В подлежащем рассмотрению стихе Петр приводит слова этого пророчества, содержащегося в двух псалмах, 68-м и в 108-м. В обоих псалмах изображается невинно страждущий от врагов праведник. Он грозит им мщением небесного правосудия, взирая на них как на врагов не только личных своих, но и врагов Самого Господа, Царствия Божия. Кто бы ни был этот праведник, сам ли Давид или кто другой, во всяком случае, он является образом Христа, Сына Божия, а враги праведника – образом врагов Христовых, преимущественно Иуды предателя.Из 68-го псалма Петр приводит слова ст. 26: «да будет двор их пуст и в жилищах их да не будет живого», – Петр приводит эти слова не буквально, – в них говорится о многих врагах, а Петр относит к одному сказанное о многих, говоря: «да будет двор его , а не их, пуст». Это потому, что водимый Духом Божиим, Петр смотрит на Иуду как на выдающегося из всех прочих врагов врага Христова. В применении к Иуде слова: «да будет двор его пуст, и да не будет живущаго в нем», – будут означать: место, которое занимал Иуда в кругу Апостолов, уже не будет его местом, не будет ему принадлежать: «двор его пуст». Не останется он в нем: «не будет живущего в нем». В следующих приводимых Петром словах, взятых из другого псалма ( Пс. 108:8 ), говорится, что место Иуды замещено будет другим лицом: «епископство его приимет ин», – то есть начальственное достоинство будет дано другому лицу. Если по Давидову пророчеству надлежало вместо Иуды принять епископство, то есть апостольское звание, иному лицу, то подобает, чтобы таким лицем был один из близких ко Христу учеников Его, один из тех, которые находились в тесном общении с 12 Апостолами и следственно с Самим Христом во все время общественнаго служения Его от крещения до вознесения Его на небо. Весьма знаменательно сказано о времени служения Христова, что оно было временем вхождения и исхождения Христа с Апостолами («в неже вниде и изыде в нас Господь Иисус»). Иногда это выражение означает вообще постоянное пребывание и обращение с кем-либо ( Втор. 28:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В подобном положении женщины до сих пор находятся у народов нехристианских. Везде она является рабою или невольницею мужа. В христианстве судьба женщины изменилась к лучшему. Жена, родившая Богочеловека, стала превыше не только мужей, но и ангелов. С тех пор жена стала пользоваться честью не меньше, чем муж. По учению апостола Петра, мужья должны обращаться с женами благоразумно, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (Пет. 3:7). По учению апостола Павла, мужья должны любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Соединение мужа с женою, по его же учению, есть образ Христа с Церковью ( Еф. 5:32 ). По заповеди Христовой муж не имеет права разводиться с женою по одному произволу. Поводом к разводу может служить нарушение супружеской верности. Право на развод по этой вине принадлежит не только мужу, но и жене. В делах государственных и общественных преимущество принадлежит лицам мужеского пола. Зато в жизни домашней жена имеет одинаковую власть с мужем над детьми. И во всяком случае, как бы ни были велики права мужа над женою, ей нет причины завидовать ему, особенно в виду того, что в лице Богоматери жена явилась превосходящею все сотворенные существа. Усиленные подвиги для достижения царства небесного. Строгой проповеди Ион. Крестителя о покаянии отнюдь не ожидали современники его. Никто почти из них не думал, чтобы покаяние, какого требовал Иоанн, было необходимым условием для вступления в царство Мессии, т.е. в Церковь Его, которая, хотя, существует на земле, не есть царство от мира сего, и потому называется небесным. Цель его существования сделать членов его небесными гражданами и приготовить к жительству на небесах в царстве славы. Все полагали, что для того, чтобы вступить в царство Мессии, достаточно было происходить по плоти от Авраама, что Иудеи, как прямые потомки Авраама, были прямыми наследниками благ царства небесного, и что с их стороны не требуется для сего никаких трудов, кроме устного исповедания своих грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В сегодняшнем евангельском чтении повествуется о призвании к последованию за Христом Нафанаила, жителя Вифсаиды. В начале Своего общественного служения Иисус Христос на пути в Галилею из Иорданской пустыни находит Филиппа и говорит ему: «иди за Мною». Привлеченный Иисусом, Филипп, привлек к Нему Нафанаила, говоря ему, что Иисус из Назарета есть обетованный Мессия. Нафанаил не вдруг поверил ему. «Из Назарета может ли быть что доброе»? сказал он Филиппу. «Прииди и виждь», ответил Флп. Нафанаил пошел и, встретив Иисуса, познакомился с Ним лично и удостоверился в истине того, что слышал от Филиппа. Что же привело его к этому удостоверению? Всеведение Иисуса. Иисус сказал ему: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Христос, конечно, не телесными глазами видел Нафанаила под смоковницею, и что случилось с Нафанаилом под смоковницею и что он делал, это была тайна, которой никто не был свидетелем, о которой один только юн знал. Но она не сокрыта была от Иисуса. Оком всеведения Он узнал все, чего никто не мог знать кроме Нафанаила. Пораженный всеведением Иисуса, Нафанаил воскликнул: равви, Ты ecu Сын Божий, Ты ecu Царь Израилев. Пока лично не увидел Иисуса, Нафанаил ничего особенного не ожидал от Него, даже предубежден был против Него, ибо Назарет, где жил Иисус, город незначительный, ничем не заявил себя в истории и ничего не обещал дать из своей среды. Но теперь это предубеждение исчезло, уступив место твердой вере в Иисуса, как в обетованного Мессию. Нафанаил не по слуху, а по собственному опыту убедился в том, в чем прежде сомневался. «Ты не веришь мне, внушал ему Филипп, не веришь моему свидетельству. Я не требую, чтобы ты положился на мои слова, ступай сам к Иисусу, посмотри на Него и собственным личным дознанием проверь мои слова». Нафанаил послушался, пошел и уверовал во Христа. Как был счастлив Нафанаил, что имел возможность личным опытом достигнуть убеждения в той истине, что Иисус есть обетованный Мессия. Но никто из нас не должен завидовать ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В сей паремии (1Ин. 4:11–16) предлагается учение о любви Божией в связи с христианскою любовью к ближним. Гл. 4, ст. 11. Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити. Выше, в предшествующих двух стихах (9, 10), сказано, в чем открылась любовь Божия к нам. Она открылась в том, что «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь.., в умилостивление за грехи наши». К чему располагает нас столь великая любовь Божия к нам? К тому, – дается ответ в подлежащем рассмотрению стихе, – чтобы мы, следуя примеру любви Божией к людям, любили ближних. Как не любить тех, которых возлюбил Бог ? Мы заслужили вечную погибель. Для спасения от неё, для дарования нам жизни, то есть вечного блаженства, Он послал в мир Единородного Сына Своего и отдал Его в умилостивительную жертву за наши грехи. Видно мы дороги Отцу небесному, если для спасения нашего потребовалась столь безмерной цены жертва. Не должны ли и мы принимать к сердцу благо наших ближних до готовности жертвовать для блага их всем, что нам дорого в ряду земных благ? Ст. 12. Бога никтоже нигдеже виде. Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас. Любовь к ближнему, которого видим, вводит нас в общение с Богом, Которого не видим. Это общение с Богом, столь живое и тесное, что Бог пребывает в нас, как в храме Своем, достигается, если мы любим друг друга, любим тех, которые соединены с нами братскими узами, как чада Божии. Любовь друг к другу сродняет нас с Богом потому, что Он Сам есть Любовь, существо любвеобильное. Любовь Его простирается на всех людей, даже на не ведущих Его, не чтущих Его, но в полной мере она являет себя в тех, которые не только чтут и любят Его, но по любви к Нему любят и ближних: «любы Его совершенна есть в нас», если мы полны любви друг к другу. Ст. 13. О сем разумеем, яко в Нем пребываем и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам. Что наша уверенность в теснейшем общении с нами Бога посредством любви к ближним не есть мечта и самообольщение, а действительность, это явствует из плодов этого общения. Таковыми плодами служат многообразные дары Св. Духа, дары благодати Его, просвещающей, освящающей, очищающей, пророчествующей, чудодействующей. Последние два дара благодати принадлежат к числу чрезвычайных даров, которыми обиловала Церковь в апостольское время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В то время, когда не было писанного слова Божия, патриархи были живой, самой верной книгой откровений Божиих. Один и тот же человек об одних и тех же богооткровенных истинах и правилах мог слышать сам и рассказывать другим целые сотни лет. Так например Ной, живший до потопа 600 лет, мог беседовать с Енохом, сыном Сифовым, а отец Ноя, Ламех, мог беседовать с самим Сифом, сыном Адама; вследствие сего не только позднейшие откровения Божии, но и самые первоначальные, бывшие Адаму в раю, могли перейти в мир послепотопный в первобытной свежести и неповрежденности. – Кроме особенного промышления Божия долголетию патриархов способствовали естественные причины. Избыток сил природы, еще не в такой степени, как впоследствии, растленной грехом, простой, близкий к природе образ жизни, самое состояние человеческого тела, сохранившего довольно первобытных совершенств, – ибо чем меньше было предков, тем меньше наследственной порчи могло перейти к потомкам, – все это такие обстоятельства, которые составляют преимущество времен первобытных пред позднейшими. С течением времени жизнь человеческая сократилась до пределов, о которых еще Моисей сказал: «дней лет наших всего до семидесяти лет, а при большей крепости до восьмидесяти лет» ( Пс.89:10 ). Впрочем здесь берется среднее количество, ибо и после встречались, и ныне встречаются примеры людей, живущих до 100 и даже 150 лет. Сам Моисей, оплакивающий скоротечность человеческой жизни, умер ста двадцати лет, и притом в крепости сил телесных: «зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась» ( Втор.34:7 ). Есть старцы, над которыми, как над Моисеем, время мало обнаруживает свою разрушительную силу. Халеву, современнику Моисея, было восемьдесят пять лет, когда он пришел в землю обетованную и искал в ней места для водворения себя с семейством. Он был из числа двенадцати соглядатаев, которые за 45 лет пред сим посланы были Моисеем осмотреть Ханаанскую землю. За добросовестность, с какой Халев вместе с Иисусом Навином дал отчет народу о виденной им стране, и за обнаруженное при сем случае твердое упование на Бога, он получил от Моисея обещание хорошего надела по занятии этой страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В то время не было писанного слова Божия, и в нем не было нужды: патриархи были живой, самой верной книгой откровений Божиих. Один и тот же человек об одних и тех же богооткровенных истинах мог слышать сам и рассказывать другим несколько сотен лет. В этом свежем и неповрежденном виде первоначальное обетование о Христе дошло до времени всемирного потопа и после потопа передано было Ноем последующим поколениям и вместе с другими обетованиями и пророчествами, данными Аврааму и его ближайшим потомкам, дошло до Моисее и от Моисея сохранялось до Рождества Христова, служа приготовлением людей в приятью Христа, который был предметом ожидания не только для избранного народа, но и для язычников. Нам, верующим в пришедшего Христа, досталось великое преимущество предожидавшими Его; но если они разнообразными путями приготовляемы были к ожидаемому событью Рождества Христова, то мы, дождавшись этого события, приготовляемся к празднованию его. Далее Церковь приготовляет нас к празднику Рождества Христова тем, что со дня праздника Введения во храм Приснодевы Марии оглашает нас в церковных службах песнопениями, относящимися к Рождеству Христову. Чрез сие она дает нам возможность предвкушать радость грядущего праздника. Как трогательны, как поучительны, как возвышенны эти песнопения! Чтобы убедиться в этом, остановим на сей раз внимание на одном из них, начинающемся словами: Христос рождается, славите... Церковь приглашает нас славить раздающегося Христа, ибо для кого Он родился, для кого сошел с небес, приял от Девы Марии нашу плоть и кровь, и в этой плоти пострадал, и эту кровь пролил на кресте? Для нас, для нашего спасения от вечной погибели. Как же нам не славить Христа, нас ради человек столь безмерно уничижившего Себя? Рождение Христово прежде всех прославили ангелы, воспевшие в минуты Его рождения: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Не для ангелов Христос родился, не для спасения их воплотился, ибо, как не согрешившие, они не имели нужды в этой милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В Христианской Церкви Божие благословение вступающих в брак ниспосылается Господом в Таинстве Венчания. Гражданский брак определяется Церковью блудным сожительством, кроме тех случаев, когда один из супругов сознательно приходит к вере, уже состоя в браке, а второй не желает венчаться. В этом случае Церковь основывается на словах святого апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 послание к Коринфянам, глава 7, стихи 12–14). Но тут же апостол прибавляет: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 послание к Коринфянам, глава 7, стих 15). Следовательно, если невенчанный брак заключен до воцерковления супругов, то инициатива развода не должна принадлежать верующему супругу. Если же к вере приходят и муж, и жена, конечно, им необходимо освятить свой союз благодатным церковным Таинством Брака (Венчания). (Название Венчание происходит от возложения венцов на брачующихся.) Бывает, что молодые люди венчаются в Церкви не по убеждению, а только потому, что «это красиво», не понимая, что церковный брак – нерасторжимый союз. «К сожалению, не всегда понимают важность этого священнодействия те, над которыми оно совершается , – наставлял женихов и невест епископ Дмитровский Виссарион (Нечаев) . – Оттого-то они и во время совершения его ведут себя без надлежащего благоговения и не приготовляются к нему предварительными молитвами о ниспослании благословения Божия. Но если священнодействие Брака есть Таинство, то, как и всякое другое Таинство, оно требует от приступающих к нему молитвенного настроения духа. Как приступающие к Таинству Исповеди должны предрасположить себя к нему предварительным продолжительным подвигом молитвы, иначе не получат ожидаемой от него пользы для душ, так и вступающие в брак обязаны быть в молитвенном настроении духа не только во время совершения над ними сего Таинства, но и до совершения его. В ком нет такого настроения до Венчания, то благодать Божия, даруемая в Таинстве Брака, падает на почву совершенно бесплодную» .

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

В этой-то виновности, и этом грехе неверия во Христа, соединенном с опасностью вечной погибели, будет обличать людей мира Дух Святой. Обличить мир о гресе, яко не веруют в Мя. Сам Христос неоднократно обличал Иудеев в том, что они не веруют в Него, как посланника Божия, что, хотя Он пришел во имя Отца, они готовы променять Его на человека, который придет к ним во имя свое, т. е. на антихриста ( Ин.5:38,43 ). В обличение их неверия Он ссылался на многоразличные знамения и чудеса, какие Он творил в доказательство Своего божественного посланничества ( Ин.5:36 ). Он упрекал их в хуле на Св. Духа, когда они до того простирали неверие в Него, что сами чудеса Его приписывали вельзевулу ( Мф.12, 32 ). В обличение их неверия Он указывал им также на пророчества, относящиеся к Нему и исполняющиеся на Нем. Он говорил, что не веруя Ему, они показывают, что не верят самому Моисею, ибо Моисей о Нем писал. ( Ин.5:46 ). Неверие в Него Христос объяснял тем, что они возлюбили больше тьму, нежели свет, из опасения, чтобы пред светом истины не обличались их злые дела ( Ин.3:19–20 ), – что они возлюбили больше славу человеческую, нежели Божию ( Ин.5:44; 12:26 ), т. е. человеческие, житейские расчеты заглушили в них приемлемость к истине, и страх пред враждебными Ему фарисеями, низкое человекоугодничество отвлекли их от прославления в Его лице Бога, – что неверующие Ему – не от овец Его ( Ин.10:26 ), т. е. не имеют кротости, смирения, страха Божия, потребных для усвоения божественной истины. Словом, они не уверовали в Него, потому главным образом, что не хотели уверовать. Они могли узнать истину, но закрывали от нее глаза, видя не видели, слыша не слышали. Поэтому их неверие есть самый тяжкий и непростительный грех , как грех ведения. «Если бы Я не пришел и не говорил им.., если бы не творил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха, а теперь и видели и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:22–24 ), сказал Христос Обличитель о не уверовавших в Него людях мира. – Дело обличения мира в грехе неверия Христу должен был продолжать Дух Святой, ибо вообще дело Святого Духа не отлично от дела Христова и служит его продолжением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В этом обширном смысле понимать пророчество о суде над народами нужно отчасти потому, что предшествующее сему пророчество об излиянии Духа Святого на всякую плоть и о спасении всякого призывающего имя Господне относится, как мы видели при изъяснении предыдущей паримии, ко всем народам, – отчасти потому, что всемирный суд над народами в новозаветных писаниях, как увидим ниже, изображается одинаковыми чертами, как и в дальнейших словах пророчества Иоилева изображается суд над народами. – На основании пророчества Иоилева издревле сложилось мнение, доселе господствующее не только в христианском мире, но также между Евреями и магометанами, что местом всемирного суда будет долина Иосафатова близ Иерусалима. Это мнение может быть признанно вероятным, если иметь в виду, что всемирный суд будет происходить в воздушном пространстве. Как Сам Судия явится с неба на воздухе и здесь сядет на престоле суда, так и подсудимые народы предстанут пред ним на воздухе. Долина Иосафатова может быть местом всемирного суда в том смысле, что над нею в воздушной среде явится Господь – Судия и вокруг Него на воздухе займут огромное пространство подсудимые. Собрание их на самой долине немыслимо по ее тесноте и их многочисленности; но воздушное пространство, в безмерную широту и высоту над нею и окрест ее, может быть наполнено бесчисленным множеством подсудимых. На суд предстанут и примут праведное воздаяние все народы, не только озлоблявшие Церковь , но и принадлежавшие к ней. Из среды последних осуждены будут на вечную погибель нечестивые и нераскаянные. Иоил.3:13 . Испустите серпы, яко предстоит объимание (обрезание) винограда. Внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия, яко умножишася злобы их. Суд над народами, враждебными Царству Божию, представляется здесь под образом собирания винограда и топтания его в точиле. Под этим же образом этот суд представляется в Апокалипсисе. Один из Ангелов, говорится в Апокалипсисе: «С великим криком воскликнул к другому Ангелу, имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозди винограда на земле, потому что созрели в нем ягоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Вас ради, присовокупляет апостол, имя Божие хулится во языцех» ( Рим. 2:24 ). Иудеи словами Бога не хулили, но жизнь их была такова, что язычники, смотря на нее, хулили истинного Бога. Они так рассуждали: если исповедники Иудейской веры ведут себя безнравственно, то значит и вера их нехороша и Бог, в которого они веруют, не есть истинный Бог. По жизни верующих язычники судили о вере. Суждение, конечно, несправедливое; не вера виновата в том, что верующие живут худо; истинная вера учит одному добру; но, к сожалению, люди не слушают ее внушений и дают повод незнающим этой веры хулить ее и таким образом, хотя сами не хулят ее, должны отвечать за богохульство, совершаемое другими. Будем, братие, помнить это и вести жизнь так, чтобы зрящие ее не хулили, а прославляли Отца Небесного. Проповедники Евангелия просвещают неверных словом, а прочие могут содействовать успехом истинной веры среди неверных жизнью, т. е. ревностью к исполнению заповедей Господних. Чудо над пятью хлбами и двумя рыбами. Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице В сегодняшнем евангельском чтении повествуется о чуде насыщения Господом Иисусом Христом пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч народа, кроме жен и детей ( Мф.14:14–22 ). Это чудо совершено было в поздний вечер. Но прежде чем преподать народу телесную пищу, Господь Иисус напитал его пищею духовною, беседуя о царствии Божием. Продолжительна была эта беседа, но народ, пришедший к Иисусу в количестве нескольких тысяч, не утомлялся ею и так увлекся ею, что не хотел расстаться с божественным Учителем и забыл даже о подкреплении себя пищею. Господь сжалился над ним и на предложение учеников отпустить народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и купит хлеба, ибо им нечего есть, – отвечал отказом. Он спросил учеников: сколько есть здесь хлебов? и узнав, что у одного мальчика есть пять хлебов ячменных и две рыбы, приказал принесть их к себе, а людей повелел рассадить всех на зеленой траве купами по сту и по пятидесяти. Затем, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил их, и хвалу воздав, стал преломлять хлебы и давать ученикам, а ученики раздавали возлежащему народу; также и две рыбы разделил на всех, сколько кто хотел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010