Букишкес. Церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1863. Адрес: Литва, Букишкес Координаты: 54.760921, 25.207632 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Неподалёку от Вильнюса, в поселке Букишкес, на улице Соду находится приход православного храма в честь Рождества Христова. Небольшая светлая уютная церковь с пятью голубыми луковками куполов расположена рядом с автострадой Вильнюс-Укмерге в бывшем усадебном, домовом, храме, построенном во второй половине XIX века на средства генерала армии, дочь которого уже в преклонном возрасте, после Второй мировой войны безуспешно ходатайствовала перед властями о возвращении храма Церкви. За два века церковь пережила сложные времена – во время Второй мировой войны она был разрушена, а затем превращена в сельскохозяйственный склад школы механизаторов. В 1990-е годы государство вернуло храм Православной Церкви Литвы. А после этого в храме случился пожар. В конце 90-х епархия решила возродить храм, были восстановлены чертежи, а с 2002 года начались реставрационные работы. Благодаря стараниям, прежде всего, ушедшего на покой митрополита Виленского и Литовского Хризостома храм был восстановлен, и летом 2011 года в нём начали вести богослужения. vilnius.skynet.lt Церковь в русском стиле была построена 1867-1868 гг. генерал-майором Александром Михайловичем Божеряновым (1825 - после 1905), из дворян Новгородской губернии. В качестве полковника - командира 1-го стрелкового батальона он активно участвовал в подавлении польско-литовского восстания 1863-1864 гг. Был пожалован имением Букишки с З00 душ крепостных, которое ранее принадлежало роду Радзивиллов. Впоследствии участвовал в русско-турецкой войне, генерал-лейтенант. С женой и дочерью был похоронен в склепе под усадебным храмом, первоначально посвященном Покрову Богородицы, или Нерукотворенному образу Спасителя. После 1953 г. интерьеры церкви и усыпальницы были варварски разрушены, церковь разграблена, захоронения уничтожены. К главному четверику церкви примыкают высокие трапециевидная в плане трапезная и притвор. Храм бесстолпный. Четверик перекрыт цилиндрическими сводами, фасады завершены соответствующими им полуциркульными закомарами, притвор – щипцовой кровлей. В угловых частях пространственного креста четверика помещены квадратные в плане башенки, завершенные барабанами в виде усеченных пирамид, и луковичными главками, такая же главка большего размера венчает средокрестие. Декор включает арочные окна, филенки, тяги, дентикулы, полуциркульные кокошники. Трехъярусный иконостас в древнерусском стиле – современной работы. Вблизи храм проживает на покое митрополит Хризостом (Мартишкин). Прот. Александр Берташ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25111

4. Епископом Солнечногорским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, быть Преосвященному Сергию, епископу Уссурийскому, викарию Владивостокской и Приморской епархии.   Журнал 24 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вакантной Анадырской и Чукотской кафедры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить Преосвященного архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка от временного управления Анадырско-Чукотской епархией с выражением благодарности за понесенные труды. 2. Епископом Анадырским и Чукотским быть Преосвященному Никодиму, епископу Шатурскому, викарию Патриарха Московского и всея Руси.   Журнал 25 СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Виленского и Литовского Хризостома о почислении его на покой в связи с исполняющимся 75-летием. ПОСТАНОВИЛИ: Просить Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Хризостома продолжить управление Виленско-Литовской епархией. Выразить Преосвященному Владыке благодарность за многолетние труды по окормлению литовской православной паствы.   Журнал 26 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: Назначить игумена Исидора (Минаева), настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Софии, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Берлинская и Германская епархия: Включить в состав Берлинско-Германской епархии новообразованные приходы на территории Германии: • в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба в городе Кобленце; • в честь святителя Николая в городе Кемптене; • в честь святого великомученика Георгия Победоносца в городе Нойрупине; • в честь Сретения Господня в городе Алене; • в честь преподобного Серафима Саровского в городе Кобурге. Приходы Московского Патриархата в Италии: Протоиерея Алексия Галуна, клирика Украинской Православной Церкви, по согласованию с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на пастырское служение и для окормления украинской православной диаспоры в городе Кальяри, о. Сардиния.

http://patriarchia.ru/db/text/600732.htm...

Кроме того, митрополит ходатайствовал о решении ряда частных проблем, напр., о компенсации новогрудским храмам за земельные владения, к-рые были отняты в результате межевания при строительстве королевского замка. Король потребовал подготовить прошение с описанием истории каждого участка. И. жаловался на «панов виленских» (светских патронов Церкви), которые хранили у себя документы, относившиеся к имуществу Митрополичьей области. Король отказался вмешиваться в этот спор, посоветовав митрополиту решить его через суд. И. хотел, чтобы все имения правосл. архиереев и др. духовных лиц были описаны и обмерены королевскими эмиссарами и ограждены королевскими грамотами; кроме того, Львовская епархия должна быть возвращена в состав Митрополичьей области. Решение 2 последних вопросов Сигизмунд II отложил до общего польско-литовского сейма (Гродненский был сеймом Великого княжества Литовского). В грамоте к королю на Гродненский сейм И. писал о своем намерении совершить объезд митрополии: митрополит или его представители должны были посетить все мон-ри и соборные церкви, навести в них порядок, опираясь на правосл. каноны и обычаи, проверить соответствие всех священно- и церковнослужителей их должности и сану и удалить негодных, решить все судебные дела. Кор. Сигизмунд II оказал И. поддержку и разослал соответствующие грамоты представителям королевской администрации. Известна грамота от 23 дек. 1568 г. луцкому и брацлавскому старосте кн. Богушу Корецкому о неприкосновенности святительских и духовных судов и о содействии митрополиту при проведении визитации на территории староства. Неизвестно, был ли этот план осуществлен. В сент. 1568 г. И. еще титуловался нареченным митрополитом, к дек. этого года был возведен на митрополичью кафедру. Во исполнение своих обещаний митрополиту 15 февр. 1569 г. Сигизмунд II отнял виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь у нежелавшего принимать духовный сан пана Ф. Белькевича и передал обитель И. Однако еще в 1568 г. король выдал номинационную грамоту на Пинскую епархию И. Борзобогатому-Красенскому (см. Иона (Борзобогатый-Красенский) ), к-рый не принимал сан и, оставаясь мирянином, вскоре занял Луцкую кафедру. И. неоднократно обращался к последнему с посланиями, в окт. 1570 г. издал окружное послание с «неблагословением», что вынудило Борзобогатого-Красенского в 1571 г. принять хиротонию. Митрополиту не удалось заставить принять сан шляхтича Андрея Русина-Берестецкого, которому король передал Пинскую кафедру в 1568 г. и к-рый неск. лет считался нареченным епископом Пинским, но так и умер в 1572 г. мирянином.

http://pravenc.ru/text/578334.html

К совершению сего дела я нахожу более других соответственным вас, отец архимандрит, и по личным качествам, и по вашему положению. Как ректор семинарии и член консистории, вы легче других можете иметь доступ к местным историческим материалам, а в подчинённых ваших найдёте необходимых сотрудников. Что касается плана для руководства в сем предприятии, то таковой не может быть ныне верно составлен. Едва ли в которой-либо русской епархии происходило такое множество самых разнородных событий, как в пределах нынешней Литовской епархии, и едва ли которая из них подвергалась таким превратностям. В первых веках христианства на Руси, тут соприкасались епархии Владимирская и Туровская. Далее, в смутные времена ига Татарского и господства Литвы, здесь было пребывание Киевских митрополитов, в Вильне и Новогрудке. С возникшею Унией тут была главная опора оной и все элементы раздоров. Тут была так называемая митрополитальная Униатская епархия и епархия Брестская, в соприкосновении с Православными епархиями – прежде Могилёвскою, а после Минскою. Тут, наконец, более нежели где-либо, обнаруживались и имели успех усилия Римского духовенства на совращение и перерождение русского народа. При столь запутанных и разнородных соотношениях, прежде всего необходимо собрать материалы из столь же разнородных источников: русских, польских, латинских, печатных и письменных, а также из местных архивов епархиального и других ведомств. Тогда уже, судя по обилию или скудости материалов, по их внутреннему достоинству, можно будет указать план для составления систематического описания Литовской епархии. Посему, прилагая при сем печатный экземпляр сказанной выше записки, составленной в духовно-учебном управлении, поставляю вам в обязанность, отец ректор: 1) заняться с возможною рачительностью собранием сказанных выше материалов по статьям и предметам, указанным в записке; 2) употреблять в помощь для сего как наставников семинарии и училищ, так и других лиц духовного ведомства, могущих принести пользу в сем отношении; 3) вместе с собиранием материалов, заниматься отдельною обработкой оных по особым предметам, так чтобы они в своё время были уже готовы для поступления в общее описание епархии; 4) в случае надобности в моём содействии для истребования материалов или назначения сотрудников, докладывать мне о том каждый раз; 5) об успехе этого дела и положении оного доносить мне официально всякую треть, но кроме того докладывать как можно чаще при встречающихся новых обстоятельствах, для получения необходимых наставлений и указаний. 90. Список с отношения к Виленскому военному губернатору Бибикову, от 15 сентября 1850 года за 2938, о приискании для Виленских духовных училищ и девичьего монастыря другого помещения, в замен по-миссионерских зданий

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Далее, нужно порешить, какую форму должно принять соглашение епархиального начальства с попечителем учебного округа относительно назначения законоучителей. Какие бы ни употребить формы, всё же, в сущности, это будут представления архиерея к попечителю, как к начальнику, с приложением послужного списка об удостаиваемом. Но будет ли эта зависимость соответствовать не только иерархическому порядку, но и существенной пользе? Далее, нужно ли попечителю округа объяснять определительными причинами несогласие его на назначение законоучителя, или довольно сказать, как в настоящем случае: не соглашаюсь по известным мне причинам? И первое будет производить постоянные небезвредные столкновения, но другое в известных обстоятельствах могло быть решительно и неотразимо вредно для пользы церкви и самого Православия – а в таких именно обстоятельствах находится Литовская епархия. Эта епархия состоит под самым сильным влиянием могущественного здесь иноверия. Оно преобладает не только массою народонаселения, но, что важнее – принадлежностью к нему почти всех помещиков и других зажиточных классов; оно преобладает во всём здешнем чиноначалии; оно преобладает и в составе здешнего учебного округа. Преобладание по сему последнему ведомству в настоящее время ещё усилилось. Начальник округа – иноверец, и первым почти его делом было заменить двух директоров и инспектора училищ по округу Православных – протестантами. Естественно, что постоянные затруднения по делам епархиального управления, происходящие от общего преобладания иноверия, возрастут зависимостью того управления от преобладающего иноверия по учебному округу. Ясно, что, с правом училищных здесь начальств отвергать назначение законоучителей, иноверцы будут иметь возможность, под тем или другим предлогом, устранить от законоучительства всякого неугодного им Православного священника; ясно, что все священники, имеющие надежду быть законоучителями, то есть цвет Православного духовенства, поставлены будут в необходимость заискивать у иноверцев, а тем самым более или менее угождать их видам. Ясно, что это может иметь вредное влияние не только на дух и чистоту преподавания закона Божия в училищах, но и на общий дух всей паствы и на епархиальные дела – так как все законоучители исправляют в здешней епархии и другие обязанности по епархиальному управлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Сигизмунд, к прискорбию православного митрополита, представил львовскому архиепископу Вернарду право назначить наместников киевского митрополита в Крылосе, Львове и других местах Львовской латинской епархии в тех видах, чтобы с большим удобством привлекать галицких схизматов к истинной т. е. латинской вере 890 . О Перемышльской епархии за целое полустолетие почти ничего не известно. Несомненно, она существовала. Её епископ присутствовал в числе других владык на Виленском соборе 1509 г. «О церковных вещах и о исправлении дел духовных». Этот пятнадцатиглавый собор, очень похожий на позднейший Московский Стоглавый, в самый первый день Рождества Христова собрал всех духовных охранителей и представителей православия западнорусской церкви. На собор приехали утвежденный несколько месяцев тому назад архиепископ, митрополит киевский и всея Руси Иосиф (Салтан) и семь епископов: Вассиан владимирский и берестейский, Варсанофий смоленский, Кирилл луцкий и острожский, Евфимий полоцкий и витебский 891 , Арсений туровский и пинский, Антоний перемышльский (и самборский) и Филарет холмский, шесть архимандритов, восемь игуменов и семь протопопов. Были и священники 892 . Епископы всех епархий, отделившихся в Литовскую митрополию, присутствовали на соборе. Не видно лишь – черниговского и галицкого. Но галицкого епископа не существовало уже сто лет, Черниговская епархия совсем недавно прикрыта. 4 апреля 1499 года Александр литовский дал грамоту Ионе нареченному епископу черниговскому и брянскому 893 . Иона не долго был черниговским епископом. Его, как известно, пленили при взятии Брянска, а Чернигов в числе других городов после войны Ивана III с Александром по договору (1501–1503 гг.) остался за Москвой 894 . Через пятнадцать лет участь Ионы постигла Варсонофия смоленского. Он сослан на Кубенское озеро, избежав позорной смерти на смоленских стенах с королевскими подарками за изменническую переписку с Сигизмундом (1514 г.). Смоленск более столетия оставался за Москвой, и Смоленская епархия вошла в состав Московской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Вильне. Гравюра. Кон. XIX в. (РГБ) Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Вильне. Гравюра. Кон. XIX в. (РГБ) При архиеп. Макарии (Булгакове ; 1868-1879), сменившем на кафедре митр. Иосифа, в епархии были построены и переделаны в православные 293 приходские церкви. Архиеп. Макарий ввел выборность благочинных, при нем регулярно проходили епархиальные, благочиннические и училищные съезды. В 1898 г. Литовскую кафедру занял архиеп. Иувеналий (Половцев) , придававший большое значение устроению монашеской жизни. По его ходатайству перед Синодом в 1901 г. был возрожден Березвечский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь, значительно увеличилось число насельников виленского Свято-Духова мон-ря, священноархимандритами к-рого являлись Виленские архиереи. В 1909 г. при виленском православном Свято-Духовском братстве был учрежден церковно-строительный комитет, к-рый взял на себя заботу по организации сбора средств на храмоздательство в епархии. В 1899 г. в связи с учреждением Гродненской кафедры (см. Гродненская и Волковысская епархия ) территория Гродненской губ. была исключена из Литовской епархии, прекратило существование Брестское вик-ство. Церковь во имя арх. Михаила с церковноприходской школой в Вильнюсе. 1895 г. Фотография. 2003 г. Церковь во имя арх. Михаила с церковноприходской школой в Вильнюсе. 1895 г. Фотография. 2003 г. Во время управления Литовской епархией архиеп. св. Тихоном (Белавиным ; дек. 1913 - июнь 1917; впосл. Патриарх Московский и всея России) была открыта церковь при штабе военного корпуса в Вильне, заложена ц. во имя ап. Андрея Первозванного в с. Андроны Дисненского у., построены храмы в Дисне и в мест. Угорско-Богинское (Богино). Представители имп. семьи в разные годы неоднократно посещали Вильну, участвовали в богослужениях в местных храмах, 24-25 сент. 1914 г. по пути на фронт Вильну посетил почетный председатель Виленского братства имп. св. Николай II Александрович . Духовные учебные заведения Вильна. План части города с показанием существоваших и ныне находящихся в нем православных храмов, монастырей и часовен " . Литография. 1874 г. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/158622.html

Потом приходы бывших униатских епархий, состоявшие на территориях православных епархий, были включены в состав последних, из литовской униатской епархии образована православная. В 1813 году упразднена и белорусско-литовская коллегия 89 , после чего воссоединившиеся униатские епархия по частя своего управления ничем уже не отличались от православных российских епархий. Вслед за первыми присоединившимися потянулись и колебавшиеся, так что после 12 февраля 1839 года число заявивших желание воссоединяться значительно увеличилось, количество приходов возросло до 1.607, а прихожан до 1.600.000 душ. Волна воссоединения перебросилась из западной России в холмский край, и здесь в 1842 году принял православие приход церкви села Бабиц, люблинской губернии, в составе 1.884 человек. Но вообще в холмском крае воссоединение отразилось неблагоприятно: под давлением усилившейся здесь латинской пропаганды появилась масса сокращений и число униатов сократилось тысяч на двести. Святейший синод снабжал воссоединявшиеся церкви миром, антиминсами, богослужебными книгами. Из лиц, наиболее способствовавших воссоединению, необходимо упомянуть Дмитрия Николаевича Блудова, с 1828 года управлявшего делами иностранных исповеданий, сначала в должности товарища министра народного просвещения, а потом, с 1812 года, в должности министра внутренних дел, причем и управление этими делами передано было из министерства народного просвещения в министерство внутренних дел. Преосвященный Иосиф, закончив дело воссоединения, с 1881 года навсегда оставил Петербург, в который вернулся только раз еще, в зиму 1859–1860 годов для присутствования в синоде, поселился в своей епархии, перевел с 1845 года епархиальное управление из Жировиц в Вильну и остальную четверть века своей жизни посвятил внутреннему устроению православной литовской епархия. В 1817 году он получил звание члена синода, в 1852 году получил сан митрополита, в 1856 году, на коронации, орден святого Андрея Первозванного. Скончался святитель 23 ноября 1868 года и погребен в приготовленном им самим для себя гробе под пещерою святых виленских мучеников, в церкви святодухова монастыря в Вильне 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Минская Основана 13.04.1793 (по ААО. Т. 1. С. 156 – в 1793 г. ; С. 28 – в 1796 г.) Образована для западных областей, возвращенных России по второму разделу Польши, на месте упраздненных Туровской (остававшейся до 1798 г. в ведении Киевской митрополии) и Слуцкой епархий. Кафедра Минского архиерея перенесена из Слуцка в Минск по указу 12.04.1795, но «...на деле перемещение Минского Преосвященного на жительство в Минск совершилось только в 1799 году...» ( Рункевич С. История Минской архиепископии. СПб., 1893, С. 335). «...Минская епархия вскоре затем приняла в свой состав и Литовские области, возвращенные России при третьем разделе Польши. После этого она явилась далеко превышающею, по занятому ею пространству, многие из епархий. С другой стороны, воссоединение с Православною Церковью полутора миллиона западнорусских униатов... сделало Минскую епархию еще большею... Уже в 1795 году было найдено необходимым выделить из Минской епархии одну епархию самостоятельную – Брацлавскую (ныне Подольскую) и одну викарную – Житомирскую (Волынскую)... Затем, в 1832 году, от Минской епархии отошла губерния Виленская к новоучрежденной епархии Полоцкой, а в 1840 году, после второго воссоединения униатов... Минская епархия, наконец, вошла в свои нынешние границы, определяемые границами Минской губернии...» (ЦВ. Прибавление. 1893. 50. стб. 1820). Архиепископия. «...Минские архиепископы до сент. 1840 г. имели б. ч. пребывание в Слуцком Свято-Троицком монастыре...» (Н.Д. Иерархия... С. 240). В условиях оккупации с 20.09(03.10)1941 г. по (07.07)1944 г. – временная автономия в юрисдикции Московского Патриархата на основании Указа ВЦУ при Св. Патриархе Тихоне 362 1920 г. Этим указом дозволялось временное автономное управление в условиях изоляции от Высшего церковного управления РПЦ. Именовалась: с 13.04.1793 (по друг.: с 13.04.1794) – Минская, Изяславская и Брацлавская; с 12.04.1795 – Минская и Волынская, коадъюторство (викариатство) Киевское; с 04.08.1799 (по др. с 16.10.1799) – Минская и Литовская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Виленское» найдены статьи: «ВЕСТНИК ВИЛЕНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ДУХОВСКОГО БРАТСТВА» см. «Литовские епархиальные ведомости» ВИЛЕНСКАЯ И ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 14 апр., 15 февр.- перенесение в Вильно в 1495) ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - см. Остробрамская Виленская икона Божией Матери ВИЛЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ правосл., в XVII - нач. XIX в. униатский ВИЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА - см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ВИЛЕНСКИЙ СОБОР Собор духовенства правосл. Киевской (Западнорусской) митрополии, заседавший в Вильно с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г. ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Виленское.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010