Об этих делах знали и некоторые из наших значительных помещиков. 50 попов дали императрице присягу в верном совершении резни. По начатии судебного дела архимандрита наши государственные чины издадут манифест ко всем державам касательно столь жестоких покушений императрицы на погибель польского народа» и т. д., и т. д. 846 . К счастью, до нас дошли все эти 400 страшных бумаг в извлечении, сделанном самой депутацией, назначенной для расследования дела о заподозренных в бунте 847 , и мы имеем полную возможность признать недобросовестной ложью сенсационные извлечения варшавской газеты. Сама депутация, несмотря на самое сильное желание найти улики против преосвященного Виктора в его архиве 848 , в конце концов, не найдя ничего предосудительного, стала измышлять различные небылицы, утверждая, будто преосвященный Виктор имел возможность припрятать всё опасное для него из своего архива, и т. п. 849 . 12 июня 1792 года преосвященный Виктор был увезён из Варшавы и заключён в Ченстоховскую крепость, находящуюся в 36 милях от Варшавы. Его положение ещё более ухудшилось. Преосвященный узник здесь оставался «в крепчайшем заключении, в несносном смраде, отчего еле жив остался» 850 . Если ещё с преосвященным узником поляки не решались поступать так, как их влекла к тому жажда фанатичной, хотя и беспричинной мести, то другие «сострадальцы» преосвященного пили полную чашу унижения. Игумен Киприан 851 , помещённый сначала вместе с преосвященным Виктором в «красинском дворце», скоро был оттуда переведён в цейхгауз 852 и два года просидел «в такой каменице, в которой окна были досками забиты и которая почти сущую составляла темницу», отчего и «подпал великому в здоровье вреду» 853 . Когда он ещё был ведён под караулом в своё заключение, ему пришлось претерпевать «побои от тех самых особ, которые потом видены были в ордене станиславовском» 854 . Престарелый игумен украинского Медведовского монастыря Виссарион 855 немедленно по взятии под арест «был закован в ножныя железа». Кроме того, «на Украине по разным судебным местам будучи таскаем и препровождаем до Варшавы, почти везде в пути привязыван был за повозки, а на ночлегах приковыван кстене».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

3) Лаврентия, проповедника Евангелия, из ордена капуцинов, о священнотаинственных числах в св. Писании рассуждение. Перевод с латинского, сделанный Максимом Маргунием и переписанный Каравеллою на острове Крите 1667 год, 10 мая, в монастыре τν πεζονν. О сочинении Лаврентия см. Fabricii Biblioth. Gr. 11, 693–7. 4) Мануила, великаго ритора, о Марке, святейшем митрополите ефесском, и о соборе флорентийском. И против Гемиста и Виссариона, с опровержением нечестивых сочинений их. Κυρο μανουλ το μεγλου τορος περ μρκου το γιωττου μητροπολτου φσου, κα τς ν φλωρεντ συνδου. Κα κατ γεμισο κα βησσαρωνος· κα νατροπ τν δυσσεβν συγγραμμτων ατν. У Сафы в Νεοελλην. Φιλολογα не упоминается между сочинениями Мануила, и в печати, сколько известно, не встречается. 5) Его же против сочинения Плифона. Το ατο λογιωττου κυριο μανουλ το τορος τς μεγλης κκλησας κατ το πληθονικο συγγρμματος, ο ρχ. Τ περ λατνων βιβλον τ ες μς κον. И об этом сочинении не уноминает Сафа, но в 12 томе библиотеки Фабриция помещен отрывок из него. 6) Его же на два латинские умозаключения в доказательство, что и от Сына Дух исходит, ответ, опровергающий их и подтверждающий, что от Отца только одного исходит. Высказан господину Герасиму, представившему их. Το υτο λογιωττου κυρο μανουλ το μεγλου τορος ες δο σολλογισμος λατινικος, ποδεικνοντας κα κ το ιο τ πνεμα, νασκευαστικς μν ατν, κατασκευαστικς δ, τι κ μνου το πατρς· θη δ πρς κριον γερσιμον, τν νεγκντα ατος. В печати неизвестно это сочинение, но у Сафы упоминается. За этим в рукописи недостает, как заметно по счету листов в самом сборнике, трех листвов, двух – девятого листа, и одного – десятого, а вместе недостает и начала статьи: 7) Наставлений священникам (Διατγματα, как означено вверху текста дальше). Имеющееся начало таково: λαν ες ατς. Κα λγειν ατς ο ψιθυριτς, λλ μετ’ κφωνσεως, ς ο θεοι νμοι (τν πατρων) διατττουσιν. Подобно, то есть не шепотом, а возгласно, должен священник совершать последование (κολουθαν) дневное и ночное, особенно же литургию – с вниманием и сердечным сокрушением. Литургию должно петь голосом чистым и умеренными чтобы предстоящие вникали в говоримое и возбуждались к благочестию. После наставлений о чистоте в храме, приличной одежде и проч., говорится: " к так как приходские священники (ο νορται) обязаны питать верных своего прихода хлебом духовным, то есть словом учения, как и таинством истинного Тела и Крови Господа, то всякий приходской священник обязан учить народ свой таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В штатных греческих монастырях не считаются строго также и с другими требованиями устава, например, относительно пищи. Употребление мясной пищи монахами и даже схимонахами, из которых большею частию состоит братство греческих монастырей, в штатных греческих монастырях (также и в отдельных келлиях) составляет столь обыкновенное явление, что, например, нас угощали 23 мая в Ватопедском монастыре прекрасным мясным обедом, который разделяли со мной и одним их хорофилаков (стражей) – офицеров, два местных проэстоса, между тем как для моих спутников – вышеупомянутых антипросопов – о. Пинуфрия и геронты Виссариона, а также пантелеимоновского монаха о. Виктора, был приготовлен особо постный рыбный стол. Подобные порядки существуют даже в одном из славянских монастырей – Хиландарском, принадлежащем, как сказано выше, к числу штатных монастырей. Монахи штатных афонских монастырей вообще, исполняя необходимые элементарные требования монашеского устава, ведут жизнь свободную, льготную, обставленную всевозможными удобствами. Особенно это должно сказать о так называемых монастырских старцах, составляющих привилегированную правительственную группу в монастыре. Старцы имеют обширные, иногда богато обставленные помещения, прислугу из среды младших монахов, особый стол, кушают что и когда пожелают, одеваются изысканно, ездят на сторону, когда пожелают, и тому подобное. Доходы монастырские, которые иногда (например, в Лавре, Ватопеде, Ивере) бывают весьма значительны, распределяют преимущественно между этими же старцами, так что среди них встречаются очень богатые капиталисты. Вообще, если бы было преувеличением сказать, что штатные греческие монастыри на Афоне являются банкирскими домами, каковое сравнение мне приходилось слышать именно на Афоне, то, несомненно, справедливо, что эти монастыри весьма далеки от идеала монашеского. Я бы позволил себе назвать их хорошими домами-квартирами, какие теперь нередко встречаются в больших городах, домами, в которых живут хорошие мирские духовные люди, добровольно подчиняющиеся хорошему общему внутреннему режиму жизни, с преобладанием в нём требований религиозного характера. Особенно печально было наблюдать и убеждаться в том, что представители такого монашества, даже лучшие среди них, искренние и добрые люди, совершенно не понимают, не замечают и не сознают того, что они совершенно удалились от духовного монашеского жительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 получил письмо из Вильны от Преосвященного архиепископа Алексия. Он писал от 16 числа в ответ на мое письмо от 26 января: «Давно я сердечный долг имею и служебную нужду писать Вашему Высокопреосвященству; но то остатки хворости, то избытки лености препятствовали исполнению сего до днешнего дня. Приношу Вашему Высокопреосвященству мою глубокую благодарность за посещение меня архипастырским и отеческим посланием от 26 января. Много утешен был им, хотя были в нем и скорбные нотки. Я угадал, когда заранее писал Вашему Высокопреосвященству, что Вы в Москве будете приняты с распростертыми объятиями, как гость всегда желанный. Москва Вас знает, помнит и благоговейно чтит. Но никак не мог я ожидать такой дикости и свинства во лжебратии. От М-а и А-а я ожидал вообще всякой гадости; но о Виссарионе, признаюсь, не думал так. Он ­же и коллега ваш по академии. Это свинство делают «взирая на начальника веры», зная его взгляды, ему угождая. Вот по этой-то причине, несмотря на сильное желание побывать в Москве, страшно осуществить эту мысль. Опасно, как бы не пришлось остановиться в гостиннице: не пустит ни один настоятель монастыря. Надежда только на одного Ивана Николаевича 835 , который никогда не откажет в приюте. Уверен, что Вы за все огорчения с этой стороны были обильно вознаграждены любвеобильным гостеприимством князя Владимира Андреевича, который Вас благоговейно почитает. Биографию Владыки Филарета действительно из наличных письменных людей всего лучше и удобнее может составить И. Н. Корсунский . Это муж в высшей степени трудолюбивый и проникнутый искренним благоговением к памяти Святителя. Да и много он уже изучал Владыку Филарета и как проповедника и как экзегета и в других отношениях. И время для этого труда действительно благоприятное: материалы почти все обнародованы, одни ваши труды и издания какую важную дают помощь. Постараюсь и я припомнить и изложить известное мне о великом Святителе. Наибольшую цену будут иметь воспоминания Вашего Высокопреосвященства как последнего ближайшего и любимейшего сотрудника и друга приснопамятного Владыки и, притом, одаренного феноменальною памятью. В 1867 году я напечатал мои воспоминания о Владыке в Душеполезном Чтении, они потом продавались отдельною брошюрою от Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Проповедь моя, как известно читателям 19 , направлена к опровержению толков поборников полнейшей свободы раскола, – именно самих раскольников, индефферентистов и многих из среды православных. Само собой разумеется, что я должен был стать на стороне существующих церковных и гражданских законов, направленных к ослаблению раскола и к ограждению от его посягательств православной Церкви. Понятно, что моей проповедью не могли остаться довольны ни раскольники, ни их защитники, потому что те и другие не довольны самими законами против раскола. По их мнению эти законы несправедливы ни с государственной, ни с церковной точки зрения, не согласны с уважением к свободе совести, и к нашему времени – гуманности и веротерпимости – неприменимы, и потому должны быть отменены. Я старался доказать противное и, надеюсь, не скрыл ни одного возражения, какие только приходилось мне встречать со стороны защитников полнейшей свободы раскола. К сожалению, недовольный моей проповедью старообрядец А. Б., как видно, не читал 20 , ее в печати, а только слушал в церкви Златоустова монастыря. Но видно также, что он слушал ее не довольно внимательно и запомнил из нее очень немногое, да и это немногое передал не точно, с присовокуплением неосновательных рассуждений. С чего, например, он взял, будто «о. Нечаев находит нужным, чтобы раскольникам не дозволяемо было не только заводить новые молитвенные дома, но чтобы даже старые уничтожать»? Я ссылался только на закон, запрещающий раскольникам строить вновь церкви и часовни, переделывать и возобновлять старые, частные жилища обращать в места публичных молений. Закон не требует уничтожения старых молитвенных зданий и дозволяет раскольникам молиться в них, пока время или сами раскольники не разрушат их. Потому и я не мог требовать того, чего не требует закон. Зачем же г. старообрядец приписывает мне то, чего я не говорил? Этого мало; он даже утверждает, будто я «приводил доказательства этому», то есть тому, чего я не думал говорить. Какие же однако это доказательства? «В одном месте, – будто бы я говорил, – уничтожена была моленная; – тогда хозяин этой моленной не захотел остаться без молитвы и последовал к православию».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если будут гнать их в одном городе, пусть бегут в другой. Так и поступали апостолы, напр., апостол Павел. Подобно сему должны поступать все христиане. Никто не должен с своими советами и вразумлениями навязываться всякому, не разведав наперед, можно ли ожидать если не успеха в этом деле, то безопасности: «не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас» ( Мф.7:6 ). – Снисходительность к заблуждающим, обижающим, порочным есть наш долг; но исполнение этого долга не должно простираться до нарушения справедливости, до потворства греху, иначе она будет неразумная. Особенно возмутительна та снисходительность, которая проистекает не из мягкосердечие, а из человекоугодия и из желания заслужить одобрение и похвалы со стороны тех, которым стараются угодить. – Молитва есть священный долг, но и в ней может проявляться ревность не по разуму. Есть поговорка: « заставь глупого Богу молиться, он чело прошибет». Это значит, что его молитва есть один механический труд. Он уверен, что может угодить Богу единственно телесными движениями, изнурением себя телесными трудами до изнеможения; его ревность, его желание угодить Богу не подлежит сомнению, но она лишена разумности, ибо он не исполняет заповеди о поклонении Богу духом, ибо только под этим условием богоугодно телесное Ему служение. – Обеты или произвольные обещания совершить какое-нибудь доброе дело, не предписанное законом Божиим, сами по себе достойны одобрения, во и они могут быть делом ревности не по разуму. Неразумно поступил бы отрок, если бы без позволения родителей решился путешествовать по святым местам, если бы монах, связавший себя обетом послушания, не испросив предварительно согласия у настоятеля, решился жить в уединении вне монастыря или если бы дал обет отправиться на богомолье в дальние места. Неразумно также поступил бы отец семейства, если бы дал подобный обет и отлучился ив дома, оставив семейство без попечения, хозяйство без управления и присмотра, и если бы таким образом исполнение обета соединилось с нарушением прямых обязанностей, с грехом против ясных заповедей закона Божия и гражданского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иван Косогоров. Родился в 1879 году в крестьянской семье на Владимирщине. Обучался вцерковно-приходской школе. 10 декабря 1903 года поступает в Зосимову пустынь. Поставлен на послушания переплетчика и каменщика. 21 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 23 марта 1911 года принял постриг. 6 января 1912 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание на клиросе и свечном заводе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Зосима Захар Кукса. Родился 1876 году в крестьянской семье Волынской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. Служил в армии. Запасной нижних чинов. 19 апреля 1901 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 9 марта 1910 года по увольнении военным начальством зачислен в указную братию. 7 апреля 1910 года принял постриг 4 мая 1914 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание кровельщика и на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Викентий Вавила Изветков. Родился в 1880 году в семье мещан города Меленкова Владимирской губернии. Окончил городское училище. 2 февраля 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание в портновской. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию. 23 марта 1911 года принял постриг. 15 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священно-служения несет послушание закройщика в портновской. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Ириней Иван Рахманов. Родился в 1882 году в крестьянской семье Московской губернии. Грамоте обучался дома. 6 января 1907 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 27 января 1913 года зачислен в указную братию. 15 марта 1913 ода принял постриг. 18 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание слесаря. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Фаддей. Федот Сальников. Родился в 1883 году в крестьянской семье Пензенской губернии. Грамоте обучался дома. 29 сентября 1905 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на скотном дворе. 5 июня 1909 года зачислен в указную братию. 12 марта 1914 года принял постриг. 26 марта 1917 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание просфорника и на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Виссарион

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зеленцов. Отпуск. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 358. Л. 44–45. Ответы на вопросы Подотдела об афонском движении иеромонаха Валерия, монаха Климента и прочих братий, находящихся в России 22–26 мая 1918 года Ответ 1-й, на вопрос: Какой национальности и племени были основатели Свято-Андреевского скита на Старом Афоне (действительно ли одни великороссы), и где они жили до устройства Андреевского скита. Основателями Свято-Андреевского скита были исключительно лишь коренные великороссы (см. «Летопись Св.-Андреевского скита на Афоне», стр. 22). По приезде на Афон они жили сначала в различных келлиях, а потом Малороссийском Ильинском ските. Но из последнего были вместе с другими изгнаны исключительно за то, что не были малороссами, между тем, как по ревности к подвигам и по дарованиям, заметно выделялись из общей массы братии. Но настоящая причина изгнания была братией Ильинского скита скрыта, и предлогом изгнания сделали обвинение великороссов вообще, и будущих основателей Андреевского скита, в частности, в старообрядческом расколе, ложно возведя на них это обвинение за найденные в их келлии, якобы раскольнические, кожаные четки и полумантию не общепринятого вида; между тем, как таковые четки и полумантия и доселе в употреблении в некоторых православных монастырях России: четки такого материала и вида – в Саровской обители, полумантия такая – в Оптиной пустыни, а также и в единоверческих монастырях. Ответ 2-й, на вопрос, какова была воля и завещание основателей Андреевского скита о племенном происхождении начальствующих лиц скита и о приеме лиц в число братии. В предсмертном завещании основателя и первоначальника Свято-Андреевского скита, игумена Виссариона, относительно начальствующих в скиту лиц и о приеме в число братии скита, а также об искателях в скиту начальствования говорится, между прочим, следующее. «§ 3. Завет относительно приема в скит – иметь прежде всего в виду, чтобы обитель служила пристанью спасения для земляков-великороссов; вследствие сего, если и будут иногда по уважительным причинам, по усмотрению настоятеля, принимаемы в обитель иноплеменные личности, то таковых не возвышать над коренными насельниками скита или над заслуженными старцами, и вообще не возводить их на степень руководителей и на высшие должности».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Однажды в сопровождении Антиохийского патриарха он пришел в больницу Саввинского монастыря, им любимого, и в одном из отделений этой больницы, где лежали самые безнадежные больные, покрытые гноем и зловонными язвами и струпами, подходил к каждому из них, кланялся им и целовал их в лицо и в руки, никем не брезгуя нимало, не стесняясь гнилым и смрадным воздухом больницы. При этом он заставлял патриарха творить молитвословие о каждом из больных. Все это продолжалось очень долго. Изумлялся патриарх смирению и самоотвержению царя и с нетерпением ждал выхода из больницы, не вынося отвратительного зрелища и смрада, тогда как царь не показывал ни малейшего признака нетерпения и брезгливости. Все подобные подвиги смирения и самоотвержения в делах любви к ближним таковы, что нельзя не удивляться или и не благоговеть пред ними, в виду того, что совершали их великие по своему положению люди. Спускаться с высоты своего величие в глубину самоуничижения и самоотвержения поистине есть изумительный подвиг. Но как ни велик этот подвиг, все же он ничтожен в сравнении с уничижением и самоотвержением Христа Спасителя, который, будучи Богом Творцом и Владыкою неба и земли, всего видимого и невидимого, смирил себя, послушлив быв даже до крестной смерти, и все это по любви к нам. И добро бы мы стоили этой любви; нет, за грехи наши, за коснение в них, за наше позорное служение врагу Божию диаволу, мы заслуживали вечной погибели. Что может быть выше этой любви, этого самоотвержения? И может ли быть допускаемо какое нибудь сравнение с этою высотою самых высоких подвигов самоотвержения в среде людской? Мы не удивляемся терпению и уничижению людей, живущих постоянно в бедности, в грязной обстановке, ничем не отличающихся по труженнической жизни от рабочего скота, ибо они ко всему этому привычны и с этим легко примиряются. Но если в сравнении с положением таких людей нам кажутся высокими и изумительными подвиги самоотвержения великих людей, – то как незначительны, даже ничтожны эти подвиги в сравнении с самоотверженною любовью к нам Богочеловека!

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 30 июня 1894 года 285 . 113 Акафист св. равноапостольной Марии Магдалине 22 ноября 1892 года был представлен в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет настоятелем Санкт-Петербургского Адмиралтейского собора прот. Доримедонтом Поповицким составленный им акафист св. Марии Магдалине. Представляя акафист в цензуру, составитель его писал, что «издание акафиста предпринято в пользу Волонского Мариинского женского монастыря в видах религиозно-нравственного утешения сестрам обители, дух которых песнь неседальная воскриляла бы горе и давала бы им в образе Марии Магдалины идеал святой любви к Сладчайшему Иисусу». По рассмотрении рукописи в цензурном комитете было найдено, что «акафист написан удовлетворительным славянским языком, довольно содержателен и написан размером, вполне соответствующим этому роду церковных песнопений». 19 августа 1894 года за 1502 акафист был представлен Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом Святейшему Синоду с одобрительным отзывом. Святейший Синод поручил рассмотреть рукопись преосвященному Виссариону, епископу Костромскому и Галичскому, который и представил 20 октября 1894 года в Святейший Синод свой отзыв. В отзыве преосвященный Виссарион писал: «Достоинство рассмотренного мной акафиста св. равноапостольной Марии Магдалине состоит в выдержанности церковнославянского склада речи и в заметном проявлении благочестивого чувства. Но усиленная забота автора о том, чтобы непременно написать 13 кондаков и 12 икосов и чтобы в каждом икосе непременно было двенадцать приветственных воззваний, была причиной того, что он при скудости сведений о св. Марии Магдалине принужден был часто повторять одни и те же мысли о ее достоинствах и похвальные о ней выражения. Многословие при бедности содержания есть обыкновенный недостаток большей части позднейших, известных под именем акафистов церковных песнопений. Составители их являются неудачными подражателями двух древних акафистов Богоматери и Иисусу Сладчайшему. Тем не менее акафист св. Марии Магдалине, написанный протоиереем Доримедонтом Поповицким, отнюдь не хуже, если не лучше, многих появившихся в последнее время акафистов, а потому с отзывом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета о беспрепятственности к напечатанию его можно согласиться. В тексте акафиста сделаны мной поправки». Святейший Синод 26 октября/17 ноября 1894 года за 3038 определил: разрешить акафист св. Марии Магдалине к напечатанию со сделанными в нем исправлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010