К читателям В состав книги, под названием: «Христианские уроки» предлагаемой благосклонному вниманию читателей, входят статьи разнообразного содержания. В ней читатель найдет и духовно-нравственные наставления и вразумления, и объяснение мудреных текстов св. Писания, и толкование на церковные песнопения, и Речи на разные случаи. Но о чем бы автор ни рассуждал, он всячески избегал отвлеченности в своих рассуждениях, старался каждую мысль выразить наглядно и общепонятно, без ущерба впрочем для ее внутренней силы и глубины, – изложение оживлял чертами, взятыми прямо из действительной жизни, и в каждой почти статье давал немало места оценке современных неутешительных в нравственном отношении явлений частной и общественной жизни, – не согласных с учением и установлениями православной Церкви воззрений и обычаев. Книга наша составилась из статей, первоначально помещенных в издаваемом нами ежемесячном журнале Душеполезное Чтение за 1872, 1873 и 1874 годы. Издавая их отдельной книгой, мы имели в виду читателей, не знакомых с этим журналом. Прот. В. Нечаев 1. Страх Господень «Начало премудрости страх Господень». ( Притч.9:10 ; Иов.28:28 ; Пс.110:10 ). Что такое вообще страх Господень? Не должно думать, что он есть только страх наказания за грехи, или грозного, неумытного суда Божия. Чтущему Бога свойствен и этот страх и даже святые люди, преуспевшие в любви к Богу и в подвигах благоугождения Ему по любви к Нему, старались возбуждать в себе страх суда Божия. Но в их душах этот страх не был господствующим чувством, иначе не мог бы ужиться с наполнявшей их сердце любовью к Господу, которая вон изгоняет сей страх ( 1Ин.4:18 ). В них он возбуждался только по временам, как врачевство против угрожающих или уже одолевающих греховных искушений. Господствующим чувством он бывает только у рабов, знающих одно рабское, а не сыновнее отношение к Богу, видящих в Нем только грозного Господина и Судию, и служащих Ему не по любви, а только по чувству самосохранения. Но есть вид страха Господня, совместного с любовью к Господу; такой страх возбуждается сознанием не правосудия только Господа, но вообще величия Его и нашего пред Ним ничтожества, беспредельных совершенств Его и наших несовершенств, недостатков и грехов, – сознанием бесконечного расстояния, отделяющего нас, ограниченных и грешных тварей, от Него, но вместе близости Его, как вездесущего и все исполняющего, к нам и зависимости нашей от Него во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

(К 30-му мая – дню кончины Владыки-Виссариона) В то время как общественное внимание русского народа поглощено было почти всецело известиями о забастовках и кровавыми событиями, имевшими место в различных городах нашего отечества, в это самое время в Костромской губернии, губернии по преимуществу, можно сказать, русской и национальной, как колыбели Дома Романовых, откуда, за некоторым перерывом, снова засиял в русской земле свет самодержавия её царей, озаряющий ее, благодарение Богу, и до сих пор, несмотря на все попытки погасить этот свет,– в предместье города Костромы, на архиерейской даче в Солоников, на лоне роскошной природы, где раскинула свои воды могучая русская река – Волга, мирно почил о Господе, после продолжительной жизни, великий труженик Церкви и Отечества, преосвященнейший Виссарион, епископ Костромской и Галичский. Печальное событие это произошло, как известно, 30-го мая прошлого, 1905, года. Для всех, знавших и любивших почившего Архипастыря Русской Церкви, это событие было сугубо печальным: печальным, во-первых, потому, что с кончиною преосвященнейшего епископа Виссариона Русская Церковь лишилась старейшего, мудрейшего и опытнейшего Архипастыря; печальным, во-вторых, потому, что самое известие о кончине его промелькнуло в газетах как-то вскользь и незаметно, будучи отклонено упомянутыми общественными событиями. Только 2-го июня, в день отпевания и погребения почившего архипастыря, москвичи узнали из газет о кончине своего бывшего любимого пастыря и архипастыря. Таким образом, вследствие несвоевременности сообщения о таком событии, многие из них лишены были возможности не только присутствовать лично на его погребении, но и молиться за него вдали в эти два-три дня после его кончины. Поистине, грустное событие!.. Но если принять во внимание степень напряженности русской публики, с какою следила она за современными общественными движениями и событиями в нашем отечестве, то нужно будет, конечно, примириться с этим фактом несвоевременного сообщения о смерти преосвященнейшего епископа Виссариона...

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К читателям  Книга под названием «Черты христианского учения», издаваемая вторично, составилась из наших духовно-назидательных статей, помещенных в издававшемся нами журнале «Душеполезное Чтение» за 1884–1886 годы, с включением одной статьи (несколько ответов вольнодумным и неверующим), взятой из «Душеполезного Чтения» 1863 года. Содержание книги, как показывает перечень вошедших в нее статей, большею частию проповедей, разнообразно. Автор касался многих предметов из области вероучения и нравоучения, вызываемый на размышление о них днями праздников и постов, печальными и радостными событиями в жизни частной и общественной, особенными явлениями в природе, заблуждениями непокоренного Вере и Церкви разума. Но о чем бы ни размышлял христианский и православный писатель, обо всем он должен размышлять в строго-христианском и православном духе. Этот дух должен сказываться у христианского писателя особенно там, где ему приходится обсуждать нехристианские воззрения и противный учению Евангелия и Церкви строй жизни. Этими правилами должен руководствоваться всякий христианский писатель. Тем же правилам старался следовать в предлагаемой книге автор ее, почему и дал ей название: «Черты христианского учения». Может быть читатель не найдет в ней ничего особенно нового, никаких резко выдающихся достоинств. Но автор и не гнался за интересом новости или оригинальности, – он имел в виду читателей, ищущих в духовно-литературном произведении наипаче духовного назидания, которое может дать ему всякая книга, проникнутая истинно-христианским духом, особенно написанная легко и не требующая головоломных усилий понять ее. Епископ Виссарион 1897 года. 1 апреля Суд и присяга – Нечто о превратных толкованиях нагорной проповеди Христа Спасителя 1 Случай в отделении окружного суда. – Новый богослов. – Смысл заповеди: не судите. – Сопоставление с нею заповеди: не противься злу – Отменена ли ветхозаветная заповедь о возмездии? – Как смотреть вообще на Ветхозаветный закон в отношения к Новозаветному? – Наказания, налагаемые по суду на виновных, суть ли зло? – Противозаконна ли война? – Церковный суд установленный Христом. – Два случая, показывающие отношение И. Христа к суду мирскому – Обличительные речи судии Христа – Апостолы Иаков и Павел восстают ли против судебных учреждений? – Присяга: ответ Христа Каиафе, равносильный клятве. Значение этого ответа в отношении к случаям употребления клятвы. – Три толкования заповеди Христовой относительно клятвы. – Клятва не зло сама по себе, а следствие господства в мире зла. – Неизбежность присяги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К читателям Предлагаемая вниманию читателей книга под именем Слово истины составлена из поучений, первоначально напечатанных в Душеполезном Чтении и затем вошедших в состав особого сборника уже разошедшегося. О достоинстве поучений автор не имеет права судить, пусть судят читатели. Скажу только, что при составлении поучений я заботился об общедоступности их для всех и о практической пригодности. С сей целью я всячески избегал отвлеченности в раскрытии истины и старался оживлять изложение чертами, имеющими близкое отношение к жизни, к нуждам времени, и указывал на явления, наглядно изображающие раскрываемые мысли. С целью не утомлять внимания слушателей, я старался сосредоточить их внимание на немногом, но существенно важном для размышления, предпочитая качество количеству, краткость многоглаголанию. Наряду с поучениями в предлагаемой книге помещено приветственное послание автора к бывшим его московским прихожанам по случаю празднования двухсотлетнего юбилея их приходского храма. Название сборника, Слово истины, дано потому, что автор поучений старался быть верным пастырскому долгу «право править слово истины» ( 2Тим.2:15 ). Епископ Виссарион. 1903 г. Января 13. Сила благодати и сила вражия – Поучение в праздник Богоявления Явися благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). Что это за спасительная благодать Божия? Это благодать искупления Господом Иисусом Христом грешного человечества. Со времени грехопадения прародителей, люди подпали гневу Божию, осуждены на смерть телесную, сделались пленниками диавола. Всем людям грозила вечная погибель, – не только жившим вне закона, но и под законом. Ясно сказано: «елицы беззаконно (не имея закона) согрешиша, беззаконно (вне закона) и погибнут, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут» ( Рим.2:12 ). В первом случае идет речь о язычниках, которые не знали закона откровенного и жили только по закону совести. Они будут судимы по этому закону и погибнут за то, что поступали вопреки совести. Во втором случае разумеются иудеи, которым дан был закон писанный, и за нарушание этого закона они подвергнутся осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К читателям С 1872 года в Москве существует Братство св. Петра митрополита, основанное для ослабления раскола старообрядства. В день памяти сего святителя 21 декабря происходило открытие Братства и по сему случаю по поручению Братства произнесено мною, как одним из учредителей и членом его, в соборной церкви Златоустова монастыря Слово о необходимости и способах противодействия расколу. С тех пор ежегодно в течение 16 лет в годовые праздники Братства мною произносимы были проповеди , имеющие отношение к расколу, и затем печатаемы были в издававшемся мною журнале «Душеполезное Чтение». Теперь все эти проповеди, за исключением сказанной в 1889 году и не записанной, собраны в одну книгу, предлагаемую вниманию читателей. В них идет речь не исключительно об одном расколе, но вместе, по смыслу текстов св. Писания, положенных в основание каждой проповеди, о соприкосновенных с суждениями о расколе явлениях. Поэтому дано книге заглавие: «О расколе и по поводу раскола». Дай Господи, чтобы чтение этой книги, вторично издаваемой, принесло пользу, как православным, утверждая их в преданности православной Церкви, так и уклонившимся от нее, сколько-нибудь помогая им убедиться в своем заблуждении и раскаяться в вине отступления от св. Церкви. Епископ Виссарион 1901 г. Января 16. О необходимости и способах противодействия расколу Слово в день торжественного открытия Братства святого Петра митрополита 21 декабря 1872 года. Совершаемое нами торжество открытия Братства св. Петра митрополита совершается с целию испросить у Господа Бога благословение на предстоящую ему деятельность. Братство учреждено, как сказано в уставе его, для содействия ослаблению раскола в пределах московской епархии и воссоединению раскольников с православною Церковию. Дело доброе, но и доброе дело без благословения Божия не может иметь успеха. Но действительно ли то дело, за которое берется Братство, достойно благословения Божия и одобрения православных христиан? Действительно ли нужно и спасительно заботиться о примирении с Церковию враждующих против нее? – Кто верует во едину святую, соборную и апостольскую Церковь , кто верует, что вне ее нет спасения, тот не только ответит: «нужно», но еще присовокупит, что было бы грешно не заботиться о вразумлении погибающих вне общения с Церковию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1. Стояние Обычай стоять при богослужении был соблюдаем в ветхозаветной Церкви. Так святая Анна, мать пророка Самуила, когда была неплодна, перед Скинию свидания, стоя молила Господа о даровании ей чада ( 1Цар.1:26 ). О богослужении при освящении храма Соломонова говорится, что левиты и поющие возглашали перед алтарем стоя ( 2Пар.5:12 . слич. 1Ездр.3:10 ). В царствование благочестивого Иосафата, по случаю вторжения в пределы Иудейского царства Моавитян, Аммонитян и Амалекитян, царь и народ собрались в храм молить Бога о помощи против неприятелей, и молились стоя – «и стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором. И все Иудеи стояли пред лицом Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их» ( 2Пар.20:5, 13 ). Не во время только молитвы стояли, но также чтение и изъяснение закона Иудеи имели обычай слушать стоя. Так, при Ездре, левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. ( Неем.8:7 ). Ветхозаветный обычай стоять при богослужении удержался в христианской Церкви не без воли Господа Иисуса Христа, ибо в своих наставлениях о молитве Он сам сказал – «и когда стоите на молитве» ( Марк.11,25 ), и сими словами, если не предписал, то одобрил стояние на молитве. Святой Иоанн Богослов видел, что в самой Церкви Небесной, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, колен и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем...», и что «самые Ангелы стояли вокруг престола» ( Откр. 7:9, 11 ). В том же положении видели небожителей пророки Исаия, Михей, Даниил ( Ис.6:2 , 3Цар. 23:19 , Дан.7:10 ). Тертуллиан (писатель II века от рождества Христова), осуждает в подражании язычникам тех, которые во время молитвы не стоят, а сидят 1 . Но во время чтения Апостола и ветхозаветных книг, во время пастырских поучений, а в египетских монастырях, по свидетельству Кассиана, и при пении псалмов, дозволяемо было сидеть на местах 2 . Впрочем, несомненно, что обычай садиться во время чтений и поучений не был и в древности всеобщим. Блаженный Августин (живший в V веке нашей эры) обличает тех, которые без нужды сидят в храме во время чтений и поучений. Вот его слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

IX. Паремия, положенная на вечерне в четверток второй седмицы Великого поста (Быт 5, 1–24). В сей паремии исчисляются потомки Адама до Еноха.   Быт.5:1–2 .  2. Сия книга бытия человеча, в оньже день сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их и благослови их: и нарече имя ему Адам, в оньже день сотвори их. «Сия книга бытия человеча», т. е. вот обозрение, указа­тель рождений одних людей от других, или вот родослов­ная, поколенная роспись. С какого времени бытописатель намерен вести это родословие? Со времени происхождения первых людей, – с того времени, «в оньже день сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их». Приступая к перечислению потомков, быто­писатель не без цели упоминает о создании родоначальника и жены его по образу Божию. Быть может, он хотел вну­шить читателю, что перечисляемые потомки Адама, чрез него ведут свой род как бы от самого Бога, что Бог, создав­ший Адама по образу Своему и подобию, есть как бы первый член родословия. Подобно сему, евангелист Лука, перечисляя предков Иисуса Христа по плоти по прямой восходящей линии, останавливается не на Адаме, а на Боге, как на последнем звене родословной цепи: «Иисус... сын Иосифов... Еносов, Сифов, Адамов, Божий» ( Лк 3,23–38 ). Ясно, что здесь Бог является в таком же отношении к Адаму, в каком сам Адам к Сифу, Сиф к Еносу, и так далее до Христа, т. е. в отношении родственном. Между самими язычниками сохранилось предание, что люди-род Божий ( Деян 17, 28 ), хотя далеко уклонились от Того, от Кого производили свой род. Посему, если иметь в виду пер­воначальное происхождение людей, можно даже о нечес­тивых потомках Адама, чрез Каина, сказать, что и они имеют в Боге общего для всех родоначальника, хотя по образу жизни они сроднились с диаволом, стали семе­нем его. Не тем ли паче честь происхождения от Бога бытописатель мог приписать тем потомкам Адама, кото­рых он будет исчислять вслед за сим, и которых он даже прямо назовет «сынами Божиими» ( Быт 6, 2 ) не только по особенному благоволению к ним Божию, но и потому, что они преимущественно пред всеми сохранили печать своего божественного происхождения, своего сродства с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

I. Паримия из 1-ой книги Царств, в день праведных Захарии и Елисаветы, 5-го сентября, I:9–20. В сей паримии повествуется о рождении Самуила от неплодной Анны по молитве. 1Цар. 1:9 . Воставши Анна по ядении их в Силоме, и ста пред Господем. Илий же жрец седяше на престоле при празе храма Господня. Анна, о которой здесь идет речь была одна из двух жен левита ( 1Пар. 6:26–28 ) Елканы, жившего в уделе Ефремова колена ( 1Цар. 1:1 ). Она была неплодна и за это терпела огорчения от многочадной Феннаны, другой жены своего мужа. Елкана имел обычай ежегодно на великие праздники брать в Силом (в колене Ефремовом), где была во времена Судей скиния свидения, свое семейство для поклонения и принесения жертвы Господу. Праздник располагает человека к радости и веселию. Но для неплодной Анны и праздник был не в праздник. Ее соперница Феннана преследовала ее своими укоризнами в самый праздник – побуждая ее к ропоту на то, что Господь затворил чрево ее ( 1Цар. 1:6 ). Анну не утешало то, что муж любил ее больше, чем ее соперницу, и на праздничной трапезе оказывал ей предпочтение. Эта трапеза устрояема была при скинии из остатков праздничной, так называемой мирной жертвы, которые были предоставляемы в распоряжение приносившему жертву. Муж Анны по любви к ней давал ей порцию из этих остатков вдвое больше, чем Феннане и ее детям. Анна, огорчаемая укоризнами Феннаны, которую еще пуще озлобляло против нее это предпочтение, не принимала пищи. Напрасно муж, утешая ее, говорил ей: что плачешь и почему не ешь? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей? – Анне было не до пищи. – Это происходило каждый год, – и вот однажды в праздник, Анна решилась наконец поведать свое горе пред Господом. Вставши по ядении их, т.е. поднявшись из-за праздничной трапезы, которая устрояема была близ скинии она стала пред Господем, т.е. пред дверьми скинии, или точнее – двора скинии. У этих дверей сидел в сие время Илий первосвященник и вместе судия. Как судия, он имел обычай садиться на судейском седалище в таком месте, где постоянно было многолюдство, для того чтобы быть доступнее всякому, имевшему до него дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт 17,1–7, 9–12, 14). В состав сей паремии входит большая часть предшест­вующей, рассмотренной нами паремии ( Быт 17, 1 – 7 ), и повествование об установлении обрезания ( Быт.17– 12, 14 ).   Быт.17:10 .  И сей завет, егоже соблюдеши между Мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их. «Сей завет:» идет речь не о сущности завета, не о тех душевных расположениях и богоугодных действиях, к ко­торым человек обязан по силе завета с Богом [о чем была речь в предшествующей паремии], а собственно о внешнем знамении верности завету с Богом, как видно из следую­щего стиха.   Быт.17:11 .  Обрежете плоть крайнюю вашу [п][закрывающую край ваш], и будет в знамение завета между Мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их. Обрезание установляется в знамение завета с Богом, в знамение того, что потомки Авраама, в лице избранной их части, суть народ Божий, призванный, предпочтительно пред всеми народами, к служению истинному Богу, к со­хранению истинного Богопочтения. Каким же образом это знамение относится к тому, что оно знаменует? Действию обрезанию подвергается не другая какая часть в человечес­ком теле, а орудие способности к чадорождению. В естест­венном своем состоянии эта способность служит к размно­жению только сынов человеческих. Обрезанием, установ­ленным по особому повелению Божию, освящается способность чадорождения, и чрез это освящение чада Авраама, как происшедшие от обрезанных родителей, с самого рождения становятся чадами Божиими, племенем Божиим, и вместе сами, по совершении над ними обреза­ния, приготовляются рождать чад Божиих, размножать племя Божие, членов царствия Божия. Судя по значению обрезания, как знамения завета с Богом, этот обряд не должен быть отождествляем с подобным обрядом, употреблявшимся у древних египтян, арабов и ефиоплян, и употребляемым доселе у магоме­танских народов. Ни один из этих народов не был призываем в завет с Богом, и обрезание у Них введено преимущественно для гигиенических целей и в виде соблюдения одной телесной чистоты. Притом, у магометан обрезание совершается не над осмидневным младенцем, как у евреев, а над отроками по 13-му году, а у египтян и арабов в древности оно совершалось над тринадцатилетними отроками, и потому, вероятно, оно перешло к ним от Измаила, который обрезан был Авраамом в тех же летах ( Быт 17, 25 ) У египтян притом обрезываемы были только жрецы и также желающие заниматься тайными науками – Действие обрезания (состоящее в отреза­нии края верхней плоти, покрывающей половой орган) у евреев совершали сначала отцы семейств по примеру Авраама ( Быт 17, 23 ), в случае нужды матери ( Исх 4, 25 ), позже священники и левиты. Для совершения операции употребляемы были сначала острые каменные ножи ( Исх 4, 25 Нав 5,2 ), позже – стальные ножи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

АЛЛИЛУИА, АЛЛИЛУАРИИ, КАЖДЕНИЕ И ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ Чтение Евангелия на литургии предваряется пением аллилуиа со стихами из псалмов, каждением и тайной молитвой священника. 1 . Как перед чтением Апостола всегда произносится прокимен, так к слушанию чтения из Евангелия Церковь приготовляет нас пением аллилуиа и соединенными с ним псаломскими стихами 42 . Еврейское слово аллилуиа значит: хвалите Господа . Возглашение аллилуиа в христианском богослужении освящено употреблением его в Ветхозаветной Церкви, судя по многим псалмам с присоединением к ним аллилуиа , в их начале и в конце ( Пс. 103 ; Пс. 104 ; Пс. 111–117 ). Также примером Самого Иисуса Христа и Его апостолов, певших по окончании Тайной Вечери. Псалмы, известные у евреев под именем Великого аллилуиа ( Пс. 114–117 ), – те же самые, какие пели евреи на пасхальной вечери. Наконец, примером самой Небесной Церкви, как это открывается из свидетельства апостола Иоанна Богослова в его Апокалипсисе. Во время одного из описанных тайнозрителем видений, аллилуиа было возглашаемо небожителями в честь Агнца, сидящего на престоле, до четырех раз, и в последний раз так громогласно, что слышался как бы глас многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы глас громов сильных ( Откр. 19, 1–6 ). Весьма благоприлично на литургии аллилуиа провозглашается в то время, когда верующие готовятся узреть Иисуса Христа в образе книги Евангелия и услышать Его слово при чтении Евангелия. Как подданные приветствуют громогласными восклицаниями своего царя, к ним приближающегося и готового обрадовать их милостивым царским словом, так и мы приветствуем громогласным аллилуиа Господа Иисуса Христа, нашего Царя, перед тем мгновением, как Он с высоты престола предстанет перед нами в Своем Евангелии и изречет Свое Божественное, радостотворное слово. При пении аллилуиа чтецом произносится стих из Писания, который в богослужебных книгах называется аллилуарием , или также словом аллилуиа (Типикон, гл. 35, 53 и 55). Аллилуарий, как и прокимен перед Апостолом, имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или к службе праздника и потому называется аллилуиа дне, аллилуиа гласа (в воскресные дни), аллилуиа праздника . И как за прокимном следует стих, ему соответствующий, так и вслед за аллилуарием следует стих, тоже ему соответствующий по содержанию. Аллилуарии со стихами обыкновенно берутся, как и прокимны, из псалмов. В доказательство их соответствия дневным и праздничным службам приведем два примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010