Другая запись: «Хвала Создателю: с лучшими друзьями и „покровителями“ (А. Белый во главе) я внутренне разделался навек. Наконец-то! (Разумею полупомешанных — А. Белый и болтунов — Мережковский)». И в другом месте: «Одинокий — tabula rasa. Искать людей. Написать доклад о единственном возможном преодолении одиночества — приобщение к народной душе и занятие общественной деятельностью». В фельетоне «Вечера искусства» (газета «Речь» от 22 октября) Блок обращается к писателям, художникам и устроителям вечеров искусства с патетическим призывом не участвовать в деле, разлагающем общество. Модные «вечера искусства» порождают атмосферу пошлости и вульгарности, размножают породу людей «стиля модерн» и тем самым становятся ячейками общественной реакции. Поэт сам много раз выступал на подобных вечерах, соблазненный их «благотворительной целью», но понял, что его гражданский долг не позволяет ему участвовать во вредном деле. Выступление поэта в роли обличителя и проповедника было встречено мертвым молчанием. Блок декламировал в пустыне. В той же газете «Речь» (от 7 декабря) Блок напечатал одну из самых блестящих и страшных своих статей — «Ирония». Анализируя смертельный недуг иронии, которым поражено современное общество, автор видит в нем «болезнь личности, болезнь индивидуума», роковое наследие «ужасающего XIX века, который бросил на живое лицо человека глазетовый покров механики, позитивизма и экономического материализма, который похоронил человеческий голос в грохоте машин». Ставя диагноз этой болезни, сближая иронию Достоевского с «провокаторской насмешкой» Гейне, «красным смехом» Андреева и с грустной шутливостью «русского Верлэна — Сологуба», Блок исповедуется и кается. Он признается в своей «двуликости»: за лицом общественного деятеля, проповедующего нравственность и «гражданский долг», кривляется и гримасничает другое лицо, «судорожно дергающееся от внутреннего смеха»; человек, пораженный иронией, начинает «с дьявольски-издевательской, провокаторской улыбки» и кончает «буйством и кощунством». Поэт делает страшные признания: «Перед лицом проклятой иронии все— равно: добро и зло, ясное небо и вонючая яма, Беатриче Данте и Недотыкомка Сологуба. Все смешано, как в кабаке и мгле. Винная истина in vino veritas явлена миру, все — едино, единое есть мир; я пьян, ergo — захочу „приму“ мир весь целиком, упаду на колени перед Недотыкомкой, соблазню Беатриче; барахтаясь в канаве, буду полагать, что парю в небесах; захочу— „не приму“ мира; докажу, что Беатриче и Недотыкомка одно и то же. Так мне угодно, ибо я пьян. А с пьяного человека — что спрашивается? Пьян иронией, смехом, как водкой: так же все обезличено, все „обесчещено“, все — все равно».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

Особенным правам и преимуществам церковно-иерархического служения соответствовали и особые обязанности клира. Духовные лица должны были носить особого покроя и темного цвета длинную одежду, издревле им усвоенную. В этом отношении Духовный регламент предписывал иереям наблюдать, чтобы подчиненные им церковнослужители имели одеяние верхнее, хотя и убогое, но чистое, и одного темного цвета, и не ходили бы простоволосые, то есть с непокрытой головой. Церковные правила запрещали клирикам не только пьянство и азартные игры, но и участие во всех шумных общественных удовольствиях: танцах, спектаклях, публичных играх и так далее. Охота, особенно соединенная с пролитием крови животных, тоже признавалась делом, не совместимым со священным саном. По тем же соображениям церковнослужителям запрещалась врачебная практика, в особенности совершение хирургических операций. Духовное лицо, причинившее своим неумелым лечением смерть пациенту, подлежало извержению из сана как виновное в невольном убийстве 75 . Это были не просто предписания – ставленник перед рукоположением подписывал допрос, в котором обязывался: «Одежду буду носить только присвоенную духовному званию, волос и бороды не стричь, соблюдать установленные Православной Церковью посты, никаких зазорных поступков – нетрезвости, картежных игр, табакокурения, посещения театров, вымогательства и тому подобных – допускать не буду» 76 . Запрещались духовным лицам занятия и промыслы, несовместные с их прямыми служебными обязанностями или ронявшие достоинство их сана. К ним относились: все государственные и общественные должности, и особенно военная служба; поручительство за кого-нибудь в делах гражданских и уголовных; опека, за исключением членов своего семейства и ближайших родственников или же по поручению епископа над сиротами и вдовами; ходатайство по чужим делам в судах, наконец, ростовщичество и торговля, особенно винная. Вдовым или неженатым клирикам запрещалось иметь в своем доме женщин, за исключением матери, родной сестры или тетки. Даже сожитие с законными женами, обличенными в прелюбодеянии, священнослужителям воспрещалось: они были обязаны или развестись с ними, или оставить священническое служение, если не желали развода, так как порок жены сообщался и мужу, который составляет с ней «плоть едину». Овдовевшим священникам и диаконам воспрещался второй брак, а неженатым не дозволялся и первый – духовный сан сам по себе уже служил абсолютным препятствием к браку. Целибат хотя и имел место, однако не был распространен в Русской Православной Церкви, поэтому кандидат в священнослужители, как правило, должен был быть женатым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕРМАКОВКА (ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Населенный пункт был основан выходцами из четырех губерний (Пермской, Казанской, Гродненской и Вятской) осенью 1892 года. Облюбовав место в глухом урмане, на краю Екатерининской лесной дачи, новые поселенцы обратились в Тару к лесничему, который сдал им в аренду 300 десятин земли, значащихся у него на карте Ермаковской оброчной статьей. К весне 1893 года, с прибытием новых поселенцев, ранее проживавших по разным деревням, разрослась целая деревня, о существовании которой первое время никто не знал, кроме священника, которого раза два привозили к себе лесной тропой новоселы. К 1895 году поселок был включен в границы Бутаковской волости, по сведениям 1912 года входил в пределы в Атирской волости Тарского уезда. С 1901 года жители Ермаковки состояли в приходе села Унары Тарского уезда, находившегося в 12 верстах от поселка. В Ермаковке действовала церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном здании, построенном на средства Фонда имени Государя Императора Александра III. В начале 1910-х годов здесь имелись хлебный магазин, винная лавка, 2 мелочных лавки, 2 водяные мельницы, кузница. Основным занятием крестьян были хлебопашество, один крестьянин занимался пчеловодством и имел около 20 колод. В 1923 году в Ермаковке была организована начальная школа, с 1935 года - семилетняя, с 1963 - восьмилетняя. В 1983 году открыта Ермаковская средняя школа. В 1930 году в деревне было начато строительство льнозавода. Первые десятилетия своего существования завод располагался в небольшом деревянном бараке, производственный процесс осуществлялся преимущественно вручную. Основную тягловую силу на предприятии составляли быки. В конце 1950-х годов для льнозавода было построено кирпичное здание, в нем было установлено новое электроприводое оборудование. 1960-е годы были отмечены увеличением объема производства льняных тканей, повышению роли завода в экономической жизни села. В 1990-е годы Ермаковский льнозавод прекратил свое существование.

http://drevo-info.ru/articles/23401.html

Ко времени нашего переезда в Ивановку, в деревне уже народилась новая психология. Марксистская теория расслоения крестьянства на кулаков, середняков и бедноту была одинаково популярна как на кулацких верхах, так и на бедняцких низах. Зажиточные мужики и тяготеющие к ним середняки, возмущенные безвозмездным отобранием лошадей в красную армию (вместо денег выдавали талоны), непомерными штрафными обложениями и запретом вольной покупки хлеба, что для нашей местности, промышлявшей главным образом сеном и углем, означало голод, молчали, но затаенно готовились к отпору. Поначалу среди верхушки кулаков были надежды на Белое движение, но после многих возмущенных рассказов отпускных красноармейцев, что Деникин не только «против коммунистов и жидов, но и за помещиков, которым возвращает землю», наступило горькое разочарование. Такой оборот дела никому не нравился и ни в чьи расчеты не входил. Оставалось надеяться на свои силы, но все сознавали, что сил нет, и куражились разве только в пьяном виде. По мнению разоткровенничавшегося со мною в пьяном виде кулака Туманова, восстание можно было бы сразу поднять, если бы не была отменена винная монополия. — Дайте мне, — горячился он, — перепоить наш уезд и я вам всех товарищей в три дня топорами перебью, да и ружьишки найдутся… Ну, а в трезвом виде не осилить. Малодушен народ, темен, да и согласия в нас нету. Беспортковая сволочь вся к товарищам тянет, и кругом шпики. А впрочем, мы еще посмотрим, чья возьмет. Потягаемся… Вот с нас, кулаков, по десяти тысяч единовременно содрали, а мы опять обернулись, не хуже людей живем. И, действительно, наши знаменские и ивановские богачи, несмотря на образовавшиеся впоследствии комитеты бедноты, до самой нашей высылки — в ноябре 1922–го года жили много лучше своих классовых врагов. Даже после раскулачивания многие ухитрились не пойти ко дну. Знаю наверно, что в 1938–м году Туманов и Фокин заправляли крупными совхозами и, распевая новые песни, по–старому жили припеваючи. Присматриваясь к нашим кулакам, я не мог не любоваться их кипучею энергией, работоспособностью, мужеством, смекалкой и тою особою русскою ловкостью, с которою они играючи справлялись со своею трудною и опасною жизнью.

http://azbyka.ru/fiction/byvshee-i-nesby...

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II АЛЕКСЕЕВНЫ. 1765 год Винные откупа. – Содержание войска. – Недовольство императрицы флотом и работами в Балтийском порте. – Ревельская гавань. – Путешествие Екатерины по Ладожскому каналу. – Канал от Сяси до Волхова. – Деятельность Сената по вопросу о малолетных преступниках и укрывательстве злодеев. – Твердость императрицы в ограничении пыток. – Записка Екатерины по поводу дела Волынского. – Новости в Сенате. – Беспорядки в коллегиях. – Печальное известие о русской торговле в Константинополе. – Введение картофеля. – Деятельность новгородского губернатора Сиверса. – Комиссия о государственном межевании. – Вопрос об устройстве казарм. – События в областном управлении. – Медленность ревизии. – Комиссия о заводских крестьянах. – Крепостные люди у купцов. – Почта. – Отмена сборов за поставление духовных лиц. – Определение платы за требы. – Раскол. – Дело пыскорского архимандрита Иуста. – Столкновение воронежского епископа с донскими козаками. – Деятельность Румянцева в Малороссии. – Столкновение иностранных колонистов с прежними русскими поселенцами. – Самозванцы. – Общий взгляд на отношения России к Польше. – Диссидентское дело и столкновение Польши с Пруссиею. – Сношения России с другими европейскими государствами в 1765 году. Год начался решением важного финансового вопроса. Мы видели, что относительно продажи соли и вина правительство находилось в большом затруднении: сильно хотелось облегчить народ уменьшением цены на соль, но нельзя было удешевить соль, как бы желалось, потому что нельзя было отыскать новых источников дохода для покрытия необходимых государственных издержек. Легче соглашались на увеличение цены вина; но тут усиливалось корчемство, которое требовало для своего искоренения много хлопот и, что хуже всего, увеличивало страшно число уголовных дел; в некоторых местах винная продажа предоставлена была магистратам и ратушам, причем происходили «превеликие подлоги и утайки, вражды, доносительства, тяжбы и пресечение купеческого промысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Братина серебряна чеканная и с кровлей, по местам травы вызолочены, по краю подпись: «Братина добра человека, пити из нея на здравие». Весу в ней семдесят пять золотников. (Л. 25) Другая братина же серебряная, купчатая, гладкая, весу в ней сорок два золотника. Стоканчик неболшой, весь золочен, шестнатцать золотников. Чарка винная серебряная, весу в ней пятнатцать золотников. Крушка серебряная же резная, незолочена, весу в ней фунт тринатцать золотников. Росолник о дву рукоятии серебрян, в нем золочено, весом тритцать пять золотников. (Л. 25 об.) Горшечик с кровлею лужен медной. Горшечик же медной с кровлею, в нем лужено. Кумган медной, лужен. Ножек и ложек репчатых, и братин, и ковшей всяких корелчетых. Три сковородки медные, луженые. Масленик железной з борошнем ево, лужен. Масленик же медной с рухлядью ево. Третей новой медной же со всею же рухлядью.   Две печати архиепископлих болших. (Л. 26) Да две малых воротных, подписаны на архиепископле имя, серебряные. Часы боевые и с указным колесом, а другие маленкие. Зубочиска и ухочиска серебряная. Три ефимка серебряны же. Четыре бруска оловянных малые да сулейка.   Архиепископли же келейной рухляди.   Одеяло песцовое под зеленым сукном, ветхо. (Л. 26 об.) Тюшак подет кожею, подержан. Три полога браных. Шесть подушек, пуховые под крашениною. Трои сапоги. Весы с фунтом медные. Зеркало немецкое, в нем же и гребень. Зеркало же болшое немецкое в досках черных. Две щети да ноженки.   Фонарь болшой новой слюдяной осмероуголной. Два гребня прорезные слевики. (Л. 27) Фонарь маленкой четвероуголной, целые слюды. Фонарь четвероуголной Маркеловской, во влагалище деревянном, соловецкое дело. Слюда у того фонаря по всем сторонам целая. Фонарь четвероуголной же во влагалище деревянном же, писано травами, наверху другой поставец менши того, нижней и верхней поставы слюдяные целые, верх учинен теремом, что поднесен в Павлове монастыре. Фонарь слюдяной же о осми гранех, слюда во всех стенках целые пластины, Диодоровской.   (л. 27 об.) Два подголовка колмогорское дело. Один окован луженым железом, а другой черн. А в них писма и духовные росписи за ево архиерейскою рукою. Подголовок з замком, не окован, а в нем писма же.   Мошня вязаная шелковая, розных шелков. Три шандана медных. Два рукомоя с лоханьми медными же. Два сафьяна, один лазорев, другой зеленой. Пятеры очки болшие руки, во влагалищах бархату черново. (Л. 28) Двои очки средние, влагалище бархату зеленово, в костях. Третие в досках.   В окнах в церкви, и во всех келейных, и сенных верхних, и нижних житьях, где надо б болшие окончины в окна, и те же окна ставни с окончинами же все по местам есть.     Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/6346351/

«Мы сами видели малышей, последних учеников и учениц покойного, в церкви умильно молящихся за своего покойного учителя. А когда подошли к его могиле и спросили могилокопателей: «вы, не учились ли у Андрея Ивановича?» то услышали в ответ: «Как же, мы, ученики его, рады, что пришлось заплатить долг своему учителю». Соборное служение, стройное пение сошедшихся родственников и друзой покойного, присутствие за богослужением настоящих и бывших учеников и учениц покойного, а также многих прихожан церкви произвели на нас сильное впечатление, а глубоко прочувствованное слово одного из священников, охарактеризовавшего покойного, как редкого в наше время, при тяжелых внешних условьях, труженика, поголовно заставило всех присутствующих плакать, а нас – в тоже время и радоваться, что еще не перевелись и действуют в темных углах матушки-Руси полезные работники для народа, исполняющие свою работу по призванию». Конечно, в семье не без урода. Есть священники и дьяконы, ненавидящее школу, но ведь это, большей частью, те «пастыри», которые пошли в свое служение «не ради Иисуса, а ради хлеба куса», те, для которых и прямое священническое служение представляет обузу. Несомненно, и то, что в среде учащих в церковных школах не из членов клира преобладает настроение утилитарное, ремесленническое. Но и это явление, – увы! – обычное для всех сторон жизни. Люди с идеалами и чистыми порывами, работающие с увлечением, обладающие огнем творчества, – всегда и везде редки. Сколько говорили и писали о высоком идеализме земских учителей, и сами они не стеснялись печатно и устно хвалиться своей искренней преданностью делу народного образования. Но вот несколько лет тому назад введена была винная монополия, открылись места сидельцев и сиделиц в казенных винных лавках, с окладами, вдвое превышающими содержание учителя. И что же? На каждое место оказались десятки кандидатов из учителей и учительниц земских школ... Явление это можно было поголовно наблюдать, например, во Владимирской губернии. Идеализм не выдержал даже такого грубого испытания. Думаем, что материальные расчеты и житейские соображения у учащих в церковных школах не выше, чем у их коллег по школам земским и министерским. Что же касается духовенства, то мы глубоко убеждены, что оно в своих не только лучших, но и рядовых представителях глубоко привязано к церковно-школьному делу и почувствует себя униженным и оскорбленным, если от него это дело будет отнято.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

командирован в Портсмут первым уполномоченным для заключения мира с Японией. С 24.10.1905 г. председатель Совета министров. 22.04.1906 г. уволен от должностей председателя Совета и Комитета министров (с оставлением статс-секретаря, члена Государственного совета и Комитета финансов). 27.04.1906 г. назначен к присутствованию в Государственном совете. С 09.1911 г. председатель Комитета финансов. Витте много сделал для индустриализации России. При нем развернулось железнодорожное строительство, был введен на железных дорогах единый тариф; осуществлены государственное регулирование внутреннейи внешней торговли, винная монополия; расширено частное предпринимательство и стимулирование иностранных капиталовложений; гибкое налоговое законодательство; укрепление национальной валюты за счет введения золотого эквивалента рубля. См.: Витте С.Ю. Воспоминания: В 3 т. Берлин,1922–1923. Плеве – см. Примеч. к л. 12.) (...о ... мяснике-французе Филиппе, спирите... имеет сильное влияние на Государыню... – Филипп (фр. Philippe, наст, имя Низьер-Вашоль Филипп) (1849–20.07.1905) – французский гипнотизер, целитель, член ордена мартинистов, один из видных представителей французского оккультизма. Родился в крестьянской семье в Савойе (Франция). В 13 лет начал заниматься знахарством, позже осел в Лионе в качестве «месмериста» (последователя Ф.А. Месмера). С ним познакомилась за границей Великая княгиня Милица Николаевна, азатем Великие князья Николай и Петр Николаевичи. В 1901 г. был представлен Их Императорским Величествам. Он произвел на них сильное впечатление и несколько раз, в 1901 и 1902 гг., посещал по их приглашению Россию, месяцами проживая секретно в летних резиденциях, занимаясь беседами и мистическими сеансами. В награду за успешное лечение Император Николай II пожелал удостоить его степени доктора медицины. Военно-медицинская академия обратилась за справками во Францию; было установлено, что Филипп начал своюкарьеру подмастерьем мясника и законченного образования не имел. Император Николай II назначил его государственным советником в чине генерала.Несмотря на то что Филиппа любила и боготворила Императорская чета вместес черногорскими княгинями и их мужьями, против этого знакомства выступала Императрица-Мать Мария Феодоровна, Великий князь Сергей Александровичи его супруга Великая княгиня Елизавета Феодоровна и их окружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Все участники конференции получили от организаторов благодарственные грамоты. 21 ноября планируется очередная видеоконференция, посвященная памяти Крафта, которая будет приурочена к очередной годовщине со дня его кончины. В стихотворении Галины Шуркиной «Губернатор», посвященном И.И. Крафту, в частности, отмечается : Губернатор… сколько сил Положил он для России! Верным сыном ее был – Добрым, умным, смелым, сильным. Материалы конференции размещаются в телеграм-канале « Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта ». Статья о конференции на сайте Национального архива Республики Саха (Якутия) Отметим также, что ранее на одной из конференций кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Сибирского Федерального Университета (СФУ, Красноярск) Татьяна Геннадьевна Карчаева в своем докладе рассказывала о вкладе И.И. Крафта в деле борьбы с пьянством и утверждении трезвости в Енисейской губернии. Она приводила ряд статистических данных, которые содержатся в книге С.А. Сафронова « " Пьяный вопрос " в России и " сухой закон " 1914–1925 годов» (вышла в свет в Красноярске, в СФУ, в 2017 г.). Тема участия И.И. Крафта в борьбе за трезвость весьма актуальна. Докладчица процитировала слова премудрого Соломона о пьянстве: «У кого горе, у кого возмущение, у кого суды, у кого неприятности и раздоры, у кого побои без причины, у кого багровые глаза? Не у тех ли, кто постоянно сидит за вином? Не у тех ли, кто ищет, где попойки происходят? » (Притч. 23, 29–30). Будет смерть, будут побои, стоны, плач детей, если родители будут пить. Что в советское время, что при Царе, что сейчас – пьянство всегда оставалось одной из насущных проблем общества. В советское время публиковали плакаты со словами «Пьяная мать – горе в семье». Если при принятии алкоголя сначала человек испытывает эмоциональный подъем, то затем последствия будут весьма плохими. В Енисейской губернии пьянство было очень сильно распространено. В магазинах до революции висели объявления, в которых пропагандировали алкоголь. Реклама алкоголя размещалась и в меню ресторанов. Борьба за трезвость, однако, все же велась – как обществом, так и государством. Статистические сведения свидетельствуют, что до принятия сухого закона Енисейская губерния находилась в региональной зоне риска по алкоголизации населения. В 1904 г. в губернии была введена винная монополия – почти на 10 лет позже, чем официально по России. В Западной Сибири ее ввели в 1902 г. На основе архивных данных проведен статистический анализ – сколько пили в Сибири и каково было отношение местного населения к пьющим.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/sk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Первое упоминание деревни Баевой встречается в ревизской сказке третьей ревизии, проводившейся в 1763 году. Первопоселенцы по указу местной администрации с 1754 года отбывали здесь гоньбу. Положение деревни на беререгу реки Кулунды среди многочисленных озер, лугов, пастбищ и лесов благоприятствовало занятию хлебопашеством и скотоводством, охотой и рыболовством, что способствовало относительно быстрому росту населения. Первоначально деревня относилась к ведомству Малышевской слободы, затем входила в состав Кулундинской волости Малышевской слободы. С 1820 года Баева - волостной центр вновь образованной Нижне-Кулундинской волости Томской губернии. С 1861 года - село Баевское. В 60-е годы XIX века в Нижне-Кулундинской волости начали развиваться кузнечный, плотницкий, шерстобитный, пимокатный, щепной, маслобойный, шубный, кожевеный и другие промыслы. В Баевском традиционно проводились ежегодные ярмарки. В начале XX века в селе были образованы торгово-промышленная артель, сельскохозяйственный склад товарищества " Работник " и кредитное товарищество. В начале 1910-х годов здесь имелись министерское училище (с 1871), церковно-приходская школа, больница на шесть коек, три мануфактурных лавки, казенная винная лавка, пивная лавка, два маслодельных завода; располагались сборный пункт 17-го призывного участка по отбытию воинской повинности, 3-й участок ветеринарных врачей, 17-й участок полицейсских урядников, а также почтовое отделение второй категории. Баево было известно своим лечебным озером, находившемся недалеко от села. В газете " Жизнь Алтая " от 12 августа 1915 года сообщалось: " ... кроме известного лечебного курорта в Солоновке в Кулундинской степи есть еще два курорта - Яровое озеро и второе в селе Баево " . Накануне революции 1917 года в селе функционировали два овчинных завода, шесть кузниц, две слесарные, пять сапожных и одна швейная мастерская, три кожевенных и один маслодельный завод, одна пимокатня, четырнадцать ветряных, одна водяная и одна паровая мельницы, две лавки и два кабака.

http://drevo-info.ru/articles/13671519.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010