Число раскольников в 1843 году по Виленской губернии простиралось до 13429 человек. Впрочем, нужно думать, что эта цифра была только предположительная, так как митрополит Иосиф уже в 1853 году, следовательно, через 14 лет после воссоединения униатов, на требование св. Синода сообщить сведения о числе раскольников Литовской епархии за время с 1845 по 1853 год дал ответ, что, хотя он и поручил консистории собрать указанные сведения, но не может ручаться за удовлетворительность их. В объяснение сего он указал на то, что Литовская епархия, состоящая почти из одних воссоединенных, только недавно вошла в соприкосновение с раскольниками, кои, притом, обитали почти исключительно среди католического народонаселения. где православного народа и духовенства было весьма мало, а потому последнему весьма было трудно иметь о раскольниках точные сведения, и тем более, что гражданские чиновники, через которых можно было бы собрать эти сведения, были преимущественно католики. 469 По собранным сведениям, однако, оказалось, что в 1853 году число раскольников в Литовской епархии было 11369 человек, кроме, впрочем, Ковенского уезда, коего земский суд, несмотря на неоднократные просьбы Литовского епархиального начальства, не доставил сведений о числе раскольников. В отчете пр. Алексия о состоянии епархии за 1885 год число раскольников по Виленской и Ковенской губерний показано 47 тысяч. Что касается до религиозно-нравственного состояния раскольников, то, почти до самых шестидесятых годов, они отличались крайним упорством в своих заблуждениях, чему, конечно, много способствовало отсутствие твердой православной почвы около них, так как они не признавали за православных воссоединившихся из унии, не без основания считая их скорее за католиков, нежели за православных. Между тем, отсутствие церквей вблизи поселков, где отчасти жили и древле-православные, содействовало тому, что раскольничьи наставники пели свою пропаганду между этими, лишенными возможности пользоваться пастырскими наставлениями своего священника, древле-православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Поскольку православные в Западном крае жили по преимуществу в инославной среде, миссионерство было одним из основных направлений деятельности церковных и рус. общественных структур в Литовской епархии. С 1880 г. в нек-рых храмах начали проводиться внебогослужебные религиозно-нравственные собеседования, с 1892 г. при ДС проходили еженедельные религиозно-нравственные чтения. В доме, принадлежавшем Виленскому братству, по субботам проводились собеседования с евреями. В епархии существовала должность противораскольнического миссионера для работы со старообрядцами. С 1898 г. по Виленскому краю курсировал миссионерский поезд - «вагон-церковь полесских дорог». При архиеп. сщмч. Агафангеле (Преображенском ; 1910-1913) начал работу епархиальный миссионерский комитет, к-рый в 1911 г. возглавил еп. Елевферий (Богоявленский) , вик. Ковенский. Были также организованы миссионерские курсы, на к-рых главным предметом стала «противокатолическая полемика». При архиеп. Агафангеле в Духов день ежегодно совершались торжественные крестные ходы из всех виленских храмов и мон-рей к Николаевскому кафедральному собору, затем к Свято-Духову мон-рю. С 1863 г. в епархии выходил ж. «Литовские епархиальные ведомости» , с 1907 г.- «Вестник виленского Свято-Духовского братства». 20 янв. 1895 г. в Вильне открылась типография Свято-Духовского братства, к 1909 г. в ней было отпечатано более 100 наименований книг. К 1895 г. в епархии действовали 38 благочиннических и 86 церковноприходских б-к. С 1 янв. 1880 г. при всех храмах велись приходские летописи. В авг. 1886 г. архиеп. Алексий (Лавров-Платонов) утвердил программу историко-статистического описания приходов епархии, в соответствии с к-рой в 1888 г. в консистории был составлен многотомный документ. Братства, др. церковно-общественные организации Виленское Свято-Духовское братство являлось древнейшей и крупнейшей в Литве церковно-общественной организацией (действовало в кон. XVI - кон. XVIII в., возрождено в 1865, прекратило существование в 1915). Братство вело активную просветительскую, издательскую, благотворительную деятельность, содержало приют на 12 детей, а также дом, в к-ром на льготных условиях жили 40 семей. Приют для 30 девочек-сирот из семей духовных лиц существовал при виленском Марие-Магдалинском жен. мон-ре. Из др. братств наиболее известно ковенское Свято-Никольское Петропавловское (1864-1915, возобновлено в 1926, существовало до 1940). При большинстве приходов епархии действовали попечительства, в 1895 г. их было 479. Литовская епархия в 1917-1945 гг.

http://pravenc.ru/text/158622.html

К 1430 году в Виленской епархии было построено 27 церквей, за следующие 125 лет (до 1555 года) еще 232 католических храма. На первом этапе основная инициатива по постройке храмов принадлежала верховным властям государства, постройка только трех церквей была спонсирована боярами, затем роль бояр значительно усилилась – к 1555 году ими было построено еще 160 церквей, почти 70 % построенного). Церковная иерархия была малоактивна в церковном строительстве – за счет епископов и богатого духовенства было построено только 11 храмов. Фундатор церкви имел право назначения приходского священника, чем активно пользовался, только с начала XVI-ro beka монарх начинает в большинстве случаев передавать право назначения настоятеля местному епископу (дворянство от своих прав отказываться не собиралось). Жемайтийская епархия (в которой до самого 1555 года главная инициатива храмового строительства и церковной проповеди исходила от монарха) на 1555 год насчитывала 45 приходов (впрочем, и размеры епархии были значительно меньше, из-за чего плотность расположения приходов была заметно выше, чем в Виленской). Обе литовские епархии вскоре после своего основания были подчинены польской митрополии в Гнезно. Долгое время Виленская епархия не была разделена на более мелкие административные единицы, только в 1550-ых годах были созданы первые деканаты. Субсидирование приходов не было обязанностью, а лишь привилегией фундатора, поэтому отдельные приходы получали баснословные суммы, тогда как другие влачили жалкое существование. Служащие на подобных небогатых приходах священники старались взять в окормление сразу несколько церквей, чтобы наладить свой быт. Естественно при таком порядке качество обслуживания значительно падало и подобная практика после начала Реформации стала активно порицаться. В 1460 году усложнился процесс избрания нового епископа, т.к. монарх получил право номинировать их, после чего проходил процесс избрания в епархиальном капитуле, а затем утверждение Папой Римским. Таким образом процесс вступления в должность и обретения полновесной власти в епархии затягивался иногда до года. Если первые назначенные епископы имели высшее церковное образование, были монахами или даже ректорами университетов, то в начале XVI-ro beka на кафедры были назначены молодые отпрыски высшей знати (Миколай Радвила в 1515 епискпопом Жемайтским, бастард короля Сигизмунда Иоанн в 1519 епископом Вильны, обоим не было и 30 лет). Также вызывали нарекания и назначения на литовские епархии польских епископов (например Бернарда Мацейовского в Вильну). Кроме того, в начале XVI-ro beka было учреждено место виленского викарного епископа.

http://religare.ru/2_39166.html

В начале XVIII в., перешли в унию епархии: Львовская, Перемышльская и Луцкая. Митрополичья епархия Митрополичья епархия обнимала воеводства: Виленское и Трокское с княжеством Жмудским, Новгрудское, Минское и Киевское. Стольным городом митрополитов была Вильна. Богатая и роскошная столица великого княжества Литовского, Вильна переживала в первой половине XVII в. последний и важнейший момент своей исторической жизни. Но он продолжался не долго. Взятая, разоренная и опустошенная русскими войсками, во время войны России с Польшей (1655–1661), она упала и не поднималась более, сохранив за собой значение только религиозного центра унии и католичества. Кафедральной митрополичьей церковью в Вильне была Успенская церковь . Но кроме того, митрополиты имели в великом княжестве Литовском еще две церкви: в Новогрудке – Бориса и Глеба и в Минске – Успения пресв. Богородицы. Новогрудок со времени Стефана Батория был местом заседаний главного трибунала для воеводств Новогрудского и Брестского, также как Минск был местом заседаний трибунала для воеводств Минского, Мстиславского и Витебского. Но затем положено было трибуналу собираться попеременно, один год в Новогрудке, другой в Минске. Съезды многочисленной шляхты обогащали эти города. Новогрудок упал с 1775 года, когда трибунал перенесен в Гродно. В Новогрудском воеводстве была знаменитая резиденция Радзивилов – Несвиж, с костелами бенедиктинским, бернардинским, доминиканским и иезуитским. Князь Николай Христофор Радзивил (Сиротка) основал здесь иезуитский коллегиум. В половине XVIII века считалось в Митрополичьей епархии более 1000 церквей именно в 20 деканатах великого княжества Литовского: в лидском 12, в ошмянском 24, в долгинском 25, мядзиольском 23, новогрудском 35, слонимском 43, цириненском 16, несвижском 31, клеценском 35, минском 45, блоненском 28, логойском 21, пугавицком 14, туменском 13, глющенском 19, бобруйском 20, рогачевском 29, гродненском 40, волковыском 30, подляшском 15; – в 20 деканатах Киевского воеводства: в житомирском 45, бердичевском 34, любарском 34, чудновском 43, белоцерковском 33, паволоцком 46, погребицком 44, фастовском 35, смелянском 28, корсунском 40, мошненском 38, чигиринском 29, овручском 32, радомышльском 37, брагинском 18, димиренском 26, барашовском 24. – Монастырей женских, подведомственных митрополиту, в великом княжестве Литовском 5, именно: в Вильне – Троицкий, в Новогрудке – Борисоглебский, в Минске – Троицкий и Святодуховский, в Гродно – Рождества пресвятой Богородицы. Мужские базилианские монастыри не зависели от юрисдикции митрополита и управлялись орденом. (Митроп. Афанасия Шептицкого: Relatio informativa de statu ecclesiae et archidioecesis metropolitanae Kiovensis, 15 авг. 1746 r. – Арх ун. митр. кн. 1. 36). Униатские митрополиты 1130

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Литовская епархия: Общество в Литве ещё здоровое и люди мыслят в традиционных категориях В системе электронных дневников литовских школ вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Всего системой пользуются около 500 литовских школ. 17 декабря, 2013 В системе электронных дневников литовских школ вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Всего системой пользуются около 500 литовских школ. В системе электронных дневников литовских школ вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Всего системой пользуются около 500 литовских школ. Об этом сообщает Delfi.lt. Ранее сообщалось, что аналогичные обозначения пытались в Вильнюсе. При регистрации ребенка в детский сад на сайте самоуправления также предлагалось заполнить графы «родитель I» и «родитель II». Возможно ли, что Литва всерьёз отнеслась к рекомендации Совета Европы отказаться от использования слов «мама»  и «папа», как «проявления сексизма». Как относиться к подобным новшествам в школах ? Комментирует сообщение секретарь Виленской и Литовской епархии по внешним связям прот. Владимир Селявко. фото: russkie.org Пишут, что вышла новая версия электронного дневника. В планах – вновь вернуть понятия «папа», «мама». Возможно, это была попытка протащить этот вариант, так называемый европейский. Но, на самом деле, он вряд ли в ближайшее время может удаться, поскольку здесь ещё довольно сильные консервативные настроения в отношении традиционных христианских ценностей. Эту статью надо проверить, поскольку в СМИ нередко появляется информация, которая не соответствует реальности. Не исключено, что это была попытка внедрить этот момент, потому что многие не смотрят на такие вещи: папа, мама, какая им разница. На самом деле это какой-то единичный случай, или несколько их вылезло, а средствам массовой информации надо о чем-то писать. Все, что я вам могу сказать — литовское общество ещё вполне здоровое, и здесь очень много людей, которые все ещё мыслят в традиционных категориях. Отчасти это обусловлено тем, что Литва – христианская страна во многих поколениях, и даже советская власть не смогла все разрушить на корню.

http://pravmir.ru/litovskaya-eparxiya-ob...

Минская епархия была оставлена во втором классе и только переименована в «минскую и литовскую», причём за нею были зачисленыи обе новоустроенные литовские губернии: Литовско-Виленская и Литовскогродненская 2642 , не имевшие на своей территории ни одной православной приходской церкви 2643 . С этих пор границы Минской епархии установились твёрдо 2644 : три губернии, заключавшие в себедвадцать девять уездов 2645 . Количество же православных приходов с каждым годом, хотя и медленно, увеличивалось. По счёту 1799 года их было уже 268 2646 , а в 1810 году 273 2647 . В 1807 году православные приходские церкви учреждены по всем уездным городам Литовско-Виленской губернии 2648 . Минская епархия со своими двумя с половиной стами приходов являлась крайне незначительной сравнительно с соседними ей. Епархия Волынская имела сначала около 1,100 2649 , а потом более 1,500 церквей 2650 ; Подольская более 1,600 2651 ; Черниговская 1,100 2652 . И только число церквей одной Белорусской епархии не доходило до 400 2653 . XI В наступавшее лето, первое после своего перемещения на Минскую кафедру, преосвященный Иов предпринял объезд своей новой епархии. Ему пришлось встретить по церквам много различных неустройств, зависевших, в большинстве, от особенных условий жизни молодой епархии. Предпринятые преосвященным меры отличались, как всегда, решительностью, быстротой и имели действительный успех. Во время ревизии преосвященный заметил, что при приходских церквах «во многих местечках и селениях» на «цвинтаре» погребаются мертвые тела без всякого порядка, так что многочисленные могилы с наваленными на них «по местному обыкновению» колодами затрудняли даже проход в церковь 2654 . Многие церкви стоят вовсе без ограды или с полуразрушившейся оградой 2655 . Внутри некоторых церквей были найдены не меньшие неустройства: иногда полное отсутствие благолепия и чистоты 2656 . Оказались священники, которые не во все воскресные и высокоторжественные дни совершали богослужение, не говоря уже об аккуратном чтении поучений народу и об обучении прихожан закону Божьего и молитвам во внебогослужебное время 2657 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

28 апреля 1798 года дан был высочайший указ сенату, устанавливавший в пределах западной России шесть римскокатолических епархий. Императрицей Екатериной II ещё в 1795 году были учреждены в пределах новоприсоединённых западнорусских областей две римскокатолические епархии – Пинская и Летичевская 2258 . Теперь римскокатолическая церковь в пределах России укрепляла за собой шесть епархий: Могилёвскую, Виленскую, Самогитскую (Жмудскую), Луцкую, Каменецкую и Минскую. После этого изменялись прежние границы епархий. Могилёвское архиепископство было ограничено пределами Могилёвской и Киевской губерний. Виленская епархия обняла губернии Курляндскую и Литовские, за исключением земли Самогитской или Самогитии, для κοтοροй назначалась особая епархия Жмудская. Луцкая епархия помещалась в границах Волынской губернии. Каменецкая – Подольской, Минская – Минской. При каждом римскокатолическом епископе учреждался суфраган 2259 , «с титулом епископа в странах неверных» 2260 , и официал, «или генеральный викарий». Архиепископ Многилёвский получал титул митрополита всех римскокатолических церквей в России и мог избрать себе жительство в Могилёве или Киеве, – только бы не вне пределов своей епархии. На содержание новоучреждённых римскокатолических кафедр были определены суммы отчасти из доходов от имений римскокатолических монастырей, отчасти же из государственного казначейства. Этим же высочайшим указом на новые латинские кафедры произведены и назначения. Виленским епископом определён бывший лифляндский епископ Иоанн Корвин-Коссаковский. Епископом Луцким Гаспар Цецишевский, Каменецким Иоанн Дембовский, Минским – прелат Иаков Дедерка. На Жмудской, или Самогитской кафедре был оставлен епископ Жмудский князь Стефан Гедройц, а на Могилёвской архиепископии митрополит Станислав Сестренцевич, успевший приобрести, как было сказано в указе, «особливое монаршее благоволение». В суфраганы, кроме уже существовавших – Иоанна Бениславского и Георгия Павловского, были назначены: Адам Корвин-Коссаковский, Георгий Полубинский, Давид Пелховский и Адам Клокоцкий 2261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В епархии действует 10 приходских воскресных школ, самая крупная - при каунасском Благовещенском соборе, ее посещают более 200 чел. разного возраста. В 2001 г. создана епархиальная комиссия, курирующая работу воскресных школ. В 2001 г. 12 студентов из Литвы окончили заочное отд-ние Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та. В 1997 г. начала работу постоянно действующая епархиальная комиссия по аттестации преподавателей предмета «Основы религии», изучаемого в литов. общеобразовательных школах (по выбору учащихся) с 1992 г. Для правосл. учителей-катехизаторов епархия ежегодно проводит республиканские семинары. В наст. время в школах с рус. языком обучения работают 55 правосл. учителей-катехизаторов. В нач. 90-х гг. епархия издала 3 выпуска правосл. сб. «Лоза», «Очерки по истории русской святости» Иоанна Кологрива, молитвенники, отдельные труды рус. религ. философов. Церковно-общественные организации В 1995 г. было учреждено епархиальное Православное братство Литвы (председатель совета - настоятель Благовещенского собора в Каунасе прот. Анатолий Стальбовский), в к-рое вошли большинство приходов епархии. Во многом благодаря инициативе совета братства сотни юношей и девушек стали участниками летних правосл. лагерей, организуемых ежегодно на берегу Балтийского м. и в мест. Ужусаляй под Каунасом. Кроме того, молодые люди совершают паломничества по св. местам России, Белоруссии, Украины. На праздники Рождества Христова и Пасхи проходят фестивали молодежных творческих коллективов. Правосл. об-во св. Евфросинии Полоцкой организует летние правосл. лагеря, молодежный хор об-ва участвует в богослужениях. Общество правосл. просвещения «Живой колос» опекает детей-сирот и детей из неблагополучных семей в рамках действующей уже 12 лет программы «Крестные и крестники». «Живой колос» ведет программу на Литовском национальном радио, в к-рой освящаются религиозно-нравственные вопросы, исторические и совр. аспекты жизни русских в Литве. Наиболее почитаемой святыней епархии являются мощи мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, почивающие в соборном храме вильнюсского Свято-Духова мон-ря. В трапезной вильнюсского Марие-Магдалинского жен. мон-ря хранится ларец с частицами мощей св. равноап. Марии Магдалины, привезенный в Вильно из Почаевской лавры в 1937 г. В соборе в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Каунасе находится Сурдегская икона Божией Матери , по преданию явившаяся в 1530 г. над источником в мест. Сурдеги, в 38 км от Панявежиса; этот источник и поныне является местом паломничества верующих. Монастыри

http://pravenc.ru/text/158622.html

12) Цезарий Стебновский , с 13 сентября 1756 г. Родился в Перемышльской епархии от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, в коллегии de propaganda fide, где и получил степень доктора богословия и охридским архиепископом Матренгой посвящен в иеромонахи; здесь он издал на русском и латинском языке сочинение под заглавием: Officia sanctorum Ruthenorum; по возвращении из Рима, был супериором Жировицкого и потом архимандритом Онуфриевского монастырей; с 1756 г. архиепископ смоленский. Умер 1762 года. 13) Ираклий Лисянский с 1763 г. Умер 1771 года. 14) Иосиф Лобкович с 1771 г. По присоединении Белоруссии к России, после первого раздела Польши в 1772 году, Смоленская униатская епархия закрыта. Лобкович после того имел пребывание в Онуфриевском монастыре, где и умер в 1778 году. Владимиро-Брестская епархия Владимиро-Брестская униатская епархия обнимала Волынское воеводство до Подолии; на северо-запад – Брестское воеводство, Подляшье и округа Бельский, Мельницкий и Дрогичинский. 1163 В течении первых девятнадцати лет, после Брестского собора, в целой Брестской епархии ни один приход и ни один священник не изменил православию. Первый переход в унию целого прихода (Сомятыч, Гродненской губернии) был в 1614 г. Православные священники Подляшья, не желая подчиниться своему епархиальному епископу, Ипатию Поцею, принявшему унию, отдались в управление слуцких архимандритов. Многие приходы, ныне сплошь католические, очень долго отстаивали православие, пока наконец насилием не были принуждены к унии. Но уже с первой половины XVII в., образовался на Подляшье центр унии во владельческом городе Беле, бывшем во власти князей Радзивилов (Несвижских). В 1628 г. Христофор Вильский Циборович, каноник и оффициал бресто-литовский, пробощь бельский, основал в Беле высшую школу для образования юношества, подчинив ее Краковской академии. Владелец места, князь Александр Лудовик Радзивил, маршалок великого княжества Литовского, снабдил ее средствами, а преемник Вильского, Мацией Дрвенский, выпросил для нее у Краковской академии важные привиллегии. 1164 Этим положено было начало полонизации Подляшья. Нападения казаков в 1648 и 1657 г. на Белу и прилегающие к ней села дали грозный урок русским, отказывавшимся от своей веры. Бельская академия была разорена. Для восстановления унии и привлечения к ней народа, Катерина Радзивил (из Собиесских), воеводина виленская, и сын ее Станислав, в 1680 г. восстановили раззоренную академию и устроили базилианский монастырь и наконец дали, будто бы, убежище в своем замке святыне униатов, мощам Иосафата Кунцевича, вынесенным из Полоцка во время нападения русских на этот город. С этих пор Бела делается центром не только для униатского Подляшья, но и для всего униатского мира, и крепостью для борьбы с православием. В 1765 году мнимые мощи Кунцевича были перенесены в новопостроенную каменную базилианскую церковь . 1165 Перед воссоединением униатов, в 1874 г., они были перенесены в склеп, под церковью, и вход к ним замурован.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ). После принятия Брестской унии духовенство литовско-белорус. части Киевской епархии сразу же почти в полном составе присоединилось к унии, поскольку здесь была сильна власть митрополита, жившего в Новогрудке (униат. митрополиты жили в городе до сер. XVIII в.). Однако местная шляхта и большинство магнатов до сер. XVII в. оставались православными или протестантами. Сразу после Брестского Собора 1596 г. униат. Киевский митр. Михаил (Рагоза) подчинил себе виленский клирос и клирос Новогрудка. Митрополит отнял в пользу униат. митрополичьей кафедры обширные владения Дятловичского мон-ря в Полесье, в нач. XVII в. они были возвращены архим. Киево-Печерского мон-ря Елисеем (Плетенецким) при помощи казаков. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался 1-й капитул униат. монашества, что считается офиц. учреждением ордена св. Василия Великого (см. Василиане ). В этом же году при Борисоглебском соборе в Новогрудке была создана муж. община василиан, в сер. XVII в. в городе появились василианки. В 1617, 1671, 1684, 1686 гг. в Новогрудке прошли съезды ордена св. Василия Великого. К 1793 г. униат. Церковь имела в Новогрудском воеводстве мон-ри: Новогрудский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский. В XVII-XVIII вв. существовал Новогрудский собор (адм. округ) униат. митрополичьей епархии. В 1793 г. была учреждена правосл. Минская епархия с центром в Слуцке, в состав к-рой вошли присоединенные к России по 2-му разделу Речи Посполитой (1793) белорус. земли; в 1798 г. епископская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск. По 3-му разделу Польши (1795) центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок - присоединились к Российской империи. Минская епархия включала благочиния, впосл. составившие территорию Новогрудской и Лидской епархии: Лидское, Любчанское, Новогрудское, Ошмянское и Слонимское. С 1840 г. зап. часть буд.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010