жил в С.-Петербурге, 12 дек. 1820 г. получил для Виленской епархии дом на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, принадлежавший ранее Полоцкой епархии; позднее офиц. резиденцией стало здание греко-униат. духовной коллегии на Васильевском о-ве. Вернувшись в Литву, митрополит в 1819-1820 гг. жил при василианском Троицком мон-ре в Вильно. В городе в эти годы действовали 2 униат. храма: монастырская Троицкая ц. и приходская Никольская ц., выполнявшая функции митрополичьего собора. Виленская консистория жаловалась, что виленский василианский мон-рь присвоил себе фундуши 10 упраздненных униат. церквей в Вильно. На Киевщине на рубеже 10-х и 20-х гг. XIX в. существовали Киевская проофициалия, Радомысльский протопресвитериат, Махновский, Уманский и Сквирский деканаты (ГА Волынской обл. Ф. 382. Оп. 2. Д. 295. Л. 1-2). Недолгое время действовали Барашевский и Ксаверовский деканаты, в 1823 г. их присоединили соответственно к Овручскому и Выговскому деканатам. Латинизация униатов, особенно в Литве, продолжалась. В частности, сильной латинизации и полонизации подверглись мон-ри василиан, в связи с тем что они массово принимали монахов лат. обряда. Притязания василиан на высшую церковную власть и неподчинение митрополиту особенно ярко проявились после 1825 г., когда новым лит. провинциалом ордена стал Иосафат Жарский. В нояб. 1826 г. Литовско-Виленская митрополичья консистория жаловалась в католич. коллегию в С.-Петербург, что в мон-ри василиан поступают латиняне, при этом не соблюдаются установленные сенатом условия их приема. В 1827 г. коллегия сделала замечание василианам, но те настаивали на сохранении существующей практики. Проведенное под рук. митр. И. Булгака в Жировицком монастыре в дек. 1825 - янв. 1826 г. совещание духовенства не только не привело к согласию между белыми клириками и монашествующими, но породило еще большую смуту. Указом имп. Николая I в 1828 г. была образована греко-униат. духовная коллегия, отдельная от римско-католич. коллегии. Вместо 4 униат. архиепископств, с 1809 г.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Для вящего успокоения Римского престола насчёт его опасений, что Униаты при нынешнем разделении епархий пострадают по поводу чрезвычайного пространства оных, следовало бы оному сообщить, что триста церквей бывшей Виленской епархии ныне гораздо ближе к кафедрам, к коим причислены, чем прежде к Виленской, и что Луцкая епархия, хотя считалась состоящею в трёх губерниях, но сто двадцать церквей, оную составлявших, состоят почти все в северных уездах Волынской губернии, прилежащих к бывшей Брестской епархии, к коей они за малым исключением и причислены. К сему надобно присовокупить, что, по господствовавшему до сего времени в Униатской Церкви запустению, оная слишком мало представляет лиц, могущих быть употреблёнными для предположенного благодетельным правительством устройства оной, как по части управления, так и воспитания, и что разделение сего малого количества на четыре епархиальные управления и столько же семинарий оставило бы втуне все полезные учреждения, тогда как соединение в две епархии может доставить все средства к достижению цели, столько для блага Церкви, как и государства желательной. Кардинал Бернетти заключает свои замечания предсказанием гибельных последствий для Униатов, если бы предположенное уничтожение монастырей было приведено в действие. Он полагает за верное, что белое русское духовенство не может с пользою для народа исправлять своих обязанностей по причине малого его просвещения, бедности, домашних занятий и супружеского состояния; и что Греко-Униатское исповедание не может получить преуспеяния иначе, как только по мере ревности и наставлении, которые получает от монахов базилиан. Можно бы здесь во многом поспорить, и не без основания, насчёт причин, будто белому духовенству препятствующих быть полезным. Но я ограничиваюсь монахами. Сказано уже выше, что нынешние базилиане состоят в большей половине из Римлян и преобразованы почти совершенно в Римский монашеский орден, а, следовательно, не к преуспеянию, но разве к разрушению Греко-Униатского обряда способствовать могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В Париже состоялись торжества по случаю престольного праздника Трехсвятительского кафедрального храма Корсунской епархии 13 февраля 2014 г. 15:10 12 февраля 2014 года, в праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в Париже торжественно отметили память святых покровителей кафедрального храма Корсунской епархии . Божественную литургию в день престольного праздника в Трехсвятительском храме совершили архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий , архиепископ Телмисский Иов (Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Константинопольский Патриархат ), епископ Корсунский Нестор и епископ Смоленский и Вяземский Исидор . Архипастырям сослужили наместник Троицкого монастыря в Домпьер архимандрит Мартин (де Кафлиш), наместник скита в честь Святого Духа архимандрит Варсонофий (Феррье), представитель Сербской Православной Церкви архимандрит Иустин, настоятель Всехскорбященского храма в Париже протоиерей Жерар де Лягард, настоятель Серафимовского храма в Париже протоиерей Николай Чернокрак, настоятель домового храма при Русском старческом доме в Сен-Женевьев-де-Буа игумен Ефрем (Мецциани), наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) , ректор Русской духовной семинарии в Париже иеромонах Александр (Синяков) , настоятель Трехсвятительского кафедрального храма в Париже иеромонах Марк (Святогоров), секретарь Виленской и Литовской епархии по внешним связям протоиерей Владимир Селявко, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в Ванве протоиерей Михаил Руссо, настоятель Благовещенского храма в Барселоне игумен Серафим (Павлов), секретарь Корсунской епархии по окормлению молдавской диаспоры иеромонах Иосиф (Павлинчук), протоиерей Андрей Свинарев, секретарь управления Смоленской епархии иеромонах Серафим (Амельченков), клирики Трехсвятительского храма. За Литургией епископ Нестор совершил хиротонию во диакона учащегося Русской духовной семинарии в Париже Августина Жеснеля. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Александр (Синяков). По заамвонной молитве архипастыри и сослужащая им братия совершили чин славления святым покровителям храма. Затем владыка Нестор обратился к архипастырям, духовенству и многочисленным прихожанам и гостям храма со словом, поблагодарив иерархов за радость совместной молитвы и поздравив собравшихся с престольным праздником. Предшественник владыки Нестора на Корсунской кафедре архиепископ Виленский Иннокентий передал в дар храму образ Трех святителей с частицами их святых мощей. Корсунская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Митр. Григорий Коханович, сохранивший за собой Луцкую кафедру, не жил в Вильно. Его основной резиденцией был Почаевский монастырь, также он жил в Жидичинском монастыре близ Луцка, имел титул «епископ Луцкий и экзарх Киевской митрополии, митрополит всея Руси», под его непосредственным управлением в составе Луцкой епархии находилась также Киевщина. Он также титуловался как «опат (аббат) онуфревский», будучи настоятелем василианского Онуфриевского мон-ря в с. Онуфриево. Возможно, Г. Коханович не взял титул «митрополит Киевский», т. к. это могло вызвать протесты православных. В нач. XIX в. в литовско-белорус. губерниях имели место массовый переход униатов в лат. обряд и преобразование греко-католич. церквей в костелы (в 1802-1803 этот процесс подогревался слухами о скором упразднении униат. Церкви). Несмотря на то что 25 окт. 1807 г. сенат назначил наказание для инициаторов совращения в латинство в Могилёвской губ., подобные нарушения продолжались. Латинизации униатов способствовали василианский орден и постриженик ордена митр. Г. Коханович, к-рый 18 окт. 1811 г. просил разрешить прием в василианские мон-ри римо-католиков. Наиболее масштабным процесс окатоличивания был в митрополичьей епархии, где епископ-суффраган А. Головня всемерно его поддерживал. В связи со смертью митр. Г. Кохановича († 25 марта 1814) Литовско-Виленская униат. консистория сообщила в униат. коллегию в С.-Петербург, что в митрополичьей епархии 21 380 униатов приняли лат. обряд, при этом Головня отказался этому противодействовать. Возможность для сопротивления латинизации униатов появилась после образования 25 июля 1810 г. Главного управления духовных дел иностранных исповеданий. В 1810 г. по требованию российских властей римо-католич. Могилёвский архиеп. С. Богуш-Сестренцевич издал указ о запрете перехода униат. священников и прихожан в лат. обряд. После этого униат. Церковь начала восстанавливать свои позиции, преимущественно на Киевщине. В 10-х гг. XIX в. росло число иерейских хиротоний, священнослужителей назначали даже в те уезды, где почти не было приходов. Так, для Махновского у., где офиц. статистика фиксировала 1 приход, были рукоположены 11 священников, 3 священника рукоположены в Уманский у., где вообще не было приходов. Это делалось, с одной стороны, с целью прозелитизма среди православных, с другой - ради недопущения перехода униатов в лат. обряд.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Догматическому убеждению духовенства в православии русской церкви наиболее способствовал искусно-подобранный состав преподавателей Литовской греко-униатской семинарии, людей глубоко и всесторонне образованных и искренно преданных делу воссоединения. Преподаватели, имевшие нередко степень доктора богословия, не довольствовались сухим историческим изучением спорных вопросов, разделяющих восточную и западную церковь , но разбирали их добросовестно, поверяли тщательно по греческим и латинским первоисточникам, нередко открывали при этом злонамеренные искажения греческих текстов латинскими переводчиками и торжественно утверждали верования православной восточной церкви. 128 Таким образом, Литовская семинария не только доставляла уже православных по убеждениям ново-поставленных священников, но и необходимо действовала, посредством юношества, на убеждения самих родителей. Благодаря уму, распорядительности и энергии Иосифа, Литовская епархия, насчитывавшая 850 тысяч униатов, могла уже тогда считаться как бы православною. Священники, за малыми исключениями, готовы были присоединиться к православной церкви. В доказательство такой готовности, преосвященный Иосиф представил списки 114 лиц высшего духовенства Литовской епархии, изъявивших готовность во всякое время присоединиться к православию, с собственноручными их подписками. 129 Преосвященный Иосиф разрешил также своему викарному, Антонию Зубке, принимать от священников Литовской епархии подписки о готовности присоединиться к православной церкви. Эти подписки тем охотнее давали и благочинные, и священники, что они были убеждены, что этим они исполняют желание глубоко уважаемого ими преосвященного Иосифа, который сумеет стройно, без вредных столкновений, довести до конца дело воссоединения. Притом всему белому духовенству стало известно, что все его высшие и самые образованные представители, занимавшие должности в Жировицкой консистории и семинарии, были на стороне православия. Большинство белого необразованного униатского духовенства прежде бессознательно веровало в превосходство католицизма. Между тем новые образованные иерархи, вышедшие из среды белого духовенства, не только освободили его от бывших налогов, но заводили еще для него училища и семинарии и ревностно, за счет казны, воспитывали в них его детей, доселе бесприютных и бесправных, заботились о восстановлении родной церковной старины и ознакомлении с родным славянским и русским языком. Вот ближайшие причины полного и теплого доверия низшего духовенства к преосвященному Иосифу и его сподвижникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но тогда не учреждены еще были вновь униатские епархии, и уже в 1808 г. Высочайшим указом возобновлено архиепископство Полотское для униатов, в Белорусской губернии находящихся, Брестское епископство в Литовской и Минской, а для других епархий епископство Луцкое. Первая епархия поручена архиепископу Ираклию Лисовскому; Брестская епископу Арсению Гловневскому, а Луцкая по-прежнему епископу Стефану Левинскому; а указом 14 февраля 1809 г. повелено по-прежнему восстановить униатскую Литовскую митрополичью епархию, причислив к ней от Брестской 300 церквей, Супряльскую в Белостотском округе упразднить и церкви причислить к Брестской; вкладные от панов Виленской кафедральной и Соборной Новогродской церкви имения, после называвшихся столовыми митрополичьими, отдать паки возобновляемой Литовской митрополичьей епархии, для управления сей епархии учредить в Вильне под ведением митрополита консисторию и суффрагана и проч. Все сии достопамятные перемены по бывшей Киевской епархии начались и происходили во время правления Преосвященного митрополита Самуила, хотя кончились уже после него. (Ибо он преставился 5 января 1796 г. от рождения на 66 году и погребен Преосвященным Амфилохием, викарием епископом Киевской митрополии, в Софийском Соборе). В его время пребывание имели в Киеве на пенсии: греческой Проиловской епархии митрополит Кирилл, Грузинский Руйский митрополит Иона, в 1795 г. въехавший в Москву для излечения; Максим католикос Грузинский, скончавшийся в Лавре 30 мая 1795 г., Кирилл, бывший епископ Севский, скончавшийся в Михайловском монастыре 24 сентября 1793 г. В 1786 г. указом Св. Синода сентября 28 назначено было здесь, пребывание и грузинскому Ниноцминдскому архиепископу царевичу Антонию; но он не прибыл. 64 . ИОРОФЕЙ Малицкий родился в городе Чернигове 1727 г. и в тамошней семинарии обучался наукам. Преосвященный Кирилл Ляшевецкий, бывший епископ Воронежский, вызвал его в 1758 г. в Воронеж к учительскому званию и в том же году постриг в монашество. Там обучал он юношество поэзии и риторике и был префектом семинарии, по временам исправляя и проповедническую должность, так же присутствуя и в тамошней консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1928. 6/7). Осенью 1928 г. владыка Елевферий получил приглашение патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) прибыть в Синод и лично доложить о положении правосл. Церкви в Литве и Польше. 28 нояб. 1928 г. в Москве владыка Елевферий был возведен в сан митрополита Литовского и Виленского. В соответствии с постановлением Синода от 28 нояб. 1928 г. митр. Елевферию предоставлялось право «все дела, касающиеся его епархии и восходящие на утверждение Патриархии, вершить на месте, донося о состоявшихся решениях в годовом отчете о состоянии епархиальных дел, а в случае нужды и немедленно». Т. о., Литовская епархия получила права полусамостоятельной митрополии. В 1936 г. в связи с 25-летием служения в архиерейском сане митр. Елевферий был награжден правом предношения креста за богослужением. В том же году глава правосл. Церкви в Литве получил высшую гос. награду - орден Литовского вел. кн. Гедимина 1-й степени. В кон. 1936 г. митр. Елевферий получил право мироварения. После первой мировой войны в Литовской епархии использовали сохранившееся или привезенное из России св. миро, затем архиеп. Елевферий обращался за св. миром к Рижскому архиеп. Иоанну (Поммеру) и к митр. Евлогию (Георгиевскому) , когда тот состоял в общении с Русской Церковью. К сер. 30-х гг. XX в. правосл. Церковь в Литве имела 31 храм. Каунасское благочиние объединяло 11 храмов: Воскресенскую ц., Благовещенский собор (с 1935) и ц. св. ап. Андрея Первозванного в Каунасе, Преображенские церкви в Юрбаркасе и Кедайняе, св. Александра Невского в Кибартае, Св. Троицы в Круонисе, свт. Николая в Мариямполе, Вознесенскую в Мяркине, свт. Николая в Семелишкесе, св. Александра Невского в Ужусаляе, Успенскую ц. в Вевисе. Шяуляйское благочиние включало 10 церквей: св. апостолов Петра и Павла в Шяуляе, Успенскую в Каунатаве, Благовещенскую в Колайняе, Успенскую в Мажейкяе, св. Александра Невского в Жемайчю-Науместисе, Св. Троицы в Расейняе, св. Александра Невского в Скуодасе, св. Виленских мучеников в Таураге, свт.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

протоиерей Герасим Шорец Скачать epub pdf (на литовской кафедре – 1868–1879) «Павел насади, Аполлос напои, Бог же возрасти» ( 1Кор. 3:6 ). После разделения (1448) Русской Митрополии на Московскую и Киево-Литовскую, находившуюся в пределах Литовско-Польского государства, митрополиты последней утвердили свою кафедру в столице Литвы, гор. Вильне. В 1596 г. Киево-Литовская митрополия отпала в унию. Нынешняя Литовская епархия, с кафедрой в г. Вильне, учреждена в 1839 г. приснопамятным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом Семашко , виновником возсоединения с Православной Церковью 1½ миллиона униатов и католиков Литвы и Белоруссии. После 35-летнего управления епархией митрополит Иосиф скончался 23 ноября 1868 г. Преемником его, 10 декабря того же года, был назначен архиепископ Харьковский Макарий Булгаков , впоследствии митрополит Московский, знаменитый ученый, богослов и историк, автор 12-томной Истории Русской Церкви и 5-томного Догматического богословия, на которых воспитывались многия поколения русского духовенства. Служебный стаж архиеп. Макария: епископ Винницкий, викарий Подольской епархии 1851–1857 г.г.; епископ Тамбовский – 1857–1859 г.г.; епископ Харьковский – 1859–1868 г.г.; в сан архиепископа возведен в 1862 г.; архиепископ Литовский – 1868–1879г.г.; митрополит Московский – 1879–1882 г.г.. Почетный член Московского и Харьковского университетов. Ординарный акаде мик Императорской Академии Наук. Его труды, кроме упомянутых Русской Церковной Истории и Догматичского богословия: Введение в курс догматического богословия, История русского раскола старообрядчества, История Киевской Духовной Академии. Родился в 1816 г., скончался в 1882 г. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. Читатель должен иметь в виду, что территория Литовской епархии, населенная народом русским (белорусской ветви) и православным, в течение многих веков входила в состав Литовско-Польского государства – Речи Посполитой. Здесь в 1596 г., в гор. Бресте, родилась церковная уния, которая распространялась и насаждалась мерами правительственного воздействия. Подавляющее большинство русского населения вынуждено было принять унию и в течение нескольких веков с нею сроднилось, окатоличилось и ополячилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В московские митрополиты посвящен был в 1448 году рязанский епископ Иона, еще в 1431 году избранный на митрополию, после Фотия. Иона управлял всей русской церковью до 1458 года, когда снова нарушено было единство русской церкви. Изгнанный из Царьграда и проживавший в Риме константинопольский патриарх Григорий Мамма, по настоянию Папы и бывшего еще в живых митрополита Исидора, посвятил в митрополиты для Западной России «ученика Сидорова» Григория болгарина. Московская митрополия отвергла его. Митрополит Иона разослал грамоты ко всем южнорусским епископам, убеждая их не входить в общение с учеником Исидора. 205 Но литовские епископы, уступая настоянию короля, в свою очередь возбуждаемого папой, один за другим признали его власть. Вместе с этим западнорусская церковь окончательно отделилась от северо-восточной, образовав, под высшим управлением константинопольского патриарха, свое собственное внутреннее управление. Впоследствии Григорий просил «благословения и подтверждения» в митрополичьем сане у цареградского патриарха и был принят в общение с православной церковью. 206 II. Состав западно-русской митрополии и епархии Состав западно-русской митрополии изменялся вследствие того, что некоторые области и города временно переходили по военным и политическим обстоятельствам, или же совершенно отошли, под власть России и московского митрополита. В 1500 году Черниговская епархия отделилась от киевской митрополии и вслед затем закрыта. С 1563 по 1579 год, в течение 16-ти лет, часть Полоцкой епархии, с Полоцком, находилась под властью России и епископы назначались в оную московским митрополитом. 1) Митрополичья епархия В состав митрополичьей епархии входили земли, составившие впоследствии (в XV и XVI вв.) воеводства Виленское, Тройское, Новогрудское и Киевское. К митрополичьей же епархии принадлежали Галичина и Подолье, во все время, как в галицкой епархии не было своего епископа. 1) Вильна. – Стольным городом киевских митрополитов была Вильна, хотя митрополиты редко имели здесь пребывание, живя большей частью в Новогрудке. В Вильне же имели наместников. Духовенство соборной церкви носило название крылоса или крылошан и составляло как бы духовный совет митрополита и, вместе, орган управления его церковными делами Вильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На списке книг 56 названий, всех же книг штук 65, – записана резолюция: Прописанные здесь книги назначаются мною для библиотеки Виленского Святодухова монастыря, который имеет принять таковые и внести в опись по принадлежности. Правлению Литовской семинарии, от 12 августа за 1042, с поручением правлению семинарии возложенного было на Ковенского епископа Филарета дела по составлению исторического и статистического описания Литовской епархии Духовно-учебное управление в особой записке изъяснило предположения свои о составлении церковно-исторического и статистического описания епархии в виде пособия для изучения истории Российской Церкви. Сии предположения одобрены Святейшим Синодом, и затем постановлено им: препроводить означенную записку ко всем епархиальным преосвященным, поручив им озаботиться собранием всех нужных для сего дела сведений, и затем составлением по ним церковно-исторического и статистического описания каждой епархии в порядке, предположенной в сказанной записке; при чём предоставить преосвященным труды по собранию и составлению означенных сведении по епархиям возложить на кого-либо из наставников местных академий и семинарий, или из лиц епархиального ведомства, известных им по своим способностям и особенно по любви к историческим исследованиям, с обнадёжением, что труды их не будут оставлены от высшего начальства без должного вознаграждения; об успехе же занятия сим делом доносить по окончании каждого года. О таковом определении Святейшего Синода г. синодальный обер-прокурор сообщил мне для зависящего распоряжения. К совершению сего дела я находил тогда более других соответственным ректора Литовской семинарии архимандрита Филарета, ныне преосвященного Ковенского, и по личным качествам и по его положению. Как ректор семинарии и член консистории, он легче других мог иметь доступ к местным историческим материалам, а в подчинённых своих найти необходимых сотрудников. Что касается плана для руководства в сём предприятии, то таковой не мог быть тогда, как и ныне, верно составлен. Едва ли в которой либо русской епархии происходило такое множество самых разнородных событий, как в пределах нынешней Литовской епархии, и едва ли которая из них подвергалась таким превратностям. В первых веках христианства на Руси, тут соприкасались епархии Владимирская и Туровская. Далее, в смутные времена ига Татарского и господства Литвы, здесь было пребывание Киевских митрополитов, в Вильно и Новогрудке. С возникшей Унией, тут была главная опора оной и все элементы раздоров. Тут была так называемая митрополитальная Униатская епархия и епархия Брестская в соприкосновении с Православными епархиями прежде Могилёвскою, а после Минскою. Тут наконец более, нежели где-либо, обнаруживались и имели успех усилия Римского духовенства на совращение и перерождение Русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010