Буря мя злых (зол) обдержит, благоутробне Господи: но яко Петру, и мне руку простри ( Мф.14:31 ). Яко спасл еси Петра возопивши спаси, предварив мя (поспеши спасти и меня), Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя ( Мф.14:30–31 ). Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса. – Принявший на Себя образ человеческий, Един из Лиц Святой Троицы, единосущный Отцу и Духу, Сын Божий во дни Своей земной жизни сотворил множество чудес, показавших Его власть над болезнями, над бесами, над смертью, над стихиями. Он чудесным образом исцелял увечных, прокаженных, слепых, хромых, расслабленных, бесноватых, воскрешал мертвых, укрощал бури, претворил воду в вино. Чудеса Иисуса Христа прежде всего свидетельствовали о Его Божественном посольстве в мир. Сам Он говорил о них: Я имею свидетельство больше Иоаннова, ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня ( Ин.5:36 ). Вместе с тем в чудесах Христовых замечательно то, что они человеколюбивы, знаменательны. Ни одного чуда Христос не совершил с единственной целью прославления Себя. Еще во время искушения в пустыне Он отказался превратить камень в хлеб и броситься с высокой кровли храма без малейшего вреда для Своей жизни. Эти чудеса, которых требовал от Христа диавол, могли бы только послужить к личной славе Христовой, но не имели бы спасительного значения для людей. Во время Своего общественного служения Иисус Христос по той же причине не согласился на предложение фарисеев и книжников показать знамение с неба ( Мф.12:39 ; Лк.11:16–29 ), например, произвести гром и молнию в ясную погоду. Такое знамение, может быть, умножило бы славу Христа, но Он избегал славы человеческой и Своим Божеским всемогуществом никогда не пользовался для прославления Себя. Все дела Его всемогущества были делами человеколюбия и благости. По человеколюбию и благости Он отказал также в позволении двоим ученикам Своим, ревновавшим о Его славе, низвести огонь с неба на самарян в наказание за то, что они не приняли Его ( Лк.9:55 ). Чудо над смоковницей, высохшей после проклятия ее Христом, казалось бы, свидетельствует об Его бесцельной строгости, на самом же деле оно было символическим пророчеством об отвержении иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Бывает еще хуже: многие не только не приносят плодов покаяния, но даже не чувствуют потребности в покаянии, тяготятся подвигами говения, не дорожат общением со Христом в таинстве Тела и Крови Его и приступают к сему таинству нехотя, взирая на исполнение сего долга как бы на какую-либо житейскую повинность. Поистине таковые христиане отнюдь не лучше обличаемого апостолом Павлом иудея, знающего закон, но преступлением закона безчествующего Бога. Но иудеи подлежали строгому суду закона за его нарушение. «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в законе» ( Втор.27:26 ; Гал.3:10 ). Всего, что предписано в законе, не могли исполнить даже великие праведники, следственно и на них падало проклятие, от которого спасала их только вера во Христа Искупителя. Но если закон Моисеев строго поступал с нарушителями его предписаний, то «как мы избежим (наказания), вознерадевши о толиком спасении, которое было сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него (апостолами), при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?» ( Евр.2:3–4 ). Закон Евангельский, предписания которого нарушаются христианами, настолько важнее ветхозаветного, насколько выше Установитель Нового Завета Моисея, через которого обнародован Ветхий Завет . Моисей был муж по сердцу Божию, посредник между Богом и избранным народом. В сем посредничестве участвовали и ангелы ( Гал.3:19 ). Но сии посредники, как бы ни было велико их достоинство, суть существа сотворенные. Не только Моисея, но и ангелов бесконечно превосходит Законодатель Нового Завета Христос, ибо Он есть Бог, который по неизреченному человеколюбию облекся в человеческую плоть и в сем состоянии принял на Себя посредничество между людьми и Богом, и Сам своими устами самолично преподал евангельский закон. Моисей и все пророки изрекали волю Божию не от своего лица, а по повелению Божию. Они говорили: «тако глаголет Господь» или «рече Господь к Моисею». Но Христос, яко Бог, возглашал волю Божию, изрекал законы, обетования, угрозы, непосредственно от Своего лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В Апостольских Деяниях рассказывается о заклинателях, сыновьях иудейского первосвященника, следующее. «Заклинаем вас, говорили они, обращаясь к бесноватым, – Исусом, которого Павел проповедует. Но злой дух сказал однажды в ответ таковым заклинателям: Иисуса знаю и Павел мне известен, а вы кто? – И бросился на них и взял над ними такую силу, что они убежали нагие и избитые» ( Деян. 19:13–16 ) Отчего в устах этих заклинателей имя Иисуса не оказалось чудотворным? Оттого, что они произносили имя Иисуса с суеверным убеждением в чудотворной силе одного звука этого имени. Сила отнюдь не в звуке, а в сердечной вере во Христа Спасителя. Чтобы призвание имени Его было для нас спасительно, надобно наперёд стяжать веру, что Он действительно есть Христос Сын Бога живаго, пришедший в мир для спасения грешников, и вместе одушевиться упованием на спасительную силу Его крестных страданий и смерти. Но разве легко достигнуть такой веры и упования? – По себе судить об этом нам не приходится. Нам, родившимся в христианстве, вера досталась легко, без труда; мы приняли её в крещении, совершившемся над нами по вере других, когда в нас не было сознания. Не так легко было принимать веру во Христа человеку, родившемуся и воспитанному в другой вере. Ему надобно было наперёд покаяться. Посему проповедь о вере во Христа и о крещении всегда соединяема была с проповедью о покаянии. «Покайтеся и веруйте во Евангелие» ( Мк. 1:15 ), говорил Христос. «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иис. Христа для прощения грехов» ( Деян. 2:38 ), говорил ап. Пётр в день Пятидесятницы к народу, собравшемуся по случаю чуда сошествия Святаго Духа. Об этом покаянии, как необходимом условии для обращения к вере во Христа, возвещали язычникам и иудеям и последующие веропроповедники. А покаяться, истинно покаяться, разве легко? Ведь это значит отречься от своих заблуждений и предрассудков, взлелеянных с детства, – от греховных привычек, нажитых и укоренившихся долгим временем; это значит возненавидеть и осудить всю жизнь ветхого человека со всеми его страстями и похотями; это значит нравственно переломить себя, совершить над собою нечто подобное мучительной операции отсечения своей руки, ноги и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В восьмой день по воскресении Христос снова явился в собрание Апостолов и дал Фоме, присутствовавшему на сей раз на этом собрании, осязать себя. Неверие Фомино уступило место полной вере, – он уверился не только в том, что Христос действительно воскрес и явился по воскресении в том самом теле, которое уязвлено было на кресте, но и в том, что Он есть Господь и Бог, ибо Сам себя воскресил, что мог сделать только Бог. В чуде самовоскресения Фома усмотрел исполнение слышанного им от Христа обетования Его: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:17,18 ). Благословенно неверие Фомы. Оно оказалось спасительным не только для Него лично, ибо привело его к вере, но и для всех верующих во Христа, ибо их вера в воскресение и в божество Его основывается на той же самой очевидности, которая убедила Фому в этих истинах. Вот почему все мы повторяем вслед за Фомой исповедание Его: Господь мой и Бог мой. Все мы верующие убеждены в истине этого исповедания, все поклоняемся Христу как Господу, Владыке всеЯ твари, и как истинному Богу. Что нужно для того, чтобы наше исповедание Иисуса Господом и Богом угодно было Ему? – Самое имя Господь требует от каждого из нас того, чтобы мы признавали себя Его слугами, служили Ему как свойственно служить верным и беспрекословно покорным слугам. Если в человеческих отношениях верность и покорность обязательна для слуг в отношении к своим господам, то не наипаче ли она обязательна в отношении к Господу Иисусу, Владыке неба и земли, Царю царствующих и Господу господствующих? Если воля Его священна для самых высоких тварей, каковы Ангелы Божии, готовые по манию Его исполнять все, что Ему угодно, например, привести в исполнение приговор праведного Его суда о разлучении грешников от праведников в день всемирного суда, та не наипаче ли мы, низшие в сравнении с ангелами твари, смиренно и самоотверженно должны подчиняться Его святой воле, исполнять Его святые заповеди и покоряться Ему во всех обстоятельствах нашей жизни, хотя бы Ему угодно было послать нам тяжелое испытание? Наше служебное отношение к Господу Иисусу должно быть выражаемо не словами только, но делами и всею жизнию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В другой раз Иисус Христос по просьбе римского сотника исцелил слугу его, лежавшего в расслаблении и жестоко страдавшего. Сотник пожелал, чтобы исцеление было совершено заочно. Он верил, что всемогущая сила Иисуса не умаляется с расстоянием и что издали, одним словом Он может так же легко, как и вблизи, исцелять больных. Иисус одобрил веру сотника и по вере исполнил его желание ( Лк.7:2–10 ). В притворах иерусалимской Овчей купальни лежал один расслабленный в надежде, не удастся ли ему погрузиться в воду в то мгновение, когда ее колыхал Ангел Господень и делал ее целительной на это мгновение. Иисус сжалился над несчастным, 38 лет находившимся в болезни, и спросил его: – Хочешь ли быть здоровым? Больной отвечал: – Так, Господи, но некому опустить меня в купальню, когда возмутится вода. Иисус говорит ему: – Встань, возьми постель твою и ходи. Больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Спустя некоторое время Иисус встретил его в храме и сказал ему: – Вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже ( Ин.5:1–14 ). Телесное расслабление – это образ духовного расслабления, того душевного состояния, которое называется унынием, упадком духа, тоской. Человек, находящийся в этом состоянии, испытывает отвращение к труду, ни на что бы он не смотрел, ничто ему не мило. Так бывает с миролюбцами: в их душе, пресыщенной плотскими удовольствиями и земными радостями, появляется тягостная пустота, нестерпимая горечь. Ощущение спасительное! Миролюбцу дается возможность убедиться, что напрасно он ищет счастья в земных наслаждениях. Он должен оставить пристрастие к ним, подумать о душе, о вечности, о Боге и искать утешения в благочестии и добродетели. Но и это не всегда спасает от уныния. Оно нередко посещает людей духовной жизни. Тогда у человека пропадает охота к исполнению христианских обязанностей, к духовным упражнениям, не хочется ни молиться в церкви или дома, ни Слово Божие читать, ни размышлять о духовном, ни другое что богоугодное делать: все это ему неприятно, надоело, ко всему этому он потерял вкус. Он впадает в духовное разленение и, подобно телесно расслабленному, не владеющему членами, пригвожденному к одру, неподвижно лежит на одре духовной беспечности и в то же время жестоко мучится в душе, как мучился слуга сотника, лежавший в расслаблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В Евангелиях повествуется о трех случаях воскрешения Христом мертвых. У начальника Капернаумской синагоги Иаира лежала при смерти двенадцатилетняя дочь. Иаир просил Иисуса прийти к нему в дом и исцелить ее. Иисус пошел за ним, но в пути было получено известие, что больная умерла. Иисус сказал Иаиру: – Не бойся, только веруй, – и продолжал путь. В доме Иаира Иисус увидел свирельщиков и плакальщиц и общее смятение домашних. – Что смущаетесь и плачете? – сказал Христос. – Девица не умерла, но спит. Недоверчиво отнеслись к Его словам. Но Христос, выслав всех из дома, кроме отца и матери умершей и трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, входит с ними в комнату, где лежала усопшая, берет ее за руку и говорит: – Девица, Я тебе говорю: встань. Девица встала и начала ходить. Христос велел дать ей пищи ( Мк.5:36–41 ; Мф.9:18, 23–25 ; Лк.8:49–55 ). В другой раз Иисус, приближаясь к городу Наину, встретил похоронную процессию: выносили из города на кладбище умершего юношу, единственного сына у матери-вдовы, и много народа шло с ней из города. Господь Иисус сжалился над ней и сказал ей: – Не плачь. Затем подошел, прикоснулся к одру, на котором несли усопшего. Несшие остановились. Христос сказал: – Юноша, тебе говорю: встань. Мертвый поднялся, сел и стал говорить ( Лк.7:12–15 ). Самое поразительное чудо владычества над смертью Господь Иисус явил в воскрешении Лазаря. Услышав о предсмертной болезни Лазаря, Иисус сказал: – Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Говоря это, Иисус знал, что болезнь Лазаря кончится смертью, и имел намерение воскресить его к славе Божией. Действительно, Лазарь вскоре умер. Иисус, узнав об этом по Своему всеведению, назвал его смерть сном и сказал, что идет разбудить его. Иисус пришел в Вифанию, где жил Лазарь, уже на четвертый день после его смерти. Лазарь уже был похоронен и от тела его ощущался запах гнилости. Сестры его плакали, и Сам Иисус прослезился. Затем Он велел открыть гробовую пещеру и громко возгласил:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В законах Моисеевых есть немало заповедей о милосердии и об учреждениях, к нему относящихся. Современных нам Евреев упрекают в беззаконном ростовщичестве, – нужды бедных людей, занимающих у них деньги, они обращают в средство для неправедной наживы, назначая непомерные проценты и требуя дорогих закладов за незначительную ссуду. Закон Моисеев, на котором они почивают, не только не благоприятствует, но противодействует этой жадности к корысти. «Если брат твой обеднеет и прийдет в упадок, то поддержи его, пришлец ли он или поселенец. Не бери от него роста или прибыли и бойся Бога твоего. Сребра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» ( Лев.25:35–37 ). Закон позволяет Еврею-заимодавцу брать под залог некоторые вещи, но в сем случае требует, чтобы заимодавец для получения залога не входил в дом должника с намерением взять, что ему понравится, а постоял бы на улице и дождался, когда сам должник вынесет ему залог ( Втор.24:10–11 ). Закон требует, чтобы заимодавец иных вещей совсем не брал у бедных в залог, а другие благовременно возвращал, как необходимо для них нужные, каковы например одежды. «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего (ручного) жернова, ибо таковый берет в залог душу» ( Втор.24:6 ), т.е. лишает бедного возможности молоть для себя хлебные зерна для приготовления себе и своему семейству необходимой пищи. Одежду взятую в заклад Законодатель Господь требует возвращать до захождения солнца, как вещь необходимую бедному для защищения себя во время сна от ночного холода; «ибо она есть единственный покров у него; она единственное одеяние тела его: в чем он будет спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд» ( Исх.22:26–27 ; Втор.24:13 ). В каждый седьмой, субботний год, Закон повелевает прощать долги, хотя бы заем был сделан недавно. Евреям запрещено было отказывать в одолжении бедным по опасению, что долги пропадут в год субботний. Пусть лучше пропадут, иначе, «если бедный, получив отказ в одолжении, возопиет ко Мне, – говорит Господь, – то будет на тебе великий грех» ( Втор.15:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В Новом завете сам Господь Иисус Христос, Творец и Владыка неба и земли, благоволил освятить своим примером дружеский союз. Он дружески обращался с ближайшими своими учениками, не исключая будущего предателя своего, и в одной из говоренных пред страданиями бесед своих, в которой с полной дружеской откровенностью высказано было все, что было на душе Его, – Он прямо называл их своими друзьями: «вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца моего» ( Ин.15:14–15 ). Но преимущественно дружеским расположением Иисуса пользовался Иоанн, возлежавший на персях Его. Кроме Апостолов Иисус Христос находился в дружеских отношениях с Лазарем и его сестрами. С особенной силой дружеская привязанность Господа к этому семейству выразилась по смерти Лазаря. Воскресить Лазаря Он решился конечно не потому, что был его другом, а потому что того требовала слава Божия; но что, как не задушевная дружба, извлекло слезы из очей Жизнодавца, когда Он увидел сестер плачущих о смерти брата? «Смотри как Он любил его» ( Ин.11:36 ), говорили Иудеи, бывшие свидетелями того, как Он прослезился. – Была благословенная пора в Церкви Христовой, когда у многочисленного общества верующих было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее ( Деян.4:32 ). В эту пору, уже никогда после не повторявшуюся в Христовой Церкви, не могло быть речи об отдельных дружеских союзах, об одной душе в двух телах: тогда все были друзья, все связаны были союзом самой тесной братской любви во Христе Иисусе. В последствии мы не видим таких отношений в Церкви; зато тем ярче выступают пред нами примеры частной между двумя-тремя лицами дружбы. Так св. апостол Павел дружески относился к ученику своему, молодому епископу Тимофею, своему неизменному сотруднику в апостольском служении; он отличал Тимофея особенным доверием своим, как более всех единомышленного с ним ( Флп.2:20 ), и с нежностью родного отца или матери заботился о здоровье его ( 1Тим.5:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В нынешнем воскресном Евангельском чтении повествуется о чудесном исцелении бесноватого, глухонемого лунатика, который при наступлении новолуния с неудержимою силою бросался в огонь и воду. Отец бесноватого привел его к Иисусу в то время, когда Иисус находился на горе Преображения. При подошве горы стояло множество народа. Были тут и ученики Христовы; Отец бесноватого обратился к ним с просьбою об исцелении, но они не могли исцелить его. И вот когда Иисус сошел с горы, отец подошел к Нему и стал выражать свое недовольство на них за то, что не могли изгнать беса из его сына. Но Иисус дал понять, что тут виноваты не апостолы, а просивший об исцелении без достаточной веры во всемогущую силу Господа, действовавшую чрез апостолов. «О, род неверный», сказал Он при сем с негодованием «доколе Мне быть с вами? Доколе терпеть вас?» – Как объяснить это негодование? Как мог допустить его тот, Кто называл себя кротким и смиренным сердцем И всех учил кротости и смирению? Не сотворил ли Он греха, от которого предостерегал других? Но не всякое негодование и гнев есть грех. Грехом оно бывает, когда соединяется со злобою и враждою. Ничего подобного нельзя сказать об Иисусе. Был такой случай: в один из субботних дней? Иисус Христос пришел в синагогу и увидел здесь человека с отсохшею рукою. Тут же были враги Иисуса, которые наблюдали за Ним, не исцелит ли Он сухорукого в субботу, чтобы обвинить Его в нарушении заповеди о субботе. Иисус зная, что у них на уме, говорить им: «должно ли в субботу добро делать или зло? Душу спасти или погубить?» Они молчали, и тогда Иисус воззрел на них со гневом, скорбя об ожесточении сердец их. Затем исцелил отсохшую руку. Выражение: «скорбя об ожесточении сердец их», ясно показывает, что гнев Иисуса был делом не злобы, не вражды к тем, на которых Он прогневался, но делом сострадания. Он любил даже врагов Своих и по любви сожалел о том, что злоба на Него до такой степени ослепила их, что они собирались вменить Ему в грех святое дело человеколюбия. Подобное сожаление о людях неразумных и даже злых Он проявлял, когда например негодовал на учеников Своих за то, что они не допускали до Него матерей, желавших поднести к Нему детей для приятия от Него благословения ( Мк. 10:14 ). Тем же состраданием и ревностью проникнуты были действия гнева Его при изгнании торжников из храма, также строгие обличительные речи Его, направленные против книжников и фарисеев, которых Он называл слепыми вождями слепых. Равным образом и слова негодования: о, роде неверный, доколе буду с вами, доколе терплю вас? не иначе могут быть объяснены, как в смысле сострадания этому неверному роду, тем паче, что оно проявилось самым делом, ибо, сказав эти слова, Он присовокупил: приведите его (то есть бесноватого) ко Мне, и тотчас изгнал из него беса Своим всемогущим словом: душе немый и глухий, Аз ти повелеваю, изыди из него и ктому не вниди в него (ст. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В основание надгробного поучения положим два изречения ап. Павла, одно из послания к Римлянам: «тщанием не лениви», – в усердии не ослабевайте ( Рим.12:11 ), другое из послания к Тимофею: «гони правду» – преуспевай в правде ( 1Тим.6:11 ). По руководству этих изречений будем говорить об усердии и правде. «Тщанием не лениви», – в усердии не ослабевайте. Усердие, в котором не должно ослабевать, состоит в том, чтобы не уклоняться от трудов, требуемых званием, семейством, обществом, государством, Церковью , и чтобы, приняв на себя эти труды, исполнять их старательно, с рвением, делать все как можно скорее, без промедления, и как можно лучше. Этому усердию противополагается леность, такое душевное настроение, когда у человека ни к какому делу не лежит душа, когда он ни за что не хочет приняться, а за что и возьмется, делает неохотно, с нетерпением, с неудовольствием, с желанием, под разными предлогами, протянуть дело или свалить его на других. Само собой, впрочем, разумеется, что усердие в сказанном смысле имеет нравственное значение только тогда, когда оно соединено с правдой, когда исполняется другое наставление апостола: «преуспевай в правде», т.е. всячески старайся жить по правде, поступать честно, добросовестно, избегая искушения слукавить, покривить душею, с целию извлечь из этого какую-либо личную выгоду, или услужить одним с обидою другим. Усердие в исполнении долга и правда – такие требования, обязательность которых бесспорна не только с христианской точки зрения, но и вообще пред судом здравого смысла и естественной совести; потому исполнять эти требования свойственно даже язычникам. Но христианин в исполнении их руководствуется высшими побуждениями, неведомыми язычнику. Христианство внушает нам трудиться с усердием и преуспевать в правде ради Господа. Например, по учению Апостола, «рабы должны повиноваться своим господам не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб или свободный» ( Еф.6:5–8 ), т.е. что если не люди, то Господь оценит их усердие. Теми же побуждениями поддерживается в христианах уважение к правде или справедливости. Правду не всегда жалуют люди, – люди иногда гонят за правду, – но ее видит и благословляет Господь Сердцеведец и праведный Судия, а потому не для людей, а для Господа должно любить правду, крепко стоять за нее, но увлекаясь искушением приобресть большие выгоды от нарушения правды, от лукавства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010