—369— Определили: Об утверждении профессорского стипендиата, кандидата богословия, Анатолия Орлова исправляющим должность доцента Академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий и принятий экстраординарного профессора Академия П.В. Тихомирова в число приват-доцентов Историко-филологического факультета Императорского Московского Университета по кафедре философии внести в формулярные о службе их списки, сообщив о первом из них и Правлению Академий – для зависящих распоряжений. VIII. а) Отношение Г. Прокурора Костромского Окружного Суда на имя Преосвященного Ректора Академии от 24 октября за 8118: „Имею честь препроводить при сем Вам, Ваше Преосвященство, выписку из домашнего духовного завещания Епископа Виссариона и при этом присовокупить, что предъявитель этого завещания коллежский советник Василий Васильевич Нечаев проживает в г. Москве, Девичье поле, архив Министерства юстиции“. б) Приложенную к отношению выписку: „Определением Костромского окружного суда, состоявшимся 7 октября 1905 года, утверждено к исполнению домашнее духовное завещание Епископа Виссариона, в котором он, между прочим, волю свою выразил так: оставшиеся вещи прошу душеприказчиков передать... В Московскую Духовную Академию – панагию с драгоценным камнем посредине для употребления преосвященными ректорами. Ευχολογιον Гоара для фундаментальной библиотеки... В студенческую библиотеку Московской Духовной Академии – 100 рублей“. Определили: На получение от г. душеприказчика по исполнению духовного завещания покойного Преосвященного Виссариона, Епископа Костромского и Галичского, – Коллежского Советника В.В. Нечаева назначенных по сему завещанию в пользу Академии вещей и денег выдать доверенность о. эконому Академии иеромонаху Иринарху, а по поступлении – распределить их по принадлежности: в академическую церковь , фундаментальную и студенческую библиотеки“. IX. а) Письмо Г. Почетного члена Академии, профессора —370— Лазаревского Института восточных языков, Действительного Статского Советника Георгия Абрамовича Муркоса:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем, с 19 августа по 9 октября 1854 года, по поручению приснопамятного святителя Филарета, митрополита Московского, временно проходил должность законоучителя в 1-м Московском кадетском корпусе 57 и за тщательное исполнение этого поручения тогда же получил изъявление благодарности от владыки Московского. Наконец, довольно скоро и для В. П. Нечаева наступило время более широкого и самостоятельного пастырского служения. С окончанием 1854–1855 учебного года священник Нечаев покинул духовно-учебное поприще. Резолюциею митрополита Филарета от 12 октября 1855 года он был назначен приходским священником к Николаевской, в Толмачах, церкви, при которой и служил неизменно до самого пострижения в монашество в 1889 году. При этой церкви, по первоначальному устройству своему принадлежащей концу XVII века, a по обновлению и благоустройству в том виде, в каком застал ее 1855 год, уже нынешнему столетию 58 , в течение почти 34-х лет отец В. П. Нечаев провел самые лучшие годы своей жизни 59 в неустанном труде и бодрствовании на страже пастырского и духовно-просветительного служения, со своей стороны весьма много сделав и для благоукрашения храма. Поначалу он, как свободный от духовно-учебной службы приходский священник, кроме исполнения обязанностей пастырских по своему приходу, небольшому, нес и особые, возлагаемые на него начальством, обязанности и поручения. Так, например, в 1858 году, по распоряжению духовной консистории, говорил катихизические поучения в своей приходской церкви 60 . Затем, резолюциею митрополита Филарета от 3 августа 1859 года назначен увещателем в комиссию военного суда при Московском ордонанс-гаузе, каковую должность проходил до самого упразднения этой комиссии в марте 1873 года. Далее, с февраля 1861 и по май 1862 года, до упразднения воскресных школ, с разрешения митрополита Филарета, преподавал закон Божий в женской воскресной школе, учрежденной графиней Соллогуб. И наконец, с 12 сентября 1872 и по октябрь 1873 года, по соизволению митрополита Иннокентия, состоял членом правления Московской духовной семинарии от духовенства. Но уже с 1859 года, когда ο. В. П. Нечаев вошел в состав редакции журнала Душеполезное Чтение, образовавшийся из священника Казанской, у Калужских ворот, церкви Алексия Иосифовича Ключарева, что ныне высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Харьковский, его, – В. П. Нечаева , и священника церкви св. Николая Заяицкого Василия Иоанновича Лебедева 61 , он мало-помалу стал все более и более сосредоточивать свое исключительно внимание на издании этого журнала, особенно после того, как, за смертию ο. В. И. Лебедева и за выходом из состава редакции о. А.И. Ключарева (в 1866 году), остался единственным редактором означенного журнала. Кроме упомянутых выше поручений, он потом не принимал уже на себя никаких сторонних обязанностей и занятий и все силы свои посвящал пастырскому служению и этому журналу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

К разряду этих последних относится 7-й, теперь издаваемый нами сборник 93 . Одновременно с такою плодотворною и достохвальною издательскою деятельностью шла не менее плодотворная и достохвальная, хотя и менее широкая пастырская деятельность протоиерея В. П. Нечаева по Николо-Толмачевскому приходу. Помимо ревностных забот о поддержании и даже увеличении внешнего благолепия своего приходского храма 94 , В. П. Нечаев еще того более заботился о созидании внутреннего храма своих прихожан, своей паствы, чтобы он достоин был невидимого в нем присутствия Божия. Благоговейным священнослужением, назидательными беседами с прихожанами, особенно же добрым примером собственной жизни он, как воистину пастырь добрый ( Ин.10:1–16 ), неуклонно вел свою паству, с которою в столь долгие годы успел сродниться, к спасению ( Ин.10:9 ). A то, как понимала и ценила эту его пастырскую деятельность сама паства, можно видеть уже из того, что по случаю исполнившегося 25-летия служения его при Николо-Толмачевской Церкви, в 1880 году прихожане ее поднесли ему золотой наперсный крест с драгоценными украшениями «в знак глубокого уважения и признательности за его примерную жизнь и истинно пастырскую заботливость об их духовных нуждах» 95 . Но вот 18 ноября 1887 года скончалась супруга о. В. П. Нечаева , Варвара Никифоровна, и В.П. Нечаеву, как испытанному в пастырской деятельности и во всех отношениях вполне достойному и заслуженному мужу, предложено было со стороны высшей епархиальной власти и со стороны других лиц предлагаемо было, вступить в монашество, чтобы тем открыт был ему путь и к архипастырству. По долгом размышлении и отыскании надежного преемника в дорогом для него деле издания журнала: Душеполезное Чтение 96 , В. П. Нечаев , наконец, решил последовать призыву начальства или, точнее, призванию Божию. «Изволением святейшего Синода и соизволением Благочестивейшего Самодержца, – говорил он 28 июля 1889 года в речи по наречении во епископа 97 , – я призываюсь к епископскому служению. После не малого и продолжительного колебания решился я вступить на поприще сего великого служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

П. Нечаева о св. Димитрии Ростовском (стр. 107 и 108, примечание), помеченное цензурным одобрением 15 апреля 1849 года, за подписью цензора, Вифанской семинарии ректора, архимандрита Евгения (Сахарова Платонова). Под упоминаемым в «Оглавлении» Стефаном разумеется известный местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский Стефан Яворский († 1722 г). 24 Разумеется Киевского митрополита Евгения «Словарь исторический писателей Российских духовного чина», в двух частях (Спб. 1818. Изд. 2-е, Спб. 1827), где действительно, в одной и той же 1-й части, «Алфавит» приписывается то св. Димитрию Ростовскому (стр. 125 и 126), a то Исайи Копинскому (стр. 212). 25 Этою переменою взгляда на Алфавит объясняется то, что сказано о нем в печатном сочинении В. П. Нечаева о св. Димитрии Ростовском , на стр. 103 и 104, причем Алфавит прямо называется только числящимся между сочинениями св. Димитрия, а на самом деле принадлежащим Исайи Копинскому, в виду свидетельства о сем самого св. Димитрия Рост. (стр. 104). 26 Разумеется статья, под заглавием: «Древности, найденные в г. Одоеве», помещённая в Москвитянине за 1849 г. 5, стр. 50, отд. V «внутренних известий». Статейка маленькая. В ней дело идет о надписи на одном из надгробных камней кладбища упраздненного Анастасова монастыря в г. Одоеве, гласящий об историческом лице XVII века, Н.Л. Колупаеве, не целовавшем крест с изменниками. 27 Амфитеатрову, профессору словесности и секретарю Правления и Конференции академии († 1888 г). 32 См. Москвитянин за 1849 год IV, 27–40; XIII, М.П. Погодин чрез А.В. Горского получил копию с автобиографии митроп. Платона, о чем свидетельствует одно из неизданных писем Погодина к А.В. Горскому, где он пишет ему: «На коленях молюся о копии Платоновой автобиографии». Письмо хранится в архиве А.В. Горского, в библиотеке Московской дух. академии. В 1887 году эта автобиография, в Москвитянине доведенная лишь до 1799 года, полностью напечатана в Душеполезном Чтении с предисловием и примечаниями прот. C. К. Смирнова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Так, в 1842 г. в журнале «Христианское чтение» известнейший богослов и историк митр. Макарий Булгаков опубликовал работу «Святого отца нашего Димитрия Ростовского святителя и чудотворца догматическое учение, выбранное из его сочинений» 16 , представляющую собой подборку цитат из творений митр. Димитрий по догматическим вопросам. Чуть позже, в 1849 г. на свет появилась книга «Св. Димитрий митрополит Ростовский» 17 , опубликованная без указания авторства. Учёные XIX в. сообщали, что этот труд был составлен ректором Московской духовной академии прот. А.В. Горским из двух работ студентов Нечаева (впоследствии – еп. Виссариона) и Барского. Первая часть, за авторством В. Нечаева, представляла собой первую научную биографию Ростовского архиерея (впрочем, скорее в жанре очерка), Во второй части, принадлежавшей Барскому, фактически разбиралось содержание многотомных «Сочинений» Ростовского владыки, и делалась попытка оценить его догматические, «нравственно-духовные» и исторические творения с точки зрения церковного учёного XIX в. При этом особый раздел был уделён Четьям-Минеям, их источниками и методологии работы над ними Димитрия Савича. Достоинства этой работы очевидны (среди них отметим первый опыт научного анализа писем Дмитрия Савича и его Диариуша). Также, похоже, именно В. Нечаев впервые обратил внимание на латиноязычные источники Четий-Миней и иных сочинений митр. Димитрия Ростовского . При этом при написании данной работы рукописные источники практически не использовались, а жизнь митр. Димитрия Ростовского рассматривалась в ней в отрыве от контекста эпохи (причину этого следует усматривать в общей неразвитости методологии историографии великорусской и малорусской культуры в середине XIX в.) В последующие сорок лет исследования митр. Димитрия Ростовского и его наследия продолжали развиваться неспешными темпами 18 . Особо следует отметить появления исследований, посвящённых Ростовскому училищу прославленного митрополита, совмещённых с публикациями рукописных учебников 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так, уже за один первый 1860 год существования журнала статей В. П. Нечаева было вдвое больше, нежели статей В.И. Лебедева и втрое больше, нежели статей А.О. Ключарева 67 . Статьи же последующих годов, по различным отделам содержания журнала, мало-помалу составили собой целые книги более или менее значительного объема, каковы: Толкования на паримии из разных книг Св. Писания (несколько книг) 68 ; Обозрение употребителънейших церковных молитв; Толкование на литургию no чину св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого и др. 69 Кроме статей оригинальных, В. П. Нечаев очень много трудился и над статьями переводными для журнала. В том и другом отношении мы имеем, для доказательства сказанного, свидетельства, еще не оглашенные доселе в печати. Эти свидетельства, кстати, раскроют нам и некоторые другие стороны дела участия В. П. Нечаева и некоторых других из поименованных выше лиц в издании Душеполезного Чтения. 5 апреля 1861 года В. П. Нечаев писал к своему старинному знакомцу, наставнику и благодетелю, в то время уже протоиерею А.В. Горскому: «Осмеливаюсь просить Вас пересмотреть написанное на этом же листе мое маранье. Статьишку эту мне хотелось бы поместить в апрельской книжке Душеполезного Чтения. Она написана мною еще во время службы моей в Московской семинарии и входила в состав уроков по русской церковной археологии, преподавание которой возложено было на меня 70 . Великое одолжение Вы сделали бы мне, если бы в моей статейке промахи исправили, а чего не достает в ней, – дополнили. Я не раз испытывал вашу снисходительность ко мне, и крепко надеюсь, что Вы и на сей раз сделаете для меня, что найдете нужным. Может случиться, что статья пред Вашим судом окажется слишком слабою и не стоящею печати; в таком случае удостойте меня хоть обличительными одними замечаниями, которые я приму с благодарностью. Богослужебных книг в новогреческом переводе Никодима 71 не оказалось в библиотеке Московской семинарии, и вообще там нет ни одной греческой богослужебной книги. Переведенную мной с греческого службу в неделю Ваий, я недели две тому назад представил владыке 72 , и доселе не имею ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Тогдашний московский митрополит Филарет охотно дал свое согласие на издание такого журнала и даже сам посоветовал, как назвать его. Вот что об этом говорит сам преосвященный Амвросий в своих «воспоминаниях»: «Приняв милостиво программу издания и дав ему название, митрополит сказал: «Я на тебя надеюсь; но есть ли у тебя сотрудники?» Я назвал рекомендованных мне А.В. Горским, в качестве соредакторов, священников: Василия Ивановича Лебедева (умершего в 1863 году) и Василия Петровича Нечаева, – ныне преосвященного Виссариона, епископа Костромского. Он спросил от нас пробных статей, целый день читал их, как потом сказал мне его секретарь, и затем, отдавая их с одобрением, сказал: «Я готов служить вам, чем могу, но вы свободны?» Первая книжка журнала вышла в январе 1860 года. Журнал с самого начала носил следующее название: «Душеполезное чтение, ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания». В первой статье журнала – «Христианский обычай начинать всякое дело молитвою о благословении Божием», – которая была написана самим редактором свящ. А. Ключаревым, в заключении указана ясно и самая цель предпринятого издания: «Благочестивый читатель! Эта книжка, которую ты с христианскою снисходительностью читаешь, есть начало труда, предпринятого людьми, желающими пользы душе твоей и твоего спасения. Помолись вместе с нами Господу, Источнику премудрости и разума, чтобы Он ниспослал на сей труд Свое всеосвящающее благословение. Помолись, чтобы нам Он даровал дух ревности к возвещению святого слова Его и дар учения, тебе усердие к духовному чтению и благодатную помощь в исполнении святых Его заповедей и всем православным христианам любовь к слову Божию и преуспеяние в богоугодной жизни». Сотрудниками о. А.О. Ключарева по изданию этого журнала, кроме священников В.И. Лебедева и В. П. Нечаева , были: архимандрит Никодим, протоиерей C. Терновский, священник П. Смирнов , протоиерей И. Рождественский, священник В. Световидов, священник Василий Вербицкий (алтайский миссионер), профессор московской духовной академии Д. Ф. Голубинский , И. Снегирев , священник В. Владиславлев , священник Александр Романовский, священник В. Сперанский, священник В. Головин, священник Павел Алякритский, архимандрит Порфирий, Ив. Беляев, Амфиан Лебедев, Сергей Писарев , священник Н. Руднев, священник Петр Ильинский, К. Невоструев , Филарет, архиепископ черниговский, викарий московский епископ Леонид, священник И. Виноградов , И. Шаров, протоиерей Н. Ильдомский, П. Казанский , свящ. В. Гаретовский, Иосиф архиепископ воронежский, свящ, И. Благовещенский, В. Муратов, свящ. Я. Головин, свящ. С. Вишняков, свящ. А. Телегин, свящ. Н. Потапов, свящ. Гр. Быстрицкий, свящ. Д. Кастальский, прот. А. Воскресенский, Д. Рождественский, свящ. А. Левашов и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

421 Морев А. (впоследствии епископ Амвросий). Созерцание, или изъяснительное описание литургии. СПб., 1806. 424 Протоиерей Стефан Гумилевский. Краткое изъяснение литургии, изложенное в вопросах и ответах. Изд. 3. М., 1853. – Мы не останавливаемся здесь на толкованиях Литургии, принадлежащих светским писателям. 427 К особенностям данного труда относится также подробное, не встречающееся в других сочинениях о Литургии, изъяснение антифонов, лрокимнов, входных стихов, аллилуиариев и причастных с попутными обстоятельными примечаниями о значении в Литургии этих ее составных частей. (Вольгин А. [ Лисовой Н. H.] Памяти епископа Виссариона (Нечаева) . – ЖМП. 1972. 2. С. 73). 428 Многочисленные толкования отдельных стихов, тропарей и песнопений рассыпаны в статьях и проповедях Преосвященного Виссариона («Душеполезное чтение», 1860–1905). Библиографию его сочинений и литературы о нем см. в указанной статье Н. Н. Лисового (псевд.: А. Вольгин; ЖМП. 1972. 2). 430 Протоиерей Василий Нечаев. Толкование на паримии из книги Бытия. М., 1871; Толкование на паримии из книг Моисеевых: Исход, Левит, Чисел и Второзакония. М., 1884; Толкование на паримии из книг Иисуса Навина, Судей, Царств, Иова и Паралипоменон. М., 1884; Толкование на паримии из книги Притчей и из книги Премудрости Соломоновой. М., 1888; Епископ Виссарион (Нечаев) . Толкование на паримии из книги пророка Исаии. М., 1890; Толкование на паримии из книг пророков Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии и Малахии. М., 1892; Толкование на паримии из новозаветных книг. М., 1895. Все указанные толкования (кроме последнего) были переизданы затем в большом двухтомнике: Епископ Виссарион. Толкования на паримии. Т. 1–2. СПб., 1894. 431 Священник Н. Воинов. Ветхозаветные предизображения Креста Христова по указанию церковно-богослужебных книг. М., 1892; Его же. Изъяснение заимствованных из Ветхого Завета наименований Пресвятой Богородицы, содержащихся в благодарственном Ей каноне и акафисте. М., 1892; Бирюков Н. А. Объяснение библейских ветхозаветных повествований в богослужебных книгах православной Церкви. – «Православный Собеседник». 1916. 7/8. С. 3–21. См. также: Протопопов В. И. Переход евреев через Красное (Чермное) море. (История его и религиозное значение по книгам Ветхого и Нового Заветов, по святоотеческим толкованиям и по церковным песнопениям). Казань, 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

А.П. Голубцов ставил перед литургикой не только задачу исторического восстановления богослужебных чинов и ритуалов, но также и задачу строго «исторического объяснения обрядов». Его лекции по истории православного богослужения частично опубликованы 1644 . Как отмечали современники, «осторожный в выводах, прекрасный знаток рукописного материала своей науки, он брал для изучения и освещения скромные темы, но доводил работу над ними до исчерпывающих пределов. При этом заключения его часто поражали блеском и глубиной». Церковный историк и археолог архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) (1839–1908), магистр Санкт-Петербургской духовной академии, издал в четырех выпусках «Месяцеслов русских святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых» (1870–1883); в переработанном и дополненном виде «Месяцеслов» переиздан в 1893–1903 гг. в 12 выпусках. А.И. Алмазов подготовил объемные диссертации «История чинопоследования крещения и миропомазания» (1883) – серьезное и тщательное исследование, охватывающее громадный период греческой и русской истории, равного которому так и не появилось в нашей науке, по каковой причине оно и остается основным пособием на русском языке по данному вопросу (хотя и не дает систематической истории происхождения таинств), – и «Тайная исповедь в православной восточной церкви: опыт внешней истории» (1896), опубликованные как монографии 1645 ; обе работы были удостоены Макариевских премий – за 1886 и 1897 гг. Его перу принадлежат также работы «Неизданные канонические ответы константинопольского патриарха Луки Хрисоверга и митрополита Родосского Нила» (Одесса, 1903) и «Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского: Малоизвестный памятник права Греческой церкви XV в.» (Одесса, 1903) 1646 . Отдельные историко-литургические труды (помимо археографических исследований в данной области) оставил академик Б.А. Тураев 1647 . Помимо систематических академических исследований велась научная работа отдельными авторами, ставившими перед собой прежде всего педагогические и нравственно-богословские задачи. Так, преосвященный Гермоген (Добронравин) помимо собственно историко-церковных трудов оставил сочинения, касающиеся православного богослужения: «Литургика» (СПб., 1881), «О богослужении Православной Церкви» (6-е изд. СПб., 1903), «О Св. Таинствах Православной Церкви» (2-е изд. СПб., 1904). Перу костромского епископа Виссариона (Нечаева) (1822–1905) принадлежит «Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого » (M., 1884), выдержавшее четыре издания при жизни автора. Следует упомянуть также трижды прижизненно переиздававшиеся размышления преосвященного Виссариона о Великом каноне прп. Андрея Критского «Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского , заимствованные из библейских сказаний» (M., 1891; ныне публикуются под разными названиями: в оригинальном варианте – M.: Отчий дом, 2008, и как «Великий канон св. Андрея Критского : С толкованием уроков покаяния» (M.: Благо, 2004)).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аквилонов показывает недостаточность этого позднего и школьного определения. Вернее сказать, это и не определение, но только описание, и очень неполное. Ибо Церковь есть не только общество, но и организм, или «тело», и к ее составу кроме человеков принадлежит и сам Христос, ее Глава, в котором Церковь и едина. «Тело Христово», этот апостольский образ или имя есть лучшее определение. Это вполне подтверждается и свидетельством отцов. Аквилонов удачно подобрал в своей книге важнейшие тексты. Из русских авторов он всего ближе к Филарету (по его проповедям) и к Хомякову. Выковать полное определение Церкви Аквилонову не удалось. Он дал только многословный пересказ этого основного имени: «тело». И вообще, его книга написана языком вялым. Но она могла послужить надежным введением в дальнейшее исследование. Смущало только, что в первой же главе Аквилонова слишком решительно ниспровергает «принятое» определение Церкви, как «общества». Показалось спорным и то, что в состав Церкви он включал и ангелов. Иное в книге и действительно было недосказано… В ученых степенях утверждал Святейший Синод и обычно кому-нибудь из епархиальных архиереев поручалось рассмотреть диссертацию со стороны вероучительной благонадежности. Книга Аквилонова была передана на заключение Виссариона Нечаева, епископа Костромского, бывшего перед тем долгие годы издателем «Душеполезного Чтения». Виссарион присоединился к отзыву академических рецензентов и высказал пожелание об исправлении определения Церкви в Катихизисе. Это пожелание вызвало в Синоде беспокойство. И в тоже время против книги Аквилонова резко выступили единоверческий архимандрит Павел Прусский и проф. Н. И. Субботин, доверенный корреспондент Победоносцева. Они говорили от лица «простых верующих». Еп. Виссарион настаивал на своем заключении. Победоносцев охранял «народные верования». Вопрос разрешился тем, что московский митрополит Сергий (при неожиданной поддержке епископа Сильвестра) отыскал в книге Аквилонова самый опасный рационализм. Автору пришлось писать вторую диссертацию… В этом эпизоде характерно искривление перспектив: более охранялась неприкосновенность катихизиса, чем верность действительному отеческому преданию, и всего более во внимание принимались настроения ревнителей из простецов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010