С марта по май в церковный штаб адресной помощи в Москве обратились свыше 4500 беженцев. Беженцам помогают не только продуктовой и вещевой помощью, но также оплачивают услуги бюро переводов, оказывают психологическую, духовную и юридическую помощь, направляют на лечение в Центральную клиническую больницу Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Московского, и другие московские больницы, помогают с размещением. Гуманитарные центры в приграничных епархиях принимают в день от 100 до 350 человек в день. Беженцам помогают с продуктами, одеждой, обувью, предметами быта, средствами гигиены, лекарствами, оказывают адресную помощь. Группа медиков-добровольцев из больницы святителя Алексия оказывают помощь раненым в Горловской городской больнице, а также жителям Мариуполя. Православные добровольцы и сестры милосердия помогают раненым в госпиталях в Москве (31 человек), Одинцово Московской области (16 добровольцев), Ростова-на-Дону (10 человек, из них 4 добровольца из Москвы — вахтовым методом) и в Новоазовской центральной районной больнице (4 человека из Москвы вахтовым методом). Учебным центром больницы святителя Алексия и СОЦБСС организованы краткосрочные курсы для добровольцев, желающих помогать раненым в госпиталях. К середине мая курсы окончили пять групп волонтеров (74 человека). Всего на курсы добровольцев по уходу за ранеными подано 859 заявок. За последний месяц на церковную горячую линию социальной помощи «Милосердие» поступило свыше 6200 звонков, 1900 звонков (свыше 30%) были связаны с помощью беженцам. На Украине также организована помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. В епархиях проходит постоянный сбор помощи. Гуманитарную помощь для беженцев и мирных жителей передают православные верующие Польши, Румынии, Германии, Италии, Ирландии, Венгрии и других стран. Беженцы могут получить помощь при епархиальных гуманитарных центрах, в монастырях, храмах, в специальных пунктах приема беженцев. Помогают беженцам социальные службы Белорусской Православной Церкви, Латвийской Православной Церкви, Православной Церкви в Молдове, Виленско-Литовской и Берлинско-Германской епархий Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5930293.ht...

Спб., 1909. Noldecke, Aufsatze zur Persischen Geschichte, 1887. Justi, Geschichte des Alten Persiens. (Сборник Онкена, 1879); Herrsehaft der Sasaniden (Grundriss d. iranischen Philologie II, 1896). Ed. Browne, A Htterary history of Persia. Z., 1902. Крымски и, История Сасанидоп... с приложением отдела о Парфянском царстве. М., 1905, (Труды по востоковедению, изд. Лазар. инст. XXI). К. Иностранцев, Материалы из арабских источников для культурной истории Сасанидской Персии. Зап. Вост. отд. Арх. общ. XVIII. Переселение Парсов в Индию. Там же, XXIII. В. В. Бартольд, К истории персидского эпоса. Там же, XXII. М. И. Ростовцер, Эллинство и Иранство на юге России. П., 1915. (Изд. «Огни»). Представления о монархической власти в Скифии и на Боспоре. Изв. Арх. ком. 49. Sarre und Herzfeld, Iranische Felsenreliefs. В., 1910. Я. И. Смирнов, Восточное серебро. Спб., 1909. О сасанидских блюдах. Казань, 1904. (Изв. Общ. арх., ист., этногр., XII). Борис Александрович Тураев (1868–1920) Борис Александрович Тураев был ученым с мировым именем в области изучения Древнего Востока, прежде всего Древнего Египта. Многие называли его «отцом египтологии в России». И, действительно, Б. А. Тураев был не только специалистом высочайшего класса, но и создателем русской школы египтологии. Образование получил в виленской первой гимназии и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, где начал свои занятия египтологией у О. Э. Лемма; по окончании, в 1891 г., курса командирован за границу, где слушал лекции профессора Эрмана и Масперо (по египтологии), Шрадера (по ассириологии и эфиопскому языку), Лемана и др. Много и плодотворно работал он в то время в музеях Германии, Англии, Франции, Италии, собрав богатейший материал для магистерской диссертации. С 1896 г. читает в Санкт-Петербургском университете лекции, в качестве приват-доцента, по истории древнего Востока и египтологии. В 1898 г. за диссертацию: " Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры» получил степень магистра всеобщей истории. В 1918 году был избран академиком. Читать далее Источник: История Древнего Востока : В 2-х том./Б.А. Тураев; Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. - 3-е стереот. изд. - [Ленинград] : Социально-экономическое издательство, Ленинградское отделение, 1936./Т. 2. - 319, с., 1 л. карт. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

На двух крестах имеются вкладные надписи 1665 (?) и 1704 годов. Что касается вопроса об украшениях, а именно «каменьях» и «жемчуге», упомянутых при описании Виленского креста в начале Повести и которых нет на исследуемом памятнике, то ответить на него однозначно непросто. Такого типа кресты-мощевики, так же как и любые другие кресты, встречаются как с подобными украшениями, так и без них. Например, такой водосвятный крест-мощевик из Ярославля второй половины XVIIbeka обнизан жемчугом 474 , а замечательный мощевик из Вологды 1662 года декорирован стеклами (?) в кастах и жемчугом 475 . Вологодский крест близок муромским мощевикам с удлиненным нижним концом, и в то же время его фигурные лопасти напоминают о форме Виленского креста. Исследуемый нами памятник вполне можно представить с кастами и жемчугом, как на кресте из Вологды. Но при визуальном обследовании муромской святыни не удалось обнаружить ни отверстий, ни петель, ни следов от каст для крепления жемчуга, камней или стекол. Однако следует отметить, что состояние памятника не позволяет однозначно судить о том, были ли на нем упомянутые в Повести украшения, так как на лицевой пластине имеются значительные утраты в средокрестии (10х15 и 3х5 мм), а также по краю в нескольких местах – пайки оловом; на нижнем конце слева – поздняя доделка. Поэтому нельзя исключить и такого варианта, что в местах утрат могли быть какие-либо крепления для жемчуга и камней. Но следует обратить внимание и на то, что все же нельзя безоговорочно опираться на описание святыни в Повести как на документальный источник. Возможно, что драгоценных украшений не было с самого начала, но Повесть представила святыню в устойчивых красочных выражениях; не исключена и возможность того, что упомянутые драгоценности имели отношение не к самому кресту, а к цепочке с «зернами жемчужными», которая упомянута под 1731 годом и могла быть на мощевике с самого начала. Сохранившаяся святыня – Виленский крест, как нам представляется, претерпел некоторые изменения за время своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

1082 Академии особенно приятно и желательно было бы встретить выражение деятельного сочувствия со стороны таких учреждений и обществ, как Академия Художеств, С.-Петербургское и Московское археологические общества, Церковно-археологическое общество при Киевской Духовн. Академии, Училище технического рисования барона Штиглица, Московское училище зодчества, живописи и ваяния, Московское и С.-Петербургское архитектурные общества, Российский исторический музей, Московский Румянцевский и Публичный музеи, Московская Оружейная Палата, Общество древней письменности и искусства, С.-Петербургский Археологический институт, Московское общество любителей духовного просвещения, музеи Ростовский, Тверской, Херсонесский и др., Московское нумизматическое общество, Московское и Одесское Общества истории и древностей, Общество истории, археологии и этнографии при Казанском Университете, Историческое Общество Нестора летописца при Университете св. Владимира, Историко-Филологическое Общество при Новороссийском Университете, Курляндское Общество искусства и литературы, Общество истории и древностей Прибалтийских губерний, Императорская Археологическая и Археографическая комиссии, Московский Главный архив Министерства Иностранных Дел, Комиссия для разбора древних актов, состоящая при Виленском музее, Губернские Статистические Комитеты: Витебский, Волынский, Воронежский, Гродненский, Ковенский, Курляндский, Лифляндский, Олонецкий, Псковский, Смоленский, Эстляндский и др., Губернские ученые архивные Комиссии: Калужская, Костромская, Нижегородская, Орловская, Рязанская, Таврическая, Тамбовская, Тверская и др., Комитеты для историко-статистического описания церквей: Московской, Подольской и других епархий. 1083 Источниками при составлении списка жертвователей, как и всего очерка, помимо самого собрания древностей, для нас главным образом служили: Инвентарные книги библиотеки академии, а именно в них 3758, 3759, 3761, 3764, 3765, 3897, 3898, 3899, 3900, 3901, 4110, 4192, 4193, 4194, 4195, 4196, 4592, 4593, 4629, 5083, 5098, 5103, 5127, 5128, 5129, 5314, 5316, 5652, 5964, 6135, 6169, 6576, 6577, 6725, 6726, 7423, 7509, 8017, 8447, 8607, 8608, 9038, 9039, 9407, 9464, 10274, 10722, 10793, 11149, 11168, 11863, 11864; инвент.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

февраля 17 титулом члена Св. Синода, а июня 14 алмазной панагией. 1776 г. марта 17 он переведен в Ростовскую епархию; в 1777 г. сентября 22 пожалован архиепископом; в 1783 г. сентября 22 митрополитом Киевским с предоставлением ему и титула члена Св. Синода, а ноября 13 Высочайшим указом, объявленным Св. Синоду, дозволено ему по примеру киевских предместников своих носить и белый клобук. В Киев прибыл он 29 ноября того же года. Сей Преосвященный, сам воспитывавшийся в академии Киевской и долго исправлявший в ней учительские и начальнические должности, а после того видевший в Москве и в разных епархиях великороссийские училища, заметил, что тогда последние предвосхищали уже славу у первой, ограничивавшейся не обширным кругом словесных наук и преимущественно древними только языками, хотя по временам заводимы были классы и для новых. В самых философских и Богословских науках здесь держались еще старинных систем и схоластического способа преподавания, но не было общих гимназических наук, по крайней мере всегда и беспрерывно; не было также попечения и о чистоте русского языка и лучше знали латинский 200 . Посему Преосвященный вскоре по вступлении своем в Киевскую епархию обратил первое свое внимание на академию и с 1784 г. учредил в ней особые классы арифметики, истории, географии и языков русского и французского, прибавив к ним еще рисовальный, а когда указом государыни императрицы Екатерины II 1785 г. мая 15 повелено было духовным училищам присвоить способ учения народных российских училищ и Св. Синод указом 27 декабря того же года предписал употреблять и классические книги тех училищ; то весь прежний способ учения в Киевской академии был переменен, а с назначением в следующем году и достаточного жалованного на учащих и учащихся оклада, прекращены и все прежние средства содержания их. Для приучения учителей к новому способу преподавания Св. Синод предписал отсылать их в народные училища, а для образования в высших науках Преосвященный отправил двух студентов и в Московский университет. В 1787 г., когда императрица, бывшая тогда в Киеве, указом 15 марта позволила ему «на счет академии посылать студентов и в иностранные университеты для приобретения лучших знаний в науках, дабы академия могла снабдить себя искусными учителями», то он послал еще двух студентов и в Виленский университет; а между тем обучавшийся в венгерских училищах воспитанник академии Киевской, Иван Фальковский (после бывший Ириней епископ викарии и коадъютор Киевский) обучал уже юношество чистой и смешанной математике. По возвращении первых, в университеты посланных студентов, он определил их учителями, а в Московский отправил еще двух.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Преосвященнейший Виссарион, в мире Василий Петрович Нечаев, сын диакона Тульской губернии, Крапивенского уезда села Коледина, родился 13 марта 1822 года. Получив начальное и среднее образование в пределах Тульской епархии, он в 1844 году выпущен был из Тульской духовной семинарии студентом, с засвидетельствованием от семинарского начальства о способностях его, как «очень хороших», прилежании – «постоянно ревностном» и поведении – «весьма честном». Как один из лучших воспитанников семинарии, он в том же году, вместе с двумя товарищами своими – Гр. Як. Успенским и Александром Никаноровичем Ивановым 1 , – послан был на казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую духовную академию. Здесь, сдав приемные экзамены весьма хорошо 2 , он был принят и затем во все четыре года академического образования стоял в числе лучших студентов. Курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , которое он писал на четвертом году этого образования, завершило дело и окончательно решило участь его: отличные достоинства этого сочинения доставили В. П. Нечаеву третье место по списку в числе магистров XVI курса (выпуска 1848 года), давшего России многих доблестных деятелей на поприщах церковном и гражданском, по большей части уже скончавшихся, а частию и доселе здравствующих. Так, из 24-х магистров сего курса 3 три были архиереями: Василий (Левитов), епископ Пензенский († 1892 г.); Григорий (Медиоланский); епископ Пензенский же († 1881 г.) и Вениамин (Карелин), епископ Рижский († 1874 г.). Затем протоиереи Московские: В.М. Сперанский – первенец курса, весьма даровитый, обладавший обширными и основательными познаниями, но в то же время весьма скромный (сконч. в 1878 г.); – С. Г. Вишняков († 1892), М.С. Боголюбский, И.Н. Александровский († 1886 г.), Д.И. Языков, Π.М. Волхонский († 1893 г.); иногородние: Г.П. Первухин, с честию подвизающийся на церковно-общественном поприще в Твери, в сане кафедрального протоиерея; М.А. Германов, бывший уже в 1850-х годах кафедральным протоиереем в Томске; A. Н. Иванов , выше упомянутый; Н.А. Барский, И.Г. Поспелов и иные. Заслуживают упоминания также – Η.П. Гиляров-Платонов, кончивший курс вторым магистром, бывший бакалавром академии (в 1848–1855 годах), впоследствии редактор Современных Известий (сконч. в 1887 г.); К. И. Снитко, бывший директором Виленских народных училищ и членом Виленской археографической комиссии и публичной библиотеки; В.И. Лествицын, известный писатель-археолог (сконч. в 1890 г.) 4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вечером поболтали и сдружились с сестрой – очень весёлой Наташей Аничковой, из разорившейся ветви большого дворянского рода, ещё дед её служил в гофмаршальской части Зимнего дворца, а отец-демократ хотел отдать её учиться с дочерьми дворников. Но мать настояла на гимназии Таганцевой, где с 6-го класса уже читались лекции, а не уроки, и учителя здоровались с ученицами за руку, как со взрослыми. Гимназию Наташа кончила уже в войну – совсем молоденькая, а фигура крупноватая, с дородностью, прошла курсы при Крестовоздвиженской общине, и уже поработала с тяжёлыми ранеными в Вильне, а сейчас состояла в банно-прачечном отряде, легко. Она сплошь и болтала одна, Ярослав только успевал слушать, но с большим удовольствием. И как курсы она кончала, обманывая родителей (шла будто в университет, а в портфеле белый халат). И как в виленском госпитале по коридору ездила на велосипеде, за что и отчислили. И хотя был у Наташи любимый жених кавалергард, – вместе с сестрами чудили, посылали в «Брачную газету» объявление: «Интересная блондинка ищет знакомства». Строгий старый врач, насмотрясь на эту компанию, веселящуюся рядом со смертью и ранами, вручил каждой из четырёх по запечатанному конверту: «Здесь я написал, что будет с каждой из вас через семь лет, к 1923 году. Раньше – не распечатывать.» Но Наташа, конечно, распечатала и прочла: «Вы пропустите семь своих лучших женихов, семь своих счастий – и влюбитесь в чужого мужа до трагедии и стрельбы.» Ярослав возвращался из отпуска в растревоженном и завороженном состоянии. Он уже и соскучился по фронтовому воздуху – но ещё как будто и не исполнил отпуска своего. Он и вбирал охотно всё, что видел и слышал, всему находя место в себе, – и одновременно почти не нуждался в этом. Он даже как бы не ехал сам здесь – это тело его, перепоясанное ремнями, возвращалось на фронт, и правильно, – а душой он остался позади, в дрёме, ещё бродил по неизойденным тропинкам своей ростовской юности и Новочеркасска, и Москвы, и повторял домашние радости, и московские переброды с Ксаной-печенежкой, а глубже всего – был с Вильмой, ещё сейчас лицом чувствовал густоту её кудрей, и губы её, и полыхал ему пунцовый платок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Вследствие отношения ректора Киевского Университета, члены П. А. Лашкарев и Н. И. Петров определили, в отношении древности и сюжета, деревянный образок от складня, приобретенный любителем археологии г. Генке в окрестностях г. Филипиополя. Члены И. И. Петров и А. Ф. Новицкий пересмотрели свыше 35 пудов медной монеты, вышедшей из обращения, в Киево-Печерской Лавре, Никольском и Братском киевских монастырях и в некоторых церквах г. Киева. Члены Н. П. Чериев и А. Ф. Новицкий занимались определением монет и приведением в более строгий порядок нумизматических коллекций Цврковво-Археологического музея, и первый из сих членов уже составил краткое описание монет западно-европейских, славянских и польских, русских и восточных. Почетный, член Церковно-Археологического Общества, граф М. В. Толстой , вследствие предложения Церковно-Археологического Общества, изьявил согласие быть представителем сего Общества на предварительном комитете в Москве по устройству VII археологического сьезда в г. Ярославле. – Другие ученые труды отдельных членов Церковно Археологического Общества или печатались в журнале «Труды Киевской духовной Академии», или же выходили особыми книгами и брошюрами, отчасти обозначен ними в вышеприведенном списке пожертвований для библиотеки Церковно-Археологического музея. Более или менее деятельные связи Церковно Археологическое Общество в отчетном году имело: с Императорской Академией Наук, Императорской Публичной Библиотекой, Императорской Академией Художеств, председателем Московского Археологического Общества, Императорской Археологической Коммиссией, Православным Палестинским Обществом, С.-Петербургским Славянским Благотворительным Обществом, Одесским Обществом истории и древностей, Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском Университете, Хорватским Археологическим Обществом, Виленской Археографической Коммиссией, Холмским и Ростовским музеями, Тверской и Тамбовской учеными архивными Коммиссиями, с Одесской городской публичной Библиотекой и Самарской Александровской публичной Библиотекой. IV. Денежные средства Общества

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В Москве пробыл я до 1-го сентября. Занятый сборами благотворительных приношений ежедневно, с утра до ночи, я не так часто виделся с преосвященным Леонидом, как бы этого желал. Во время пребывания моего в Москве, проезжал через столицу в Ташкент бывший Виленский генерал-губернатор К. П. Кауфман. Так как мне известно было, в свое время, что Константин Петрович принимал немалое участие в моем назначении на Полоцкую кафедру: то я, проезжая в сентябре 1866 года через Петербург в Витебск, имел непременное намерение заехать в Вильну, чтобы видеться и познакомиться с его высокопревосходительством. К сожалению, в Динабурге я узнал, что на эту пору Константина Петровича в Вильне не было: он выехал в Минск. А затем вскоре узнаю, что он из Минска вызван в Петербург для другого назначения, и в Вильну более уже не возвращался. Поэтому, для меня весьма интересно было увидеться с г. Кауфманом, по крайней мере, в Москве. Преосвященный Леонид писал мне от 22-го августа: «Константин Петрович Кауфман в Москве, в квартире директора Александровского военного училища. Сегодня в 10 час. вечера он выезжает в Ташкент. Он посетил меня; хотел быть вчера у вас, но отложил, узнав, что вы в Лавре. Собираюсь к нему часов в девять». Благодаря этому извещению, я поспешил на Саввинское подворье, и оттуда вместе с преосвященным отправились к Константину Петровичу, который встретил меня очень радушно. 31-го августа, накануне моего выезда из Москвы, я получил от преосвященного Леонида записку следующего содержания: «Думая, что ваше преосвященство возвратились поздно, я не отказался от приглашения графини Анны Георгиевны (Толстой) быть у нее сегодня в 7-мь часов. Если, по возвращении, вы не пожелаете быть у нее, то скажите, когда вас могу видеть – сегодня ли поздно, или завтра рано. Я готов и сегодня и завтра: но опасаюсь быть помехою вашим сборам (т. е. в путь). Передаю обещанное вам баронессою Елисаветою Сергеевною (Деллер)». Что передано было мне преосвященным от имени баронессы – вещи ли какие-нибудь, или деньги, – не помню.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Глава III. Консисториальные округа А. Протестантские консистории 1 . Лютеранские консистории: их состав и круг действий. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. I, ст. 543–500; 932 – 987). Консисториальное управление в лютеранстве было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году,-и с тех пор консистории мало- по- малу стали появляться повсюду в немецких протестантских государствах, захватывая в свои руки то божественное право и ту священную власть, которые Спасителем были даны только определенным лицам-Апостолам и их дальнейшим преемникам. Личное служение епископов лютеранство заменило деятельностью коллегиальных учреждений-консисторий. Как человеческое установление, лютеранская консистория всецело обязана своим происхождением инициативе и власти протестантских монархов. Лютер отверг таинство священства; лютеранские, князья поставили на его место чиновничество. В таком виде протестантство появилось и в России. У него пет епископов в христианском смысле; за то есть консистории, обладающие епископскими правами и полномочиями. По действующим ныне в России законам (ст. 543), все лютеранские приходы, за исключением находящихся в закавказских колониях иностранных поселенцев, состоят в ведении следующих местных консисторий: 1) с.-петербурской, 2) лифляндской, 3) эстляндской, 4) курляндской и 5) московской.-В округи этих консисторий входят: а) с.-петербургской-лютеранские приходы губерний с-петербургской с г. г. Кронштадтом и Нарвой, новгородской, псковской, вологодской, олонецкой, архангельской, костромской, ярославской, смоленской, черниговской, волынской, подольской, киевской, полтавской, екатеринославской, таврической, бессарабской, херсонской с г. Одессой, а также ростовского и таганрогского округов области войска донского; б) лифляндской-приходы лифляндской губернии; в) эстляндской-приходы эстляндской губернии; г) курляндской-приходы губерний: курляндской, витебской, могилевской, минской, виленской, гродненской и ковенской; д) московской -приходы губерний: московской, тверской, калужской, тульской, рязанской, владимирской, нижегородской, пензенской, тамбовской, воронежской, курской, орловской, харьковской, саратовской, симбирской, казанской, вятской, пермской, самарской, оренбургской, уфимской, астраханской, кавказского края, губерний и областей Сибири и туркестанского края.-Закавказские лютеранские общества немецких колонистов, не подчиняясь консисториям, в духовном отношении, как мы видели, находятся в ведении колонистского синода и обер-пастора, зависящих непосредственно от министра внутренних дел. В царстве польском протестантскими приходами аугсбургского исповедания ведает особая, аугсбургская консистория, находящаяся в Варшаве. Ола же управляет и делами проживающих в губерниях царства польского гернгутеров или Моравских Братьев и Монолитов. Кроме того в Варшаве есть реформатская консистория, а в Вильне-равноправная с нею реформатская коллегия.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010