Димитрий Ростовский, бывший тогда проповедником в Слуцком монастыре. После него кафедра оставалась 20 лет без святителя и управлялась наместниками киевского митрополита. В это время поселились в Могилеве иезуиты и начали сильно преследовать православных, понуждая к принятию унии. С этой же целью не было допускаемо назначения в эту епархию православного епископа. В 1680 г. в епископы белорусские избран был старший виленского Святодухова монастыря Климент Тризна. Посланные к королю с Люблинского съезда послы от православных ходатайствовали об утверждении его белорусским епископом, 927 но утверждения не последовало. Вслед за тем, указом короля Яна Собиеского от 11 апреля 1683 г., полоцкому Богоявленскому монастырю и всем православным жителям Полоцка запрещено возобновлять православные церкви в Полоцке. 928 По Московскому договору 1686 г. Белорусская епархия оставлена православным, но епископа в ней долго еще не было. В марте этого года московский патриарх Иоаким дал грамоту полоцкому Богоявленскому монастырю, которой предоставил ему зависимость только от патриаршего престола и, сожалея, что Белорусская епархия «ради неких злохитрств» много лет не имеет собственных архиереев, благословил тамошнему игумену Игнатию Жихмонтову и его преемникам освящать православные церкви и исправлять прочие духовные дела в том крае, доколе по воле Божией собственные в той епархии архиереи устроятся. 929 В июле того же года наместником и администратором Белорусской епархии именуется Сильвестр Волчанский; 930 в 1688 г. Петр Пашкевич Толоконский, старший виленского Святодухова монастыря. 931 После Пашкевича, администратором епархии назначен был архимандрит витебского Маркова монастыря Серапион Пальховский , архимандрит слуцкий, наместник киевской митрополии. В 1692 г. в бытность в Могилеве короля Собиесского, граждане просили дать им епископа. Но король отвечал, что если хотят униатского епископа, то он прикажет поставить; а православному епископу никогда в Могилеве быть не позволит. 932 Однако же в 1697 г. Серапион получил королевскую грамоту на Белорусскую епископию и торжественно вступил в Могилев, встреченный духовенством и гражданами. Но в 1699 г. король Август II, по настоянию полоцкого униатского архиепископа Мартиана Белозора, объявил эту грамоту недействительной, указывая на тот происшедший от нее вред, что «не только в Белорусской епископии, но и по всему великому княжеству Литовскому чрез посвящение в священнический сан схизма начала множиться». 933 Серапион скончался в 1704 г. Тело его, стоявшее до погребения в склепе деревянной Спаской церкви, сгорело в 1708 г., во время случившегося пожара, вместе с церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

митрополии, территория которой после Собора 1596 г., принявшего Брестскую унию, значительно сузилась. После восстановления правосл. иерархии в 1620-1621 гг. власть Киевских митрополитов и соответственно территория К. е. постепенно распространились на Левобережье и казацкий юг. Митрополичья область сократилась, после того как Исаия (Копинский) не позднее 1628 г. стал «архиепископом Смоленским, Черниговским и всего Севера, архимандритом монастырей заднепрских». После 1596 г. литовско-белорус. часть К. е. почти целиком приняла унию, в Вильно подавляющее большинство приходских храмов во главе с наместником протопопом Иоанном Парфеновичем признали митрополита-униата Михаила (Рагозу). Несмотря на противоречия в 1608-1609 гг. между униат. митр. Ипатием Потеем и униатским духовенством в Вильно, Новогрудке, Гродно, Минске, Жировицах и др., к-рое протестовало против латинизации униатства и грозило вернуться в правосл. Церковь, уния при вооруженной поддержке властей сохранила свое господство в белорусско-литов. части К. е. Оппозицию унии возглавило правосл. братство, переместившееся в монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (Святодуховское). Братство вело активную полемическую, книгоиздательскую и образовательную деятельность. В 1609 г. в Вильно было совершено покушение на Ипатия Потея. В 1609-1611 гг. неск. правосл. мон-рей появилось в Минском воеводстве на частных землях, они находились в зависимости от виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь ). В нач. XVII в. было создано братство при минском Петропавловском мон-ре, в 1614 г. принявшее устав Виленского братства, при братстве действовала школа. Юж. часть К. е., в пределах Киевского воеводства, не подчинилась унии. Ни один представитель Киева и Киевского воеводства не присутствовал на униат. Брестском Соборе. На правосл. Соборе 1596 г. эта часть К. е. была представлена архимандритом Киево-Печерского монастыря Никифором (Туром), старцем Выдубицкого монастыря Никоном и 8 светскими лицами: князьями, шляхтичами и земскими чиновниками (в т.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Если же указание на училища в Москве и других внутренних городах предполагает, что содержание и Виленского училища можно частью отнести к пожертвованиям благотворительных людей, то это в пределах Литовской епархии неосуществимо. Здесь почти все помещики, купечество и даже мещанство принадлежат к иноверию и естественно от них нельзя ожидать поддержания Православных заведений. В Православном исповедании состоят почти одни бедные крестьяне, которые не в состоянии делать приношений. Бедное духовенство этой бедной паствы не в состоянии также способствовать поддержанию училища для девиц. Даже малое число зажиточнейших священников, если не найдут в училище облегчительных средств, не захотят отдавать дочерей своих из трёх губерний в отдалённое Виленское училище, а будут их пристраивать с большею экономией в местные иноверческие пансионы – что было бы противно имеющейся цели, не столько образовать, сколько преобразовать в здешней стране женский пол воссоединённого духовенства. Что больше – учреждение в Вильне училища для девиц духовного звания, со средствами неверными, слишком скудными и необеспеченными, не только не удовлетворило бы местной потребности, но и произвело бы неприятное действе. Иноверцы, среди коих состоит Литовская епархия, попрекали бы духовные власти таким училищем; и попрёк этот был бы тем чувствительнее, что предполагаемое училище принято под Августейшее покровительство Государыни Императрицы. По сим уважениям я нахожу необходимым (и в этой необходимости, надеюсь, согласится высшее начальство) обеспечить учреждаемое в Вильне училище для девиц духовного звания средствами не роскошными, но безбедными и верными. Средства эти окажутся тем более умеренными, что я нашёл возможным штат сего училища, при равном числе воспитанниц, значительно сократить противу штата Царскосельского училища, да притом большую часть штатной суммы отнести на особые средства епархиального ведомства. Проект штата для означенного в Вильне училища, мною составленный, честь имею при сем препроводить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

76 Старейший член некогда самого влиятельного Брестского капитула, Тупальский, как человек весьма умный, хлебосольный, общительный, успел объединить всех Жировицких белоруссов, малороссов и великороссов. Он выдал четырех своих дочерей за учителей Жировицкой семинарии, в том числе одну за Прокопия Доброхотова (ныне епископ Олонецкий), а также одну свою родственницу за учителя Александра Кандидова. 77 «Вестник Европы», 1872 г. июнь, стр. 637. «Вестник Западной России», 1869 г. кн. II, т. I, стр. 169–170. Некролог митрополита Иосифа, М. Кояловича. Жарский полагал подчинить базилианский орден покровительству Святейшего Синода, с тем, чтобы не изменялись ни в чем уния с Римом, равно и устав ордена, и, чтобы утверждены были за базилианами оставшиеся у них фундуши. 78 Всех базилианских монастырей было в это время 81 из них 72 мужских и 9 женских, граф Толстой «Иосиф митрополит Литовский», 43 стр. Сравн. «Вестник Европы», 1872 год, июль, 89 стр.; октябрь, 21 стр. 79 Яворовский скончался на 71 году жизни в Супрасле. Местное предание говорит, что Иосиф, будучи в Супрасле, в сентябре того же года, склонял Яворовского искать воссоединения с греко-российскою церковью, на что Яворовский отвечал: «дайте мне спокойно умереть, а после моей смерти делайте, что хотите». Архимандрит Николай, «Супрасльский Благовещенский монастырь», стр. 391. 80 В Полоцк был назначен управлявший Брестской епархией, престарелый митрополит Булгак, сохранив за собою и бывшую Луцкую епархию. Брестская же епархия была присоединена к Литовской, вверенной епископу Иосифу. Вместе с этим исполнилась и еще часть предположений Иосифа и коллегии: вместо четырех прежних епархий остались только две. 81 Нужно заметить, что из 800 церквей Литовской греко-униатской епархии в 80-ти, т.е. В десятой части всех церквей, уцелели еще старинные иконостасы, как бы для напоминания всем о бывшем некогда в стране православии. 82 Протоиерей Плакид Янковский. «На рубеже», в «Литовских епархиальных ведомостях», 1867 год, 1. 84 Бывший профессор в Главной семинарии всех главных деятелей воссоединения, протоиерей М. Бобровский так писал в 1835 году к настоятелю Виленского Свято-Троицкого монастыря Босяцкому: «если справедливо, что наши епископы, не исключая Жарского, дали подписки на присоединение к православию, то уже настал конец унии в Литве», «Русская старина», 1889 год, май, стр. 350.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Конец первого тома. 872 М. Макарий. Истор. Рус. Церк. IX, стр. 4. В Киевской латинской епархии в пол. XV в. было только 7 костелов, в Жмудской – в пол. XVI в. только 34 костела. Во всем княжестве Литовском около полов. XVI в. насчитывалось до 700 парохий или приходских костелов (там же). 873 П. С. Р. Л. VI, 168; VIII, 149. Галицкая епархия была в это время митрополичьим наместничеством. 874 О Спиридоне Сатане в Софийской летописи под 6990 г. замечено: «чернец, его же Сотаною зовут за резвость..., шед в Царь град ста в митрополиты на Русь, и приеха в Литву, король же его ят и посади в заточении». (П. С. Р. Л. VI, 233). 875 Макарий. Истор. Рус. Цер. IX, 43, 62–63, 68–69. Едва ли справедлива заметка летописца в прибавлении к Ипатьевской летописи: «в тоже лето 6982 (1474) посвящен бысть на митрополию Киевскую Мисаил, епископ смоленский, от патриарха Симеона Трапозонтича». (П. С. Р. Л. II, стр. 359). 877 Археограф. Сборник домументов Север.-Запад. России, издаваемый при управлении Виленского учебного округа, т. I, 2. (Известен обыкновенно под названием «Виленского Археографического Сборника»). По смерти м. Симеона православные князья просили Казимира позволить им избрать нового митрополита и послать за благословением (избранному полоцкому архиепископу Ионе Глезне) к константиноп. патриарху в 1488–1489 г. Через сто лет и позже соблюдался тот же порядок. М. Илья Куча (1577 г.) утвержден патриархом по листам польского короля (Акт. Зап. России, III, 80). 879 Из владык Западнорусской митрополии, управлявших епархиями до половины XVI в. Двое – трое заслуженно получили епархии и достойно вели себя. Из остальных иной получил кафедру за услуги сына королю и в уплату королевского долга; другие выпросили или, вернее, купили себе кафедры разными приношениями, то самому королю, то окружающим его и купили в то время, когда эти кафедры были еще заняты наличными епископами; третьи отличились ревностью умножать свои имения, ограждать их королевскими грамотами, грабили и опустошали имения монастырей в подведомой им епархии (Макарий. Ист. Рус. Ц. IX, 288–289).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. 1865 г. Фотография. 2003 г. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. 1865 г. Фотография. 2003 г. 11 марта 1990 г. было восстановлено независимое Литовское гос-во. По новой Конституции Литвы, Православие вошло в число 9 традиц. для края конфессий, к-рым правительство республики ежегодно выделяет средства, распределяющиеся пропорционально числу верующих; среднегодовая помощь правосл. Церкви из бюджета Литвы составляет ок. 60 тыс. долл. По закону о возвращении собственности, епархии вернули часть недвижимости, к-рой она владела до 1940 г., в частности 5 жилых многоэтажных зданий в Вильнюсе, неск. церковных зданий в провинции, жилые постройки, принадлежавшие отдельным приходам. Православным переданы Александро-Невская и Екатерининская церкви в Вильнюсе, Евфросиниевское кладбище, на к-ром возобновили Свято-Тихоновскую часовню; выделены средства на восстановление ц. вмц. Параскевы Пятницы. В кон. 90-х гг. в епархии освятили неск. новых храмов: во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в средней школе Клайпеды, во имя свт. Тихона в райцентре Шальчининкай, Иоанно-Предтеченский в Висагинасе. В 2002 г. в Паланге по проекту пензенского архит. Д. Борунова возведен храм в честь Иверской иконы Божией Матери, по проекту того же архитектора в Клайпеде возводится Покровско-Никольская ц., Никольский придел к-рой освящен в дек. 2002 г. В Висагинасе строится двухэтажный храм в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в 2001 г. освящен Пантелеимоновский придел этого храма. Важнейшим событием в жизни правосл. Литвы стало посещение республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 25-27 июля 1997 г., приуроченное к празднованию 650-летия кончины Виленских мучеников и 400-летия Свято-Духова мон-ря. Президент Литвы А. Бразаускас вручил Патриарху Алексию II высшую награду Литовской Республики - орден литов. вел. кн. Гедимина 1-й степени. В ходе визита Патриарх Алексий II посетил школу-интернат 3 в Вильнюсе и передал пожертвование на ее благоустройство. С балкона часовни, в к-рой находится виленская Остробрамская икона Божией Матери , почитаемая как православными, так и католиками, Предстоятель РПЦ выступил с обращением к народу Литвы. Просветительская, издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/158622.html

6) Киприан Жоховский , с 1665 года архимандрит дерманский и дубненский, с 1668 г. лещинский, с 1670 дерманский, с 1671 епископ витебский, коадъютор полоцкого архиепископа, с 1674 г., по смерти Коленды, полоцкий архиепископ, и в том же году вступил в управление митрополии. 7) Марциан Белозор , из пинских епископов, с 27 сентября 1696 г. Умер в преклонных летах 1707 года. 8) Сильвестр Пешкевич с 1708 года. Умер 1713 г. 9) Флориан Гребницкий . Родился в полоцком воеводстве от родителей католического исповедания; обучался в виленском университете и получил степень доктора богословия; после был учителем философии в Жировицах и оффициалом базилианского ордена; в 1716 г. 11 марта, при содействии великого канцлера литовского, князя Карла Станислава Радзивила, получил полоцкую кафедру, на которую желал перейти из Владимира митрополит Кишка. 1142 По смерти митрополита Афанасия Шептицкого, был администратором митрополии, а с 1748 г. митрополитом. 10) Иасон Смогоржевский , по происхождению мазур из Великой Польши, сын родителей римско-католического исповедания, обучался в греческой коллегии в Риме, с 1747 г. генеральный митрополичий викарий, с 1758 г. коадъютор полоцкого архиепископа, с 1762 г. архиепископ. Пинская епархия Пинская епархия была самой малой из всех униатских епархий, обнимая лишь Пинский повет Брестского воеводства и простираясь в длину и ширину на 40 немецких миль. В 1631 году высланный из пинской иезуитской коллегии иезуит Андрей Боболя, для совращения православных в католическую веру, избрал главным местом своей пропаганды м. Янов в Пинской епархии и в течениии 26 лет вел дело с таким фанатизмом, что православные, ворвавшись 19 мая 1657 г. в католическую церковь , схватили его и умертвили. В последствии папа Бенедикт XIII причислил его к лику святых. В 1664 г. Пинская униатская епархия имела лишь до 10-ти приходских церквей. 1143 В 1676 году протопоп пинский Курцилович показывал, что в королевских имениях священников состоит 39 и протопоп, а в имениях земских, наследственных шляхетских, 46 священников, а лиц светских, мужчин и женщин 74. 1144

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Довольно доброжелательным становится тон отчетов комиссий содействия. Во многих из них отмечается существенное изменение религиозной обстановки, резкий (более чем в 2 раза) рост количества крещений в 1988-1989 гг. Некоторые священники (например, священник Владимир Зайшлый из Братска) были выдвинуты кандидатами в народные депутаты горсоветов. «В округе альтернативы для Зайшлого нет» – свидетельствовал отчет комиссии содействия . 26 января 1990 г. архиепископ Хризостом был назначен в Виленскую и Литовскую епархию, а 4 февраля 1990 г. во епископа Иркутского был хиротонисан архим. Вадим (Лазебный) (р. 1954), по сей день в сане архиепископа занимающий Иркутскую кафедру. За один только 1990 г. к 20 существовавшим приходам Иркутской епархии прибавилось 13. Последним знаковым событием уходящего времени, свидетельствующим об окончании советской эпохи в жизни епархии стало возвращение мощей свт. Иннокентия, которые, после обнаружения в Ярославле, были на поезде перевезены в Иркутск и 3 сентября 1990 г. торжественно внесены в Знаменский кафедральный собор. Заключение Период господства советской власти стал для Русской Православной Церкви временем тяжелых испытаний, когда порой казалось, что ее существование вскоре прекратится. Судьба Иркутской епархии не стала исключением, и ее в полной мере затронули гонения, репрессии и притеснения. Хронологические рамки различных периодов церковно-государственных отношений в годы советской власти для истории Иркутской епархии в целом совпадают с общероссийскими и могут быть разделены на два основных этапа: довоенный (1917-1940) и послевоенный (1943-1990). После революционных событий в 1917-1919 гг. на территории епархии окончательно установился советский режим. Уже в первые годы советской власти епархия столкнулась с систематическими антицерковными мероприятиями: вскрытием мощей свт. Иннокентия Иркутского, конфискацией церковных ценностей, несправедливым осуждением еп. Анатолия (Каменского), активной поддержкой обновленческого раскола со стороны гражданских властей, не получившего при этом широкого распространения в регионе. В 1929-1937 гг. Иркутская епархия существовала в условиях ужесточения церковно-государственной политики, систематического закрытия храмов, при активных преследованиях священнослужителей и церковно активных мирян. Апогеем довоенного периода стали 1937-1938 гг., когда подавляющая часть духовенства была арестована и репрессирована, были закрыты практически все оставшиеся приходы.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Свято-Троицкий мон-рь стоит на месте мученической кончины виленских святых, к-рое вел. кн. Ольгерд подарил христ. общине, выстроившей при содействии вел. кнг. Иулиании в 1347-1350 гг. деревянную церковь во имя Св. Троицы, куда перенесли мощи мучеников. В 1514 г. польск. кор. Сигизмунд I разрешил кн. К. И. Острожскому построить в Вильно 2 каменные церкви, в т. ч. и Свято-Троицкую. В XVII в. уже на территории захваченного униатами мон-ря (1609) к зданию церкви были пристроены часовни - с юж. стороны во имя Воздвижения Св. Креста (1622), с сев.- ап. Луки (1628) и семейная усыпальница Яна Тышкевича. После разрушительных пожаров (1706, 1748, 1749) церковь была отстроена униатами по проекту архит. Глаубица в стиле позднего барокко. Это 3-апсидный, 3-нефный прямоугольный в плане храм зального типа. В целом архитектурный ансамбль Свято-Троицкого мон-ря сложился в XVII-XVIII вв., но строительные работы продолжались до 20-х гг. XIX в. Входные ворота (1749, архит. Глаубиц) со стороны ул. Аушрос-Варту - пример литов. позднего барокко: извилистые горизонтали карнизов, стен, сложные ритмы пилястр и арок создают динамичный силуэт. В 1839-1915 гг. мон-рь принадлежал православным. Успенский (Пречистенский) собор, один из древнейших, был построен в 1-й пол. XIV в. киевскими зодчими по образцу Софийского храма в Киеве. В 1348 г. Владимирский еп. Алексий (буд. митрополит всея Руси) по приглашению вел. кн. Ольгерда освятил этот храм. По остаткам фундамента и позднейшим описаниям можно судить, что план церкви был близок к квадрату, здание имело купол, колокольня стояла отдельно, по сторонам собора был разбит сад. Высота древнего храма неизвестна, в юго-вост. углу совр. здания сохранилась башня с внутренним ходом под крышу, на наружной ее стороне видны фрагменты прежнего архитектурного декора. От 3 угловых башен остались лишь основания, на к-рых впосл. воздвигли новые башни, наподобие сохранившихся. Престолы храма были посвящены Богородичным праздникам: Рождеству, Введению во храм, Благовещению и Успению (главный престол) и дали название церкви - Пречистенская. С избранием в 1415 г. митрополита для Зап. Руси вел. кн. Витовт провозгласил собор кафедральным митрополичьим. 15 февр. 1495 г. здесь проходила встреча дочери рус. вел. кн. Иоанна III, вел. кнг. Елены Иоанновны, буд. супруги вел. кн. литовского Александра Ягеллончика. Молебствия совершал сщмч. архим. Макарий, в том же году возведенный в сан митрополита Киевского. В 1513 г. Елена Иоанновна была погребена здесь, над гробницей установлена привезенная ею в приданое чудотворная Виленская «Одигитрия» икона Божией Матери , позднее находившаяся в Свято-Троицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/158622.html

К этому считаем нелишним прибавить, что, с одной стороны, преосв. Макарий, в бытность свою архиепископом Литовским, непрерывно и серьезно болел, как о том свидетельствуют его письма к своему брату, каковое состояние его здоровья, разумеется, не могло не отражаться, напр., на том, что он сравнительно редко ездил по епархии, не всегда совершал богослужение, когда желал; а с другой стороны, Литовская епархия ко времени вступления в управление ею преосв. Макария была сравнительно малочисленна 1365 , особенно по сопоставлению с такими епархиями, как Московская или Киевская. А между тем у преосв. Макария всегда было два помощника, в лице викариев, которые хотя и «менялись и при том нередко» 1366 , но за то имели другие преимущества на своей стороне, благодаря чему могли быть особенно полезными помощниками своему архиепископу. Викариями Литовской епархии, во время управления его преосв. Макарием, были следующие преосвященные: 1) Иосиф (Дроздов) епископ Ковенский, который был хиротонисан, из настоятелей Св.-Троцкого Виленского монастыри и ректоров Литовской духовной семинарии 14 сентября 1868 года, при чем пред тем он прослужил в должности ректора около 7 лет и «отличался неутомимою деятельностью» 1367 ; викарием при преосв. Макарии он был 6 лет, до 7 декобря 1874 г., когда был назначен епископом Смоленским 1368 ; 2) преосв. Евгений Шерешило, епископ сначала Брестский (1870–1875 г.), а потом Ковенский (1875–1877), хиротонисанный из настоятелей Св.-Троицкого Виленского монастыря и ректоров Литовской духовной семинарии 9 августа 1870., в каковой должности он оставался два года (1868–1870 г.) 1369 ; 3) Владимир Никольский , епископ сначала Брестский (1875–1877 г.), потом Ковенский (1877–1881 г.) 1370 и 4) Ианнуарий Попов, епископ Брестский (1877–1879 г.) 1371 . Таким образом, из трех главных помощников преосв. Макария но управлению Литовской епархией прослужили в должности викария: один (преосв. Евгений) – около 7 лет; другой (преосв. Иосиф) – около 6 лет и третий (преосв. Владимир) – около 4 лет, при чем всего на службе в Литовской епархии был из них – один (преосв. Иосиф) около 14 лет, другой (преосв. Евгений) – около 9 лет. После этого нам представляются совершенно немотивированными и несправедливыми следующие слова одного из новейших описателей деятельности преосв. Макария по управлению Литовской епархией: «весьма значительная же часть бремени по управлению Литовской епархией была возложена преосв. Макарием на его викариев, и особенно первого викария... Преосвященные викарии менялись и при том нередко (первых викариев переменилось три с 1869–79 г. 1372 , а с переменою их, изменялись и взгляды на положение дел по епархии, с которыми они, впрочем, и не всегда могли познакомиться надлежащим образом, за кратковременностью своего служения 1373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010