Отец Марк явился истинным украшением обители. Образец добродетели, неотступный подвижник, известный духовник. Этот монах все время неустанно трудился сразу на трех-четырех послушаниях, а пищу вкушал один раз в день. Он был игуменом монастыря с 1926 по 1931 год. Его кончина († 1938) сопровождалась чудесным неземным благоуханием, увенчавшим его многолетние подвиги и запечатлевшим святость его жизни. Старец Игнатий поступил в монастырь в 1914 году в возрасте шестнадцати лет. Вся его жизнь протекала в прекрасной, но и многотрудной борьбе за освящение души и тела. Он стал светильником, источающим любовь Христову и служение братии. Это был препростой, смиренный, добрый подвижник. Его уста всегда источали сладкое слово утешения. Старец никогда не пренебрегал своими монашескими обязанностями. Умная молитва непрерывно исходила из его сердца, окрыленного Божественной любовью. Его кончина была блаженной, а перенесение останков старца явилось подтверждением его преподобнической жизни. Кости отца Игнатия имели желтоватый оттенок, характерный для мощей святых, в то время как его глава в продолжение заупокойного богослужения излучала необычайную теплоту и благоухание. Благословенный старец Виссарион был примером горячей живой веры. Простая и беззлобная душа. Когда он нес послушание эконома в метохе Марианон в 1916 году, ему явился святой Иоанн Предтеча в образе седовласого старца. Святой дружески поговорил с монахом и открыл ему, что на этой метохе находилась древняя церковь . Старец Виссарион вновь ее отстроил и благоукрасил. Его кончина соответствовала святости жизни. Старец получил откровение о приближении смертного часа, находясь на метохе Каламици. Немедленно простившись со знакомыми и близкими, он спокойно сказал им, что уходит в монастырь умирать. Отец Виссарион ожидал смерти с нетерпением, как чего-то желанного. Придя в монастырь, он возблагодарил Бога и святого Иоанна Предтечу, простился с братией и через два дня почил вечным сном праведника. Будет уместным причислить к этой плеяде избранных отцов Дионисиата также и великого подвижника и безмолвника старца Анфима .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Абхазия В самопровозглашенной церкви Абхазии не желают визита в страну Патриарха Грузинского Илии II Управляющий самопровозглашенной Абхазской православной церковью священник Виссарион Аплиа заявил, что визит в Абхазию патриарха-католикоса Грузии Илии II вместе с Константинопольским патриархом невозможен. Митрополит Николай (Пачуашвили): Что такое точечный треугольник и зачем человеку мечта Я в детстве мечтал стать водителем такси. Во-первых, на машине ездить, во-вторых, пассажиров возить, что-то для них делать, а в-третьих, с ними можно пообщаться. Примерно так и вышло: тружусь для людей, веду их к Цели и общаюсь с ними. Представитель Грузинской церкви положительно оценил встречу духовных лиц Грузии и России с абхазским лидером Митрополит также сообщил, что на встрече грузинская сторона поинтересовалась возможностью посещения Сухуми духовенством Грузии, на что получила отказ. Проблему отношений абхазского духовенства и Грузинской Церкви можно решить, строго следуя канонам, — митрополит Иларион Президент Абхазии А.З. Анкваб подчеркнул, что духовные связи абхазского духовенства и православного народа Абхазии с Грузинской Православной Церковью давно утрачены и не могут быть восстановлены. Грузия готова восстановить железнодорожное сообщение с Россией Возобновление прерванного 20 лет назад железнодорожного сообщения станет залогом разрешения проблемы грузинских беженцев, покинувших свои дома в Абхазии, считает министр. Абхазские раскольники: они вышли от нас, но не были нашими… 22 июня иеромонах Дорофей (Дбар) демонстративно порвал указ о запрещении в священнослужении, засвидетельствовав тем самым окончательный разрыв с Русской Православной Церковью. Ситуацию комментирует управляющий Сухумо-Абхазской епархией иерей Виссарион Аплиа. Иерей Виссарион Аплиа об абхазском расколе Произошедшие в Новоафонском монастыре события больше всего были похожи на комсомольские собрания. Люди входили на территорию монастыря, а у них брали подписи о том, что они православные. Протодиакон Андрей Кураев о создании «абхазской митрополии»

http://pravmir.ru/tag/abxaziya/page/2/

Архимандрит Пахомий. 47) В 1758 году, 26 марта, Леохнов монастырь, состоявший приписным к сему монастырю со всем имуществом, по резолюции высокопреосвященнейшего архиепископа Димитрия (Сеченова), был опять передан вновь определенному строителю Леохнова монастыря, иеромонаху Досифею. 48) В 1759 году, настоятель этого монастыря, архимандрит Пахомий, перемещен затем в Новгородский Свято-Духов монастырь. Архимандрит Виссарион. 49) В 1760 году, в январе месяце, на должность настоятеля сего монастыря определен архимандрит Бежецкого Николаевского Краснохолмского монастыря, Виссарионь. В том же году, 3 июля, архимандрит Виссарион переведен в Николаевский Островский монастырь, а на место его назначен архимандрит Тихон, из Новгородского Свято-Духова монастыря, бывший уже настоятелем сего монастыря. Архимандрит Тихон. 50) В 1762 году, в настоятельство архимандрита Тихона, по произведенной ревизии в этом году, во владении монастыря находилось: в так называемой подмонастырской слободе служительских – 22 души, крестьян и бобылей в разных деревнях – 633 души, и за приписанным Козмодамианским монастырем крестьянских и бобыльских – 26 душ; всего – 681 душа. Оброку собиралось, согласно указу от 21 марта 1762 года, с каждой души по 1 руб. ассигнациями. С пустошей, пожен и с рыбных двух озер и других угодий собиралось окладного дохода в пользу монастыря – 295 рублей 57 копеек ассигнациями; всего окладных доходов в 1762 году в монастырь поступило – 976 руб. 57 коп. Израсходовало было в том же году – 970 рублей ассигнациями. Сверх этого, монастырь владел землями, находившимися в самом городе Старой Руссе. С этих земель монастырь получал за 260 мест оброку, дворовых по 10 рублей 16 алтын и полтретьи деньги. 51) В 1764 году, монастырь сей, по новым положенным духовным штатам, был возведен, в 3 класс, степенью 22-м, с настоятелем игуменом. Бывший приписным к этому монастырю – Леохнов монастырь, в том же году упразднен, а церковь обращена в приходскую. Точно также был упразднен, за неимением собственных средств, Козмодамианский монастырь, с назначением церкви его приходскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С двух сторон монастырь омывается водой. Раньше здесь подвизался Никита, который поставил крест. Впоследствии здесь основалась небольшая обитель во имя св. Иоанна Предтечи. Обновителем ее и основателем настоящего монастыря был патриарх Иеремия I († 1543). В соборе хранилось много частиц святых мощей: св. праматери Анны, свтт. Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Богослова и других святых угодников и сподвижников Христовых. Самую главную святыню монастыря составлял чудотворный образ свт. Николая Чудотворца, выполненный весь из мозаики. В присутствии патриарха-строителя его извлекли из моря рыбаки. В море он был брошен иконоборцами, вероятно, в царствование иконоборца Феофила. Образ обложен хорошей серебряной ризой. По извлечении иконы на ней оказалась приросшая большая раковина; из одной половины ее сделали блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой – панагию. Этой панагией Константинопольский патриарх благословил нашего русского патриарха Иова. В монастыре было пять параклисов и церквей, а вне монастыря – одиннадцать. Братии было немного. В библиотеке монастыря есть замечательная греческая Псалтирь, принадлежавшая свт. Иоанну Златоусту . Она написана золотом, весьма изящно. Изображения заглавных букв и заставки разрисованы различными красками. Поклонники посещали Ставроникитскую обитель очень редко, так как она удалена от главной дороги. Келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы Около монастыря Ставроникиты, на крутом и высоком берегу моря, расположена русская келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы. В русских владениях она с 1820 года. Первый русский старец был Иоанникий, потом появились старцы Севастиан, Виссарион, Митрофан и теперь иеромонах Матфий. В обители была библиотека, где до тысячи книг. Братии было двадцать человек. Русский Ильинский скит Из всех русских обителей на Афоне Ильинский скит – самый старейший, так как основан еще в 1857 году знаменитым старцем Паисием Величковским . Преподобный Паисий, в миру Петр, родился в Полтаве и с самых ранних лет, движимый ревностью к духовной жизни, отправился на Афон. Из монахов Ильинского скита вышли основатели Андреевской обители – иеромонахи Варсонофий и Виссарион, а также духовник Русского Пантелеимоновского монастыря – иеросхимонах Иероним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За смертью преосвященных двух последних епархий – митрополита Иоанна и епископа Григория, епархии их были присоединены к Чкондидской, коею управлял вышеозначенный митрополит Виссарион Чкондидели, происходивший из рода владетельных мингрельских князей и которая 23 июня 1829 года переименована в Мингрельскую, с кафедрою в мартвильском Успенском соборе, построенном в 1015 году. После смерти Виссариона в 1828 году, Мингрельскою епархией управляли следующие архипастыри: 1) митрополит Давид (князь Церетели), из митрополитов Ниноцминдских, с 30 мая 1829 года, уволен 8 июня 1834 года, а 7 августа 1843 года вновь назначен митрополитом Имеретинским. 2) Епископ Георгий (Кухалашвили), хиротонисанный из архимандритов Саирмского монастыря 19 мая 1835 года, скончался 2 апреля 1842 года. 3) Антоний (князь Дадиани), хиротонисанный из архимандритов Цагерского монастыря 14 февраля 1843 года, умер 9 декабря 1852 года. 4) Захарий (князь Дгебуадзе), хиротонисанный из архимандритов Цаишского монастыря 4 октября 1854 года. 5) Феофан (Габуния), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 8 сентября 1854 года, скончался 1 июня 1859 года. 6) Геронтий (Папиташвили), из епископов Абхазских, с 16 апреля 1859 года; с 19 мая 1862 года епископ Горийский. 7) Виссарион (князь Чичуа), хиротонисанный из архимандритов Хобского монастыря 1 января 1863 года, умер 13 января 1865 года. 8) Тарами (Тариели Элиава), хиротонисанный из архимандритов Цагерского монастыря 30 августа 1865 г., скончался 4 января 1871 года. Затем, по высочайше утвержденному 16 мая 1874 года докладу Святейшего Синода, вследствие присоединения Мингрельского владения к Кутаисской губернии и незначительности его населения, самостоятельная архиерейская кафедра в Мингрелии упразднена и присоединена к Имеретинской кафедре и в то же время при последней учреждено викариатство с присвоением викарию наименования епископа Мингрельского и с назначением ему местопребывания в архиерейском помещении при мингрельском Успенском соборе. На содержание его назначено по 1500 р. в год из сумм мингрельского церковного казначейства, отпускавшихся раньше Мингрельскому преосвященному, а также предоставлено викарию пользоваться доходами с угодий, принадлежавших мингрельскому архиерейскому дому 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Покровском храме Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря 29 мая 2016 г. 14:13 29 мая 2016 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, завершающий паломничество на Святую Гору Афон, возглавил служение Божественной литургии в Покровском храме Пантелеимонова монастыря . Его Святейшеству сослужили: митрополит Милетский Апостол, представитель Вселенского Патриарха на Афоне; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , наместник Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря ; епископ Богородский Антоний , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального мужского монастыря ; иеромонах Макарий (Макиенко), духовник братии Пантелеимонова монастыря; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; насельники Пантелеимонова монастыря в священном сане. Предстоятелю Русской Православной Церкви также сослужили: великий архимандрит Константинопольской Церкви отец Виссарион (Комзиас); игумены и представители ряда Афонских монастырей: игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем; игумен монастыря Дионисиат архимандрит Петр; игумен монастыря Пантократор архимандрит Гавриил; игумен монастыря Симонопетра архимандрит Елисей; игумен монастыря Григориат архимандрит Христофор; представитель монастыря Ставроникита иеромонах Филимон; представитель монастыря Ксенофонт иеромонах Иосиф; представитель монастыря Хиландар иеромонах Досифей; представитель монастыря Зограф иеромонах Пимен.

http://patriarchia.ru/db/text/4482564.ht...

К великому князю Василию Иоанновичу обращалась и деспоторица Ангелина, просившая помощи для постройки монастыря. Помощи просили и монахи из Кучая «в сербской земле». 28 августа 1550 года в Москву прибыли игумен монастыря Хиландара Паисий с тремя старцами. Хиландарцы жаловались, что остались без своих цартвенных ктиторов и просили великого князя, чтобы он походатайствовал перед султаном, о получении ими охранительной грамоты для монастыря, что великий князь и Во времена правления царя Иоанна Васильевича Грозного (1533 – 1548 гг.) связи сербских монахов с Россией были весьма оживленными. Туда чаще всего ездили монахи из Хиландара, которым царь подарил в Москве подворье и право периодически приезжать за милостыней. Помощь, которую Русский царь в 1588 году послал монастырю, позволила монахам откупится от долга туркам и вернуть церковные сосуды, заложенные за Царь Иоанн Васильевич помогал и монастырю а его наследник Феодор Иоаннович (1584-1598), помимо Хиландара, и монастырю Имеются сведения и о прибытии в Россию в XVI веке монахов из других монастырей: в 1551 году старец Иосиф из Чудова монастыря подарил Евангелие монастырю Папрача «в сербской стране, в области Из одной записи 1582 года мы узнаем, что игумен Григорий, в великой схиме названный Василием, переписал книгу «Иосифа Премудрого» с русского извода, потому что, как он сообщает, ни сербского ни болгарского извода найти не смог. Русскому языку он научился во время двух своих путешествий в Россию, куда направлялся по монастырским делам и где получал Интересно, что переписчик особо подчеркивает, что сербские монахи на Святой горе не понимали русский текст. Архимандрит Григорий был в Москве в 1592 году и получил в подарок В тот самый год был в Москве и игумен Лонгин, а в 1585 году игумен монастыря Папрача В конце 1585 года в Москву прибыл Кратовский митрополит Виссарион, который был послан тогдашним Печским патриархом. Хотя в грамоте, которую митрополит Виссарион передал царю Феодору Иоанновичу, не сохранилось имя предстоятеля (это место пострадало от влаги), можно предположить, что это был патриарх Герасим, который управлял Печской патриархией с 1575 по 1586 гг. «Это, - пишет Стефан Димитриевич, - первый факт непосредственных отношений между сербской Печской патриархией и

http://pravoslavie.ru/40750.html

Чудом потекли средства, и к началу революции, это был благоустроенный монастырь — истинный очаг духовной мудрости. Сам Старец, достигши более чем столетнего возраста, в мире почил в 1902 году, всеми оплакиваемый. В этом-то монастыре и привел Господь узнать, а затем и горячо полюбить приснопамятного старца схимонаха Виссариона, любимого келейника почившего основателя монастыря. Почти 20 лет он келейничал и был безотлучно при отце Ионе, и, когда я уже с ним познакомился, он был хранителем келлии своего аввы, где все сохранялось в полной неприкосновенности со дня кончины Старца и круглые сутки читалась Псалтирь. Отец Виссарион отличался удивительно детской простотой, скромностью, а в то же время глубоким духовным опытом. Сорок лет не выходил за ограду монастыря и не знал иного пути, как только храм и келлия. Маленький, тщедушный, с реденькой бородкой, с опущенными глазами, он неизменно стоял в храме у чудотворного образа Богоматери Троеручицы, погруженный в глубокую молитву, чуть перебирая четки. Я сразу как-то всем сердцем привязался и полюбил его, и Батюшка мне отвечал тем же. Иногда, задержавшись у него до позднего вечера, я оставался ночевать, расположившись на полу в келлии старца Ионы, но до сна ли было, когда Батюшка, бывало, сам увлекшись, начнет рассказывать о многих чудесных и удивительных событиях из жизни своего духовного руководителя, старца Ионы — живого свидетеля подвигов Преподобного Серафима. У отца Виссариона хранилась даже тетрадь, куда много было занесено знаменательного из жизни покойного Старца. С разгромом монастыря тетрадь эта бесследно исчезла, что является невосполнимой потерей. Отец Виссарион любил покойного старца Иону безгранично, и для него он был жив доселе. Прихожу я как-то к нему, а он чуть не плачет, чем-то очень расстроен. — Что с вами, батюшка, родной? — Да как же, один брат наш взял у меня на несколько дней книгу отца Ионы и вот уже почти три месяца не отдает ее. Уж я и так и сяк просил его и по начальству ходил, чтобы усовестили его отдать книгу. Не отдает. Все обещает, а книга-то ведь Батюшкина, как же можно так не почитать Батюшку.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В этом святом, небесном окружении душа старца Исаака возносилась, наполняясь теплом покаяния. Как часто глаза его наполнялись слезами! Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбце! Чувство волнения и вдохновения достигало предела своего, когда он с трепетом прикладывался к руке Крестителя – первой и главной святыне монастыря. Множество раз слышал старец Исаак ее божественное благоухание, которое чувствуют очень немногие из монахов. Небесные, неотмирные, божественные мгновения! Теплица духовная Во времена старца Исаака Дионисиат благоухал духом праведников своих В этом уголке Удела Матери Божией произросли дивные духовные плоды. Пришло время рассказать нам об образах некоторых монахов, подвизавшихся в брани духовной вместе со старцем Исааком. Истинным украшением монастыря был отец Марк – образец добродетели, несгибаемый воин, прославленный духовник Он трудился без устали, одновременно выполняя три и четыре послушания. Вкушал лишь раз в день С 1926 по 1931 год был игуменом. Его кончина в 1938 году, сопровождаемая неотмирным благоуханием, увенчала многолетнюю брань и стала достойным завершением святой земной жизни. Старец Игнатий поступил в монастырь в 1914 году в возрасте шестнадцати лет и всю жизнь провел в труд ной, но победной брани за святость души и тела. Простой, смиренный, добрый и трудолюбивый, он, словно свеча, сожег себя в пламени любви ко Христу и служения братии. Никогда не отступал он от монашеских обетов. Умная молитва непрестанно изливалась из сердца его, «вознесенного на крыльях божественной любви». Кончина его была благословенной, а открытие останков подтвердило святость жизни. У его костей был янтарно-желтый оттенок, характерный для святых мощей Афона, а череп источал необыкновенное благоухание и теплоту во время панихиды. Благословенный старец Виссарион имел живую и теплую веру. У него была простая, бесхитростная душа. Когда в 1916 году он был настоятелем подворья Мариана, явился ему в образе седого старца святой Иоанн Предтеча, дружески говорил с ним и открыл ему, что на подворье сокрыта старинная церковь . Старец Виссарион восстановил ее и всячески украсил. Кончина его была достойным завершением славной земной жизни. Приближение ее он предузнал, находясь на подворье в Каламитсиу. Сразу же стал прощаться с братией, со всеми, кого знал, очень спокойно и естественно сообщив им, что уходит в монастырьумирать. Он ожидал смерть с радостью и нетерпением. Как только прибыл в монастырь, вознес хвалу Господу и Предтече, испросив прощения у отцов. Через два дня заснул вечным сном праведника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Высшее образование подверглось полной перестройке при императоре Андронике II, которого склонил к этому его ученый – великий логофет Феодор Метохит. Были восстановлены прежние предметы с отдельным преподавателем по каждому из них, но под верховным руководством великого логофета. Жалование преподавателям, как и прежде, платило государство, но в качестве нововведения родители учеников теперь должны были платить небольшую дополнительную сумму. Похоже, что у университета не было центрального здания; преподаватели вели обучение в различных частях города, причем некоторые из них, как, например, грамматик Максим Плануд, использовали монастырские здания. 166  Возможно, что частные школы, такие, как основанная Никифором Григорой в здании, принадлежащем монастырю Хора, были както связаны с университетом. Они могли быть закрыты по приказу великого логофета; такова была судьба школы Григоры. 167 Патриаршая академия подверглась реорганизации немного раньше, при Михаиле VIII. Похоже, что в это время она давала образование такое же, как в университете, но с упором на богословие. Около 1400 г. император Мануил II придал университету его окончательный облик. Должность великого логофета пришла в упадок; высшее образование было подчинено четырем верховным судьям. При Иоанне VIII верховным судьей, который занимал этот пост, был Георгий Схоларий, который был также членом сената, секретарем императора и преподавателем философии. Университет теперь haзыbaлcя Camholicon Museion; Mahyuл сосредоточил его здания в одном месте, около монастыря Св. Иоанна Крестителя в Петре, где в распоряжении студентов была прекрасная библиотека. Такое перемещение стало, без сомнения, возможным благодаря тому, что число студентов сократилось пропорционально сокращению численности населения города. Примерно в то же время Мануил переместил Патриаршую академию в здания вокруг монастыря Св. Иоанна Крестителя в Студионе, где также была хорошая библиотека, и поставил во главе ее монаха-студита, Иосифа Вриенния . Оба учреждения, вероятно, сотрудничали между собой и обменивались преподавателями. Иосиф Вриенний , возглавлявший Патриаршую академию, был ее преподавателем по богословской экзегезе; возможно, он проводил занятия по философии и в университете, и в академии. Оба учреждения пользовались большим уважением даже в Италии; сюда приезжали учиться многие итальянцы. Именно в них получили образование последние византийские интеллектуалы. Виссарион Никейский и Георгий Схоларий – оба слушали лекции в университете, в то время как Марк Евгеник учился в академии.  168  Самая известная школа этого времени находилась, однако, не в Константинополе, но в Мистре, на Пелопоннесе, где Георгий Гемист Плифон преподавал свой собственный курс неоплатонизма, далеко от глаз церковной иерархии, которая не могла легко примириться с такой откровенной пропагандой язычества. Как Виссарион, так и Георгий Схоларий приезжали к нему из Константинополя для обучения. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010