Напрасно они оправдывают себя тем, что относят Трисвятое не ко всей Троице, а только ко второму Лицу – Сыну Божию, и что не разделяют еретического мнения о страдании и распятии Божества. Соборное правило весьма ясно воспретило прибавление помянутых слов не только в смысле еретическом, но вообще в каком-то ни было смысле. За молитвою Трисвятого, как бы в объяснение её смысла, следует в церковных службах славословие св. Троице : «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь». Об этом славословии мы уже некогда говорили 8 . В литургии св. Василия Вел. и Иоанна Златоустог о имя Трисвятого нераздельно усвояется не только молитве: Святый Боже..., но и этому славословию. А в чинах вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и т. д. под Трисвятым разумеется кроме того еще молитва: «Пресвятая Троице помилуй нас», и троекратное: «Господи помилуй». Можно думать, что молитва: «Пресвятая Троице», есть полнейшее раскрытие того, что заключается в Святый Боже. В ней слова: Пресвятая Троице помилуй нас, соответствуют словам: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас»; кроме того значение слова помилуй нас в ней так раскрыто: Господи т. е. Боже Отче, очисти грехи наша; Владыко, Сыне Божий, прости беззакония наша, «аще бо беззакония назриши, кто постоит?» Святый, т. е. Дух Святый, посети (επσεψον), т. е. покрой твоим снисхождением: и исцели немощи наша – душевные и телесные; имене твоего ради т. е. того требует слава твоего имени. Ты не напрасно именуешься бесконечно милосердым и всемогущим, посему яви на нас могущество твоей благодати и милосердия в уврачевании немощей наших. 7 Те, которые восставали с обличением против прибавления к Трисвятому, указывали в нем еще и другие недостатки. Например, они говорили, что если Трисвятое относится к трем Лицам Божества, то прибавление: распятый за нас, вводит четвертое лицо; ибо, замечает св. Иоанн Дамаскин , «оно с одной стороны полагает Сына Божия, Ипостасную силу Отца (святый Крепкий), с другой полагает распятого, как бы Он отличен был от Крепкаго» (Точн. изл. Прав. веры. III. 10). 8 См. в февральской книжке Душепол. Чт. за 1860 год статью: «Изъяснение некоторых кратких изречений, употребляемых в богослужении». Читать далее Источник: Обозрение употребительнейших церковных молитв/[Соч.] священника Василия Нечаева [епископа Виссариона]. – Москва : Тип. В. Готье, 1865. – 172 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» ( Притч. 9:3 ). Хотя Бог не обещает верующим богатство материальное, Он и не оставляет без необходимого для жизни и пропитания. И в Евангелии Он говорит: «Не заботьтесь о том, во что одеться, или что есть, или что пить, заботьтесь прежде о Царстве Небесном, и это все приложится вам» ( Мф. 6:25 ). Это, конечно, не о лени говорится. Господь обещает позаботиться не о ленивом человеке, который не хочет работать, а о том, который посвящает своё упование Богу и ради Него трудится. Вот что говорил священномученик Киприан Карфагенский : «Боишься, чтобы вдруг не оскудело имущество твое, если начнешь щедро благодетельствовать из него? Но когда же у праведного могло недоставать средств к жизни?» То есть те, кто не оказывает милосердие из-за страха, что «самим не хватит», не дают благодати Божией в их жизни проявиться и показать, что Он о них позаботится, если они, доверившись Его заповеди, помогут кому-то. Притч. 10:4 «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» ( Притч. 10:4 ). По толкованию епископа Виссариона (Нечаева) , «здесь указываются плоды лености, уклонения от послушания общему для всех закону». Господь дал общее для человечества благословение: «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» ( Быт. 3:19 ), – ещё это было в раю при изгнании Адама сказано ему. И вот леность, помимо всего прочего, является уклонением от послушания этим словам Господа. Епископ Виссарион продолжает: «Последствием лености бывает нищета, которая смиряет, доводит до унизительнаго положения мужа лениваго, не прилагающаго рук ни к какому полезному труду. Но кто без устали работает своими руками, мужественно, терпеливо несет тяжесть труда, борется с трудностями работы, тот обогащается». Становиться богаче – не грех, если путь к этому лежит через труд человека. Не через воровство, не через обман, не через попрошайничество, а через честный труд. Притч. 10:5 «Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный» ( Притч. 10:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Но впереди Иова ожидало худшее бедствие. Не успел он еще выслушать третьего вестника, как пришел четвертый вестник и возвестил: «Сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе» ( Иов 1, 18–19 ). 21 Выслушав четвертого вестника, Иов в сильной скорби разодрал верхнюю одежду и остриг волосы со своей головы. Затем он пал на землю и поклонился Господу, сказав: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось), да будет имя Господне благословенно!» ( Иов.1:21 ). (Примечательно, что в этом стихе трижды употребляется Священная Тетраграмма). Не смотря на обрушившиеся на него бедствия, «не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» ( Иов.1:22 ). Согласно толкованию епископа Виссариона (Нечаева) дети Иова погибают после потери Иовом имущества, а не раньше, потому что диавол желал усугубить страдания Иова. Вот как говорит об этом епископ Виссарион в своем толковании на соответствующую паремию из книги Иова. «Что дети Иова сделались жертвой диавола после описанных бедствий, а не прежде, в этом можно видеть особый умысел Диавола. Ему хотелось измучить Иова постепенно возрастающею тяжестью бед. Он знал, что если бы погибель детей предшествовала прочим бедствиям, они не показались бы ему особенно тяжелыми: он равнодушно посмотрел бы на потерю имущества, потому что он скоплял имущество, конечно не для себя, а для детей. И вот Диавол отнимает у Иова детей по отнятии имущества, давая ему испить переполненную горестями чашу». Когда сатана вторично предстал перед Господом, Господь спросил его: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности, а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» ( Иов.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Но какое благо может быть выше спасения души? И какое средство к достижению, его действительнее, как не жизнь по духу Евангелия? – Вот примеры, которыми они могут руководствоваться в этом деле: а) При самом вступлении Спасителя в общественное служение первыми учениками Его являются два брата: Андрей, именуемый первозванным (потому что первый последовал за Иисусом), поспешил привести к Иисусу старшего брата своего Симона, которому при сем случае Господь преднарек имя Петра. Родные братья Иоанн и Иаков, сыны Зеведеевы, скрепили свой кровный союз духовным: сперва один из них вступил в общество учеников Иисуса, его примеру последовал другой. б) Великий святит. 4-го века св. Григорий Богослов не мог равнодушно смотреть на опасности и искушения, каким подвергался его родной брат Кесарий, живший в качестве лейб-медика при дворе Констанция арианина и Юлиана отступника. Он употребил все усилия, чтобы отвлечь его от этой службы и спасти его от соблазнов жизни придворной. в) Св. мученик Валериан, обращенный в христианство своей невестой, с таким усердием предал свою душу и сердце Спасителю, что удостоился узреть Ангела Божия, который говорил ему: «Ты не прекословил учению истины, от девицы тебе преподанному; потому Бог послал меня к тебе, да приимешь от Него, чего пожелает душа твоя». – Валериан, поклонившись Ангелу, отвечал: «Нет в мире сем ничего для меня любезнее брата моего Тивуртия, и так молю Господа, да избавит Он его от гибельного идолопоклонства, да обратит его к Себе и да соделает обоих нас столько же совершенными в исповедании Его имени, сколько совершенна обрученная мне невеста». Небесный посланник порадовался желанию Валериана и сказал: «Благоугодно Богу твое прошение: как тебя спас через девицу, так через тебя спасет Он и брата твоего, и всех вас сподобит венцов Царствия Небесного» (из соч. «Оч. хр. жизн.», прот. Нечаева, ныне Виссариона, еп. Костр.). г) Пр. Савва Псковский после нескольких лет отшельнической жизни основал Крыпецкую обитель, управление над ней поручил он Кассиану, а сам остался в ней простым иноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но, кроме того, надо помянуть добрым словом на первом месте его отца, протоиерея Алексия Петровича. Он от природы был ангел по своей доброте и обращению с людьми; он был от природы чуток и нежен. Конечно, у этого отца и дети научились добрым качествам. Алексий Петрович известен нам и своими многими скорбями. Прихожане называли его Иовом Многострадальным. Он еще будучи совсем молодым лишился своей супруги и похоронил одного за другим четырех своих взрослых сыновей. Что же мог переживать и наш старец, видя слезы своего отца? Он был связан со своим отцом тесной дружбой, и скорби эти как бы вошли в старца. Когда он окончил семинарию и занял место диакона в Толмачевском храме, он подчинился влиянию своих настоятелей, сначала строгого и благоговейнейшего отца протоиерея Василия Петровича Нечаева (впоследствии епископа Виссариона), при котором отец Алексий прослужил двадцать два года, а затем шесть лет он служил при отце протоиерее Димитрие Федоровиче Касицыне. Сначала трудно было молодому отцу диакону, попавшему к строгому и требовательному отцу Василию, но потом сам отец Василий так полюбил отца Алексия, что любовался им и писал ему в письме уже из Костромы в день его 25-летия, что он завидовал ему: «Почему я не такой добрый, как Феодор Алексеевич?” Протоиерей Д.Ф.Касицын отличался широкой благотворительностью: он не только помогал бедным – он их искал, так же и отец Алексий искал бедняков и много им помогал. Когда же отец Димитрий начинал молиться, отец Алексий не отставал от него и они вместе горячо молились. При всех своих прекрасных внутренних качествах, старец имел приятную наружность и чудный голос. Пробыв в Толмачах 28 лет и усовершенствовавшись, он перешел потом в Большой Успенский собор пресвитером к отцу протоиерею Ильинскому. Не видите ли вы во всем этом избранничество Божие? Когда отец Алексий поступил в Зосимову пустынь, он получил себе в наставники опытнейшего старца – схиигумена Германа и тут как бы закончил свое духовное образование. Итак, слава Богу и спасибо тем, кто любил старца и кто ему как-либо способствовал. Кроме всего этого, старец обязан своей воле. Рано лишился он своей супруги, и, оставшись с четырехлетним сыном, он начал мечтать о принятии монашества. Он и в миру, и в монастыре, и в затворе читал всегда святых отцов. Его громадный собственный опыт расширился и развился под руководством святых отцов. Свою волю и чувства он воспитывал самым внимательным отношением к каждому слову, к каждому своему поступку. Он всегда руководился страхом греха и искренним желанием не грешить. Он постоянно упражнялся в самоотречении и самопринуждении. И вот таким образом получился мудрейший отец Алексий. Если бы мы помнили все советы и руководства его и записали их, то это было бы воистину сокровище. Как много любви было у отца Алексия! Его как бы окружала любовь! Как сердечно относился он к своим духовным детям, он не думал о себе, думал лишь о них, когда они были утомлены, он словно исходил из себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но Москва все-таки очень удобное в этом отношении место. Я совершенно свободно могла попасть на раннюю Литургию и потом поехать на работу. И даже когда у нас горел план — а планы у нас всегда горели, и в конце концов сгорели — и на работу в выходные приходилось ходить, я старалась никогда не подводить коллег. А сложности какие в этом отношении были — ну, это личного характера. Например, хочу я в Лавру поехать на праздник, допустим на Рождество. А утром — на работу. Опять, это мое дело. Я провожу там ночь, утром приезжаю. Да еще, когда я на производстве работала, там надо было на работу к 8.00! Ну, я могла только часть Литургии простоять и приезжала на работу. И старалась больше ходить, потому что если сядешь — спать хочется, а когда ходишь — вроде ничего. Но это уже — дело личного усердия. Ну, думали не думали, замечали не замечали, но мне впрямую не говорили никогда ничего. Только однажды одна сотрудница, которая, видимо, что-то замечала в связи с постами, меня так с подтекстом спрашивает о какой-то еде: «А Вам этого, наверное, нельзя?». Я говорю: «Мне? Да мне всё можно! Только не всё полезно». Думаю про себя: наверняка она апостола Павла не читала и не догадается, что я его цитирую. Но она мне больше ничего такого не говорила. А вообще, и с начальниками, и с сотрудниками везде отношения были хорошие. — Галина Александровна, а когда Вы начали писать? — Прежде всего, хочу сказать, что никаким писателем я себя не считаю. То, что я пишу, это долг памяти перед людьми, которых я знала. Я писала, когда хотелось о ком-то вспомнить или что-то вспомнить. Ну вот, например, о Лавре преподобного Сергия в разные годы, из чего потом возникла книга. Потом о Глинской пустыни… Мне хотелось, прежде всего, выразить благодарность людям, с которыми довелось встретиться. Писать я начала, когда вышла на пенсию, в 1992 году. Кажется, первое, что появилось,— это книга «Толкования на паремии». Меня очень интересовали паремии, и я долго не могла найти материал о них. Потом уже мне подсказал владыка Михей (Хархаров), в те годы — просто священник в какой-то деревеньке, что есть толкование паремий у владыки Виссариона (Нечаева).

http://pravoslavie.ru/46578.html

От Марьи Николаевны у него была одна дочь Саша, которая умерла лет десяти, повергнув его в страшное горе, так что жена опасалась, как бы не помешался человек. Затем померла и Марья Николаевна от рака на груди, и тогда Александр Федорович постригся в монахи. Скончался архиепископом Литовским. Все ожидали, что он будет Московским мирополи-том, но умер он преждевременно. Женившись на Марье Николаевне, Александр Федорович первое время ходил на вечера и сам принимал гостей. Но, когда деньги, взятые за женой, были прожиты, и оставалось жить на скудном тогдашнем жаловании, тогда он заключился, и для Марьи Николаевны, имевшей некоторое влечение к обществу, это было тяжело. Консерватизм Александра Федоровича, обнаруженный в истории преобразования церковного суда, общеизвестен. Здесь он обнаружил большую храбрость, потому что пошел один против большинства, против самого обер-прокурора графа Толстого. Мои отношения с Александром Федоровичем, пока он был светским человеком, были очень близкие, хотя мы и были люди разных направлений, спорили, что называется, до слез, но кончали дружелюбно. Когда же он стал монахом, то начал относиться ко мне с величайшей, так сказать, опасливо-стью. Я лично звал его на докторский диспут, и Александр Федорович положительно и любезно обещался приехать, но потом утром, в самый день диспута, прислал телеграмму, что не может приехать по внезапному расстройству желудка... И потом, когда преосвященный Алексий узнал о случае на диспуте В. П. Нечаева (после – епископ Виссарион) с наместником Лавры Леонидом (об этом случае см. ниже), то говорил: «Хорошо я сделал, что не приехал». Ф. А. Сергиевский – бакалавр библейской истории и П. А. Смирнов – бакалавр церковной археологии, товарищи по учению А. Ф. Лаврова и назначенные на кафедры тотчас по окончании курса учения. О них обоих не могу сказать ничего ни хорошего ни худого: приходили в класс, читали, уходили и – конец. Первый кончил жизнь настоятелем Архангельского собора в Москве, а второй скончался как бывший председатель учебной комиссии в Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Отец же протоиерей А.В. Горский на это заметил, к утешению моему: «перешедши в мир загробный, владыка Филарет еще более может помогать своими небесными молитвами тем, кто любит его и чтит его память. Молитесь о нем и он поможет вам». В 1881 г. (верую, что по молитвам митрополита Филарета) удостоился я грешный быть в Свято-Троицкой-Сергиевой лавре, где после молитвенного поклонения истленным мощам святого ее основателя и прочим святыням оной, припал и над гробом митрополита Филарета с молитвой о упокоении о святыми души святителя. Но сердце мое говорило мне тогда: кто я таков, чтобы возносить молитвы за душу великого во святителях Церкви отечественной? И по сему внушению сердца молитва моя за митрополита Филарета к Богу духов и всякой плоти окончилась искренним сердечным воззванием к тому, за кого молился, чтобы, предстоя престолу Божию, вспомнил молитвенно недостойного священника Николая, которого, находясь в земной жизни, удостаивал слов утешения и назидания. Протоиерей Сретенский, в Киеве, церкви Н. Флоринский 1 «После обеда у владыки митр. Филарета, на котором трапезовали шестьдесят гостей, В. Гумбольт нам, академии профессорам, сказал: удивляюсь уму и учености вашего архиерея; в продолжение двух часов обеда, он (Филарет), сказал каждому из сидевших за столом такое слово, которое может быть предметом размышления нашего на всю жизнь.» Слова архиеп. Платова (Фивейского). 2 См. книгу Н.В. Сушкова: «Записки о жизни и времени святителя Филарета митр. Московского.» Москва, 1868, стр. 294. 3 Кстати припоминаю и слова преосв. Иннокентия (Борисова) к в прощавшим его: «не удивительно ли, владыка, что в житиях св. мучеников постоянно являются ангелы и сам Господь?» – ,,а я более удивился бы, если бы они не являлись, ибо самоотвержение мучеников было необычайное. И не достойно ли было оно чрезвычайной помощи: Божией и небесных явлений из мира горнего», ответил совопросникам Иннокентий. 4 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Соч. студ. Моск. Дух. Академии Василия Нечаева (ныне преосвященного Виссариона, епископа Дмитровского). Москва. 1849. Читать далее Источник: Величие Филарета митрополита Московскаго/[протоиерей Сретенской, в Киеве, церкви Н. Флоринский]. - [Киев] : Унив. тип., - 11 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

После того царь приблизился к страдальцу и, как у прочих, поцеловал у него голову, уста и руки. Выходя отсюда, – заключает описатель происшествия, – мы едва верили своему счастью, счастью избавиться от этого убийственного воздуха». Перед вратами наших знаменитых обителей и перед дверьми их храмов длинными вереницами вместе с нищими сидят калеки и другие убогие, просящие подаяния у богомольцев. Многие возмущаются этим зрелищем, и устно и печатно заявляют свое удивление, почему монастырские начальства не удаляют этих жалких существ от стен и из оград монастырских, чтобы они не беспокоили слуха богомольцев своими воплями, не расстраивали их нервов видом своего уродства. Но по чувству страха Божия и по человеколюбию не внемлют подобным заявлениям монастырские начальства: они боятся оскорбить Бога мерами строгости против разумных тварей Его, жалких по внешнему виду, но дорогих по напечатлению в них образа Божия и по искуплению их ценою Крови Богочеловека; они боятся сами лишиться и лишить монастырь милости Божией немилостивыми распоряжениями в отношении к убогим (Извлеч. из кн. «Очерки христ. жизни», прот. В. П. Нечаева , ныне епископа Костромского Виссариона). 122 1) Несостоятельность извинений, какими люди оправдываются иногда в неоказании дел милости телесной. 1) «Зачем, говорят иные, помогать чужим и неизвестным? – Христианская ли это будет любовь, когда мы будем любить только любящих нас, если избытки свои будем разделять только с друзьями, ласкателями, которые любят осыпать нас похвалами? Нет, братие! Так делают и язычники, – люди, которые ничего себе не ожидают за гробом. Христианин не так должен поступать. Христианин, хоть немного близкий к своему Первообразу, к Создателю, должен чувствовать, что он всем и брат, и друг, и благодетель, – он не должен различать нуждающихся, но всем служить, как может и как в состоянии. Поэтому, кто бы ни был твой ближний – знаемый или незнаемый, благотвори с усердием, помогай в нужде. Рассуди, кто этот нищий, требующий от тебя помощи? – Это человек тебе подобный, из одной с тобою персти, человек, отличенный заслугами Сына Божия, потому что для него, равно как и для всех, Сын Божий пролил Кровь Свою, – человек, с которым ты вместе приступаешь к страшному и великому Таинству Тела и Крови Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Премудрость, о ниспослании которой с небес от престола славы Соломон умоляет Господа, без сомнения, не может оставлять небес в буквальном смысле. Понимать в этом смысле слова Соломона также невозможно, как невозможно представлять в чувственном виде небесный Престол славы Божией. Соломон молит Бога не о том, чтобы премудрость переселилась с неба на землю местным образом, а о том, чтобы она, оставаясь на небе, как сила вечно присущая Богу, в то же время присутствовала с ним, Соломоном (сущи со мною). Иначе, он просит Бога, чтобы Он умудрился его благодатию Святаго Духа, потребною, как он сам же говорит в стихе 17-м, для всякого человека, желающего знать волю Божию. Соломон жаждет этой благодати, да научит его, что есть благоугодно пред Господом, и наставит его в разум, т. е. да просветит она его разум ведением истины и правды, – и да сохранит его в славе своей, т. е. да предохранит его от погрешностей и от злоупотребления властью своими внушениями, и тем да поможет ему, руководствуясь ими, действовать во славу ее, и следовательно во славу Божию. 14. Помышления бо смертных вся боязлива и погрешительна умышления их Доколе благодать Божия не просветит ума человеческого, состояние его жалко. Так например о делах житейских, его помышления, или соображения о чем бы то ни было, боязливы, – т. е. робки и нерешительны, потому что он не уверен, оправдаются ли они на опыте, будут ли сопровождаться благоприятными последствиями. – Его умышления погрешительны, или от того, что он не предвидит препятствий к их осуществлению, или от того, что не имеет силы устранить их. 1 Подобно сему в сочинениях Платона мысли его влагаются в уста Сократа, Тимея, Протагора. 5 " В души преподобных (т. е. святых) преходящи», как сказано непосредственно пред сами словами стиха в библейском тексте. Читать далее Источник: Толкование на паремии из книги Притчей и из книги премудрости Соломона/[Соч.] Свящ. Василия Нечаева. – Москва : Университетская типография (М. Котков). 1888. - 322 с./Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой. 276-322 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010