Его крайним нечестием, на которое, как на причину их падения, указывает Моисей, предостерегая Евреев от подражания им. «Не должен находиться у тебя, говорит он Израилю, проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их (Хананеев) от лица твоего» ( Втор. 18:10–12 ). Итак изгнание Хананеев было делом правосудия Божия, но в отношении к Евреям оно было делом милости Божией к ним. Этой милости они ничем не заслужили. Как избрание их из среды всех народов для хранения истинного Богопочтения произошло не от дел их, но от Призывающего ( Рим. 9:12 ), от Его воли, так воля же Господа была единственным основанием той милости к ним, по которой они вступили в обладание чужой земли. Другого права на это обладание, кроме воли Божией, кроме милости к ним Господа, они не имели, а это право так неоспоримо, что упрекать их в незаконности их вторжения в Ханаанскую страну может только нечестивый. – По милости к избранному народу, Господь еще за несколько столетий неоднократно изрекал праотцам его обетование о наследии этой страны юже клятся Господь отцем вашим, Аврааму и Исааку и Иакову дати им и семени их по них (см. Быт. 12:7, 13:14–15, 24:7, 26:3–4 ; Исх. 33:1 ; Чис. 14:16 ). Обетование относилось собственно к потомству Авраама, Исаака и Иакова, к семени их, а не к ним лично. Если же в участие этого обетования вводятся вместе и праотцы, если Господь с клятвою обещает землю дать им, а не одному их потомству, хотя на самом деле они не были обладателями обетованной им земли и жили в ней в качестве пришельцев, – то это надобно понимать в том смысле, что здесь предки и потомки берутся нераздельно, что первые должны считаться обладателями не принадлежавшей им земли не в своем лице, а в лице наследников. Уверенность в исполнении обетования при потомках для родоначальника не менее приятна, как если бы обетованная земля лично ему принадлежала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ему тяжело казалось быть в зависимости от власти его, во всем подчиняться воле его, и вот он испрашивает у отца следующую ему часть имущества, удаляется в чужую сторону, здесь расточает его, живя распутно и роскошно. Вот наглядный образ того, как начинается нравственное падение и в какую бездну зла повергает грешника. Начинается с того, что человек тяготится зависимостью от Бога, своего небесного Отца, порывается жить на всей своей воле и удаляется от Него, уходит на страну далече. Как надо понимать это удаление? Когда человек удаляется от человека, это значит, что он скрывается от него, сам его не видит и для него становится невидим. Что же касается до Бога, то удалиться от Него в этом смысле конечно нельзя, потому что Он вездесущ, присутствием своим наполняет всю вселенную. Посему куда бы человек ни убежал физически, он никогда от Бога не убежит и нигде от Него не скроется. «Куда я пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (когда бы это было возможно), – Ты там. Если устремлюсь в преисподнюю, там присутствуешь; если бы я полетел на крыльях зари и поселился у дальних краев моря, то и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя. И сказал: уж тьма скроет меня, но тьма не темна для Тебя, и ночь как день светла» ( Пс. 138:7, 8, 9, 10, 11 ). Итак, от Бога никуда не скроешься. Он, по слову Иова, « превыше небес, глубже преисподней, длиннее земли мера Его и шире моря» ( Иов. 11:8, 9 ). Стало быть в физическом смысле нельзя удалиться от Бога и скрыться от лица Его. Но возможно удаление нравственное, подобное тому, какое бывает в людских отношениях. Случается, что люди, живущие в одном доме, даже в одной квартире, ничего не имеют общего между собою, телом близки друг к другу, а духом далеки, даже враждебны, между тем как те же самые люди сохраняют духовную близость, связаны тесными узами сочувствия и приязни с людьми, живущими вдали от них, так что как бы ни было велико вещественное расстояние разделяющее их телесно, оно не препятствует жить им душа в душу, с любовью вспоминают друг о друге, принимать живое участие в нуждах, в радостях и скорбях друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если бы человек не согрешил, он свободен был бы от болезней, от немощи, от голода и жажды. Все подобные состояния явились как последствия греха, как наказания за него. Иисус Христос был безгрешен, ибо не наследовал первородного Адамова греха, как зачатый во чреве Девы Марии от Духа Свята, а не от человеческого семени; но Он добровольно подверг себя всем последствиям греха, даже смерти. Он принял на себя наказание за чужую вину для того, чтобы освободить от этой вины людей. Невинный принял на себя ответственность за виновных, явив в сем случае необычайное смирение. Люди, когда провинятся перед кем-нибудь, смиренно испрашивают у него прощения и выражают готовность понести за свою вину наказание. Все мы тяжко провинились перед Господом Богом и несем за свою вину наказание. Но наша вина перед Господом так велика, что для заглаждения ее недостаточно никакого за нее наказания. Нашей виной нанесено бесконечно великое оскорбление бесконечно великому Богу. Потребно было бесконечной цены удовлетворение правосудию Божию, и такое удовлетворение мог дать только Единородный Сын Божий. Посему Он не только принял зрак раба, но вместе все немощи человеческого естества, кроме греха, для того, чтобы сим уничижением спасти человека от гнева Божия и от вечной погибели. Далее Господь Иисус Христос подвергался нашим немощам затем, чтобы утвердить нас в надежде на Его помощь в наших немощах и болезнях. Тот, кто «сам претерпел, искушен быв, может искушаемым помочь» ( Евр.2:18 ). Известно, что люди склонны сочувствовать другим в их нуждах и болезнях, когда сами испытали их. Сытый голодного не разумеет. Иисусу Христу известны были наши немощи не по слуху, а по собственному опыту. Посему и сказано: «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который подобно нам искушен во всем кроме греха, потому что и сам обложен немощию» ( Евр.4:15;5:2 ). Как первосвященник, Христос отличается от обыкновенных первосвященников тем, что последние приносили в жертву животных или произведения царства растительного; но Господь Иисус Христос был не только жрецом, но и жертвой, не только ходатайствовал за людей в их нуждах и немощах, но и сам терпел эти нужды и немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если перед Тем, кого мы называем Отцом нашим, с трепетом предстоят на небесах Ангелы безгрешные и чистые; то с каким страхом и благоговением, с каким смирением, с каким глубоким чувством нашего недостоинства, должны относиться к Нему мы – несмотря на Его беспредельное милосердие к нам, оскорбляющие Его своими грехами! И в отношении к земным отцам дети должны иметь страх, должны бояться, чтобы не оскорбить их чем-нибудь неугодным для них; не тем ли паче мы должны питать это чувство в отношении к Отцу нашему небесному? «Если Я Отец ваш, говорит Бог , то где же почтение ко Мне? И если Я Господь, то где же благоговение предо Мною?» ( Мал.1:6 ). Но страх наш пред Отцом небесным должен быть не рабским, а сыновним. Он не должен подавлять в нас любви к Отцу небесному, надежды на Него, дерзновения перед Ним. Детям свойственно любить родителей, которым они обязаны жизнью и многоразличными благодеяниями. Нам ли не любить всеми силами души Того, кто из любви к нам не пощадил Сына своего Единородного? – Детям свойственно обращаться к родителям с полной свободой и откровенностью. И все мы с дерзновением должны приступать к престолу благодати, зная, что путь к нему открыт Иисусом Христом, и что самое человечество наше в лице Богочеловека прославлено сидением одесную Бога Отца. – Дети, уверенные в любви к ним отца, просят у него того или другого блага с надеждой быть удовлетворенными в просьбе; ибо у какого отца достанет духа отказать сыну, если нет препятствий исполнить его желание? Но, «если вы, сказал Спаситель, будучи злы, умеете даяния благие давать чадам вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» ( Мф.7:11 ). Грехи не должны колебать наше упование на Бога. Раскаивающегося грешника Отец небесный готов помиловать и принять в свою любовь, как это ясно видно из притчи о блудном сыне. Но если Отец наш небесный иногда и не исполняет наших желаний, если вместо ожидаемых от Него даров и благ, Он посылает нам крест и горе, мы не должны роптать на Него, но с сыновней покорностью Его святой воле переносить свою участь, зная, что и в этом случае Он поступает с нами по отечески. «Ибо Господь кого любит, того и наказывает. Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец» ( Евр.12:6–7 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его, а развьючь вместе с ним» ( Исх. 23:4–5 ), т. е. помоги врагу твоему развьючить и поднять на ноги осла. Подобную заповедь об отношении к врагам мы слышим в словах Соломона: «если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он жаждет, напой его водою» ( Притч. 25:21 ). Не только свои, единоплеменники и единоземцы должны быть предметом любви, хотя бы они были личными врагами Евреев, но также иноземцы, особенно пришельцы. «Пришлец, поселившийся у вас, говорит Моисей, да будет для вас тоже, что туземец ваш, и люби его, как себя» ( Лев. 19:34 ). Египтяне, Идумеи враждебно относились к Евреем, много наделали им зла, но и к ним заповедано было относиться снисходительно. «Не гнушайся Египтянином» ( Втор. 23:7 ), ибо вы сами были пришельцы в земле Египетской, т. е. не мстите им за те обиды, какие потерпели от них. «Не гнушайся Идумеенином, ибо он брат твой» ( Втор. 23:7 ). Законник, вопросивший Иисуса о спасении и получивший от Него подтверждение той мысли, что для сего надобно любить ближних, спросил его: «кто мой ближний». По всей вероятности он не почитал ближними Самарян, ибо известно, как Иудеи ненавидели Самарян и гнушались ими. Но когда услышал из уст Иисуса Христа притчу о милосердом самарянине, то должен был признать его ближним своим. Такое воззрение на Самарян, как на ближних и следовательно достойных любви, совершенно согласно с духом Моисеева закона. Правда, по этому закону надлежало преследовать и истреблять некоторые чуждые народы, например Хананеев, Амаликитян; но это не потому, что они были чужие им по происхождению, а единственно потому, что они сами были врагами Еврейского народа, а главное потому, что у них господствовало идолопоклонство, и они способны были оказывать гибельное влияние на религиозно-нравственную жизнь народа Божия. Они были врагами веры в истинного Бога, следовательно были врагами самого Бога. Посему, если позволено было народу Божию поступать с ними враждебно, сего требовала любовь к истинному Богу, ревность о славе Его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, не был ли он согрет шерстью овец моих? ( Иов.31:19–20 ). Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему» ( Иов.31:32 ). Известно, как жестоко и бесчеловечно древние обращались с военнопленными, как одних беспощадно мучили и избивали, других обращали в тяжкое рабство. С появлением христианства отношения к пленным стали постепенно изменяться к лучшему; победители стали обращаться с ними человеколюбивее. В последнюю нашу войну с турками, пленные турки десятками тысяч отводимы были в Россию; но в плену никто их не обижал, их одевали, обували, кормили, оказывали им всевозможные услуги, и затем, по заключении мира, они возвратились на родину довольные русским гостеприимством и до сих пор с благодарностию вспоминают время своего плена. Но да будет известно, что пример подобного человеколюбивого обращения с пленными встречается и в ветхозаветное время. В царствование Ахаза, Иудеи в наказание за нечестие и идолопоклонство, в которое вовлечены были этим нечестивым царем, потерпели поражение от израильского царя Факея. Он в один день избил сто двадцать тысяч Иудеев. Кроме того Израильтяне захватили двести тысяч жен, сыновей и дочерей с намерением обратить их в рабство и повели их в Самарию, столицу Израильского царства. Но их встретил пророк Одид: он укорил победителей за бесчеловечие к своим братиям, сынам Иудиным, и грозил им гневом Божиим, если они не дадут свободы пленным. Израильтяне послушались пророка, пленным объявлена была свобода; тех из них, у которых не было одежды и обуви, одели и обули, потом всех накормили, напоили, помазали елеем, немощных посадили на ослов, и всех отправили в Иерусалим, к их братиям ( 2Пар.28:6–15 ). Чему научают нас указанные примеры милосердия? Если столь трогательные примеры встречались во времена ветхозаветные, когда нравственные понятия людей не были столь совершенны как в новозаветное время, когда сам Господь не возлагал на людей подобных новозаветным возвышенных нравственных требований и к исполнению заповедей поощрял обетованием чувственных наград и угрозами земного свойства: то не гораздо ли больше должно быть милосердия у христиан, в виду помянутых нами в начале слова гораздо сильнейших побуждений к милосердию, в виду наипаче беспримерного и своею трогательностию превосходящего всякое человеческое милосердие, милосердия к нам Отца небесного в лице Единородного Сына Его, Господа И.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Есть больные, которые во время болезни бывают недовольны всем и всеми. Никто на них не угодит, на всех злятся. Люди близкие принимают в них участие, всячески стараются успокоить их своими услугами, а они ни мало не ценят этого участия и на услуги отвечают ругательствами, проклятиями, и случается, что так и помирают в этом немирном расположении. Никто из нас не может ручаться, что ему не грозит такая же опасность. Она грозит всякому, особенно же тем, которые в продолжение всей жизни не испытывали болезней, не научились искусству переносить их, не навыкли самообладанию. Предсмертная болезнь, даже легкая, с непривычки покажется им тяжелой и лишит их того спокойного настроения души, какое потребно в минуты переселения в вечность. Никому не дай Бог подвергнуться таковому искушению. Будем умолять Господа, да дарует нам кончину мирную не в том только смысле, чтобы иметь мир с Богом и совестью, но и в том, чтобы сохранить мир с ближними. И ближние с миром проводят на тот свет того, кто в мире с ними расстается. Аминь. Мир с Богом, с совестью и с ближними – Поучение в праздник Рождества Христова Внезапу бысть со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога, и глаголющих: Слава в вышних Богу, и на земли мир ( Лк.2:13,14 ). Итак, событие, которое мы сегодня празднуем, составляет предмет радости и славословия не только людей, но и ангелов. Христос не для ангелов родился, а для одних людей; но ангелы по любви к нам еще прежде чем узнали люди о Рождестве Христовом, радуются о нем и прославляют его. «Слава в вышних Богу» – поют они вслух Вифлеемских пастырей, соединяя свою песнь на земле в минуту Рождества Христова с песнью ангелов, которая в то же время раздавалась в вышних, то есть на небесах. Что же именно было предметом ангельских славословий на земле и на небесах? «Мир на земли и к человекам благоволение» – вот за что славословили Бога ангельские Силы на земле и на небесах. Люди прогневали Бога своими грехами, между ними и Богом не было полного мира. Но Господь не до конца гневается, ниже в век враждует ( Пс.102:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ещё в первый год странствования они, по слову самого Господа, искушали Его десять раз и не слушали гласа Его ( Чис. 14:22 ), за что и осуждены были на сорокалетнее кочевание в пустыне ( Чис. 14:33 ). Апостол, словами псалмопевца предостерегая христиан от подражания древним евреям в жестокосердии, имеет в виду собственно поведение их в пустыне Рафадин вблизи Синая, вскоре после синайского богоявления. Евреи почувствовали здесь недостаток в воде и стали говорить с ропотом Моисею: «зачем он вывел их из Египта и морит жаждой их, детей их и стада их?» И настойчиво требовали от него воды. Моисей сказал им: «что вы укоряете меня? что искушаете Господа?» И по повелению Божию подошёл к Хоривской скале, ударил в неё своим чудодейственным жезлом, и брызнула из скалы вода в таком обилии, что её достало для утоления жажды всего народа. И нарёк Моисей имя месту тому Масса или Мерива (искушение и укорение) по причине укорения сынов Израилевых и потому что они искушали Господа, говоря: «есть ли Господь среди них» ( Исх. 17:2–7 ). – На склонных к ропоту против Господа и дерзко искушавших Его долготерпение евреев не походят ли многие христиане? Господь не всегда поступает по их желанию, попускает им терпеть разные лишения и скорби, для испытания их любви к Нему, для воспитания в них духа смирения и преданности Его святой воле; а они ропщут за это на Бога, выражают сомнение в Его благости и даже правосудии, и ропотом своим прогневляют Его. Ропот и недовольство на Бога проявляются иногда по поводу заповедей Божиих. Для многих они кажутся бременем тяжким и неудобоносимым. Для исполнения их требуется самоотвержение, безусловное покорение своей воли воле Божией; а у них недостаёт этого самоотвержения, они преданы самоугодию и прихотям, пристрастны к земным благам и удовольствиям, нажили греховные привычки и не хотят с ними расстаться. Напрасно стал бы кто, ревнуя о их спасении, обличать их и напоминать им о долге повиновения Богу, Его святому закону и Его церкви, увещевать их к делам благочестия и самоотвержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Жил некогда на свете властитель одного восточного пастушеского племени. Подвластные глубоко чтили и любили его, потому что он был справедлив и человеколюбив. Он, по собственному его признанию, «спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Сердцу вдовы им защищённой от обидчиков он доставлял радость. Он был глазами слепому и ногами хромому; отцом был для нищих, и всякую тяжбу разбирал внимательно; сокрушал беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» ( Иов 29:12–17 ). О почтении, преданности и любви к нему подчинённых и облагодетельствованных он так выражался: «Когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище своё, князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; ухо, слышавшее меня, ублажало меня, око видавшее восхваляло меня. После слов моих уже не рассуждали. Ждали меня, как дождя. Бывало, улыбнусь им, они не верят, и света лица моего не помрачали» ( Иов.29:7,9,11,22–24 ). Сам Господь свидетельствовал о нём: «Нет такого, как он, на земле – человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющейся от зла» ( Иов.1:8 ). И велико было благоволение Господа к этому властителю: Господь благословил его обилием всякого скота, составляющего главное богатство в пастушеском быту, и многочадием. Дети утешали его своим дружелюбием, они имели обычай собираться поочерёдно друг у друга на пиршества. Благочестивый отец содержал их в благочестии и страхе Божием, и, когда круг пиршественных дней совершался, он посылал за ними и возносил за них всесожжение; ибо, говорил он, может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своём ( Иов.1:2–5 ). Уверенный в неизменности к нему благоволения Божия, он говорил себе: «в гнезде моём скончаюсь, и дни мои будут многи, как песок» ( Иов.29:18 ). Дни его действительно были долги, но светлость их омрачена была бедствиями, которые одно за другим, одно другого страшнее разразились над ним. Сначала разбойники напали на одну часть его скота и угнали, а рабов перебили; потом молния попалила другую часть его скота и рабов; затем третья часть скота уведена тоже хищниками и перебиты ими остальные рабы. Наконец ураган налетел на дом, в котором пировали его дети, повалил его, и все они погибли под его тяжестью. И всё это случилось в один день. В один из следующих дней сам он – этот богатый и знатный человек – поражён был лютою проказою от подошвы ног по самое темя и сидел он на куче навоза, скобля черепицею струпы свои. К нищете и болезни присоединилось новое бедствие – нравственное страдание от жены и друзей. Жена советовала ему похулить Бога и кончить жизнь свою самоубийством. Трое друзей пришли навестить его и вместо того, чтобы утешить страдальца, только огорчали его упрёками, поставляя ему на вид, что, верно, за ним есть тяжкие грехи, если он терпит столь тяжкое наказание. Над ним стали смяться молодые люди, те, которых отцов он не согласился бы поместить со псами стад своих ( Иов.1;2;30:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

За грехи все люди были под гневом Божиим и все погибли бы, если бы Сын Божий, сделавшись человеком, не принял на Себя наши вины и один за всех не потерпел казнь на кресте. Он потерпел казнь не за Себя, потому что Сам ни в чем не был виновен, был безгрешен, – а за наши грехи, в уплату за наши долги. И Его страдания и смерть за нас столь спасительны, что ради них не только прощаются наши грехи, но еще подается нам свыше помощь к достижению святости, и надежда на нескончаемое блаженство. И это не потому только, что потерпевший за нас страдания и смерть Господь Иисус Христос был Сам безгрешен, – а еще и потому, что Он есть истинный Бог. Ходатайство за кого-либо тем сильнее, чем важнее то лицо, от которого оно идет. Какое же существо может быть выше Господа нашего Иисуса Христа, который будучи Единородным Сыном Божиим, равным по Божескому достоинству Отцу и Святому Духу, принял на себя ходатайство за людей пред Богом Отцом и для сего в человеческой плоти пострадал и умер за нас? Вот что сделал для нас Господь Иисус. Людям остается только воспользоваться тем, что Он сделал для них, принять уготованное для всех спасение, никем не заслуженное, но всем предлагаемое. Что же нужно для сего? Нужно сделаться христианином, т. е. нужно убедиться, что мы, своими силами не можем спастись, и от всей души уверовать во Спасителя и посредством крещения вступить в общество спасаемых – в Святую Церковь . Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет. А вступившие в Христову Церковь должны вести истинно христианскую жизнь, по заповедям Христовым, и под руководством Христовой Церкви, при помощи благодати Божией, которая обильно подается христианину в прочих, сверх крещения, таинствах – и всегда привлекается смирением и молитвой. Вот что нужно, православные, для того, чтобы спастись, чтобы воспользоваться тем, что сделал Иисус Христос для нашего спасения. Будем, православные, от души благодарить Господа за то, что мы не только христиане, что Святая Церковь , к которой мы принадлежим, есть единая истинная Церковь , единая хранительница той веры, которая проповедана Апостолами, за которую проливали кровь святые мученики, которую защищали святые отцы словом и писанием, которая утверждена на Вселенских соборах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010