Блаженнейший митрополит Владимир с архипастырским визитом посетил Овручскую епархию 27 мая 2008 г. 19:55 26 мая, в день 330-летия перенесения честных мощей преподобномученика Макария, архимандрита Овручского, из Канева в Овруч, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир возглавил в Овручской епархии юбилейные торжества по случаю праздника. В этот день утром при въезде в Овручский район Житомирской области встречали архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион и руководители области и города. По прибытию в Овруч митрополит Владимир совершил чин освящения памятника преподобномученику Макарию, установленного неподалеку от Свято-Васильевского женского монастыря города. После богослужения Блаженнейший владыка возложил к монументу цветы. В 2007 году была создана рабочая группа по вопросам строительства памятника и подготовлено письменное обращение к руководителям предприятий и жителям города о предоставлении благотворительной помощи на его построение. За полтора года были собраны средства для изготовления и установления монумента, который освятил Блаженнейший митрополит Владимир. Кульминацией празднования стало совершение Божественной литургии Предстоятелем Украинской Православной Церкви на площади перед Свято-Васильевским храмом. Его Блаженству сослужили: митрополит Луцкий и Волынский Нифонт , архиепископы: Черкасский и Каневский Софроний , Овручский и Коростенский Виссарион , Львовский и Галицкий Августин , Сарненский и Полесский Анатолий , епископы: Нежинский и Прилукский Ириней , Переяслав-Хмельницкий Александр , а также священники епархии. Свято-Васильевский храм построен святым равноапостольным князем Владимиром (в крещении Василий) в 997 году в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Построение каменного храма датируют Х столетием. Тогда же в нем появились уникальные фрески, которые до сих пор украшают храмовые своды. После богослужения возле памятника святому Макарию был совершен молебен преподобномученику. Кроме того, Архипастырь вручил некоторым благотворителям церковные награды. Так, губернатор Житомирской области Юрий Забела награжден орденом равноапостольного князя Владимира, мэр города Овруч Валерий Шваб орденом преподобного Нестора Летописца.

http://patriarchia.ru/db/text/412424.htm...

Положившись на заступление Царицы Небесной, подчинился отец Тихон воле Божией и, после месячного служения в архиерейском доме (7 октября – 7 ноября 1883 г.), отправился в новое свое пристанище, – Седмиезерную пустынь. В Седмиезерной пустыни. Доверие отца Виссариона Тихону. Отец Тихон духовник и благочинный: ему доверяет братия Седмиезерная пустынь, – новое местопребывание отца Тихона, – это третьеклассная общежительная пустынь, имевшая в описываемое время около 100 человек братии; наместником был отец архимандрит Виссарион, человек редкой доброты и скромности, пользовавшийся в Казани общим уважением. Приглядевшись к новому своему иеромонаху, он, как опытный начальник, сразу заметил в отце Тихоне достоинства, необходимые для всякого монаха: твердость настроения и мягкость обращения со всеми; и потому, не прошло и года со дня переселения отца Тихона, как отец Виссарион уже сделал его братским духовником, а затем и благочинным. Насколько твердо он уверен был в способности отца Тихона поддерживать порядок и благочиние в монастыре, видно из того, что он и самому отцу Тихону говорил: – Не бойся, говори и указывай смело! Твои слова – мои слова, – одного направления и одного духа! – и братии внушал беспрекословно подчиняться новому благочинному, и предупреждал, что за непослушание отцу Тихону он будет наказывать, как за оскорбление самого наместника. И отец Тихон старался оправдать такое доверие своего настоятеля. Он держал братию, особенно послушников, в твердом порядке, но почти не прибегал к мерам строгости; да и не было нужды в этом: слова вразумления отца Тихона были настолько действенны и сильны, что в большинстве случаев нарушители порядка раскаивались и исправлялись в поведении; а упорные уходили из монастыря сами. Конечно, отцу Тихону, как благочинному, много помогало и его положение духовника: на исповеди он старался уврачевать духовные язвы каждого брата прежде, чем от них начинался вред для обители. И удивительно: несмотря на совмещение должности духовника и благочинного, то есть, духовной власти с чисто внешней, – отец Тихон пользовался большим доверием братии; они не стеснялись его и приносили ему искреннее покаяние. Это говорит о том, что отец Тихон имел большой нравственный авторитет человека весьма справедливого, милосердного и, главное, верного, которому можно, не опасаясь, доверить всякую тайну души. Чудеса от Седмиезерной иконы Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

В 1835 году 28-летний Василий высадился на афонский берег. Его намерением было в первую очередь повидаться с известным грузинским подвижником того времени отцом Венедиктом (Киотишвили) 506 , который жил в Иверском монастыре. Старец обрадовался его приезду, ласково встретил и сказал: «Давно я желал иметь ученика и жить отдельно на келлии, но грузина не находил». Итак, отец Венедикт, приняв к себе в ученики Василия, испросил себе у старцев Иверского монастыря благословение – перейти на безмолвие на келлию святого пророка Илии, находящуюся на высоком холме, против самого монастыря, и переселился туда вскоре по прибытии Василия. После этого отец Венедикт постриг Василия в великий ангельский образ, т. е. в схиму, назвав его Виссарионом. Около 30-ти лет прожил отец Виссарион вместе со своим старцем и под его опытным духовным руководством, восходя по ступеням подвижничества. Затем еще около 30 лет после блаженной кончины его в 1862 году. Подвижническая и смиренная жизнь старца известна была только Богу-Всеведцу и посторонним не могла быть открыта, так как старец Венедикт был любителем глубочайшего безмолвия. После же отхода старца в блаженную вечность отец Виссарион по незнанию языков, ни греческого, ни русского, также мало с кем входил в какое либо общение, когда нередко сама собой обнаруживается доброта или недоброта внутренней, духовной жизни подвижника. Но для познания духовного состояния отца Виссариона не нужно было долгих бесед с ним, он обладал таким смиренномудрием и простосердечием, что нередко приходил в состояние маленького ребенка и один взгляд его достаточен был видевшему его, чтобы познать высоту его духа. Ясно, что его сердце было очищено в результате долгой и упорной молитвы. Он занимался умно-сердечной Иисусовой молитвой, и вот это-то прилежное занятие и неусыпное призывание на помощь Всесладчайшего Иисуса перерождает подвижников благочестия и нередко из свирепых и гневливых делает их подобными незлобивым и смиренным младенцам. Но младенцами они становяться не обыкновенными, а младенцами о Христе Иисусе, как говорит Апостол: «...злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте» ( 1Кор. 14:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Высшее образование подверглось полной перестройке при императоре Андронике II, которого склонил к этому его ученый — великий логофет Феодор Метохит. Были восстановлены прежние предметы с отдельным преподавателем по каждому из них, но под верховным руководством великого логофета. Жалование преподавателям, как и прежде, платило государство, но в качестве нововведения родители учеников теперь должны были платить небольшую дополнительную сумму. Похоже, что у университета не было центрального здания; преподаватели вели обучение в различных частях города, причем некоторые из них, как, например, грамматик Максим Плануд, использовали монастырские здания. Возможно, что частные школы, такие, как основанная Никифором Григорой в здании, принадлежащем монастырю Хора, были както связаны с университетом. Они могли быть закрыты по приказу великого логофета; такова была судьба школы Григоры. Патриаршая академия подверглась реорганизации немного раньше, при Михаиле VIII. Похоже, что в это время она давала образование такое же, как в университете, но с упором на богословие. Около 1400 г. император Мануил II придал университету его окончательный облик. Должность великого логофета пришла в упадок; высшее образование было подчинено четырем верховным судьям. При Иоанне VIII верховным судьей, который занимал этот пост, был Георгий Схоларий, который был также членом сената, секретарем императора и преподавателем философии. Университет теперь назывался Catholicon Museion; Мануил сосредоточил его здания в одном месте, около монастыря Св. Иоанна Крестителя в Петре, где в распоряжении студентов была прекрасная библиотека. Такое перемещение стало, без сомнения, возможным благодаря тому, что число студентов сократилось пропорционально сокращению численности населения города. Примерно в то же время Мануил переместил Патриаршую академию в здания вокруг монастыря Св. Иоанна Крестителя в Студионе, где также была хорошая библиотека, и поставил во главе ее монаха–студита, Иосифа Вриенния. Оба учреждения, вероятно, сотрудничали между собой и обменивались преподавателями. Иосиф Вриенний, возглавлявший Патриаршую академию, был ее преподавателем по богословской экзегезе; возможно, он проводил занятия по философии и в университете, и в академии. Оба учреждения пользовались большим уважением даже в Италии; сюда приезжали учиться многие итальянцы. Именно в них получили образование последние византийские интеллектуалы. Виссарион Никейский и Георгий Схоларий — оба слушали лекции в университете, в то время как Марк Евгеник учился в академии.   Самая известная школа этого времени находилась, однако, не в Константинополе, но в Мистре, на Пелопоннесе, где Георгий Гемист Плифон преподавал свой собственный курс неоплатонизма, далеко от глаз церковной иерархии, которая не могла легко примириться с такой откровенной пропагандой язычества. Как Виссарион, так и Георгий Схоларий приезжали к нему из Константинополя для обучения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Что же задело Дорофея в выступлении Затулина? Оценка роли России в становлении истории Абхазии, и церкви, в частности. Дорофей отсылает Затулина к своей статье об истории участия императора Александра III в построении монастыря. Ну, хорошо, царь дал 5000р., а остальные средства откуда? Это средства, собранные и русским монастырем на Афоне в Греции, и подворьем Афона в Петербурге, и средства Синода – все средства от России, сам монастырь устроен, в том числе, и для осуществления миссионерской деятельности на той территории и среди того народа, где он построен, то есть, устроение монастыря в Абхазии – великое благо и для Абхазии, и для Абхазского народа. Вся интеллигенция Абхазии выходцы новоафонского училища, где их обучали на абхазском и русском языках. 17.02.1810 г. – император Александр I издал манифест о присоединении Абхазского княжества к Российской империи, что, фактически, прекратило экспансию Османской империи в Абхазии, с чего начинается период развития христианства на Западном Кавказе миссионерами Российской церкви. Затулин процитировал фразу из фильма «подкидыш» – отсылая к сбору подписей в пользу устроения самостоятельности Церкви в Абхазии, где ответ был возможен лишь один – ответ в силу стилистики постановки вопроса. Отец Дорофей интерпретировал это как оскорбление в адрес народа Абхазии, в чем можно усмотреть явную манипуляцию и провокацию на сознании своих подписчиков, аналогично, в 2011 г. Также была интерпретирована цитата из запрета, «сборище народа», при выборе епископа. Почему о. Дорофей запрещен? Потому, что вся его деятельность в Абхазии – самочиние, что в церковной практике недопустимо. Собрание в Новом Афоне, не согласовано со священноначалием нашего церковного совета, в 2011 году отец Дорофей приехал из Греции, пропиарив и свой сан архимандрита, и богословские регалии, ткнув в лицо о. Виссариону своим крестом и козырнув докторским званием, которое, кстати, тогда еще не было ему присвоено, пытаясь представить себя в Абхазии церковным духовным лидером. Отвечая Затулину, кстати, отец Дорофей также не забыл перечислить все свои достижения, поправив ошибочно присвоенное Затулиным отцу Виссариону звание протоиерея более скромным иереем.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/09/so...

Гонения начались в 1789 г. «волынской тревогой» - массовыми арестами православных и униатов на Волыни и Подолии в связи с мнимым антипольск. заговором, репрессии обрушились и на белорусско-литов. часть К. е. 18 апр. 1789 г. сейм постановил арестовать еп. Виктора и отправить в Варшаву для допроса. Вместе с еп. Виктором были арестованы священники Слуцкой консистории. В Виленском и Минском монастырях были проведены разгромные обыски. Конфедерационный сейм 18 апр. 1789 г. потребовал, чтобы все православное духовенство приняло присягу на верность королю. 30 апр. 1789 г. в Шполе все игумены и протопопы юж. части Киевщины в присутствии польск. шляхты приняли присягу. В Шполу не приехал игум. Медведовского монастыря Виссарион, принесший присягу в 1787 г., Медведовский монастырь осадила военная команда, в 1791 г. игум. Виссарион был арестован, мон-рь разграблен. Польск. гос. комиссия, рассмотревшая положение правосл. Церкви в Речи Посполитой, в нач. 1791 г. сделала вывод о том, что существование Церкви, имеющей центр за пределами Польши, не соответствует интересам Польского гос-ва, и предложила создать автономную «схизматическую» Церковь для окормления польск. подданных. С этим планом польск. власти ознакомили К-польского патриарха, к-рый его одобрил. 15 мая и 15-16 июня 1791 г. в Пинске в Богоявленском муж. мон-ре прошли первые заседания генеральной конгрегации «Православной Церкви Польши, Литвы и Белоруссии», в к-рых участвовали 44 духовных лица, а также десятки мирян, польск. чиновники, представители униат. и римо-католич. Церквей. Первоначально конгрегацию возглавлял архим. Матронинского монастыря Иринарх (Балановский). 1 июля 1791 г. состоялось очередное заседание конгрегации, на котором было провозглашено создание автономной Польской Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата. Решение было утверждено королем. Была образована «главная, или генеральная, консистория» в Богоявленском монастыре в Пинске, которую возглавил игум. Бельско-Подляшского монастыря Савва (Пальмовский), его заместителем стал духовный правитель Виленской и Минской архимандритий архим. Сильвестр (Бутлай). В подчинении генеральной консистории была образована «Брацлавско-Житомирская провинциальная консистория для Малопольской провинции» в Богуславе, главой к-рой был избран архимандрит Матронинского монастыря Иринарх (Балановский).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Когда споры о местах были улажены, и император опять произвел некоторые перемены в назначении патриарших местоблюстителей 1192 , собор был открыт самим папой в великую среду, 9 апреля, 1438 г. 1193 , в присутствии 11-ти кардиналов и около 150 латинских епископов, не считая греков. Очевидно, собор был довольно немногочисленный. В ожидании прибытия западных государей, приглашенных папой, решено было, по настоянию папы, открыть частные совещания о спорных предметах в церкви одного монастыря трижды в неделю. Для этого с той и с другой стороны избрано было по десяти человек: из греков – митрополиты: Ефесский Марк, Никейский Виссарион и другие; из латинян – кардиналы: Юлиан Цезарини и Николай Альбергати, перешедшие к папе из Базеля, епископ Колосский или Родосский Андрей, доктор Иоанн Испанец (Торквемадец, Тиггесгеттата) и несколько аббатов. Совещания открыл Цезарини. Указав, что главные предметы спора состоят в учении: об исхождении св. Духа, о хлебе Евхаристии, о чистилище и о главенстве папы, он спрашивал, с чего начать рассуждения. Согласились рассуждать о чистилище и состоянии праведников по смерти. Но прения, продолжавшиеся более трех месяцев, не привели ни к чему: не было составлено никакого определения, потому что каждая сторона осталась при своем мнении. К сожалению в среде греков здесь уже обнаружилось разделение: честолюбивый Виссарион, хитрый духовник Григорий и другие, близко принявшие к сердцу виды императора на унию, не сошлись с прямым и мужественным Марком, хотя все еще стояли пока за православное чение. Папа, видя непреклонность греков к принятию латинского учения, стал не аккуратно выдавать им деньги на содержание и в продолжение трех месяцев даже совсем ничего не выдал, что заставило греков впутываться в долги и открыто выражать желание возвратиться в отечество. Из опасения, как бы греки действительно не разбежались, император дал градоначальнику приказ не выпускать из города ни одного грека без его именного разрешения. В городе стала свирепствовать моровая язва и многих латинян заставила удалиться из Феррары 1194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Совершенная весна. Встал уже в 3-м часу. О почте не слышно. Телеграммы нет. Рекомендации туристов в Хеврон и в Иерихон. Обедня. Чай. О. Парфений за дозволением совершить елеосвящение в церкви над некиим полунедужным. В аптеку за бензином. Собор местного чиновства в оной. Визит больным Порфирию и Иосифу. Крашенье в библиотеках до самого обеда. Зачем-то драгоман Латинского монастыря 452 . Подарки от Патриарха. Возня с объективом Шевалье, таки вогнанном в трубу Messer " а домашнего приспособления 453 . Пчарины закупки. Еще крашенье наверху до самых потемок. Александр с вестию, что консул получил желаемую телеграмму. Сей самый с оною, но вовсе не такою, какая ожидалась. Дается разрешение приводить к присяге по статье 30-й 1 тома Свода Законов, а статья предполагает уже существование обнародованного манифеста. О самом воцарении АЛЕКСАНДРА III ни слова! Чай, беседы разные. Предстоящее представление en gros 454 всей колонии нашей эрцгерцогу. Отсрочка присяги до получения Манифеста, и пр. Дремание зельное. Четверток, 12 м В воздухе сырая мгла. 10°. Лекарство, и все прочее. Запросы о «восшественском» молебне. Виссарион за олеографиями 455 . Некий афонец, что ли, стучащий кулаком в двери. М. с благополучным возвращением из экскурсии. Исправление «письма». Возвращающиеся иорданцы наши. Посылка из Нектарии. Таковая же в оную. Паки Виссарион с тем же делом. Окраска двери в сортире. Лакомое приношение в образе зеленого лука. Обед. Письмо в Санкт-Петербург г. Хитрово. В церковь . Возвращение холода и серопогодья. Топка печки. «Русь» 456 . Три поклонника из духовенства. Отвод им комнаты. Справки о почте русской, не принесшей ни единого листочка никому. Кумберг с Иордана. Чай. «Русь». Сон на время. Сие. Боль в левой половине головы. За окном шум непогодный. Барометр, крепко упавший. 12 ч. Черчение будущего иконостаса елеонского целомраморного, длившееся часа до третьего. Пятница, 13 марта Ну, пожалуйста! Угораздило кого-то (?) поцеловать во сне. Уж не язычество ли под фирмою «четырех колонн с фронтоном», затесавшихся в мой проект иконостасный? Звон к часам вместо 8 в 7 часов. Непогода настоящая. О. Вениамин хворает. На чаю свои. Г-жа Галушкина с письмом от Якуба и фунтом чая московского. Черчение, прерываемое всячеством. Мислех из Иерихона с требованием провизии еще на 5 дней. Непременно туда же норовит и М. Приготовление вещей. Вечерня. Чтение и уж конечно за ним сон. Чай. Черчение будущей колокольни нашей в Горней. Опять досидел до 3-х часов. Звезды, но толку мало от них. Суббота, 14 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

598 Голубцов 1908, 236–237 (1655 г.). 13 февраля 1656 г. патриарх Никон был у павечерницы в Успенском соборе, после чего в алтаре облачался в «меншое греческое» облачение и пел панихидные каноны у гроба Петра, митрополита Московского , – Голубцов 1908, 243. 20 декабря 1657 г. патриарх Никон служил в Успенском соборе у гроба Петра митрополита. На литургии облачался: «...стихар камчатой красной чешуйчетой, потрахил низаная, пояс средней и поручи, полица болшая низаная, сак новой низаной весь, амфор болшой новой, понагия царяградцкая, крест, митра болшая». После богослужений патриарх Никон устроил стол в Крестовой палате для царя, бояр и окольничих – Голубцов 1908, 289–290. После трапезы Никон раздавал нищим милостыню – РГАДА, ф. 235, оп. 2. д. 43, л. 110об. 600 За период 9 сентября 1653 г. – 20 апреля 1654 г. иконописец Леонтий Остафьев написал патриарху Никону для благословения людей и «в запас» «к Троицкому Сергиеву походу» 44 иконы Владимирской Богоматери, 1 икону Богоматери с четырьмя московскими святителями, 1 икону свт. Алексея, митрополита Московского, 1 икону свт. Филиппа, митрополита Московского, 1 икону свт. Петра, митрополита Московского – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 36, л. 251об., 252об., 253, 259; Успенский 1917, 66. В мае 1658 г. иконописец Афанасий Фомин получил из патриаршего Казённого приказа деньги за 4 иконы Владимирской Богоматери, одну икону – «Взыграние Младенца», два образа московских митрополитов Петра и Алексея – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 43, л. 147об.–148; Успенский 1917, 102. 602 25 января 1669 г. на допросе в Москве старец Виссарион, которого прислал с письмом к царю из Ферапонтова монастыря патриарх Никон , сказал, что видел в келье у Никона панагию Петра, митрополита Московского , с пророком Даниилом. И если царь укажет, заявил Виссарион, то панагию и имеющиеся у Никона письма он готов взять и доставить в столицу – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а. ч. 1, л. 164–165а. 603 Будучи епископом Рязанским, Иона являлся одним из претендентов на митрополичий престол после смерти митрополита Фотия в 1431 г. Однако по решению константинопольского патриарха митрополитом всея Руси стал смоленский епископ Герасим, который не поехал в Москву из-за начавшейся там борьбы за престол, а управлял митрополией из Смоленска. В 1436 г. Герасим стал жертвой междоусобной борьбы в Литве; с 1437 г. митрополитом стал Исидор, приехавший в Москву, а затем в течение полугода находившийся в Новгороде и Пскове. В начале 1440-х годов Исидор, признавший Флорентийскую унию, был изгнан и осуждён. Лишь в 1448 г. Иона был утверждён на московскую митрополию – Лурье 1988а, 423; Кистерев 2004, 41–68; Тарасов 2005, 97–118.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Постриг над ней совершал владыка Мануил в 1932 году в Алма-Ате. Перед этим она выбрала себе в восприемницы свою духовную мать, схимонахиню Олимпиаду (Иванову Ольгу Ивановну). Та избрала для нее имя в постриге Евпраксия, но Мария Кузьминична глубоко переживала свое недостоинство и решила молиться Архистратигу Божию Михаилу, чтобы он взял ее под свое покровительство. В день пострига Олимпиада внезапно сказала, что имя Марии должно быть в постриге Михаила. Женщины пришли к владыке, все ему рассказали, – тот промолчал и начал чин пострижения. Когда владыка дошел до перемены имени вновь постригаемой, он вдруг замолчал и некоторое время медлил. Затем медленно, по слогам, словно против воли произнес: «Ми-ха-и-ла». Архистратиг принял Марию Кузьминичну под свой покров. По окончании пострига матушка Михаила спросила у владыки, отчего он замедлил при наречении имени. Тот признался, что вначале решил смирить обеих монахинь, – одну за откровения, чтобы не возгордилась; вторую за своеволие и выбрал какое-то труднопроизносимое имя для постригаемой, но при наречении забыл его и услышал внутренний голос. Дух повелел ему не омрачать торжественный день: «Имя ей – Ми-ха-и-ла». Владыка лишь повторил. Перед пострижением он отправил телеграмму духовному отцу Марии: «Именинница шлет имениннику приглашение на именины». Вскоре пришел ответ: «Поздравляю именинницу с именинами». Такими были соседи старца Тихона по дому. Прихожане называли отца Тихона «венчальным батюшкой». Супружеские пары, которые он обвенчал и благословил на будущую жизнь, создавали дружные, крепкие семьи. Поэтому особенно чтили его студенты семинарии и Академии Троице-Сергиевой Лавры, духовником которых назначил отца Тихона Патриарх Алексий I. Батюшка окормлял не только семинаристов, но и монашествующих, насельников монастыря: с сердечной теплотой и благоговением вспоминал его игумен Виссарион (Остапенко), который также приходил причащать матушек Михаилу и Магдалину. Отец Виссарион рассказывал, как однажды его попросили передать батюшке Тихону баночку красной икры.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010