Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТОВСКАЯ И КОВЕНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ, епархия для православных приходов Литовской Республики и Виленского воеводства Польши, существовала в 1928-1941 гг. (в 1928-1939 Литовская, Виленская и Ковенская митрополия с центром в Каунасе (Литва), с 21 окт. 1939 по 24 марта 1941 Л. и К. м., с 24 марта 1941 Виленская и Литовская епархия в составе Прибалтийского Экзархата (см. Экзархат Латвии и Эстонии )). 1917-1923 гг. Разделение дореволюционной Виленской и Литовской епархии было обусловлено военными событиями 1918-1920 гг., когда независимой Литве угрожали войска Германии, Советской России, затем Польши. В янв. 1917 г. Синод принял решение об отпуске сумм на обустройство временного помещения для Литовской консистории, эвакуированной в г. Дисна Виленской губ. (ныне Витебская обл. Белоруссии). В связи с избранием архиеп. Литовского и Виленского свт. Тихона (Белавина) митрополитом Московским и Коломенским Елевферий (Богоявленский) , еп. Ковенский, вик. Литовской епархии, указом Синода от 28 июня 1917 г. был назначен управляющим Литовской епархией. Еп. Елевферий участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в кон. 1918 г. приехал в Вильну. После подписания 3 марта 1918 г. Брестского мирного договора в Вильну начали возвращаться учреждения Литовской епархии, ранее эвакуированные в Дисну, Москву и С.-Петербург. Однако далеко не все хотели ехать в пострадавший от войны город. Часть служащих Литовской консистории, находившейся в эвакуации в Москве, создали «епархиальный исполком», к-рый принял ряд постановлений. 21 июня 1918 г. последовало решение Синода о возвращении консистории в пределы Литовской епархии. Решением Синода от 22 нояб. Литовская консистория была ликвидирована, поскольку одновременно с консисторией существовал Литовский епархиальный совет, состав к-рого был утвержден 4 окт. 1918 г. 13 июня 1918 г. Синод принял решение о возвращении Виленского жен. ДУ из Владимира в Вильну. Возникла проблема с реэвакуацией Литовской ДС: власти Вильны отказались вернуть семинарии здания, возвращение семинарии стало возможным в 1919 г. В нояб. 1918 г. Литовское епархиальное управление переехало из Дисны в Вильну. 1 янв. 1919 г. был утвержден состав выборного Литовского епархиального совета во главе с правящим архиереем.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена решением Синода РПЦ от 25 дек. 2014 г., отделена от Новогрудской епархии; епископом Лидским и Сморгонским тогда же избран архим. Порфирий (Преднюк) . Территория Л. и С. е. включает сев.-вост. часть Гродненской обл. Белоруссии: г. Лида, Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский р-ны. Кафедральный город - Лида. Кафедральные соборы: во имя арх. Михаила в Лиде и в честь Преображения Господня в Сморгони. Правящий архиерей - еп. Порфирий (Преднюк; с 5 апр. 2015). Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский. В епархии насчитывается 47 храмов, в клире состоят 43 священнослужителя (42 иерея, 1 диакон). На территории епархии действует ставропигиальный (по отношению к Минскому митрополиту) Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь (в дер. Богуши Сморгонского р-на). При ЕУ работают отделы: по делам молодежи, миссионерский, религ. образования и катехизации, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по благотворительности и социальному служению. Епархия охватывает территорию, которая исторически относилась к Лидскому и Ошмянскому поветам, существовавшим с 1566 г. в составе Литовского великого княжества , затем Речи Посполитой и Российской империи. После длительного господства в регионе униатской Церкви в 30-х гг. XIX в. произошло воссоединение белорус. униатов с Православием. В частности, к правосл. Церкви присоединились действовавшие в крае мон-ри василиан : Голдовский, Сутковский и Борунский; из них только последний продолжил существование как православная обитель. После подавления польского восстания 1863-1864 гг. была усилена миссионерская деятельность православного духовенства среди католиков. В 1840 г. построен Преображенский храм в Сморгони на месте старого, в 1863 г. в Лиде освящен Михаило-Архангельский собор. К началу первой мировой войны в Лиде действовали 3 храма: Михайловский, кладбищенский Георгиевский и гарнизонный Свято-Троицкий. Благочинный Лидского городского округа прот. Иосиф Коялович (брат профессора СПбДА М. О. Кояловича ) в 1915 г. спросил благословение Виленского и Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина; впосл. патриарх Московский и всея России) остаться в Лиде и не эвакуироваться в Россию.

http://pravenc.ru/text/2110493.html

«Если говорить о работе Управления, то, как часто бывает, главная сложность — в подборе кадров. Структура новая, требовалось не только найти новых людей, но и подготовить их для этой работы. Должен сказать, что нам есть ещё над чем работать и чему учиться», - продолжил архипастырь. «Несмотря на то, что у меня имеется определенный опыт служения в ближнем зарубежье, а именно в Беларуси, сегодня мои основные труды связаны с делами Московской митрополии и Коломенской епархии, а это занимает достаточно много времени, поэтому полного вовлечения в дела Управления остается не так много. Но, с Божией помощью и усердием наших сотрудников, мы вырабатываем пути решения всех вопросов и проблем для того, чтобы исполнить возложенное на нас послушание», - сказал он. «Если же говорить о ситуации в ближнем зарубежье, то каждый вполне может себе представить, насколько она разнородна, учитывая существенные различия между странами, не говоря об Украине, с архиереями которой какие-либо активные контакты сейчас практически невозможны», - продолжил владыка Павел. Он отметил, что, помимо критической ситуации на Украине, ситуация «в каждой Балтийской стране имеет сегодня свою особенность и свои трудности». «Совсем недавно в Литве Константинопольский Патриарх учредил свою антиканоническую юрисдикцию, приняв в нее лишенных сана клириков Виленско-Литовской епархии, а также некоторых клириков из Беларуси, не имеющих отпускной грамоты от своих архиереев. Это в буквальном, терминологическом смысле очередной раскол, поскольку таким образом раскалывается единая до сего времени епархия», - добавил митрополит. «Что касается самой Виленско-Литовской епархии, то совершенно очевидно, что на её правящего архиерея митрополита Виленского и Литовского Иннокентия оказывается большое давление с разных сторон. Некоторое время тому назад он обратился к Святейшему Патриарху и Священному Синоду с просьбой о придании Виленско-Литовской епархии статуса самоуправляемой Церкви. Поскольку такие решения по Уставу могут приниматься только Поместным Собором, повестка дня которого формируется Архиерейским Собором, Священный Синод принял решение о передаче этого прошения на рассмотрение предстоящего Архиерейского Собора», - подчеркнул он.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/27/na...

Литовская епархия: Общество в Литве ещё здоровое и люди мыслят в традиционных категориях В системе электронных дневников литовских школ вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Всего системой пользуются около 500 литовских школ. 17 декабря, 2013 В системе электронных дневников литовских школ вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Всего системой пользуются около 500 литовских школ. В системе электронных дневников литовских школ вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Всего системой пользуются около 500 литовских школ. Об этом сообщает Delfi.lt. Ранее сообщалось, что аналогичные обозначения пытались в Вильнюсе. При регистрации ребенка в детский сад на сайте самоуправления также предлагалось заполнить графы «родитель I» и «родитель II». Возможно ли, что Литва всерьёз отнеслась к рекомендации Совета Европы отказаться от использования слов «мама»  и «папа», как «проявления сексизма». Как относиться к подобным новшествам в школах ? Комментирует сообщение секретарь Виленской и Литовской епархии по внешним связям прот. Владимир Селявко. фото: russkie.org Пишут, что вышла новая версия электронного дневника. В планах – вновь вернуть понятия «папа», «мама». Возможно, это была попытка протащить этот вариант, так называемый европейский. Но, на самом деле, он вряд ли в ближайшее время может удаться, поскольку здесь ещё довольно сильные консервативные настроения в отношении традиционных христианских ценностей. Эту статью надо проверить, поскольку в СМИ нередко появляется информация, которая не соответствует реальности. Не исключено, что это была попытка внедрить этот момент, потому что многие не смотрят на такие вещи: папа, мама, какая им разница. На самом деле это какой-то единичный случай, или несколько их вылезло, а средствам массовой информации надо о чем-то писать. Все, что я вам могу сказать — литовское общество ещё вполне здоровое, и здесь очень много людей, которые все ещё мыслят в традиционных категориях. Отчасти это обусловлено тем, что Литва – христианская страна во многих поколениях, и даже советская власть не смогла все разрушить на корню.

http://pravmir.ru/litovskaya-eparxiya-ob...

Минская Основана 13.04.1793 (по ААО. Т. 1. С. 156 – в 1793 г. ; С. 28 – в 1796 г.) Образована для западных областей, возвращенных России по второму разделу Польши, на месте упраздненных Туровской (остававшейся до 1798 г. в ведении Киевской митрополии) и Слуцкой епархий. Кафедра Минского архиерея перенесена из Слуцка в Минск по указу 12.04.1795, но «...на деле перемещение Минского Преосвященного на жительство в Минск совершилось только в 1799 году...» ( Рункевич С. История Минской архиепископии. СПб., 1893, С. 335). «...Минская епархия вскоре затем приняла в свой состав и Литовские области, возвращенные России при третьем разделе Польши. После этого она явилась далеко превышающею, по занятому ею пространству, многие из епархий. С другой стороны, воссоединение с Православною Церковью полутора миллиона западнорусских униатов... сделало Минскую епархию еще большею... Уже в 1795 году было найдено необходимым выделить из Минской епархии одну епархию самостоятельную – Брацлавскую (ныне Подольскую) и одну викарную – Житомирскую (Волынскую)... Затем, в 1832 году, от Минской епархии отошла губерния Виленская к новоучрежденной епархии Полоцкой, а в 1840 году, после второго воссоединения униатов... Минская епархия, наконец, вошла в свои нынешние границы, определяемые границами Минской губернии...» (ЦВ. Прибавление. 1893. 50. стб. 1820). Архиепископия. «...Минские архиепископы до сент. 1840 г. имели б. ч. пребывание в Слуцком Свято-Троицком монастыре...» (Н.Д. Иерархия... С. 240). В условиях оккупации с 20.09(03.10)1941 г. по (07.07)1944 г. – временная автономия в юрисдикции Московского Патриархата на основании Указа ВЦУ при Св. Патриархе Тихоне 362 1920 г. Этим указом дозволялось временное автономное управление в условиях изоляции от Высшего церковного управления РПЦ. Именовалась: с 13.04.1793 (по друг.: с 13.04.1794) – Минская, Изяславская и Брацлавская; с 12.04.1795 – Минская и Волынская, коадъюторство (викариатство) Киевское; с 04.08.1799 (по др. с 16.10.1799) – Минская и Литовская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Герасим Шорец Скачать epub pdf (на литовской кафедре – 1868–1879) «Павел насади, Аполлос напои, Бог же возрасти» ( 1Кор. 3:6 ). После разделения (1448) Русской Митрополии на Московскую и Киево-Литовскую, находившуюся в пределах Литовско-Польского государства, митрополиты последней утвердили свою кафедру в столице Литвы, гор. Вильне. В 1596 г. Киево-Литовская митрополия отпала в унию. Нынешняя Литовская епархия, с кафедрой в г. Вильне, учреждена в 1839 г. приснопамятным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом Семашко , виновником возсоединения с Православной Церковью 1½ миллиона униатов и католиков Литвы и Белоруссии. После 35-летнего управления епархией митрополит Иосиф скончался 23 ноября 1868 г. Преемником его, 10 декабря того же года, был назначен архиепископ Харьковский Макарий Булгаков , впоследствии митрополит Московский, знаменитый ученый, богослов и историк, автор 12-томной Истории Русской Церкви и 5-томного Догматического богословия, на которых воспитывались многия поколения русского духовенства. Служебный стаж архиеп. Макария: епископ Винницкий, викарий Подольской епархии 1851–1857 г.г.; епископ Тамбовский – 1857–1859 г.г.; епископ Харьковский – 1859–1868 г.г.; в сан архиепископа возведен в 1862 г.; архиепископ Литовский – 1868–1879г.г.; митрополит Московский – 1879–1882 г.г.. Почетный член Московского и Харьковского университетов. Ординарный акаде мик Императорской Академии Наук. Его труды, кроме упомянутых Русской Церковной Истории и Догматичского богословия: Введение в курс догматического богословия, История русского раскола старообрядчества, История Киевской Духовной Академии. Родился в 1816 г., скончался в 1882 г. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. Читатель должен иметь в виду, что территория Литовской епархии, населенная народом русским (белорусской ветви) и православным, в течение многих веков входила в состав Литовско-Польского государства – Речи Посполитой. Здесь в 1596 г., в гор. Бресте, родилась церковная уния, которая распространялась и насаждалась мерами правительственного воздействия. Подавляющее большинство русского населения вынуждено было принять унию и в течение нескольких веков с нею сроднилось, окатоличилось и ополячилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По Высочайшему указу 22-го апреля 1828 года, которым, вместо прежних четырех униатских епархий, учреждалось две – Литовская и Белорусская, к Белорусской епархии, кроме церквей Витебской и Могилевской губерний, составлявших до этого времени Полоцкую униатскую епархию, были отнесены церкви в уездах: Минской губернии: Дисненском, Борисовском, Игуменском, Бобруйском, Речицком и Мозырском; Волынской губернии: Житомирском и Овручском; Киевской – Радомысльском, Сквирском и Махновском: Курляндской – в Зельбургском 18 . К ней же причислены были четыре прихода Херсонской губернии. Центром епархиальной жизни был оставлен кафедральный Полоцкой епархии город Полоцк, а архипастырем – Полоцкий униатский епископ Иаков Окелло-Мартусевич. Таким образом, новая Белорусская епархия представляла прежнюю Полоцкую епархию, расширенную частями прочих трех, существовавших до 1828 года, униатских епархий: Литовской, Луцкой и Брестской 19 . Размер новой епархии был совсем необычный: при сравнительно незначительной ширине, она тянулась в длину от граничащих с Псковской и Смоленской губерниями северных уездов Витебской губернии почти до самого Черного моря. Такое разграничение епархии могло бы показаться весьма странным, если бы оно не было намеренным. Сокращая число епархий, правительство имело в виду задуманное им дело воссоединения униатов, в частности же преследовало две цели: 1) оградить униатскую иерархию и вообще духовенство от католического влияния и 2) поставить униатов в более выгодные условия для сближения их с православием . Так объясняли дело еп.Семашко в своей записке от 25-го апреля 1834 года 20 и министр Блудов 21 в своей «записке для предварительного прочтения членам Секретного Комитета». «Прежде имелось четыре униатских епархии; две из них Виленская и Луцкая, по местопребыванию епархиального начальства, слишком подвержены были влиянию римлян, да кроме сего, последняя состояла только из 120 тысяч униатов в трех губерниях, между православными разбросанных, и большую часть своего духовенства отдавала в распоряжение римлян для их костелов; ныне обе сии епархии упразднены, чем не только униаты в половину ослаблены, но и доставлена удобность заместить благонадежными людьми важнейшие должности. По управлению остальными двумя епархиям», – писал И.Семашко в 1834 году. А Блудов в 1835 г. добавлял: «Униаты, составляющие 2 нынешние епархии, рассеяны по 10 губерниям, из коих в семи имеются епархии греко-российские. Можно будет еще и при существовании Греко-униатской коллегии подчинить постепенно греко-униатские церкви сим семи епархиям, оставив только сначала на волю духовенства относиться к униатским архиереям в нуждах совершенно духовных, именно: за великим миром и посвящением в духовный сан. Отдаленность, ласковое обхождение православных духовных начальств и другие, с сими совокупно действующие, преобразовательные меры заставят униатских священников вскоре отказаться от этого права. Таким образом, отойдут в ведение греко-российских архиереев».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Литовская и Волыно-Литовская Феофил (Филофей) митрополит Литовский, упоминается ок. 1317–1329 † ок. 1330 Роман митрополит, рукоположен с 1354 (1355) † кон. 1361 – нач . 1362 Литовская и Виленская (бывшая униатская епархия) Иосиф (Семашко) униатский епископ, бывший униатский еп. Мстиславский епископ со 2.04.1833 принят в сущем сане с 6.03.1839 архиепископ с 25.03.1839 митрополит с 30.03.1852 † 23.11.1868 Макарий (Булгаков) архиепископ, бывший архиеп. Харьковский и Ахтырский с 10.12.1868 по 8.04.1879 митр. Московский и Коломенский Александр (Добрынин) архиепископ, бывший архиеп. Донской и Новочеркасский с 23.05.1879 † 28.04.1885 Алексий (Лавров-Платонов) епископ, бывший еп. Таврический и Симферопольский с 11.05.1885 архиепископ с 20.03.1886 †9 .11 .1990 Кирилл (Орлов) епископ Ковенский, викарий временно управлял Литовской епархии † 26.12.1890 Донат (Бабинский-Соколов) архиепископ, бывший еп. Подольский и Брацлавский с 13.12.1890 по 30.04.1894 архиеп. Донской и Новочеркасский †16.04.1896 Викарии Литовской епархии Брестские епископы До 1839 года – униатская епархия Антоний (Зубко) униатский епископ, рукоположен, епископ, с 14.01.1834 принят в сущем сане с 6.03.1839 по 28.01.1840 еп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Пинский, викарий Минской епархии с 28.01.1840 по 1.03.1848 еп. Минский и Бобруйский Игнатий (Желязовский) епископ, рукоположен с 20.05.1848 по 27.06.1870 на покое; † 21.03.1872 Евгений (Шершилов) епископ, рукоположен с 9.03.1870 по 10.02.1875 еп. Ковенский, викарий Литовской епархии † 22.03.1897 Владимир (Никольский) епископ, рукоположен с 16.03.1875 по 16.05.1877 еп. Ковенский, викарий Литовской епархии † 29.12.1900 Ианнуарий (Попов [Вознесенский]) епископ, рукоположен с 5.06.1877 по 17.02.1879 еп. Балтский, викарий Подольской епархии Донат (Бабинский-Соколов) епископ, рукоположен с 27.05.1879 по 14.05.1881 еп. Ковенский, викарий Литовской епархии † 16.04.1896 Авраамий (Летницкий) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гродненская епархия Дата создания: 10 января 1900 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Образована 10 января 1900 г. по н.ст. (28 декабря 1899 г. по ст. ст.) путем выделения из Литовской епархии. Первоначально в состав епархии входили Брестский, Белостокский, Бельский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Пружанский, Слонимский, Сокольский уезды; титул архиерея — «Гродненский и Брестский». По Рижскому договору 1921 г. территория Гродненской епархии оказалась в составе Польши. В 1923 г. к Гродненской епархии был присоединен Новогрудский повет, и ее территория включала, помимо данного региона, Августовский, Белостокский, Бельский, Гродненский, Сувалкский, Сокульский и Волковысский поветы Белостокского воеводства и Слонимский повет Новогрудского воеводства. В 1928 г. к Гродненской епархии были присоединены приходы Барановичского и Несвижского поветов. С 1923 г. по 1939 г. титул правящего архиерея был «Гродненский и Новогрудский». После событий сентября 1939 г. территория епархии оказалась в составе Белорусской ССР. В конце этого же года кафедра была упразднена. 24 июня 1940 г. указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) Гродненская епархия была восстановлена с названием «Гродненская и Виленская». Епархия объединила территорию бывших Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве. Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена немецкими оккупационными властями к Восточной Пруссии. В 1942 году на Соборе белорусских епископов было принято решение на территории оккупированной Белоруссии создать шесть православных епархий, в том числе Гродненскую, которые входили в состав «Православной Белорусской автокефальной церкви» (1942-1944 годы); титул правящего архиерея — «Белостокский и Гродненский, Экзарх Православной Белорусской церкви в Восточной Пруссии». В этот период епархия включала 15 благочиннических округов: Белостокский, Бельский, Великоберестовицкий, Верховичский, Волковысский, Гайновский, Гродненский, Зельвенский, Каменецкий, Остринский, Пружанский, Росский, Семятичский, Сокольский.

http://patriarchia.ru/db/text/76529.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010