Во славу Божию, далее, трудится тот, кто живет трудом честным, добросовестным. От трудов праведных, не наживешь, говорят, палат каменных. Но он и не мечтает об этом, он не гонится за большою наживой, он довольствуется малым, утешаясь тем, что это малое досталось ему без обиды ближним, собственным трудом. Он избегает неправедных способов обогащения по страху Божию. Он мог бы, пожалуй, вести темные дела так искусно, что никто из людей не заподозрил бы его в неправде. Но он боится не людей, а Бога всеведущего, пред лицем которого нельзя утаить неправды, Бога правосудного, который не оставит безнаказанною неправду. Если он работает по найму, он исполняет свою работу, по слову Апостола, «не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам» ( Еф. 6:6,7 ). Он одинаково добросовестно работает, смотрят ли за ним приставники и надзиратели, или нет. Он, если бы захотел, легко мог бы обмануть их, при всей их зоркости и бдительности, скрыть например от них порчу сработанной им вещи, сдать дурную работу за хорошую; но он никогда на это не решится, – он работает пред очами Господа; он боится ответа не перед людьми, а пред Господом Богом; он старается быть исправным пред людьми, потому что помышляет об угождении Господу. Он трудится во славу Божию. Во славу Божию трудится, далее, тот, кто трудится для того, чтобы плоды своих трудов употреблять на дела богоугодные, на свои и семейные нужды, на дела благотворения, а не для того, чтобы приобретенное трудом истратить на одни прихоти, на пьянство и на другие непотребные дела, к которым склонны многие чернорабочие, в один день безрассудно и преступно расточающие добытое усидчивым трудом целой недели. Во славу Божию трудится, далее, тот, кто трудится с благодарностию Господу, даровавшему ему силы и здоровье для труда, кто успех своего труда приписывает силе Божией, смиренно помышляя, что он ничего не успел бы сделать без помощи Божией, и кто посему приступает к труду с молитвою о благословении Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Возглашение вслух: Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов . Хор: аминь . Подобным образом и Чашу от плода винограднаго прияв, растворив (с водою), благодарив, благословив, освятив. Возглашение вслух: Даде святым Своим учеником и апостолом, рек : пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов . Хор: аминь . Священник продолжает слова Спасителя тайно: «Сие творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете Чашу эту, Мою смерть возвещаете ( 1Кор. 12: 26 ), Мое воскресение исповедуете». 2 . Возношение Святых Даров: «Так и мы, вспоминая, Господи (Отче), Его спасительные страдания, Животворящий Крест, тридневное погребение, воскресение из мертвых, восшествие на Небеса и сидение одесную Тебя Бога и Отца, и славное и страшное Его пришествие». Возглашение вслух: Твоя от Твоих, Тебе при носяще (с греческого: приносима) о всех и за вся . Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся Боже наш . 3 . Освящение Святых Даров: «Поэтому (по заповеди Христа творить воспоминание о Нем), Пресвятой Владыка, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, удостоившиеся служить перед святым Твоим жертвенником и не за праведные дела наши (ибо ничего доброго не сотворили на земле), но ради обильно Тобой излиянных на Нас милостей и щедрот Твоих, – с дерзновением приближаемся к святому Твоему жертвеннику и, предложив приношения, представляющие образ ( αντιτνα) Святого Тела и Крови Христа Твоего, Тебе молимся и к Тебе, Святой из Святых, взываем, чтобы по благословению Твоей благости пришел Дух Твой Святой на нас и на эти предлежащие Дары и чтобы Ты благословил, и освятил, и показал этот хлеб 67 самым Честным Телом Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( аминь , говорит дьякон), Чашу же эту – Честной Кровию Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( аминь , говорит дьякон), излиянную за жизнь мира и спасение ( аминь , говорит дьякон), преложив Духом Твоим Святым (аминь, аминь, аминь, говорит дьякон)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Воля человеческая, устрашившаяся на одно мгновение горькой чаши, немедленно поспешила уступить воле Божией, воле Отца Его, обрекшей Его на невыносимые страдавши не столько телесные, сколько душевные . Дух самоотвержения воспрянул в нем с чрезвычайною силою и всецело победил волю человеческую. Таков путь, которым Христос Сам шел в продолжение всей земной жизни своей, и по которому заповедал идти своим последователям, то есть путь креста и самоотвержения. Христос шел этим путем для искупления нас. Мы должны идти тем же путем для усвоения благодати искупления. Труден этот путь. Но что при помощи благодати Божией возможно идти этим трудным путем, это видно из примеров подвижников Христовых. Таковые подвижники, без сомнения, были и во дни апостольские; но святой Павел, обходя их, указует на одного себя, как на такое лице, с которым Коринфские христиане всего ближе были знакомы. Притом в их глазах он имел авторитет больший, чем другой кто-либо, ибо был отцем их, « родил их во Христе Иисусе благовествованием» (ст. 15), посеял в них веру во Христа своею проповедию. Посему он смело, как отец своим чадам, мог говорить им: «подражайте мне, как я Христу». В чем именно он подражал Христу, о том он довольно подробно высказался в предыдущих стихах, говоря не от своего только лица, но от лица всех апостолов: «даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». Таковы подвиги самоотвержения, какие совершил Павел, подражая Христу, несмотря на свои немощи. Если же немощи не препятствовали ему подражать Христу, стало быть и другие не должны уклоняться от подражания Ему под предлогом немощей. Если они находят трудным подражать самому Христу, то пусть взирают на пример Его Апостола, такого же немощного человека, как и они. Апостолу Сам Христос сказал: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается ( 2Кор. 12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вот в каких мрачных чертах Иисус Христос изображает лицемерие фарисеев и подражателей их Иудеев! Сколько злобы и вреда было в их лицемерии, Христос испытал на Самом Себе. Они не только явно враждовали против Него, но прибегали иногда к лести, чтобы завлечь Его в свои сети и погубить. Однажды с целью поймать Его на слове, они обратились к Нему с каким предложением: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице: итак, скажи нам, как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать Кесарю или нет?» Сколько почтительности и вежливости в этих словах, но вместе какой злой умысел скрывается в них! Вопрошавшие надеялись поставить Христа в затруднительное, безвыходное положение. Скажи Он: «позволительно платить подать Кесарю»; они провозгласили бы Его врагом народа, ненавидевшего тяготевшую над ним Римскую власть. Но не безопасно было дать отрицательный ответ, враги Его тотчас донесли бы на Него представителю Римской власти Пилату, обвиняя Христа в том, будто Он возмущает народ против правительства. Иисус Христос проникнул их злой умысел и сказал: «что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платят подать». На монете начертано было изображение Кесарево. «Итак, сказал в заключение Христос, отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу». Так обличил в лицемерии врагов своих Христос ( Мф.22:16–22 ). Обличения в лицемерии, направленные Христом против современных Ему Иудеев, относятся, братие, и ко многим христианам. Мало ли христиан, виновных в том же, за что Христос укорял Иудеев словами пророка Исаии: приближаются мне людие сии, усты своими и устнами чтут мя, сердце же их далече отстоит от Мене. Лицемеры молятся, прося у Бога прощения в грехах, от которых отстать не думают, и не прощают тем, которые против них согрешили. Лицемеры говеют и постятся, но с нетерпением ожидают окончания срочного времени пощения для того, чтобы возвратиться к прежним греховным привычкам. Лицемеры всуе призывают имя Божие в клятве для удостоверения в искренности своих слов обещаний, которых однако не думают исполнять.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вот и Персы толкуют о Боге небесном. Следует ли из сего, что Авраам худо сказал: я чту Бога небесного ( Быт. 24, 3 ; слич. Ион.1:9 )? И когда Эллины называют Бога мирозиждительным умом, мы не утверждаем о Творце мира то же, что они о нем говорят, иначе справедливо обвинили бы нас в единомыслии с ними. Ибо еллины, признавая вещество нерожденное и совечное миру, хотя называют Бога Творцем мира, но не как первовиновника того, чего прежде не было, а как устроителя сущего, даровавшего сущему только вид и приличное размещение, не приписывая силе Божией ничего больше того, что в малом размере свойственно человеческому искусству. Что же касается нас, мы, веруя, что от Бога все существа приняли движение от небытия к бытию, правильно познаем в Нем Творца неба и земли и того, что в средине между ними. Равным образом, когда мы Господа нашего Иисуса Христа называем Сыном Божиим, мы воспеваем и превозносим Его как Бога истинного от Бога истинного, и божество Сына исповедуя, и о Виновном божества Сына свидетельствуя. Говорят, что и Мессалиане и Богомилы молятся молитвою, преданною от Господа святым Его ученикам и апостолам. Что ж? Должны ли мы по сей причине воздержаться от сей молитвы и уступить ее зломудрствующим? Должны ли из-за тех, которые на словах кажутся усвоившими благочестие, оставить употребление поистине благочестивых глаголов? Да не будет. Поскольку мы имеем ходатая к Отцу Иисуса Христа праведника, и Он есть умилостивление о гресех наших, то с надеждою будем призывать имя Его и от сего призывания получим спасение, по реченному от пророка: «и будет, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется». И поскольку «несть иного имени, данного в человецех, о нем же подобает спастися, и никтоже может рещи Господа точию Духом Святым, и о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних», то блажен тот, кто чрез непрестанное употребление сего многопетого имени имеет в себе живущего Бога. Ибо, как сказано, «во век возрадуются и вселишися в них, и возвеселятся о Тебе все любящие имя Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вот почему Государь возлагает на себя корону, приемлет в руки скипетр и державу, не иначе как из рук служителя церкви, освящающего сии знамения царской власти и восприятие их царём именем Святыя Троицы. Но главным священнодействием, освящающим царскую власть, служит помазание царя священным миром. Чрез это священнодействие не один авторитет царской власти возвышается, – ей сообщается ещё благодатная сила к достойному прохождению царского служения. Как и всякий православный христианин, наш царь восприял благодать миропомазания в одно время с благодатью Таинства Крещения. Но тогда чрез Таинство Миропомазания сообщены были ему, как и всякому христианину, благодатные дары Св. Духа для утверждения его в духовной жизни. Но Царю потребны ещё особые благодатные дары соответственно его особенному служению. Ему нужен наипаче Дух владычний, т. е. дар владычественной или правительственной мудрости и силы для того, чтобы его царское служение было благотворно. Правительственной мудрости испрашивал от Господа и царь Соломон вскоре по вступлении на престол. «Ты поставил раба своего, молился он Господу, царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» ( 3Цар. 3:7–9 ). И Господь даровал Соломону то, чего он просил. Но если Соломон имел нужду в благодати Божией для мудрого управления народом, менее ли, даже не более ли потребна эта благодать Русскому Царю, держава которого несравненно обширнее Соломоновой, подданные которого многочисленнее Соломоновых, служение которого в сравнении с служением Соломона тем труднее, чем многосложнее правительственное устройство и разнообразные нужды народа в наше время в сравнении с простыми формами правления и нуждами народа времён давно минувших? Управлять кораблём великого государства, вести этот корабль безопасно среди подводных скал и мелей всегда трудно, особенно же в наше время, время усиления враждебных государству сил, козней и злоумышлений, направляемых особенно против самодержавной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Враги Церкви не подозревают, что, кознодействуя против Церкви, они сами кругом опутаны сетями диавола. Они думают, что восставая против Церкви, они стоят на стороне истины, тогда как на самом деле стоят на стороне врага ее диавола, служат орудиями его козней против Христовой Церкви, за одно действуют с силами адскими и следуют внушениям, идущим от врат адовых. Это прежде всего должно сказать о вражде против Церкви язычников. Ибо что такое язычество или идолопоклонство? Это служение бесам. «Вси бози язык бесове», говорит Псалмопевец ( Пс. 95, 4 ). Язычники, «принося жертвы, приносят бесам, а не Богу», говорит ап. Павел коринфским христианам, и прибавляет: «но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» ( 1Кор. 10, 20 ). Стало быть если язычники, служители бесов, жестоко гнали и мучили христиан, они делали это в угоду бесам и, без сомнения, по внушению их. Тоже надобно сказать о других врагах Церкви. Восставая против истины, содержимой Церковию они находятся в союзе с исконным врагом истины и отцем лжи диаволом. В этом обличал И. Христос современных Ему Иудеев. Того же обличения заслуживают и все лжеучители. «Бог века сего», то есть диавол, по злобе своей, удерживает одних в неверии, «ослепляя их умы, так что для них не сияет свет благовествования о Христе» ( 2Кор. 4, 4 ), а у тех, для кого воссиял сей свет, «уносят слово Божие из сердца, чтобы они не уверовали и не спаслись» ( Лук. 8, 12 ). Диавол есть ожесточенный и нераскаянный враг Божий и враг истины. Он знает истину и сознательно враждует против нее и вооружает против нее людей. Как же теперь не сказать, что враги Церкви, например раскольники, видя не видящие, слыша не слышащие яснейших солнца свидетельств истины, указуемых им защитниками ее, – как не сказать, что они действуют заодно с диаволом, единомысленно с ним и по его наущению? Пусть подумают об этом наши доморощеные враги Церкви и опомнятся. Так враги Христовой Церкви служат орудиями адской злобы против нее, хотя сами не замечают этого. Но если чрез людей диавол нападает на Церковь , то и Глава Церкви Господь Иисус также чрез людей защищает ее от козней вражеских и делает ее неодолимою вратами адовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Все дела Его всемогущества были вместе делами человеколюбия и благости. По человеколюбию и благости Он отказал тоже в позволении двоим ученикам Своим ревновать о Его славе, низвесть огонь с неба на самарян в наказание за то, что они не приняли Его (см. Лк. 9, 55 ). Чудо над смоковницей, иссохшею от проклятия Христова, внешне свидетельствует о бесцельной строгости Его, на самом же деле оно было символическим пророчеством об отвержении иудеев. Чудеса Христа Спасителя, проявляя человеколюбие Его, относились ближайшим образом к телесным нуждам людским. Правда, Христос приходил с неба на землю не за тем собственно, чтобы освобождать человека от внешних зол и нужд, а затем, чтобы, как Сам Он учил, спасти человека от греха, от власти диавола и от вечного осуждения. Но нет сомнения, что этой цели пришествия Христова соответствовали чудеса Его, состоявшие в оказании людям телесной помощи. Так чудесно исцеляя телесные недуги, которые явились в мире вследствие греха, Христос давал понять, что Он есть врач и духовных недугов, что имеет власть разрешать от грехов, как Сам Он ясно засвидетельствовал, когда перед исцелением одного расслабленного сказал «ему: Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои», и вслед за тем, чтобы все видели, что Он имеет власть прощать грехи, изрек вслух: «Встань, возьми одр свой и иди в дом твой» ( Мф. 9, 2–6 ). Исцеляя бесноватых, Господь Иисус тем засвидетельствовал, что пришел затем, чтобы разрушать дела диавола, разорить царство его. Воскрешением мертвых удостоверил, что Он есть воскрешение и живот, победитель смерти, пришедшей в мир с грехом, так что верующий в Него умирает уже не с безотрадным чувством утраты жизни, но с надеждой блаженного бессмертия по самому телу, имеющему воскреснуть. Помогая людям в их физических нуждах и опасностях, Господь Иисус наводил их на мысль о нуждах духовных и располагал их к исканию Его всесильной помощи в их нуждах. Так, чудесно насытив пять тысяч народа, Он говорил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий...

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Всегда ли однако это бывает? И что это значит, что иной, даже благочестивый человек, усердно умоляет Господа о даровании того, или другого земного блага, и об избавлении от той, или другой беды, и не получает просимого, другой же ни о чем не молится и даже по неверию или по беспечности не чувствует нужды в молитве, и однако же во всех житейских делах успевает? Ответим сначала на последнее. Господь милосерд ко всем людям. «Он повелевает солнцу своему восходит над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5: 45 ). Для чего же Он так поступает, для чего милость Его простирается не на одних достойных ее, но весьма часто и на недостойных? Судьбы Господни непостижимы. Отчета в том, почему Он так или иначе поступает, мы не имеем права требовать. Но если мы веруем в неизреченную благость Божию, то можно предполагать, что Господь милует нечестивых, обильно ущедряя их земными благами для того, чтобы напомнить им о себе своими благодеяниями. По слову апостола Павла, Господь не переставал свидетельствовать о Себе даже язычникам, благодеяниями, подавая с неба дожди и времена плодоносные и исполняя нищею и веселием сердца наши» ( Деян. 14:17 ). Он разделил народы, «назначив каждому времена и пределы обитания, дабы они всегда и повсюду искали Бога, не ощутят ли Его я не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем, и движемся и существуем» ( Деян. 17: 27, 28 ). Если же мы веруем в правосудие Божие, не должны смущаться благоденствием и успехами в делах людей нечестивых, не должны почитать несообразным с правосудием Божиим то, что нечестивым лучше живется на свете, чем благочестивому и богомольному. Живётся им хорошо здесь, за то горька будет судьба их на том свете, ибо правосудный Господь воздаст каждому по делам его, если не в сем, то в будущем веке. В виду всего этого не станут завидовать им люди благочестивые, если Господь не всегда внемлет их молитвам о даровании внешнего благосостояния. Они утешают себя уверенностью, что Господь «вся глубиною мудрости строит и всем полезная подает», что Он лучше нашего знает, что для нас полезно и что нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Всякий знает, что чудеса совершаются силою Божиею и что совершающий чудеса есть посланник Божий, и что, стало быть, все, что он говорит о Боге, о спасении души, есть непреложная истина, ибо никак нельзя думать, чтобы Господь своею всемогущею силою мог содействовать тому, кто говорит не истину, а ложь. Вот почему Сам Христос ссылался на свои чудеса в доказательство, что Он действительно есть тот, за кого Себя выдавал, т. е. посланник Божий, превысший всех посланников, и что учение Его есть непреложная истина. Аще Мне не веруете, говорил Он Иудеем, делом Моим веруйте ( Ин.10:38 ). Дела яже даде Мне Отец да совершу я, яже аз творю, свидетельствуют о Мне яко Отец Мя посла ( Ин.5:30 ). Однажды св. Иоанн Предтеча, находясь в темнице, послал двоих учеников своих к Иисусу спросить Его: Ты ли Тот, Который должен придти или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о мне ( Мф.11:3–6 ). Нет сомнения, что Иоанн Креститель сам никогда не соблазнялся и не сомневался, что Христос есть Сын Божий и Спаситель мира, и посылал учеников ко Христу не для себя, а для своих учеников, для их удостоверения в истине посланничества Христова и учения Христова. Нет также сомнения, что в этой истине убедились и ученики Иоанновы. Не таковы были враги Христовы. Они видели своими глазами знамения и чудеса Христовы, и, видя не видели. Вражда до того ослепила их, что они отвергали очевидную истину и, хотя не могли отрицать их, называли действиями князя бесовского. Изрыгая такую хулу, они, по слову Христа Спасителя, виновны были в хуле против Святого Духа, силою Которого пророки возвещали истину и свои обещания подкрепляли чудесами. Вот почему Христос, обличая врагов своих в хуле на Святого Духа, сказал, что сей грех не простится им ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:32 ). Они кругом виноваты, ибо намеренно восставали против истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010