1978 год – Состоялось заседание Священного Синода. Для участия в праздновании 25-летия восстановления Патриаршества в Болгарской Церкви определен состав делегации Русской Православной Церкви. 1989 год – Состоялось заседание Священного Синода (10 – 11 апреля). Принято решение возродить Челябинскую епархию. Епископом Челябинским и Златоустовским определено быть архимандриту Георгию (Грязнову). Синод произвел другие назначения и перемещения: архиепископа Виленского и Литовского Викторина (Беляева) в связи с преклонным возрастом (87 лет) и по состоянию здоровья решено уволить на покой с назначением архиерейской пенсии; епископом Виленским и Литовским назначен архимандрит Антоний (Черемисов); архиепископ Лазарь (Швец) освобожден от управления Аргентинской епархией и от обязанностей патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки и назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки назначен епископ Тернопольский и Кременецкий Марк (Петровцы); епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии,  назначен наместник Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры архимандрит Ионафан (Елецких); епископом Азовским, викарием Ростовской епархии, определено быть архимандриту Сергию (Полёткину), клирику Ростовской епархии. Синод определил епархиальным архиереям Смоленской епархии впредь именоваться «Смоленский и Калининградский». Был заслушан доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), председателя Отдела внешних церковных сношений, об Экзархате Центральной и Южной Америки. Согласно решению Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, приуроченного к 1000-летию Крещения Руси, в части,  касающейся канонизации святых, Синод постановил: образовать комиссию по вопросам канонизации святых в следующем составе: Синод утвердил состав Комиссии по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, репрессированных в советское время.

http://pravoslavie.ru/5413.html

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митр. Ярославский и Ростовский Родился 27·IX·1854– в Тульской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тульской Духовной Семинарии. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 15.VIII назначен учителем Раненбургского Духовного училища, а с 7.XII помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. Потеряв после II-мecячhoй супружеской жизни разом жену и сына, он 7.III.1895 года пострижен в монашество и I0.III рукоположен в иеромонаха. 4.ΧII.1886 назначен инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. 28.II.1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Семинарии. 10.IX.1889 хиротонисан во епископа Киренского, II-ro вик. Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским и епископом Макарием Селевгинским. С 17.VII.1893 – епископ Тобольский и Сибирский. С 4.Х.1897 – епископ Рижский и Митавский. 6.V.1904 возведен в сан архиепископа. С 13.VIII.1910 – архп. Литовский и Виленский и священно-архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6.V.1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 21.ΧII.1913 архиепископ Ярославский. В апреле 1917 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Как один из видных и стойких иерархов, он был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе. 3 мая 1922 года Свят. Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью , передал ему патриаршее пра­во и патриаршие обязанности. В том же году в конце мая митр. Агафангел лишается физической возможности управлять и Русской Церковью и своей епархией. В завещании от 25 декабря ст.ст. 1924 г. Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители. 5/18 апреля 1926 года митр. Агафангел, возвращаясь в епархию, обратился к духовенству и мирянам с особым посланием, в котором извещал их о своем вступлении в управление Русской Церковью . О том же самом он уведомил 13/26 апреля и митр. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новости 27 июля, 2011 Определен перечень правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами В перечень церковных правонарушений вошли правонарушения против веры и Церкви и против христианской нравственности. 27 июля, 2011 Секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых назначен игумен Дамаскин (Орловский) Выразив благодарность протоиерею Максиму Максимову за труды, понесенные в течение 12 лет в качестве секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых, члены Священного Синода назначили на эту должность клирика московской епархии, члена комиссии игумена Дамаскина (Орловского). 27 июля, 2011 В Церкви будет единая форма свидетельств о совершении Таинств Единые формы бланков свидетельств о совершении Таинства Крещения и Таинства Брака появится в храмах. Такое решение было принято на заседании Священного Синода РПЦ. 27 июля, 2011 Синод одобрил «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» На заседании Священного Синода обсуждался вопрос об установлении определенной формы молитвенного утешения родственников тех, кто окончил жизнь самоубийством. 27 июля, 2011 Новообразованную Волгодонскую епархию возглавит архимандрит Корнилий (Синяев) Новообразованную Волгодонскую епархию, выделенную из Ростовской-на-Дону, возглавит клирик Самарской епархии архимандрит Корнилий (Синяев). Такое решение принял сегодня Священный Синод на заседании в Киеве. 27 июля, 2011 Епископом Шахтинским и Миллеровским станет игумен Игнатий (Депутатов) На прошедшем заседании Священного Синода в Киеве избран правящий архиерей новообразованной Шахтинской епархии, выделенной из Ростовской-на-Дону. Епископом Шахтинским и Миллеровским станет игумен Игнатий (Депутатов), клирик Рязанской епархии. 27 июля, 2011 Устав церковных музеев стал темой для обсуждения Синода Было решено утвердить текст типового устава частного учреждения культуры «Церковный музей епархии Русской Православной Церкви», а Синодам самоуправляемых Церквей, Белорусского экзархата и митрополичьих округов, а также Преосвященному Виленскому и Литовскому при необходимости внести поправки в этот устав применительно к законодательству стран пребывания.

http://pravmir.ru/category/news/page/536...

1659 – Конотонская воина. 1660 – Воина Чудновская, и Шеремет взят. 1662 – Писати училемся. 1664 – Казимер корол полскии Глухова недел 4 добывал и не добыл. 1668 – июля 9 пострижен есм в чин иноческии в Киеве в монастыру Кирилском, а постригал игумен Мелети Дзек. Сего року убито Ивана Бруховецкого гетмана. 1669 – На благовещение пресвятой Богородици в дияконы поставлен бех преосвященным митрополитом киевским Иосифом Тукалским в граде Каневе (л. 127 об.). 1672 – Турки Каменец Подолскии взяли августа 12. 1674 – Ладижин и Уман от турков здаван. 1675 – На сошествие Святого Духа во священничество поставлен есм преосвященним архиепископом чернеговским Лазарем Барановичем в монастиру Густинском. 1676 – Благочестивыи цар Алексии Михайлович преставился януариа 30. 1677 – На успение пресвятои Богородицы былем в Новом Двору на поклонении чудовному пресвятои Богородици образу. Того ж року ехалем до Вилна з небожчиком отцем Тризною старшим виленским. Тогож року пред рождеством Христовым приехал до Слуцка и почалем жити в брацтве (л. 128). 1678 – марта 1 преставися епископ белорускии Феодосии Василевич в местности своеи в Люлине под Новым Двором. Чигирин турки взяли августа 11. 1679 – На всееднои прибылем до Батурина до гетмана Ивана Самоиловича и почалем в Батурине жити. 1680 – декавриа 16 комета великая на небе указалася и трвала аж за Богоявление. 1681 – июня 28 в монастыру Батуринском церковь мурована засклеплена за игуменство Феодосия Гугуревича. Августа 9 земля тряслася в полночи. (Зачеркнуто: декабриа 16 указалася на небе комета великая и трвала аж за Богоявление, але то прошлого году а не сего). Сегож року сентемвриа я зосталем игуменом Максаковским. 1682 – Сего року цар Федор Алексеевич преставися април 27. Февраля 7 во вторник по утрени преставился игумен мои Мелетии Дзек в монастиру киевском Михаила Золотоверхого. Там же и погребен в церкве под святою Варварою. На его месце взято Феодисия Гугуревича, а мене учинено Батуринскаго монастыра игуменом марта 1 на с. Евдокию. 1683 – декавриа (д. б. октября) 26 на святаго Димитриа патрона моего оставилем игуменство. Сего лета преставися Иннокентии Гизель архимандрит печерски ноевриа 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

851 Буланин Д.М. Древняя Русь//История русской переводной художественной литературы. СПб., 1995. Т. 1: Проза. С. 49. 852 С 1640 по 1699 г. на Московском Печатном дворе вышло в свет не менее восьми изданий Жития Николая Мирликийского, два издания Жития Саввы Сторожевского (крупным и мелким шрифтом), Жития Сергия и Никона Радонежских, Житие Иоанна Воина – и каждое под одним переплётом со Службой святому (см.: Зернова. 152, 192, 194, 195, 155, 166, 355, 409, 457, 467:490). 853 Кочетков И.А., Крушельницкая Е.В. Малоизвестные памятники литературы Архангельска XVII в//ТОДРЛ. СПб., 1997. Т. 50. С. 508. См. также: Ромодановская Е.К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в.: Истоки русской сибирской литературы. Новосибирск, 1973. С. 3–64; Брун Т.А. Муромская «Повесть о чудесах Виленского креста»//ТОДРЛ. Л., 1984. Т. 34. С. 323. 854 Перечислю остальных святых, для которых в Базе учтён лишь один монографический сборник (напомню, что сведения эти предварительные, работа над созданием Базы не завершена): Александр Куштский, Андрей Смоленский, Анна Кашинская, Арсений Коневский, Варлаам Пинежский, Василий Блаженный, Всеволод-Гавриил, Дионисий Глушицкий, Евфросиния Суздальская, Игнатий Вологодский, Иннокентий Вологодский, Иоанн Новгородский, Иона Новгородский, Иринарх, затворник Ростовский, Иродион Илоезерский, Митрофан Воронежский , Никандр Псковский, Никола Кочанов, Никон Радонежский, Нил Сорский , Пётр, Алексий и Иона митрополиты, Прокопий Устюжский, Серапион Новгородский, Тихон Воронежский, Трифон Печенгский, Козьма Яхромской, Леонтий Ростовский. 855 Всего нам известно 39 монографических сборников, посвящённых Кириллу Новоезерскому, в Базе на момент исследования было учтено лишь 10. Это связано с тем, что пока Картотека составляется на материале рукописей, хранящихся в РНБ, тогда как для Кирилла Новоезерского нами учитывались списки, находящиеся и в других рукописных собраниях (БАН, ИРЛИ, СПбИИ, ГИМ, РГБ, РГАДА, новгородском, владимирском и череповецком хранилищах рукописей). Кроме того, кодикологический анализ некоторых конволютов позволил нам выявить в их составе монографические сборники, посвящённые Кириллу. Выработанные же в ходе работы над Базой правила описания рукописей не предусматривают подробного кодикологического изучения рукописей, а потому монографические сборники в составе конволютов в ней не учитываются.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

настоятель Троицко-Варницкого монастыря Ярославской епархии. С 29.05.1915 епископ Рыбинский викарий Ярославской епархии. С 28.02.1921 епископ Сумский викарий Харьковской епархии. С 1922 г. в обновленческом расколе. С 15.09.1922 епископ Вологодский и Кадниковский. С 23.01.1924 архиепископ Ярославский и Ростовский, С 26.03.1925 архиепископ Саратовский и Петровский, с 12.07.1925 митрополит Свердловский и Уральский. С 22.09.1926 митрополит Воронежский. 12.07.1935 арестован и приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. С декабря 1942 г. митрополит Ярославский и Ростовский. 04.12.1943 принес покаяние патриарху Сергию и назначен епископом Сумским и Ахтырским. С 24.04.1945 архиепископ Литовский и Виленский, с 18.11.1948 архиепископ Горьковский и Арзамасский. С 14.08.1961 на покое. См. Прот. Валерий Лавринов. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 326-327. Судя по этому указанию, основной текст этой части писался в конце 1925 – 1926 г. Епископ Неофит (Николай Николаевич Следников; 1873 – 29.09.1918 стар. ст.) – сын протоиерея Троицкого собора г. Вельска. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1894) и Казанскую духовную академию (1898). С 1899 г. Вологодский епархиальный миссионер. В августе 1908 г. пострижен в монашество епископом Никоном (Рождественским), иеромонах и вскоре настоятель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. В марте 1909 г. игумен. С 10.03. 1913 епископ Измаильский, викарий Кишиневской епархии, с ноября 1914 г. епископ Прилуцкий викарий Полтавской епархии, с 16.10.1917 епископ Старобельский викарий Харьковской епархии. С 22.05.1918 временно управлял Харьковской епархией. Заболел «испанской болезнью, которая потом осложнилась воспалением легких и брюшным тифом» и скончался. Всю жизнь записывал и публиковал жизнеописания подвижников благочестия Вологодской епархии. См. О смерти Преосвященного Неофита, епископа Старобельского I викария Харьковской епархии.//Государственный архив Харьковской области. Ф. 40. Оп. 101. Д. 1652. Л. 2 об.; Каплин А.

http://bogoslov.ru/article/6192270

Иоанна Воина был перестроен и освящен во имя свт. Димитрия Ростовского (повторно отремонтирован в 1865, при настоятельнице игум. Назарете (Курош; 1863-1875), вероятно тогда же был расписан). В 1783 г. в холодной церкви заменили иконостас. В 1804 г., при игум. Евстолии (Латмилинской; 1799-1825), в нижнем храме устроен и 17 июня освящен придел во имя вмц. Варвары (в 1828, при настоятельнице игум. Аполлинарии (Молевой; 1825-1848), придел был реконструирован «монастырской казной и пособием доброхотных дателей»). К 1877 г. собор имел верхний холодный храм Рождества св. Иоанна Предтечи с приделами в трапезе свт. Димитрия Ростовского (южным) и свт. Льва Катанского (северным) и нижний теплый Трехсвятительский с приделами в трапезе: северным - в честь Виленской иконы Божией Матери (устроен между 1840 и 1877) и южным - во имя вмц. Варвары. 25 мая 1909 г. в И. П. м. был заложен новый соборный храм, главный престол к-рого предполагалось освятить во имя св. Иоанна Предтечи, а боковые - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя прп. Серафима Саровского. К юго-западу от колокольни находились каменный келейный корпус (1810) и 2-этажный каменный сестринский корпус (ок. 1852-1856). Во время пожара 1900 г. юго-зап. келейный корпус сгорел, в 1904 г. был отстроен по новому проекту архит. В. Н. Курицына, причем угловая часть надстроена 2-м этажом. В корпусе размещались живописная, ризная, вышивальная, золотошвейная, швейная мастерские. Сохранилась выполненная по заказу Е. Д. Булдаковой шитая икона Св. Троицы (1804; собрание Вологодского музея-заповедника). В XIX в. были известны «искусная в личном шитье мастерица» инокиня Екатерина (Воробьёва), мон. Августа (Сурначёва). Шитая золотом риза с изображением св. Иоанна Предтечи работы мон. Ангелины была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 г. в С.-Петербурге. Одним из известных монастырских промыслов было также вязание платков и шарфов из гагачьего пуха. В кон. XIX в. И. П. м. находились больница, богадельня, странноприимный дом, хлебопекарня, красильня, столярная, сапожная и кузнечная мастерские, 2 кирпичных завода.

http://pravenc.ru/text/577912.html

В ограниченном числе списков XV-XVI вв. известно проложное Житие Е., созданное, вероятно, во 2-й пол. XV в. в Западнорусской митрополии . Древнейший список краткого Жития Е. обнаружил Клосс в Прологе посл. четв. XV в. (БАН. 33.19.8). 2 др. списка данной редакции входят в Прологи из бывш. собрания Виленской публичной библиотеки (ныне ф. 19 БАН Литвы): 98 (переписан в 1530 для Луцкой кафедры) и 99 (кон. XV (?) - 1-я четв. XVI в.), в их основе (судя по наличию в обоих списках Жития свт. Игнатия, еп. Ростовского), вероятно, лежит рукопись ростовского происхождения. Новое проложное Житие, отличное от встречающегося в более ранних рукописях, составлено для издания 1662 г. на основе текста в Степенной книге (см.: Кучкин В. А. Первые издания рус. Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг.//Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 143, 145, 151). Истории Жития Е. в великорус. рукописной и старопечатной традиции (кроме его включения в ВМЧ) присущ определенный политический оттенок. Вполне вероятно, что создание новой редакции пространного Жития для Степенной книги связано со взятием Полоцка рус. войсками в 1563 г., а появление проложной редакции 1662 г.- со сдачей Полоцка в 1654 г. и последовавшим за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина «Белая Русь». А. А. Турилов Биография Согласно Житию, Е. была «лепа лицем», умна, мн. женихи добивались ее руки. Однако, утвердившись во мнении о бренности земной жизни, святая в 12 лет решила оставить «красоту и славу мира сего» и посвятить себя служению Богу. Ок. 1116 г., когда умер ее дядя кн. Роман Всеславич, а его вдова стала настоятельницей женского монастыря, Предслава умолила игумению постричь ее в монашество. Княжна получила в иночестве имя в честь прп. Евфросинии Александрийской. С детства Предслава любила учение, много читала, особенно Свящ. Писание, усвоила навыки каллиграфического письма. С разрешения Полоцкого еп. Илии княжна-инокиня поселилась в келье возле полоцкого Софийского собора, имевшего богатую б-ку. Е. переписывала книги по заказам горожан, вырученные деньги раздавала нищим.

http://pravenc.ru/text/187879.html

355, л. 323) и одно у нас, по подлинному письму Святителя, хранящемуся в ризнице того же монастыря. Без сомнения были и еще письма Святителя к Феологу. Кроме переписки с Феологом напечатаны еще письма Святителя: к Стефану Яворскому (четыре письма, все находятся в Диарии при сочинениях Святителя и в исследовании И. А. Шляпкина (с. 417, 420, 422); Федору Поликарпову (в Диарии); Новгородскому митроп. Иову (три письма, одно у Шляпкина, с. 371, другое в Тр. КДА за 1860 г. т. III, с. 282 и третье в Яросл. епарх. вед. за 1888 г., с. 430); продавцу иностранных книг Вандебургу (четыре письма в «Епистоляре» рукописи Моск. Патриаршей библ. 81 и в Душеполезном чтении за 1864 г. II, с. 4 и далее в переводе с латинского на русский); воеводе Воронцову (Шляпкин, с. 350); Г. Д. Строганову (ив. 415); митроп. Сарскому Илариону (ив. 367); митроп. Сербскому Ефрему (ив. 408); в Новгород-Северский к Доморце (409); к старшему Виленского братства (ив. 433 и в Диарии); царице Прасковий Федоровне (ив. 439 и в Диарии); М. Г. Грохольскому (ив. 454 и «Белоруссия и Литва», СПб. 1890 г., с. 269); игумену Соловецкого монастыря м. Фирсу (Душ. чтение 1864 г. II, 122) и архим. Тр.-Сергиевой Лавры (Диарий). 232 Статья «Феодор Поликарпович Орлов, директор Московской типографии» в «Журнале Министерства народного просвещения» за 1894 г., 9, 10 и 11, и книга «Один из пестрых» (Карион Истомин), СПб., 1902. 234 Святитель называет Кариона Истомина и Феодора Поликарпова в письмах «благоразумными, пречестнейшими» (письмо 4-е в «Ярославских епарх. вед.»), «смиренно бьет им челом» (письмо 9-е), просит Феолога сообщить им об окончании Четиих-Миней (письмо 7-е), благодарит «их милость за чтение его сочинении» (письмо 14-е), доверяет им читать и то, что еще не совсем готово к печати (письмо от января 1708 г. к Стефану Яворскому в Диарии), однажды именует Кариона Истомина «возлюбленнейшим другом» (письмо 23-е), а Феодора Поликарпова посвящает в свои литературные планы и намерения (Диарий). 239 Именно: Иоанна Новгородского, Сергия Радонежского, Григория Пельшемского, Гурия и Варсонофия Казанских, Аврамия Ростовского, Ионы Новгородского, Варлаама Хутынского и Никона Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Русской Церкви титул архиепископа был ниже митрополичьего. Ко времени учреждения Московского Патриархата в 1589 г. 4 кафедры в Русской Церкви возглавлялись архиепископами. В связи с возведением предстоятеля Русской Церкви свт. Иова в сан патриарха архиепископы Новгородский, Ростовский, Казанский и Крутицкий были удостоены сана М., но при этом они остались М. титулярными, т. е. без подчинения им др. епархий, и отличались от иных епархиальных епископов лишь преимуществом чести. Впоследствии, в XVII в., и другие кафедры Русской Церкви приобрели митрополичий титул, в частности Рязанская, Смоленская, Астраханская, Тобольская. В состав Московского Патриархата в 1686 г. вошла Киевская митрополия. В кон. XVII в. из 24 епископских кафедр Русской Церкви 14 имели митрополичий титул. В синодальную эпоху число М. резко сократилось при неуклонном росте численности епископата в целом. В разные периоды титул М. либо давался архиерею лично, либо был принадлежностью кафедры. Архиереи, занимавшие Новгородскую и С.-Петербургскую, а также Московскую и Киевскую кафедры, будучи членами Святейшего Синода, за редкими исключениями носили титул М. В отдельных случаях этого титула удостаивались и др. епископы: напр., в 1852 г. титула митрополита Литовского и Виленского был удостоен Иосиф (Семашко) . Начиная с восстановления Патриаршего Престола в 1917 г. титул М., оставшийся по традиции принадлежностью неск. кафедр (Киевской, Петроградской (Ленинградской, С.-Петербургской), Крутицкой и Коломенской, с 1990 - Минской), в то же время стал широко употребляться в качестве личной награды. Награждение этим титулом, как и др. архиерейскими отличиями, является прерогативой патриарха. В 2011 г. Свящ. Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви», в соответствии с к-рым стали образовываться митрополии в границах прежних епархий с разделением их на 2, 3 или 4 новые епархии. Процесс образования митрополий и умножения числа епархий в наст. время продолжается. Т. о., в Русской Православной Церкви титул М. носят главы митрополичьих округов и митрополий, а также, в соответствии с Уставом РПЦ (V, 4), главы Украинской и Молдавской самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата, митрополиты С.-Петербургский и Крутицкий. Титул М. принадлежит также, в соответствии с «Положением Русской Православной Церкви Заграницей», главе этой самоуправляемой части Русской Церкви. Титула М. удостоены, уже в качестве награды, и др. правящие и некоторые викарные епископы. М. является также глава Японской автономной Церкви в составе Московского Патриархата. Прерогативой М. Русской Православной Церкви является ношение белого клобука.

http://pravenc.ru/text/2563394.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010