Давид видел в своем бедствии наказание Божие за свои грехи и решился смиренно терпеть оскорбления от людей. Он вспомнил свои преступления против Урии, вспомнил, как он отнял у него жену и убил его рукой Аммонитян, повелев поставить его под их стрелы во время битвы. На совести Давида лежало два греха – прелюбодеяние и убийство. Сначала он не чувствовал тяжести своей вины, но вот явился к нему обличитель пророк Нафан и возвестил ему: «За то, что ты похитил жену от живого мужа и самого его убил, меч не отступит от дома твоего, мститель за грех прелюбодейства возникнет в самом доме твоем». Давид раскаялся, сказав: «я согрешил против Господа», и Нафан от лица Господа тотчас объявил ему: «и Господь снял с тебя грех, ты не умрешь» ( 2Цар.12:13 ), т.е. не подвергнешься тому возмездию, к которому ты сам приговорил себя, признав достойным смертной казни богача, который для угощения своего гостя отнял у бедняка единственную его агницу, хотя сам владел множеством крупного и мелкого скота. Но угроза наказания все же должна была исполниться. Он должен был для заглаждения своего греха испытать бедствия, ему предназначенные, подобно тому, как и теперь грешники, получившие на исповеди прощение исповеданных ими грехов, обязываются нередко исполнить налагаемые за них духовником епитимии. Епитимии предписываются с целью, чтобы грешник помнил грех, за который несет епитимию, и удерживался от повторения его. Бедствия, испытанные Давидом во время восстания Авессалома, имели для него значение епитимии. Он понял это значение и потому скорбел и плакал не столько о том, что терпел эти бедствия от людей, сколько о том, что сам Господь наказует его рукою людей. Его смущала не столько злоба людей, сколько гнев, ярость Господа, попустившего людям уничижать и позорить его для того, чтобы он вполне восчувствовал, как он сам тяжко согрешил против людей, чтобы сознал тяжесть своей вины против них. В этом отношении душевное настроение Давида для всех поучительно. Давид смиренно признающий свои бедствия наказанием Божиим и себя достойным их за свои вины против ближних, представляет нам пример того, как мы должны вести себя, когда придется нам терпеть несправедливости и озлобления от людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Давид говорить о своем избрании от Бога на царство для того, чтобы дать понять слушателям, что хотя ему не суждено лично построить задуманный им храм, он утешает себя воспоминанием о великом благоволении к нему Господа, открывшемся в избрании его в цари над всем Израилем. Он исповедует, что единственно по милости Божией, а не по каким-нибудь заслугам и не по старшинству он удостоился этой величайшей чести. Избра Господь Бог Исраилев мене от всего дому отца моего, да буду царь над Исраилем во веки. Это значит, что, судя по-человечески, Давид никак не мог ожидать того, что сотворил с ним Господь. Мысль о неожиданности для него избрания в цари весьма выразительно высказана в словах псалма Давидова. Я был меньший между братьями моими, и юнейший в доме отца моего, пас овец отца моего. Но вот Господь послал вестника Своего (Самуила), и взял меня от овец отца моего и помазал меня елеем помазания. Братья мой прекрасны и велики, но Господь не благоволил избрать из них ( Пс. 151 ). – Да буду царь над Исраилем во веки. Говоря сие, Давид имеет в виду обетование Божие о том, что ему суждено царствовать вечно – не лично, а в лице своего потомства. Давид вспоминает сказанное ему Господом о его преемнике чрез пр. Нафана. И верен будет дом его и царство его во веки предо Мною, и престол его будет исправлен во век ( 2Цар. 7:16 ). Ближайшим образом это обетование относится к преемнику Давида Соломону, но его продолжительное сорокалетнее царствование было только слабым образом вечного царствования другого потомка Давидова, Христа Сына Божия, Царя духовного царства. И даст Ему Господь престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца, – так благовестил о Христе Царе Деве Марии Архангел ( Лк. 1:32–33 ). И как вечен Сам Христос Царь, так и царство Его – основанная им Церковь – пребудет до окончания века, неодолимая врагами ада. – И во Иуде избра Господь царство. Из всех колен Израильских колено Иудино имело то преимущество, что из среды его начиная с Давида вышел непрерывный ряд царей до Вавилонского плена, царствовавших сначала над всеми коленами, потом над двумя, и что Иуде дано было обетование устами патриарха Иакова не оскудеет князь (не переведется ряд правителей) от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему и Той чаяние языков ( Быт. 49:10 ), т.е. пока не придет то, что ему – Иудину колену – предопределено, и Тот, на Ком исполнится сие предопределение, есть предмет чаяния народов, именно всемирный Царь Христос. Имея в виду столь великое предназначение колена Иудина, Давид благодарно исповедует далее, что в сем колене дому отца его Иессея суждено дать из своей среды царя над всем Израилем от дому Иудина избра Господь дом отца моего, и от сынов отца моего во мне благоволи, еже быти царю над всем Исраилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Далее ревнителей молитвы Иисусовой Варлаам обвинял в согласии с Богомилами, потому что они подобно этим еретикам, кроме молитвы Господней отвергающим другие молитвы, употребляют будто бы одну только Иисусову молитву, а другие признают излишними. Притом вместо того, чтобы вместе со всеми православными христианами в молитве Иисусовой говорить: Боже наш, афонские монахи говорят: Сыне Божий. Это изменение Боже наш на Сыне Божий сделано так же, говорил Варлаам, в подражание богомилам, которые Иисуса Христа называют только Сыном Божиим 26 . На все это мы встречаем такой ответ в соборных деяниях: «Таковы неплодные речи Варлаама. Но они противоречат свидетельству основания веры, верховного апостола Петра, и тому ублажению, которого Петр сподобился от Господа. Петр сказал Ему: Ты Христос, Сын Бога живаго. Господь же ответствовал ему: Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах ( Мф.16:16–17 ). И в Символе веры мы говорим: веруем во единаго Бога Отца Вседержителя и в Сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Не Богом ли мы исповедуем Христа, когда говорим, что веруем в Сына Божия?» Далее в доказательство, что в писаниях древних отцов нет ничего несогласного с учением о молитве Иисусовой и употреблением её на Афоне, приводятся свидетельства Златоуста и Диадоха (указанные выше). Вслед за этим в деяниях соборных говорится: «Монахи настаивали на том, что согласно с учением богоносных отцов эта молитва искони была занятием усладительным и божественным, и вместе желали привести другие свидетельства о сем из писаний свято-отеческих, как например изречение Иоанна Лествичника : «память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда ощутишь пользу безмолвия» . Но монахам не дал продолжать блаженной памяти государь. Он сказал: пусть кто-нибудь из зловерных когда и говорил это (т. е. в молитве Иисусовой называл Христа Сыном Божиим в неправом смысле), это не может служить обвинением против нас, если в добром смысле употребляем то, о чем они превратно мыслили.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дальнейшие слова Апостола о вдовицах относятся к тем из них, которые имели право получать вспомоществование и продовольствие от Церкви. Но судя по тому, что говорит он об этом праве, можно видеть, какие вообще достоинства должны украшать вдовицу. Вдовица должна быть избираема (т.е. принимаема в число призреваемых Церковью ) не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женой одного мужа ( 1Тим.5:9 ). Для нас замечательна особенно последняя черта. Апостол признает достойными церковного призрения вдовиц, не вступавших во второй брак по смерти первого мужа; понятно, почему одобряет таковых Апостол: отказавшись от вступления во второй брак, они тем самым показали в себе силу самообладания и воздержания. И в послании к Коринфянам Апостол советует вдовицам не вступать в новый брак: «безбрачным и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я» ( 1Кор.7:8 ). Правда, второбрачие непротивно закону, так тот же Апостол говорит: «жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе». «Но, – продолжает Апостол, – она блаженнее, если останется так, по моему совету; а, думаю, и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7:39–40 ). Апостол предпочитает вдовство второбрачию конечно потому же, почему вообще безбрачие он предпочитает вступлению в брак: «незамужняя, – говорит он, – заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1Кор.7:34 ). Таким образом, воздержание от второго брака служит к немалой чести вдовицы, если с этим соединяется желание и ревность свободу от брачных уз употребить на служение Богу. Но так как не всякая вдова может с успехом бороться с немощью плоти, то не будет греха, если она выйдет снова замуж. «Если не могут воздержаться, – говорит о таковых тот же Апостол, – пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор.7:9 ). Как увидим после, Апостол предлагает это молодым вдовам. – Иногда решаясь вступить во второй брак, иная вдова справедливо оправдывает себя трудностью – одной воспитывать детей, вести многосложные хозяйственные дела, и желанием найти для себя подпору в новом муже.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дан.3:62–63 . Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки. В предшествующем стихе призываются благословлять Господа все силы Его, премирные, т.е. Ангелы, и принадлежащие к вещественному миру. Из числа последних здесь упоминаются поименно: солнце, луна и звезды, с целью выразить такую мысль: не дивно, если хвалят Господа разумные существа. Да хвалят Его и неразумные. Дан.3:64–68 . Благословите, всяк дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, вси дуси (ветры), Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, огнь и вар (жар), Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, студь и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, росы и иней, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Исчисляемые в этих стихах явления не всегда бывают благотворны для жизни земных тварей, иногда бывают разрушительны и опустошительны. Например, дождь и роса способствуют плодородию земли, но в излишестве вредят ему. Холод и зной полезны для тварей, если благовременны, и вредны в противном случай. Во всяком случае, все это происходит по воле Господа, свидетельствует о Его милости к тварям, или о гневе, и располагает благословлять Его за милости и за действия гнева Его, смиренно исповедовать, что мы заслужили праведный гнев Его. За все да будет слава Ему от нас. Дан.3:69–70 . Благословите, нощи и дние, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, свет и тма, Господа, и превозносите Его во веки. Смена дня и ночи, света и тмы, устроена Господом с премудрою и благою целью. День есть время труда для человека, ночь с ее мраком – время отдыха для него. С наступлением дня, с восходом солнца, человек, по слову псалмопевца, выходит на работу и спокойно работает до вечера, не боясь диких зверей, укрывающихся на день в своих логовищах и выходящих на добычу ночью ( Пс. 103:19–24 ). Прекрасен солнечный свет, видимый днем; но прекрасна и ночь, открывая зрителю красоту и великолепие звездного неба. За все слава и благословение Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дан.3:74 . Да благословит земля Господа, да поет и превозносить Его во веки. Под землею здесь разумеется земной шар. Слава Господа проявляется в том, что Творец, по словам псалмопевца, утвердил землю на основаниях ее (т.е. на собственной ее тяжести, как на твердом основании), на котором она не поколеблется ( Пс. 103:5 ), – или, по словам церковной песни: «на ничесомже водрузил землю повелением Своим и повесил ее, неодержимо (без сторонней поддержки) тяготеющую». Слава Божия открывается на земле также в том, что все дела рук Божиих, наполняющие и украшающие землю, свидетельствуют о премудрости и благости Божией. Эти дивные дела перечисляются в дальнейших стихах. Дан.3:75 . Благословите, горы и холми, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Горы возбуждают нас благословлять Господа за дары благости Его, проявляемой чрез них. Горы орошают землю обильною влагою, изливаемою на землю от покрывающих горные вершины снегов, облаков, паров. Горы защищают поля и долины от бурь и от зноя. В недрах гор содержится неистощимый запас минералов и металлов. Горы покрываются могучею древесною растительностью (дубы, кедры). Горный воздух благоприятствует здоровью. Горы служат естественными границами государств и лучше всяких искусственных сооружений оберегают их от неприятельских вторжений. Горы и холмы дают удобное пристанище для уединения, безмолвия и молитвы. Дан.3:76 . Благословите, вся прозябающая на земли, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Прозябения земные располагают благословлять Господа красотою своею и наипаче пользою. Красотою отличаются и восхищают зрителя особенно цветы. «Посмотрите на полевые лилии, – говорит Христос, – как они растут? Не трудятся и не прядут. Но я говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:28–29 ). Польза от растений весьма разнообразна. Они питают людей и бессловесных животных, очищают воздух, втягивая в себя вредные для здоровья части воздуха, дают материал для построек, для отопления. Псалмопевец, прославляя Господа за дары растительного царства, говорит: Ты един, Господи, произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека. Правда, человек употребляет и собственные усилия для разведения и обработки хлебных и виноградных растений, одних для удовлетворения насущных потребностей, других для услаждения вкуса (вино веселит сердце человека); но ни те ни другие без содействия Божия, без дождя и теплоты не могут возрастать и приносить плоды ( Пс. 103:14–15 ). Еще очевиднее обнаруживается это в растениях диких, или в древах Божиих, каковы величественные кедры ливанские, возрастание и плодовитость которых совершенно не зависит от трудов человеческих, а от единого Бога, их насаждающего и насыщающего (16).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дело не в словах этой молитвы, – сами по себе они не принесут пользы, – но в вере во всесильную благодать Божию, подаваемую нам ради пострадавшего за нас Сына Божия. Слова молитвы Иисусовой суть только выражения этой веры. Кроме молитвы против нечистых помыслов великую силу имеют памятование о везде присутствии и всеведении Божием, хождение перед Богом со страхом и смирением, размышление о пагубных последствиях уступчивости нечистым мыслям, пост, уединение, удаление от соблазнительных обществ и зрелищ, беседа с опытными в духовной жизни людьми, частое приятие благодати Таинств Исповеди и Причащения. Труден подвиг к стяжанию возможной для нас в этой жизни сердечной чистоты, но и велика награда за подвиг. Чистии сердцем Бога узрят , то есть и в настоящей жизни в них откроется способность к радостному ощущению сердцем присутствия Божия в себе самих и вне себя – в судьбах человечества и в явлениях видимой природы, – ощущению столь же неотразимому, как внешнее ощущение зрения; но гораздо живее и радостнее будет в них ощущение Божия присутствия в Царстве Славы, когда увидим Его, как Он есть ( 1Ин. 3, 2 ). Стих 9: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся . Миротворцем называется тот, кто заботится о сохранении или восстановлении миролюбивых отношений к ближним и между ближними и для достижения этой цели готов пожертвовать своими правами и выгодами, если только это не соединяется с нарушением долга и со вредом для других. Господь Иисус Христос сказал: если ты при несешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5,23–24 ). Согласно этому, истинные ученики Христа Спасителя не только сами поступали миролюбиво с ближними, но содействовали в установлении мира между другими. Так, святой Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, однажды во время совершения литургии вспомнил, что один из служителей Церкви негодует на него за наказание, впрочем, справедливо на него наложенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дело не в том, чтобы получить просимую милость, но в том, чтобы она сопровождалась душеспасительными последствиями, чтобы мы не злоупотребили тем благом, которого испрашиваем у Пресвятой Богородицы. Она, как озаренная светом духовного прозрения, лучше нас ведает, что кому служит на пользу и что нет, и потому одним дает то или другое благо, другим нет. Будем, православные чтители Пресвятой Богородицы, хорошенько помнить это и по руководству церковного песнопения из службы в честь чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери будем просить Ее ходатайства пред Ее Сыном и Богом даровати нам вся благая и спасительная, то есть даровать нам не все, чего желаем, а все, что может служить к истинному нашему благу и спасению. Могут быть и другие препятствия к исполнению наших прошений. Мы о них не распространяемся, но находим нужным напомнить только о том, чтобы мы молили Господа Бога о милости к нам не с надеждою только на Его милосердие, но и с преданностью святой Его воле, с готовностью смиренно покориться ей, если Ему не угодно будет исполнить волю нашу. Кто чужд этой преданности, тот, если не получит просимого от Бога, находится в опасности впасть в грех ропота на Бога, уныние и даже отчаяние. Посему для спасения от сего греха, о чем бы мы ни молились, «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Аминь. Услуги за услуги Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице Якоже хощете да творити вам человеци и вы говорите им такожды ( Лк.6:31 ). Сими словами, содержащимися в сегодняшнем евангельском чтении, Господь Иисус заповедует нам приобретать любовь и расположение ближних взаимностью услуг. Если хотим, чтобы ближние хорошо поступали с нами, то и мы должны поступать с ними хорошо. Кому не желательно, чтобы ближние относились к нам с участием, чтобы не только не вредили нашей чести, собственности, жизни, благосостоянию, но еще споспешествовали вам в обладании этими благами, чтобы помогали нам в нуждах, сочувствовали в скорбях и радостях, не отказывали нам в советах и утешениях, чтобы снисходительны были к нам в наших нравственных недостатках? Если так, то и мы должны поступать с ближними так же услужливо и снисходительно, как желали бы, чтобы они поступали с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Для чего было попущено такому праведному и благочестивому мужу, как Иов, подвергнуться столь великим бедствиям? Для того, чтобы дать ему возможность засвидетельствовать, что он любит Бога и служит Ему искренне, бескорыстно, и тем посрамить диавола, который обвинял Иова пред Богом, будто он чтит Бога за одни Его милости, за внешние блага, в обилии дарованные ему от Бога, и перестанет чтить Его, когда этих благ у него не станет. Праведный Иов своим поведением при постигших его бедствиях действительно посрамил диавола. Пораженный ими по воле Божией, он продолжал чтить Бога, как прежде. Быстрый переход от благополучия к злополучию не только не поколебал в нем верности к Господу, но и вызвал из уст его благословение: буди имя Господне благословено во веки, и когда его жена советовала ему отречься от Бога и наложить на себя руки для прекращения страданий, он с упреком отвечал ей: вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? ( Иов.2:10 ). Правда, Иов спустя некоторое время из-за нестерпимых мук проклял день своего рождения, но все же ни разу не похулил Господа, не дерзнул прекратить своих страданий самоубийством и даже выразил надежду на то, что если не в этой жизни Господь помилует его, то в будущей воскресит для блаженства ( Иов.19:25–26 ). Так Иов вел себя во время посланных на него тяжких испытаний, показав нам пример бескорыстной преданности Господу. Спроси себя, христианин, следуешь ли ты или готов ли следовать этому примеру? Можешь ли своим поведением доказать, что чтишь и любишь Бога от всего сердца – не только за то, что Он осыпает тебя земными благами, но и за то, что Он Сам по Себе, как верховное благо, достоин всякой любви и почтения? Если ты чтишь и любишь Господа как только твоего благодетеля, то твоя любовь и преданность Ему не чистая, а корыстная и потому непрочная. Она может продолжаться только до тех пор, покуда продолжаются Его благодеяния, и с их прекращением неминуемо должна иссякнуть. Не доводи себя, душа христианская, до этой опасности и для этого поревнуй стяжать любовь к Господу чистую, возлюби Его так, чтобы ни благоприятные, ни неблагоприятные обстоятельства жизни не могли отвлечь тебя от любви к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Для чего требовалось такое самоуничижение? Для того, чтобы этим подвигом умилостивить правосудие Божие, избавить нас от гнева Божия, который мы заслужили нашими винами пред Богом, преступив в лице наших прародителей Его заповедь и умножая нашу виновность пред Ним личными грехами, личным противлением Его святой воле. Никому из нас не миновать бы вечной погибели, если бы не явился ходатаем за нас Сын Божий, если бы Он на одного Себя не принял ответственности за наши вины и если бы для этого Он, будучи Богом, не умалил Себя, не принял образ раба, не сделался подобным нам Человеком, если бы не смирил Себя, быв послушлив до смерти, и смерти Крестной ( Флп.2:7–8 ). Эта жертва самоуничижения и самоотвержения была совершенно достаточна для умилостивления Бога, ибо принесена была за нас не простым и не грешным человеком, но Богочеловеком, Богом и в то же время Человеком безгрешным. Чем воздадим нашему Искупителю, проявившему столь спасительное для нас снисхождение? Чем иным, как не заботами о том, чтобы в нашей жизни отражался образ и подобие Его снисхождения к нам? В нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 ), говорит апостол и указывает на Его смирение и послушание до смерти Крестной. Какими же именно чувствованиями и расположениями мы должны одушевляться, взирая на образ снисхождения Христова? Это объясняет апостол, сказав перед приведенным изречением: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других ( Флп.2:3–4 ). Это значит, что как Христос из любви к людям принял для их спасения самое уничиженное состояние, так и мы, следуя Его примеру, не должны ставить высоко самих себя перед ближними, какими бы преимуществами физическими, житейскими и духовными ни отличались от них. Мы должны помнить, что эти преимущества слишком ничтожны в сравнении с Божеской славой, которую наш Спаситель скрыл под внешностью раба для нашего спасения, и что они – дар милости Божией. Дарами же Божиими грешно превозноситься, за них должно только благодарить Бога и употреблять их во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010