Сланость - соленость, соленый вкус, солончак. Сланый - соленый. Слота - ненастье, слякоть. Слух - слышание, молва народная. Слякохся - я согнулся. Слящися - сгорбиться, согнуться. Слячен - скорченный, сгорбившийся. Смердити (смердети) - испускать смрад, зловоние, вонять. Смежити - сомкнуть глаза, зажмурить. Смердящий - зловонный. Смирение - покой, безопасность, примирение. Смирна (или мирра) - смола благовонная, имеющая силу предохранять тело от гниения; мирра - благоуханное смолистое вещество, горькое и пахучее. Смоква - плод смоковницы, винная ягода. Смотрение - забота Божия о спасении человека, промысел. Смотрительно - промыслительно. Снабдевати - сохранять, спасать. Снабдети - сберечь, сохранить. Снедь - пища, кушанье. Снедно - съестное. Снести - съесть, вкусить. Снитися - соединиться, сочетаться, вступить в брак. Соблазн - препятствие; поступок, пример или слово, могущее быть камнем преткновения для верующего. Соблюдение - темница, тюрьма, примета, видимый знак. Совосприятель - соучастник. Согрешения вольные - грехи, сделанные по собственной воле. Согрешения невольные - грехи, сделанные без участия своей воли, неосознанно или по незнанию, или по принуждению. Содетель - творец, создатель, совершитель. Создание - творение, тварь. Созижди - сделай, сотвори. Сокровище благих - хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, вместилище всех благ. Сокровищница - место, где хранятся сокровища; кладовая. Соленица - солонка, сосуд для подачи соли на стол. Солило - соусное блюдо, из которого Спаситель на Тайной вечери ел с учениками; вообще - блюдо, солонка. Солея - возвышение перед иконостасом. Центральная часть солеи - амвон, боковые части - клиросы. Соние - сон, сновидение. Сонм - собрание народа, толпа, скопище. Сонмище - собрание людей или место, где они собираются. Сопель - свирель. Сопец - трубач, музыкант, флейтщик. Сопрестольный - совместно участвующий в престоле или в верховной власти царской или святительской. Сопротивный - желающий противного, препятствующий желанию другого и исполнению чего-нибудь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

Черпают черпаками, с восковиной, проливают на грязь, на шубы. А вот — варенье. А там — стопками ледяных тарелок — великопостный сахар, похожий на лед зеленый, и розовый, и красный, и лимонный. А вон, чернослив моченый, россыпи шепталы, изюмов, и мушмала, и винная ягода на вязках, и бурачки абрикоса с листиком, сахарная кунжутка, обсахаренная малинка и рябинка, синий изюм кувшинный, самонастояще постный, бруски помадки с елочками в желе, масляная халва, калужское тесто кулебякой, белевская пастила… и пряники, пряники — нет конца. – На тебе постную овечку, — сует мне беленький пряник Горкин. А вот и масло. На солнце бутыли — золотые: маковое, горчишное, орешное, подсолнечное… Всхлипывают насосы, сопят-бултыхают в бочках. Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, — милое мое Замоскворечье. – А вот, лесная наша говядинка, грыб пошел! Пахнет соленым, крепким. Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки сушеного белого гриба. Проходим в гомоне. Лопаснинские, белей снегу, чище хрусталю! Грыбной елараш, винегретные… Похлебный грыб сборный, ест протоирей соборный! Рыжики соленые-смоленые, монастырские, закусочные… Боровички можайские! Архиерейские грузди, нет сопливей!.. Лопаснинские отборные, в медовом уксусу, дамская прихоть, с мушиную головку, на зуб неловко, мельче мелких!.. Горы гриба сушеного, всех сортов. Стоят водопойные корыта, плавает белый гриб, темный и красношляпный, в пятак и в блюдечко. Висят на жердях стенами. Шатаются парни, завешанные вязанками, пошумливают грибами, хлопают по доскам до звона: какая сушка! Завалены грибами сани, кули, корзины… – Теперь до Устьинского пойдет, — грыб и грыб! Грыбами весь свет завалим. Домой пора. Кривая идет ходчей. Солнце плывет, к закату, снег на реке синее, холоднее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

— Вина правителя не только в его личных деяниях, но и в делах подвластных ему народов. — Значит, ты не желаешь помочь мне? — раздраженно и одновременно с угрозой произнес Изиф. — В этом деле мало что зависит от моего желания. Я могу тебе помочь, но только при исполнении одного условия. — Ты, пыль под моими сандалиями, еще смеешь ставить мне условия? — гневно воскликнул эмир, но тут же поспешно и более примирительно добавил: — Что ты еще хочешь просить у меня, я и так обещал тебе щедрое вознаграждение золотом. — Открой же свои уши, почтенный Изиф, ибо то, что я скажу тебе, — это выбор между жизнью и смертью. Я долго изучал тайны вещей и познал великую магию чисел. Мои познания могут помочь человеку, но только если Сам Бог не будет препятствовать этому. Вот те условия, при которых я смогу вылечить тебя: ты должен уничтожить идолопоклонство и изгнать иконы из храмов подвластных тебе земель. И тогда годы твои будут приумножены по числу дней твоей болезни. — Ты хочешь, иудей, сказать, что я проживу еще сорок лет? — недоверчиво спросил Изиф. — Не только жить, но и править, ибо Бог даст тебе большую власть над твоим народом. Если же не исполнишь сего, то смертный час твой не будет ждать следующего захода солнца. Больному эмиру вдруг страстно захотелось поверить этому странному обещанию. Он, как утопающий, был уже готов схватиться за соломинку, но угроза, прибавленная к сладостным обещаниям, опять возбудила в нем горделивую спесь. — Я тебе не винная ягода, которую можно сдавить, и не верблюд, которого можно запугать, гремя старым бурдюком. Я исполню твои условия, но, если ты не исполнишь своих обещаний, — клянусь Богом! — драть кожу буду с тебя, как дровосек кору с деревьев, и скручу тебя, и буду бить, как бьют чужого осла, прогоняя его от арыка с водой. Теперь же, прежде чем я что-либо сделаю, мне необходимо убедиться, что твои речи не пустая брехня бездомного пса. — Твои слова справедливы, эмир, — облегченно вздохнув, сказал Соломон и начал вместе со своим помощником изготовлять отвар из каких-то трав.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Ехал Гур с теткою, накрывся лодкою. Ехал, да не доехал, опять поедем, авось доедем. Ехал дорогою, да пять верст целиком. Ехал к брату, а заехал к свату. 40 Ехал к вам, да заехал к нам. Ехал к обеду, а и ужина не застал. Ехал к Фоме, а заехал к куме. Ехал наживать, да пришлось и свое проживать. Ехал не путем, а погоняет не кнутом. 45 Ехал Пахом за попом, да ушибся о печь лбом. Ехал поп дорогою, а чорт целиком. Ехал прямо, да попал в яму. Ехал чорт мимо, там ему и имя. Ехал бы ехал, да конь не везет. 50 Ехать в путь не спеши, а прежде деньги припаси! Ешь больше, а говори меньше! Ешь, да не труси, а больше не проси! Ешь досыта, работай до поту! Ешь капусту, так в брюхе не будет пусто! 55 Ешь конь сено, да поминай красно лето! Ешь корова соломку, поминай лето! Ешь кутью, поминай Кузьму! Ешь лучше мясо или рыбу, нежели мясника или рыбника! Ешь меня собака, да неведомая! 60 Ешь мед, да берегись жала! Ешь, не доедай; пей, не допивай; говори, не договаривай! Ешь пироги, а хлеб вперед береги! Ешь пирог с грыбами, а держи язык за зубами! Ешь, покамест живот свеж! 65 Ешь хлеб, коли пирога нет! Ешь сморчки, да берегись, чтобы не вытолкали в толчки! Ешь чужие пироги, а свои вперед береги! Ешь щи с мясом, а когда нет, так щи с квасом! Ю 1 Юг веет, старого греет. Юному хвастать, а старому хрястать. Юность время золотое: ест, и пьет, и спит в покое. Юн с пирушками, а стар с подушками. 5 Юн всяк бывал и в грехах живал. Юрью пирогом, а дурака батогом. Юрья за бабу, а Лука за быка. Юс да ижица, делу конец ближится. Я 1 Яблочко от яблонки недалеко откатывается. Яблочное семя знает свое время. Я вашец, ты вашец, а кто же нашец? Явен грех малу вину творит. 5 Ятанова пушка своих побивает. Я говорю про Ивана, а ты про болвана. Ягода винная, еда дивная. Я де янька в красной шапке. Ядь добра и редька, коли не случилось рыбки. 10 Ядь гортани сладкая, речь сердцу гладкая. Яденье сладкое, падение райское. Я его выручил, а он меня выучил. Я ж именинник, да мне ж и пирога нет. Я за порог, а жена поперек.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

А как это скажется на рынке? Рынок – это экономическая модель, которую использует идеология прибыли. Страны, которые будут возвращаться в экономическую идеологию самодостаточности, не могут работать в модели рынка. Они должны переходить на экономические модели идеологии самодостаточности. Их существует две – концентрация производства как в СССР , и государственная концентрация рынка как в Китае, Саудовской Аравии, Сингапуре и в некоторых монархиях. А какие экономические инструменты есть у Правительства России в сложившихся условиях? Скажем, так как есть. Господствовавшая в СССР марксистская политэкономия не могла понять, что при происшедшей в результате экономической реформы Косыгина-Либермана 1965 года смене экономической идеологии самодостаточности на экономическую идеологию прибыли будет неизбежно разрушена экономическая модель концентрации производства, которая применялась в нашей стране старообрядцами, Столыпиным и Сталиным. Концентрация производства возможна только в идеологии самодостаточности. Она невозможна в идеологии прибыли. Итогом через 25 лет после реформы Косыгина-Либермана стал крах СССР. Оговорюсь, что Алексей Николаевич Косыгин был против реформы 1965 года, но он был в Политбюро в меньшинстве и следовал партийной дисциплине. За прошедшие 30 лет политэкономия разрушила в нашей стране все экономические инструменты, которыми владело государство. В арсенале правительства остаются всего два экономических инструмента, которые не использовались в последние годы. Какие это инструменты? Во-первых, это восстановление государственной монополии на алкогольную продукцию. До революции государственные монополии давали свыше 50% поступлений в бюджет Российской империи. В первую очередь, винная монополия. При восстановлении государственной монополии на алкогольную продукцию крайне важно не обидеть существующих собственников производств в этой отрасли. Многие из них – золотой фонд виноделия, носители традиций и знаний. Надо так решать задачу создания государственной монополии, чтобы эти люди остались в отрасли.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/25/vinnay...

Но особенно тяжелыми последствиями отражалось на нравственности учеников влияние, идущее со стороны тех лиц, с которыми ученики соприкасались в их домашней, внешкольной жизни. По недостатку денежных средств, ученикам приходилось ютиться в разного рода харчевнях, постоялых дворах, вместе с чернорабочим людом 188 , где соблазн разгульной нетрезвой жизни был слишком силен для того, чтобы ему могли противостоять лишенные воспитательного надзора юноши. При таких условиях неудивительно, что трезвость не принадлежала к числу добродетелей, которыми были украшены питомцы Суздальской школы. Обстоятельство это в свое время не мало печалило предстоятелей Суздальской епархии, и они по временам выступали с грозными указами, имевшими в виду ограничить господствовавшее пьянство. Особенно в этом отношении был настойчив преосв. Тихон. «Особым указом предписать, распорядился он 24 января 1780 года, дабы наистрожайше учители за учениками наблюдали, чтобы в питейныя дома и в блинныя избы не входили они и, как часто самолично я видел, у лавок, где винная продажа имеется, яко то у Шершеневой, Лукиной и у прочих, никогда не останавливались и у них ничего не едали и не пивали, а потребно нужное брали бы на свои квартиры, и отнюдь бы по улицам и по другим домам не волочились, а шли бы только с квартиры прямо в школы и из школ в квартиры свои. О чем учители всякий день при школы ученикам своим напоминали бы с крепчайшим угрожением». Для ослабления зла Тихон рекомендует учителям призвать себе в помощь лучших учеников и учредить из них особых фискалов услугами которых не брезговала старая педагогия. «Да учредили бы с честнейших учеников фискалов, дабы присматривали бы и верно бы о шалунах и бродягах и у лавок стоящих доносили учителям, а учители бы неослабно истязывали и штрафовали». Кроме сего еп. Тихон рекомендовал учителям строгий контроль и ревизию над денежными операциями учеников. «Особым указом предписать, чтобы чрез постоянного ученика испробовали учители, особливо школь философии и риторики, нет ли за их учениками долгов по лавкам и харчевням и где только винная продажа горячего и виноградных вынь имеется – и, если что проведают, то о том и мне рапортом представили бы для рассмотрения». 189

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Винная монополия и гособлигации для населения Интервью с автором цикла книг по истории экономики Андреем Юрьевичем Быковым 25.08.2020 515 Время на чтение 8 минут Андрей Юрьевич, насколько эффективной, по Вашему мнению, была поддержка бизнеса, оказанная государством в период карантина? Помощь была существенной, но средства происходили из состава налогов, ранее взятых с бизнеса. Было бы более эффективно помочь бизнесу тем, что снизить налоги. Например, подоходный налог или налог на прибыль хотя бы на 0,5%. В экономике осталось бы больше денег. В своих статьях Вы пишите о наступившем глобальном кризисе экономической идеологии прибыли. Могли бы Вы более подробно прокомментировать. Наша страна ушла от экономической идеологии самодостаточности в идеологию прибыли в 1965 году. И с тех пор, за исключением начала 2000-х годов экономика, рассчитанная в натуральных показателях, сжимается. Экономическая идеология прибыли – это всегда финансовая пирамида. О неизбежном наступлении глобального кризиса экономической идеологии прибыли мною в 2018 году была написана книга «Цифровая экономика и будущее золотого стандарта». В 2020 году мир начинает возвращаться в экономическую идеологию самодостаточности. Иного выхода просто нет. Как и не существует третьей экономической идеологии. Что означает для России переход в идеологию самодостаточности? В условиях глобального экономического кризиса у России нет внешних источников развития. Источниками развития России могут быть только внутренние ресурсы. Пока это сырье и налоги. Но приоритетом правительства должны быть не налоги, а товарное производство. В целом в плане экономических приоритетов нужен приоритет экономики над политикой, менталитета хозяина над менталитетом временщика. Необходимо отказаться от использования стоимостных показателей, вернувшись к использованию натуральных. Такой показатель как ВВП вообще не имеет никакого экономического смысла. Но, главное – как можно скорее отречься от политэкономии и вернуться к фундаментальной науке экономики.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/25/vinnay...

То паки есть правое, егда 2366 иерейство приемлется от кого, ли архиерейство Во честь и в славу Бога и душ в спасение, а не в мирския славы себеловление. И егда священная деема бывают, не за мзду, но да верным 2367 ползу содевают. Шуия паки в Церкве корабли есть страна, егда ловитва неким будет содеяна Не во славу Божию, но в свою похвалу, скоро преходящую, и ту велми малу; Или прибытка ради богатства тленнаго, а не мыслнаго деля душам спасеннаго. Си страна есть шуия, имать бо ставити ошуию Христови, грядущу судити. Сицевых делатели. И на сей ловяще стране, без Христа ловцы труждаются вотще. Но увы времен и нрав! Нынемнози зело на шуйцу своя мрежа 2368 вовергают смело. Аще ловцы человек Христом сотворени и на десней ловити странеувещени, Славу, честь и богатство 2369 прилежат ловити, аки безсмертно в мирехотящий жити. Своих ищут прибытков, никако Христовых, оле, душы за злато продати готовых! Ведети же достоит, яко леть продати, но невозможно будет окуп за ня дати. Ловитва Рыбарь на удицу пищу возлагает. юже рыба вземши, лов тому бывает. Тако демон сладость вержет 2370 временную, внутрь тая удицу преизощренную, Юже кто лакомо устны си хищает, прелестно ловитва врагови бывает. Лож в духовных С иноком белец в пути нецем бяше, яко Божия раба почиташе, Но нача инок суесловствовати и кощунная пред ним глаголати. Между иными то к нему вещает: Вижд, человече, се осел летает. Муж простодушный абие си око смотряя 2371 пусти на аер высоко. Инок в утеху весь ся разливает. простодушнаго мужа укоряет, Глаголя его малоумна быти, яко в том делевосхотеверити. Он же отвеща: Отче, не дивися. яко веровах, паче исправися, Бех бо непщуя, удобей летати ослу, нежели иноку солгати. Тако воправду выну подобает, язык духовных лжи да не вещает. Ложе То ложе исполнь цветов прекрасных бывает, еже слезами часто 2372 спяй в нем окропляет. Цвети – богомыслие и покаяние, ими же сладит Свое Бог обоняние. Лоза Лоза винная в зимемертва быти мнится, без плода, без листвия, и некрасна зрится. Лету 2373 паки пришедшу, тажде оживится,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

причастия, а для того освобождали бы их от работы на одну неделю Великого поста. 2) Дознано, что в некоторых селениях, заражённых расколом, должностные лица избираются из раскольников и сектантов (особенно из хлыстов, как людей зажиточных), которые всеми мерами противодействуют миссионерам в их деле и в частности в ведении противо-раскольнических бесед, например, сельские старосты для того, чтобы отвлечь крестьян от слушания миссионерских собеседований, назначают сельские сходы одновременно с последними. А главное, через своё влияние на однообщественников, облечённые властью раскольники всегда имеют возможность оказывать покровительство раскольникам, а на православных оказывать давление и выражать презрение, и через то наклонять их к расколу и сектам. Посему нельзя не желать, чтобы гражданское начальство предпочтительно назначало на должностную службу в селениях, заражённых расколом или сектантством, православных, а раскольников и сектантов никак не допускало бы в должности общественные, чтобы их вредное влияние не могло способствовать усилению расколо-сектантства, во вред для Церкви и государства. 3) Развитию раскола и сектантства, через отвлечение народа от Церкви и нравственную распущенность с испорченностью нравов, много способствует торговля в воскресные и праздничные дни и соединённое с тем пьянство по трактирам и гостиницам. Духовное начальство должно настоятельно просить гражданскую власть о прекращении воскресных базаров, ярмарок и перенесении их на ближайшие будничные дни. Примеров успеха таких ходатайств не мало встречается в каждой епархии. В видах же отрезвления народа считалось бы весьма нужным, не теряя времени, применить и в губерниях, где не введена ещё монополия, последний прекрасный циркуляр г. Министра Финансов о закрытии в праздничные дни мест продажи вина, который (циркуляр) действует в губерниях, где введена винная монополия. 4) Известно, что раскольники и сектанты уклоняются от записи в установленные метрические книги актов рождения, смерти и браков, и через это усиливается скрытное беззаконие, разлагающее общественную жизнь в безнравственные сборища людей, враждебных Церкви и государству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Тамбовцев М. Я., торговец. 3. Африкантов А. И., медфельдшер. 4. Курбатов А. В., оптовый торговец. 5. Бекетов А. А., оптовый торговец. 6. Ханжин Н. И., бывший помещичий староста. 7. Тамбовцев Н. А., рыбак, уволенный по распоряжению сов[етской] власти из председателей сельсовета. 8. Заикин И. А., занимался с[ельским] хозяйством, выше среднего роста. 9. Рожкова М. Я., жена бывшего лесоторговца. 10. Малафеев А. А., бывший землевладелец. 11. Панаев Г. А., мясоторговец. 12. Рыжова М. К., бывшая торговка. 13. Никитин Г. П., торговец. 14. Бекетов И. А., торговец. 15. Софронов А. А., бывший старший полицейский. 16. Купцова А. Е., торговка. 17. Шишкин В. С., торговец. 18. Уханов С. Ф., бывший медфельдшер. 19. Каргин И. И., бывший купеческий приказчик. 20. Иотова А. В., занимающаяся с/х. 21. Амплеев А., сторож школы II ст. 22. Зубрилин А. Н., почтальон, зять Купцовой 16). 23. Корнилова Н. Е., заним[ается] с/х. 24. Кузнецова В. В., бывшая винная торговка и лесом. 25. Карабанов, сторож школы II ст. Перечисленные граждане свои религиозные потребности исполняют в Александро-Невской кладбищенской церкви г[орода] Тетюш и в указанные праздничные дни Крестовоздвиженский причт с крестом не приглашали. Кладбищенский храм, имеющий своих прихожан только 20 домов, вполне может вместить не только порвавших отношения с Крестовоздвиженской общиной вышеперечисленных староцерковников, но даже если бы число их стало и значительно больше. В заключение приходской совет полагает, что заключенный нами с горсоветом в августе месяце договор о пользовании храмом имеет окончательный характер, потому что согласно постановлению ВЦИК, пропечат[анному] в Известиях ВЦИК от 27 июля с. г. 167, п. 18, заключение договоров о передаче храмов в бесплатное пользование верующим предоставлено в городе городскому совету. Прилагается справка Тетюшской милиции от 27/XI-27 г. Председатель совета священник Алексий Муратовский . Члены < 7 подписей> . 12.   87 6 декабря 1929 г. – Выписка из протокола 24 заседания Президиума ЦИК ТАССР

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010