Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четатя-Албская и Измаильская (Южнобессарабская) епархия состояла из 10 округов, включала юго-зап. часть совр. Молдавии и зап. часть совр. Одесской обл. Украины - историческую обл. Буджак. В 1923 г. Измаильское ДУ было преобразовано в Измаильскую ДС, которой было присвоено имя еп. Мелхиседека (Петровича-Стефанеску). С 1929 г. издавался бюллетень Четатя-Албской епархии. В 1935 г. в Измаиле был возведен кафедральный собор во имя равноапостольных Константина и Елены, при котором был устроен мон-рь (см. Измаильский во имя равноапостольных Константина и Елены муж. мон-рь ). Южнобессарабской епархией управляли следующие епископы Румынской Церкви: Нектарий (Котлярчук; 1923-1924), Юстиниан (Текулеску; 1924-1932), Дионисий (Тигиняну; 1932), Дионисий (Эрхан; 1932-1941, фактически до 1940). В окт. 1924 г. под давлением властей Румынская Церковь приняла григорианский календарь, чему воспротивилась значительная часть русской и болг. паствы, в особенности в Юж. Бессарабии. Неприятие нового стиля сначала вылилось в крестьянские бунты, в выступления прихожан против духовенства. Протесты жестоко подавлялись полицией. Нек-рые священнослужители также не согласились принять новый стиль, за что подвергались церковным прещениям. Движение в защиту старого стиля возглавил кишинёвский свящ. Борис Бинецкий, его поддержали священники Четатя-Албской епархии Павел Бандуровский и Димитрий Стецкевич. В нач. 30-х гг. XX в. Синод Румынской Церкви лишил их сана. Постановлением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Синода Русской Церкви от 1 февр. 1932 г. решения румын. Синода в отношении клириков, считавших себя в юрисдикции РПЦ, были признаны недействительными, и последним было рекомендовано окормляться у Виленского и Литовского митр. Елевферия (Богоявленского) . В окт. 1937 г. свящ. Борис Бинецкий и др. были осуждены в рамках инициированного румын. властями дела о «панславистской пропаганде». Власти в Румынии также принимали меры для исключения из богослужения церковнослав. языка, для прекращения проповеди в храмах на рус.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

Минская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Минский Свято-Духов собор Минская область (белор. вобласць) — область в центральной Белоруссии. Образована 15 января 1938 года. Граничит со всеми областями Белоруссии. Административный центр — город Минск . Содержание Православие в Минской области [ править править код ] История [ править править код ] Учреждена высочайшим указом от 13 апреля 1793 года. Образована для западных областей, вошедших в состав Российской империи по второму разделу Польши, взамен Туровской епархии, остававшейся до 1798 года в ведении Киевской митрополии, а также епископской кафедры в Слуцке, находившейся ранее в рубежах Царства Польского. Изначально кафедра расположилась в Слуцке, была перенесена в Минск по указу 12 апреля 1795 года, но как сообщает Рункевич, на деле переместилась в Минск только 3 сентября 1799 года. Вскоре Минская епархия вобрала также Литовские области, присоединенные к России при третьем разделе Польши. Таким образом она сделалась чрезвычайно большой, а воссоединение с Православною Церковью полутора миллиона западно-русских униатов сделало ее еще больше. Уже в 1795 году было найдено необходимым выделить из Минской епархии самостоятельную Брацлавскую и викарную Житомирскую епархии, с обращением последней в самостоятельную 16 октября 1799 года. Будучи на деле самостоятельной, до 1799 года Минская кафедра состояла титулярным коадъюторством Киевской митрополии. Высочайшим указом об учреждении Минской епархии от 13 апреля 1793 года это разъяснялось таким образом: " ... по сей новой епархии помянутый архиепископ имеет быть от Киевского митрополита независимым; но по должности и наименованию коадъютора митрополии Киевской, которые от него не отъемлются, по-прежнему, имеет к митрополиту Киевскому отношение по-прежнему... " . В 1832 году Виленская губерния отошла от Минской к новоучрежденной епархии Полоцкой, а в 1840 году, после второго воссоединения униатов, Минская епархия вошла в границы Минской губернии. По сообщению Дурново " ... Минские архиепископы до сентября 1840 г. имели большей частью пребывание в Слуцком Свято-Троицком монастыре... " .

http://azbyka.ru/palomnik/Минская_област...

Вышел апрельский номер журнала " Вода живая " марта 2024 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Лазаре, гряди вон " , посвященная Лазаревой субботе. Темой раздела " Подробно " стали церковные музеи. В материале Татьяны Кириллиной " Церковный музей в городе-музее " речь идет о Музее истории Санкт-Петербургской епархии , в материале Оксаны Озериной " Музей или архив? И то и другое " - о древлехранилище Александро-Невской лавры , Марьяна Федорова в материале " Хранилище сердца " рассказывает о музее при храме Рождества Христова на Песках . В разделе " Образы и смыслы " Тимур Щукин рассказывает о семейной составляющей богословия епископа Сан-Францисского и Западно-Американского Василия (Родзянко); публикация озаглавлена " От семьи земной к семье небесной " . Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Татьяны Кириллиной " Место скорбное, место святое " о приходе храма Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, на Левашовской пустоши . Юлия Ильина в материале " Школа для учителей " рассказывает о программе " Православная школа " в рамках Высших епархиальных курсов святого праведного Иоанна Кронштадтского . Материал Марины Ланской " Камерный театр без возрастных ограничений " посвящен театру кукол " Конфитюр " .  Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает материал Александра Клементьева " Прехитрение Божие. Митрополит Сергий (Воскресенский) и его " Православная миссия " , посвященный 80-летию трагической гибели экзарха Московской Патриархии в Эстонии и Латвии митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). Также в разделе - информация о наиболее интересных выставках месяца. ИА " Вода живая " , 31.03.24 Поделиться Упоминания в новостях 5 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 15 марта 2024 5 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 декабря 2023 25 апреля 2024 24 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Новогрудская епархия Дата создания: 1415 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата В 1317 году Константинопольский Патриарх Иоанн (Глика) учредил самостоятельную Литовскую митрополию с кафедрой в Новогрудке. В 1328-1459 годах Патриарх то закрывал Литовскую митрополию, то вновь ее открывал. Когда Литовская митрополия закрывалась властью Константинопольского Патриарха, ее присоединяли к митрополии Московской. Постоянное местожительство литовских митрополитов находилось в Новогрудке. Литовские митрополиты считали своей кафедрой Киев и титуловали себя митрополитами Киевскими. Пределы Литовской митрополии изменялись в зависимости от того, какие епархии к ней принадлежали. С самого начала учреждения она состояла из указанной митрополичьей епархии и Полоцкой епископии. Со временем власть литовских митрополитов распространилась на Галичскую, Перемышльскую, Холмскую, Луцкую, Владимиро-Волынскую, Туровскую, Смоленскую и Черниговскую епархии. В 1459 году произошло окончательное отделение Литовской (Киевской) митрополии от Московской. После Брестской церковной унии 1596 года, вызвавшей церковные нестроения, управление Литовской митрополией временно осуществляли епископы Перемышльский и Львовский. В 1620 году иерархия Литовской митрополии была восстановлена. С этого времени Литовские митрополиты из-за притеснений униатов проживали в Киеве, а в Новогрудке их замещали наместники из архимандритов Слуцкого или Виленского монастырей. В 1686 году Константинопольский Патриарх Дионисий IV отказался от патриаршей власти над Киевской митрополией в пользу Московского Патриарха. С 1793 года территория современной Новогрудской епархии вошла в состав Минской епархии , в XIX-XX веках входила в состав других епархий. В период немецко-фашистской оккупации Белоруссии была предпринята попытка возродить древнюю Новогрудскую кафедру. В 1942 году на Соборе белорусских епископов было принято решение об открытии Новогрудской епархии. Управляющим епархией с титулом «Новогрудский и Барановичский» был назначен епископ Вениамин (Новицкий), проживавший на покое в Успенской Почаевской лавре . Из-за неприбытия епископа Вениамина в Белоруссию управление Новогрудской епархией осуществлял епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос). Летом 1944 года, ввиду наступления Красной армии, белорусские архиереи по приказу немецких властей вынуждены были покинуть Белоруссию и эмигрировать за границу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244362...

Волынец). Таким образом, шко­ле придавалась и миссионерская функция. По имеющимся сведениям, только за один 1897 год в Гродненской губернии были открыты: Белостокская женская гимназия, три училища Министерства Народного Просвещения, шесть церковно-приходских школ и 70 школ грамоты. К строительству указанных и других храмов, к устройству церковно-приходских школ, так или иначе (своим благословением, заботами, а иногда и материальной помощью) причастен был и правящий архиерей архиепископ Иероним. В историю Литовской епархии владыка Иероним вошел ещё и тем, что положил начало практике служения в Великом Посту т.н. «Пассий» – бого­служебного чина в память страстей Господних, соединённого с произнесением соответствую­щей проповеди. При архиепископе Иерониме было полное взаимопонимание со светскими властями, не было трений и с другими испове­даниями. «Снисходительное отношение к ино­верцам, глубокое уважение к чужим религиям, веротерпимость никогда не оставляли владыку Иеронима, а это было так необходимо на запад­ных окраинах со смешанным населением» (40). И, тем не менее, 27 февраля 1898 г. импе­ратор Николай I утвердил доклад Святейшего Синода «о бытии Высокопреосвященному Архи­епископу Литовскому и Виленскому Иерониму, архиепископом Холмским и Варшавским». Было ли это назначение вызвано нуждами указанной епархии или следствием придворных интриг (как на это указывают некоторые авторы), но для Литовской епархии и самого архиепископа оно было нежданным негаданным. По воспо­минаниям современников. Владыка уезжал «со скорбью в сердце, со слезами на глазах». С этими чувствами провожала его в целом и Литовская епархия. Вскоре, а именно 27 марта 1898 г., епархия встречала уже нового архипастыря. Им, согласно решению Синода и высочайшему повелению Государя Императора от 7 марта 1898 г., стал епископ Курский и Белгородский ЮВЕНАЛИЙ (Половцев) , возведённый при назначении на новую кафедру в сан архиепископа. Если о его предшественнике могли сказать «это архиерей – не монах, а аристократ», то про нового архи­пастыря подобного сказать было невозможно, хотя и был он выходцем из семьи, занимавшей в петербургском светском обществе довольно высокое положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в 1598), имение Вака (пожалование Сапег, упом. в 1602). Значительная их часть была приобретена кафедрой лишь в XVI в.: Прилепы куплены Иосифом (Солтаном), Шешоли, Быкевичи и Хоневичи - вклады кн. Константина Ивановича Острожского, земли в Новогрудском повете пожалованы митрополиту королем по ходатайству кн. Острожского. В белорусско-литовской части К. е. было активным братское движение, поддержанное митрополитами. В 1586 г. было основано слуцкое Преображенское братство, в 1587 г.- виленское Свято-Троицкое братство, которое благословил митр. Онисифор (Девочка) и в к-рое в 1594 г. вступил Михаил (Рагоза), в 1592 г. было создано минское братство при соборе Рождества Пресв. Богородицы. В документах упом. виленское Роское (по названию предместья) братство. Объединения мирян активно пытались влиять на церковную жизнь. По инициативе виленского братства и правосл. дворянства Великого княжества Литовского на Брестских Соборах 1590-1594 гг. обсуждались предложения по улучшению положения Церкви, главным препятствием чему правосл. миряне считали позицию епископов. По мнению авторов обращения к Собору, доходы епископских кафедр должны использоваться на содержание школ, строительство храмов и больниц. Предлагалось учредить братства и братские школы в центре каждого повета, подчинить духовенство всех братских храмов непосредственно Киевскому митрополиту, который должен рукополагать кандидатов, избранных мирянами; избрание епископов и митрополита также должно происходить «с согласия мирских людей». Архиереи во главе с митр. Михаилом (Рагозой) и Владимиро-Волынским еп. Ипатием Потеем не согласились на эти предложения. Киевская часть митрополичьей епархии охватывала территорию Киевского воеводства (создано в 1471). Согласно исследованиям М. Г. Крыкуна, на севере граница воеводства проходила по рекам Случь и Уборть (до впадения в Припять), воеводство граничило с Пинским и позже Мозырским поветами (Мозырский повет в XVII в. окончательно перешел в состав Великого княжества Литовского), Речицкой земли до Днепра. На востоке граница шла преимущественно по Днепру, воеводство включало также часть Левобережья. На юге территория Киевского воеводства ограничивалась Черкасским поветом (до линии Тясмин - Ирклей - Б. Высь, границы с Диким полем и Брацлавским воеводством), на западе Киевское воеводство граничило с Кременецким и Луцким поветами Волынского воеводства (граница проходила по р. Случь до Любара). Территория включала регионы совр. Украины: зап. части Киевской и Черкасской областей, сев.-вост. часть Ровненской обл., части Хмельницкой, Житомирской областей, сев. части Винницкой и Кировоградской областей, а также юж. часть Гомельской обл. Белоруссии. Киевское воеводство делилось на 4 повета: Киевский, Житомирский, Овручский и Черкасский. Вероятно, в поветах воеводства функционировали наместничества Киевского митрополита.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В поисках компромисса с правительством священномученик Иоанн ходатайствовал перед патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления, и это ходатайство было удовлетворено: 21 июня 1921 г. патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Церкви. Архиепископ Иоанн стремился объединить православных латышей и русских, нему это удавалось. Популярность его в Латвии была велика, и в 1925 г. его избрали в республиканский сейм. В парламенте архиепископ Иоанн не без успеха отстаивал равноправие Православной Церкви с другими Церквами Латвии. Священномученик Иоанн одинаково хорошо проповедовал на родном латышском и на русском языках. Многим особенно запомнилась его речь, произнесенная в память о почившем первосвятителе Российской Церкви патриархе Тихоне, которого он глубоко чтил. Свято хранил архиепископ Иоанн каноническое единство с Московской Патриархией, что после кончины патриарха Тихона многих в Латвии раздражало. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. священномученик Иоанн был заживо сожжен на пригородной даче. Преступление так и не расследовали до конца, однако в народе считали, что возможных виновников убийства следует искать среди агентов латвийских властей или советской разведки. После его кончины в жизни Латвийской Церкви произошли серьезные перемены. Церковь без согласия Московской Патриархии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа с возведением в сан митрополита Рижского и всей Латвии бывшего до тех пор гарнизонным священником в Даугавпилсе Августина (Петерсона). После присоединения Латвии к Советскому Союзу латвийское духовенство через покаяние было принято в юрисдикцию Московской Патриархии. Митрополит Рижский Августин (Петерсон) ушел на покой. С 1917 по 1921 г. Литовской епархией временно управлял викарный епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский). 28 июня 1921 г. он был назначен правящим архиереем с возведением в сан архиепископа Литовского и Виленского. В конце Гражданской и Первой мировой войн его епархия оказалась разделенной государственной границей между Литвой и Польшей. Епархиальный центр Вильно вместе с Виленским краем, в котором была сосредоточена большая часть православного населения епархии, оказались в пределах Польского государства. Владыка Елевферий за решительное неприятие незаконной автокефалии Польской Церкви был подвергнут в Польше трехмесячному аресту и содержался при этом в одном из католических монастырей. Только в апреле 1923 г., по настоянию литовского правительства, он был освобожден и смог переехать в столицу Литвы Каунас. Архиепископ Елевферий не признал раздела своей епархии, учиненного священноначалием Польской Церкви, поставившей на Виленскую кафедру в 1922 г. архиепископа Феодосия (Феодосиева).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иосиф, епископ Смоленский и Дорогобужский (Дроздов Иван Михайлович) Родился 7 сентября 1824 года в семье диакона села Лекши Весьегонского уезда Тверской губернии. Первоначально учился в Краснохолмском духовном училище, затем в Тверской духовной семинарии. В 1847 году поступил в Петербургскую духовную академию. 4 апреля 1851 года пострижен в монашество, 5 апреля рукоположен во иеродиакона, 2 сентября – во иеромонаха; 21 сентября того же года определен инспектором в новооткрытую Рижскую духовную семинарию. 8 декабря 1852 года присвоена ему степень магистра. С 23 июля 1856 года – ректор Симбирской духовной семинарии; 6 августа того же года возведен в сан архимандрита, а 21 декабря назначен директором Симбирского тюремного комитета. 9 января 1857 года назначен кафедральным цензором. 24 ноября 1860 года переведен ректором Литовской духовной семинарии и назначен настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. 14 сентября 1868 года по ходатайству митрополита Иосифа (Семашко , † 1869) хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. 7 декабря 1874 года переведен на Смоленскую кафедру. В 1880 году по его ходатайству открыт Смоленский миссионерский комитет. Скончался 28 сентября 1881 года в Ялте, где находился на лечении. Погребен в Смоленском Успенском соборе. Преосвященный Иосиф привлекал к себе сердца людей исключительной добротою. Как администратор он действовал в духе любви, милосердия и совершенной снисходительности, к подчиненным относился как добрый, любящий отец, был всем доступен, со всеми внимателен. Поездки по епархии совершал скромно, без свиты, и любил гостить у приходских священников. Смоленская епархия обязана ему преобразованием училища девиц духовного звания и попечительства о бедных духовного звания. Литература: Афонский И., протоиерей. Краткий очерк жизни и деятельности преосвященного Иосифа, епископа Смоленского//Смоленские епархиальные ведомости. – 1881. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С уходом немецких войск 31 декабря 1918 года город занимают части Красной Армии, а в апреле 1919 польские войска (окончательно занят в 1920, а в 1922 году формально Виленский край включен в состав Польской Республики). При этом духовная католическая жизнь края также расцветает. Так, в 1940 с присоединением Виленского края к Литве, на новых литовских территориях проживало более 500 монахов и монахинь, лишь в половину меньше, чем во всей Литве. 10 февраля 1925 года, согласно конкордату, была создана Виленская архиепархия, ставшая одной из пяти польских католических церковных провинций. Новая епархия насчитывала 401 приход, а провинция охватывала и территорию Западной Белоруссии. Из-за сложных национальных отношений, и иерархических преобразований архиепископ Матулайтис отказывается от должности виленского прелата и назначается апостольским визитатором Литвы, после чего процесс полонизации набирает обороты. Новый архиепископ Ромуальд Ялбжиковский активно поддерживает политику полонизации – так в капитуле архиепископии не было ни одного литовца, даже в полностью литовских приходах иногда проповеди читались на польском. В 1927 году 14 литовских священников были арестованы и заключены под стражу, некоторые бежали в Литву или же в нее высылались. К 1939 году в епархии были 371 полноценный приход, 110 филий, по 8 военных приходов и приходов восточного обряда (неоуниатских), 549 приходских священников и 105 священников-монахов, действовали 24 мужских и 19 женских монастыря. После возвращения советской власти начался новый виток борьбы с религией, однако после Второй Мировой войны проект полного уничтожения религии был забыт, теперь основным направлением деятельности был плотный контроль за религиозными организациями и максимальное сужение их поля деятельности и влияния. Антирелигиозная компания набрала в Литве достаточно мощные обороты. К 1949 году не осталось ни одного действующего монастыря (изгнанные оттуда монахи иногда организовывали неофициальные тайные обители). До середины 50-ых годов церковь была фактически оторвана от центра, любой, пытающийся поддерживать связи с Римом, сразу же объявлялся шпионом Ватикана.

http://religare.ru/2_39166.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010