Одному старцу каждый день приходилось взбираться на спину мула и ездить за водой от Скитов до горы Гизель. Как-то один послушник его спросил:    — Отче, от каждодневной езды на муле у тебя не болит голова?    — Как раз наоборот, брат, как раз наоборот!    Когда авва Виссарион решил отправиться в пустыню, группа молодых бездельников окружила его, насмехаясь:    — Куда ты бежишь, Виссарион? Разве ты не знаешь, что дьявол умер?    — Примите мои соболезнования, бедные сиротки, — отвечал им святой старец.    Двое братьев, путешествуя по пустыне, воспользовались гостеприимством одной очень щедрой семьи. Не желая показаться невежливыми, они не смогли отказаться от стаканчика вина. Выйдя снова на дорогу, один из них сказал другому:    — Я пройду вперед, брат, а ты скажи мне, прямо ли я иду.    Он прошел полсотни шагов и обернулся. Другой брат сказал ему:    — Да, ты идешь прямо, но скажи-ка, что это за брат идет рядом с тобой?    — Если ты ничего не видишь, для чего ты держишь возле себя зажженную лампу? — спрашивали братья одного слепого старца, сидевшего на краю дороги.    — Чтобы прохожие не натыкались на меня ночью, — отвечал старец.    Однажды епископ посетил монастырь в пустыне. Братья, жившие там только на хлебе и воде, лезли из кожи вон, чтобы приготовить для епископа подобающую трапезу.    В конце обеда, трепеща, они спросили его:    — Владыка, как ты нашел нашу козлятину?    — Случайно, под листиком салата, — отвечал епископ.    В одной деревне разнеслась весть, что в соседнем большом монастыре сменился настоятель. Тут же явился к воротам монастыря какой-то бедняк в лохмотьях и, заметив настоятеля, подошел к нему.    — Отче, — сказал он, — я хорошо знал прежнего настоятеля, который был очень щедр ко мне. Надеюсь, что и ты тоже будешь щедрым...    — Разумеется, брат; но, видишь ли, старый настоятель — это я, а новый явится дней через десять...    Авва Евлогий был однажды так грустен, что не мог этого скрыть.    — Почему ты грустишь, отче? — спросил его один старец.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но только два года пришлось Святейшему Патриарху Серафиму наслаждаться тишиной Святой Горы. По случаю войны Турции с Россией Патриарх был вынужден покинуть свой любимый приют. Он надеялся возвратиться на Святую Гору, но вместо этого изволением Божьим скончался на чужбине в том же лубенском Преображенском монастыре, где умер и его предшественник, святейший патриарх Афанасий Пателарий. Ученик и преемник келлии Патриарха Серафима любимый его архидиакон после смерти патриарха перешел в обитель Ватопед, и с тех пор келлия Серай стала собственностью этого монастыря. Смуты греческого восстания привели в упадок все афонския обители, в том числе и роскошные постройки келлии Серай. Между тем само провидение готовило это место для великих целей. Попустив упадок построек Серая, оно приготовляло эту келлию для русских подвижников, которым не могла она не быть дорога, так как в России покоились мощи ее святых строителей. Старцы Виссарион и Варсонофий, по смирению своему не решавшиеся вначале даже пойти осмотреть эту келлию, по особому указанию Божьему приобрели ее, и в 1841 году она была уже собственностью старцев. Дело было так: однажды утром, помолившись Господу Богу, отец Виссарион послал сотрудника своего Варсонофия в Ксенофонт для окончательного решения вопроса о покупке келлии. Когда, дойдя до серайского креста, водруженного на пути в Карею, он взглянул на великую келлию Серай, то один юродивый, полуголый словун по имени Яни, сидевший на лавочке у креста, быстро вскочил с места, поспешно подошел к Варсонофию, схватил его за плечи и за руки, быстро повернул его по направлению к Сераю и, указывая ему на него, нечистым русским языком сказал: «Вот вам Серай, скит руссов и московов», после чего, с шумом заграждая путь в Ксенофонт, повторял те же слова и другим проходящим. Старец Варсонофий в смущении остановился и долго стоял на этом месте, недоумевая, что ему делать. Благоразумный старец решил повиноваться этому указанию, преградившему ему путь в Ксенофонт, и направился в Карею, место правления всего Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По окончании речи, студенческий хор исполнил концерт Веделя «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю», после которого ректором академии провозглашено было постановление совета об избрании в почетные члены академии Высокопреосвященных Архиепископов: Никандра Тульского, Вениамина Иркутского и Феогноста Владимирского. Преосвященных Епископов: Августина Костромского и Амфилохия Угличского, и настоятеля Московского Заиконо-спасского монастыря архимандрита Арсения. Затем, секретарем совета М. К. Казанским прочитан был отчет о состоянии академии в 1890–1891 учебном году и Преосвященным Виссарионом розданы были лучшим студентам второго и третьего курсов, назначенные им от правления Академии, награды деньгами и книгами. Акт закончился пением гимна «Боже, Царя храни» и церковной песни «Достойно есть». – После акта, академическая корпорация и ее гости с Преосвящ. Виссарионом во главе, собрались в квартире о. ректора и заключили праздник обедом с обычным в таких, почти товарищеских собраниях, оживленным обменом мыслей, тостами и благожеланиями. Из разных городов России получены были академией в этот день приветственные телеграммы от ее признательных бывших питомцев. Не посещавший академического акта и не знакомый близко с Московской академией, читатель, вероятно, не посетует на нас, если встретит в нашем обзоре краткие сведения о состоянии этого учреждения и ходе его обыденной жизни, имеющие, как кажется, некоторый интерес. – На всех четырех курсах академии числится, в настоящее время, более 220-ти студентов, из которых 120 содержатся на казенный счет, более пятидесяти, – на стипендиях с пожертвованных академии капиталов или на счет Троице-Сергиевой лавры (16 чел.) и до пятидесяти человек, не пользующихся никакими стипендиями, вынуждены изыскивать себе какие-либо другие средства существования. Великим благодетелем для последних является, учрежденное при академии, благотворительное «Братство Преподобного Сергия». Это братство считает теперь уже одиннадцать лет своего существования. Мысль об его учреждении впервые возникла в среде профессоров академии и ясно высказана была покойным преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Напутствованный приобщением Святых Таин Тела и Крови Христовых, с молитвой на устах отец Виссарион тихо и мирно предал свой дух в руки Божии 9 октября 1893 года. На другой день, 10 октября, было совершено погребение усопшего, в котором участвовали прибывшие из Иверского монастыря два архимандрита и почетные из (греки) и почти все братство грузинской Иоанно-Богословской келлии. Старец Виссарион прожил на Афоне 58 лет, из которых 27 лет был при старце Венедикте послушником, и все это время на одном месте в названной келлии святого Пророка Илии. Схимонах Григорий (Ратиани) Схимонах Григорий 507 (в миру Георгий Ратиани) родился около 1820 года в дворянской семье Кутаисской губернии. Мальчик при святом крещении был наречен Георгием. О жизни Георгия Ратиани почти до 35-летнего возраста нам ничего не известно. Как и где он провел это время, мы не знаем. Можно полагать, что он находился у родных, воспитывался в христианском благочестии. Семейными узами он не был обременен. Можно лишь догадываться, что в кругу родных он выучился грамоте и занимался чтением житий святых и святоотеческой литературы, так как, достигнув возраста тридцати пяти лет, он задумал тайно удалиться в Иерусалим, а оттуда на Святую Гору, чтобы поступить в монахи. Никому не сказав о своем намерении и ни с кем не посоветовавшись, не имея средств и не имея возможности получить паспорт, он тайно ушел из дома, решив достигнуть Иерусалима. Но как раз в это время началась Крымская война, и войска турецкого военачальника Омар-паши заняли большую часть Грузии на расстоянии 50 верст от Тифлиса. Были перекрыты все пути к портам, и не было никакой возможности выехать из Грузии. Но Георгий настойчиво искал путей осуществления своего замысла и не побоялся обратиться даже к турецкому начальству. Только Омар-паша высадился в Зугдиди, как сразу заявился к нему Георгий с покорнейшей просьбой принять его. Предполагая, что неизвестный грузин желает передать что либо особенно важное, паша приказал привести его. В это время у паши находились два важных сановника – английский и французский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эти два открытия показывают нам, что в древности христианство было распространено географически шире и исторически раньше, чем думали до этого момента, и, конечно, указывает на древность иконографических сюжетов Распятия, до сих пор используемых в Православии. Не оставляет Господь Свою Церковь и сверхъестественными знамениями , по слову псалмопевца: «Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь» (Пс. 110: 4). Прежде всего, множеством чудес сопровождалось путешествие по России делегации Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, привезшей на поклонение великую святыню – десницу святого Иоанна Крестителя. Еще в Москве, в храме Христа Спасителя, где с 7 по 16 июня стояла круглосуточная очередь, было зафиксировано множество чудес-исцелений от святых мощей Предтечи, о чем свидетельствовал профессор Павел Флоренский, председатель рабочей группы по чудесным знамениям, происходящим в Русской Православной Церкви. А в Ростове-на-Дону, в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы, во время евхаристического канона, на глазах у всех замироточила местная икона святого Иоанна Крестителя, перед которой был поставлен ковчег с десницей. Другое чудо явилось в Греции, где при разборе старой крестильни монастыря святого Агафона, тело погребенного 15 лет назад старца архимандрита Виссариона (Корколиакоса) было найдено совершенно нетленным. В официальном заключении, сделанном главой судебно-медицинской экспертизы профессором Паносом Ямарелосом, говорится, что «перед нами необъяснимое наукой явление: исследовав останки блаженного отца Виссариона, я констатирую парадоксальный и исключительный феномен. Ничего подобного не было в моей почти 50-летней практике судмедэксперта. А именно: констатирую сохранение человеческого тела, одежд (полное облачение священника) и обуви, а также гроба в течение 15 лет». «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его» (Лев. 25: 35). И ныне по любви во Христе осуществляется помощь братским Церквам . Из многих примеров мы выделим два, на наш взгляд, наиболее примечательных.

http://pravoslavie.ru/4979.html

Можно предположить, что архипастырь поверил пропаганде, которая трубила об отсутствии гонений на Церковь , об избрании Патриарха, об открытии новых приходов. Действительно, если накануне Второй мировой войны в Русской Церкви было около 200 храмов 538 и ни одного монастыря, то после войны картина изменилась. Количество храмов в Русской Церкви в 1949 г. достигло 14 447 539 . В первые послевоенные годы функционировало и более 100 монастырей. У частники зарубежных делегаций, также, представляли, происходившее в России, в нужном, для советского государства, свете. Епископ Сергий (Ларин), например, находясь в Европе, называл И.В. Джугашвили (Сталина) «наиболее значительным защитником Церкви» 540 . В болгарской печати были сведения, что большевики планируют передать Церкви Исаакиевский и Казанский соборы в северной столице 541 . Интерес представляет и запись рассказа Патриарха Алексия во время посещения им Болгарии. «Мой большой приятель Иосиф Виссарионович (Сталин), – рассказывал Патриарх Алексий, – пригласил меня к себе на доклад... Он спросил меня: «Сколько высших духовных заведений сегодня имеется в России?» Отвечаю ему: «Два». “Как? – сказал строго Иосиф Виссарионович, – всего два? Этого не должно быть и нужно, как можно скорее, это исправить Я желаю, чтобы всякая епархия имела семинарию. Если нет зданий – построим, если нет учителей – откроем курсы для их подготовки. Но никогда не будем создавать препятствий, а напротив, будем всячески помогать, потому что русский народ нуждается в религиозном воспитании " » 542 . Многие эмигранты, истосковавшиеся по родине, верили в эти сказки, и ехали в советскую Россию. Архиепископ Димитрий (Вознесенский), например, писал, что его переходу из Русской Зарубежной Церкви в Московский Патриархат и возвращению на Родину немало поспособствовали статьи в «Журнале Московской Патриархии», который стал приходить в Маньчжурию с 1944 года 543 . Как правило эмигранты, по прибытии в родные пределы, пополняли число обитателей концлагерей, хотя со священнослужителями обычно обходились более милостиво. Впрочем то, что реальная жизнь в советской России значительно отличается от описываемой в газетах и журналах убеждались и те, кто оставался на свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

– Серафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович, 1760–01.01.1833) – иеромонах, преподобный. Память 2/15 января и 19 июля/1 августа. Впервые о прославлении Серафима Саровского заговорил настоятельСаровской пустыни архимандрит Рафаил (Трухин). В 1882 г. он организова лкомиссию по вопросу о прославлении о. Серафима, которая собрала материалы о его житии и чудесах и представила их в Тамбовскую духовную консисторию. В 1892–1894 гг. по поручению Св. Синода особая комиссия в 28 епархиях России провела расследование о знамениях и исцелениях, явленных по молитвам о. Серафима (94 случая) и в 1895 г. представила свой отчетв Св. Синод. В августе 1902 г. по поручению Св. Синода епископ ТамбовскийДимитрий (Ковальницкий) произвел предварительное освидетельствование фоба и останков Преподобного. 11.01.1903 г. по постановлению Св. Синода ис одобрения Государя Николая II комиссия под председательством митрополита Московского Владимира произвела окончательное освидетельствование останков и составила акт освидетельствования, в котором отмечалось, что тело предалось тлению. 29.01.1903 г. было обнародовано деяние Св. Синода о канонизации прп. Серафима и о совершении 19 июля 1903 г. торжественного открытия мощей прп. Серафима. Подготовка торжеств поручалась настоятелю Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря архимандриту Серафиму (Чичагову) и прокурору Московской синодальной конторы кн. А.А. Ширинскому-Шихматову. Ширинский – Имеется в виду князь А.А. Ширинский-Шихматов,см. Примеч. к л. 6.) 234 (Саров – имеется в виду Успенская Саровская мужская пустынь Темниковского уезда Тамбовской губернии. Основана в XVII в.) 235 (...есть ли мощи Серафима; но это... не обязательно для прославления... требуются засвидетельствованные чудеса. – Об освидетельствовании мощей см.Примеч. к л. 33, 75.) 236 (ВиссарионВиссарион (Нечаев Василий Петрович, 13.03.1822–30.05.1905) – епископ Костромской и Галичский, проповедник и духовный писатель. Родился в семье диакона. Окончил Тульскую ДС (1844) и МДА по первому разряду (1848).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

8 ноября его тело предали земле. Через три года по афонскому обычаю честные останки были обретены братией скита. Они были темно-желтого воскового цвета, что является на Афоне признаком святости подвижника. Главу схимонаха Иннокентия по обычаю поместили в костницу скита на почетное место вместе с главами святых подвижников, старцев основателей скита – иеросхимонахов Варсонофия и Виссариона. По уважению братии к о. Иннокентию и по просьбе его сестры тело схимонаха оставили в земле рядом с Андреевским собором с западной стороны рядом с могилой первого игумена скита о. Виссариона. В сообщении о кончине бывшего миллионера в журнале Свято-Пантелеимоновского монастыря «Душеполезный собеседник» было прекрасно сказано словами Священного Писания : «О нем кратко и ясно можно так сказать: „скончався вмале, исполни лета долга“ ( Прем. 4, 13 )». Ныне честная глава схимонаха Иннокентия покоится в алтаре Андреевского собора для особого молитвенного поминовения, на ней рядом с его именем и датой смерти начертано – «ктиторъ Р.А.О.С.». На стене архондарика Свято-Андреевского скита сегодня можно увидеть великолепный венок, присланный сестрой о. Иннокентия на могилу брата 249 . Нынешний (греческий) начальник скита архимандрит Ефрем удостоверяет, что схимонах Иннокентий (Сибиряков), в установленный день, почитается братией обители как ее ктитор. В XX в. история Петербургского подворья Свято-Андреевского скита имела много ярких и трагических страниц. К 1914 г. на подворье насчитывалось 14 монахов и 10 послушников во главе с иеромонахом Макарием (в миру Матвеем Тимофеевичем Реутовым). Он родился 1 августа 1875 г. в селе Инаковка Кирсановского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье и с 1898 г. был насельником Свято-Андреевского скита на Афоне, где и принял монашеский постриг. В 1913 г. о. Макарий был назначен начальником (настоятелем) Петербургского подворья 250 . После завершения афонской имяславской смуты иеромонах Макарий и настоятель Одесского подворья Свято-Андреевского скита иеромонах Питирим (Ладыгин), чтобы упрочить свои позиции в России, добились высочайшей аудиенции у императора Николая II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка продолжил свою борьбу с обновленческими приходами, которых оставалось все меньше. В благочиннеческих округах проводились окружные собрания, приходы собирались вокруг епископа Виссариона. Алатырский епископ Герман (Коккель) продолжал ревностно бороться как с обновленцами, так и с григорианами. В один из воскресных дней владыка отправился на литургию в Киево-Николаевскую женскую обитель, однако оказалось, что к этому моменту она перешла к григорианам. Монахини встретили епископа градом камней, сопровождаемым руганью. В тот день владыка отползал от стен монастыря, захлебываясь собственной кровью . В июне 1926 года ОГПУ высылают епископа Германа за пределы Чувашской ССР, в состав которой теперь входила Алатырь – викарная кафедра Ульяновской епархии . Гонимый властью владыка еще долго переезжал с кафедры на кафедру, пока не оказался в 1933 году в Благовещенске, где и был арестован. Проведя четыре года в Амурском концлагере, он был осужден «тройкой» по обвинению в «контрреволюционной деятельности и пропаганде» и приговорен к высшей мере наказания. В ночь на 2 ноября 1937 года владыка был расстрелян. Место его погребения неизвестно. Священномученик Герман (Коккель), епископ Алатырский, причислен к лику общецерковных святых Освященным Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году . В июле епископ Виссарион дал распоряжение всем благочинным представить в епархиальный совет данные о своих округах, в которых должны были быть указаны все приходы, подчиняющиеся их благочинию, а также все священнослужители (со сведениями об их рукоположении, назначении и т.д.) . Все это было нужно по той причине, что было сложно разобраться, кто получил благодать священства от канонического архиерея, а кто от раскольников-обновленцев; та же путаница была и с подчинением приходов, постоянно «кочевавших» то к обновленцам, то к григорианам, то возвращавшихся в патриаршую Церковь и наоборот. После покаяния епископ Виссарион, теперь представитель патриаршей Церкви, стал не нужен власти. В ноябре ГАО ликвидировало временный епархиальный совет, и староцерковная Ульяновская епархия лишается всех юридических прав. Все попытки собрать общеепархиальный съезд встречают противодействие властей.

http://pravoslavie.ru/31301.html

При поддержке фонда «Православная инициатива» реализуется социальный проект Колпашевской епархии «Путем единства» 18 сентября 2017 г. 18:18 15-18 сентября 2017 года состоялась паломническая поездка глухих и слабослышащих людей из г. Колпашево, г. Томска и г. Мариинска по святым местам Екатеринбурга. Поездка стала возможной благодаря победившему в Международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2016-2017» проекту «Путем единства», который реализует отдел по церковной благотворительности и социальному служению Колпашевской епархии . Проектом была предусмотрена организация ряда мероприятий: в Колпашевской епархии впервые прошло богослужение с сурдопереводом, был организован цикл тематических лекций о святых Царственных страстотерпцах в Колпашевском отделении Всероссийского общества глухих (ВОГ). В рамках проекта было совершено паломничество к месту расстрела Царской семьи, организовано посещение монастыря на Ганиной Яме и других святых мест г. Екатеринбурга. В группу паломников вошли 34 человека из Колпашевской, Томской и Мариинской епархий, в том числе кураторы направления по работе с глухими людьми из епархиальных отделов, руководители местных отделений Всероссийского общества глухих. 16 сентября паломники посетили Храм на Крови, где был совершен молебен святым Царственным страстотерпцам. Богослужение возглавил руководитель регионального учебно-методического центра по пастырскому, миссионерскому и социальному служению неслышащим людям Екатеринбургской епархии иеромонах Виссарион (Кукушкин) в сослужении настоятеля кафедрального соборного храма г. Мариинска протоиерея Никанора Меркулова , иерея Вячеслава Кабанина (Томская епархия) и руководителя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Колпашевской епархии диакон Георгий Полевщиков. Далее паломники посетили храмы и монастыри г. Екатеринбурга. 17 сентября в домовом храме в честь Трех святителей была совершена Божественная литургия с сурдопереводом, в которой приняли участие гости из Сибири. При приходе более 15 лет действует православная община глухих и слабослышащих во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Екатеринбурга. Богослужение возглавил иеромонах Виссарион (Кукушкин) в сослужении клириков храма и гостей в священном сане. По окончании богослужения для паломников была организована трапеза. Помимо расширения круга общения людей с ограниченными возможностями и их приобщения к духовной традиции нашего народа, целью проекта «Путем единства» является также углубление опыта взаимодействия социальных отделов Колпашевской, Томской, Мариинской и Екатеринбургской епархий. В настоящее время Екатеринбург является региональным центром по обучению церковному социальному служению, и опыт коллег из уральской столицы в деле попечения о глухих людях очень востребован в Сибири. Колпашевская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010