Ответ не мог успокоить послов, тем более что с ними стали обходиться дурно. 11 мая Белке прислал жалобу: «Запрещают нам ходить в город и в Немецкую слободу, людей наших и слуг держат, как пленных, не пускают со двора более четырех человек разом, не велят ходить со шпагами; о том же нечего и говорить, какое нам потчиванье в корму бывает». На жалобу эту послам отвечали: «Говорено вам было много раз, что со стороны королевского величества делаются многие неправды к нарушению вечного докончания; для исправления этих неправд послали вы к королевскому величеству секретаря, и тот секретарь до сих пор назад не бывал; потом отправлен к королю царского величества гонец, и тот задержан: поэтому видно, что королевское величество начинает и ищет того, чтоб учинить вечному докончанию нарушенье, да и, кроме того, многие с королевской стороны неправды, и теми неправдами вечное докончание нарушено с королевской стороны». 17 мая велено объявить послам, что мирное докончание нарушено с шведской стороны, велено их перевести с посольского двора в Замоскворечье, корм давать против прежнего третью долю, но потом последнее приказание было отменено. В Полоцке Алексей Михайлович дожидался конца переговоров своих уполномоченных с польскими. Еще 13 июля из соборной полоцкой Софийской церкви государь отпустил на съезд с польскими послами в Вильну боярина князя Ивана Никитича Одоевского, окольничего князя Ив. Ив. Лобанова-Ростовского, дьяков Дохтурова и Юрьева; польские комиссары были: Ян Казимир Красинский, воевода полоцкий, и Христоф Завиша, маршалок великий; съезд был назначен у Вильны, в двух верстах от города, а польским комиссарам стоять в деревне на речке Немеже, в шести верстах от Вильны. Посредине был поставлен государев шатер для переговоров, около него – особые для московских, цесарских и польских послов. В то же время разосланы были царские грамоты в поветы Лидский, Слонимский, в воеводство Новгородское, в повет Ошмянский, в воеводство Минское, в повет Гродненский, в воеводстве Троцкое, в повет Волковыйский, Мозырский, Речицкий, в воеводство Виленское.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Скачать epub pdf 44. Василий II Васильевич, прозванием Темный, великий князь московский и всей Руси сын князя Василия I Дмитриевича, великого князя московского и всей Руси, от брака с Софьей Витовтовной (в иночестве Евфросиния), дочерью Витовта Кейстутиевича, великого князя литовского. Родился в Москве 10 марта 1415 г.; получил присягу дядей своих, требованную великим князем, отцом его, в 1420 г.; сопровождал мать к отцу ее, а своему деду, в Смоленск в 1423 г.; вступив по смерти отца на престол, нашел соперника в дяде, князе Юрии (Георгии) дмитровском (см. 194), в 1425 г.; увидел врага и в деде Витовте, осаждавшем Опочку (уездный город ковской губернии) в 1426 г.; умирился с дядей Юрием договором, призывавшим каждого из них оставаться при своем, в 1428 г.; приглашенный дедом, был на знаменитом съезде в г. Троках (Виленской губернии) в 1430 г.; ездил тягаться с дядей Юрием в Орду в 1431 г.; признан великим князем московским от ордынского хана Ахмета в 1432 г.; вовлеченный матерью в неприязнь с сыновьями Юрия, разбит Юрием на р. Клязьме в 20 верстах от Москвы, бежал и Тверь, в Кострому и лишен престола, вместо которого получил уделом Коломну в 1433 г.; скоро же, сев опять на великокняжение, данное ему Юрием добровольно, разорил Галич (Костромской губернии), удел Юриев, снова разбит Юрием с сыновьями в области Ростовской, бежал в Новгород, на Мологу, в Кострому, в Нижний и, вторично лишенный престола, думал бежать в Орду, но внезапной смертью Юрия возвращен в Москву в 1434 г.; разбил одного из Юрьевичей, Василия Косого, на р. Которосли 6 января 1435 г.; вероломно схватив, сослал закованным другого Юрьевича, Дмитрия Шемяку (см. 75), а Косого разбил вторично на Скоротине и, пленного, велел ослепить, в 1436 г.; получил от новгородцев черный бор (крестьянская дань), уступленный ему добровольно в 1437 г.; потерял при осаде Белева рать свою, бежавшую вместе с ее предводителями, братьями Юрьевичами, от татар ахметовых, в 1439 г.; возобновил дружественный союз с Юрьевичами и всенародно, в самом храме Успенском, обличил ересь Исидора, митрополита московского, дерзнувшего провозгласить единение с папой на основании артикулов собора флорентийского в 1440 г.; увидел приступ Шемяки к Москве в 1441 г.; избрал св. Иону, архиепископа рязанского, на митрополию московскую в 1443 г.; послал в бывшие русские области Литвы воевод, опустошивших все до Смоленска, но сам разбит татарами 6 июля под Суздалем и, захваченный в плен, отвезен в г. Курммш (ныне уездный Симбирской губернии), из которого, за умеренный выкуп, отпущен в Москву 1 октября 1445 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Виленская (ростовая) " Описания иконы Икона Виленская (ростовая) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Помимо распространённой иконы Виленская типа «Одигитрия» существует другой Виленский образ, о котором пишет Евгений Поселянин в книге «Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон»: «В мужском монастыре, находящемся в предместье Вильны, есть другая Виленская икона, которая явилась в 1341 году. Изображение её несходно с иконой Одигитрии. На ней Божия Матерь изображена во весь рост; Она стоит на месяце, а над пречистой главой Её святые ангелы держат царственный венец». Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Месяц Апрель. 14 д. Виленская. Сия икона явилась в 1341 году, находится в Троицком Виленском монастыре, принесена в Вильну Еленою дочерью Иоанна III, женою литовского князя Александра (Слово Пресв. Иосифа Литов., Христ. Чт. 1845 г., ч. III, стр. 145). Источник: Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. - Москва : Манухин, 1866. С.16. Файл 34525.jpg:   Размер: 591x759, 0.45 MPix, 175 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (71) , (1) . Описание: Икона Виленская Пресвятой Богородицы : [лубок]. - Москва : Лит. А. Руднева, 1866. - л. : литогр.; 20 х 16 (изобр.); 26,7 х 20 (л.) см. По нижнему полю л.: " Дозволено Цензурой 10 мая 1866 г. Москва 1866 г. Печ. в Лит. А. Руднева на Никольской улице в Д. Шереметева " . Файл 34730.jpg:   Размер: 1267x1652, 2.09 MPix, 1020 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 12 (84) , (1) . Описание: Вахленская Пресвятая Богородица. Клеймо иконы " Рама к иконе «Богоматерь Владимирская», со сводом богородичных икон " , 1722 г. http://pravicon.com/image-32137 " Одной из появившихся в России в начале XVIII столетия иконографий было ростовое изображение Богоматери Виленской, которое встречается преимущественно в иконах-сводах, но также и в редких отдельных иконах. Сказание об этой иконе в русской письменности не известно. Первое изображение присутствует на гравюре Г.П. Тепчегорского из принадлежавш[...]

http://pravicon.com/icon-583

Икона Виленская (ростовая) - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Виленская (ростовая) - обсуждение в форуме Эта страничка относится к разделу Икона Пресвятой Богородицы Виленская (ростовая) Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-583] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Виленская (ростовая) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-583-forum

В Рыбинской епархии отметили первую годовщину обретения мощей священномученика Иоанна Виленского 17 мая 2019 г. 18:10 15-16 мая 2019 года в Спасо-Преображенском соборе г. Рыбинска Ярославской области состоялись торжества по случаю годовщины обретения мощей священномученика Иоанна Виленского. Вечером 15 мая, перед началом всенощного бдения, святые мощи были доставлены в Спасо-Преображенский собор — кафедральный храм Рыбинской епархии . Вечернее богослужение было совершено епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином и епископом Переславским и Угличским Феоктистом . С этого дня Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска стал постоянным местом пребывания мощей священномученика Иоанна. 16 мая митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон возглавил Литургию по случаю празднования первой годовщины обретения мощей священномученика Иоанна Виленского. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, епископ Галичский и Макарьевский Алексий , епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид , а также представители духовенства епархий Ярославской митрополии . По окончании Литургии епископ Вениамин поблагодарил митрополита Пантелеимона и всех архиереев, прибывших в Рыбинск на торжества, за совместную молитву. Владыка Вениамин также поблагодарил всех потрудившихся при подготовке праздника. Обращаясь к собравшимся, епископ Вениамин подчеркнул важность исторического события — обретения мощей священника, который, пострадав за веру, доказал свою любовь к Богу: «Теперь мощи священномученика будут находиться в стенах собора, и мы сможем через них обращаться к отцу Иоанну с просьбами о том, чтобы он помог и нам пронести в сердце любовь к Богу и ближним». Митрополит Пантелеимон обратил внимание присутствующих на Евангельское чтение дня: «Мы слышали о том, что каждый приходящий во храм уже благословлен Богом, а отца Иоанна Виленского Бог призвал к себе за труды, за любовь, за подвиги во имя Господа. И это великое благо, что мощи его удалось обрести, ведь места захоронения большинства новомучеников найти невозможно».

http://patriarchia.ru/db/text/5436455.ht...

Атлас,   228 . Изображены справа налево. Нижний ряд: Петр митрополит Московский, Алексий митрополит Московский, Иона митрополит Московский, Филипп митрополит Московский, Киприан митрополит Московский, Фотий митрополит Московский, Гурий архиепископ Казанский, Варсонофий Тверской. Верхний ряд: Никита епископ Новгородский, Иоанн архиепископ Новгородский, Евфимий архиепископ Новгородский, Иона архиепископ Новгородский, Моисей архиепископ Новгородский, Серапион архиепископ Новгородский, Нифонт епископ Новгородский, Феоктист архиепископ Новгородский. Атлас, 229 . Изображены слева направо. Нижний ряд: князь Владимир Равноапостольный, княгиня Ольга, князья Борис, Глеб, Александр Невский, Михаил Черниговский, Феодор Болярин, князь Георгий Владимирский. Верхний ряд: князья Михаил Тверской, Феодор Смоленский (Ярославский), Давид и Константин Ярославские – чада Феодора Смоленского, князь Феодор Вологодский, Петр Муромский, Феврония Муромская, Всеволод Псковский, Довмонт Псковский. Атлас,   230 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Леонтий Ростовский, Исаия Ростовский, Иаков Ростовский, Игнатий Ростовский, Феодор Ростовский, Прохор Ростовский, Феодосий архиепископ Астраханский, Герман архиепископ Казанский. 2-й ряд снизу: Кирилл учитель словенский, Стефан Пермский, Герасим Пермский, Иона Пермский, Питирим Пермский, Иоанн Суздальский, Феодор Суздальский, Арсений Суздальский. 3-й ряд снизу: Василий Блаженный, Максим Блаженный, Иоанн Московский юродивый, Исидор Ростовский, Симон Юрьевецкий, Феогност митрополит Московский, Аркадий епископ Новгородский, Акакий епископ Тверской, Арсений епископ Тверской. Верхний ряд: Никола Кочанов, Прокопий Устюжский, Иоанн Устюжский, Георгий Новгородский, Иаков Боровичский, Иоанн Яренгский, Лонгин Яренгский, Артемий Веркольский, Прокопий Устьянский. Атлас, 231 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Дмитрий царевич Московский, Петр царевич Ростовский, князь Константин Муромский, Михаил и Феодор – чада Константина, Василий Ярославский, Константин Ярославский, Глеб Всеволодович (Смоленский), Андрей Муромский. 2-й ряд снизу: князь Феодор Новгородский, Роман Ольгович (Рязанский), Даниил Александрович (Московский), Игнатий Угличский, Владимир Новгородский, Анна «мати Владимирова», Евфросиния Московская, Елена Московская игумения. 3-й ряд снизу: Меркурий Смоленский, Исидор Ливонский, Иоанн Казанский, Стефан Казанский, Авраамий Владимирский (Болгарский), княгини Анна Кашинская, Анастасия Василевская (Ярославская), Иулиания Муромская (Лазаревская), Феодора Нижегородская. Верхний ряд: Антоний Виленский, Иоанн Виленский, Евстафий Виленский, Иоанн Киевский (Варяг), Евфросиния Суздальская, София Суздальская, Евфросиния Полоцкая, Парасковия Ржевская, Васса Псково-Печерская.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Итак, исследуемый Виленский крест при некоторых его особенностях является типичным крестом-мощевиком того типа, что сложился в XVII – начале XVIII века. Если ранние кресты-мощевики в основном были наперстными, то более поздние кресты, сохраняя некоторые внешние признаки нагрудных (кольца и ушки для привески, цепочки, украшения), все же имели уже несколько большие размеры и часто помещались в специальные реликварии, в которых выставлялись для поклонения, а также использовались при водосвятных молебнах. Так, Виленский крест в церковных описях даже назывался панагией (то есть воспринимался нагрудным), был привешен к иконе, имел цепочку с жемчугом; позже был помещен в складень-кузов; с его помощью совершались водосвятия в домах жителей. В Муроме и уезде, как известно по источникам и литераруре, такие кресты назывались «мощевиками». Подобные кресты в Ярославле чаще именовали «водосвятными» или «корсунскими» 472 . Такие кресты-мощевики XVII–XIXbekob из местных храмов хранятся в Муромском музее, среди них серебряных – двадцать один, исполненных в технике чеканки и гравировки. Любопытно отметить, что больше половины этих предметов происходит из Троицкого монастыря, так же как и Виленский крест. Известно, что они были помещены в специальном ковчеге-реликварии в виде небольшой гробницы 473 . Все эти кресты-мощевики имеют примерно одинаковую форму и иконографическую схему. Они четырехконечные, с трехлопастными концами, вытянуты по вертикали, в отличие от крестов ярославского типа, равных по длине и ширине. На лицевой пластине – Распятие, по одной паре предстоящих, вверху – Саваоф, внизу – череп Адама. Та же схема изображений, что и на Виленском кресте. Он отличается от них только по форме лопастей. На большинстве из мощевиков собрания на обороте резаны надписи о мощах. Но ни один из них не содержит такого значительного количества реликвий, как исследуемый Виленский крест. В этих крестах вложено от одной до девяти частиц мощей святых. Два из них имеют клейма Москвы 1758 года и Петербурга 1854 года, остальные без клейм.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Месяц Апрель. 14 д. Виленская. Сия икона явилась в 1341 году, находится в Троицком Виленском монастыре, принесена в Вильну Еленою дочерью Иоанна III, женою литовского князя Александра (Слово Пресв. Иосифа Литов., Христ. Чт. 1845 г., ч. III, стр. 145). Источник: Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. - Москва : Манухин, 1866. С.16. Файл 34525.jpg:   Размер: 591x759, 0.45 MPix, 175 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (71) , (1) . Описание: Икона Виленская Пресвятой Богородицы : [лубок]. - Москва : Лит. А. Руднева, 1866. - л. : литогр.; 20 х 16 (изобр.); 26,7 х 20 (л.) см. По нижнему полю л.: " Дозволено Цензурой 10 мая 1866 г. Москва 1866 г. Печ. в Лит. А. Руднева на Никольской улице в Д. Шереметева " . Файл 34730.jpg:   Размер: 1267x1652, 2.09 MPix, 1020 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (84) , (1) . Описание: Вахленская Пресвятая Богородица. Клеймо иконы " Рама к иконе «Богоматерь Владимирская», со сводом богородичных икон " , 1722 г. http://pravicon.com/image-32137 " Одной из появившихся в России в начале XVIII столетия иконографий было ростовое изображение Богоматери Виленской, которое встречается преимущественно в иконах-сводах, но также и в редких отдельных иконах. Сказание об этой иконе в русской письменности не известно. Первое изображение присутствует на гравюре Г.П. Тепчегорского из принадлежавш[...] Файл 35012.jpg:   Размер: 560x828, 0.46 MPix, 135 Kb. Дата: 2020-10-01, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (57) , (1) . Описание: Мадонна Сапегов, Кафедральный собор Святого Станислава, Вильнюс. " Одной из появившихся в России в начале XVIII столетия иконографий было ростовое изображение Богоматери Виленской, которое встречается преимущественно в иконах-сводах, но также и в редких отдельных иконах. Сказание об этой иконе в русской письменности не известно. Первое изображение присутствует на гравюре Г.П. Тепчегорского из принадлежавшего ключарю московского Благовещенского собора Симону Моховикову экземпляра рукописи «Солнца [...] Файл 35087.jpg:   Размер: 541x768, 0.42 MPix, 191 Kb. Дата: 2020-10-28, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (71) , (1) . Описание: Изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Виленския. Фрагмент гравюры. Вторая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 130 икон Пресвятой Богородицы]. РНБ Файл 35376.jpg:   Размер: 569x1009, 0.57 MPix, 315 Kb. Дата: 2021-01-14, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (66) , (1) .

http://pravicon.com/icon-583-photo

Сретенский крест является сложным разновременным памятником церковного искусства XVII–XIXbekob. Деревянный древний крест оказался «замурованным» в сплошном окладе – «футляре». Сохранившиеся не закрытые окладом фрагменты живописи датируются XVII–XVIIIbekaмu 440 . Так как оклад не снимался, трудно судить о времени изготовления деревянной основы. Крест запрестольный, деревянный, четырехконечный, с живописным изображением на лицевой стороне «Распятия» с ростовыми фигурами четырех предстоящих. С лицевой стороны обложен чеканным серебром с прорезями для фигуры Христа и ликов предстоящих. Нимбы Христа и Марии украшены двумя накладными чеканными венцами. Над фигурами предстоящих справа – эмалевая дробница с надписью «С IOAHHЪ…OГUHЪC.». Над Христом – накладные без позолоты буквы: «ИНЦИ» . С оборотной стороны обложен золоченой медью, с чеканными изображениями орудий страстей и ангелов. Торцевые части обложены гладкой медью. На окладе в трех местах клейма: С-Е, А-К 1848, 84, Георгий Победоносец. 1848. Клеймо: А-К, внизу под чертой 1848, рядом клеймо с пробой и клеймо с гербом Москвы – Георгием Победоносцем годовое. Очевидно, принадлежит Ковальскому Андрею Антоновичу (1821–1856). В 1821 году он – обер-бергпробирер, с 1856 года – старший пробирер в Москве. Клейма с инициалами мастера С-Е у Постниковой-Лосевой с таким начертанием Е нет. Есть похожее клеймо неизвестного московского мастера 1841 года (чеканный оклад иконы ГИМ) 441 . Муромская святыня – чудотворный Сретенский крест требует дальнейшего исследования специалистами различных областей. Он еще не поставлен в ряд подобных ему памятников и пока не стал широко известной православной реликвией. Виленский крест Крест, получивший название «Виленский» и прославленный в древнем городе Муроме, является известной православной святыней, дошедшей до нашего времени. В 1930 году эта реликвия поступила в местный музей, где хранилась, не привлекая к себе внимания исследователей; среди специалистов бытовало мнение, что этот чудотворный крест утрачен. В 1994 году мною он был упомянут среди сохранившихся предметов Муромского Троицкого монастыря 442 . В 1996 г. Виленский крест был возвращен в свою прежнюю обитель, где выставлен для поклонения. Этот памятник требует тщательного изучения, так как имеются некоторые противоречия и несоответствия данных, содержащихся в источниках о нем и в тексте «Повести о чудесах Виленского креста», с его нынешним внешним обликом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В первой главе первой части мы привели список тех церковно-богослужебных книг, при которых печатались месяцесловы, и сказали несколько слов об их отдельных изданиях 4 . Из Четиих-Минейных заметок и рукописей видно, что свят. Димитрий воспользовался почти всеми этими книгами и изданиями. В Четиих-Минеях мы встречаем ссылки на месяцесловы: Московский 5 , Киевский 6 , Львовский 7 и Виленский 8 , один раз упоминается «великий месяцеслов» и несколько раз вообще «месяцесловы», без обозначения места их составления и издания 9 . Рукописи дополняют этот список и дают ему большую определенность. В Московской Синодальной типографии, в рукописи 420, на 264 л. есть статья свят. Димитрия, посвященная вопросу «о лете скончания преп. Марии Египетской»; в ней упоминаются месяцесловы: «великий Московский», напечатанный в 1684 году 10 , другой Московский: «аки бы исправнейший», изданный в 1689 году, затем месяцесловы: Киевский, Львовский, Виленский и Черниговский, но года их издания не указаны 11 . В другой рукописи, хранившейся в Московской Патриаршей библиотеке 139), в «каталоге епископов и патриархов Византийских» 12 , делаются ссылки на месяцесловы малороссийские: Львовский, Киевский, изданный 1691 году 13 , Виленский и Черниговский, которым противополагаются Московские месяцесловы и Прологи; здесь же упоминается «большой Киево-Печерский месяцеслов за архимандрита Иннокентия Гизеля в лето 1682 напечатанный» 14 . В заметках Четиих-Миней и в том Прологе, которым пользовался свят. Димитрий, также приводятся сведения и указываются ссылки на месяцесловы при Полууставе 15 , Трифологионе 16 , Месячных Минеях 17 и Минеях митрополита Макария 18 . При полууставах почти всегда печатался отдельный месяцеслов 19 ; что касается остальных книг, то они важны были тем, что в служебных Минеях и трифологионах находились службы святым, а иногда краткие о них сведения 20 ; а в Четиих-Минеях Макарьевских, в их житиях, прологах и патериках, давался такой богатейший материал о христианской агиологии, какого в других славянских книгах не было. Однако чаще всего в заметках Четиих-Миней свят. Димитрий ссылается не на эти книги, а на Пролог, который упоминается здесь иногда по несколько раз в день. Очевидно, с этой книгой особенно часто справлялся Святитель, составляя свой месяцеслов. Не встречаются в Четиих-Минеях ссылки на месяцесловы при Евангелиях, Апостолах, Следованной Псалтири, Часословах, Требниках и Служебниках, но эти книги так были употребительны, что свят. Димитрий всегда имел возможность ими пользоваться. Если он не упоминает их, то вероятно потому, что не нашел в них чего-либо оригинального и достойного замечания. Из всего нами сказанного видно, что свят. Димитрий, работая над месяцесловом, имел очень много пособий. Что же из себя представляли эти пособия? Как мы должны охарактеризовать находящиеся в них месяцесловы?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010