Втор. 10:16 . И обрежите жестосердие ваше и выя вашея не ожесточите к тому. Обрежите жестосердие ваше. Известный обряд обрезания, установленный при Аврааме, был знаком вступления в завет с Богом. Как знак, обрезание напоминало сынам Израиля о долге быть верными завету с Богом, с неизменною верностью служить Ему единому и свято исполнять Его заповеди. Неверный Богу Еврей был то же, что язычник. Он отличался от язычника только по плоти, по наружному обрезанию, но не по внутреннему расположению, ибо по внутреннему расположению был далек от Бога. Потому Апостол Павел говорит: «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти, но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце по духу» ( Рим. 2:28–29 ). Отсюда в обличение неверным и непокорным Богу Иудеям говорится в Писании, что у них необрезанное сердце ( Лев. 26:41 ), что они необрезаны сердцами и ушами ( Деян. 7:51 ). Это значит, что хотя у них посредством наружного обрезания сняты покровы с края их плоти, но души их остаются покрытыми грубою корою непослушания Богу, упорного противления Ему. Отсюда увещание – обрезать крайнюю плоть сердца ( Иер. 4:4 ), т.е. употребить усилия к тому, чтобы искоренить из сердца дух противления и непокорства Богу. Тот же смысл имеют и слова Моисея, обрежите жестосердие ваше. В подобном же смысле должны быть понимаемы остальные слова рассматриваемого стиха: и выя (шеи) вашея не ожесточите к тому. Моисей неоднократно называет народ Еврейский жестоковыйным народом, т.е. с негнущеюся шеею ( Исх. 32:9, 34:9 ), в том смысле, что подобно дикому или упрямому животному, не дающему наложить на свою шею ярма, он уклоняется от подчинения закону Божию, не любит ходить под игом, под руководством его. От этого упрямства на будущее время Моисей предостерегает сынов Израиля словами выя вашея не ожесточите к тому, – т.е. вперед смиренно несите иго заповедей Господних. Втор. 10:17 . Ибо Господь Бог ваш, сей Бог богов и Господь господей, Бог великий и крепкий и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Втор. 10:19 . И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Возлюбите пришельца. Любовь к пришельцам сыны Израиля могли свидетельствовать не иначе, как точным исполнением благоволительных в отношении к ним законов Господа. Господь, требуя любви к пришельцам, определяет самую меру, до какой она должна простираться: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш, люби его, как себя ( Лев. 19:34 ). – Пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Это побуждение к любви в отношении к пришельцам, часто указываемое в законах Моисея (напр., Исх. 22:21 ), полнее разъясняется в другом месте: «Вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх. 23:9 ), т.е. по собственному опыту можете судить, как тяжело живущему в чужой стране терпеть притеснения от туземцев; вспомните, каково было вам в Египте, и не подражайте бывшим вашим притеснителям. Втор. 10:20 . Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися. Эти же слова читаются в 13-м стихе VI-й главы Второзакония. Изъяснение их представлено нами в толковании на предыдущую паримию, взятую из этой главы (см. выше). Втор. 10:21 . Той хвала твоя и Той Бог твой, Иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои. Той хвала твоя. Народ Израильский, имеющий счастие знать единого истинного Бога, должен больше всего на свете ценить это счастье. Истинный Бог, чтимый сынами Израиля, поставил Себя в такое близкое отношение к ним, что никто больше их не имеет побуждений хвалить и славословить Его пред лицем Его и пред людьми неведущими Его, и что ничем больше они не должны хвалиться, как только верою в истинного Бога, и никакой другой славы себе не искать, кроме славы чтителей Его. – И той Бог твой. Он есть Бог всех народов, знающих и незнающих Его, как Творец и Владыка вселенной, но преимущественно Он есть Бог твой, Израиль, ибо сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои, – для тебя и на твоих глазах. Он совершил дела всемогущества в Египте и на пути из Египта, и ими прославил Себя не только пред тобою, но и пред окрестными народами, одним слухом о сих делах приведенными в страх и трепет ( Исх. 15:14 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Втор. 4:10 . В день, к оньже стоясте пред Господем Богом вашим в Хориве, в день собрания, егда рече Господь ко мне: собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя, да научатся боятися Мене вся дни, в няже сии живут на земли, и сыны своя да научат. Главное, о чем Израильтяне должны были напоминать своим сыновьям и внукам, это день Синайского законодательства день, в оньже стоясте пред Господем Богом вашим в Хориве, –  т.е. при той горе, которая была частью Синая. В этот день Господь сказал Моисею: собери ко Мне люди. Моисей, согласно повелению Божию, должен был вывести всех их из стана и поставить у подошвы горы между станом и горою. Для чего же так близко к горе надлежало собрать сынов Израиля? Для того, чтобы из уст Самого Бога услышать с вершины горы слова Его, услышать провозглашение десяти заповедей: да слышат словеса Моя. Для чего же Господу Богу благоугодно было, без посредства Моисея, собственными устами изречь вслух всего народа Десятословие и для сего явиться на Синае во славе? Для того, чтобы произвесть в сынах Израиля особенный страх, и страхом пред Законодателем утвердить их в повиновении закону: да научатся боятися Мене. Впечатление страха действительно произведено было на слышавших глас Божий, и они просили Моисея: Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть ( Исх. 20:19 ). Моисей сказал: Бог пришел к вам, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили (20). Но Господу угодно было, чтобы впечатление страха не было мимолетным и чтобы оно чрез непосредственных очевидцев страшного Синайского Его явления перешло в первоначальной живости к последующим родам. Ему угодно было, да научатся боятися Его вся дни, в няже сии живут на земли, и сыны своя да научат. Втор. 4:11 . И приидосте, и стасте под горою, и гора горяще огнем даже до небесе, тма, сумрак и вихрь. Явления, происходившие на Синае, не только указывали на чрезвычайное присутствие Господа, но вместе служили образом неприступного Божеского величия Его и Его правосудия в отношении к нечестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Втор. 4:12 . И глагола Господь Бог к вам на горе из среды огня. Глас словес Его вы слушасте, и образа не видесте, токмо глас. Образа не видесте. На Синае Господь не явил Себя народу в образе живого существа, хотя слышны были из уст Его звуки человеческого голоса. Вид славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огнь поядающий ( Исх. 24:17 ). О старейшинах, вызванных на вершину Синая при заключении завета, хотя говорится, что они видели здесь Бога, – но отнюдь не живой образ Бога, а только место, ознаменованное стоянием Бога Израилева ( Исх. 24:10–11 ). Одному Моисею дано было то преимущество, что он, беседуя устами к устам с Самим Господом, созерцал Его в образе ( Чис. 12:8 ). Это по всей вероятности был образ обыкновенного, ничем особенным по наружности отличающегося от других людей человека. В этом образе Господь легко мог быть доступен простому зрению Моисея. Но когда Моисей дерзнул просить Господа, чтобы Господь показал ему славу Свою, т.е., чтобы показал Свой человеческий образ во всей его славе, то Господь сказал Моисею: Лица Моего не можно тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых, ты увидишь Меня только сзади ( Исх. 33:20, 23 ). И действительно, когда Господь явился пред Моисеем в преславном человеческом образе, соответственном величию Своего Божества, то Моисей мог видеть только заднюю, а не лицевую сторону этого образа 1 . Но всему народу Господь не являлся ни в каком чувственном образе, и это для того, чтобы народ не дерзал думать, будто истинный Бог , подобно языческим богам, имеет телесную природу, и чтобы не стал творить подобных языческим изображений Его, вопреки второй заповеди. Втор. 4:13 . И возвести вам (Господь) завет Свой, иже заповеда вам творити. Под заветом, который Сам Господь гласом Своим возвестил сынам Израиля, разумеется Десятословие, как условие завета или союза их с Богом, которое они свято должны были блюсти, чтобы быть достойными преимущества называться народом Божиим. Втор. 4:14 . И мне заповеда Господь во время оно, научити вас оправданием и судам, творити вам та на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Второй антифон состоит из 2-го, 3-го и 4-го стихов 66-го псалма, в котором псалмопевец по случаю обильного урожая (стих 7) молит Бога, да ущедрит Он народ Свой благословениями и на будущее время, и выражает желание, да будет ведом Он всем народам. Стих 2: Боже ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны 29 . «Как теперь, Господи, Ты излил на нас щедроты Твои и благословения Твои, обилие милостей Твоих, даровав плодородие нашей земле, как теперь явил нам светлое, благосклонное Лицо Твое, просветил лице Твое , и помиловал нас, так и впредь не переставай радовать нас Твоим благоволением». Слыша во дни Пасхи эти слова псалмопевца, сказанные по случаю плодородия, мы можем применять их к обетованию нашего Спасителя о духовном плодородии (т.е. о распространении веры Христовой), которыми должны сопровождаться Его смерть и воскресение: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин. 12, 24 ), – и просит Господа, да споспешествует Он Своей благодатию плодоносию Святой Церкви, умножению ее чад. Стих 3: Да познаем (да познан будет) на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое . Милости истинного Бога к Его почитателям могут служить к распространению и между неведущими Его познание о Его путях, т.е. промышлении о людях, и побудить к признанию, что только от Него можно ожидать спасения от вечной погибели всем народам. Стих 4: Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси . Желание псалмопевца, чтобы все народы прославляли истинного Бога, исповедались Ему , чтобы ведение о Нем распространилось по всей земле и исполнилось в новозаветные времена. Христос, после воскресения из мертвых, заповедал апостолам, чтобы они шли и научили все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28: 20 ). И апостолы это исполнили: во всю землю изыде вещание их . Третий антифон состоит из 2-го, 3-го и 4-го стихов 67-го псалма, составленного на торжество перенесения Давидом ковчега завета в сионскую крепость и воспевающего благодеяния Божие, явленные израильскому народу при странствовании в Аравии и при занятии Земли Обетованной, а вместе, под образом этих благодеяний, торжество Христа над врагами нашего спасения, Его воскресение, вознесение на Небеса и распространение Евангелия. Применение псалма ко Христу основывается на словах апостола Павла, который сказанное в 19-м стихе псалма относит ко Христу, сходившему в ад и из ада возведшему многих на Небеса, и с Небес пославшему Святого Духа с Его многоразличными дарами: сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех не бес, дабы наполнить все ( Еф. 4, 8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

– Где бы ни жили люди, в городах ли, или вдали от них в деревнях и селах (названных общим именем страны – χωα), везде они нуждаются в милости Божией. Кто не живет под кровом Вышняго, для того не найдется нигде мирного и безопасного пристанища, не только в селах неукрепленных, но и в городах, обнесенных твердынями и охраняемых многочисленной стражей. Ибо «если Господь не стережет града, напрасно не спит страж» ( Пс.126:1 ). Посему должно молить Господа, чтобы покрывал щитом своей милости и города наши, и селения наши, избавлял их от опустошительных пожаров, наводнений, землетрясений, нашествия иноплеменников и т. п., и чтобы сохранял от этих бедствий всех обитающих в городах и селениях с верою, т. е. православных и благочестивых градских и сельских жителей. И дай Господи, чтобы в городах и селениях наших не оскудевало число православных обитателей, православных не по имени только, а по жизни, твердых в православной вере, ревностных к исполнению её предписаний и установлений, и истинно благочестивых. В противном случае горе нашим городам и селениям. Господь грозил Израилю: «если не будешь слушать гласа Иегова, Бога твоего, не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления, то проклят будешь в городе, и проклят будешь на поле» ( Втор.28:15–16 ). И эту угрозу Господь исполнил. Во гневе Своем Он не только предал разрушению и конечному опустошению нечестивые языческие города – Вавилон, Тир и Сидон, и все области, от них зависевшие, но не пощадил и самого Иерусалима, святого города, хранилища святынь Своих, за нечестие его жителей, и предал опустошению всю страну Израильскую. Подобная участь грозит всякому городу и стране христианским, если водворится в них нечестие и забвение Бога. Во гневе Господь не щадит самых святынь Своих. 9) «О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных». – Воздух – величайшее благо для нас и для всех животных, без воздуха нельзя дышать и жить. Но воздух бывает и вреден для нашей жизни, когда он либо слишком сыр, либо слишком сух, когда он наполняется смертоносными примесями, когда бушуют тлетворные ветры, распространяющие на пути своем смерть и пагубу на все живущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глагола Господь к Моисею лицем к лицу, или, как сказано в книге Числ 12:8 , устами к устам, т.е. открывал Моисею свою волю в членораздельной речи, и притом не издали, не с небес, и не чрез какого-либо посредника, например Ангела, но самолично, так сказать с глазу на глаз беседовал с ним. Яко аще бы кто возглаголал к своему другу, – т.е. с дружескою откровенностию объяснялся с Моисеем и ему позволял обращаться с Ним с тою же откровенностию, с полною свободою близкого к Нему, как бы домашнего человека. Это такое преимущество, которого во все продолжение ветхозаветных времен сподобился между пророками один Моисей. «Если бывает у вас пророк Господень, – сказал Сам Господь, – то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним, но не так с рабом Моим Моисеем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях» ( Числ. 12:6–8 ). Впрочем и о целом Израильском народе сказано: «Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня» ( Втор. 5:4 ). Но это было только однажды, и Израильтяне сами тогда же выразили желание, чтобы Господь впредь не говорил к ним прямо, а чтобы был посредником между ними и Господом Моисей. Притом Израильтяне, когда говорил им с вершины Синая Сам Господь, все же издали слышали голос Божий, – они стояли в некотором расстоянии от горы и трепетали при звуках этого голоса, как рабы пред грозным господином, – тогда как Моисей в ежедневных своих беседах с Богом обращался с Ним как бы по-домашнему, с дерзновением друга. Такой близости к Господу удостоился Моисей отчасти для того, чтобы народ чтил его как избранника Божия и утверждался в повиновении ему, отчасти для того, чтобы укрепить самого Моисея в трудах чрезвычайного его служения. – И отпущашеся в полк: слуга же Иисус, сын Навин, юноша не исхождаше из скинии. Моисей входил в священный шатер только для получения откровений, а потом отпускаем был Господом в полк, т.е. в Израильский стан, где он должен был присутствовать, как ближайший начальник народа. Но Иисус Навин оставался в этом шатре безвыходно в качестве стража его и без сомнения проводил здесь время в Богомыслии и молитве. Ему было в это время не меньше сорока лет, но он называется юношею по служебному отношению к Моисею. Слуги в Писании нередко называются отроками, например, Елиезер, слуга Авраама ( Быт. 18:8 ), в том отношении, что они смотрели на своего господина, как на отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Горе родителям, которые так воспитывают своих детей: они вполне заслуживают упрека, подобного тому, который выслушали из уст Христа ученики Его, не допускавшие к Нему детей. « Оставьте их, сказал Он им с выражением недовольства, не возбраняйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царствие Божие». Еще более удаляют от Христа и Его Церкви своих детей те родители, которые не только не воспитывают своих детей в страхе Божием, не учат их закону Господню, но еще соблазняют их своею жизнью, заставляют их быть свидетелями своего безнравственного поведения, в присутствии их предаются пьянству, буйству, сквернословью. Горе соблазнителям: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Пресвятая отроковица Мария во время воспитания при храме упражнялась не только в делах благочестия, но и в телесных трудах: Она занималась рукоделием, свойственным лицам женского пола. Привычки к сему занятью Она не оставляла во всю жизнь свою. Нешвеный хитон Христа Спасителя, который достался по жребию одному из воинов, распинавших Христа, был делом пречистых рук Ее. В наше время есть немало сердобольных родителей, которые, по пристрастью к детям, по жалости к ним, устраняют их от физических трудов из опасения обременить и утомить их этими трудами. Дети их остаются белоручками на всю жизнь, даже тяготятся такими легкими трудами, как одеваться и обуваться. Для всего этого нужна помощь прислуг: все им подай, все прими. Не утомляются они плясками и многими бесполезными гимнастическими упражнениями, но всякою черною работою гнушаются, почитают ее неприличною для себя и потому, когда от праздности истощатся у них средства жизни и придет к ним нищета, они делаются беспомощными и вместо того, чтобы поправить свое положение честными трудами, живут попрошайством. Таковы жалкие последствия праздности, к которой человек привык с юных лет во время воспитания, благодаря ложному сердоболию родителей. Пример Пресвятой отроковицы Марии, воспитанной не только в благочестии, но и в трудолюбии, да будем для всех родителей руководством в деле воспитания детей. Физический труд есть епитимия, наложенная на всех нас со времени грехопадения прародителей. От исполнения сей епитимии никто не должен уклоняться, не только люди бедные, но и обеспеченные в средствах жизни. Но для того, чтобы труд физический был угоден Богу, мы все должны делать во славу Божию, призывая на свои труды благословение Божие, и трудиться не для себя только, но и для ближних наших, и не только сами должны так подступать, но и детей своих к тому же приучать. Плоды духовной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Господь обоим пророкам открыл, что служение Илии должно кончиться взятием его на небо (к утверждению чрез это чудо в ревности к истинному Богопочтению Елисея, учеников пророческих и всех верных Богу отцов Израильтян). Но это откровение сообщено каждому отдельно, так что Илия не знал, что оно сообщено так же Елисею. Поэтому он требовал от Елисея, чтобы он не сопутствовал ему далее, не для того, чтобы испытать его любовь и преданность, но единственно по смирению, не желая иметь свидетелей своего прославления. Из Галгал Илия в сопровождении Елисея пошел в Вефил. Здесь ученики пророческие, предъуведомленные откровением о предстоящем взятии Илии от земли, вышли к Елисею и говорили ему: «Знаешь ли ты, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею?» – «Знаю, молчите», – ответил Елисей. Илия снова просил его: «Останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон». Елисей опять поклялся, что не оставит его. Пришли в Иерихон, и здесь ученики пророческие сообщили Елисею бывшее им откровение о предстоящем вознесении Илии 15 . И в Иерихоне, как в пройденных местах, – 4Цар. 2:6–7 . Рече Илиа к Елисею: седи (останься) убо зде, яко Господь посла мя до Иордана. И рече Елисей: жив Господь и жива душа твоя, аще оставлю тебе. И поидоста оба. И пятьдесят мужей от сынов пророческих приидоша и сташа прямо издалече, оба же стаста при Иордане. До Иордана, где надлежало совершиться чуду вознесения Илии, он шел из Галгал чрез Вефил и Иерихон, не потому только, что эти места были на пути его, но наипаче потому, что здесь были училища пророческие, рассадники духовного просвещения, под руководством пророков приготовлявшие служителей веры. Перед разлукой с учениками пророческими Илия желал побеседовать с ними в последний раз, преподать им отеческие наставления. Он не предполагал, что они уже извещены свыше о близком его преставлении и будут свидетелями его. Он не желал иметь свидетелей, но Господу угодно было утвердить их в ревности к своему служению не только беседами Илии, но вместе чудом отшествия его от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Грешников, сознавших свою духовную нищету, Он ободрял надеждой спасения. Он благовествовал им спасение. Он говорил им: блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное ( Мф.5:3 ). В самом сознании нищеты Он указывал им путь к этому Царству. Оно доступно только тем, кто сознанием беспомощности своего положения, его безвыходности приводится к надежде спасения единственно по милосердию Божию. Милосердый Господь пробуждал в них эту надежду Своей проповедью Евангелия Царствия Божия. С этой проповедью Он преимущественно, если не исключительно, к ним обращался и для этого входил с ними в близкие сношения. Но эта близость Господа к нищим духом мытарям и грешникам не нравилась гордым своей праведностью фарисеям. Им не нравилось, что Он посещал их жилища, разделял с ними трапезу и беседовал с ними по-дружески. Фарисеи ставили в упрек Христу то, что Он дружит с мытарями и грешниками, любит есть и пить с ними ( Мф.11:19 ). Но Христос на эти упреки отвечал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф.9:12 ). Фарисеи признавали себя здоровыми в нравственном отношении. Они были ослеплены гордым сознанием своей праведности, хотя эта праведность была только наружная и чужда была любви к Богу и ближним. Потому они не чувствовали нужды в духовном враче, в наставлениях и вразумлениях. Это и было причиной, почему Господь их обществу предпочитал общество презираемых ими мытарей и грешников: последние, а не первые имели в Нем нужду. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). И на небесах, говорил Он, более радости будет об одном грешнике кающемся (каковы были мытари), нежели о девяноста девяти (мнимых, подобных фарисеям) праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк.15:7 ). В милосердой близости Иисуса Христа к нищим духом мытарям и грешникам какой трогательный урок покаяния дается всем нам! Если Господь Иисус, Существо чистейшее и святейшее, не презирал грешников, не гнушался их обществом, мы ли, грешные, будем чуждаться подобных нам грешников, считать их недостойными общения с нами? Преступно входить в сближение с людьми нечестивыми и беззаконными с целью участвовать в их беззаконных и нечестивых делах, но не только не чуждаться, но еще и искать общения с ними с целью обращения их на путь истины, уврачевания их духовных болезней, отнюдь не преступно, напротив, это – наш непременный долг, долг христианской любви, доброжелательной к ближним и содействующей их спасению, – это дело подражания любви Христовой, снисходившей к великим грешникам и спасавшей их от погибели. Презирающие грешников потому, что считают себя превосходящими их в нравственном отношении, чуть не праведниками, похожи на современных Христу фарисеев и за свое самомнение скорее могут погибнуть, чем презираемые ими грешники, окаивающие себя и начинающие идти путем покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010