Заботясь об их спасении, она самой себе приготовляет спасение. Жена, говорит Апостол, спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием ( 1Тим. 2:15 ), и если упражнением в сих добродетелях будет служить примером для детей, ибо не одним словом, но наипаче жизнью благочестивою и добродетельною матери семейства должны назидать своих чад. Не всякая из них обладает даром учительства, но всякая может послужить спасению своих чад ревностью к исполнению заповедей Христовых. Да поможет им Господь Иисус в этом святом деле своею благодатью. Источник благодатных даров и раздаятели их Поучение в неделю расслабленного и в праздник перенесения св. мощей святителя Николая. 9-го мая Рече Петр Енею: Енее, исцеляет тя Иисус Христос; востани с постели твоея. И абие воста ( Деян. 9:34 ). В сегодняшних чтениях Евангельском и апостольском содержатся повествования об исцелении двух расслабленных. В Евангельском чтении идет речь о расслабленном, который исцелен непосредственно Самим Иисусом Христом при силоамском водоеме после тридцати осми годов его болезни. В апостольском чтении идет речь о другом расслабленном – Енее, который восемь лет лежал в постели без движения, и исцелен апостолом Петром. То и другое чудо совершено словом: востани; но разность в том, что Христос исцелил расслабленного единственно своею всемогущею силою, а Петр – силою и именем Иисуса Христа: Енее, исцеляет тя Иисус Христос. Подобное он сказал, исцеляя хромого от чрева матери его, которого носили и сажали при дверях Иерусалимского храма: во имя Иисуса Христа Назорее востани и ходи ( Деян. 3:6 ). Разъясняя народу, сбежавшемуся посмотреть на исцеленного хромого, значение этого чуда, Петр от своего лица и от лица бывшего с ним апостола Ион., сказал зрителям: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что хромой ходит? Нет, ради веры во имя Христа, имя Его укрепило хромого, которого вы видите и знаете» ( Деян. 3:12,16 ). Вообще все чудеса, совершенные и совершаемые людьми, совершались и совершаются не собственною их силою, но вообще силою Божиею и в частности силою второго лица Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Загробное воздаяние . Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице Отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду в пламени сем ( Лк.16:24 ). В притче о богатом и Лазаре, предложенной сегодня в евангельском чтении, содержится учение о загробной жизни и решается смущающий многих вопрос: почему одним хорошо живется на этом свете, хотя они ведут жизнь беззаконную и нечестивую, другие, напротив, бедствуют и страдают, хотя стараются угодить Господу Богу подвигами благочестия и добродетели. Успокоительным ответом на сей вопрос служит судьба богатого и Лазаря. Оба они, как сыны избранного народа, происходили от Авраама по плоти, но только Лазарь сроден был Аврааму по духу, и однако же этот Лазарь был великим страдальцем, не имел приюта, покрыт был ранами и струпьями, терпел голод, жажду, холод. Ему худо жилось на свете, зато в загробной жизни он сподобился блаженства, которое состояло в том, что, как истинный сын Авраама по духу, он удостоился чести быть на лоне его, т. е. достигнуть утешения и радости в теснейшем общении с ним. Не такова была участь богатого. Тот, который непрерывно проводил жизнь в пирах и веселии, по смерти попал в ад и мучился в адском пламени. И поделом. По закону правды Божией, воздающий каждому по делам, ему надлежало подвергнуться казни, заслуженной им за нечестие. Он избежал ее в жизни настоящей, зато она постигла его в жизни загробной. Напрасно он, увидев Лазаря на лоне Авраамовом, возопил ему: «отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем». Отцу свойственно любить своих детей; но богатый был таким сыном Авраама, который не заслуживал его любви, ибо будучи сродным ему по плоти, он не был сроден ему по духу. Иудеи вообще любили хвалиться происхождением своим по плоти от Авраама и называть себя чадами его. К сожалению, они не были истинными его чадами, ибо Христос так сказал им однажды: аще, чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили ( Ин.8:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закхей, Симон-фарисей и блудница Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость (власть) оставляти грехи: юже, душе, потщися подражати. Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим. Согреших, якоже блудница, вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы. Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы (волосами) древних (прежних) согрешений рукописание Раздирающаго ея. В последние дни Своей земной жизни Господь Иисус на пути в Иерусалим проходил через Иерихон. Здесь очень хотел увидеть Его Закхей, начальник мытарей, человек богатый, но во множестве народа не мог, потому что был мал ростом. И вот, забежав вперед, он взбирается на смоковницу, мимо которой надлежало проходить Иисусу. Иисус заметил его и сказал ему: – Закхей! сойди скорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей поспешил домой и принял Иисуса с радостью. И, видя то, люди, презиравшие и ненавидевшие мытарей, начали роптать, зачем Христос зашел к грешному человеку. Закхей же сказал Господу: – Господи! половину имения моего я отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Иисус сказал ему: – Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:5,8,9–10 ). В истории Закхея-мытаря видим, с одной стороны, пример неизреченного милосердия Господа к грешникам, с другой – образец истинного покаяния. Тот, Кто пришел взыскать и спасти погибшее, взыскал Своей милостью человека, которого фарисеи и их ученики считали погибшим. Он знал, что на Него будут роптать за благосклонность к начальнику мытарей – следовательно, притеснителю из притеснителей, как им казалось; но, несмотря на это, Он торжественно выразил ему Свою благосклонность, чтоб все видели, что Он пришел не праведников, а грешников спасать, чтоб надеждой спасения ободрить всех грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Запомним это хорошенько, братие, и в наступающие дни великого поста и покаяния займемся беспристрастным испытанием самих себя. Если совесть осудит нас в неверности Христу и Его слову, поспешим осудить самих себя и раскаяться в своих винах пред Богом, чтобы не быть осужденными в последний день, когда раскаяние будет поздно и потому не принято будет Судиею живых и мертвых. Противоположность творца тварям и проистекающие отсюда нравственные уроки Поучение в первую неделю Великого поста В начале Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываешь. И вся якоже риза обетшают, и яко одежду свиеши их и изменятся Ты же тойже ecu, и лета Твоя не оскудеют ( Евр. 1:10, 11, 12 ). Сими словами, взятыми из Псалтыри ( Пс. 121:26,27 ), апостол Павел в послании к Евреем доказывает превосходство Иисуса Христа, законодателя нового завета, пред ангелами, и вместе с сим превосходство ново-заветного закона или евангельского учения пред законом ветхо-заветным, Моисеевым, данным чрез ангелов ( Евр. 2:2 ). В чем же именно состоит превосходство Иисуса Христа пред ангелами? В том, по слову апостола, что Иисус Христос, яко Бог, есть существо всемогущее, сотворившее небо и землю, и что Он по самой природе своей есть существо неизменяемое, вечно пребывающее, и как не было времени, когда бы Он не существовал, так не будет времени, когда бы лета Его оскудели: Он всегда тот же, в Нем нет изменения и тени перемены ( Иак. 1:17 ), в противоположность всему сотворенному, – солнцу, луне и звездам, словом, всей вселенной, ибо всем этим творениям назначен предел бытия. Все они некогда погибнут. Наступит время, когда, по слову Христову, солнце померкнет, луна не даст света своего, и звезды спадут с неба ( Мк. 18:24,25 ). «Небеса, по слову апостола Петра, разрушатся от огня ( 2Пет. 3:12 ). Вся яко риза обетшают и яко одежда свиеши их и изменятся. Это значит, что от непрерывного движения все тела небесные изотрутся и сделаются похожими на обветшавшее платье, которое никуда больше не годится, как только в огонь, и которое от действия огня превратится в массу пепла Сгоревшие небеса не окончательно впрочем уничтожатся, но только изменятся, примут иной вид бытия, обновятся, будет небо новое и земля новая ( 2Пет. 3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Здесь мы видим урок для нас, празднующих обновление храма сего. Детские восклицания происходили в храме. И если они были угодны Христу, то, без сомнения, и наши славословия Ему, возносимые в храме, будут угодны, если славословящие будут походить на детей. Все приходящие в храм должны помнить, что они дети Единого Отца небесного, что они все дороги Его сердцу, как дороги родному отцу его дети, что храм Божий есть место теснейшего духовного общения с Отцом небесным и что если на всяком месте, то преимущественно в месте присутствия Божия мы должны питать в отношении к Отцу небесному детские духовные расположения, то есть должны любить Его от всей души, как свойственно детям, что как детям свойственно обращаться к родителям с полною свободой и откровенностью, так и все мы с дерзновением должны приступать к престолу благодати, зная, что путь к нему открыт Иисусом Христом. Дети, уверенные в любви к ним отца, просят у него того или другого блага с надеждою быть удовлетворенными в просьбе; ибо у какого отца достанет духа отказать сыну, если нет препятствий исполнить его желание? Но, «если вы, – сказал Спаситель, – будучи злы, умеете даяния благие давать чадам вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» ( Мф.7:11 ). Родной отец не отвергает сына, провинившегося пред ним, и всегда готов простить раскаивающегося. Подобно сему и дети Отца небесного, прогневавшие Его грехами, не должны отчаиваться в Его милосердии, ибо Он готов всегда простить кающегося грешника. Не всегда Господь исполняет желание чад Своих, но так Он поступает по любви к ним, и потому они с детскою покорностью и смирением должны принимать беды и напасти, какими Он наказует их. Ибо «Господь кого любит, того наказывает. Есть ли какой сын, которого бы не наказывал Отец» ? ( Евр. 12: 6, 7 ). Так как Бог есть общий наш Отец, то все мы должны жить в братской любви между собою, в мире и единодушии. Самое благочестие неугодно Ему без братолюбия и милосердия; неугодны Ему мольбы и славословия, приносимые в храме, если в приносящих нет незлобия в сердце, господствует памятозлобие, не милосердие и вражда. Кто враждует против ближнего, тот лучше и не ходи в храм: Бог любви и мира не примет от него молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Знаем, что Ты приходил в мир, чтобы разрушить дела диавола, избавить нас от власти его, что Ты, возлежа плотию во гробе, сходил душею во ад, и здесь, в самом средоточии владычества диавола, победил его, а пленников ада, с верою ожидавших Твоего пришествия, исхитил из недр его. Знаем это, и однако же как нередко и как легкомысленно увлекаемся искушениями диавола и, отрекшись от него и от всех дел его в крещении, творим волю его, отдаемся в рабство ему, ибо всяк, «творяй грех от диавола есть», – ( 1Ин. 3:8 ), – исторгнутые из сетей его, снова запутываемся в них, – поставленные на путь спасения, сбиваемся с него и идем дорогою, ведущею во дну адову! Знаем, что крестом, погребением, воскресением и вознесением на небеса Ты отверз нам вход в рай, – знаем это, но прилеплением сердца нашего к миру, пристрастием в временным, земным и тленным благам, доходящим иногда до полного богозабвения, заграждаем себе двери рая, отверстые только для тех, которые, живя на земле, постоянно помышляют о небе, среди благ и радостей мира воздыхают о блаженстве общения с Господом в Царствии Небесном... О, не вниди в суд, Агнче Божий и праведный Судия, с рабами твоими, так много Тобою облагодетельствованными и так тяжко оскорбляющими Тебя своею неблагодарностию. Язвами Твоими, которые зрим на сей плащанице, уврачуй наши душевные недуги и сподоби нас неосужденно поклониться Тебе пред сею плащаницею и облобызать сии пречистые язвы. Окружное пасхальное послание к костромской пастве 1. Смерти празднуем умерщвление . Смерть появилась в человеческом роде со времени Адамова грехопадения. Господь заповедал нашим прародителям не вкушать от древа познания добра и зла и, если не послушаются, грозил смертию. Они не послушались, и сия угроза исполнилась не только над ними, но и над всеми их потомками. Потомки Адама с наследием греха наследовали от него и смерть. Смерть вкусил и сам Христос, потомок Адама по плоти. Но Он не остался в узах смерти, Он умертвил смерть своим воскресением. Он не в Себе только лично умертвил ее, но своим воскресением из мертвых положил начало нашему воскресению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Зной дневный претерпе, лишения ради (нужды ради) патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения (прибыток) творя, пасый, труждаяйся, работая, да две жене сочетает. Иаков, убежавший в Месопотамию к дяде своему Лавану отчасти для того, чтобы укрыться от мщения Исава, отчасти для того, чтобы найти себе жену в том племени, откуда взята была мать его Ревекка, – прожил у Лавана 20 лет, пася его стада. Первые 7 лет он работал на Лавана, чтобы получить в супружество младшую его дочь – Рахиль, но, будучи обманут и получив вместо нее старшую – Лию, согласился иметь обеих и за это служил у Лавана еще 7 лет. Остальные 6 годов Иаков служил Лавану за вознаграждение, которое состояло в агнцах и козлятах известного цвета, какие народятся в порученной его надзору части Лаванова стада. В эти 6 лет Иаков разбогател и по прошествии их вернулся к отцу с семейством, рабами и многочисленным скотом. Тяжело было положение Иакова на службе у Лавана. Но нужды ради он с самоотвержением служил ему, заботясь в первые два семилетия только о его выгодах и забывая о своих. Иаков, прощаясь с Лаваном, говорил ему: Овнов стада твоего я не ел. Растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропало, ночью ли что пропало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих ( Быт.31 :38–40 ). И все эти тягости Иаков нес, да две жене сочетает. Но не менее тяжелый подвиг предстоит душе христианской, если она желает преуспеть в добродетели и духовном ведении. Каждый шаг на пути, к этой цели она должна завоевывать тяжелой борьбой с искушениями внутренними и внешними. Она должна неустанно бороться со своим самолюбием, чтобы оно не охладило ее ревности к духовной жизни, – с зноем страстей, готовых, если дать им волю, в самом корне иссушить эту жизнь, – с нападениями духов злобы, ищущих с зверской алчностью поглотить ее. Она должна работать Господу, все делать во славу Его, с таким же усердием и преданностью, с каким Иаков работал на Лавана. На службе Господу она должна быть готова отказаться от всего, что ей дорого на свете, если все то, чем она дорожит, грозит ей опасностью измены Богу и Его закону. Она должна не только мужественно обороняться против врагов спасения, воюющих с ней, против плоти, мира и диавола, но и все больше и больше преуспевать в подвигах духовной жизни, – должна не только не поддаваться искушениям греховным, но еще и восходить от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Если Иаков не жалел никаких усилий, чтобы услужить Лавану и заслужить право быть мужем его дочерей, – не гораздо ли больших трудов и подвигов стоит для души стяжание духовного совершенства, а с ним – вечного спасения?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И в Священном Писании нередко под камнем подразумевается Кто-то больший, Царский сын (как сын Давида, или в целом – как царь-помазанник, Мессия). Так, встречаются упоминания: краеугольного камня, драгоценного основания (Пс 117:22; Ис 28:16), камня преткновения и соблазна (Ис 8:13-14). Сам Христос относит к Себе пророчество о краеугольном камне (Мф 21:42,44), апостолы относят то же пророчество ко Христу (Деян 4:11; 1 Пет 2:6; Рим 9:39), считая воплотившегося Сына Божьего основанием Церкви (Еф 2:20). В паремии мы тоже видим образ камня, оторвавшийся от горы. Образ горы нередко используется для обозначения женщин: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены» (Ис 51:1). Камень же, оторвавшийся от горы без содействия рук человеческих, – это, по святоотеческой мысли, образ Боговоплощения, рождения Христа от Пресвятой Девы Марии. «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый разстоящаяся естества» (От Тебя, Дева, как от несекомой горы без участия человеческих рук отсекся краеугольный камень, Христос, соединивший в себе две различные природы) – поется в Церкви на богослужении. Горою Пресвятая Дева именуется по высоте Ее достоинства, ибо, как Матерь Сына Божия по плоти, Она соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим”, – считает епископ Виссарион (Нечаев). Торжество Христа Камень Христос, – пророчествует Даниил, – разобьет вдребезги глину, железо, медь, серебро, золото, из которых состоял истукан. Он сокрушит земные империи, уничтожит господствующее в них идолопоклонство, и воздвигнет Свое Царство:   44 …Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, 45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!   Бог воздвигнет Новое Царство, совершенно не похожее на земные царства, величие которых держится не на верности Богу, а на богатстве, власти и угнетении. Эти царства – «князя мира сего», но придет конец и этому князю, и его владычеству над миром. Христос станет краеугольным камнем Нового Царства. Оно не будет никем разрушено, не достанется завоевателю. Будет вечным, как вечным будет и его Царь, и все верные Ему. Торжество Церкви и предвкушение полной Победы

http://blog.predanie.ru/article/pochemu-...

И в сем отношении Царство Небесное является сходным с земным раем. Ибо и в Царстве Небесном или в царстве славы есть древо жизни. Тайнозритель Иоанн Богослов, описывая царство славы, свидетельствует, что он видел по обе стороны исходящей от престола Агнца реки «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой и листья дерева для исцеления народов» ( Апок. 22:2 ). Под древом жизни здесь, как и под водой реки, разумеется благодать Божия. Действие ее будет состоять в том, что насыщаемые ею будут блаженствовать вечно по душе и по телу. Они не будут умирать и испытывать оскудения сил, потому что сама благодать не будет оскудевать: каждый месяц таинственное древо жизни будет приносить плод свой. Самыя листья древа жизни будут «для исцеления народов». Это значит, что благодать Божия будет предохранять причастников ее от болезней, от истощения духовных и телесных сил. В небесном раю не будет болезней, и усладительное чувство здравия будет присуще обитателям его на веки вечные. Бессмертие есть удел и праведников и грешников; но для последних бессмертие мучительно, ибо вечно жить значит для них вечно мучиться в аде. Для обитателей же небесного рая вечная жизнь есть вечная радость. Она не будет умаляться с течением времени, скорее же будет возрастать. Скука, свойственная в настоящей жизни людям праздным, незнающим куда девать время, не может иметь места в раю. Пред взорами обитателей его постоянно будут раскрываться все новые и новые явления совершенств и действий Божиих, и увлекаемые зрелищем их, они не будут чувствовать, как идет время: тысяча лет будет казаться им одним днем. Таково же было бы положение обитателей земного рая, если бы они не согрешили. Каждому христианину желательно сподобиться райского блаженства, и все мы призваны к райской жизни. Милосердый Господь всем хощет спастися и для спасаемых уготованы многие обители в дому Отца небесного. Не всякому однако дается место в них. «Рад бы в рай – грехи не пускают». Грех изгнал человека из рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И все это превращение или изменение совершится силою того же Сына Божия, Которым в начале все сотворено, а отнюдь не силою ангелов, которые суть такие же твари Его, как и все существующее. – Какая резкая, разительная противоположность между всемогущим, неизменяемым и вечно сущим Господом нашим Иисусом Христом и небесами и землею со всем, что на них существует и что подлежит тлению, обветшанию и сгоранию! Как несогласно эта противоположность с нашим взглядом на такие величественные создания Божии, как тела небесные, звезды самосветящие и освещаемые ими планеты, к числу которых принадлежит и наша земля с луною! Мы привыкли смотреть на солнце и на прочие звезды, на землю и на луну, как на нечто неизменное и вековечное. И в самом деле, мир существует давно, переживает восьмую тысячу лет, а небо и земля, за немногими исключениями, остаются те же. Солнце, луна и звезды продолжают доселе озарять нашу землю тем же светом, какой изливался на нее с первых дней ее существования. Земля, обитаемая нами, остается та же, какою была в начале. Бывали, правда, перевороты на ней, но существенного изменения на лице ее не произошло. Всемирный потоп покрыл ее только на краткое время, истребил на ней все живущее, но сама она осталась цела и есть нечто постоянное и неизменное в сравнении с живущими на ней тварями. Род приходит и род преходит, а земля во век стоит ( Еккл. 1: 1 ). Она видела непрерывную смену живших на ней одних людских поколений другими, а сама она неизменно пребывает. Но все это кажется нам неизменным и вековечным только в сравнении с нашей недолговечностью. Что же касается Бога, то все пред лицом Его скоротечно и непрочно в своем существовании. Он один вековечен и неизменен, ибо самобытен. Что вне Его кажется нам вековечным, то для Него кратковременно. Мир просуществует много тысячелетий, но этот счет имеет значение только для нас, отнюдь не для Господа Бога, в сравнении с которым все непрочно и скоротечно. 357 Все сказанное нами о Боге в сравнении с тварию есть истина сама по себе непреложная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010