарион подчеркивает, что имя мачехи в истории является в виде более мрачном, чем имя отчима. Так, например, выражение жаловаться мачехе означало у римлян то же, что жаловаться без успеха . В древних немецких сказаниях (сагах) мачеха изображена как злая гонительница пасынка и падчерицы: она выпроваживает их из родительского дома, пускает по миру или даже умерщвляет. В русских пословицах она также является в непривлекательном виде: Мачеха добра, да не мать родна. В лесу медведь, а в дому мачеха. Во всех поговорках прослеживается негативное отношение мачехи к приемным детям. Вероятно, подобные поговорки в проповедях используются для воздействовия на слушательниц или читательниц проповедей, а именно мачех, чтобы они через поговорки смогли проанализировать собственное отношение к неродным детям. В Большом толковом словаре русского языка слово мачеха определяется как «жена отца по отношению к его детям от предыдущего брака; неродная мать». То есть в семантике самого слова заложена отрицательная оценка, которая содержится в определении  неродная мать. Кроме этого, закрепившееся в узусе русского языка словосочетание злая мачеха подчеркивает отношение к мачехе в русской лингвокультуре. Это проявилось и в выражениях, в которых слово мачеха употребляется в значении «то, что жестоко, враждебно по отношению к кому-либо»: «природа для меня родная мать».

http://bogoslov.ru/article/5295954

Передадим еще трогательный пример, из которого читатель увидит, что Господь иногда чудесным образом хранит сирот. Вот обстоятельства рождение и воспитание св. мученика Кодрата († 249). Во время бывших во 2 веке гонений на христиан одна благочестивая женщина, именем Руфина, скрываясь от гонителей, ушла из Коринфа и скиталась по непроходимым местам. Не смерти боялась Руфина, нет, – она хотела спасти младенца, в утробе ее зачатого. Наконец приспело время разрешение, и она родила сына; но к несчастию через несколько дней скончалась. Всего естественнее подумать, что беспомощный сирота умрет от голода, или съеден будет зверями. Но Отверзаяй руку Свою и насыщаяй всякое животное благоволения ( Пс. 144:16 ) не презрел пеленами повитого Кодрата и заступил ему отца и мать. Бог заповедал облакам, и они на вопль младенца, спускаясь с высоты и приклоняясь долу, источали на уста его сладкую росу и питали его млеком и медом, доколе он не подрос и сам мог собирать для себя пустынные плоды. Таким образом отрок жил вдали от людей, подобно Иоанну Крестителю, Богом хранимый, и уже в юношеском возрасте найден был христианами. Скоро святой Кодрат выучился грамоте, еще скорее врачебному искусству и с помощию трав, известных ему, как воспитаннику лесов и пустыни, по собственному опыту и употреблению, а более благодатию Божиею исцелял всякие недуги. Он дожил до глубокой старости, большую часть времени проводя в городах, и приял мученический венец в гонение Декия. Итак, не горюйте, и не унывайте, сироты; ни на одну минуту не забывайте, что над вами бодрствует око Отца Небесного; в отношении к Нему не может быть сирот, кроме тех, которые нечестием и неверием сами отринули Его от себя. Не ослабевайте на молитве. Молитва сирот имеет особенную силу пред Богом. Ваше спасение есть преимущественно дело Его чести и славы, – ибо Ему оставлен есть нищий, Он один сироте помощник ( Пс. 9:35 ). Как мать прилагает особенное попечение о дитяти слабом и больном, как ее сердце сильнее бьется сочувствием у его кроватки, так и сердце Божие особенною любовию исполнено к круглым сиротам, слабым и беспомощным созданиям (Из кн. «Очерки хр. жизни» прот. В. П. Нечаева , ныне еп. Костромского Виссариона).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт 13,12–18) XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт 14, 14–20) XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт 15, 1–15) XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт 17, 1–9) XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт 17,1–7, 9–12, 14) XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17,19, 18:11–14, 21:1–8) XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33) XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт 22,1–18) XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт 27,1–41) XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт 28, 10–17) XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт 31, 3–16) XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт 43, 26–31, 45, 1–16) XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт 46, 1–7) XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт 49:1–2, 8–12) XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт 49, 33, 50,1–26)     Епископ Виссарион [Нечаев] и его истолковательные труды Епископ Виссарион (в миру – Василий Петрович Не­чаев) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Крапивинского уезда Тульской губернии в семье диакона. Про­исхождение из духовного сословия располагало его к по­степенному постижению классической трехступенчатой системы обучения: духовное училище – семинария – ака­демия, что и было им блестяще исполнено. В 1844 году Василий Нечаев окончил Тульскую духовную семинарию, затем был принят в Московскую духовную академию, обу­чение в которой завершил магистром XVI курса (выпуска 1848 года) в числе лучших студентов. Курсовое (выпуск­ное) сочинение студента МДА Василия Нечаева было по­священо выдающемуся российскому иерарху, богослову и историку, святителю Димитрию Ростовскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К. был женат на дочери прот. Василия Нечаева (впосл. еп. Костромской и Галичский Виссарион ). В 1889 г., овдовев, Нечаев принял постриг и был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Своим преемником в храме свт. Николая Чудотворца в Толмачах еп. Виссарион хотел видеть зятя. Однако К. сомневался в том, стоит ли принимать священнический сан. 18 авг. 1889 г. митр. Иоанникий (Руднев) , вызвав К. в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, «столько со властию, столько, и даже более, с любовью, посоветовал… принять предложенное служение» (Там же. С. 542-543). К., увидев в этом волю Божию, согласился. Резолюцией митр. Иоанникия (Руднева) от 20 авг. того же года К. был назначен священником в Никольскую ц., в к-рой служил до кончины. Указом Синода от 20 нояб. 1889 г. К. был утвержден в должности издателя-редактора ж. «Душеполезное чтение» ; он сменил основателя этого издания еп. Виссариона. Одновременно до 1893 г. оставался профессором МДА. В 1890 г. К. был избран членом городского Училищного совета и активно занимался народным образованием в Москве. В том же году был награжден камилавкой, в 1892 г.- золотым наперсным крестом, возведен в сан протоиерея и удостоен звания заслуженного профессора. С 1892 г. действительный член Об-ва любителей духовного просвещения. Публиковал статьи в «Русском вестнике» , а также в университетской газ. «Московские ведомости» , в к-рой руководил «духовным направлением». Будучи ревностным пастырем, К. открыл отделение Елисаветинского благотворительного об-ва, инициировал учреждение церковноприходского попечительства, ставшего одним из наиболее значимых и деятельных в Москве. Благотворители братья Лосовы, купили в 1890 г. книжное собрание свт. Феофана Затворника и предоставили помещение, и К. удалось организовать бесплатную церковноприходскую б-ку, которой он жертвовал свои книги, за ее деятельностью настоятель следил лично (Голос прихожанина. 1902. С. 518). Современники отмечали глубокую религиозность К., любовь к богослужению и истовое пастырское служение. Так, по пятницам Великого поста он исповедовал всех прихожан, оставаясь в храме до полуночи.

http://pravenc.ru/text/1681223.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010