Теперь архимандрит Тихон показал, что умеет делать и другое кино. «Византийский урок» нельзя назвать религиозным фильмом, в отличие от «Монастыря» он не про веру – он про идеологию. Фильм выстроен на параллелях, авторы «Гибели империи» мастерски сыграли на том, что Россия действительно похожа на Византию, как дочь на маму. Рассказывая историю гибели Восточной Римской империи, они осовременили ее поелику возможно – нам расскажут и про выстраивание вертикали власти, и про преемников, про несчастливую судьбу Стабфонда, про демографическую программу, про компрадорствующих олигархов и про многое другое из того, что вы каждый день читаете в газетах. Количество и буквальность приведенных параллелей удивляет, как удивляет и нетипичное для этого «охранительного» направления чувство юмора. Как вам, например, история про то, как в Риме «сидел бежавший из Византии и получивший политическое убежище некий Виссарион – средней руки ученый, беспринципный политик и гениальный интриган, который из Рима координировал всю оппозицию в Константинополе и причинил немало головной боли правительству»? Авторы выбрали на редкость благодатный исторический материал, злободневных сюжетов в византийской истории более чем достаточно, и создатели ленты умело этим пользуются. Рассказывая, например, о столице, высасывающей соки из провинций, не приминут вставить что-нибудь вроде: «Даже столичный градоначальник, эпарх Константинополя, обладал совершенно особым статусом – современники часто уподобляли его власть царской, только без порфиры. Один из таких эпархов однажды столь бурно увлекся строительством многоэтажных домов в столице, что останавливать его пришлось специальным императорским указом – о запрете строительства в столице зданий больше 10 этажей». Но если вы решите, что фильм представляет собой развлекательную кучу баек из цикла «Ты смотри, все как у нас, только больше в десять раз», то ошибетесь. Лейтмотив фильма, его главный месседж подчеркнуто, можно даже сказать, навязчиво антизападный. Архимандрит Тихон яростно обличает, Запад для него – исчадие ада, и все, что приходит оттуда, в конечном счете оказывается гибельным для империи, лежащей на стыке Европы и Азии. Этот тезис создатели фильма постулируют раз за разом, вбивая его в голову зрителя, как сваю копровой установкой. Благо, и в этом вопросе история вновь на их стороне – последние годы существования Византии и впрямь дают море разливанное материала для антизападных тезисов. О чем говорить, если дед последнего византийского императора Мануил II в завещании прямым тестом запрещал наследнику искать помощи на Западе, так как самолично убедился в безусловном вероломстве тамошних правителей?

http://pravoslavie.ru/36362.html

Современное чудо в Греции (нетление мощей архимандрита Виссариона) (версия для печати)/Православие.Ru Современное чудо в Греции (нетление мощей архимандрита Виссариона) Православие.Ru , 5 июня 2006 г. Лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет. ((Тов. 12: 8-9) ) Святые мощи старца Виссариона, монастырь св. Агафона, Ламия Заключение, поданное в митрополию Фиотиды главой судебно-медицинской экспертизы профессором Паносом Ямарелосом, говорит о святости отца Виссариона и подтверждает единодушное мнение церковных чад, которые знали старца. В заявлении этот известный судмедэксперт говорит, что «перед нами парадоксальное и необъяснимое наукой явление», – почти не подвергшиеся тлению, несмотря на срок, и чудесно сохранившиеся мощи отца Виссариона. «Исследовав останки блаженного отца Виссариона, я констатирую парадоксальный и исключительный феномен. Ничего подобного не было в моей почти пятидесятилетней практике судмедэксперта. А именно: констатирую сохранение человеческого тела, одежд (полное облачение священника) и обуви, а также гроба в течение 15 лет… Мы имеем дело с труднообъяснимым явлением, которое только в будущем можно будет объяснить безошибочно», – сообщает профессор Ямарелос в своем докладе, адресованном митрополиту Фиотиды Николаю. Этому чудесному событию уделяется должное внимание Священным Синодом Элладской Церкви, митрополией Фиотиды и митрополитом Николаем. В своем письменном заявлении митрополит Николай рассказывает историю открытия мощей, свои действия и решения, а также представляет заключения судмедэкспертизы. Открытие нетленных мощей старца Виссариона, иеромонаха монастыря святого Агафона, вызвало ажиотаж во всех греческих СМИ. Верные чада Церкви говорят о чуде, ученые – о необъяснимом событии, неверные враждебно осуждают, а безразличные интерпретируют негативно это явление в угоду большинства. Тем не менее, внимательное рассмотрение жизни и деятельности этого смиренного служителя Церкви может уверить каждого, что вся жизнь старца представляет собой одно непрерывное чудо. Исполнение человеком воли Божией на земле представляется сознательному верующему чудом. Жизнь во Христе может выражаться многообразно. На святость жизни отца Виссариона указывает непредвзятое рассмотрение его биографии, из которой видно, что он на протяжении многих лет духовно окормлял и утешал, укрепляя учением православной веры простых рабочих города Фиотиды и Кардицы. А чудесное нетление его тела и одежды, к тому же, является лучшим ответом на антихристианскую практику сожжения умерших.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января 11 января н.ст. 1954 г. отошел ко Господу духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Виссарион (Хлыстов). На Святой Горе он подвизался ровно 50 лет. Был автором Летописи русского святогорского монастыря, одно время исполнял послушание библиотекаря обители, а затем и духовника братии. Последнее, самое ответственное и сложное послушание, он пронес ровно 25 лет. В самый трудный для Свято-Пантелеимонова монастыря период старец Виссарион личным примером и наставлениями сумел сохранить высокий подвижнический дух в обители. Был утешителем не только братьев монастыря, но и многих мирян — русских белоэмигрантов, с которыми вел постоянную переписку. Он непоколебимо верил, что после определенного упадка непременно настанет период нового возрождения Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе, в чем убеждал и многих отчаивавшихся братий. И эта уверенность старца оказалась пророческой... Иеросхимонах Виссарион (в миру Вячеслав Иванович Хлыстов) родился в 1878 году в мещанской семье города Москвы. По окончании философского факультета Московского императорского университета ему сулили на светском научном поприще большое будущее, но одна встреча изменила всю его жизнь. Однажды он сопровождал своего друга в Кронштадт, дабы тот, давно планируя поступить в монастырь, получил на это благословение от отца Иоанна Кронштадтского. Встреча с великим святым так поразила Вячеслава Ивановича, что он тоже решил посвятить свою жизнь Богу и не философскими размышлениями занимать ее, а фактической реализацией христианской любви. Позже в дневнике он так обоснует свое решение: «В наш век опыта, когда тысячи философских рассуждений затемняют разум читателя, явление Богочеловека есть камень, на котором зиждется богопознание. Само Евангелие опытно утверждает человека в действительности общения человека с Божеством. Но оно действительно только тогда, когда приводится в жизнь на самом деле, а не мысленно».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=2...

Там он прежде всего обратился за решением вопроса о Серае к старцу Исайе, имеющему торговую лавку в Карее. От него он узнал, что старцы монастыря Ватопед призывали в монастырь старшего Серапиона и решительно приказали ему немедленно продать Серай, огорчившись предложением, сделанным им на соборе, об уничтожении верхнего этажа келлии с древней церковью во имя святого Андрея Первозванного, которая с того времени переименована греками во имя святого Антония Великого . К тому же у них не было и средств к поддержанию и возобновлению серайских строений. Выслушав этот рассказ, Варсонофий поспешно возвратился домой и передал все бывшее своему собрату отцу Виссариону. Возрадовались они оба просиявшей надежде приобрести Серай и, помолившись усердно Господу Богу, на другой день рано утром отправились в монастырь Ватопед, взяв с собой в качестве драгомана отца Илариона, занимавшегося деланием монастырских шапок в Карее. Прибыв туда, они все трое явились в собор, где заявили о своем желании купить продающуюся келлию Серай. Соборные старцы осмотрели пришедших с ног до головы и с любопытством и недоверием сказали: «Папа Виссарион! Мы иначе не можем продать келлию, как только с тем условием, чтобы не снимать верхнего этажа». В ответ Виссарион сказал: «А я иначе не согласен купить, как только с тем, чтобы его возобновить совершенно». Удивленный его ответом собор обратил тогда на него особое внимание, и старцы сказали ему: «Приходите за ответом завтра, а мы об этом сегодня подумаем». Вечером отец Виссарион посетил многих из уважаемых ватопедских старцев, просил их согласия на продажу Серая, а на другой день старцы, собравшись утром, сказали: «Папа Виссарион, иди к старшему сераиоту и договорись с ним относительно цены». Виссарион не замедлил явиться к сераиоту, и оба старца окончили дело относительно цены. С общего согласия Серай был уже окончательно предназначен к продаже Виссариону, и в 1841 году состоялся акт продажи Серая русским белобережским подвижникам. Акты и омологии были составлены на имя трех владельцев: первым был геронда и настоятель Виссарион, вторым – иеросхимонах Варсонофий, а для записи третьего оставили пробел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иерей Виссарион Аплиа об абхазском расколе Произошедшие в Новоафонском монастыре события больше всего были похожи на комсомольские собрания. Люди входили на территорию монастыря, а у них брали подписи о том, что они православные. 22 мая, 2011 Произошедшие в Новоафонском монастыре события больше всего были похожи на комсомольские собрания. Люди входили на территорию монастыря, а у них брали подписи о том, что они православные. В Абхазии произошёл церковный раскол. Комментарии по этому происшествию даёт управляющий Сухумо-Абхазской епархией иерей Виссарион Аплиа. Иерей Виссарион Аплиа о расколе В Новоафонском монастыре в Абхазии состоялось народное собрание, самочинно провозгласившее «самостоятельность абхазской митрополии». В главе «новоафонского раскола» стоит иеромонах Дорофей (Дбар). Созданию новой неканонической церковной структуры предшествовал длительный церковно-политический конфликт, связанный с попыткой Сухумо-Абхазской епархии обрести независимость от Грузинской Православной Церкви . Иерей Виссарион Аплиа Произошедшие в Новоафонском монастыре события больше всего были похожи на комсомольские собрания. Люди входили на территорию монастыря, а у них брали подписи о том, что они православные. Есть ли какие-то пути примирения? Готовы ли Вы и, если да, то на каких основаниях, примириться с группой иеромонаха Дорофея (Дбара)? Иеромонах Дорофей — давно запрещенный священнослужитель. Его запретил в служении владыка Пантелеимон, Майкопский и Адыгейский (сейчас он находится в Орле и может это подтвердить). Откуда Вы бы хотели видеть епископа для Сухумо-Абхазской епархии? Вообще, какой статус должен быть у Церкви в Абхазии? У Церкви может быть только один статус — небесный. Здесь необходима небольшая историческая справка. Абхазская Церковь была независимой поместной Церковью. Она прекратила свое существование в связи с исламской османской агрессией на территории Абхазии. Через полтора десятилетия мы вошли в состав Российской империи. В Синодальной России вопрос о восстановлении Поместной Церкви не вставал.

http://pravmir.ru/ierej-vissarion-aplia-...

В авг. 1854 г. старообрядческий Васлуйский еп. Аркадий (Иванов) был переведен на Измаильскую кафедру. В 1860 г. некрасовцы добились от румын. правительства утверждения своего иерарха в сане архиепископа, в следующем году румын. министр вероисповеданий разрешил Измаильскому архиерею беспрепятственно передвигаться по М. 6 дек. 1876 г. на Измаильскую кафедру в сане архиепископа был поставлен Виссарион, бывш. еп. Тульчинский. Когда Юж. Бессарабия вновь вошла в состав Российской империи, архиеп. Виссарион остался единственным старообрядческим архиереем, к-рого признавало российское правительство. 22 окт. 1879 г. Освященный собор Московской архиепископии расширил границы Измаильской епархии и включил в ее состав Бессарабскую и Херсонскую губернии. Однако 10 дек. 1880 г. Виссарион получил предписание министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликова, которое ограничивало право старообрядцев на свободу вероисповедания территорией, присоединенной от Румынии. 20 янв. 1881 г. архиеп. Виссарион принял схиму, скончался 27 янв. Следующим Измаильским епископом стал настоятель Кугурлуйского Архангело-Михайловского монастыря Анастасий, рукоположенный 8 авг. 1881 г. В связи с переходом Юж. Бессарабии от Румынии к России и обратно Измаильская епархия неск. раз переходила из юрисдикции Белокриницкой митрополии в ведение Московской архиепископии и наоборот. Епархией, подчиненной Москве, управляли архиепископы Аркадий (Иванов; 1854-1876), Виссарион (1876-1881), Анастасий (1881-1906), архиеп. Бессарабский и Измаильский Петр (Иванов; 1907-1910), Одесский и Балтский еп. Кирил (Политов; 1910-1919, в. у.). В 1919 г. Измаильская епархия отошла Белокриницкой митрополии. В 1919-1935 гг. Измаильской епархией управлял еп. Феоген (Анисимов), титуловавшийся как Измаильский и Бессарабский, в 1935-1939 гг.- еп. Силуян (Кравцов), в 1940-1944 гг.- еп. Арсений (Лысов). После Великой Отечественной войны Измаильская епархия вновь подчинилась Московской старообрядческой архиепископии, но постоянного архиерея не имела. В 1945-1956 гг. она состояла во временном подчинении епископу др. епархии, не позднее 1956 г. была упразднена в связи с упразднением в 1954 г. Измаильской обл.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

21 ноября 1904 года Вячеслав Иванович прибыл Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь и попросился в послушники. Его приняли и определили на послушание в канцелярию. 24 марта 1906 года он был пострижен в рясофор с именем Вячеслав, а 5 марта 1908 года в мантию с именем Виссарион. После чего он активно сотрудничал с редакцией «Душеполезного Собеседника», в 1911-1914 годах писал статьи в рубрике «Афонская летопись». Отдельно в своем дневнике он написал летопись Свято-Пантелеимонова монастыря монастыря. После смерти отца Матфея (Ольшанского) о. Виссарион одно время был библиотекарем, а с 1920 года был назначен казначеем обители. 12 марта 1931 года отец Виссарион был пострижен в схиму с тем же именем и после отъезда духовника монастыря отца Кирика (Максимова) в Сербию в конце того же года Собором Старцев был избран духовником всего братства. Это сложнейшее послушание в труднейший для монастыря период он нес на протяжении 25 лет, и нес достойно с истинно с христианской любовью к людям. Происшедшие страшные исторические события той эпохи и последовавший за ними упадок монастыря породили среди братии пессимистические настроения. Отцу Виссариону как духовнику обители пришлось проводить много разъяснительной работы, чтобы поднять дух подвижничества среди братии. Если задачей одних старцев было материальное обеспечение обители, то на плечи отца Виссариона легла задача укрепления пошатнувшейся надежды на Божью милость. «Многими скорбями, — пишет он, — подобает нам войти в Царствие Божие. Это необходимо. Таков духовный закон. При самом поступлении в монастырь надо во что бы то ни стало строго соблюдать устав обители. Ни (дурные) примеры других, ни скорби не должны отторгнуть нас от этого. Это постройка здания на камне, когда придут реки-искушения — здание устоит; в противном случае может случиться выход из монастыря под влиянием скорбей и напастей. А скорби придут непременно — тогда-то понадобится нам особенно чистая совесть, а через нее дерзновение к Богу. Одним словом — ни на йоту нельзя отступать от общего правила или давать себе потачки в чем-нибудь. После очень трудно будет исправлять дурные навыки. Лучше предупреждать их.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=2...

Как только просветился св. крещением, он стал смотреть на жизнь, как на время воспитания себя для Неба, как на время приготовления к жизни будущей, и строго стал следить за своими поступками, и даже за мыслями и расположениями своими. Вскоре отец Виссариона умер, и он стал свободен в выборе себе того или другого образа жизни. И Виссарион недолго думал, как поступить ему с оставшимся имуществом, – он все роздал церквам, нищим и монастырям, а сам принял иночество и удалился в пустыню. Преподобный достиг высоты совершенства духовной жизни, – живя во плоти, он как бы плоти не чувствовал, а был как бы бестелесный. Господь призрел на его любовь к Нему и труды, совершаемые по чувству этой любви, и прославил его даром чудес. Много сотворил он этих чудес. При тех обильных дарах духовных, которыми обладал препод. Виссарион, несмотря на ту высоту, на которой стоял он, преподобный ничего не думал о себе; все приписывал исключительно благодати Божией, то же внушал и братии, с ним жившей. Доказательством его смирения может служить следующий случай: игумен монастыря за разные предосудительные поступки изгнал из монастыря одного инока, как недостойного жить вместе с подвижниками. Виссарион, узнавши об этом, и сам ушел из монастыря. «И я, – говорил он, – тоже человек грешный». Сознавая себя грешником, преподобный постоянно лил слезы, – он, можно сказать, всю жизнь проводил в слезах, рыданиях и воздыханиях сердечных. Преподобный Виссарион скончался в глубокой старости в конце пятого столетия. (Древн. пат.). XX. Прибыв в пустыню Скит, святой Арсений, бывший сенатор, воспитатель царских детей, объявил пресвитерам о намерении своем принять монашество. Они отвели его к старцу, исполненному Святого Духа, Иоанну Колову. Старец захотел подвергнуть Арсения испытанию. Когда они сели за трапезу, чтобы вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога перед Его Ангелами; когда начали употреблять пищу, старец взял сухарь и кинул Арсению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преставление благоверного князя Феодора Ярославича. Он был братом св. Александра Невского. В 1228 г. отец оставил их обоих в Новгороде, как представителей княжеской власти. Но новгородцы очень скоро взбунтовались, и князья должны были удалиться от них. В это время пожар истребил почти половину города, и начало умирать множество людей, так что новгородцы просили великого князя Ярослава послать княжить у них сыновей Феодора и Александра, и он согласился. Отцу хотелось женить Феодора, и уже избрана была невеста. Все было готово к браку, собрались и гости, как вдруг умирает жених. Тело Феодора, при великом плаче, было погребено в Юрьевом монастыре. В 1614 г. шведы, при разграблении монастыря, ища сокровищ, нашли тело князя совершенно нетленным, так и оставили у церковной стены. От мощей происходили исцеления. Тогда мощи св. князя были перенесены в Софийский собор, где они и почивают открыто. Преподобный авва Дорофей был человеком весьма образованным; он составил много подвижнических сочинений. «Когда начинал я учиться, – пишет о себе св. Дорофей, – то очень тяготился ученьем. Но когда стал принуждать себя, то Бог дал мне такое старание, что за книгой я забывал все и всех». Подвизался он в Палестине, в монастыре аввы Серида. Служил с великой любовью и неутомимо больным и странным, в больнице и странноприимнице при монастыре. Впоследствии основал свой монастырь, где был игуменом. Скончался около 620 г. 6-е число Преподобный Виссарион жил в V веке, в Египте. В молодых летах принял св. крещение и начал вести жизнь благочестивую. А сделавшись учеником св. Исидора Пелусиота (память его 4 февраля), предался самым строгим подвигам: мало ел, – иногда по неделе, а иногда по 40 дней ничего но вкушал; мало спал, и то сидя, а не лежа, – однажды 40 суток простоял на одном месте без сна и пищи, углубившись с созерцание Бога и молитву; одежды почти не имел, покрывался рубищем только для прикрытия наготы. Постоянно слезы текли из его глаз, и частые воздыхания исходили из глубины его сердца. Посему еще при жизни св. Виссарион удостоен был дара чудотворений: так однажды, для утоления жажды своего ученика в пустыне, морскую соленую воду он сделал ключевой; опоздав на пути, остановил солнце, чтобы докончить путь. При такой своей нравственной высоте св. Виссарион имел великое смирение, приписывая все Богу. Однажды игумен приказал некоему из братии удалиться из монастыря за проступок. Вместе с ним ушел и святой в том убеждении, что и он грешен. Св. Виссарион скончался в глубокой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Святой Амвросий Исповедник, Католикос-Патриарх всей Грузии (версия для печати)/Православие.Ru Святой Амвросий Исповедник, Католикос-Патриарх всей Грузии Православие.Ru , 27 марта 2008 г. / Святой Амвросий Исповедник (в миру Виссарион Хелая) родился в 1861 году. Начальное образование он получил в богословской школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тбилисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В течение восьми лет отец Виссарион священствовал в Сухуми, в то же время преподавая грузинский язык в школах и руководя деятельностью различных филантропических обществ. В 1896 году он овдовел, а через год поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала большой интерес, отцу Виссариону предложили, развив эту тему, выдвинуть ее на соискание ученой степени. В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии. В том же году он принял монашеский постриг с именем Амвросий и возвратился в Грузию. Он активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью в 1905 году он был переведен в Россию. По возвращении в Грузию отец Амвросий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря Челиши. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, а школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида (будущего католикоса-патриарха Грузии) отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению. Много сил и энергии приложил архимандрит Амвросий для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня – Челишское Евангелие – рукопись IX–X века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010