h5 Быт.31:4–5 .  Послав же Иаков, призва Лию и Рахиль на поле, идеже бяху стада, и рече им: вижду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне: Бог же отца моего бе со мною. Иаков, получив повеление возвратиться на родину, сообщает о том не Лавану, ибо не надеется получить от него добровольное согласие на удаление от него, а своим женам, чтобы приготовить их к разлуке с отеческим домом. Иаков объявляет им повеление Божие не в доме их отца, а в поле, из опасения, чтобы домашние Лавана как-нибудь не проведали о содержании речей мужа с женами и не воспрепятствовали бегству его, которое предполагалось устроить тайно. Он говорит Лии и Рахили: «выжду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне», – т. е. отец ваш смотрит на меня не с прежней благо­склонностью: суровое выражение лица его при встречах и разговорах со мной свидетельствует о его недоброжела­тельстве ко мне и зависти. – «Бог же отца моего бе со мною»: не знаю, чем заслужил немилость отца вашего. Все, что я приобрел, живя у него, приобрел по благословению Господа, Который также ко мне милостив, как милостив к отцу моему. Если по условию с отцом вашим мне досталась в награду значительная часть его имущества, на сие была воля Божия, которой он должен покориться, а не гневаться на меня.   Быт.31:6 . И вы сами весте, яко всею силою моею работах отцу вашему. Иаков внушает своим женам, что обогащение его зна­чительной частью имущества Лаванова есть дело справед­ливости, и в доказательство ссылается на то, что он работал на Лавана со всем усердием и самоотвержением верного слуги, заботясь в первые два седмилетия только о выгодах его и забывая о своих. Впоследствии Иаков, настигнутый в бегстве Лаваном, скажет ему самому: «Двадцать лет я у тебя: овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел. Растерзанного зверем я не носил тебе, – это была моя беда; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон убегал от глаз моих» ( Быт 31,38–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Алчущие и жаждущие правды весьма недовольны своим нравственным состоянием. Они тяготятся сознанием своих грехов, их смущают не только тяжкие грехи, но и, по-видимому, легкие; не только греховные действия, но и греховные мысли. Их совесть никогда не мирится с нарушениями нравственного долга, они – строгие, беспощадные судьи самих себя. Они не довольны даже своими добрыми делами, успехами в духовной жизни, потому что чувствуют, что они далеки от той высоты совершенства, к достижению которой призваны: будите совершении, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф. 5, 48 ). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе ( Флп. 2, 5 ). Всем указано достигать в мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова ( Еф. 4, 13 ). Они судят о себе не в сравнении с жизнью других людей, а в сравнении с этими высокими образцами совершенства. Если бы они стали сравнивать себя с людьми, они могли бы сказать: несмь якоже прочии человецы ; но когда они сравнивают свою жизнь с тем, чем они должны быть по требованиям Слова Божия, они говорят: тебе Господи правда, нам же стыдение лица . Алкать и жаждать правды – значит стремиться к ее достижению, как голодные и жаждущие стремятся к утолению голода и жажды. Последние изо всех сил бьются, чтобы достать себе хлеба и воды, и если своими трудами не успевают в этом, то смиренно просят других, чтобы их накормили и напоили. Подобно этому и тот, в ком есть истинное желание быть правым, не остается при одном этом желании, а старается обратить его в дело. Но, чувствуя недостаточность своих естественных сил, он умоляет Бога о даровании ему благодатной помощи к победе над грехом и к утверждению себя в подвигах правды, прося Его в то же время о невзыскании с него за грехов. Благословение алчущим и жаждущим правды в том, что они насытятся . Их духовная алчба и жажда будут удовлетворены. При помощи благодати Божией их усилия в борьбе с грехом и в искании правды наконец увенчаются успехом. Благодать Божия не только избавляет их от осуждения за грехи, но внутренне их обновляет и возрождает, так что всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога ( 1Ин. 3, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Апостол остался весьма доволен тем благотворным впечатлением, какое произвел на них первым своим посланием к ним и потому во втором послании высказал свою радость по поводу их смиренного ему послушания. Узнав, что и развратник, поведение которого так огорчило его, раскаялся в своем грехе, Апостол просил их простить его и утешить, «дабы он не был поглощен чрезмерною печалию» ( 2Кор. 2:7 ). Радость Апостола, успевшего образумить грешника и победить равнодушие к нему коринфских христиан, была тем сильнее, чем тяжелее была предшествующая тому скорбь. Воспоминая о сей скорби, Апостол пишет к ним: «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам». Эти слова, содержащиеся в сегодняшнем апостольском чтении, объясняют причину успеха его обличения. Как ни строги были его обличения по поводу появления в среде коринфских христиан развратника, они проникнуты были искреннею любовью к обличаемым. Он нисколько не злился на них, но обличая их с целью пробудить в них раскаяние, он сам плакал от любви к ним. Он так жива принимал к сердцу их душевное состояние, что как будто сам был виноват в том грехе, в каком обличал их. Коринфяне, тронутые его слезами, убедились в искренности расположения к ним Апостола. Им стыдна стало, что они огорчили его своим поведением, и потому поспешили утешить его своим покаянием. Такова, братие, сила любви, каковою проникнуты были обличения и укоризны грешникам. Так и всегда должно поступать, если мы хотим, чтобы наши обличения произвели желаемое действие. Аще впадет человек в некое прегрешение, вы духовны исправляйте такового духом кротости ( Гал. 6:1 ), то есть обличайте виновных, во смягчайте свои обличения любовью, так чтобы обличаемые видели, что вы не питаете на них злобы, но желаете им добра, что вы искренна жалеете их, искренно любите их. Каждый грех есть болезнь и требует великой осторожности при уврачевании ее. Как к телесным болячкам надобно прикасаться бережно, тихонько, чтобы не раздражить больного, так надобно поступать и в отношении к духовным болезням – грехам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Апостол Петр касается того же предмета и вот что говорит женам христианским об отношении их к мужьям язычникам: « повинуйтеся, жены, своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» ( 1Пет. 3:1,2 ). Женам христианкам, конечно, не легко было жить с мужьями язычниками, быть свидетелями их суеверий, поклонения пред идолами и, может быть, терпеть от них притеснения за веру; но все это не должно было удерживать жен от повиновения мужьям. Они должны были подчиняться их власти во всех случаях, не оскорблявших христианской совести, исполнять приказания мужей, ничего не делать без их согласия в жизни семейной и хозяйственной. Не должно было смущать жен христианок и то, что мужья их не покорялись слову истины. Повиновение мужьям в соединение с житием чистым и богобоязненным могло облегчить женам труд обращения мужей к христианской вере; мужья без слов, без особенных усилий со стороны жен подействовать на них проповедию Евангелия, могли быть привлекаемы к христианской вере не укоризненною, полною любви, терпения и самоотвержения жизнию жен. Таковы отношения христианских жен к мужьям язычникам, но если долг сожития с ними и повиновения им не должен быть нарушаем разноверием, то не наипаче ли сей долг должен быть священным для христианской жены единоверного с нею мужа? Каков бы ни был муж, хорош или не хорош, ласков или жесток в обращении с женою, она должна оставаться в повиновении ему, и как бы ни было горько ее житие, не должна искать разлучения с ним за исключением случаев супружеской неверности. Яже Бог сочета, человек да не разлучает. Так называемые ревнители эмансипации женского пола восстают против неразрывности супружеского союза и требуют как для мужей, так и для жен полнейшей свободы развода по всякой благовидной и неблаговидной причине. Исполнение этого требования сопровождалось бы самыми пагубными последствиями, повело бы к разрушению семейной жизни, к безграничному разврату.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Арий учил, что Христос Сын Божий произошел во времени, что было время, когда Его не было. Вопреки сему лжеучению в символе веры сказано, что Он от Отца, т.е. от сущности Отца, рожден прежде всех веков, следственно совечен Ему, так что не было времени, когда бы не было Его, как не было времени, когда бы не было Отца. Понятие о рождении Сына от Отца давало Арию повод думать, что рождение не может быть мыслимо без времени, ибо рождающий предшествует бытью рожденного. Но это справедливо только по отношению к человеческому рождению. Что же касается до рождения Бога Сына от Бога Отца, то оно может быть сравниваемо только с рождением солнечного света, озаряющего землю, от света, сосредоточенно в солнце. Тот и другой свет неотделимы во времени появления. Подобно сему Сын Божий есть присносущный свет от присносущного света, есть совечное Богу Отцу сияние славы Отца ( Евр. 1:1 ). В сем смысле, вопреки лжеучению Ария, отрицавшего совечность Сына Божия Богу Отцу, Сын Божий именуется светом от света. Арий признавал Сына Божия Богом только не в собственном смысле; вопреки ему мы научились исповедывать Его Богом в собственном смысле, Богом истинным, от Бога истинного, таким же Божеским лицом, как и Бог Отец, от которого Он произошел. Видехом свет истинный. Истинным светом, просвещающим всякого человека, называется Христос, называется и самое учение Христа. Он пришел в мир затем, чтобы неверующих, невежествующих, ослепленным суеверием и лжемудрием наставить на путь истины. И все, которые от истины, послушали гласа Его и уверовали в Него. Но их вера была недостаточна, ибо многого, чему учил Христос, они не понимали, или понимали превратно. Например: одному из своих слушателей Иисус Христос предложил учение о рождении свыше, как о необходимом условии вступления в царствие Божие. Слушатель понял слова Христовы в грубо-чувственном смысле. Он сказал: капо может человек родитися стар сый? Еда может второе внити во утробу матере своея и родитися? Иисус Христос растолковал ему, что под рождением свыше должно разуметь рождение водою и Духом, то есть, крещение ( Ион. 3:3, 4, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Бедным предоставлено было право безмездно пользоваться самородными произведениями полей и садов в год субботний, когда поля и сады оставались без обработки, а в прочие годы на полях во время жатвы и в садах при снятии плодов оставляема была доля в пользу бедных. «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего и оставшагося от жатвы твоей не подбирай, бедному и пришельцу оставь сие» ( Лев.23:22 ). «И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике твоем не подбирай, оставь это бедному и пришельцу» ( Лев.19:10 ). Как известно, правом подбирать оставшиеся колосья воспользовалась моавитянка Руфь на полях богатого израильтянина Вооза. Псалмопевец воспевает милосердие так: «Блажен разумеваяй на нища и убога. В день лют избавит его Господь» ( Пс.42:2 ). Пророк Исаия, упрекая Иудеев в том, что они при строгом соблюдении постов пренебрегают дела милосердия, говорит от лица Господа: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу. Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется как заря свет твой», т.е. выйдешь из тьмы бед и напастей и свет благополучия осияет тебя ( Ис.58:6–8 ). Сын Сирахов заповедует оказывать милость не только живущим, но и умершим. «И умершего, – говорит он, – не лишай милости» ( Сир.7:36 ), т.е. заботься о приличном погребении умерших, прими оставшихся после них детей, на помин душ их раздай милостыню. Какие трогательные заповеди! Но не менее трогательные примеры милосердия встречаются во времена ветхозаветные. Праведный Иов, вспоминая время своего благосостояния, свидетельствует о себе: «Я спасал страдальца вопиющего (о помощи) и сироту беспомощного. Сердцу вдовы (защищенной мной) доставлял я радость. Я был глазом слепому (т.е. наставником неведущему) и ногами хромому (т.е. опорой готовому пасть и погибнуть под бременем бед); отцем был я для нищих, из зубов беззаконного исторгал похищенное ( Иов.29:12–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делех Его» ( Пс.144:9 ). Но в ряду творческих дел Его на земле человеку принадлежит первое место; из всех земных тварей он есть наипаче дело благости Божией. Он есть венец не только земных творений, но всего сотворенного вещественного мира, судя по тому, что только на земле могут обитать живые существа и во главе их человек. Он один из всех земных существ создан по образу и подобию Божию, и в этом отношении немногим чем умален пред ангелами. Подобно им и он, как созданный по образу Божию, имеет по самой природе своей некоторое сходство с Богом. Бог есть дух бессмертный: и душа человека духовна и бессмертна. Бог бесконечно совершен: и душа человека имеет часть Богоподобных совершенств, – способность к познанию истины, к отличению добра от зла, к святости. Бог – владыка всего мира: и человек поставлен во главе земных тварей, ибо «все Господь покорил под ноги его, овец, волов, всех диких зверей, птиц небесных и рыб морских» ( Пс.8:8–9 ). Псалмопевец, прославляя благость Божию к человеку, умаленному немногим чем пред ангелами, изумляется величию этой благости, сравнивая человека с такими величественными созданиями Божиими, как небеса с их звездами. «Когда взираю на небеса – дела Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» ( Пс.8:4–5 ). Как он ничтожен невидимому пред ними! Так, он действительно ничтожен по наружности; но это ничтожное существо есть, однако, единственное после ангелов существо, которое может понимать величие дел Божиих, видеть в них и ценить следы мудрости и всемогущества Творца, постигать законы, которыми управляется вселенная, общий план мироздания, и прославлять Творца в Его творении. Величественны солнце, луна и звезды; величественна земля с ее полями, лесами, горами, морями, реками, животными, с ее физическими силами, производящими снег, дождь, молнии и т.д. Но все эти твари не имеют ни смысла, чтобы понимать величие и славу Творца, ни языка, чтобы выражать удивление и благоговение пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Бог есть Отец наш и все люди – Его чада – еще потому, что Он с отеческою заботливостию и любовию промышляет о людях, как добрых, так и злых. Христос Спаситель, внушая своим последователям быть достойными сынами Отца их небесного, говорит: «Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Но особенно Его отеческая любовь и милость простирается на благочестивых: «якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ). В ветхом завете состоял под особенным покровительством Божиим целый народ, а потому как сам Бог называл этот народ своим сыном, так и народ называл Его своим Отцем. Так Моисей получил от Бога повеление сказать Фараону от лица Божия: «сын Мой первенец Израиль» ( Исх.4:22 ). Пророк Исаия от лица своих соотечественников молился Богу: «Ты, Господи, Отец наш, избави ны, исперва имя Твое на нас есть» ( Ис.63:16 ). Но главным образом Бог есть Отец наш и мы – Его чада по благодати искупления. Бог никогда не оставлял человека своею милостию, но в преимущественном свете открылась Его отеческая любовь к нам в спасении нас от вечной погибели Единородным Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. Нас ради человек и нашего ради спасения Он благоволил принять на Себя все вины наши пред правосудием Божиим и для сего сошел с небес, облекся в наше человеческое естество, и в нем пострадал и умер за нас на кресте. Своим воплощением, страданиями и смертию Он примирил грешного человека с Богом, и тем, которые были по естеству чадами гнева, даровал право называться чадами Божиими по благодати и с сыновним дерзновением взывать к Нему: Авва, Отче! – Как же усвояется это право? Верою в искупительные заслуги Христа и таинственным возрождением. Только верую щим во имя Его дал Он власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:12–13 ). – Под рождением от Бога здесь разумеется таинство крещения, чрез которое человек получает новую духовную жизнь и право быть членом царствия Божия: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» ( Ин.3:5 ), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз, прежде нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца» (Премудрости Солом. 2:2–10). Так рассуждали древние вольнодумцы и как рассуждали, так и поступали. По уверенности, что душа человеческая не есть существо бессмертное и исчезает вместе со смертью тела, они благо жизни поставляли в одних чувственных наслаждениях. Они спешили пользоваться скоротечною земною жизнью для того, чтобы извлечь из нее все, что она может дать приятного для чувственности. Другой жизни нет, стало быть, надобно насладиться этою жизнью. И вот они предавались пьянству и объедению. «Будем есть и пить, ибо завтра умрем» ( 1Кор. 15:32 ). К числу таковых принадлежал богач евангельской притчи, проводивший все дни в пиршествах с приятелями и презиравший нищего голодного Лазаря, лежавшего у ворот его дома. Он не верил в загробную жизнь и в загробное воздаяние и уверился в этом только тогда, когда сам попал по смерти в ад и подвергся нестерпимым адским мукам. Неверие в загробную жизнь и воздаяние было причиною не только невоздержания и распутства неверующих, но бесчеловечного обращения с ближним. Для того, чтобы не иметь недостатка в средствах для чувственных наслаждений, они посягали на собственность и на жизнь ближних. Они поступали так без смущения и страха, ибо уверены были в безнаказанности. Если нет загробного воздаяния, то надобно заботиться не о том, чтобы не совершать злодеяния, а только о том, чтобы ускользнуть от земного человеческого правосудия, чтобы только в этой жизни не понести казни за преступление, – наказания по смерти не будет никакого, ибо со смертью все кончится. Другие же из них, пресытившись чувственными наслаждениями, оканчивали жизнь самоубийством, в уверенности, что по смерти оно не повлечет за собою ответственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Будем помнит заповедь Апостола служить Богу не только душею, но и «прославлять Его в телесех наших, яже суть Божия» ( 1Кор. 6:20 ), и члены тела употреблять в орудия служения Богу по слову того же Апостола: «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя и члены ваши Богу в орудия праведности» ( Рим.6:12–13 ). К телесным подвигам для угождения Богу относятся между прочим посты. Церковная заповедь о постах должна быть строго соблюдаема, особенно в наступающий Великий пост . Должно впрочем помнить, что ревность к соблюдению этой заповеди спасительна только в соединении с постом духовным, который состоит в обуздании страстей, в духовном бдении, в строгом самоиспытании, самоосуждении, в постоянном молитвенном настроении души и делах любви к ближним. Постящеся телесне, постимся, братие, и духовне. Дом учения и врачевания Блажен дом, который удостоился чести принять Иисуса и быть свидетелем благодати, исшедшей из уст Его в слове евангельского учения и проявленной в деле чудесного благотворения страдальцу. Но Христос вчера и днесь, тойже и во веки. Он, в силу своего обетования пребывать с верующими до скончания века, до сих пор являет и до скончания века будет являть Свое присутствие не в одном доме, а в бесчисленных домах, которые именуются храмами Его. В этих святых храмах Он продолжает учить нас тому же самому, чему Он учил в одном из капернаумских домов во дни земной Своей жизни. Это святое учение предлагается ежедневно в каждом христианском храме в евангельском чтении, в котором слышатся те же самые глаголы живота вечного, какими Он оглашал своих слушателей в домах, полях и на всех других местах во время земной своей жизни. Где бы тогда ни являлся Христос, везде окружали Его желающие послушать Его в таком количестве, что не только в домах, где Он беседовал, но и вне их становилось тесно. Все старались быть к Нему поближе, чтобы не проронить ни одного Его слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010