Оно состояло под высочайшим покровительством императора. Братство занималось строительством храмов, содержало школы, собственную типографию, где издавались книги и брошюры для народа. В 1909 г. было напечатано 10 книг и брошюр в количестве 40 390 экз. С 1907 г. стал выходить «Вестник Виленского Свято-Духовского братства», в 1909 г. он разошелся в количестве 20 850 экз. При братстве действовала комиссия религиозно-нравственных чтений. В 1900 г. при двух церковно-приходских школах г. Вильны было проведено 38 народных чтений, на которых присутствовало не менее 7600 человек, в большинстве своем католиков С. 74—75]. В 1909—1914 гг. религиозно-нравственные чтения проходили уже в 28 пунктах, ежегодно их посещало до 70 тыс. чел. 20. С. 910]. Они обычно сопровождались показом «световых картин» и церковным пением. Помещения так переполнялись, что от недостатка воздуха гасли лампы, поэтому иногда чтения устраивались под открытым небом С. 313]. Паломнический комитет братства организовывал крестные ходы по виленским святыням. В 1909 г. комитету пришлось организовывать целые паломнические поезда. В том же году состоялись поездки членов братства в Москву (на съезд монархических организаций и торжественное собрание Московского Воскресенского братства). После этого из Москвы стали поступать пожертвования, как денежные, так и предметами церковной утвари, для бедных храмов Литовской епархии. Была объявлена подписка о сооружении двух величественных храмов на средства московских жертвователей. Следует отметить успешную работу и других миссионерских братств: Карельского братства во имя св. вмч. Георгия Победоносца, Финляндского во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, Александро-Свирского, Ставропольского во имя св. ап. Андрея Первозванного (миссия среди калмыков), Тифлисского во имя Пресвятой Богородицы, Саратовского Св. Креста, Вятского во имя Святителя и Чудотворца Николая, Ярославского во имя св. Димитрия, митр. Ростовского, Тамбовского Богородично-Серафимовского, Томского во имя св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Его он поздравляет с царским венчанием в Успенском соборе 16 января 1547 г., а позднее с бракосочетанием. Правомочность совершенного на Руси царского венчания митрополит Макарий доказывал в посланиях Виленским епископам Павлу, а затем и Валериану, содействуя признанию царского титула в соседнем Литовском государстве 500 . Будучи патриотом своего отечества, митрополит Макарий шлет послания, укрепляющие царское мужество во время казанского похода. За его основу взято известное послание Ростовского архиепископа Вассиана князю Иоанну III во время Угорского стояния 1480 года 501 . Возвратившегося с казанской победой царя глава Церкви торжественно встречает и поздравляет радостной речью 502 . Письменное наследие митрополита Макария, с юного возраста вступившего на монашескую стезю подвигов, свидетельствует о его заботах о монашеском устроении. Памятником этих его усилий является грамота, данная игумену Тихону новгородского Духова монастыря. Первая грамота святителя московского периода – также уставная, данная игумену Песношского монастыря Трифону (1542–1544). Святительские заботы о монашестве в Великом Новгороде, по замечанию летописца, принесли свои положительные плоды: стало расти число иноков в обителях. К святителю Макарию обращались подвижники за благословением на начало строительства монастыря. Между тем насельники этих обителей были современники покорения Казани, современники духовного подъема. Это были молитвенники о судьбах нашего отечества, их заступничеством Господь являл Свою милость русскому народу. Монашеская проблематика переплетена с новгородскими связями митрополита Макария. Он посылает послания архиепископам Феодосию, Серапиону, Пимену. В 1557 г., во время тяжелых погодных условий, он посылает в Великий Новгород богомольную грамоту и святую воду, заповедуя творить усиленные молитвы и кропить всё святой водой. Конечно, митрополит Макарий писал не только в Великий Новгород. Из послания Иоанна Грозного первому Казанскому святителю Гурию узнаём, что он посылал послания и различных мастеров-умельцев в Казань 503 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В два года проповеднического служения при Архиепископе Лазаре Димитрий успел сделаться известным по всем окрестными местам, и многие православные обители наперерыв приглашали к себе проповедника. Ближайшим случаем к таким приглашениям было следующее: «В июне 1677 г., движимый благочестивым усердием, Димитрий отправился из Чернигова в Новодворский монастырь , один из подведомственных Виленскому Святодухову монастырю, для поклонения чудотворному образу Пресвятой Богородицы, писанному св. Петром, Митрополитом Московским . Новодворский монастырь находился уже за границею Малороссии, в пределах литовских 24 , – следовательно, под владычеством польским; но связи между членами Малороссийской Церкви и православными в Литве не пресеклись. Все православные церкви и монастыри литовские состояли под верховным управлением Киевского Митрополита. Епископ Белоруссии, заведовавший в то время делами цер­ковными в Литве, Феодосий Василевич , именовался наместником Митрополии в княжестве Литовском 25 . В то время, когда прибыл св. Димитрий в Новодвор, здесь готовились к торжественному перенесению чудотворной иконы из старой церкви в новую. Для сего прибыли и Белоруссии Епископ Феодосий с своим клиром и проповедником, и настоятель Виленского Святодухова мона­стыря Климент Тризна , и другие знатная духовные лица. Радушно приняли они проповедника Черниговского, о котором знали по одному слуху, и, по окончании праздника, Климент Тризна взял Димитрия в свой монастырь. Димитрий пробыл в Вильне более двух месяцев и сказал здесь две проповеди . А отсюда взял его с собою Епископ Белоруссии Феодосий в Слуцк (24 ноябр.), где назначил для его пребывания братский Преображенский монастырь , которого сам быль архимандритом 26 . Поль­зуясь любовию братства и великим расположением граждан, из которых никто Скочкевич , ктитор монастыря, осо­бенно благодетельствовал проповеднику 27 , Димитрий прожил в Слуцке четырнадцать месяцев. Круг его знакомых увеличился еще одним значительным лицом, Митрополитом Греческим, Макарием Лигариди, который прибыль в Россию, вероятно, за милостынею и пробыл в Слуцке два месяца 28 . Но вскоре скончались более близкие к святому Димитрию: Еп. Белоруссии Феодосий (марта 11, 1678 г.) и благодетель его Скочкевич (ноября 29) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

При архиепископе Черниговском Лазаре (Барановиче) и игумене Ильинского монастыря Зосиме от сей иконы, в знамение милосердия, текли слезы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями такого чуда были почти все жители Чернигова. Вскоре после этого, в том же 1662 году, татары сделали набег на Чернигов и разорили все окрестные селения; но монахи Ильинского монастыря ничего не знали о близкой опасности. Ночью дошло до них это Ильинская-Черниговская известие; они поспешили в церковь и, усердно, со слезами помолившись Ей, НебеснойЗаступнице, скрылись в Антониевой пещере. В полночь ворвались татары в монастырь, ограбили церковь , взяли церковную утварь, но чудотворная икона со всеми драгоценными украшениями осталась неприкосновенною: невидимая сила не допустила варваров коснуться святыни; та же невидимая сила не допустила их войти и в пещеру, где скрывались иноки, хотя татары много раз покушались на это, подбегая с зажжёнными лучинами и обнажёнными мечами. Внезапно, испуганные непостижимым видением, они обратились в бегство. Святой Димитрий Ростовский , заключая свою книгу «Руно орошённое», по исчислении 24 чудес от чудотворной Ильинской иконы, говорит: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?» 18.04. Максимовская 40 Максимовская Максимовская икона изображает Пресвятую Богородицу во весь рост и пред Нею на коленях стоящего митрополита Максима и принимающего из пречистых Её рук омофор. Икона сия, имеющая в длину 2 аршина 4 вершка, а в ширину 1 аршин 1 вершок, украшена серебряною чеканного, позолоченною ризою с жемчужным убрусом. На иконе находится следующая надпись: «Сей святый и чудотворный образ Пресвятая Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299) по видению Максима митрополита Владимирского и всея России чудотворца, родом грека, по пришествию его из Киева во Владимир, когда он от путнаго шествия в келий своей мало уснув, абие видит, аки яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руке Предвечного Младенца и глаголя: «Рабе мой, Максим, добре пришел еси семо посетити град мой, – и подаде ему омофор, глаголя, – прими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

10 октября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Калининградскую епархию. В аэропорту Калининграда Его Святейшество встречали митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, епископ Балтийский Серафим, губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по Калининградской области Ю.С. Шалимов, мэр Калининграда А.Г. Ярошук, командующий Балтийским флотом В.В. Чирков, духовенство епархии. 12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, архиепископа Виленского и Литовского Иннокентия, епископа Балтийского Серафима, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, местного духовенства совершил в городе Балтийске чин великого освящения храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и Божественную литургию в нем. За литургией была совершена хиротония архимандрита Иоанна (Павлихина) во епископа Магаданского и Синегорского. Среди молившихся за богослужением были губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители командования Балтийским флотом, органов государственной власти и общественности. В тот же день в Святейший Владыка посетил строящийся храм святых мучеников Космы и Дамиана в поселке имени А. Космодемьянского в Центральном районе Калининграда и ознакомился с ходом строительных работ. 13 октября в конференц-зале кафедрального собора Христа Спасителя Калининграда под председательством правящего архиерея Калининградской епархии — Святейшего Патриарха Кирилла — состоялось епархиальное собрание епархии. В тот же день Его Святейшество в сопровождении епископа Балтийского Серафима и мэра Калининграда А.Г. Ярошука посетил строящиеся храмы Калининграда, мемориальный комплекс памяти солдат Великой Отечественной войны, к которому возложил цветы.

http://patriarchia.ru/db/text/1909396.ht...

162 В надгробном стихотворении святому Афанасию, который скончался в Бресте, сказано, что он «забит на своей отчизне»; это свидетельство (середины XVII века) можно понимать в смысле указания на рождение преподобного в Бресте или его окрестностях (см. след. примеч.). 163 Филипповичи (фамилия святого Афанасия) – мещане, уминаются в актах города Берестья (Бреста) в 1637 году и могли быть родственниками преподобного. 164 В сохранившихся до нас записка, или «Диариуше»; во вносных значках приводятся отрывки из записок святого Афанасия. 165 Берестейская школа – была заведена по благословенной грамоте епископа Владимирского и Брестского Мелетия (Хрептовича) 6 июля 1590 года. Отнята униатами в 1597 году. 168 По другому известию, Луба жил семь лет в монастыре у святого Афанасия и там учился у него грамоте. 169 Виленский Свято-Духов братский монастырь основан в 1609 году. Имел большое значение в борьбе Православия с унией. – Кутеинский-Богоявленский основан в 1623 году. – Межигорский-Спасо-Преображенский возник в XIII столетии, находится в двадцати верстах к северу от Киева, на правом берегу Днепра, в долине между возвышенностями. Все три монастыря существуют в настоящее время. 170 Дубойский монастырь близ города Пинска Минской губернии. Когда основан – неизвестно. В 1636 году монастырь захвачен униатами. В настоящее время не существует. 171 Орден иезуитов основан испанцем Игнатием Лойолой и в 1540 году утвержден папой Павлом III. Его задача – борьба с протестантами и другими врагами Католической Церкви. 172 Купятицкий монастырь, теперь не существующий, находился в Пинском уезде Минской губернии. Монастырь основан на месте, где 15 ноября 1182 года явилась икона Божией Матери, по имени ближайшего села, называемая Купятицкой. (Об этой иконе Богоматери см. ниже.) 174 Общий лист, по которому можно было собирать подаяния на всем юго-западе Руси, а не в одной определенной местности или повете. 181 Павлюк Карп Павлович Гудзан – казацкий предводитель, крещеный турок. Восстание его началось в 1637 году. 6 декабря этого года разбит поляками, в феврале 1638 года – казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– О Пречистая Богородице, будь со мною. И в ту минуту от чудотворного образа Пречистой Богородицы послышался ясный голос: – Иду и Я с тобою. А диакон Неемия, стоя на левом клиросе наподобие иконы (этот диакон за несколько лет пред сим преставился в молодых летах после богоугодных подвигов иноческих) и как бы заикаясь, вымолвил: – Иду, иду и я с Госпожою моей. Когда святой Афанасий с Онисимом Волковицким приехали в Слуцк (уездный город Минской губернии), архимандрит Шицик отобрал у них листы и все Святки продержал их в большой тревоге, разобидевшись на купятицкого игумена за то, что он отправил сборщиков в Белоруссию без доклада ему, наместнику митрополита; но, устрашенный во сне видением, вернул листы путникам и сказал: – Делаю это для Пречистой Богородицы, а не для вашего игумена; идите с Богом, куда хотите. Оттуда сборщики прибыли в Кутеинский монастырь близ города Орши. В монастыре удивлялись их смелому плану идти в Москву за сбором подаяний. Но предостерегали. – Господине отче Афанасие! – говорил наместник монастыря. – Трудно без пашпорта короля, нашего повелителя, идти вам через Смоленск и Дорогобуж за границу до Москвы: виленские чернецы и пашпорт имели для милостыни, а много набедствовались. Святой Афанасий был напуган этими словами, но не оставил своего плана; добыв от кутеинского игумена рекомендательные письма к разным протопопам и православным братствам, преподобный посетил Копыс 175 , Шклов 176 , Могилев, Головчин 177 . Но нигде не получил милостыни, потому что перед ним прошли другие сборщики. Вернувшись в Кутеинский монастырь и уже решив ехать назад, в Купятицы, преподобный услышал такой совет от наместника: – Отче Афанасие, брате милый! Жаль мне тебя, что ты, сделав так мало для своего послушания, отъезжаешь домой. Советую тебе: иди через Трубецк до Брянска; хоть и там будет не без труда, однако, волей Божией, попадешь в столицу Московскую. Запали эти слова в сердце святому Афанасию; передал он их и настоятелю Кутеинской обители, который благословил его на путь и дал рекомендательное письмо к князю Петру Трубецкому. С разными скорбями и неприятностями путники через Пропойск 178 и Стародуб 179 дошли до Трубецка 180 . Но здешний воевода князь Петр, несмотря на письмо кутеинского игумена, отнесся к сборщикам крайне подозрительно, так как тогда было казацкое восстание под начальством Павлюка 181 и граница оберегалась особенно строго. Трубецкой под угрозой великого наказания велел путникам возвратиться назад, и они уже хотели было ехать домой. Но решили побывать еще в Челнском монастыре 182 . «Когда я, – говорит святой Афанасий, – шел пеший вдали перед конем и молился Господу Богу и Пречистой Богородице, страх великий напал на меня, так что я восклицал громким голосом:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ОЕА. II. 544; Приб. 201, – а еп. Орловский Кирион ошибочно назван Полоцким. Краткий обзор литургических вопросов в ОЕА (не чуждый неточностей, перешедших в работы как Зернова, так и Сове из Сводок – см. выше, прим. 1) см.: Зернов, Недавно напечатана наиболее полная подборка выдержек из Отзывов на темы о богослужении: Богослужебный язык. 319–336. Некоторые отзывы здесь даны в значительном сокращении; еп. Пермский Никанор ошибочно именуется Никоном. Как и у Сове, пропущен отзыв еп. Костромского Тихона (ОЕА. II. 544), а также кишиневских миссионеров, представленный еп. Владимиром (ОЕА. I. 203). Отзыв Варшавской епархиальной комиссии не был утвержден скончавшимся архиеп. Иеронимом и представлен в Синод еп. Евлогием; отзыв причта каф. собора в Выборге также не был утвержден еп. Финляндским Сергием, а лишь сообщен им Синоду для сведения. Список отзывов, относящихся к интересующему нас вопросу, приведен еще в одной недавней работе: Котт. 82–83. В нем ошибочно указан еп. Калужский Вениамин (Муратовский) – на самом деле будущий обновленец не уделил ни одной строчки литургическим проблемам. На указанных страницах находится не его отзыв, а еп. Михаила Минского. 30 Агафангел (Преображенский, 1854–1928), впоследствии архиеп. Виленский и Литовский (1910), Ярославский и Ростовский (1913), митрополит (1917), член Высшего Церковного Совета (1918), временный Патриарший Местоблюститель (1922). Арестован в 1922, в ссылке в Нарымском крае (1923–1925), в Пермской тюрьме (1925–1926); в 1926 в Перми заявил о вступлении в права Патриаршего Местоблюстителя, но вскоре отказался от этого заявления ради церковного мира и вернулся в Ярославль; в 1928 отделился с группой архиереев от митр. Сергия; через 4 месяца возобновил общение с ним. 31 Кирион (Садзагелов или Садзагелишвили, 1854–1918), впоследствии еп. Сухумский (1906), Ковенский (1907); на покое (1908); еп. Полоцкий и Витебский (1915); уволен по прошению 1 августа 1917 г.; 17 сентября избран католикосом-патриархом всей Грузии; 1 октября интронизован в Мухете.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

128 Проповедники и писатели духовные XVII века: Леонтий Карпович, «в витийстве подобный Златоусту», Лаврентий Зизаний, Кирилл Транквиллион, Ставровецкий, Лазарь Баранович, Захарий Копыстенский, Иоанникий Голятовский, Петр Могила , Адам Зерников. – Кирилл Транквиллион, дидаскал (учитель) Львовского братства, в предисловии к своему Евангелию учительному, то-есть проповедям на воскресные и праздничные дни, между прочим, говорит, что он пользовался евангельскими беседами (патр. Филофея), переведенными с греческого Софиею, княжною Чарторыйскою. См. Филарета Обз. русск. дух. литер. § 167. 129 Филарет. И. Р. Ц.. IV, 64–98; его же Обз. русск. дух. лит. I, §§ 170, 162, 156, 161, 167, 182, 181, 184. 130 Филарет. И. Р. Ц. IV, 91. Лаврентий Древинский был старшим братчиком Виленского братства и одним из учредителей Луцкого братства; в одном современном памятнике он назван «столпом восточного православия». Свою смелую и правдивую речь на сейме он произнес в присутствии короля Сигизмунда III, известного гонителя православия. 131 Исправление патриархом Никоном богослужебных книг, напечатанных при патриархе Иосифе, и было, как известно, причиною появления у нас раскола в среде приверженцев «старой веры»; наши староверы и доселе ещё пользуются лишь книгами Св. Писания, изданными до Никона, почитая текст последующих изданий искаженным. 132 Феодор Поликарпов, Карион Истомин, иеродиакон Косьма, инок Иов, Алексей Барсов, И. Максимович и др. 136 «Простое слово в писании, – говорит Симеон, – «разумеется удобнее, нежели слово, покрытое красками художественными; ядро удобнее снедается вылущенное, нежели в скорлупе содержащееся». 138 Филарет, И. Р. Ц. IV. 54–168: его же Обз. р. дух. лит. I. §§ 223, 230, 236–238. Димитрий Ростовский был также воспитанник Киевской коллегии и до прибытия в Москву, куда вызван был Петром I, прославился уже проповедями своими в Чернигове, Слуцке и Батурине». 141 Филарет, Обз. русск. дух. лит. I, § 236. Этот перевод возбудил собою споры и был запрещен патриархом Иоакимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

1743 . Михаиловский в Борчуге или в Борчуре, мужской, совсем уничтоженный, Ярославской губ.; нахо­дился, если не в самом городе Угличе, то в уезде его, недалеко от границы Ростовского у. В 1509 г. кн. Дмитрий Иоанович Угличский дал ему вклад на многие селения, из которых некото­рые сохранили до сего времени свои названия. “Ист. Рос. Иер.”, VI, 953; “Древн. Росс. Вивлиоф.”, изд. 2, 9; “Собр. Госуд. грам. и до-говор.”, I, 147 (Духов. гр. 1509 г. кн. Дмитр. Иоанн.); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 108 (тоже духовная 1509 г.). 1744 . Михаиловский – Городецкий, мужской, совсем уничтоженный, в окрестностях гор. Полотска, Витебской губ. Король Сигизмунд, в 1558 г., по ходатайству Полотского воеводы Стан. Стан. Довойны и бояр, жалованною грамотою, отдал Полотскую архиеписко­пию и бывший Михаилов. мон., с правом поставлять в оный архимандритов, боярину Глебу Ив. Корсаку, который впоследствии постригся в монашество, приняв имя Герасима. В 1509 г. упо­минается архим. Антоний, который был на Виленском духовном соборе. “Ист. Росс. Иер.”, 987; Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, примеч.; “Ист. акты Зап. Росс.”, III, 95; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 10 (архиеп. Герасим), 11 (архиеп. Арсений Шишко); Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 506; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г., в Вильне); “Памят. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 109 (Опись име­ний 1692 г.); “Акты Зап. Р.”, примеч. к I тому, 11; II, 234 (Наказн. гр. 1544 г., об исследовании обвинений на Полоц. архиеп. Симеона); III, 20 (Ж. гр. 1558 г. Полоц. боярину Глебу Ив. Кор­саку); “Русск. истор. Библиот.”, IV, 7 (Виленский собор 1509 г.; Святого Михаила Городецкий с Полоцка архим. Антоний). 1745 . Михаиловский – Гощский или Гощанский, мужской, ныне мест. Гоща, Волынской губ., Острожского уез., в 35 вер. к сев. от Острога, при р. Горыне. Основан в первой полов. XVII ст. княжною Региною Соломирецкою, каштелянкою Смоленскою, для монахов греческого исповедания, которые бы про­тиводействовали арианам и другим еретикам отправлять богослужение в мест. Гоще. В 1639 г. здесь был игу­меном Игнатий Оксенович, а в 1640 г. известный Гизель и в 1643 г. Феофан Скуминович. В 1777 г. к м-рю припи­сан Городищенский Заславский м-рь. “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. 748, (запись 1639 г. кн. Соломирецкой), 784, (жалоба 1643 г. митроп. Петра Могилы на игум. м-ря Феофана о тайном побеге из м-ря и уво­зе с собою в Вильну денег и церковн. утвари); “Волын. епарх. ведом.”, 1867 г., 5 и 8 (опис. м-ря); Батюшков, “Волынь”, 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010