В мае 1888 г. мон-рь посетил художник В. В. Верещагин . Он отобрал 26 предметов для Ростовского музея церковных древностей, в т. ч. 17 икон и 3 картины на холстах XVIII в. Среди отобранных святынь были иконы прп. Алексия, человека Божия, и вмч. Феодора Стратилата (покровителей царя Алексея Михайловича и царевича Феодора Алексеевича), поступившие в мон-рь между 1666 и 1675 гг. В 1901 г. в М. У. м. проживало 23 насельника: 8 монашествующих (в т. ч. архимандрит, игумен и 3 иеромонаха) и 15 послушников, в 1909 г.- 22 насельника, в т. ч. 10 монашествующих. 19-20 мая 1913 г. настоятель архим. Иов (Харламов) участвовал в Костроме в торжествах в честь 300-летия Дома Романовых. 19 мая в Троицком соборе Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря он преподнес имп. св. Николаю II Александровичу икону прп. Макария. Во время первой мировой войны, согласно постановлению съезда настоятелей и настоятельниц обителей Костромской епархии от 10 сент. 1915 г., М. У. м. должен был открыть лазарет для раненых на 12 коек. Под лазарет отвели помещения в монастырской гостинице, находившейся вне ограды. 21 июля 1916 г. в лазарет прибыла на пароходе по Унже 1-я группа из 12 раненых. Лазарет содержался за счет обители. За ранеными ухаживали городской врач В. Г. Шрейдер, фельдшерица и сестра милосердия. Настоятель мон-ря архим. Иов (Харламов; 1837-1915) ок. 30 лет был благочинным мон-рей Костромской епархии. С 1913 г. больной архим. Иов проживал в мон-ре на покое до кончины 4 февр. 1915 г. При большом стечении народа состоялось отпевание и погребение архимандрита в монастырском Троицком соборе. Его преемником стал бывш. настоятель Бабаевского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря игум. (с 1915 - архимандрит) Виссарион (Ильинский; 1850-1922). В 1917 г. он был выбран от Костромской епархии членом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. На Соборе архим. Виссарион вошел в состав депутатов в Военно-революционный комитет, к-рые должны были призвать большевиков прекратить артиллерийский обстрел Московского Кремля. Утром 2 нояб. депутаты проследовали к бывш. генерал-губернаторскому дому на Тверской ул. Архим. Виссарион нес икону свт. Ермогена, патриарха Московского. Макариевская икона Божией Матери

http://pravenc.ru/text/2561272.html

При нём монахи стали получать жалование, а монастырские доходы были определены на просветительные цели. При нём же для кандидатов на священство в Цетинье была открыта богословская школа. Во время правления князей – Данила I и Николая I Черногория приобрела область Берда и пограничные герцеговинские племена, поэтому в 1878 г. была открыта новая епархия «рашко-захумская» с кафедрой в монастыре «Остроге», куда епископом был назначен Виссарион Любиша. Когда, в 1882 году, умер Иларион Роганович, князь Николай I назначил Виссариона митрополитом черногорским и бердским. Митрополит Виссарион пытался открыть в Черногории консисторию по образцу зарской – в Далмации, но это ему не удалось. Преосвященный Виссарион не долго правил своей митрополией: в 1884 г. он умер и преемником ему был назначен архимандрит монастыря Морачи Митрофан Бан, посвящённый во епископа в Петрограде в 1885 году. Такова в кратких чертах церковно-политическая история Черногории. Хотя в настоящее время митрополит черногорский не совмещает уже в своих руках гражданской власти, однако и теперь владыка имеет громадное значение в стране: ни одно важное государственное дело не решается без его ведома и совета, и народ истинно и глубоко уважает этого сановника. Он представляет собой самого почтенного, беспристрастного сановника, самого любвеобильного отца черногорского народа. Не получая содержания от правительства, черногорский владыка живёт на церковные доходы, получаемые с аренды земель цетиньского и острогского монастырей. Этими же доходами обеспечивается совершение богослужения во всех церквях княжества. Но как недостаточно это обеспечение, показывает крайняя бедность черногорских церквей. Очевидец, не более 25 лет тому назад, так описывал цетиньскую соборную церковь : «соборная церковь величиной с большую комнату; поэтому в ней помещаются только князь, княгиня, несколько сенаторов и иностранцев; княжеская гвардия стоит в дверях, а народ толпится вокруг церкви и до него долетают только отрывочные звуки богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Как было сказано выше, от восточных христиан было назначено десять человек для участия в обсуждении. Но по решению Императора вести обсуждения было возложено только на двух, на священного Марка и на Виссариона, которые имели возможность при обсуждении важных вопросов совещаться с остальными восемью, и затем уже отвечать латинянам. Но, к сожалению, только один священный Марк вёл дискуссию, потому что остальные сидели молча и только восхищались премудростью слов его, как уверяет нас участник обсуждений историк Сиропул. Единственный человек, который был способен оказать хотя бы небольшую помощь Марку, это был Виссарион Никейский. Но, движимый завистью, он не только дезертировал из рядов спорящих, но и надсмехался и издевался вместе с Григорием над ревнителем святоотеческой веры, над воином истины, который клятвенно исполнял долг, над человеком, который в жестокой борьбе свершил до конца поистине сверхчеловеческое дело и сохранил Православие. Неразумный Император известил правителя Феррары, что никто из эллинов не имеет права покидать город без специального императорского разрешения, и сам удалился из города и поселился в каком-то монастыре на расстоянии шести миль от города. Там он предался развлечениям и охоте, совершенно не думая о церковных делах, тогда как лучшие из православных мужей сидели в Ферраре, без права выезда и в унизительном положении. Они отправились к Патриарху и сказали ему, что они не могут терять времени понапрасну в чужой стране, но необходимо думать об организации Вселенского Собора, который ещё не начался. Патриарх передал это требование греков Императору, который ответил, что «мы ждём послов от королей и знати, а также ждём епископов и кардиналов, ибо пока их для Собора меньшинство. Как мы можем устраивать Собор, если ещё сюда никто не прибыл? Не может же Вселенский Собор состоять только из феррарцев». Папа, прекрасно зная, что никто из государственных правителей и из епископов, участвующих в Базельском Соборе, не собирается приезжать, сказал: «Где я, Император и Патриарх, там полный Собор христиан, тем более, что присутствуют все Патриархи и наши кардиналы» 83 . Как только после многих обращений Патриарха и Папы Император вернулся из монастыря в Феррару, оставив на время охоту, был определён день начала соборных слушаний – 6 октября. Были выбраны в качестве выступающих на Соборе со стороны греков: митрополиты Марк Эфесский , Исидор Московский и всея Руси, Виссарион Никейский, философ Георгий Гемист, великий хартофилак Михаил Вальсамон, великий экклесиарх Сильвестр Сиропул и, по просьбе последнего, великий скевофилак Феодор Ксанфопул. Но Император приказал, чтобы только Марк и Виссарион, как самые мудрые из присутствовавших на этом лжесоборе греков, вели диалог с латинянами. А со стороны латинян были выбраны: кардинал святого Ангела Иулиан Цезарин, кардинал святого Креста Николай Альбергат Фирман, епископ Родосский Андрей, епископ Фороливьенский Иоанн и двое иеромонахов – профессоров богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Разделы портала «Азбука веры» Иеромонах Виссарион " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Автор двухтомника «Петр Дынов и Ванга – пророки и предтечи антихриста» – Его преподобие иеромонах Виссарион, второй епитроп болгарского святогорского монастыря Св. Георгия Зографа . Спустя несколько дней после выхода в свет, весь тираж книги был распродан. Тема спровоцировала оживленные дебаты во многих национальных и частных электронных и печатных СМИ. О том, что подтолкнуло святогорского монаха обратить внимание и исследовать с богословской точки зрения сатанинский феномен Ванги и церковную позицию в отношении Петра Дынова и его учения, о духовном состоянии современного человека и его личном пути к Богу сотрудник сайта Болгарской патриархии Весела Игнатова беседовала с иеромонахом Виссарионом. – Почему именно сейчас Вы пишете о Ванге и Дынове? – Конкретные события подтолкнули меня к исследованию этой темы. Одним из них была анкета Болгарского национального телевидения в 2010 г., в которой зрители определяли самых великих людей в своей истории. Меня тогда поразил факт, что так много людей считают Петра Дынова христианином, духовным человеком. Это же относится и к Ванге. Издано столько восхваляющих ее книг. В некоторых из них ее называют святой, в других призывают упасть перед ней на колени. В книге «На колени перед Вангой» было столько богохульств, что я был изумлен, что ее предлагают для чтения. Это восхваление оказалось не моментным увлечением, оно углубляется со временем и переходит в поклонение злу. Болгария – родина Св. Патриарха Евтимия , Св. Иоанна Рыльского . Здесь были такие церковные деятели, как Св. Климент Охридский и Св. Наум Охридский и их ученики, царь Петр , царь Борис , тут подвизались мученики – Св. Георгий Новый , Св. Николай Софийский , Св. Злата Могленская . Почему мы забыли про этих наших духовных колоссов, которые и сейчас помогают нашим людям? Св. Иоанн Рыльский нам завещал: «Храните православную веру! Храните веру, переданную нам святыми отцами!». Слышен ли этот призыв сегодня?… Слышен призыв поклоняться Ванге, слышны слова Дынова. Даже гордимся, что «и мы дали что-то миру» через Дынова и богомилов.

http://azbyka.ru/way/ieromonah-vissarion...

Москва - Сухум - Тбилиси, 15 мая, Благовест-инфо. Вновь обострился конфликт внутри православного клира Абхазии. Как и год назад, молодые иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар) обвиняют священника Виссариона Аплиаа в узурпации власти в епархии.  «Год назад было подписано «Майкопское соглашение», по которому в Абхазской епархии должно быть два равнополномочных сопредседателя, однако отец Виссарион отказывается выполнять это условие и провозглашает себя единоличным главой епархии»,- цитирует агентство GHN оо. Андрея и Дорофея, последний из которых возглавляет Новоафонское духовное училище. Особое возмущение противников о. Виссариона вызывает тот факт, что он подписывает документы от имени Сухумско-Абхазской епархии. «Такое название епархия имела в пору вхождения Абхазии в состав Грузии, -- заявляют оо. Андрей и Дорофей. -- Сейчас же мы по решению епархиального совета называемся Абхазской епархией, и подписывать документы  от имени Сухумско-Абхазской епархии означает признавать статус абхазского  правительства, находящегося в изгнании в Тбилиси». Со своей стороны, о. Виссарион называет своих оппонентов «разрушителями абхазской Церкви». Кроме того, он инкриминирует им встречи с побывавшим в Абхазии папским нунцием архиепископом Клаудио Гуджеротти, обвиняя их в переходе в католичество. В интервью «Чегемской правде», которое цитирует ИА REGNUM , оба священнослужителя опровергают эти обвинения, подчеркивая, что до сих пор за помощью они обращались только к Московской патриархии. Однако сейчас, по их мнению, есть возможность решать свои проблемы в «границах других автокефальных Церквей». В мае прошлого года иеромонахи Андрей и Дорофей уже вступали в резкий конфликт с о. Виссарионом, и ситуация была урегулирована благодаря участию архиепископа Майкопского и Адыгейского Пантелеимона (Кутового), при посредничестве которого стороны заключили так называемое «Майкопское соглашение», в соответствии с которым оо. Виссарион и Андрей стали «сопредседателями» Абхазской епархии. В начале мая делегация Ново-Афонского монастыря во главе с иеромонахом Андреем посетила Тираспольско-Дубоссарскую епархию. Как сообщили «Новому Региону» в пресс-службе епархии, визит абхазских единоверцев был приурочен к пасхальным торжествам в республике и завершился церемонией возложения венков 9 мая на Мемориале славы в Тирасполе. По словам о. Андрея, «Приднестровье и Абхазию объединяют не только пережитые военные конфликты, но и вера». «Наш визит в Тираспольско-Дубоссарскую епархию – именно с этой целью», – сказал он.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1950 году отец Виссарион стал насельником монастыря Богородицы Демерлиотской около Демерли, небольшого села между Фарсалами и Софадами, где проживали беженцы из Малой Азии. Там он продолжил свою пастырскую деятельность, хлопоча об обновлении помещений монастыря, обеспечивая нужды паломников, открыв приют для немощных. Параллельно батюшка заботился всеми способами о нуждах жителей села. В страшные годы гражданской войны он помогал солдатам и духовно, и материально. Верхом на ослике он проезжал по окрестным селам, восстанавливая повсюду духовную жизнь. Одновременно отец Виссарион оказывал экономическую помощь нуждающимся: вещи, поступавшие в монастырь и продукты, даже просфоры, он раздавал нищим. В 1952 году батюшка перебрался из Демерли в Каппадокико, некое село в 8 километрах юго-восточнее Софад, населенное беженцами из Каппадокии, что в Малой Азии. Там отец Виссарион способствовал возрождению моральной, общественной и духовной жизни населения. Кроме пастырских дел он основал сельскохозяйственное общество, в котором молодежь получала образование и, таким образом, находила выход из тупика безработицы. Он принимал активное участие в восстановлении церкви и школы после землетрясения 1954 года. Многодеятельный иеромонах пробыл в селе Каппадокико до 1956 года. По неизвестным причинам он оставил не только это село, но и митрополию, в которой провел значительную часть своей жизни, подвизаясь изо всех сил в помощи ближним. Батюшка направился в монастырь святого Агафона. Вероятно, его там привлекла личность известного героического игумена монастыря архимандрита Германоса (Димаку). В этом монастыре он и нашел упокоение, преставившись в 1991 году. История жизни старца Рассказывает нынешний игумен монастыря святого Агафона архимандрит Дамаскин (Захаракис) Монастырь св. Агафона, Ламия С отцом Виссарионом я прожил двадцать лет, имел двадцать лет духовного обучения. В это же время с нами был отец Герман, тоже значительная духовная личность, еще вспоминаю одного простого дедушку Иеремию, который помог и сообщил мне много полезного.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Получив исследование от Серафима и Маркелла, Виссарион, через первого, подал 14 марта в Каргопольскую Воеводскую Канцелярию прошение – челобитную, писанную 13 числа, изъясняясь, разумеется, по установленной форме, так: «Всепресветлейшая, державнейшая великая государыня Императрица Елисавета Петровна, самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая. Бьет челом, новгородской епархии, каргопольского уезда, Крестного монастыря архимандрит Виссарион, а в чем мое прошение, тому следуют пункты. 1) Сего 1755 года, генваря 21 дня по указу вашего императорского величества из новгородской духовной консистории велено мне, нижайшему, над Каргопольским Спаским монастырем и с приписными к нему монастыри надлежащее смотрение и управление имеет, дабы оному и с протчими монастыри какого-либо и от кого разорения не последовало. 2) А ныне приписного ко оному Спаскому монастырю... Здесь изложены подробности грабежа, уже приведенные нами выше. – В заключение своей челобитной Виссарион писал: «И, дабы высочайшим», вашего Императорского Величества, указом повелено было сию мою челобитную и с сообщенным реэстром в Каргопольскую Воеводскую Канцелярию принять и объявленного крестьянина Емельяна Чертова сыскать и допросить, и других, кого он покажет, при том грабеже быть имелись, сыскать и допросить же. И о защищении предписаных монастыря и пустыни вышеозначенным воровским умыслом – показанным порутчиком Лихачевым, со многолюдственным числом в предреченные монастыри ночным временем приезде и о грабеже им монастырской казны и протчего, також и о возвращении обратно помянутого Маркела жены и детей на оного порутчика, где он в команде состоит, от Каргопольской воеводской канцелярии пре(д)ставить, и учинить, как Вашего Императорского величества указы повелевают. – Всемилостивейшая государыня прошу вашего императорского величества о сем моем челобитье решение учинить. Марта 13 дня, 1755 года. Сию челобитную, которая к поданию надлежит в каргопольской воеводской канцелярии, писал Крестного монастыря служитель Федор Борисов. – Такова челобитна в Каргопольской воеводской канцелярии иеромонахом Серафимом (подана) «марта 14 дня, 1755 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополия Румынской Церкви предложила канонизировать нескольких подвижников благочестия Петрошани (жудец Горж, Румыния), 11 августа 2022 г. Архимандрит Герасим (Иску). Фото: Basilica.ro      На последнем заседании в Лайничском монастыре в минувшую субботу Синод митрополии Олтении Румынской Православной Церкви обсудил предложения о канонизации нескольких подвижников благочестия. В ходе заседания иерархи утвердили тексты служб архимандриту Герасиму (Иску), архимандриту Виссариону (Тоя) и архимандриту Иоанну Хорезскому, которых, возможно, Церковь прославит в лике святых, сообщает агентство «Basilica News Agency». Впервые епископ Плоештский Варлаам сообщил в марте 2021 года, что Священный Синод Румынской Церкви намерен канонизировать старца Герасима (Иску) в 2025 году вместе с другими святыми исповедниками и мучениками. Агентство предоставило краткие биографические справки о подвижниках. Архимандрит Герасим (Иску) Отец Герасим родился в коммуне Подури 21 января 1912 года. В возрасте 12-ти лет он поступил послушником в Богдановский монастырь. Также проходил обучение в семинариях при Нямецком и Черницком монастырях и получил высшее образование на теологическом факультете Бухарестского университета. Владел семью иностранными языками. Принял монашество в монастыре Тисмана и стал настоятелем монастыря Арнота в возрасте 25-ти лет. Позже он был отправлен с миссией в Приднестровье, а по возвращении в очень смутное время стал игуменом монастыря Тисмана после того, как он использовался как место заключения членов «Движения легионеров» и сильно пострадал от пожара в 1942 году. Арестован 26 сентября 1948 года, отсидел в нескольких лагерях. После тяжелых страданий отец Герасим заболел и преставился ко Господу 25 декабря 1951 года. Архимандрит Виссарион (Тоя) Отец Виссарион (Тоя). Фото: Basilica.ro      Отец Виссарион родился 28 мая 1884 года в коммуне Секуень в простой благочестивой семье. В 1910 году пострижен в монашество во Фрасинейском монастыре, а в 1922 году рукоположен во иеромонаха. Летом 1929 года назначен настоятелем многострадального Лайничского монастыря. Помимо управления имуществом обители, ему удалось увеличить братию (более 20-ти монахов) за 10 лет.

http://pravoslavie.ru/147701.html

Как отмечается в документе, «после долгих и сложных поисков кандидатуры (иеромонахи Василиск (Лейба) и Игнатий (Киут) категорически отказались возглавить монастырь) по единодушному мнению членов Церковного Совета (в том числе и иеромонаха Андрея) на эту должность был рекомендован игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая), имеющий богатый опыт управления монастырем». «От имени духовенства иерей Виссарион обратился к игумену Ефрему с просьбой оказать помощь родине его предков в воссоздании монашеской жизни в Ново-Афонском монастыре, который, к сожалению, все эти годы фактически функционировал не как монастырь, а как церковный приход. 16 марта с.г. отец Виссарион и отец Ефрем были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который удовлетворил просьбу абхазского священства и благословил игумена Ефрема на служение в Абхазии. 31 марта игумен Ефрем прибыл в Абхазию и отцом Виссарионом был представлен эконому обители иеромонаху Андрею и братии монастыря. Во время этой встречи было принято решение созвать Церковный совет для утверждения игумена Ефрема в должности настоятеля Ново-Афонского монастыря. На следующий день, 1 апреля, на заседании Церковного совета Управляющий Сухумо-Пицундской епархии иерей Виссарион Аплиаа представил игумена Ефрема членам Церковного совета и попросил всех присутствующих высказаться по поводу представленной кандидатуры. Все присутствующие священнослужители, в том числе и о. Андрей, подтвердили свое первоначальное желание видеть игумена Ефрема в качестве настоятеля Ново-Афонского монастыря. При этом иеромонах Андрей предложил принять решение по этому вопросу на Церковном собрании, поскольку по Уставу Сухумо-Пицундской епархии, Церковное собрание правомочно принимать подобные решения. Церковное собрание было назначено на 4 апреля. Однако, уже 2 апреля стало известно, что отец Андрей, поменял свои намерения покинуть монастырь и принимает меры к созыву схода мирян с целью воспрепятствования принятию решения Церковным Собранием», - говорится в обращении.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/09/dv...

Но довольно выписок!. Допустивши с доверчивостью исторический подлог, будто Рим. собор при Дамасе приложил к никейскому символу и от Сына, приходилось вашему автору говорить неправду и в других случаях. К чести Маргуния, он сам прибавил к концу своей второй книги: ετι τυχν ν τοτοις παρ τν κοινν τς ρθοδξου πστεως γνμην ερηται, παληφθτω. To есть: если что тут сказано в противность общему верованию церкви, да будет изглажено. г)      О времени, когда Маргуний получил сан епископа, точных известий нет; г. Малышевский в упомянутом нами сочинении принимает 1585 год (см. 376 и 377 стр.). Но вероятнейшим годом будет предыдущий, то есть- – 1581 год, потому что уже будучи в сане епископа он писал воеводе и послал ему свои две квиги, – а это было из Галаты константинопольской 1584 года 15 оаргилиона (апреля). Мануил, великий ритор и хартофнлакс великой церкви, умер в 1531 году; о ием и его сочинешях см. Савы Νεοελλην. Φιλολογα 123–124. Сочинение о Марке ефесском и о соборе флорентийском тут не упоминается, но оно, кроме синайского сборника, есть и между рукописями московской синодальной библиотеки (см. Садова Виссарион никейский, стр. 7. Спб. 1883). Сочинение занимается главным образом обличением нечестия и многобожия, которым увлекались Гемист и Виссарион. На сколько справедливо это было относительно Виссариона, см. в соч. Садова Виссарион стр. 246 и далее. Сочинение писано по просьбе Герасима иеромонаха; приводим начало, где говорится о Марке. «Как между иными вещами в своем к нам письме ты, друг превосходнейший, просишь изложить для тебя вкоротке и о блаженном Марке, занимавшем архиерейский престол в Ефесе, именно – откуда происходил и каких убеждений держался на составленном в Италии восьмом соборе, с кем из собеседовавших там соглашался, с полным ли усердием прилагался в борьбе к святым богословам, кто рассуждали весогласно с ним, увлекаясь превратностью своих мыслей, и для других были виновниками уклонения от прямого и правого пути; то вот, уважая такое желание твое, попытаюсь исполнить его по возможности, чтобы ты, прочитывая, и подражал прекрасному по добродетели, и имел памятиик искренней нашей дружбы тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010